Научная статья на тему 'Совершенствование образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне. Азербайджан'

Совершенствование образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне. Азербайджан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ТРИЗ в развитии
Область наук
Ключевые слова
ТРИЗ / применение инструментов ТРИЗ / образовательные практики ТРИЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиев Натиг Гасиль Оглы

Целью данной обзорной статьи является представление итогов предварительного анализа некоторых выводов и рекомендаций, предложенных вниманию участников Международной Конференции «TRIZ SUMMIT 2022», по дальнейшему распространению и интеграции некоторых методик ТРИЗ на региональном уровне, в частности, в Республике Азербайджан. В первой части работы вниманию читателей предложен ряд обобщенных рекомендаций специалистов и экспертов ТРИЗ Комитета по образованию «TRIZ Developers Summit» по совершенствованию организационных условий и о перспективах дальнейшего проведения данного мероприятия на региональном уровне. Метод исследования: Использование определенных элементов инструмента ТРИЗ S-образная линия развития систем. Характерной составляющей данного раздела статьи является представление возможностей частичного заимствования данного метода непосредственно в организации деятельности самого Комитета Образования «TRIZ Developers Summit» по совершенствованию Образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне. Вторая часть носит характер рекомендаций и предложений по интеграции ТРИЗ-Педагогики в региональную образовательную систему и процесс обучения в целях формирования внутренней и учебно-познавательной мотивации, а также поисковопознавательной активности у учащихся учебных заведений. Новизна рекомендаций заключается в перспективе задействования и интеграции определенных пластов прикладного педагогического опыта прошлого периода представленного региона и образовательных практик ТРИЗ. Метод исследования: Применение при сравнительном анализе экранов таблицы Системный оператор. При составлении таблицы, имеющей своей целью дальнейшее совершенствование и развитие, (Рекомендации ТРИЗ Мастеров в области ТРИЗ-Педагогика), учтен уникальный опыт деятельности азербайджанских выпускников-педагогов Горийской Семинарии. В третьей части работы отражены некоторые выводы по возможности использования рекомендаций 1 и 2 разделов статьи В связи с этим, принимаются во внимание определенные возможности созданного недавно вышеназванного комитета по преодолению несистемного использования навыков и знаний специалистов «TRIZ Developers Summit». Следует отметить, что социальная значимость статьи для ТРИЗ сообщества заключается в составлении предварительной информативной и исследовательской базы со стороны Комитета Образования на родине автора теории ТРИЗ Генриха Альтшуллера в Азербайджанской Республике. При этом придается значение преемственности и задействованию компетенций предыдущего опыта Мастеров ТРИЗ и экспертов образования по указанной проблематике. В связи с этим автор выражает признательность Мастерам ТРИЗ: М.С. Рубину, Н.В. Рубиной, В.М. Петрову, П.Р. Амнуэль, проф. А.Б. Кутвану за предоставление консультаций и информационных данных в преддверии написания статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алиев Натиг Гасиль Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне. Азербайджан»

DOI: 10.24412/cl-37095-2023-1-276-280

Алиев Н.Г.

Совершенствование образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне. Азербайджан

Аннотация. Целью данной обзорной статьи является представление итогов предварительного анализа некоторых выводов и рекомендаций, предложенных вниманию участников Международной Конференции «TRIZ SUMMIT 2022», по дальнейшему распространению и интеграции некоторых методик ТРИЗ на региональном уровне, в частности, в Республике Азербайджан.

В первой части работы вниманию читателей предложен ряд обобщенных рекомендаций специалистов и экспертов ТРИЗ Комитета по образованию «TRIZ Developers Summit» по совершенствованию организационных условий и о перспективах дальнейшего проведения данного мероприятия на региональном уровне. Метод исследования: Использование определенных элементов инструмента ТРИЗ S-образная линия развития систем.

Характерной составляющей данного раздела статьи является представление возможностей частичного заимствования данного метода непосредственно в организации деятельности самого Комитета Образования «TRiZ Developers Summit» по совершенствованию Образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне.

