Научная статья на тему 'Совершенствование оперативного учета газа'

Совершенствование оперативного учета газа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОКРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ ГАЗА / GAS LOSS REDUCTION / ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА / ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ / ORGANIZATIONAL AND DISTRIBUTION DOCUMENTS / CONTROLLING MANAGEMENT / METERING IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николаев В.П., Филиппов А.Д., Минченко А.В.

В статье рассмотрены меры по сокращению потерь газа при его поставке в субъекты Российской Федерации, принимаемые в организациях группы ООО «Газпром межрегионгаз». Для сокращения потерь газа предлагается систематизировать, унифицировать и усовершенствовать процедуры ежесуточного формирования оперативного баланса газа, повысить прозрачность и оперативность выявления проблем с балансом газа. Приведены принципы и подходы, сформулированные в Положении об оперативном учете природного газа, утвержденном Приказом ООО «Газпром межрегионгаз» от 17.04.2018 № 47. Сформулировано определение балансовой зоны. Способы получения оперативных данных об объемах поступления и распределения газа разделены на автоматизированный и автоматический. Рассмотрены три группы потребителей газа: ежесуточно отслеживаемые, неотслеживаемые и население. Оперативные сведения, поступающие от всех групп потребителей газа, обрабатываются с помощью контрольно-аналитических функций, подробно рассмотренных в статье. В соответствие требованиям Положения определены первоочередные мероприятия по проведению оперативного учета газа в региональных газовых компаниях: формирование балансовых зон; оценка объема ежесуточного контроля в разрезе балансовых зон; развитие алгоритмов и процедур оперативного прогнозирования объемов потребления газа неотслеживаемыми потребителями и населением; настройка автоматизированных систем диспетчерского управления в отношении формирования балансовых зон, оперативного прогнозирования объемов потребления газа, оперативной оценки небаланса газа по каждой балансовой зоне и формирования отчетности согласно требованиям Положения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Николаев В.П., Филиппов А.Д., Минченко А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of operational gas consumption metering

The article considers measures for reduction of gas losses during its supply to the constituent entities of the Russian Federation, that are taken in the organizations of the Gazprom mezhregiongaz LLC Group. It is proposed to systematize, unify and improve the procedures for the daily generation of the operational balance of gas, increase transparency and promptness in identifying gas balance problems for the reduction of gas losses. Principles and approaches formulated in the Regulation on the Operational Natural Gas Consumption Metering, approved by the Order of Gazprom mezhregiongaz LLC No. 47 from April 17, 2018, are given. The definition of the balance zone is formulated. The methods for obtaining operational data on the volumes of gas supply and distribution are divided into automated and automatic. Three groups of gas consumers are considered: daily monitored, untracked and household. Operative data coming from all groups of gas consumers is processed using the control-analytical functions, which are discussed in detail in the article. The priority measures were taken to bring operational gas consumption metering in regional gas companies in accordance with the requirements of the Regulation: the formation of balance zones; assessment of the volume of daily monitoring in the context of balance zones; development of algorithms and procedures for operational forecasting of gas consumption by untracked consumers and the household; adjustment of automated dispatch control systems regarding to the formation of balance zones, operational forecasting of gas consumption volumes, operational assessment of gas imbalance for each balance zone and generation of reports in accordance with the requirements of the Regulations.

Текст научной работы на тему «Совершенствование оперативного учета газа»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО УЧЕТА ГАЗА

УДК 622.691.48+004.6

В.П. Николаев, ООО «Газпром межрегионгаз» (Санкт-Петербург, РФ),

mrg@mrg.gazprom.ru

А.Д. Филиппов, ООО «Газпром межрегионгаз» А.В. Минченко, ООО «Газпром межрегионгаз»

В статье рассмотрены меры по сокращению потерь газа при его поставке в субъекты Российской Федерации, принимаемые в организациях группы ООО «Газпром межрегионгаз». Для сокращения потерь газа предлагается систематизировать, унифицировать и усовершенствовать процедуры ежесуточного формирования оперативного баланса газа, повысить прозрачность и оперативность выявления проблем с балансом газа.

