DOI: 10.24412/cl-37095-2023-1-276-280
Алиев Н.Г.
Совершенствование образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне. Азербайджан
Аннотация. Целью данной обзорной статьи является представление итогов предварительного анализа некоторых выводов и рекомендаций, предложенных вниманию участников Международной Конференции «TRIZ SUMMIT 2022», по дальнейшему распространению и интеграции некоторых методик ТРИЗ на региональном уровне, в частности, в Республике Азербайджан.
В первой части работы вниманию читателей предложен ряд обобщенных рекомендаций специалистов и экспертов ТРИЗ Комитета по образованию «TRIZ Developers Summit» по совершенствованию организационных условий и о перспективах дальнейшего проведения данного мероприятия на региональном уровне. Метод исследования: Использование определенных элементов инструмента ТРИЗ S-образная линия развития систем.
Характерной составляющей данного раздела статьи является представление возможностей частичного заимствования данного метода непосредственно в организации деятельности самого Комитета Образования «TRiZ Developers Summit» по совершенствованию Образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне.
Вторая часть носит характер рекомендаций и предложений по интеграции ТРИЗ-Педагогики в региональную образовательную систему и процесс обучения в целях формирования внутренней и учебно-познавательной мотивации, а также поисково-познавательной активности у учащихся учебных заведений.
Новизна рекомендаций заключается в перспективе задействования и интеграции определенных пластов прикладного педагогического опыта прошлого периода представленного региона и образовательных практик ТРИЗ.
Метод исследования: Применение при сравнительном анализе экранов таблицы Системный оператор.
При составлении таблицы, имеющей своей целью дальнейшее совершенствование и развитие, (Рекомендации ТРИЗ Мастеров в области ТРИЗ-Педагогика), учтен уникальный опыт деятельности азербайджанских выпускников-педагогов Горийской Семинарии. В третьей части работы отражены некоторые выводы по возможности использования рекомендаций 1 и 2 разделов статьи
В связи с этим, принимаются во внимание определенные возможности созданного недавно вышеназванного комитета по преодолению несистемного использования навыков и знаний специалистов «TRIZ Developers Summit».
Следует отметить, что социальная значимость статьи для ТРИЗ сообщества заключается в составлении предварительной информативной и исследовательской базы со стороны Комитета Образования на родине автора теории ТРИЗ Генриха Альтшуллера в Азербайджанской Республике.
При этом придается значение преемственности и задействованию компетенций предыдущего опыта Мастеров ТРИЗ и экспертов образования по указанной проблематике. В связи с этим автор выражает признательность Мастерам ТРИЗ: М. С. Рубину, Н.В. Руби-ной, В.М. Петрову, П.Р. Амнуэль, проф. А.Б. Кутвану за предоставление консультаций и информационных данных в преддверии написания статьи.
Ключевые слова: ТРИЗ, применение инструментов ТРИЗ, образовательные практики ТРИЗ.
ВВЕДЕНИЕ
На период с 2016 по 2022 гг. Мастера ТРИЗ и эксперты по образованию «TRIZ Developers Summit», представители «Innovation Management and TRIZ Institute» принимали непосредственное участие в организации и координации мероприятий по формированию информационного пространства по распространению исследовательских программ и образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне, в Республике Азербайджан.
Предварительные итоги по проделанной работе были представлены на состоявшейся в октябре 2022 года Международной конференции «TRIZ Summit 2022».
Некоторые из выводов предложены вниманию читателей в публикуемой статье, где можно ознакомиться с этапами развития S-образной линии развития систем по интегрированию прикладной составляющей ТРИЗ-Педагогики на региональном уровне (Азербайджан).
Посредством одного из ведущих инструментариев теории, экранов Системного Оператора, представляется также возможность рассмотрения истории развития и перспективы совершенствования методов ТРИЗ-Педагогики сквозь призму интеграции в некоторые современные модели образовательной системы с учетом прикладного педагогического опыта прошлого периода определенного региона (Азербайджан).
В заключении по итогам работы представлены некоторые рекомендации относительно следующего периода деятельности Комиссии Образования TRIZ Developers Summit.
