Научная статья на тему 'Совершенствование обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих в резерве руководящих кадров'

Совершенствование обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих в резерве руководящих кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ РЕЗЕРВИСТОВ / ПРОГРАММА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ РЕЗЕРВИСТОВ / РЕЗЕРВ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / INDIVIDUAL TRAINING PROGRAM FOR RESERVISTS / THEORETICAL TRAINING PROGRAM FOR RESERVISTS / THE RESERVE OF THE LEADING PERSONNEL OF THE PENITENTIARY SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кольев Александр Анатольевич

В статье рассмотрены особенности индивидуальной программы обучения резервистов сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих в резерве руководящих кадров, представлены элементы программы теоретического обучения данной категории сотрудников, а также предложены мероприятия по совершенствованию практической подготовки таких сотрудников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кольев Александр Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the training of employees of the penitentiary system, consisting in the reserve management staff

The article describes the features of the individual training program for reservists, presents elements of the theoretical training program for this category of employees, and also suggests measures to improve the practical training of employees who are in the reserve of the executive personnel of the penitentiary system.

Текст научной работы на тему «Совершенствование обучения сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих в резерве руководящих кадров»

Information about the author

Isakova Tatyana Igorevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), assistant professor of the Chair of the Criminal Trial and Criminalistics, candidate of pedagogical sciences. E-mail: kolesn_tanya@mail.ru

УДК 35.08

© Кольев А. А., 2019

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, СОСТОЯЩИХ В РЕЗЕРВЕ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ

В статье рассмотрены особенности индивидуальной программы обучения резервистов — сотрудников уголовно-исполнительной системы, состоящих в резерве руководящих кадров, — представлены элементы программы теоретического обучения данной категории сотрудников, а также предложены мероприятия по совершенствованию практической подготовки таких сотрудников

Ключевые слова: индивидуальная программа обучения резервистов; программа теоретического обучения резервистов; практическая подготовка сотрудников, состоящих в резерве руководящих кадров уголовно-исполнительной системы.

© Kolyev A. A., 2019

IMPROVING THE TRAINING OF EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM, CONSISTING IN THE RESERVE MANAGEMENT STAFF

The article describes the features of the individual training program for reservists, presents elements of the theoretical training program for this category of employees, and also suggests measures to improve the practical training of employees who are in the reserve of the executive personnel of the penitentiary system.

Keywords: individual training program for reservists; theoretical training program for reservists; practical training of staff members in the reserve of the leading personnel of the penitentiary system.

Организация целенаправленной грамму подготовки следует включать

подготовки резерва руководителей не только занятия в различных формах

должна основываться на ее индивиду- непрерывного образования, в том числе

альном планировании. При этом в про- в рамках целевого обучения и перепод-

готовки, но и весь комплекс мер, направленных на выработку, формирование и совершенствование профессиональных качеств руководителя, включая стажировку на замещаемой должности, горизонтальное перемещение (ротацию), освоение смежных сфер деятельности и т. п.

Кроме этого, индивидуальная программа обучения резервиста должна составляться не непосредственным руководителем подготовки, а основываться на плане, разработанном кадровыми подразделениями территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России).

При подготовке руководителей уголовно-исполнительной системы (УИС) важное внимание должно уделяться их профессиональной компетентности, которая включает в себя навыки владения современными средствами решения служебных задач, систему внутренних ресурсов, необходимых для организации эффективного руководства подчиненными подразделениями. Руководители должны уметь определять приоритеты, формировать цели коллектива, соотносить их с имеющимися возможностями, принимать эффективные управленческие решения, осуществлять действенный контроль за их реализацией. Актуальным является изучение структуры оптимальной управленческой деятельности, выявление ее внутренних механизмов, оптимизация стиля управления служебным коллективом.

Важную роль при подготовке резерва руководящих кадров играет повышение эффективности их теоретического и практического обучения.

В соответствии с требованиями Инструкции [1] и письма ФСИН России от 04.03.2016 № исх-02-11634 индивидуальная программа обучения резервиста должна включать обязательные темы для изучения по четырем направлениям теоретической подготовки. Обязательными элементами программы теоретического обучения являются:

— правовая подготовка;

— подготовка в области организации управления учреждениями (органами) УИС;

— подготовка в области организации работы с кадрами;

— подготовка в области психологии управления.

Основным недостатком старых индивидуальных программ обучения резервистов является то, что в каждом из разделов обучаемому предлагалось изучение нормативных правовых актов, относящихся к тому или иному разделу подготовки, хотя изучение нормативной правовой базы можно отнести к разделу «Правовая подготовка». В иных разделах необходимо обращаться к основному нормативно-правовому акту, регулирующему деятельность той или иной сферы, а также уделить внимание теоретическим основам подготовки (см. таблицу).