Приведены принципы и подходы, сформулированные в Положении об оперативном учете природного газа, утвержденном Приказом ООО «Газпром межрегионгаз» от 17.04.2018 № 47. Сформулировано определение балансовой зоны. Способы получения оперативных данных об объемах поступления и распределения газа разделены на автоматизированный и автоматический. Рассмотрены три группы потребителей газа: ежесуточно отслеживаемые, неотслеживаемые и население. Оперативные сведения, поступающие от всех групп потребителей газа, обрабатываются с помощью контрольно-аналитических функций, подробно рассмотренных в статье. В соответствие требованиям Положения определены первоочередные мероприятия по проведению оперативного учета газа в региональных газовых компаниях: формирование балансовых зон; оценка объема ежесуточного контроля в разрезе балансовых зон; развитие алгоритмов и процедур оперативного прогнозирования объемов потребления газа неотслеживаемыми потребителями и населением; настройка автоматизированных систем диспетчерского управления в отношении формирования балансовых зон, оперативного прогнозирования объемов потребления газа, оперативной оценки небаланса газа по каждой балансовой зоне и формирования отчетности согласно требованиям Положения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОКРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ ГАЗА, ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА, ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.

Одной из важнейших задач, стоящих перед организациями группы ООО «Газпром межрегионгаз», является сокращение потерь (небаланса) газа при его поставке в субъекты Российской Федерации (РФ), транспортировке по сетям газораспределения и реализации потребителям.

Наиболее остро данная проблема стоит в республиках Северо-Кавказского федерального округа (СКФО). Ежегодные потери газа при его поставке потребителям в данных субъектах РФ за последние три года составляют свыше 3 млрд м3.

Решение задачи по сокращению небаланса газа при его реализации потребителям затрагивает целый ряд профильных направле-

ний деятельности подразделений Общества.

Исходя из закрепленных функций, роли и места диспетчерского управления в структуре Общества, в качестве одного из путей сокращения небаланса газа нами предложено систематизировать, унифицировать и усовершенствовать процедуры ежесуточного формирования оперативного баланса газа в части повышения прозрачности и оперативности выявления проблем с балансом газа (рис. 1). В настоящей статье термин «диспетчерское управление» применяется только к функциональному процессу диспетчерского управления.

Согласно Приказу ООО «Газпром межрегионгаз» от 20.04.2017

№ 52 [1] сформирована рабочая группа по совершенствованию оперативного учета газа в группе лиц ООО «Газпром межрегионгаз». Важность мероприятий по совершенствованию учета и снижению потерь природного газа в республиках СКФО определена Решением Совета директоров ПАО «Газпром» от 20.02.2018 № 3076 «Об организации системы учета расхода природного газа в Группе Газпром, в том числе при приеме-передаче на источниках газоснабжения, а также мерах по снижению потерь природного газа» [2].

По результатам деятельности рабочей группы сформировано Положение об оперативном учете природного газа, утвержденное

Nikolaev V.P., Gazprom mezhregiongaz LLC (Saint Petersburg, Russian Federation), mrg@mrg.gazprom.ru Filippov A.D., Gazprom mezhregiongaz LLC Minchenko A.V., Gazprom mezhregiongaz LLC

Improvement of operational gas consumption metering

The article considers measures for reduction of gas losses during its supply to the constituent entities of the Russian Federation, that are taken in the organizations of the Gazprom mezhregiongaz LLC Group. It is proposed to systematize, unify and improve the procedures for the daily generation of the operational balance of gas, increase transparency and promptness in identifying gas balance problems for the reduction of gas losses.

Principles and approaches formulated in the Regulation on the Operational Natural Gas Consumption Metering, approved by the Order of Gazprom mezhregiongaz LLC No. 47 from April 17, 2018, are given. The definition of the balance zone is formulated. The methods for obtaining operational data on the volumes of gas supply and distribution are divided into automated and automatic. Three groups of gas consumers are considered: daily monitored, untracked and household. Operative data coming from all groups of gas consumers is processed using the control-analytical functions, which are discussed in detail in the article. The priority measures were taken to bring operational gas consumption metering in regional gas companies in accordance with the requirements of the Regulation: the formation of balance zones; assessment of the volume of daily monitoring in the context of balance zones; development of algorithms and procedures for operational forecasting of gas consumption by untracked consumers and the household; adjustment of automated dispatch control systems regarding to the formation of balance zones, operational forecasting of gas consumption volumes, operational assessment of gas imbalance for each balance zone and generation of reports in accordance with the requirements of the Regulations.

