Научная статья на тему 'Совершенствование оперативного планирования перевозок собственных грузов предприятий мелкими отправками в городах'

Совершенствование оперативного планирования перевозок собственных грузов предприятий мелкими отправками в городах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
489
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННЫЕ ГРУЗЫ ПРЕДПРИЯТИЙ / КРИТЕРИЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК / РАЗВОЗОЧНЫЙ МАРШРУТ / РАЗВОЗОЧНО-СБОРНЫЙ МАРШРУТ / СОБСТВЕННОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / АРЕНДОВАННОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / PRIVATE CARGO COMPANIES / EFFICIENCY CRITERION / TRANSPORTATION OPERATIONAL PLANNING / DELIVERY ROUTE / DELIVERY-MODULAR ROUTE / PRIVATE VEHICLE / RENTED VEHICLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толебаева А.Х., Витвицкий Е.Е.

Введение. В статье рассмотрены аспекты повышения эффективности перевозок собственных грузов предприятий мелкими отправками в городах на этапе оперативного планирования. Потребности практики в наличии положений оперативного планирования, рассматривающих особенности современной перевозки собственных грузов предприятий с учётом состояния экономики определяют актуальность исследований в этой области. Материалы и методы. В работе рассмотрены альтернативы перевозки грузов мелкими отправками несколькими технологическими способами на этапе планирования, т.е. разработкой нескольких возможных вариантов плана перевозки грузов. Выполнены расчёты технико-эксплуатационных показателей работы. Даны варианты перевозки грузов как на простом маятниковом маршруте, так и на более сложных маршрутах с использованием собственных автотранспортных средств, с использованием арендованных автотранспортных средств, предоставляемых по часовому тарифу. Результаты. Предложен критерий эффективности перевозок грузов, выражающийся в максимальной разнице между затратами на перевозку грузов на маятниковом маршруте с обратным не гружёным пробегом собственным АТС и другими способами АТС и затрат на перевозку грузов для всех вариантов плана. Заключение. Установлены регрессионные зависимости критерия эффективности от расстояния перевозок грузов в диапазоне от 1 до 60 км, выполнена их проверка на адекватность цели процесса оперативного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Толебаева А.Х., Витвицкий Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPERATIONAL PLANNING IMPROVEMENT OF ENTERPRISES GOODS'' CARRIAGE BY SMALL SHIPMENTS IN THE CITIES

Introduction. The aspects of improving the transportation efficiency of the enterprises' goods by the small shipments in the cities in the operational planning phase are viewed in the article. The practice necessity in all aspects of operational planning, taking into account the features of the private cargo companies' modern transport and the state of the economy, determines the research relevance in this sphere. Materials and methods. The article discusses the goods' carriage alternatives in small consignments by several technological ways at the planning stage, i.e. the development of several possible plan variants. The considered options of the goods' transportation, such as the simple pendulum route and more complex routes using their own vehicles and rented vehicles provided on an hourly rate are presented. Results. The efficiency criterion of the cargo transportation, which is expressed in the maximum difference between the cost of the goods' transportation on the pendulum with the reverse and not loaded route by own enterprises' PBX and other ways of ATS and the cost of freight for all plan versions is proposed. Conclusion. The fitted regression based on the efficiency criterion of the cargo transportation distance in the range of 1 to 60 km is arranged and the objectives adequacy of the operational planning process is made in the research.

Текст научной работы на тему «Совершенствование оперативного планирования перевозок собственных грузов предприятий мелкими отправками в городах»

УДК 656.13

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРЕВОЗОК СОБСТВЕННЫХ ГРУЗОВ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕЛКИМИ ОТПРАВКАМИ В ГОРОДАХ

А.Х. Толебаева1, Е.Е. Витвицкий2

1АО «ПОЛИГРАФИЯ», г. Петропавловск, Казахстан;

2ФГБОУ ВО «СибАДИ», г. Омск, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. В статье рассмотрены аспекты повышения эффективности перевозок собственных грузов предприятий мелкими отправками в городах на этапе оперативного планирования. Потребности практики в наличии положений оперативного планирования, рассматривающих особенности современной перевозки собственных грузов предприятий с учётом состояния экономики определяют актуальность исследований в этой области.

Материалы и методы. В работе рассмотрены альтернативы перевозки грузов мелкими отправками несколькими технологическими способами на этапе планирования, т.е. разработкой нескольких возможных вариантов плана перевозки грузов. Выполнены расчёты технико-эксплуатационных показателей работы.

Даны варианты перевозки грузов как на простом маятниковом маршруте, так и на более сложных маршрутах с использованием собственных автотранспортных средств, с использованием арендованных автотранспортных средств, предоставляемых по часовому тарифу. Результаты. Предложен критерий эффективности перевозок грузов, выражающийся в максимальной разнице между затратами на перевозку грузов на маятниковом маршруте с обратным не гружёным пробегом собственным АТС и другими способами АТС и затрат на перевозку грузов для всех вариантов плана.