Таблица

Примерный тематический план теоретической подготовки резервистов

№ Наименование тем

I. Правовая подготовка

1. ФСИН России: задачи и полномочия.

2. Нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность УИС.

3. Основные положения Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

4. Основные положения Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

5. Основные положения Трудового кодекса Российской федерации в области организации деятельности УИС.

6. Основные положения Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

II. Психология управления

1. Общеуправленческие способности. ПВК руководителя.

2. Личностный потенциал руководителя.

3. Лидерство и руководство.

4. Проблемы управленческой деятельности.

5. Мотивация трудовой деятельности подчиненных.

6. Конфликт в служебном коллективе.

III. Подготовка в области работы с кадрами и воспитательной работы

1. Основные положения Приказа ФСИН РФ от 28.12.2010 № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы».

2. Основные направления и принципы работы с кадрами в УИС.

3. Организация индивидуальной воспитательной работы с сотрудниками УИС.

4. Профилактика совершения коррупционных правонарушений в учреждениях и органах УИС.

5. Принципы делового общения.

6. Адаптация персонала.

IV. Подготовка в области организации управления учреждениями (органами) УИС

1. Основные положения Приказа ФСИН РФ от 10.08.2011 № 464 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы».

2. Работа в текстовом редакторе MS Word (методические рекомендации).

3. Применение табеля учета использования рабочего времени (методические рекомендации).

4. Порядок оформления должностных инструкций сотрудников учреждений и органов УИС (методические рекомендации).

5. Порядок действий личного состава органов и учреждений УИС при авариях и катастрофах. Изучение плана эвакуации в загородную зону сотрудников учреждения (органа) УИС и членов их семей.

V. Специальная подготовка

Разрабатывается руководителем подготовки самостоятельно

Конспект лекций по каждому разделу должен разрабатываться сотрудниками территориальных органов ФСИН России и высылаться в подведомственные учреждения вместе с планом. Также по усмотрению руководителя подготовки и руководства учреждения данные разделы могут быть дополнены материалом, составленным руководителем подготовки (в соответствии с морально-волевыми качествами резервиста или требованиями, предъявляемыми к должности, на замещение которой он состоит в резерве).

Сотруднику, состоящему в резерве, должны высылаться соответствующие учебные и методические материалы для самостоятельной подготовки. К учебным материалам могут относиться: текстовые документы (конспекты), аудио-и видеоматериалы (вебинары) в соот-

ветствии с элементом программы (при их наличии).

Материалы для обучения по разделу «Специальная подготовка» должны разрабатываться руководителем подготовки самостоятельно и согласовываться с начальником (заместителем начальника) профильного отдела (Г)УФСИН по предполагаемой должности. Например, темы лекций специального раздела на замещение должности начальника отдела по воспитательной работе с осужденными (ОВРО) должны согласовываться с начальником (заместителем начальника) ОВРО территориального органа ФСИН, и т. д. по аналогии.

Резервист должен изучать предложенные в разделе темы и вести конспект лекций. После изучения учебного материала одного из разделов учебного

плана обучаемый может подготовить реферат, тему которого ему выбирает руководитель подготовки для обобщения и закрепления пройденного материала. Предложенные мероприятия будут способствовать повышению эффективности теоретической подготовки резервистов.

Для совершенствования практической подготовки резервистов возможно проведение следующих мероприятий:

1. Проведение комплексных сборов резервистов.

2. Проведение «Дня резервиста».

3. Совершенствование методического сопровождения стажировок резервистов.

Практические занятия с резервистами в формате комплексных сборов следует проводить не реже одного раза в полугодие на базе территориальных органов ФСИН России. На данных сборах под руководством более опытных сотрудников (наставников) посредством семинарских занятий, дискуссий и кейс-стади (case study) возможно проведение обсуждений методических материалов, которые резервисты заранее изучили в процессе самостоятельной подготовки.

На сборы сотрудники должны прибывать с заранее подготовленным конспектом лекций в соответствии со своей индивидуальной программой обучения, а также с готовым рефератом, написанным по заранее выбранной теме в рамках подготовки резервистов. Темы рефератов должны быть актуальными и

иметь практическую значимость для обучения сотрудников, состоящих в резерве руководящих кадров. С целью повышения качества подготовки материалов обучаемые должны сдавать конспекты и рефераты для проверки в отдел кадров соответствующего территориального органа ФСИН России.

В конце данных сборов целесообразно проведение контрольного среза знаний в форме тестирования. Вопросы тестов должны отражать основные положения Инструкции [1]. Это позволит повысить эффективность обучения кандидатов, зачисленных в резерв руководящих кадров.

