Научная статья на тему 'Совершенствование оперативно-розыскного мероприятия «Наведение справок» при раскрытии краж, совершенных с незаконным проникновением в жилище'

Совершенствование оперативно-розыскного мероприятия «Наведение справок» при раскрытии краж, совершенных с незаконным проникновением в жилище Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
419
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / НАВЕДЕНИЕ СПРАВОК / МЕСТА СБЫТА ПОХИЩЕННОГО / OPERATIONAL UNITS / OPERATIONAL AND INVESTIGATIVE MEASURES / REFERENCE / WHERE THE STOLEN GOODS WERE BEING STOLEN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузнецов Александр Александрович, Танков Алексей Юрьевич

Раскрытие, расследование краж, совершаемых с незаконным проникновением в жилище, осуществляется в результате комплексного проведения следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий. При этом установление местонахождения похищенного имущества является основной задачей правоохранительных органов. Наиболее эффективным оперативно-розыскным мероприятием в таких случаях является «наведение справок» в ломбардах и других местах вероятного сбыта похищенного имущества. Правовое регулирование данного оперативно-розыскного мероприятия имеет свои особенности. Предлагается порядок и сроки предоставления сведений по запросам оперативных работников.Disclosure, investigation of thefts committed with illegal entry into the home, is carried out as a result of complex investigative actions and operational and investigative measures. At the same time, establishing the location of stolen property is the main task of law enforcement agencies. The most effective operational and investigative measures in such cases is to «make inquiries» in pawnshops and other places of probable sale of stolen property. The legal regulation of this operational and investigative measures has its own peculiarities. It is proposed the order and timing of the provision of information at the request of operational staff.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кузнецов Александр Александрович, Танков Алексей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование оперативно-розыскного мероприятия «Наведение справок» при раскрытии краж, совершенных с незаконным проникновением в жилище»

УДК 343.985.7 ББК 67.52

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10299

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «НАВЕДЕНИЕ СПРАВОК» ПРИ РАСКРЫТИИ КРАЖ, СОВЕРШЕННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ПРОНИКНОВЕНИЕМ В ЖИЛИЩЕ

Александр Александрович КУЗНЕЦОВ, профессор Алексей Юрьевич ТАНКОВ, старший

кафедры криминалистики Омской академии МВД преподаватель кафедры криминалистики

России, кандидат юридических наук, Омской академии МВД России

профессор, Заслуженный юрист E-mail: tankov7@yandex.ru Российской Федерации E-mail: omakrim55@mail.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. Раскрытие, расследование краж, совершаемых с незаконным проникновением в жилище, осуществляется в результате комплексного проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. При этом установление местонахождения похищенного имущества является основной задачей правоохранительных органов. Наиболее эффективным оперативно-розыскным мероприятием в таких случаях является «наведение справок» в ломбардах и других местах вероятного сбыта похищенного имущества. Правовое регулирование данного оперативно-розыскного мероприятия имеет свои особенности. Предлагается порядок и сроки предоставления сведений по запросам оперативных работников.

Ключевые слова: оперативные подразделения, оперативно-розыскные мероприятия, наведение справок, места сбыта похищенного.

Annotation. Disclosure, investigation of thefts committed with illegal entry into the home, is carried out as a result of complex investigative actions and operational and investigative measures. At the same time, establishing the location of stolen property is the main task of law enforcement agencies. The most effective operational and investigative measures in such cases is to «make inquiries» in pawnshops and other places of probable sale of stolen property. The legal regulation of this operational and investigative measures has its own peculiarities. It is proposed the order and timing of the provision of information at the request of operational staff.

Keywords: operational units, operational and investigative measures, reference, where the stolen goods were being stolen.

Процесс раскрытия и расследования преступлений не может рассматриваться без анализа и изучения правовых норм, позволяющих осуществлять необходимое воздействие на негативные процессы в криминогенной среде. Следует отметить, что правовые аспекты оперативно-розыскной деятельности (ОРД) всегда находились в поле зрения ученых1.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ «Об ОРД») правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, ФЗ «Об ОРД», другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020

Законодательство Российской Федерации предоставляет органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, полномочия принимать решения и производить действия, которые ограничивают конституционные права и свободы человека и гражданина. Положения ФЗ «Об ОРД» устанавливают, что данная деятельность осуществляется оперативными подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), перечень которых приведен в ст. 6 указанного Закона.

Результаты ОРД подлежат обязательному документированию, которое осуществляется путем составления оперативно-служебных документов, формирования и ведения дел оперативного учета.