Заключение. Установлены регрессионные зависимости критерия эффективности от расстояния перевозок грузов в диапазоне от 1 до 60 км, выполнена их проверка на адекватность цели процесса оперативного планирования.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: собственные грузы предприятий; критерий эффективности; оперативное планирование перевозок; развозочный маршрут; развозочно-сборный маршрут, собственное автотранспортное средство; арендованное автотранспортное средство.

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что парк транспортных средств в России неоднороден. Например, по форме собственности он распределяется следующим образом. В индивидуальной собственности граждан находится 53% всех зарегистрированных грузовых автомобилей. На предприятиях отрасли «Автомобильный транспорт» работает всего 50 тыс. единиц транспортных средств из общего количества грузовых автомобилей, которое составляет 5,3 млн единиц. Остальные автомобили находятся в собственности предприятий различных отраслей экономики [1].

По мнению автора [2], более 90% общих грузовых перевозок по народному хозяйству выполняется транспортом предприятий и организаций, перевозящих свои грузы за соб-

ственный счет для производственных нужд на автотранспортных средствах, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании.

Известно, что положения теории грузовых автомобильных перевозок разрабатывались на опыте работы автомобильного транспорта общего пользования [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и др.]. Вопросы повышения эффективности перевозок собственных грузов предприятий с учетом современных особенностей, в том числе в оперативном планировании, остаются мало изученными.

Конкурентоспособность продукции в значительной степени определяется её ценой, в состав которой включаются расходы на транспортировку от места производства до места потребления. Оперативное планирование содержит значительные резервы повышения

эффективности, в том числе в снижении себестоимости перевозок грузов, что соответствует потребностям практики. Ученые Б.И. Шафир-кин и В.И. Николин [4, 5] подчёркивают «... в отношении потребления транспортной продукции требуется разработкамер по С экономии на стадии планиротаниятраоспортно-го производства (перевозок), посколькуссли перевозка совершена, то она одноврьмрньв и потреблена, и об экономном использовании транспортной продукции говорить уже поздно...».

В статье рассмотрена перевозка мелких отправок собственных грузов предприятий нетранспортного профиля автотранспортом не общего пользования на различных маршрутах как собственным, так и арендованным автотранспортным средством.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Для реализации задачи настоящей статьи были выполнены следующие шаги:

Шаг 1. Спроектирована система исходных данных.

Шаг 2. На основании исходных данных спроектированы несколько маятниковых маршрутов с обратным негружёным пробегом. Спроектированы варианты оперативного плана перевозок грузов на каждом из указанных маршрутов с применением как собственного автотранспортного средства (АТС) предприятия, так и арендованного АТС, предоставленного в аренду по часовому тарифу. Выполнены расчёты технико-эксплуатационных показателей и затрат на перевозку грузов при изменении расстояния перевозок груза от 1 до 61 км для каждого варианта оперативного плана перевозок грузов.

Шаг 3. Разработан альтернативный вариант оперативного плана перевозок р|эуков с гриме-нением одного, но более сеожн ого мазшруов (развозочного, развозоенс-^оржого,, включающий все задания на перевозку грузов на маятниковых маршрутах с обратным не гружёным пробегом, спроектированных ранее в шаге 1. Даны варианты оперативного плана перевозок грузов на одном из маршрутов (раз-возочном, развозочно-сборном) при использовании как собственного АТС, та к иарендо-ванного АТС, предоставленногов оринду по часовому тарифу. Выполнены расчёты технико-эксплуатационных показателей и затрат на перевозку собственных грузов предприятий при изменении расстоянияперевокик арузи от 1 до 60 км, для каждого варианта оперативного плана перевозок грузов.

Шаг 4.Предложен критерий эффективности перевозок собствеаные гризов нфеоири-ятия как максимальная разница между за-ньсиами на перевозку грузов на маятнико вом маршруте с обратным негружёоым пробегом со бственным АТС и затратами на перевозку исузеь кв другие спроектированмым варианта м оперативного плана перевозки грузов. Пу результатам выполненных расчётов (шаг 3) определены численные значения критерия эффективности иеревозки грузов.

Шаг 5. Установлены регресси онные зависимости критерия эффективности от изменения расстояния перевозок грузов в диапазоне от 1 до 60 км.

Шаг 6. Выполнен анализ результатов работы, и сделаны выводы.

1. Рассмотрена возможность выполнения з аданий основного производства на нескольких маятииковых или одном развозочном маршруте д ри использовании как собственного АТС, так и арендованного АТС, предоставленного в аренду по часовому тарифу.

Основным производством выдано задание к перевозке грузов из одного пункта погрузки в три пункта разгрузки. Численные значения исходных данных пр адставлены в таблице 1.

