Научная статья на тему 'Совершенствование организации и содержания дополнительного профессионального естественнонаучного образования в современных условиях'

Совершенствование организации и содержания дополнительного профессионального естественнонаучного образования в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ХИМИЯ / БИОЛОГИЯ / ПУТИ И УСЛОВИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова Ксения Егоровна

В данной статье рассматриваются вопросы совершенствования организации дополнительного профессионального образования учителей естественнонаучного направления и его содержание. В связи с переходом к практико-ориентированной компетентностной парадигме, предполагающей формирование профессиональных качеств и развития способностей личности, возникает необходимость приведения в соответствие содержания и структуры переподготовки учителей естественнонаучного направления. Одним из оптимальных подходов решения этой задачи является построение методической системы, ориентированной на тенденцию развития высшей школы и внедрения профессионального стандарта учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова Ксения Егоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the Structure and Contents of Additional Professional Education in Natural Sciences Under Modern Conditions

This article discusses the issues of improving the organization and contents of additional professional education of teachers of Natural Sciences. Due to the transition to practical competence-based paradigm involving formation of competencies and development of the abilities of an individual, there arises the need to adapt the contents and structure of retraining science teachers. One of the best approaches to solve this problem is to build a methodical system focused on the development of higher education and introduction of the professional standard of the teacher.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации и содержания дополнительного профессионального естественнонаучного образования в современных условиях»

УДК 378.046.4

К.Е. Егорова

Совершенствование организации и содержания дополнительного профессионального естественнонаучного образования в современных условиях

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы совершенствования организации дополнительного профессионального образования учителей естественнонаучного направления и его содержание. В связи с переходом к практико-ориентированной компетентностной парадигме, предполагающей формирование профессиональных качеств и развития способностей личности, возникает необходимость приведения в соответствие содержания и структуры переподготовки учителей естественнонаучного направления. Одним из оптимальных подходов решения этой задачи является построение методической системы, ориентированной на тенденцию развития высшей школы и внедрения профессионального стандарта учителя.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, дополнительное образование, переподготовка, повышение квалификации, химия, биология, пути и условия методической системы

K.E. Egorova

Improving the Structure and Contents of Additional Professional Education in Natural Sciences Under Modern Conditions

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. This article discusses the issues of improving the organization and contents of additional professional education of teachers of Natural Sciences. Due to the transition to practical competence-based paradigm involving formation of competencies and development of the abilities of an individual, there arises the need to adapt the contents and structure of retraining science teachers. One of the best approaches to solve this problem is to build a methodical system focused on the development of higher education and introduction of the professional standard of the teacher.

Keywords: Federal State educational standard, additional education, retraining, improvement of professional skill, chemistry, biology, ways and methodical system conditions

Введение

Курс перехода высшей школы на новые образовательные стандарты по новому поставил проблемы переподготовки естественнонаучного педагогического образования, необходимость решения которых отчетливо проявилась в настоящее время, когда осуществляется поиск возможностей построения и сохранения единого образовательного пространства на территории всей России.

ЕГОРОВА Ксения Егоровна - доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методики преподавания биологии, химии и географии Института естественных наук Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия.

E-mail: kse-egorova@yandex.ru:

EGOROVA Ksenia - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head, Chair of Methods of Teaching Biology, Chemistry and Geography, Institute of Natural Sciences, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia.

Формирование методических путей и условий переподготовки естественнонаучного педагогического образования

Одним из факторов, способствующих совершенствованию дополнительного естественнонаучного образования учителей в условиях перехода к новой парадигме образовательной системы, становятся приведение содержания и структуры профессиональной переподготовки в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг. В этой связи возникает необходимость модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития, создания современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Переход к практико-ориентированной компетентностной парадигме, предполагающей формирование профессиональных качеств и развития способностей личности должен происходить в течение всей жизни, поскольку профессиональная компетентность является показателем соответствия специалиста требованиям профессионального труда [1]. При таком подходе очевидным становится тот факт, что полученные учителями при обучении в вузе знания и умения со временем становятся недостаточными для решения новых, стоящих перед высшей школой задач. Необходимы постоянное обновление и совершенствование их знаний и умений, в том числе через систему дополнительного профессионального образования. Для определения необходимости и значимости в современных условиях дополнительного профессионального образования нами проведено анкетирование среди слушателей переподготовки: учителей биологии и химии, географии и экологии. В опросе приняли участие 43 слушателя, обучающиеся по программе переподготовки на учителей биологии и химии, географии и экологии. В числе опрошенных были выпускники различных вузов и специальностей: ЯГУ, ЯГСХА, выпускники педагогических институтов Дальневосточного региона, как Хабаровск, Комсомольск-на Амуре и др. Среди них были учителя - естественники, русского языка, технологии, химики-технологи, ветеринары, зооинженеры, агрономы и др., которые работали в школах республики, не имея соответствующего диплома учителя. Анкетирование, прежде всего, было направлено на выявление мотивации выбора направления переподготовки. Представляем результаты проведенного исследования. Результаты ответов на вопрос «Почему Вы выбрали именно переподготовку данного направления (естественнонаучного)» представлены на рис. 1.