KEYWORDS: GAS LOSS REDUCTION, CONTROLLING MANAGEMENT, METERING IMPROVEMENT, ORGANIZATIONAL AND DISTRIBUTION DOCUMENTS.

ЦЕЛЬ: СОКРАЩЕНИЕ НЕБАЛАНСА ГАЗА Goal: reduction of gas imbalance

G

t

ОПЕРАТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Operational activities

>1

КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ Monitoring and analysis

ПЛАНИРОВАНИЕ Planning

МЕСЯЦ Month

\

ИСПОЛНЕНИЕ Execution

СУТКИ: КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ (1, ..., 31) Day: monitoring and analysis (1, ..., 31)

Рис. 1. Повышение оперативности выявления небаланса газа Fig. 1. Improving the operability of gas imbalance detection

Рис. 2. Положение об оперативном учете газа

Fig. 2. Regulation on the operational gas consumption metering

Приказом ООО «Газпром меж-регионгаз» от 17.04.2018 № 47 [3] (рис. 2).

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ

При разработке Положения использованы следующие принципы и подходы.

Положение представляет собой основополагающий документ в области оперативного учета газа в рамках деятельности Общества, региональных газовых компаний (РГК) и газораспределительных организаций (ГРО). В Положении приведены основные общие требования и подходы в области оперативного учета газа. На основе Положения в РГК и ГРО должны быть разработаны локальные организационно-распорядительные документы, предусматривающие конкретизированные и детализированные подходы к осуществлению оперативного учета газа.

Положение затрагивает деятельность и РГК,и ГРО. Синергия маркетинговых и технических подразделений организаций группы ООО «Газпром межрегионгаз» в оперативном учете газа явля-

Рис. 3. Определение балансовой зоны Fig. 3. Determination of the balance zone

гтсиз Вы. i

Рис. 4. Оформление балансовой зоны Fig. 4. Registration of the balance zone

ется одним из базовых принципов для сокращения потерь газа (рис. 3).

Термин «балансовая зона» в Положении определен и конкретизирован исходя из предназначения сетей газораспределения и особенностей функционирования РГК и ГРО.

В Положении определен ряд следующих требований к формированию балансовых зон:

1) балансовая зона формируется исходя из наличия гидравлической связи следующих составля -ющих частей:

- источники газоснабжения (точки входа потоков газа в балансовую зону: выходы газораспределительных станций (ГРС); выходы станции приема, хранения и регазификации сжиженного

природного газа (СПХР СПГ); кустовые узлы учета газа (КУУГ) -технологические узлы измерения расхода газа; пункт редуцирования газа (ПРГ), при наличии узлов измерения расхода газа и т. п.);

- объекты сетей газораспределения (газопроводы, ПРГ);

- объекты сетей газопотребления;

- газоиспользующее оборудование покупателей газа;

2) в случае когда источники газоснабжения гидравлически связаны («закольцованы») между собой сетями газораспределения и (или) сетями газопотребления, балансовая зона имеет не один, а несколько источников;

3) балансовая зона может иметь многоуровневую структуру при наличии в ней кустовых (техно-

логических) узлов измерения расхода газа;

4) балансовые зоны могут объединяться в зоны газопотребления (зоны контроля газопотребления) по топологическому, региональному, географическому, административному или иному принципу;

5) балансовые зоны формируются совместно персоналом диспетчерских служб региональных газовых компаний и организаций, эксплуатирующих газопроводы, входящие в состав балансовых зон.

Таким образом,балансовая зона - это гидравлически обособленная замкнутая система газоснабжения (часть системы газоснабжения) от источника(-ов) газоснабжения до покупателей газа, по газопроводам которой может быть доставлен газ, поступающий от указанного(-ых) источника(-ов) газоснабжения.

Балансовые зоны оформляются в виде упрощенной технологической схемы, согласуются техническими руководителями эксплуатационных организаций и утверждаются руководителем (заместителем руководителя) РГК (рис. 4).

Балансовые зоны, сформированные в автоматизированных и информационных системах РГК и ГРО, должны соответствовать утвержденным технологическим схемам балансовых зон.