Разработано три маятниковых маршрута с обратным негружёным пробегом (см. рзг сунок 1) и два варианта применения АТС на этих маршрутах: собственного АТС ГА-3-3302 и а ре н довонноио АТС грузо п одо^мопотею 1,5 т. Радчн резетотаоов |М0т00П1 АТС выизлоее согласно [4, 6]. Суммарные резульдиты ТЭП работы АТС на маятниковых маршрутахс обратным не гружёным прнбезчм при бг = 1 км представлены втаблнце 2.

Расчёт затрат на перевозку гррвов спб-ственными АТС выполнен по.[10, 11, 12, 13, 14, ро,16,17о др.], арьндтваиными АТС,предс-севвоссным уочавсвыд тарифам,выеолнен по формулам (1), (2), (3):

с = Ж- ^

нф 3 'пк > н

(1)

где Тнф - время фактическое в наряде, ч.;

Рг - расстояние перевозки груза, км; V - средняя техаияепкая скоризть, нм/ч; кпрп врэкмо по-фузки и разнр^ки за ездки, ч.

Т = Т

нф округл.

где Т - время аренды АТС, ч;

(2)

Таблица 1 ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ Table 1 INITIAL DATA

Наименование показателя Значение

Количество отправок, ед. 3

Объём груза, Q1, Q2, Г3,т 1,000

Нулевой пробег Lн1, км 1,000

Нулевой пробег ^^ км 2,000

Нулевой пробег Lн22, км 2,000

Нулевой пробег Lн23, км 1,000

Пробег с грузом, Lr1, Lr2, Lr3, км 1,000

Времяпогрузки - разгрузки ? ч 0,725

Таблица 2

СУММАРНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЭПРАБОТЫ АТС НА МАЯТНИКОВЫХ МАРШРУТАХ С ОБРАТНЫМ НЕ ГРУЖЁНЫМ ПРОБЕГОМ

ПРИ Lr = 1 КМ НаЫе 2

TOTAL RESULTS OF ATC OPERATING НЫРЕ ON PILOT ROUTES WITH AN INVERSE UNLOADED

RUN ATL = 1 KM

Значения

Показатели ГАЭ-3302 АТС аренд. q = 1,5 т

Выработка АТС в тоннах Г,т 3,0 3,0

Выработка АТС в тонно-километрах Р, т км 3,7 3,7

Общий пробег АТС Lобщ, км 11,7 3,7

Время фактическое в наряде Тнф, ч 0,9 0,6

Рисунок 1 - Разработанные варианты перевозок на маятниковых маршрутах и нулевые пробеги: П-пунктпогрузки;Р1, Р2,Р2 - соответственно 1-й,2-йи3-йпунктыразгрузки; Le1; La2;La3 -пробег сгрузом соответственно привыполнении1-го,2-го иЗ-гозадания; Lh1 - первыйнулевой пробег; Lu21;Lu22,Lu32 -второйнулевойпробег соответственно

привыполнении1-го,2-го иЗ-гозадания. Figurel-Developed variantsoftransportonpendulumroutesandzeroruns: P - point of loading; Р1, Р2, Р3 - accordingly 1-st, 2-nd and 3-rd points of unloading; L1;Lg2;Lg3-a runwith cargo,respectively, whenthe 1st, 2ndand3rdtasksare performed;

Ln1- thefirstzerorun; Ln21; Ln22;Ln32 is the secondzerorange,respectively

when performingthel st, 2ndand 3rdtasks

Т ■ С + С

(3)

где Зар - затраты на аренду АТС, руб.; Сар - стоимость 1 часа аренды АТС, соответствующей грузоподъёмности, руб.; Спод - стоимость подачи АТС, соответствующрй грузоподъёмности к месту погрузки,руб.

Далее разработан вариант оперативного паазп перюоозок эокх же объёмов грузов и но те же расстояния на развозочном ма°шруте [Ч]. Орюнизеиккм оpгaккзaзио ркз в/очнов маршрута является время оборота Ро, которое не может быть превышать время в наряде [6], (^аи^е 8 часом. 2 вариалто

перевозки грузов на развозочном маршруте (cм.pкcвиoка: созствешым кТСЗиЛ-5301 и aак^—oвонох1м P^<P^gr = 3 тр.Рассчита-ы ТЭП работы собственного АТС и арендован-нопо АОСпро/е-звозке г^^^^ов о рапвозичном маршрупе согласио [/]. Ресуоь/а/ы расчзткв ТЭП работы АТС представлены в таблице 3.