100% 90% 80% 70% 60% 30% 40% 30% 20% 10% 0%

_

1 |

■ ■

м т

Выбор переподготовки данного направления: прггчтгньг

■ что Е- селе, нет работы по их специальности

■ учительская профессия в сапе белее востребованная и престижная

устраивает срок пер еподготовки

■ интересны данные области науки

устраивает стабильная зарплата учителей

Рис. 1. Распределение ответов на вопрос мотивации выбора программы переподготовки по естественнонаучным профилям

Вескими причинами выбора профиля переподготовки слушатели назвали:

- 46,5% в селе, где они проживают, нет работы по их специальности;

- 41,86% считают, что учительская профессия в селе является более востребованной и престижной работой;

- 13,27% устраивает срок обучения переподготовки;

- 54,2% интересуют данные области науки;

- 20,6% устраивает стабильная зарплата учителей.

Для определения значимости дополнительного образования и переподготовки в современных условиях слушателям был предложен вопрос анкеты: «Для чего, на Ваш взгляд, нужна переподготовка кадров?» Полученные результаты показали, что большинство считают, что человек должен постоянно самосовершенствоваться для решения профессиональных задач. Респондентам было предложено перечислить дисциплины, которые требуют постоянного совершенствования знаний в обучении учащихся. К таким дисциплинам слушатели отнесли математику - 26 чел. (60,6 %), химию - 17 чел (39,4), а биологию считают, что смогли бы обучать. Выявление основных затруднений по изучению естественнонаучных дисциплин показало, что 44,18% слушателей отмечают изначально недостаток школьных знаний по этим предметам, а те, кто заканчивал родственные специальности как агрономия, ветеринария, зооинженерия, отмечают недостаточность вузовских знаний по математике, физике, химии, биологии (рис. 2).

100% Е>0% 80% 70% 60% 50% 4-0% 30% 20% 10% 0%

дп:штт1ны. которые требуют постоянного совершенствования знаннй

Рис. 2. Дисциплины, которые требуют постоянного совершенствования знаний в обучении учащихся

(по мнению респондентов)

□ математика

В "химия

=

В следующем вопросе было предложено указать предмет и причину затруднений, мешающих усвоению основных дисциплин учебного плана переподготовки (рис. 3). Результаты ответов показали, что больше всего затруднения вызывают такие дисциплины, как «химия» и «методика обучения химии», «биология» и её разделы, как «генетика», «эволюционное учение» и др., а в качестве причин - это, прежде всего, пробелы в знаниях самих слушателей, полученные в вузе - 23 чел. (53,5%); недостаток учебной и методической литературы, где они проживают - 18 чел. (41,8%).

Рис. 3. Диаграмма, отражающая предметы и причины затруднений

Проведенное анкетирование слушателей позволило раскрыть исходную картину состояния переподготовки учителей-естественников. В этой связи для совершенствования существующей системы и формирования современной модели переподготовки естественнонаучного педагогического образования в условиях внедрения новых стандартов высшего образования необходимо ориентироваться на такие составляющие, как: а) требования рынка труда (регионального, в нашем случае Республики Саха (Якутия) в аспекте будущей сферы деятельности); б) состояние и запросы общества вне сферы профессиональной деятельности; в) потребности личности. По существу речь идет о создании определенной методической системы дополнительного профессионального образования, направленной на формирование культуры естественнонаучного мышления, развитие личности учителя, умеющего комплексно, творчески решать сложные профессиональные задачи, владеющего новыми технологиями и методическими знаниями и умениями, развивающего в себе рефлексивные способности. Мы полагаем, что такая система должна явится средством для практического совершенствования переподготовки учителей, отвечающей социальному заказу, структуре реформируемой высшей школы. Для разработки предлагаемой методической системы, используя результаты многочисленных исследований по профессиональной подготовке (В.А. Сластенин, Г.М. Чернобельская, Н.Е. Кузнецова, Н.Л. Стефанова и др.), а также основываясь на особенностях организации процесса обучения в регионе, имея в виду малокомплектность школ в республике, язык обучения и др. (К.Е. Егорова, М.П. Андреева, В.С. Иванов и др.), нами выделены следующие условия совершенствования профессиональной переподготовки учителей естественнонаучного направления:

- ориентир на тенденцию развития высшего педагогического образования, внедрение новых нормативных документов, ФГОС;

- внедрение концепции поддержки развития педагогического образования;

- внедрение профессионального стандарта учителя [2, 3, 4];

Основная идея такого подхода нами отражена в статье [5]. Вместе с тем, при совершенствовании профессиональной переподготовки учителей необходима корректировка существующего образовательного стандарта с учетом специфики региона, и она должна отражаться в виде собственно устанавливаемого образовательного стандарта в вузе, главный смысл, которого будет заключаться:

- в создании условий для формирования и подготовки высококвалифицированных профессионалов для науки, образования для становления экономически устойчивого, социально развитого приполярного региона, обеспечивающих высокое качество жизни, сохранение и развитие культуры народов Северо-Востока России;

- в готовности выпускников к решению новых социальных задач Республики Саха (Якутия), как, например, консолидации общества, формирование российской идентичности, выравнивание социальных возможностей людей с разными стартовыми условиями [5]. Собственно устанавливаемый стандарт должен ориентироваться на стратегию социального проектирования и конструирования с учетом особенностей школ Республики Саха (Якутия), где более 70% школ республики сельские и малокомплектные, её социальной сущности (языковые, психолого-педагогические, социально-экономические) [5].

Совершенствование профессиональной переподготовки учителей естественнонаучного направления связано также с особенностями содержания, т.е. проектирования основной образовательной программы, основанной на идеях модульно-компетентностого подхода и создания адекватной системы контроля достижения запланированных результатов обучения в виде компетенций, в соответствии с профессиональным стандартом. Спроектированная нами программа переподготовки в реальном учебном процессе рассматривается как методическая система, которая даст возможность связать воедино содержательно-целевой, процес-суально-деятельностный и результативно-оценочный компоненты процесса переподготовки учителей-естественников. При этом содержательно-целевой компонент системы нацелен на:

- базовую подготовку слушателей по таким фундаментальным дисциплинам, как химия, биология, география экология и методики их изучения;

- формирование и совершенствование профессиональных знаний и компетенций через длительные курсы на два или три семестра, как, например, «Основные разделы школьного курса химии» (биологии, географии). Такому подходу способствовало проведенное анкетирование и нами был скорректирован первоначальный вариант предложенного учебного плана и программы переподготовки. В этой связи в учебный план были включены дисциплины, корректирующие их базовые химические, биологические и географические знания, как, например, «Основные разделы школьного курса химии» (биологии, географии).

- развитие исследовательских навыков и компетенций через такие дисциплины, как «Исследовательские и проектные работы учащихся», поскольку в стандартах школьного образования акцент сделан на деятельностный подход в виде различных исследований и проектов учащихся.

Идея компетентностного подхода в учебных планах предполагает отбор модулей (комплексов) в большей степени интегрированного содержания, нацеленных на достижение компетенций, необходимых в профессиональной сфере. Более подробно идея отбора модулей содержания и конкретных учебных дисциплин по направлению 44.03.05 - Педагогическое образование, профиль «Биология и Химия» отражены в статьях [6, 7].

Процессуально-деятельностный компонент методической системы профессиональной переподготовки предполагает построение траектории развития слушателя и обеспечение его самостоятельности на основе модульно-компетентностого подхода. Этот компонент отражает сформированность профессионально необходимого требования ФГОСа. Процесс обучения строится на основе дидактического принципа единства процессуальной и содержательной сторон обучения. В обучении любого модуля (комплекса, дисциплины) цели, содержание, организационные формы, методы и средства должны быть приведены в соответствие с требованиями стандарта и должны основываться на инновационных технологиях и современных методах обучения (дистанционные курсы через веб-кафедру, интерактивные формы проведения занятий и т.д.), предполагающих организацию разноуровневой деятельности слушателей для достижения заявленных компетенций и способствующих развитию профессиональных, самообразовательных, исследовательских и творческих способностей слушателя, развитию у него положительного отношения и интереса к постоянному повышению квалификации и самообразованию.

Особое внимание уделяется организации самостоятельной работы слушателей, которая позволяет реализовать идею его индивидуальной траектории через такие различные виды деятельности, как учебно-исследовательская и научно-исследовательская работы в виде проектов, кейсов, технологии критического мышления. Активизировать самостоятельную работу - это значит повысить ее роль в достижении заявленных компетенций.

Третий компонент методической системы - результативно-оценочный - предполагает разработку адекватной системы контроля, ориентированной на достижение компетенций, способов или механизмов измерения результатов, поскольку результат - это не только предметные знания, но и свойства и качества личности в виде компетенций. Ведь формы контроля должны еще более, чем раньше, стать своеобразным продолжением методик обучения, позволяя обучающемуся более четко осознавать его достижения и недостатки, корректировать собственную активность [8]. Однако на сегодняшний день нет единого подхода измерения результатов.