Формирование оперативных данных об объемах поступления и распределения газа осуществляется в разбивке по утвержденным балансовым зонам (рис. 5).

СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОПЕРАТИВНЫХ ДАННЫХ

В Положении определены следующие способы получения оперативных данных об объемах поступления и распределения газа:

- автоматизированный («ручной») способ, предусматривающий сбор оперативных данных с узлов измерения расхода газа (УИРГ) диспетчерскими службами РГК (ГРО) при помощи различных

АВТОМАТИЧЕСКИЙ: БЕЗ ВМЕШАТЕЛЬСТВА СО СТОРОНЫ ПЕРСОНАЛА

Automatic: without participation of staff

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ: «РУННОЙ» ВВОД ДАННЫХ Automated: "manual" data entry

Рис. 5. Способы получения оперативной информации Fig. 5. Ways of obtaining operational data

Информирование ЦПДУ Общества Central production dispatcher office of the Company

Мероприятия по устранению сбоев Fault management steps

Статистические данные при схожих условиях функционирования систем газоснабжения Statistics under similar conditions for

Рис. 6. Способы формирования оперативных данных при сбоях Fig. 6. Methods of generating operational data in case of failures

видов связи (телефонная связь, электронная почта, факсимильная связь и т. п.) и ввод указанных данных в автоматизированные системы диспетчерского управления (АСДУ) вручную;

- автоматический способ, предусматривающий поступление оперативных данных с УИРГ посредством систем телеметрии в АСДУ без вмешательства пользователей (персонала) указанных систем.

В тех случаях, когда автоматически поступившие оперативные данные об объемах поступления газа подвергаются корректировке по тем или иным причинам, персонал диспетчерских служб (ДС) РГК своевременно информирует об этом центральное производственно-диспетчерское управление (ЦПДУ) Общества.

В случаях сбоев своевременной доставки оперативных данных, влекущих за собой задержку формирования оперативного баланса газа, персонал ДС РГК должен осуществить ряд действий (выяснение причин сбоев, своевременное информирование профильных подразделений и руководства РГК, инициирование мероприятий по устранению нарушений и их предотвращению в дальнейшей деятельности) и проинформировать об этом субъект диспетчерского управления (вышестоящее диспетчерское подразделение) (рис. 6).

При отсутствии возможности своевременного поступления оперативных данных по объемам поступления и распределения газа в целях оперативного учета газа принимаются (вводятся в АСДУ) сведения за прошедшие периоды при схожей совокупности условий функционирования системы и объектов газоснабжения (температура наружного воздуха, перечень потребителей,нагрузка газоиспользующего оборудования и т. п.). Сведения за прошедшие периоды выбираются из базы дан -ных АСДУ, а при их отсутствии -из иных наиболее достоверных

источников (информационные системы, журналы регистрации данных, распечатки с корректоров узлов учета газа и т. п.).

Выбор данных об объемах поступления газа через ГРС в указанных случаях (сбоях), безусловно, целесообразно осуществлять по оперативному согласованию между РГК и газотранспортными организациями.

ГРУППЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ГАЗА

Согласно Положению все потребители газа разделены на три группы (рис. 7):

- ежесуточно отслеживаемые потребители газа предоставляют в РГК и (или) ГРО информацию об

объемах суточного потребления газа в оперативном режиме -ежесуточно или в режиме реального времени;

- неотслеживаемые потребители газа предоставляют в РГК и (или) ГРО информацию об объемах суточного потребления газа (с разбивкой по суткам) ежемесячно (ежедекадно);

- население.

Отдельными статьями в уравнении баланса газа определены расходы газа на собственные нужды ГРО, технологические нужды ГРО и технологические потери (эксплуатационные утечки) газа.

Перечень ежесуточно отслеживаемых потребителей газа дол-

Оперативное прогнозирование

Ежесуточный контроль > 90 % / ^ по каждой балансовой зоне Daily monitoring > 90 % У for each balance sheet zone

' 3 юрлица

Ежемесячный контроль: юридические лица Ежемесячный контроль: население

Monthly monitoring: juridical entity Monthly control: household

Рис. 7. Три группы потребителей. Расширение ежесуточного контроля Fig. 7. Three groups of consumers. Expansion of daily control

жен формироваться, за редким исключением, исходя из необходимости обеспечения ежесуточного контроля не менее 90 % годового объема газопотребления потребителями категории «кроме населения» по каждой отдельно взятой балансовой зоне.