Таблица 3

РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЁТА ТЭП РАБОТЫ АТС

ПРИ Lr = 1 КМ Table 3

RESULTS OF APP TYPE CALCULATION OF OPERATION AT LH = 1 KM

Показатели Значения

ЗиЛ-5301 АТС аренд. q = 3

Времр оборота 3,Д ое 0,6

Pыp)боpкн АТ-в тоннах С, т 3,0 з ,0

Выработка АТС в тонно-километрах Р, ткм 6,0 6,0

ВРщий проба АТС а« , км общ' 5,0 3,0

Время фактическое внарязе 7(4 ОМ 0,6

Аналогичные расчёты выполнены для дру-ко уа/ений /_г до 6! км, в ноом в 1 зп^.Ши-мент результатов расчётов затрат на перевозку грузов и RЭ представлен в таблице 4.

А

L

г1

Р1

L

г2

Р,

L

г3

Рисунок Ы - Разработанный вариант перевозок на развозочном маршруте и нулевые пробеги FiнuинЫ-TнхнlпpнЫхниsiпа пPHитаspпиHтHiпапаHBнЫнliхниyипuHнтаЫzнипиuаs

Таблица 4

ФРАГМЕНТ РЕЗУЛЬТАТОВ РАСЧЁТОВ ЗАТРАТ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ И R3

Table 4

FRAGMENT OF COSTS' RESULTS FOR CARGO TRANSPORTATION AND REE

L1 KM З, руб. R3, руб.

Развозочный маршрут Маятниковые маршруты

ЗиЛ-5301 q = 3 ГАЗ-3302 q = 1,5

1 793 1 250 2 629 2 610 1 835

2 870 1 250 2 755 2 610 1 885

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 1 766 1 388 4 096 2 610 2 709

16 1 835 1 525 4 199 2 610 2 674

40 3 489 3 038 6 674 2 803 3 872

41 3 558 3 175 6 777 2 899 3 879

После расчёта затрат на перевозку грузов для всех вариантов оперативного плана, определены численные значения критерия эффективности для каждого расстояния перевозок грузов от 1 до 60 км, по результатам которого на основе регрессионного анализа

[18, 19, 20 и др.] установлена функциональная зависимость Rэ от L, при L = (см. рисунок 3), уравнение которой имеет вид:

R3 = 45,987L + 1770,2.

(4)

Рисунок 3 - Зависимость Rg от L, при L = Le1 Figure 3 - Dependence of RE on L, for L = Lg1

Коэффициент детерминации уравнения (4) R2 = 0,989 2. Максимальная относительная ошибка уравнения (4) составляет 7,4%, что позволяет утверждать, что установленная регрессионная зависимость R3 = f(L), при L = Lr1 = 1; 2; ...; 60 км адекватно описывает исследуемый процесс оперативного планирования.

2. Основным производством выдано задание к перевозке тарных грузов (обязательный возврат тары) из одного пункта погрузки в три пункта разгрузки и возврата тары в первоначальный пункт погрузки основного груза (груза в таре), поэтому рассмотрена возможность выполнения заданий основного производства на нескольких маятниковых с обратным гружёным пробегом, но разной загрузкой или одном развозочно-сборном маршрутах с использованием как собственного АТС, так и арендованного АТС, предоставленного в аренду по часовому тарифу.

Численные значения исходных данных представлены в таблице 5.

Таблица 5

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ПРИ Lr1 = 1 КМ

Table 5

INITIAL DATA FOR LH1 = 1 KM

Наименование показателя Значение

Объём груза в прямом направлении, С ы о, т 1,000

Объём груза (тара) в обратном направлении, С'1 ы о, т 0,250

Расстояние перевозок в прямом направлении Р,.^, км 1,000

Расстояние перевозок груза в обратном направлении .'["1,2,3 , км 1,000

Первый нулевой пробег а,, Р „км н1' н2' 1,000

Время погрузки -разгрузки Нпр, ч 0,425

где С1 2 3, - количество груза, соответственно на 1-м, 2-м, 3-м задании, т; С'-объём перевозок тары, т;

Pг1рм - расстояние перевозок грузов, соответственно на 1-м, 2-м, 3-м задании, км; Р' - расстояние перевозок тары, соответственно на 1-м, 2-м, 3-м задании, км.

Разработано три маятниковых маршрута с обратным гружёным пробегом, но разной загрузкой (см. рисунок 4) и два варианта перевозки грузов на этих маршрутах: собствен-

ными АТС ГАЗ-3302 и арендованными АТС грузоподъёмностью 1,5 т. Расчёт результатов работы АТС выполнен по [4, 6]. Суммарные результаты ТЭП работы АТС на маятниковых маршрутах с обратным гружёным пробегом, но разной загрузкой, при LM = 1 км представлены в таблице 6.