Кроме этого, в целях совершенствования практической подготовки резервистов возможно проведение «Дня резервиста» ежегодно на базе территориальных органов ФСИН России один раз в полугодие.

«День резервиста» — это целенаправленное, плановое мероприятие, целью которого является подготовка компетентных и квалифицированных руководящих кадров, способных выполнять задачи, стоящие перед УИС. Кроме этого, «День резервиста» — это форма должностной учебы, которая будет проводиться в течение одного рабочего дня. В данном мероприятии целесообразно участие не более 10 сотрудников, зачисленных в резерв руководящих кадров путем замещения предполагаемой вышестоящей должности. Сроки проведения мероприятий должны определяться непосредственными руководи-

телями и начальником отдела кадров и работы с личным составом территориального органа ФСИН России.

К основным задачам данного мероприятия можно отнести:

— приобретение сотрудниками, зачисленными в резерв руководящих кадров, практических навыков управленческой деятельности;

— оценка профессиональных качеств сотрудников, зачисленных в резерв руководящих кадров, и соответствия их требованиям к назначению на вышестоящую должность;

— разработка рекомендаций по внесению изменений в индивидуальные программы сотрудников, зачисленных в резерв руководящих кадров.

План проведения «Дня резервиста» должен включать в себя три основных этапа. На первом этапе необходимо определить круг кандидатов, которые в течение рабочего дня будут стажироваться в новой должности. По окончании стажировки экспертная комиссия должна заполнить опросные листы для оценки кандидата по пяти направлениям:

— профессиональное умение;

— организационные качества;

— интеллект;

— коммуникативные характеристики;

— общетрудовая активность.

В состав экспертной комиссии могут входить шесть сотрудников: начальник отдела кадров; заместитель начальника, курирующий вопросы подразделения, в которое выдвигается ре-

зервист; инспектор отдела кадров; работник одного должностного уровня с кандидатом; нижестоящий, подчиненный сотрудник; психолог. При отборе экспертов в комиссию следует учитывать степень их компетентности, которая определяется уровнем их квалификации в конкретном направлении деятельности, и моральные качества, позволяющие объективно оценивать кандидатов.

На втором этапе необходимо составить программу дня с перечнем конкретных заданий. В этой связи возможно использование дополнительных вводных заданий, моделирующих нестандартные ситуации для определения способности кандидата в резерв оперативно принимать решения. Этот этап подготовки — определяющий. Насколько продуктивно будет проработан план проведения, настолько реальны и достоверны будут результаты кратковременной стажировки резервиста.

На третьем этапе необходимо осуществить подготовку всей необходимой документации. Эти функции целесообразно возложить на отдел кадров территориального органа, на базе которого проводится данное мероприятие.

Программа основных мероприятий и ответственные за их проведение сотрудники, состав участников и экспертной группы по оценке деятельности каждого участника должны утверждаться приказом соответствующего территориального органа.

Завершением должностной учебы является подведение итогов, которое включает в себя персональную оценку каждого кандидата руководством на оперативном совещании при начальнике территориального органа ФСИН России. Психолог данного территориального органа должен обработать опросные листы экспертных групп и дать рекомендации по внесению изменений в индивидуальные программы подготовки резервистов.

Таким образом, проведение предложенных мероприятий в территориальных органах ФСИН будет способствовать:

— созданию необходимых условий для должностной учебы сотрудников,

Литература

1. Об утверждении Инструкции о формировании резерва руководящих кадров Федеральной службы исполнения наказаний и работе с ним: приказ Минюста России от 05.08.2005 № 127. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 21.02.2019).

Сведения об авторе

Кольев Александр Анатольевич: Вологодский институт права и экономики ФСИН России (г. Вологда, Российская Федерация), доцент кафедры управления экономической деятельностью и организации производства в уголовно-исполнительной системе инженерно-экономического факультета, кандидат экономических наук, доцент. E-mail: braun9@yandex.ru

Information about the author

Kolyev Alexander Anatolyevich: Vologda Institute of Law and Economics of the FPS of Russia (Vologda, Russia), associate professor of the Chair of Management of Economic Activities and Organization of Production in the Penal System of the Engineering and Economics Faculty, candidate of economical sciences, associate professor. E-mail: braun9@yandex.ru

зачисленных в резерв руководящих кадров;

— применению научных методов в обучении и подготовке кандидатов на замещение руководящих должностей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— изучению, обобщению и распространению эффективных форм и передового опыта;

— оказанию помощи начальникам отделов и служб в работе с сотрудниками, зачисленными в резерв руководящих кадров;

— систематическому контролю за обучением сотрудников, зачисленных в резерв руководящих кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.