Правовое регулирование проведения ОРМ имеет свои особенности, прежде всего связанные со спецификой их проведения по видам преступлений. Это выражается в том, что одним из ключевых факторов при раскрытии краж, совершенных с незаконным проникновением в жилище, является проведение ОРМ по установлению местонахождения похищенного из жилища имущества.

На наш взгляд, интенсивность использования преступниками наиболее типичных каналов и мест сбыта похищенного имущества определяется не столько видом преступления, сколько характером имущества (предметом), которым они завладевают. Как правило, их интересует не само имущество, а вырученные от его реализации денежные средства.

Как верно в свое время подметили некоторые ученые, такие результаты позволяют им, с одной стороны, избавиться от вещественных доказательств, а с другой стороны, воспользоваться «плодами» преступления наиболее приемлемым для них образом: приобрести блага нематериального характера, истратить деньги на спиртные напитки2, наркотические средства, продукты питания и др.

Одним из основных направлений деятельности сотрудников органов внутренних дел (ОВД) по раскрытию краж, совершенных с незаконным проникновением в жилище, является совершенствование правового регулирования проведения ОРМ «наведение справок» в ломбардах и других местах вероятного сбыта похищенного имущества.

Н.И. Кузнецова, В.Г. Растопчий, по нашему мнению, верно указывают, что изучение документов, по которым в местах скупки прини-

мается имущество, может дать следующую информацию: о лицах, сбывающих похищенное имущество; о предметах, схожих по приметам с похищенным имуществом (особенно, когда разыскиваются уникальные ценности и вещи, имеющие ярко выраженные визуальные признаки); о фактах сдачи вещей лицами, подозреваемыми в совершении преступлений; о лицах, систематически сдающих вещи; о дате сдачи (продажи) вещей, представляющих оперативный интерес3.

Наряду с нормами ФЗ «Об ОРД» оперативник ОВД может воспользоваться теми правами, которыми его наделяет ФЗ «О полиции».

Так, согласно п. 4 ч. 1 ст. 13 этого Закона сотрудник органов внутренних дел имеет право запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, в связи с расследованием уголовных дел или рассмотрением материалов, находящихся в производстве об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об ОРД» оперативные сотрудники имеют право при производстве ОРМ производить изъятие документов, предметов, материалов и сообщений. При этом законные требования должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.

Осуществление ломбардной деятельности предполагает наличие информации, составляющей профессиональную тайну, полученную от заемщика или поклажедателя в связи с заключением договора займа или договора хранения4, а, соответственно, такая информация предоставляется только по письменным запросам органов, правомочных на осуществление ОРД и предварительного расследования.

При осуществлении комиссионной торговли сведений ограниченного доступа не образуется; такая деятельность регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 1998 г. № 569 «Об утверждении

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020

правил комиссионной торговли непродовольственными товарами».

В запрашиваемых органами, осуществляющими ОРД, материалах может содержаться информация о приеме, нахождении и реализации какого-либо имущества; о лицах, которые это имущество реализовали или приобрели; сведения о работниках этой организации, осуществлявших операции по приему, реализации похищенного. Поэтому не вызывает возражений форма обращения за информацией оперативными сотрудниками.

При осуществлении данного вида ОРМ проблемным вопросом является порядок и сроки предоставления указанных сведений работниками ломбардов и других мест реализации имущества.

Так, при организации ОРМ по раскрытию кражи из жилища оперативные сотрудники, как правило, проверяют ломбарды, комиссионные магазины и другие предприятия на предмет возможного сбыта похищенного имущества. В свою очередь, работники данных организаций нередко отказывают в предоставлении сведений о наличии имущества на момент обращения, поясняя, что информация будет предоставлена по письменному запросу. На реализацию таких «требований» у оперативных сотрудников уходит время. При этом нет уверенности, что в конкретном проверяемом месте может находиться искомое имущество; кроме того, за время подготовки письменного запроса похищенное имущество может быть реализовано третьим лицам.

С нашей точки зрения, сроки исполнения таких запросов уполномоченных должностных лиц полиции требуют конкретизации.

Например, налоговое законодательство в п. 5 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации регламентирует конкретные сроки предоставления документов организацией налоговому органу в рамках проводимой проверки, а именно, исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок уведомляет, что не располагает требуемыми документами (информацией).

Обязательное исполнение требований прокурора регламентируется ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-01, где в ч. 2 установлен срок предоставления информации, документов, справок и других материалов в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок

исполнения законов — в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора.

В Федеральном законе «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3, срок предоставления сведений также законодательно регламентирован.

В части 2 ст. 7 этого Закона указано, что требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок.

Выявление и изобличение виновных в совершении кражи лиц путем поиска похищенного имущества — самостоятельное направление оперативного поиска.