Таблица 6

СУММАРНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ТЭП РАБОТЫ АТС НА МАЯТНИКОВЫХ МАРШРУТАХ С ОБРАТНЫМ ГРУЖЁНЫМ ПРОБЕГОМ, НО РАЗНОЙ ЗАГРУЗКОЙ ПРИ Lr1 = 1 КМ

r1 Table 6

TOTAL RESULTS OF ATC OPERATING TYPE ON

PILOT ROUTES WITH REVERSED CARGO RUN, BUT WITH THE DIFFERENT LOAD AT L1 = 1 KM

Показатели Значения

ГАЗ-3302 АТС аренд. q = 1,5 т

Выработка АТС в тоннах С,т 3,75 3,75

Выработка АТС в тонно-километрах Р, ткм 3,4 3,40

Общий пробег АТС Робщ, км 12,8 6,90

Время фактическое в наряде Тнф, ч 1,0 0,80

Расчёт затрат на перевозку грузов собственными АТС согласно [10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 10 и др.], арендованными АТС q = 1,5, предоставленным по часовым тарифам, выполнен по формулам (1), (2), (3).

Далее задание основного производства выполнено на развозочно-сборном маршруте [Ч]. Ограничением организации развозочно-сбор-ного маршрута является время оборота, которое не может превышать время в наряде, равное 8 ч. Разработано 2 варианта оперативного плана перевозки грузов на развозочно-сбор-ном маршруте: собственным АТС ЗиЛ-5301 и арендованным АТС ^ = 3 т). Рассчитаны ТЭП работы собственного АТС и арендованного АТС при перевозке грузов на развозочно-сбор-ном маршруте (см. рисунок 5). Результаты расчёта ТЭП работы АТС при Рг1 = 1 км представлены в таблице 0.

П2

Рисунок4-Разработанныевариантыперевозок намаятниковыхмаршрутах собратнымгружёнымпробегом,

но разнойзагрузкойинулевыепробеги

Figure 4 - Developed variants of transport on pendulumrouteswithreverse loaded run,but withdifferentloading andzero runs

Ьэ

Рисунок 5 - Разработанный вариант перевозок на развозочно-сборном маршруте и нулевые пробеги Figure5-Thedevelopedversion oftransportationontheroute-collectionandzeroruns

Таблица 7

РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЁТА ТЭП РАБОТЫ АТС

ПРИ Ln = 1 КМ Table 7

RESULTS OF APP TYPE CALCULATION OF OPERATION AT LH1 = 1 KM

Показатели Значения

ЗиЛ-5301 АТС аренд. q = 3 т

Время оборота ч 1,0 3,0

Выработка АТС в тонно-километрах Р, ткм 3,0 3,0

Общий пробег АТС Lобщ, км 5,0 3,0

Время фактическое в наряде Гнф, ч 1,0 0,9

Аналогичные расчёты выполнены для других значений до 59 км с шагом в 1 км, расчёт при равном 60 км, показал невозможность организации развозочно-сборного маршрута по вышеприведенному ограничению. Фрагмент результатов расчётов затрат на перевозку грузов и RЭ представлен в таблице 8.

После расчёта затрат на перевозку грузов для всех вариантов оперативного плана определены численные значения RЭ для каждого расстояния перевозок грузов от 1 до 60 км, по результатам которого на основе регрессионного анализа [18, 19, 20 и др.] установлена функциональная зависимость RЭ от L, при L = (см. рисунок 6), уравнение которой имеет вид

R = 50,22L + 1881,8

(5)

Таблица 8

ФРАГМЕНТ РЕЗУЛЬТАТОВ РАСЧЁТОВ ЗАТРАТ НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ И ЯЭ

Table 8

FRAGMENT OF COSTS' RESULTS FOR CARGO TRANSPORTATION AND REE

L, км г З, руб. Rэ, руб.

Развозочно-сборный маршрут Маятниковые маршруты

ЗиЛ-5301 q = 3 ГАЗ-3302 q = 1,5

1 798 1 250 2 657 2 610 1 859

2 875 1 250 2 792 2 610 1 917

21 2 184 1 925 4 914 2 899 2 989

22 2 253 19 25 5 025 2 899 3 100

Рисунок 6 - Зависимость R от L, при L = Lb1 Figure 6 - Dependence of R on L, for L = Lg1

РЕЗУЛЬТАТЫ

Коэффициент детерминации уравнения (5) Rр = 0,ЧЧ43. Максимальная относительная ошибка уравнения (5) составляет 5%, что позволяет утверждать, что регрессионная зависимость RЭ = Р(Р), при Р = Рг1 =1; 2; ...; 60 км адекватно описывает исследуемый процесс оперативного планирования.

Подтверждена возможность повышения эффективности перевозок собственных грузов предприятий в городах в рамках оперативного планирования независимо от расстояния перевозок.

ОБСУЖДЕНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе совершенствование оперативного планирования перевозок собственных грузов предприятий мелкими отправками достигается за счет единовременной разработки нескольких вариантов плана и выбором из них наименее затратного по предложенному критерию.