Оперативные значения объемов потребления газа неотслежива-емыми потребителями газа и потребителями категории «население», по сути, представляют собой прогнозные величины. Прогнозирование (расчет) объемов потребления газа по указанным категориям потребителей газа должно осуществляться по каждой отдельно взятой балансовой зоне. Определение прогнозных величин по данным потребителям газа может осуществляться как в АСДУ, так и вне АСДУ. При этом в АСДУ допускается автоматическое оперативное прогнозирование объемов потребления газа при условии ежемесячного нахождения прогнозных величин в интервале 90-110 % от коммер -ческих объемов потребления газа по данным категориям потребителей газа(без учета начислений за газ по установленной мощно -сти и т. п.).

При формировании и вводе в АСДУ оперативных данных по не-

отслеживаемым потребителям газа исключается принцип «факт равен плану», если отклонения «план - факт» превышают 10 %.

При прогнозировании оперативных объемов по неотслеживае-мым потребителям газа принимаются во внимание следующие величины:

- доля коммерческого объема потребления газа по неотслежи-ваемым потребителям в коммерческом объеме потребления газа по категории потребителей «кроме населения» (при схожей совокупности условий функционирования системы и объектов газоснабжения);

- объемы потребления газа контрольной («эталонной») группой потребителей газа со схожей совокупностью параметров потребления газа, оперативные данные по которым поступают в РГК с УИРГ;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- статистически накопленные зависимости объемов потребления газа неотслеживаемыми потребителями газа от характерных значений температуры наружного воздуха для каждого месяца (при сохранении условий функционирования системы и объектов газоснабжения);

- коммерческие сведения по реализации газа (предъявлен-

ные к оплате объемы газа) не-отслеживаемым потребителям в прошлых периодах при схожей совокупности условий функционирования системы и объектов газоснабжения;

- пропорции договорных объемов газа;

- граничные значения объемов потребления газа(например, объемы потребления газа по установленной мощности).

При формировании оперативных данных по населению исключается использование так называемого остаточного принципа, по которому объем потребления газа по населению приравнивается к остаточному объему, фактически скрывающему в себе величину оперативного небаланса газа. Под остаточным объемом газа понимается разница между объемом поступления газа в балансовую зону через источники газоснабжения (объемом поступления газа через ГРС) и объемом распределения газа для категории потребителей «кроме населения» (с учетом расхода газа на собственные и технологические нужды ГРО, а также с учетом потерь и аварийных выбросов газа).

Исключение составляют те ситуации, когда одновременно со-

блюдены следующие условия для отдельно взятой балансовой зоны:

- отклонения оперативных данных («остаточных» объемов газа) от данных коммерческого учета газа по населению составляют не более 10 %;

- ежемесячный небаланс газа, принятый к коммерческому учету газа, в течение квартала не достигает минус 10 % от коммерческого объема потребления газа населением;

- квартальный небаланс газа, принятый к коммерческому учету газа, не отрицательный.

Формирование оперативных данных по населению осуществляется с учетом множества факторов: сезонной и суточной неравномерности потребления газа, температуре окружающего воздуха, назначения использования газа (пищеприготовление, горячее водоснабжение, отопление), типа жилых помещений абонентов (многоквартирные дома, частные домовладения), параметров помещений (отапливаемая площадь, и т. п.), типа внутриквартирного газового оборудования (ВКГО) и (или) внутридомового газового оборудования (ВДГО) и т. д.

Степень влияния тех или иных факторов в каждом регионе РФ различна, поэтому она должна определяться в каждой РГК отдельно с учетом местных условий поставки газа.

