Закон и право. 2023. № 12. С. 33-36. Law and legislation. 2023;(12):33 — 36.
Научная статья УДК 351.74
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-12-33-36 NIION: 1997-0063-12/23-690
EDN: https://elibrary.ru/XFOMRI MOSURED: 77/27-001-2023-12-890
Совершенствование организации деятельности службы участковых уполномоченных полиции
Максим Валерьевич Барышников1, Елена Юрьевна Кузминова2
1 2 Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия
1 barymax@yandex.ru
2 ele-kuzminova@yandex.ru
Аннотация. В рамках статьи рассматриваются вопросы, связанные с основой деятельности участковых уполномоченных полиции. В работе приводится аргументация того, что служба участковых уполномоченных полиции играет значительную роль среди всех остальных подразделений системы МВД России в реализации задач и функций по охране общественного порядка и общественной безопасности. В статье предложены меры по совершенствованию организации деятельности службы участковых уполномоченных полиции.
Ключевые слова: участковый уполномоченный полиции, профилактическая работа, организация деятельности, цифровизация, совершенствование организации, административный участок.
Для цитирования: Барышников М.В., Кузминова Е.Ю. Совершенствование организации деятельности службы участковых уполномоченных полиции // Закон и право. 2023. № 12. С. 33—36. https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2023-12-33-36 ББЫ: https://elibrary.ru/XFOMRI
Original article
Improving the organization of the activities of the service of district police commissioners
Maxim V. Baryshnikov1, ElenaYu. Kuzminova2
1 2 Oryol Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia named
after V.V. Lukyanov, Oryol, Russia
1 barymax@yandex.ru
2 ele-kuzminova@yandex.ru
Abstract. The article deals with issues related to the basis of the activities of district police commissioners. The paper also provides an argument that the service of district police commissioners plays a significant role among all other departments of the Ministry of internal affairs of Russia in the implementation of tasks and functions for the protection of public order and public safety. The paper proposes measures to improve the organization of the activities of the service of district police commissioners.
Keywords: district police commissioner, preventive work, organization of activities, digitalization, improvement of the organization, administrative area.
For citation: Baryshnikov M.V., Kuzminova E.Yu. Improving the organization of the activities of the service of district police commissioners // Law and legislation. 2023;(12):33—36. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2023-12-33-36 EDN: https://elibrary.ru/XFOMRI
Противоправные деяния, совершаемые в обществе, представляют собой опасное социальное явление, которое деструктивным образом воздействует на различные слои
© Барышников М.В., Кузминова Е.Ю. М., 2023. LAW & LEGISLATION • 12-2023
населения, причиняя ущерб не только отдельным гражданам, но и обществу в целом, а также способствуют рецедивности негативных проявлений. Соответственно, актуализируются вопросы, связанные с системой профилактики противоправности на современном этапе развития российского общества.
Среди субъектов, ответственных за реализацию данного направления в современном обществе, ключевое положение занимает участковый уполномоченный полиции (далее — УУП), поскольку именно он является ключевым элементом в осуществлении деятельности, направленной на предупреждение противоправных проявлений среди населения.
Злоупотребление алкоголем и наркосодержащими веществами, семейное насилие, вандализм, хулиганство — эти и другие правонарушения во многом выявляются именно участковыми уполномоченными полиции. Участковый — это не только «участок», это еще и «участие».
Не составление отчетов и выполнение формальных профилактических мероприятий «ради галочки», а реальное, неравнодушное участие в жизни местного сообщества должно быть целью деятельности участкового уполномоченного. Соответственно, при отборе кандидатов на эту должность особое внимание должно уделяться, в том числе, их психологическому тестированию (определению уровня эмпатии и проч.); а в процессе прохождения службы — профилактике профессионального выгорания.
Хотелось бы отметить, что участковый уполномоченный полиции — это должностное лицо полиции России, осуществляющее служебную деятельность, направленную на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории. Его правовой статус представляет собой юридически закрепленное правовое положение указанного должностного лица, включающее совокупность прав, свобод и обязанностей, а также ограничений и запретов, связанных с несением службы [2, с. 351; 4, с. 345].