При перевозке бестарных грузов подлежат разработке и сравнению варианты плана перевозок на маятниковых с обратным негружёным пробегом (отдельно собственными АТС и отдельно арендованными АТС одной грузоподъёмности) и на развозочном (отдельно собственными АТС и отдельно арендованными АТС одной грузоподъёмности) маршрутах.

При перевозке тарных грузов подлежат разработке и сравнению варианты плана перевозок на маятниковых с обратным гружёным пробегом, но разной загрузкой (отдельно собственными АТС и отдельно арендованными АТС одной грузоподъёмности) и на развозоч-но-сборном (отдельно собственными АТС и отдельно арендованными АТС одной грузоподъёмности) маршрутах.

Влияние расстояния на критерий эффективности перевозок собственных грузов предприятий АТС необщего пользования описывается полиномиальными регрессионными зависимостями. Высокий коэффициент детерминации установленных уравнений говорит об их хорошей описывающей способности, максимальная ошибка аппроксимации менее 15%. Это позволяет утверждать, что установленные регрессионные зависимости с доверительной вероятностью 0,Ч5 адекватны исследуемому процессу оперативного планирования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Курганов В.М. Макроэкономическая оценка транспортного потенциала. Законы логистики и статистические

закономерности : монография. Тверь : Твер. гос. ун-т, 2013. 68 с.

2. Горев А.Э. Грузовые автомобильные перевозки : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений : 5-е изд., испр. М. : Издательский центр «Академия», 2008. 288 с.

3. Николин В.И. Автотранспортный процесс и оптимизация его элементов. - М. : Транспорт, 1990. 91 с.

4. Николин В.И. Научные основы совершенствования

теории грузовых автомобильных перевозок : дис.....д-ра

техн. наук. - Москва. 2000. 343 с.

5. Шафиркин Б.И. Повышение эффективности грузовых перевозок транспортной системы СССР. М. : «Транспорт», 1978. 240 с.

6. Николин В.И., Витвицкий Е.Е., Мочалин С.М. Грузовые автомобильные перевозки : монография. Омск : Вариант-Сибирь, 2004. 479 с.

7. Александров Л.А., Малышев А.И., Кожин А.П., Володин Е.П. и др. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок : под ред. Л.А. Александрова. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Высшая школа, 1986. 336 с.

8. Воркут А.И. Грузовые автомобильные перевозки. 2-е изд., перераб. и доп. Киев : Вища школа, 1986. 447 с.

9. Витвицкий Е.Е. Развозочно-сборные автотранспортные системы перевозки грузов : монография. Омск : Изд-во «Вариант-Сибирь», 2003. 274 с.

10. Инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (работ, услуг) предприятий автомобильного транспорта (утв. Минтрансом РФ 29.08.1995) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант плюс. Москва. 1995.

11. РД 3112199-1085-02. Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств (утв. Минтрансом РФ 04.04.2002) (вместе с «Классификацией автотранспортных средств»). (с изм. от 07.12.2006). Введ. 2002.04.04. М. : Изд-во стандартов, 2004. 20 с.

12. Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Омской области между Правительством Омской области, Территориальным общественным объединением «Федерация омских профсоюзов» и Региональным объединением работодателей Омской области № 113-РС. от 25 декабря 2014 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.omskportal.ru.

13. О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы : Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 (ред. от 06.07.2015). [Электронный ресурс] // Справочная правовая система Консультант плюс. Москва. 2015.

14. О предельных размерах платы за проведение технического осмотра транспортных средств на территории Омской области в 2015 году : Постановление Правительства Омской области от 21 января 2015 года № 10-П. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.omskportal.ru.

15. Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельных расценок для оплаты труда водителей. М. : Экономика, 1988. 41 с.

16. Онлайн калькулятор страховки ОСАГО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ingos.ru/ru/ private/auto/osago/calc/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Толебаева А.Х., Витвицкий Е.Е., Войтенков С.С. А.с. 21757 ОФЭРНиО Электронный ресурс «Ресурсосбережение в оперативном планировании перевозок грузов мелкими отправками автотранспортным средством в городах» // Свидетельство о регистрации электронного ресурса объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование». заявл. 22.03.16. опубл. 04.04.16.

18. Гладкий А.А., Чиртик А.А. Excel. Трюки и эффекты. СПб. : Питер, 2006. 368 с.

19. Толебаева А.Х. Установление зависимостей влия-

ния расстояния перевозок грузов на процесс и результаты ресурсосбережения в оперативном планировании перевозок грузов «для собственных нужд» : отчет о НИР / сост : Е.Е. Витвицкий, А.Х. Толебаева. Омск : СибАДИ, 2016. 31 с.

20. Толебаева А.Х., Витвицкий Е.Е. Методы ресурсос-

бережения в автотранспортном комплексе при перевозке грузов «для собственных нужд» в городах : монография. Омск : СибАДИ, 2016.