Вторая часть носит характер рекомендаций и предложений по интеграции ТРИЗ-Педагогики в региональную образовательную систему и процесс обучения в целях формирования внутренней и учебно-познавательной мотивации, а также поисково-познавательной активности у учащихся учебных заведений.

Новизна рекомендаций заключается в перспективе задействования и интеграции определенных пластов прикладного педагогического опыта прошлого периода представленного региона и образовательных практик ТРИЗ.

Метод исследования: Применение при сравнительном анализе экранов таблицы Системный оператор.

При составлении таблицы, имеющей своей целью дальнейшее совершенствование и развитие, (Рекомендации ТРИЗ Мастеров в области ТРИЗ-Педагогика), учтен уникальный опыт деятельности азербайджанских выпускников-педагогов Горийской Семинарии. В третьей части работы отражены некоторые выводы по возможности использования рекомендаций 1 и 2 разделов статьи

В связи с этим, принимаются во внимание определенные возможности созданного недавно вышеназванного комитета по преодолению несистемного использования навыков и знаний специалистов «TRIZ Developers Summit».

Следует отметить, что социальная значимость статьи для ТРИЗ сообщества заключается в составлении предварительной информативной и исследовательской базы со стороны Комитета Образования на родине автора теории ТРИЗ Генриха Альтшуллера в Азербайджанской Республике.

При этом придается значение преемственности и задействованию компетенций предыдущего опыта Мастеров ТРИЗ и экспертов образования по указанной проблематике. В связи с этим автор выражает признательность Мастерам ТРИЗ: М. С. Рубину, Н.В. Руби-ной, В.М. Петрову, П.Р. Амнуэль, проф. А.Б. Кутвану за предоставление консультаций и информационных данных в преддверии написания статьи.

Ключевые слова: ТРИЗ, применение инструментов ТРИЗ, образовательные практики ТРИЗ.

ВВЕДЕНИЕ

На период с 2016 по 2022 гг. Мастера ТРИЗ и эксперты по образованию «TRIZ Developers Summit», представители «Innovation Management and TRIZ Institute» принимали непосредственное участие в организации и координации мероприятий по формированию информационного пространства по распространению исследовательских программ и образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне, в Республике Азербайджан.

Предварительные итоги по проделанной работе были представлены на состоявшейся в октябре 2022 года Международной конференции «TRIZ Summit 2022».

Некоторые из выводов предложены вниманию читателей в публикуемой статье, где можно ознакомиться с этапами развития S-образной линии развития систем по интегрированию прикладной составляющей ТРИЗ-Педагогики на региональном уровне (Азербайджан).

Посредством одного из ведущих инструментариев теории, экранов Системного Оператора, представляется также возможность рассмотрения истории развития и перспективы совершенствования методов ТРИЗ-Педагогики сквозь призму интеграции в некоторые современные модели образовательной системы с учетом прикладного педагогического опыта прошлого периода определенного региона (Азербайджан).

В заключении по итогам работы представлены некоторые рекомендации относительно следующего периода деятельности Комиссии Образования TRIZ Developers Summit.

ЧАСТЬ 1. S-ОБРАЗНАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ

Определенный компонент:

- Совершенствование инфраструктуры по распространению практик ТРИЗ-педагогики на региональном уровне;

Аспект рассмотрения системы:

- Организационно-структурный;

Основные параметры:

- Внешнее регулирование процессов управления в организации;

- Наличие внешнего регулятора;

- Представление в структуре управления элемента внешнего регулятора;

- Координация, определенность целей;

Далее определяются этапы развития системы с предельным задействованием существующих инфраструктурных ресурсов:

1 этап развития:

- Развитие Информационной системы;

- Создание инфраструктуры по распространению практик ТРИЗ-педагогики на региональном уровне;

Центральный уровень:

- Административные и общественные ресурсы;

Региональный уровень:

- Административные и общественные ресурсы;