В связи с этим хотелось бы предложить следующие меры по совершенствованию организации деятельности службы участковых уполномоченных полиции:
1. Хронометраж служебного времени указывает на необходимость исключения временных затрат на выполнение работы вне административного участка. Приходится выполнять по направлениям, не входящим в их основные обязанности и не входящим в критерии оценки деятельности [2, с. 155]. В связи с этим следует проработать практику ужесточения контроля за исключением привлечения личного состава УУП к выполнению обязанностей, не связанных с обслуживанием административного участка (охрана общественного порядка на массовых мероприятиях; участие в рейдовых мероприятиях
МЧС России, Росгвардии, ФНС России, ФССП России, военных комиссариатов; суточные дежурства; конвоирование в ИВС; доставление граждан в органы дознания, сопровождение материалов уголовных дел и т.д.). Помимо реагирования вышестоящего руководства на подобные факты проведения разъяснительной работы с начальниками территориальных органов МВД России на районном и региональном уровнях, подчеркивающих обеспечение необходимости выполнения УУП на административном участке своих непосредственных обязанностей, видится целесообразным:
■ проведение системного анализа и подготовка инициатив по корректировке или ликвидации положений нормативных правовых актов, дублирующих обязанности иных органов власти и возлагающих на рассматриваемое нами подразделение несвойственные функции;
■ дополнить пункт 3.2.1 Приказа МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организация этой деятельности» (по аналогии с ранее действовавшими приказами МВД России от 14 июля 1992 г. № 231 «Об утверждении Инструкции по организации работы участкового инспектора милиции», от 16 сентября 2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции»), устанавливающим запрет на использование участковых уполномоченных полиции на службе вне закрепленных за ними административных участков, а также для решения задач, не связанных с обслуживанием административного участка, обязать начальника территориального органа МВД России обеспечивать соблюдение данного требования. Пункт 5.2 раздела III Наставления по организации службы участковых уполномоченных полиции указанного Приказа предлагается исключить.
2. Существенно сократить участковым уполномоченным полиции время, затрачиваемое на производство по делам об административных правонарушениях, может внесение поправок в ст. 27.12.1 «Медицинское освидетельствование на состояние опьянения» КоАП РФ, скорректировав диспозицию этой статьи, наделив лицо, осуществляющее производство по делу, правом выбора — направлять или нет правонарушителя на освидетельствование. Корректировка указан-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023
ной нормы или оснащение службы УУП специальными техническими средствами (алкотесте-рами) могут создать условия, при которых значительно уменьшится время на документирование отдельных административных правонарушений (например, ч. 4.1 ст. 20.8, ст. 20.21, ст. 20.22 КоАП РФ), особенно в сельской местности, где медицинские организации расположены на большом расстоянии от населенных пунктов.
3. Принимая во внимание проблему, связанную со значительным количеством отчетов (в частности, содержательно иногда дублирующих друг друга), стабильно нарастающего объема до -кументооборота, предлагаем рассмотреть вопрос о корректировке п. 19 Приказа МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организация этой деятельности». Согласно данной норме участковый уполномоченный полиции обязан ежедневно по окончании несения службы (за исключением сельской либо отдаленной, труднодоступной местности) прибывать в территориальный орган и докладывать о проделанной работе уполномоченному на то лицу, а также вносить информацию в ежедневный отчет. Помимо того, что в среднем на одно ежедневное подведение итогов затрачивается от 20 до 60 минут, дополнительно увеличивает данные временные показатели многоформатность способов проверки полноты профилактического обхода. К таковым начальники службы УУП отнесли: инструктаж утром и подведение итогов дня вечером; предоставление рапортов, ежедневных отчетов, справок о проделанной работе, рабочей тетради; заслушивание УУП и т.д.
Некоторые руководители требуют от подчиненных сотрудников ежедневные рапорты с подписями посещенных граждан либо с приложениями в виде фотоотчетов; ежемесячные заполненные таблицы, где указано количество посещенных квартир. Вместе с тем имеют место факты, когда ежедневно на вечернем подведении итогов несения службы за день УУП, помимо предоставления общей отчетной информации, обязательно дополнительно отражают информацию, введенную в модуль «Участковый» Сервиса обеспечения охраны общественного порядка МВД России, фактически выполняя двойную работу.
Наиболее оптимальным решением видится внесение поправок в п. 19 Приказа МВД России от 29 марта 2019 г. № 205, высвобождающих рабочее время как для УУП, так и для его руководителя: обязательное прибытие в территориальный орган непосредственно для доклада о про-
деланной работе предлагается исключить либо оставить на усмотрение начальника службы, а указанный доклад и внесение информации в ежедневный отчет перенести в форму работы в модуле «Участковый» Сервиса обеспечения охраны общественного порядка МВД России. Это позволит системно контролировать и оценивать работу подчиненных через данный сервис и при необходимости более оперативно реагировать на выявленные недостатки.
Факультативно данное совершенствование может повлечь более качественное и быстрое наполнение информационных баз данных, что в совокупности положительно отразится и на общих результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел. К тому же руководителям подразделений УУП следует соблюдать требования п. 16 Инструкции [1] по исполнению УУП служебных обязанностей на обслуживаемом административном участке и проводить инструктаж не более 20 минут.