21. Саати Т.Л., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем. пер. с англ. М. : «Радио и связь», 1991. 224 с.

OPERATIONAL PLANNING IMPROVEMENT OF ENTERPRISES GOODS' CARRIAGE BY SMALL SHIPMENTS IN THE CITIES

A.Kh. Tolebayeva, E.E. Vitvitskiy

ABSTRACT

Introduction. The aspects of improving the transportation efficiency of the enterprises' goods by the small shipments in the cities in the operational planning phase are viewed in the article. The practice necessity in all aspects of operational planning, taking into account the features of the private cargo companies' modern transport and the state of the economy, determines the research relevance in this sphere.

Materials and methods. The article discusses the goods' carriage alternatives in small consignments by several technological ways at the planning stage, i.e. the development of several possible plan variants. The considered options of the goods' transportation, such as the simple pendulum route and more complex routes using their own vehicles and rented vehicles provided on an hourly rate are presented. Results. The efficiency criterion of the cargo transportation, which is expressed in the maximum difference between the cost of the goods' transportation on the pendulum with the reverse and not loaded route by own enterprises' PBX and other ways of ATS and the cost of freight for all plan versions is proposed.

Conclusion. The fitted regression based on the efficiency criterion of the cargo transportation distance in the range of 1 to 60 km is arranged and the objectives adequacy of the operational planning process is made in the research.

KEYWORDS: private cargo companies; efficiency criterion; transportation operational planning; delivery route; delivery-modular route; private vehicle; rented vehicle.

REFERENCES

1.Kurganov V.M. Makroehkonomicheskaya ocenka transportnogo potencíala. Zakony logistiki i statisticheskie zakonomernosti [Macroeconomic evaluation of transport capacity. The law of logistics and statistical regularities]. Tver. Tver. state University, 2013. 68 p.

2. Gorev A.E. Gruzovyie avtomobilnyie perevozki [Freight automobile transportation]. Moscow, Publishing center "Academy", 2008. 288 p.

3. Nikolin V.I. Avtotransportnyj process i optimizaciya ego ehlementov [Transportation process and optimization of its elements]. Moscow, Transport, 1990. 91p.

4. Nikolin V.I. Nauchnye osnovy sovershenstvovaniya teorii gruzovyh avtomobil'nyh perevozok [Scientific bases of perfection of the theory of road freight transport]. Moscow, 2000. 343 p.

5. SHafirkin B.I. Povyshenie ehffektivnosti gruzovyh perevozok transportnoj sistemy SSSR [Improvement of the freight transportation system of the USSR]. Moscow, Transport, 1978. 240 p.

6. Nikolin V.I., Vitvickij E.E., Mochalin S.M. Gruzovye avtomobil'nye perevozki [Freight automobile transportation]. Omsk, Option-Siberia, 2004. 479 p.

7. Aleksandrov L.A., Malyshev A.I., Kozhin A.P., Volodin E.P. and others. Organizaciya i planirovanie gruzovyh avtomobil'nyh perevozok [Organization and planning of freight automobile transportation]. Moscow, Higher school, 1986. 336 p.

8. Vorkut A.I. Gruzovye avtomobil'nye perevozki [Freight

transport by road]. Kiev, Higher school, 1986 447 p.

9. Vitvickij E.E. Razvozochno-sbornye avtotransportnye sistemy perevozki gruzov [Delivery-national road transport system for the carriage of goods] Omsk, Publishing house "Option-Siberia", 2003. 274 p.

10. Instrukciya po sostavu, uchetu i kal'kulirovaniyu zatrat, vklyuchaemyh v sebestoimost' perevozok (rabot, uslug) predpriyatij avtomobil'nogo transporta [Instruction in composition, recording and calculation of the expenses included in the cost of transportation (works, services) of the enterprises of motor transport], Electronic resource, Reference legal system Consultant plus. Moscow. 1995.

11. RD 3112199-1085-02. Vremennye normy ehkspluatacionnogo probega shin avtotransportnyh sredstv (utv. Mintransom RF 04.04.2002) (vmeste s «Klassifikaciej avtotransportnyh sredstv»). (s izm. ot 07.12.2006). Vved. 2002.04.04 [Temporary rules operating mileage of tyres of motor vehicles (app. The Ministry of transport of the Russian Federation 04.04.2002) (with "Classification of vehicles"). (Rev. from 07.12.2006)], Moscow, Publishing house of standards, 2004. 20 p.