При этом необходимо учитывать следующие величины (указанный состав сведений может корректироваться по решению РГК с учетом местных условий поставки газа):

- коммерческие объемы потребления газа населением (в том числе показания индивидуальных приборов учета газа) при схожей совокупности условий функционирования объектов газоснабжения (температура наружного воздуха, перечень абонентов, состав газоиспользующего оборудования и т. п.);

- показания индивидуальных приборов учета газа, установ-

ленных у абонентов контрольной («эталонной») группы;

- доля коммерческого объема потребления газа населением в объеме поступления газа в балансовую зону через ГРС за прошлые аналогичные месяцы;

- статистически накопленные зависимости объемов потребления газа населением от характерных значений температуры наружного воздуха для каждого месяца; в случаях изменения условий функционирования объектов газоснабжения, например при подключении новых абонентов, характерные зависимости подвергаются корректировке согласно локальным организационно-распорядительным документам РГК в области организации оперативного учета газа;

- граничные значения объемов потребления газа:установленная мощность газоиспользующего оборудования, средние значения объемов потребления газа населением по показаниям индивидуальных приборов учета газа по каждой балансовой зоне, нормативные объемы потребления газа по каждой балансовой зоне и т. п.

Объем поступления газа в балансовую зону от источников газоснабжения данной балансовой зоны определяется по формуле:

N N

У1/ = У(1/ + V

^ п.бз / _ отсл.п / неотсл.п / /=1 /=1

+ 1/ +1/ +1/ +Д)

насел/ ГРО/ а.в/ /''

V = V + V +

п отсл.п неотсл.п

+ V + + V + А,

насел ГРО а.в '

(1)

где V - объем потребления

" отсл.п г

газа ежесуточно отслеживаемыми потребителями; V - объем

г неотсл.п

потребления газа неотслеживае-мыми потребителями; V - объ-

г насел

ем потребления газа населением; ^РО - объем эксплуатационных расходов газа ГРО; Уав - объем аварийных выбросов газа; А -оперативный небаланс газа.

В Положении приведено уравнение оперативного баланса газа (как за сутки, так и за месяц), ко -торый должен формироваться для каждой отдельно взятой балансовой зоны:

где N - количество балансовых зон в субъекте РФ; Vпбз. - объем поступления газа в /-ю балансовую зону РФ через источники га -зоснабжения данной балансовой зоны; V . - объем потребления

' отсл.п/ ~

газа ежесуточно отслеживаемыми потребителями в /-й балансовой зоне; V . - объем потреб-

неотсл.п / г

ления газа неотслеживаемыми потребителями в /-й балансовой зоне; V . - объем потребления

' насел / ~

газа населением в /-й балансовой зоне; ^РО . - объем эксплуатационных расходов газа ГРО в /-й балансовой зоне; V . - объем

' а.в /

аварийных выбросов газа в /-й балансовой зоне; А. - оперативный небаланс газа в /-й балансовой зоне.

Также в Положении приведено уравнение сводного баланса газа по зонам газопотребления (при их наличии) и РГК - субъекту РФ.

КОНТРОЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Отдельный раздел в Положении отведен для контрольно-аналитических функций, исполнение которых должно охватывать все группы оперативных сведений: по источникам газоснабжения (как правило, ГРС), ежесуточно отслеживаемым потребителям газа, неотслеживаемым потребителям газа и населению.

В Положении предусмотрено, что при формировании оперативных данных об объемах поступления газа от источников газоснабжения и объемах потребления газа отслеживаемыми потребителями газа персонал ДС РГК обязан осуществлять оценку полученных сведений по каждой балансовой зоне и каждому отслеживаемому потребителю газа в сравнении с информацией за прошедшие периоды, характеризующиеся схожей совокупностью условий функционирования системы и объектов газоснабжения

(температура наружного воздуха, перечень покупателей газа, нагрузка газоиспользующего оборудования и т. п.).

В случае выявления существенных отклонений текущих оперативных данных об объемах поступления газа от источников газоснабжения и объемах потребления газа отслеживаемыми потребителями газа от объемов поступления и потребления газа за прошлые периоды, характеризующиеся схожей совокупностью условий функционирования системы и объектов газоснабжения (температурой наружного воздуха, перечнем потребителей, нагрузкой газоиспользующего оборудования и т. п.), персонал ДС РГК совместно с персоналом смежных организаций (газотранспортная организация, ГРО, смежная РГК) и потребителями газа выясняет обстоятельства и причины указанных отклонений и, при необходимости, инициирует соответствующие мероприятия (например, проверку работы УИРГ ГРС, проверку работы УИРГ и газоиспользующего оборудования потребителей газа и т. п. с привлечением профильных подразделений РГК).