- Объединение или регулируемое обязательствами сотрудничество Комитета образования с ведущими на данный момент соответствующими структурами в области образовательных практик ТРИЗ;

Определение главных финансовых партнеров:

- Переговоры с представителями основных организационных структур Финансовой инфраструктуры инновационной системы центрального и регионального уровней;

- Адаптация имеющихся инфраструктурных и материальных ресурсов к развивающейся деятельности комитета, как на центральном, так и на региональном уровнях;

- Выявление противоречий;

2 этап развития:

- Ускорение интеграции в деятельность комитета заинтересованных сторон центрального и регионального уровней;

- Определение основных параметров регулирования процессов управления деятельности комитета и выделение главного параметра для данного этапа развития;

- Представление в структуре управления элемента внешнего регулятора;

- Определение ведущего вида деятельности комитета на данном этапе - Организация международного конкурса «Кубок ТРИЗ Саммит Разработчиков»;

- Подведение к ИКР данного вида деятельности;

- Интенсивная интеграция со стороны комитета в инфраструктуру и задействование ресурсов на центральном и региональном уровнях;

- Определение главных идейных и организационных партнеров:

Центральный уровень:

- Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям;

- TRÍZ Developers Summit, Комитет по Образованию;

- Российская Академия Образования;

- Министерство науки и высшего образования;

- Министерство просвещения;

Региональный уровень:

- Innovation Management and TRIZ Institute;

- Инновационные Агентства Республики;

- Национальная Академия Наук;

- Министерство Образования;

- Институт Образования, Отдел по работе с одаренными детьми, Отдел Инновационных проектов;

- Региональные Управления по Образованию;

3 этап развития:

На данном этапе предлагается выделить одно из основных направлений деятельности Комитета по Образованию:

Центральный уровень:

- Поэтапный переход к организации деятельности комитета посредством функций

ИКР;

- Комитет по образованию TRIZ Developers Summit, Комиссия по вопросам развития инновационной инфраструктуры в сфере образования оказывают содействие в решении организационных вопросов расширения географического пространства образовательных практик ТРИЗ и ее информационное методическое обеспечение на местах;

Региональный уровень:

- Поэтапный переход к организации деятельности комитета на региональном уровне посредством функций ИКР;

- TRIZ Developers Summit, Институт Образования и Innovation Management and TRIZ Institute оказывают содействие в решении организационных вопросов расширения географического пространства образовательных практик ТРИЗ и ее информационное методическое обеспечение на региональном уровне;

- Выявление противоречий более высшего порядка данного направления деятельности комитета:

- Стратегическое единение альтернативных теории ТРИЗ ведущих изобретательских систем для перехода в надсистему Универсальной Педагогики Изобретательства с учетом наследия педагогического творчества;

- Разработка новых параметров формирования творческого педагогического мастерства в период цифровых технологий;

4 этап развития:

Определяются дополнительные виды деятельности Комитета Образования, которые могут включать в себя развитие сервисных функций деятельности комитета на региональном уровне:

- Создание краткого упрощенного, с учетом возрастной психологии учащихся, универсального языка ТРИЗ (аналог Эсперанса) и выявление противоречий;

- Создание Образовательного Network ТРИЗ на региональном уровне с использованием языка региона;

- Переход в надсистему образовательных практик ТРИЗ посредством вновь созданной network системы для реализации творческих миссий более высшего порядка на региональном уровне;

ЧАСТЬ 2. СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР

Определенный компонент

Совершенствование практик ТРИЗ-Педагогики с учетом Педагогического наследия регионального уровня». Азербайджан.