Заключение

Многолетний опыт работы со слушателями переподготовки учительских кадров показывает, что создание определенных условий для формирования и максимального развития значимых для слушателя профессиональных качеств, как методическая образованность, кругозор, мышление и опыт, построение траектории развития каждого слушателя, является оптимальным подходом совершенствования переподготовки педагогических кадров на современном этапе, развивая у них положительное отношение и интерес к постоянному повышению квалификации и самообразованию.

Литература

1. Чернобай Е.В. Методические основы подготовки учителей к проектированию учебного процесса в современной образовательной среде (в системе дополнительного профессионального образования): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2012. - 18 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М., 2011. - 26 с.

3. Концепции поддержки развития педагогического образования» [электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. - URL: http://si-sv.com/ntws/2014-01-12-16.

4. Ямбург Е. А. Профессиональный стандарт учителя: зачем он нужен // Директор школы. - 2013. -№7 [электронный ресурс] http://direktor.ru/interview.htm?id=31.5.

5. Егорова К.Е. Реализация идей ФГОСа высшего педагогического образования в условиях регионального классического университета // Вестник СВФУ Серия «Педагогика. Психология. Философия».

- № 2 (6). - 2017. - С. 17-27

6. Егорова К.Е. Факторы, способствующие развитию личности в условиях интегративной системы непрерывного классического университетского образования // Гуманитарное образование как императив развития гражданского общества: материалы международного научно-образовательного форума СВФУ «Education, Forward-11. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2014. - С. 139-143.

7. Егорова К.Е., Павлова М.С. Пути и условия повышения профессионально-методической подготовки учителя химии в условиях внедрения ФГОС // Сборник материалов VI Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 10-12 ноября 2015 г. / Под ред. Э.Ф. Матвеевой.

- Астрахань: Издатель: Сорокин Роман Васильевич, 2015. - С. 33-37.

S. Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун E.H., Мелехова О.П., Родионова С.Е., Тарлыков В.А., Шехонин А.А. Методические рекомендации по проектированию оценочных средств для реализации многоуровневых образовательных программ ВПО при компетентностном подходе. - М.: Изд-во МГУ, 2007.

References

1. Chernobaj E.V. Metodicheskie osnovy podgotovki uchitelej k proektirovaniju uchebnogo processa v sovremennoj obrazovatel'noj srede (v sisteme dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija): av-toref. dis. ... kand. ped. nauk. - Moskva, 2012. - 18 s.

2. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazo-vanija. - M., 2011. - 26 s.

3. Koncepcii podderzhki razvitija pedagogicheskogo obrazovanija» [jelektronnyj resurs] // Sidorov S.V. Sajt pedagoga-issledovatelja. - URL: http://si-sv.com/ntws/2014-01-12-16

4. Jamburg E. A. Professional'nyj standart uchitelja: zachem on nuzhen // Direktor shkoly. - 2013. - №7 [jelektronnyj resurs] http://direktor.ru/interview.htm?id=31.5

5. Egorova K.E. Realizacija idej FGOSa vysshego pedagogicheskogo obrazovanija v uslovijah regio-nal'nogo klassicheskogo universiteta // Vestnik SVFU. Serija «Pedagogika. Psihologija. Filosofija». - № 2 (6).

- 2017. - S. 17-27.

6. Egorova K.E. Faktory, sposobstvujushhie razvitiju lichnosti v uslovijah integrativnoj sistemy nepreryvnogo klassicheskogo universitetskogo obrazovanija // Gumanitarnoe obrazovanie kak impera-tiv razvitija grazhdanskogo obshhestva: materialy mezhdunarodnogo nauchno-obrazovatel'nogo foruma SVFU «Education, Forward-11. - Jakutsk: Izdatel'skij dom SVFU, 2014. - S. 139-143.

7. Egorova K.E., Pavlova M.S. Puti i uslovija povyshenija professional'no-metodicheskoj podgotov-ki uchitelja himii v uslovijah vnedrenija FGOS // Sbornik materialov VI Mezhregional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. 10-12 nojabrja 2015 g. / Pod red. Je.F. Matveevoj. - Astrahan': Izdatel': Sorokin Roman Vasil'evich, 2015. - S. 33-37.

S. Bogoslovskij V.A., Karavaeva E.V., Kovtun E.N., Melehova O.P., Rodionova S.E., Tarlykov V.A., Shehonin A.A. Metodicheskie rekomendacii po proektirovaniju ocenochnyh sredstv dlja realizacii mnogourovnevyh obrazovatel'nyh programm VPO pri kompetentnostnom podhode. - M.: Izd-vo MGU, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.