Такая деятельность, как считают Н.И. Кузнецова и В.Г. Растопчий, обеспечивает раскрытие преступления (через имущество — к преступнику), предоставляет следователю доказательственную базу (изъятые вещи)5.

Сотрудник уголовного розыска при проведении ОРМ «наведение справок» по факту кражи имущества из жилища, в течение дежурных суток и в последующие дни может проверять ежедневно до десяти ломбардов и других мест скупки имущества.

Учитывая то, что в среднем на территории крупного города в административном районе города может находиться от 30 до 80 таких объектов, подобная проверка может затянуться на неопределенное время. В связи с этим полагаем, что, осуществляя ОРМ «наведение справок», оперативный сотрудник должен иметь право требовать предоставления необходимых сведений незамедлительно (по аналогии с требованиями сотрудников Следственного комитета) либо указывать конкретные сроки исполнения в письменном запросе.

Следует отметить, что при проведении такого ОРМ следует руководствоваться ст. 19.7 КоАП РФ, в соответствии с которой за непредоставление или несвоевременное предоставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно предоставление в государственный орган (должностному

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020

лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде граждане, должностные и юридические лица должны быть привлечены к административной ответственности.

В настоящий момент, на наш взгляд, данная норма носит, скорее, декларативный характер, поскольку сроки предоставления необходимых сведений запрашивающему должностному лицу нормативно никак не закреплены.

В связи с этим считаем необходимым ФЗ «Об ОРД» дополнить положениями, согласно которым требования (запросы, поручения) должностного лица органа, осуществляющего ОРД, оформленные в результате проведения оперативно-розыскного мероприятия или при осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок.

Подводя итог, отметим, что указанные предложения позволят решить следующие задачи по розыску похищенного из жилища граждан имущества:

■ своевременно, «по горячим следам», проверять такие объекты на предмет реализации похищенного имущества;

■ незамедлительно получать сведения о лицах, сдавших имущество на реализацию;

■ проводить анализ информации из нескольких ломбардов (мест сбыта краденого) и выдвинуть оперативно-розыскные версии о лицах, систематически сдающих имущество, на предмет проверки их на причастность к совершаемым кражам;

■ проверить лиц и имущество, сдаваемое на реализацию, по оперативно-справочным и криминалистическим учетам ОВД;

■ установить местонахождение похищенного имущества, а также своевременно провести его изъятие с целью возмещения материального ущерба пострадавшему.

1 См: Басков В.И. Оперативно-розыскная деятельность. М., 1997;

Глушков А.И. Оперативно-розыскное обеспечение предварительного расследования и судебного разбирательства. М., 2005;

Дубоносов В. С. Основы оперативно-розыскной деятельности. М., 2009;

Савельев В.В. Соблюдение прав и свобод личности при осуществлении органами внутренних дел ОРД (по материалам аппаратов уголовного розыска): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

2 Безруких Р., Ельченков А., Ким Л. Оперативное обслуживание мест возможного сбыта похищенного имущества // Информац. бюллетень. Пермь. 1974. № 34. С. 20.

3 Кузнецова Н.И., Растопчий В.Г. От украденной вещи — к вору // Оперативно-розыскная работа. 1994. № 2. С. 55.

4 Федеральный закон «О ломбардах» от 19.07.2007 г. № 196-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

5 Кузнецова Н.И., Растопчий В.Г. Указ. соч. С. 52.

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

2. Федеральный закон «О ломбардах» от 19.07.2007 г. № 196-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. № 2202-1 // СПС «Консультант Плюс»

4. Федеральный закон «О следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 г. № 410-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

5. Об утверждении Правил комиссионной торговли непродовольственными товарами: Постановление Правительства РФ от 06.06.1998 г. № 569 // СПС «Консультант Плюс»

6. Басков В.И. Оперативно-розыскная деятельность. М., 1997. 190 с.

7. Безруких Р., Ельченков А., Ким Л. Оперативное обслуживание мест возможного сбыта похищенного имущества // Информац. бюллетень. Пермь. 1974. № 34.

8. Глушков А.И. Оперативно-розыскное обеспечение предварительного расследования и судебного разбирательства. М., 2005.

9. Дубоносов B.C. Основы оперативно-розыскной деятельности. М., 2009.

10. Кузнецова Н.И., Растопчий В.Г. От украденной вещи — к вору // Оперативно-розыскная работа. 1994. № 2.

11. Савельев В.В. Соблюдение прав и свобод личности при осуществлении органами внутренних дел ОРД (по материалам аппаратов уголовного розыска): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.

ЗАКОН И ПРАВО • 06-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.