Отнесение отклонений оперативных значений объемов поступления газа от источников газоснабжения и потребления газа отслеживаемыми потребителями к категории существенных отклонений осуществляется согласно локальным организационно-распорядительным документам РГК в области оперативного учета газа.

При этом отклонения объемов поступления газа через ГРС не синхронизированы с отклонениями объемов потребления газа покупателями.

В Положении определено, что оперативный небаланс газа должен оцениваться ежесуточно. Отрицательное значение оперативного небаланса газа служит сигналом для выработки решений о целесообразности проведения оперативных мероприятий по поиску и устранению его причин.

Причины оперативного небаланса газа могут быть связаны как с некорректностью расчетных (прогнозируемых) величин и параметров работы систем газоснабжения (данные причины вызывают формирование так называемого мнимого или ложного оперативного небаланса газа), так и с несанкционированным отбором газа, вмешательством в приборы учета газа и неудовлетворительным техническим состоянием объектов систем газоснабжения и объектов потребления газа.

Поэтому мероприятия по поиску и устранению причин оперативного небаланса газа связаны как с корректировкой расчетных (неотслеживаемых) объемов потребления газа и актуализацией параметров работы систем газоснабжения, так и с локализацией небаланса газа и проверкой технического состояния объектов систем газоснабжения и объектов потребления газа.

ПОИСК И УСТРАНЕНИЕ ПРИЧИН НЕБАЛАНСА

В Положении предлагаются следующие мероприятия по поиску и устранению причин оперативного небаланса газа.

В части обеспечения корректности расчетов оперативных объемов потребления газа:

- ревизия абонентских баз дан -ных РГК с привлечением технических служб ГРО и, при необходимости, проверка фактически установленного газоиспользующего оборудования, параметров потребления газа и т. п.;

- синхронизация абонентских баз РГК со сведениями ГРО по ТО ВДГО (ВКГО), выданными техническими условиями подключения, актами подключения потребителей газа к сетям газораспределе -ния,технологическими схемами (исполнительной документацией) сетей газораспределения и т. п.;

- создание контрольных («эталонных») групп абонентов с еже -дневной (ежедекадной) передачей показаний приборов учета газа;

- актуализация технологических схем сетей газораспределения (в том числе выверка схем на местности);

- сверка технологических схем сетей газораспределения с базами данных РГК по потребителям газа.

В части непосредственного сокращения небаланса газа:

- ежесуточная локализация (определение участков балансовых зон) небаланса газа до закры -тия оперативного баланса газа;

- обход покупателей газа с фактической проверкой точек подключения потребителей газа к сетям газораспределения, проверкой УИРГ и приборов учета газа, проверкой газоиспользующего оборудования, параметров отапливаемых помещений, состава абонентов и т. д.;

- мониторинг технического состояния сетей газораспределения;

- метрологическая проверка средств измерений УИРГ на ГРС;

- отключение покупателей, отбирающих газ несанкционированно;

- выявление и устранение утечек газа на сетях газораспределения и газопотребления;

- оптимизация режимов работы сетей газораспределения (в том числе приведение величин давления газа в соответствие норма -тивным требованиям);

- секционирование (разделение) балансовых зон для локализации небаланса газа (выявления нехарактерных расходов газа) либо с помощью переносных (мобильных) средств измерения расхода газа, либо с последующим отключением и регистрацией часовых расходов на ГРС, либо с помощью стационарно установленных КУУГ.

В рамках ежемесячного контро -ля со стороны ЦПДУ ООО «Газпром межрегионгаз» в Положении предусмотрена ежемесячная отчетность. Персонал диспетчерских служб РГК должен формировать консолидированные данные оперативного учета газа за отчетный

месяц по каждой балансовой зоне с разбивкой по суткам со следующей детализацией:

- объем поступления газа в балансовую зону от источников газоснабжения данной балансовой зоны - по каждому источнику (ГРС, выходу ГРС, КУУГ и т. п.);

- объем потребления газа еже -суточно отслеживаемыми потребителями - по каждой точке подключения указанных потребителей газа с указанием объемов газа,отобранных потребителями без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной организацией или ГРО;

- объем потребления газа не-отслеживаемыми потребителями (прикладывается расчет);

- объем потребления газа насе -лением (прикладывается расчет);

- объем эксплуатационных расходов газа ГРО (прикладывается расчет);

- объем аварийных выбросов газа (при имевших место случаях прикладывается расчет);

- оперативный небаланс газа;

- заключения о характерных для отчетного периода и гранич -ных значениях объемов потребления газа по населению, отслеживаемым и неотслеживаемым потребителям газа на основе статистических данных АСДУ (за ана -логичные периоды в течение как минимум 3 лет), установленной мощности, 100%-ном применении нормативов и т. п.