ЧАСТЬ 1. S-ОБРАЗНАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ
Определенный компонент:
- Совершенствование инфраструктуры по распространению практик ТРИЗ-педагогики на региональном уровне;
Аспект рассмотрения системы:
- Организационно-структурный;
Основные параметры:
- Внешнее регулирование процессов управления в организации;
- Наличие внешнего регулятора;
- Представление в структуре управления элемента внешнего регулятора;
- Координация, определенность целей;
Далее определяются этапы развития системы с предельным задействованием существующих инфраструктурных ресурсов:
1 этап развития:
- Развитие Информационной системы;
- Создание инфраструктуры по распространению практик ТРИЗ-педагогики на региональном уровне;
Центральный уровень:
- Административные и общественные ресурсы;
Региональный уровень:
- Административные и общественные ресурсы;
- Объединение или регулируемое обязательствами сотрудничество Комитета образования с ведущими на данный момент соответствующими структурами в области образовательных практик ТРИЗ;
Определение главных финансовых партнеров:
- Переговоры с представителями основных организационных структур Финансовой инфраструктуры инновационной системы центрального и регионального уровней;
- Адаптация имеющихся инфраструктурных и материальных ресурсов к развивающейся деятельности комитета, как на центральном, так и на региональном уровнях;
- Выявление противоречий;
2 этап развития:
- Ускорение интеграции в деятельность комитета заинтересованных сторон центрального и регионального уровней;
- Определение основных параметров регулирования процессов управления деятельности комитета и выделение главного параметра для данного этапа развития;
- Представление в структуре управления элемента внешнего регулятора;
- Определение ведущего вида деятельности комитета на данном этапе - Организация международного конкурса «Кубок ТРИЗ Саммит Разработчиков»;
- Подведение к ИКР данного вида деятельности;
- Интенсивная интеграция со стороны комитета в инфраструктуру и задействование ресурсов на центральном и региональном уровнях;
- Определение главных идейных и организационных партнеров:
Центральный уровень:
- Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям;
- TRÍZ Developers Summit, Комитет по Образованию;
- Российская Академия Образования;
- Министерство науки и высшего образования;
- Министерство просвещения;
Региональный уровень:
- Innovation Management and TRIZ Institute;
- Инновационные Агентства Республики;
- Национальная Академия Наук;
- Министерство Образования;
- Институт Образования, Отдел по работе с одаренными детьми, Отдел Инновационных проектов;
- Региональные Управления по Образованию;
3 этап развития:
На данном этапе предлагается выделить одно из основных направлений деятельности Комитета по Образованию:
Центральный уровень:
- Поэтапный переход к организации деятельности комитета посредством функций
ИКР;
- Комитет по образованию TRIZ Developers Summit, Комиссия по вопросам развития инновационной инфраструктуры в сфере образования оказывают содействие в решении организационных вопросов расширения географического пространства образовательных практик ТРИЗ и ее информационное методическое обеспечение на местах;
Региональный уровень:
- Поэтапный переход к организации деятельности комитета на региональном уровне посредством функций ИКР;
- TRIZ Developers Summit, Институт Образования и Innovation Management and TRIZ Institute оказывают содействие в решении организационных вопросов расширения географического пространства образовательных практик ТРИЗ и ее информационное методическое обеспечение на региональном уровне;
- Выявление противоречий более высшего порядка данного направления деятельности комитета:
- Стратегическое единение альтернативных теории ТРИЗ ведущих изобретательских систем для перехода в надсистему Универсальной Педагогики Изобретательства с учетом наследия педагогического творчества;
- Разработка новых параметров формирования творческого педагогического мастерства в период цифровых технологий;
4 этап развития:
Определяются дополнительные виды деятельности Комитета Образования, которые могут включать в себя развитие сервисных функций деятельности комитета на региональном уровне:
- Создание краткого упрощенного, с учетом возрастной психологии учащихся, универсального языка ТРИЗ (аналог Эсперанса) и выявление противоречий;
- Создание Образовательного Network ТРИЗ на региональном уровне с использованием языка региона;
- Переход в надсистему образовательных практик ТРИЗ посредством вновь созданной network системы для реализации творческих миссий более высшего порядка на региональном уровне;
ЧАСТЬ 2. СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР
Определенный компонент
Совершенствование практик ТРИЗ-Педагогики с учетом Педагогического наследия регионального уровня». Азербайджан.
