СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧИВАНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И
ПОДГОТОВКИ КАДРОВ Абдуллаева Нилуфар Махамаджановна, доцент
Ташкентского университета Perfect, д.ф.п.н. (PhD) https://doi.org/10.5281/zenodo.1067669 7
Аннотация. Данная статья об инновации в образовании, которые необходимы для постоянного совершенствования системы обучения. Анализ, оценка и поддержка внедрения педагогических инноваций помогут создать более эффективную и современную систему образования, способствующую развитию будущих поколений.
Ключевые слова: развитие инноваций в образовании, педагогическо-инновационная деятельность, совершенствование системы подготовки, эффективная и современная система образования, политические и социальные тенденции, проблемы качества образования.
С изменением социально-экономических условий, появлением новых тенденций в развитии образования в Республике Узбекистан перед национальными педагогами-исследователями и практиками встали новые практические задачи, связанные с разработкой методологических основ политики в сфере образования и прикладных исследований, обеспечивающих качественное развитие институтов образования на всех его ступенях.
Развитие образования - это процесс, управляемый государством, научно-педагогическими учреждениями, педагогами, родителями, учащимися. К основаниям развития образования следует отнести новые концепции и модели на уровне государства, учебного заведения, новые образовательные стандарты [1]. В Узбекистане развитие инноваций в образовании играет важную роль. Реформы способствуют не только воспитанию подрастающего поколения, но также привлекают его к инновационной деятельности, что способствует совершенствованию системы подготовки высококвалифицированных специалистов, соответствующих мировым стандартам, для ведущих отраслей экономики страны [2]. Актуальными направлениями в системе образования становятся анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций, создание условий для их успешной разработки и применения [2]. Важно продолжать совершенствовать образовательные и педагогические технологии, чтобы обеспечить качественное образование и подготовку кадров, способных эффективно работать в современном мире. Анализ и оценка вводимых учителями педагогических инноваций -важный шаг для понимания эффективности новых методов обучения.
С начала XXI века в Узбекистане и за рубежом наметились политические и социальные тенденции, которые привели к возрастанию насущных проблем качества образования, поиску новых подходов повышения эффективности управления образовательными системами. На современном этапе можно выделить следующие тенденции развития образования. Эти тенденции развития присущи как узбекскому, так и мировому образовательному процессу:
1. Демократизация. Одним из направлений образовательного процесса является демократизация образования, которая выражается в предоставлении больших прав и академических свобод образовательным учреждениям и обучающимся в них с целью
реализации права каждого человека на образование и предоставление образовательным учреждениям самостоятельности и автономности [2]. Пути осуществления демократизации образования: равное и обязательное право на получение образования; децентрализация системы образования, самоуправление учебных заведений, традиционное и нетрадиционное образование; непрерывность образования; государственные и негосударственные учебные заведения.
Демократизация образования предполагает: ликвидацию монополии государства на образование и переход к общественно-государственной системе; четкое разграничение полномочий между центральными, региональными и местными органами управления с максимальной передачей управленческой функции на места, что включает участие местной власти и местной общественности в управлении образованием; самостоятельность образовательных учреждений в выборе целей, содержания, организации и методов работы, а также юридическая, экономическая и финансовая самостоятельность; право педагогов на творчество, свободу выбора концепций и технологий, учебников и учебных пособий, методов оценки деятельности учащихся, участие в управлении образовательным учреждением; право учащихся на выбор школы и профиля образования, на домашнее образование и обучение в негосударственных учебных заведениях, на ускоренное обучение и обучение по индивидуальным учебным планам, на участие в управлении образовательным учреждением [2].
2. Непрерывность. Впервые концепция «непрерывного образования» была представлена на форуме ЮНЕСКО крупнейшим теоретиком П.Ленграндом и вызвала огромный теоретический и практический резонанс. В предложенной им трактовке непрерывного образования воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни [3]. Из этого следует, что под непрерывностью образования имеется в виду не образование, полученное один раз на всю жизнь, а процесс постоянного образования-самообразования человека в течение всей жизни в связи с быстро меняющимися условиями жизни в современном обществе.
Непрерывное образование - это процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение всей жизни. Оно основано на использовании системы государственных и общественных институтов, а также соответствует потребностям личности и общества [1].
Важные аспекты непрерывного образования включают: образование на протяжении всей жизни (life-long learning): это обучение, которое продолжается на протяжении всей жизни человека. Людям необходимо постоянно обновлять свои знания и навыки; образование взрослых (adult education): включает в себя обучение взрослых, которое может быть, как формальным (в учебных заведениях), так и неформальным (курсы, семинары, самообразование); непрерывное профессиональное образование (continuing vocational education and training): это обучение, направленное на повышение квалификации и развитие профессиональных навыков, которое позволяет специалистам быть в курсе последних тенденций и инноваций в своей области; непрерывное образование помогает людям развиваться интеллектуально, повышать свою конкурентоспособность на рынке труда и успешно адаптироваться к изменениям в обществе и технологиях.
3. Диверсификация выражается в необходимости значительного расширения объема содержания образования в условиях научно-технического процесса. Под
диверсификацией понимают введение новых методов обучения, большое многообразие учебных заведений, образовательных программ и органов управления на всех уровнях образования. Примером практического исполнения диверсификации может послужить: группировка учащихся по признаку их успеваемости; разделение учебных дисциплин на обязательные и по выбору; разделение учебных заведений на элитные, массовые и предназначенные для учащихся с задержками или отклонениями в развитии.
Диверсификация в системе высшего образования - это процесс, который отражает формирование новой образовательной парадигмы, ориентированной на личность, а не только на производство. Она характеризует повышение гибкости образовательной системы, ее способность к быстрой перестройке и учету возросших требований общества к результатам деятельности образовательной системы. На первом этапе диверсификации системы высшего образования, который связан с численным приращением учебных заведений и количества студентов, акцент делался на расширении количества учебных заведений. Однако следующий этап диверсификации исходит из решения проблем содержательного характера и связан с преобразованиями в другой глобальной системе -науке. На данный момент начинается второй этап диверсификации, который ориентирован на формирование более гибкой и индивидуально ориентированной системы образования.
4. Индивидуализация. Индивидуализация в образовании - это важный принцип, который учитывает уникальные потребности и способности каждого учащегося и направлена на создание условий для развития индивидуальных способностей в процессе обучения и воспитания.
5. Интернационализация вызвана политическим и экономическим сближением стран мира, она предусматривает обеспечение общего образовательного пространства с сохранением позитивных национальных традиций учебных заведений Узбекистана.
Перечисленные тенденции развития образования позволяют действительно улучшить учебно-воспитательный процесс в вузе. Создание условий для успешной разработки и применения педагогических инноваций включает в себя создание поддерживающей среды, обучение педагогов новым методам, доступ к ресурсам и технологиям. Учителя должны иметь возможность экспериментировать, обмениваться опытом и получать поддержку со стороны коллег. Инновации в образовании необходимы для постоянного совершенствования системы обучения. Анализ, оценка и поддержка внедрения педагогических инноваций помогут создать более эффективную и современную систему образования, способствующую развитию будущих поколений.
REFERENCES
1. Указ Президента Ш. Мирзиеева «Концепция развития системы высшего образования в Узбекистане до 2030 года» от 9 октября 2019 года.
2. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Монография / Под. ред. Б.Дендева. - М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. - 320 с.
3. Баранов А.А., Шарафутдинов Р.Н. Дидактические условия формирования проектной компетенции у будущего педагога // Современные проблемы науки и образования. -М., 2012. - № 3.