Вышеуказанные консолидированные данные оперативного учета газа должны направляться не только в ЦПДУ, но и в про-

фильные подразделения РГК, в сферу деятельности которых вхо -дит начисление за поставленный газ покупателям. Таким образом, определены роль и место диспетчерских подразделений в основном бизнес-процессе РГК.

После подготовки в информационных системах РГК сведений о начислениях за газ должна осуществляться их выгрузка из данных систем в АСДУ для прове -дения сравнения данных оперативного учета с коммерческими сведениями и выявления расхождений.

По результатам указанного сравнения осуществляется определение причин расхождений между оперативными и коммерческими данными учета газа. При необходимости предполагается либо корректировка данных коммерческого учета газа, либо корректировка подходов оперативного учета газа по группам сведений, а также иные мероприятия по минимизации расхождений для будущих отчетных периодов.

В процессе осуществления контрольно-аналитических функций персонал ДС РГК готовит, при необходимости, предложения по установке узлов учета газа в целях локализации участков балансовых зон с отрицательным небалансом газа.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведение деятельности диспетчерских служб абсолютно всех РГК в полное соответствие требованиям Положения потребует

определенного времени. В апреле 2018 г. Положение направлено для исполнения во все РГК. Возникает много разносторонних вопросов.

Исходя из реального положения дел и проведенного анализа возникающих вопросов определены следующие первоочередные мероприятия по приведению оперативного учета газа в РГК в соответствие требованиям Положения:

- формирование балансовых зон, в том числе в информационных системах;

- оценка объема ежесуточного контроля в разрезе балансовых зон и, при необходимости, расширение перечня ежесуточно отслеживаемых потребителей; в ходе исполнения указанного мероприятия, возможно, потребуется корректировка договорных условий поставки газа указанным потребителям газа в части ежесуточной передачи показаний приборов, на что потребуется дополнительное время;

- развитие алгоритмов и процедур оперативного прогнозирования объемов потребления газа неотслеживаемыми потребителями и населением;

- настройка (перенастройка) автоматизированных систем диспетчерского управления в части формирования балансовых зон, оперативного прогнозирования объемов потребления газа, оперативной оценки небаланса газа по каждой балансовой зоне и формирования отчетности согласно требованиям Положения. ■

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Приказ ООО «Газпром межрегионгаз» от 20.04.2017 № 52 [Электронный ресурс]. Режим доступа: ограниченный.

2. Решение Совета директоров ПАО «Газпром» от 20.02.2018 № 3076 «Об организации системы учета расхода природного газа в Группе Газпром, в том числе при приеме-передаче на источниках газоснабжения, а также мерах по снижению потерь природного газа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: ограниченный.

3. Положение об оперативном учете природного газа, утвержденное Приказом ООО «Газпром межрегионгаз» от 17.04.2018 № 47 [Электронный ресурс]. Режим доступа: ограниченный.

REFERENCES

1. Order of Gazprom mezhregiongaz LLC No. 52 from April 20, 2017 [Electronic source]. Access mode: limited. (In Russian)

2. Decision of the Board of Directors of Gazprom PJSC No. 3076 from February 20, 2018 "On the Organization of the System for Recording

the Consumption of Natural Gas in the Gazprom Group, Including the Receiving-Transmission at Gas Supply Sources, as well as Measures to Reduce Losses of Natural Gas" [Electronic source]. Access mode: limited. (In Russian)

3. Regulation on the Operational Natural Gas Consumption Metering, Approved by the Order of Gazprom mezhregiongaz LLC No. 47 from April 17, 2018 [Electronic source]. Access mode: limited. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.