Прошлое Надсистемы Появление ряда саморазвивающихся социально-педагогических систем; Отсутствие понятий о системных педагогических методах; Надсистема Многоплановое системное международное развитие ряда определяющих педагогических методов, включая систему ТРИЗ Педагогики; Будущее Надсистем Формирование новой социально-педагогической системы с использованием Педагогического наследия, ТРИЗ-Педагогики, Artificial Intelligence, Digital Education, Вальдорфской системы и других соответствующих ресурсных баз с применением уровня координации интеграции на основе метода Управления Знаниями (Knowledge Management);
Прошлое Системы Появление определяющей социально-педагогической системы. в отдельно взятой стране; В качестве примера: Период деятельности просветителей средних веков; Частичное формирование педагогических знаний; Система Функционально-ориентированная социально-педагогическая система с учетом международных образовательных стандартов в отдельно взятой стране; Будущее системы Формирование новой педагогической среды для расширения возможностей развития социально-педагогической системы с использованием прошлых Педагогических практик Горийской семинарии, ТРИЗ-Педагогики, Artificial Intelligence, Digital Education в определенном направлении методов педагогики Формирование познавательной мотивации среди учащихся в отдельно взятой стране;
Прошлое Подсистемы Несистемное использование знаниевого содержания (единица педагогической информации) ввиду отсутствия определенных навыков и методов; Отсутствие понятий педагогических критериев; Подсистема Изучение возможности внедрения педагогических методов выпускников Горийской Семинарии и ТРИЗ Педагогики с учетом знаниевых ресурсов и наличия специалистов в этом направлении в Азербайджане; Будущее Подсистемы Симбиоз прошлых практик выпускников Горийской Семинарии с ТРИЗ-Педагогикой, Digital Education и т. д. посредством вновь созданных социально-психологических, методологически обоснованных отношений между Методами Горийской семинарии, школы ТРИЗ-Педагогики, Digital Education и т. д. c учетом этнологических, национальных аспектов определенной страны.
ЧАСТЬ 3. ВЫВОДЫ
Подводя итоги 1 и 2 разделов статьи по представлению рекомендаций по организации направленной деятельности Комитета Образования TRIZ Developers Summit в отношении совершенствования образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне, предлагается следующее:
- Экспертам Комитета Образования TRIZ Developers Summit продолжить исследования в этой области;
- Экспертам Комитета Образования TRIZ Developers Summit принять во внимание первичные результаты по организации системной координации и интеграции образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне, с частичным использованием методов применения инструментов ТРИЗ - S образная линия развития систем и Системный оператор - представленные в 1 и 2 разделах работы;
- Экспертам Комитета Образования TRIZ Developers Summit, с учетом критического подхода к методу применения инструмента ТРИЗ - S образная линия развития систем- в 1 разделе, определить перспективы институционального развития Комитета Образования в республике Азербайджан с последующей экстраполяцией в другие регионы, рекомендованных Комитетом Образования;
- Экспертам Комитета Образования TRIZ Developers Summit в целях системной интеграции образовательных практик ТРИЗ и с учетом применением опыта прошлого периода на региональном уровне (Азербайджан) рассмотреть возможность дальнейшей тематической структуризации и оптимизации представленного во 2 разделе метода применения инструмента ТРИЗ - Системный оператор.
ЛИТЕРАТУРА
1. Координация и интеграция инструментов ТРИЗ. Сборник научных трудов. Библиотека Саммита разработчиков ТРИЗ. Составители: М.С. Рубин, В.М. Петров. Прага. 2014
2. Материалы научно-практической конференции. ТРИЗ в развитии. Сборник научных трудов. Часть 1. Выпуск 7. Составители: М.С. Рубин, В.М. Петров. Санкт-Петербург, .2015
3. М.С. Рубин. Основы ТРИЗ для предприятий. Учебное пособие. Москва.2022
4. Н.В. Рубина. Вебинар по практическому применению инструментов ТРИЗ. 2021 [Электронный ресурс] https://triz-summit.ru/contest/vebinar-expert-2021/diagnostika-programm/
5. Н.Г. Алиев. Совершенствование образовательных практик ТРИЗ на региональном уровне. Доклад на Международной конференции «TRIZ Summit 2022». 2022 [Электронный ресурс] https://r1.nubex.ru/s828-c8b/f3647_dd/8-SUMM