Прошлое Надсистемы Появление ряда саморазвивающихся социально-педагогических систем; Отсутствие понятий о системных педагогических методах; Надсистема Многоплановое системное международное развитие ряда определяющих педагогических методов, включая систему ТРИЗ Педагогики; Будущее Надсистем Формирование новой социально-педагогической системы с использованием Педагогического наследия, ТРИЗ-Педагогики, Artificial Intelligence, Digital Education, Вальдорфской системы и других соответствующих ресурсных баз с применением уровня координации интеграции на основе метода Управления Знаниями (Knowledge Management);

Прошлое Системы Появление определяющей социально-педагогической системы. в отдельно взятой стране; В качестве примера: Период деятельности просветителей средних веков; Частичное формирование педагогических знаний; Система Функционально-ориентированная социально-педагогическая система с учетом международных образовательных стандартов в отдельно взятой стране; Будущее системы Формирование новой педагогической среды для расширения возможностей развития социально-педагогической системы с использованием прошлых Педагогических практик Горийской семинарии, ТРИЗ-Педагогики, Artificial Intelligence, Digital Education в определенном направлении методов педагогики Формирование познавательной мотивации среди учащихся в отдельно взятой стране;

Прошлое Подсистемы Несистемное использование знаниевого содержания (единица педагогической информации) ввиду отсутствия определенных навыков и методов; Отсутствие понятий педагогических критериев; Подсистема Изучение возможности внедрения педагогических методов выпускников Горийской Семинарии и ТРИЗ Педагогики с учетом знаниевых ресурсов и наличия специалистов в этом направлении в Азербайджане; Будущее Подсистемы Симбиоз прошлых практик выпускников Горийской Семинарии с ТРИЗ-Педагогикой, Digital Education и т. д. посредством вновь созданных социально-психологических, методологически обоснованных отношений между Методами Горийской семинарии, школы ТРИЗ-Педагогики, Digital Education и т. д. c учетом этнологических, национальных аспектов определенной страны.

ЧАСТЬ 3. ВЫВОДЫ

Подводя итоги 1 и 2 разделов статьи по представлению рекомендаций по организации направленной деятельности Комитета Образования TRIZ Developers Summit в отношении совершенствования образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне, предлагается следующее:

- Экспертам Комитета Образования TRIZ Developers Summit продолжить исследования в этой области;

- Экспертам Комитета Образования TRIZ Developers Summit принять во внимание первичные результаты по организации системной координации и интеграции образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне, с частичным использованием методов применения инструментов ТРИЗ - S образная линия развития систем и Системный оператор - представленные в 1 и 2 разделах работы;

- Экспертам Комитета Образования TRIZ Developers Summit, с учетом критического подхода к методу применения инструмента ТРИЗ - S образная линия развития систем- в 1 разделе, определить перспективы институционального развития Комитета Образования в республике Азербайджан с последующей экстраполяцией в другие регионы, рекомендованных Комитетом Образования;

- Экспертам Комитета Образования TRIZ Developers Summit в целях системной интеграции образовательных практик ТРИЗ и с учетом применением опыта прошлого периода на региональном уровне (Азербайджан) рассмотреть возможность дальнейшей тематической структуризации и оптимизации представленного во 2 разделе метода применения инструмента ТРИЗ - Системный оператор.

ЛИТЕРАТУРА

1. Координация и интеграция инструментов ТРИЗ. Сборник научных трудов. Библиотека Саммита разработчиков ТРИЗ. Составители: М.С. Рубин, В.М. Петров. Прага. 2014

2. Материалы научно-практической конференции. ТРИЗ в развитии. Сборник научных трудов. Часть 1. Выпуск 7. Составители: М.С. Рубин, В.М. Петров. Санкт-Петербург, .2015

3. М.С. Рубин. Основы ТРИЗ для предприятий. Учебное пособие. Москва.2022

4. Н.В. Рубина. Вебинар по практическому применению инструментов ТРИЗ. 2021 [Электронный ресурс] https://triz-summit.ru/contest/vebinar-expert-2021/diagnostika-programm/

5. Н.Г. Алиев. Совершенствование образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне. Доклад на Международной конференции «TRIZ Summit 2022». 2022 [Электронный ресурс] https://r1.nubex.ru/s828-c8b/f3647_dd/8-SUMM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.