4. Предлагаем рассмотреть возможность разработки глобальной программы обеспечения и внедрения цифровизации (цифрового развития) деятельности участковых уполномоченных полиции. Реализация настоящего предложения возможна путем создания самостоятельной целевой программы «Цифровизация деятельности участковых уполномоченных полиции». Именно создание и развитие цифровых сервисов, осуществление цифрового развития и цифровой трансформации отдельных направлений деятельности УУП в совокупности будут способствовать высвобождению времени для перенаправления его на улучшение результативности выполнения основных оперативно-служебных задач (в том числе повышение качества индивидуальной профилактической работы, профилактического обхода, а также иной деятельности непосредственно на обслуживаемом административном участке).
Причем создание цифрового сервиса, на платформе которого УУП позволит осуществлять дистанционное проведение отчетов перед населением и прием граждан с автоматизированных рабочих мест в формате видеоконференцс-вязи, а также использовать его для взаимодействия с другими правоохранительными органами (например, вместо физической явки на судебное заседание для дачи показаний УУП при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении согласно ст. 29.14 КоАП РФ будет иметь возможность участвовать путем использования системы видеоконференцсвязи).
Наиболее оптимальным видится интеграция данного цифрового сервиса в федеральную го-
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 12-2023
сударственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ФГИС ЕПГУ) gosuslugi.ru. Реализация данного направления будет способствовать снижению временных затрат, в том числе на оказание помощи другим службам и подразделениям органов внутренних дел, иным правоохранительным органам. Помимо этого, указанный сервис улучшит коммуникацию между полицией и обществом, минимизирует риск для здоровья в случае распространения инфекционных болезней (например, СОУГО-19).
Список источников
1. О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности: Приказ МВД РФ от 29.03.2019 № 205 // http://www.consultant.ru/
2. Барышников М.В. Административно-правовое регулирование деятельности участкового уполномоченного полиции: проблемы и пути совершенствования // Науч. вестник Орловского юрид. ин-та МВД России им. В.В. Лукьянова. 2020. № 2(83). С. 152—158.
3. Яхонтов Р.Н. К вопросу об отдельных особенностях деятельности участкового уполномоченного полиции в современных условиях // Административно-правовое регулирование охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: проблемы и пути их решения: Матер. ежегодной межвуз. науч.-практ. конф. 27 сентября 2019 / Сост. Р.Ю. Аврутин, Т.В. Стульнова. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2020. С. 345—348.
4. Яхонтова О.С. Отдельные элементы правового статуса участкового уполномоченного полиции // Административно-правовое регулирование
охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: проблемы и пути их решения: Матер. ежегодной межвуз. науч.-практ. конф. 27 сентября 2019 / Сост. Р.Ю. Аврутин, Т.В. Стульнова. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2020. С. 349—352.
References
1. On the service of the district police commissioner in the serviced administrative area and the organization of this activity: Order of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation dated March 29, 2019 № 205 // http://www.consultant.ru/
2. Baryshnikov M. V. Administrative and legal regulation of the activities of the district police commissioner: problems and ways of improvement / / Scientific Bulletin of the Orel Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia named after V.V. Lukyanov. 2020. № 2 (83). Pp. 152—158.
3. YakhontovR.N. On the issue of certain features of the activities of the district police commissioner in modern conditions // Administrative and legal regulation of public order protection and public safety: problems and ways to solve them: Materials of the annual interuniversity scientific and practical conference on September 27, 2019 / Compiled by R.Y. Avrutin, T.V. Stulnova. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation, 2020. Pp. 345—348.
4. Yakhontova O.S. Certain elements of the legal status of the district police commissioner // Administrative and legal regulation of public order protection and public safety: problems and ways to solve them: Materials of the annual interuniversity scientific and practical conference on September 27, 2019 / Compiled by R.Y. Avrutin, T.V. Stulnova. St. Petersburg: St. Petersburg University of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation, 2020.
Pp. 349-352.
Информация об авторах
Барышников М.В. — кандидат юридических наук, доцент кафедры специальной подготовки
Кузминова Е.Ю. — кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права
и административной деятельности органов внутренних дел
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 11.1 0.2023; одобрена после рецензирования 08.11.2023; принята к публикации 14.11.2023.
Information about the authors
Baryshnikov M.V. — candidate of legal sciences, аssociate professor of the department of special training Kuzminova E.Yu. — candidate of legal sciences, senior lecturer of the department of administrative law and administrative activity of the department of internal affairs
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 11.10.2023; approved after reviewing 08.11.2023; accepted for publication 14.11.2023.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2023