12. Regional'noe soglashenie o minimal'noj zarabotnoj plate v Omskoj oblasti mezhdu Pravitel'stvom Omskoj oblasti, Territorial'nym obshchestvennym ob"edineniem "Federaciya omskih profsoyuzov" i Regional'nym ob"edineniem raboto-datelej Omskoj oblasti no. 113-RS. ot 25 dekabrya 2014 goda [a Regional agreement on minimum wage in the Omsk region between the government of the Omsk region, Territorial public Association «Federation of Omsk trade unions» and Regional Association of employers of the Omsk region № 113-RS. 25

Dec 2014]. Electronic resource, Mode of access: www.omsk-portal.ru.

13. O klassifikacii osnovnyh sredstv, vklyuchaemyh v amortizacionnye gruppy. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 01.01.2002 № 1 (red. ot 06.07.2015) [On the classification of fixed assets included in depreciation groups : Resolution of the RF Government dated 01.01.2002 no. 1 (ed. by 06.07.2015)], Electronic resource, Reference legal system Consultant plus. Moscow. 2015.

14. O predel'nyh razmerah platy za provedenie tekhnicheskogo osmotra transportnyh sredstv na territorii Omskoj oblasti v 2015 godu. Postanovlenie Pravitel'stva Omskoj oblasti ot 21 yanvarya 2015 goda no. 10-P [On the limiting sizes of a payment for carrying out technical inspection of vehicles on the territory of Omsk region in 2015. Resolution of the government of Omsk region from 21 Jan 2015 No. 10 P]. Electronic resource, Mode of access: www.omskportal.ru.

15. Edinye normy vremeni na perevozku gruzov avtomobil'nym transportom i sdel'nyh rascenok dlya oplaty truda voditelej [Single standard time for the carriage of goods by road and piece rates to pay drivers]. Moscow, Economics, 1988. 41 p.

16. Onlajn kal'kulyator strahovki OSAGO [Online calculator insurance CTP] [Electronic resource], Mode of access: http://www.ingos.ru/ru/private/auto/osago/calc/.

17. Tolebayeva A.K., Vitvitsky E.E., Voitenkov S.S. A.s. 21757 OFEHRNiO EHlektronnyj resurs "Resursosberezhe-nie v operativnom planirovanii perevozok gruzov melkimi otpravkami avtotransportnym sredstvom v gorodah" [in the Resource in the operational planning of cargo transportation in small consignments of vehicles in cities], Appl. 22.03.16; publ. 04.04.16.

18. Gladkij A.A. Excel. Tryuki i ehffekty [Excel. Stunts and effects]. Saint-Petersburg, Peter, 2006. 368 p

19. Tolebaeva A.H., Vitvickij E.E., Ustanovlenie zavisi-mostej vliyaniya rasstoyaniya perevozok gruzov na process i rezul'taty resursosberezheniya v operativnom planirovanii perevozok gruzov "dlya sobstvennyh nuzhd" [the Establishment of relationships between the distances of cargo transportation on the process and results of resource saving in the operational planning of cargo transportation "for their own purposes" research reports]. Omsk, SibADI, 2016, 31 p.

20. A.H. Tolebaeva, E.E. Vitvickij Metody resursosbere-zheniya v avtotransportnom komplekse pri perevozke gruzov "dlya sobstvennyh nuzhd" v gorodah [Methods of resource saving in automobile transport sector for the carriage of goods "for own use" in the cities]. Omsk, SibADI, 2016.

21. Saati T.L. Analiticheskoe planirovanie. Organizaciya

system [Analytical planning. The organization systems]. Moscow, Radio and communication, 1991. 224 p.

Поступила 26.12.2017, принята к публикации 15.02.2018.

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Толебаева Адлет Хаиргельдиновна (г. Петропавловск, Казахстан) - магистр, менеджер по логистике АО «Полиграфия» (e-mail: arabesky_a@mail.ru).

Adlet Kh. Tolebayeva (Petropav-lovsk, Kazakhstan) - Magister, Logistics Manager at JSC "Printing" (e-mail: arabesky_a@mail.ru).

Витвицкий Евгений Евгеньевич (г. Омск, Россия) - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «ОПиУТ», ФГБОУ ВО «СибАДИ» (644080, г. Омск, пр. Мира, д. 5, тел.: (3812) 65-37-04, e-mail: kaf_oput@sibadi.org).

Eugenie E. Vitvitskiy (Omsk, Russia) - Dr. Sci. Sciences, Professor, Head of Department "Organization of transportation and transport management", Federal State Institution of Higher Education "Siberian State Automobile and Highway Academy (SibADI)" (644080, Omsk, ave Mira, 5, tel.: 8 (3812) 65-37-04, e-mail: kaf_oput@sibadi. org).

ВКЛАД СОАВТОРОВ

Толебаева А.Х. Осуществление сбора и обработки материала по теме исследования, проведения расчетов, подготовки ста-тьик опубликованию.

Витвицкий Е.Е. Осуществление научного руководства, подбора источников, участия в написании статьи.

III III И III III И III III III И III III III И III III И III III III И III III И III III III И III III И III III III И III III И III III III И III мм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.