Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ: НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ SMART КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ: НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ SMART КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная культура / инновационные технологии / SMART-образование / SMART-общество / SMART-технологии / SMART-кампус / SMART-компетенции / SMART-сообщество / SMART-среда и SMART-принципы.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нилуфархон Махамаджановна Абдуллаева

В статье рассмотрены научно-теоретические основы SMART компетентности преподавателя вуза на современном этапе образования. Раскрыты возможности информационного пространства, информационной культуры, инновационных технологий, SMART образования, SMART общества, SMART технологий, SMART кампуса, SMART компетенций, SMART сообщества, SMART среды и их важность адаптирования в образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ: НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ SMART КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ: НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ SMART КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Нилуфархон Махамаджановна Абдуллаева

Доцент Университета Perfect доктор философии (PhD^ области педагогических наук

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены научно-теоретические основы SMART компетентности преподавателя вуза на современном этапе образования. Раскрыты возможности информационного пространства, информационной культуры, инновационных технологий, SMART - образования, SMART -общества, SMART - технологий, SMART - кампуса, SMART - компетенций, SMART - сообщества, SMART - среды и их важность адаптирования в образовательном пространстве.

Ключевые слова: информационная культура, инновационные технологии, SMART-образование, SMART-общество, SMART-технологии, SMART-кампус, SMART-компетенции, SMART-сообщество, SMART-среда и SMART-принципы.

ABSTRACT

The article discusses the scientific and theoretical foundations of SMART competence of a university teacher at the present stage of education. The possibilities of information space, information culture, innovative technologies, SMART -education, SMART - society, SMART - technologies, SMART - campus, SMART -competencies, SMART - communities, SMART - environments and their importance of adaptation in the educational space are revealed.

Keywords: information culture, innovative technologies, SMART education, SMART society, SMART technologies, SMART campus, SMART competencies, SMART community, SMART environment and SMART principles.

Нынешнему педагогу приходится решать много задач в процессе профессиональной деятельности. Он не только обучает подрастающее поколение основам дисциплин, но и помогает им учиться, заинтересовывая и мотивируя ребенка. Вот почему ему надо быть мобильным, уметь совершенствовать процесс обучения и воспитания, своевременно быть

36

информированным во всех новинках в обучаемой им учебной дисциплине, уметь привлекать учащихся, создавая условия и возможности. В процессе такой целенаправленной работы учащийся совместно с учителем совершенствует стратегию своей образовательной деятельности.

Современный педагог должен быть мобильным исследователем, своевременно быть информированным во всех областях наук, уметь привлекать обучающихся, создавая условия и возможности, вовлекать их в проектную деятельность. В процессе этой деятельности обучающийся совместно с преподавателем совершенствует стратегию образовательной деятельности. В век информационных технологий новое цифровое поколение молодёжи зависит от мобильных телефонов, компьютеров и интернета.

28 августа 2023 года под председательством Шавката Миромоновича Мирзиёева состоялось видеоселекторное совещание по приоритетным задачам повышения качества образования и увеличения количества ученических мест в школах, а также поддержки учителей. Глава государства озвучил новые инициативы по улучшению как содержания, так и условий школьного образования.

И сегодня главными ориентирами для совершенствования системы образования республики Узбекистан, являются нормативные документы определяющие главные задачи, такие как Закон Республики Узбекистан «Об образовании» от 23 сентября 2020 года, Указ Президента Республики Узбекистан от 29 января 2022 года «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы», Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 8 декабря 2018 года «О мерах по организации международных исследований в области оценки качества образования в национальной системе образования», Указ Президента Республики Узбекистан от 11 мая 2022 года «Об утверждении Национальной программы по развитию школьного образования в 2022 - 2026 годах», Стратегия «Узбекистан-2030».

Шавкат Миромонович Мирзиёев утвердил Стратегию «Узбекистан-2030», которая отображает основные цели, такие как вхождение в число государств с доходом выше среднего путём устойчивого экономического развития; создание системы образования, медицины и социальной защиты, полностью соответствующей потребностям народа и международным стандартам; создание благоприятных экологических условий для населения; построение служащего народу справедливого и современного государства; гарантированное обеспечение суверенитета и безопасности страны.

37

И все эти цели направляют на пять приоритетных направления: создание достойных условий для реализации потенциала каждого человека; обеспечение благосостояния населения путём устойчивого экономического роста; экономия водных ресурсов и охрана окружающей среды; обеспечение верховенства закона, организация государственного управления, ориентированного на служение народу; последовательное продолжение политики, основанной на принципе «безопасное и миролюбивое государство».

Фундаментальным документом, как мы говорили выше, является Закон Республики Узбекистан «Об образовании» от 23 сентября 2020 года, в 5 главе четко определён правовой статус педагогических работников образовательных организаций, где рассмотрены право на занятие педагогической деятельностью, статус педагогических работников и гарантии их деятельности и право на занятии педагогической деятельностью на прямую направлены на совершенствование системы образования.

В век интенсивного развития информационных технологий новое цифровое поколение молодёжи не может обойтись без технических средств. В их числе: гаджеты, мобильные телефоны, компьютеры и интернет. И поэтому информационное пространство, информационная культура, инновационные технологии, SMART - образование, SMART - общество, SMART - технологии, SMART - кампус, SMART - компетенции, SMART - сообщество, SMART -среда и SMART - принципы для нас являются платформой для обучения и воспитания молодого поколения. [3, c. 5]

Для современной молодежи не характерна такая отличительная черта «поколения Z» как высокий уровень цифровой грамотности. Готовя специалиста нового поколения, мы обязаны учитывать, что ядром компетенций работника «нового типа» - это: творческое осмысление своих обязанностей, возможность восприятия новой информации, высокий уровень накопленной квалификации, гибкие навыки (автономность, адаптивность, мобильность, конкурентоориентированность, инициативность).

Говоря сегодня о Smart-компетенции, мы имеет ввиду компетенции XXI века, современные надпрофессиональные навыки и ценностно-целевые установки. Они включают в себя цифровую грамотность (грамотность в использовании новых технологий), ценностное отношение к современным технологиям и интернет-практикам (уровень доверия виртуальной среде, отношение к интернет-буллингу), финансовую грамотность (знания в области финансов, личных сбережений и умения ими управлять), исследовательскую грамотность (умение работать с массивами информации), креативность (умение

38

творчески мыслить), коммуникативность и организаторские способности (умение работать в команде).

Именно это все и так же определяет информационное общество для которого характерны: увеличение роли информации, знаний и информационных технологий; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам, удовлетворение потребностей в информационных продуктах и услугах.

Сегодня необходимо изменить содержание образования, его методы, инструменты и среду на SMART-образование. Глобальной задачей SMART общества является подготовка кадров, думающих и работающих в инновационном мире, обладающих креативным потенциалом, умением коммуницировать в социальных сетях, отбирающих полезную информацию, работающих с электронными источниками.

Основными принципами SMART-образования являются:

1. Использование в образовательной программе актуальных сведений для решения учебных задач.

2. Организация самостоятельной познавательной, исследовательской, проектной деятельности обучающихся.

3. Реализация учебного процесса в распределенной среде обучения.

4. Реализация учебного процесса в распределенной среде обучения. [1]

Важно осознавать, что образовательная среда SMART должна включать

в себя: индивидуальный подход в обучении, обучение в интерактивной среде, междисциплинарные программы обучения, возможность обучаться в любое время и в любом месте, используя для этого учебный контент, рациональное сочетание аудиторных занятий с самостоятельной работой.

Для каждого субъекта информационной культуры в отдельности необходимо формирование SMART-компетенций для успешной социализации и создания общественно-полезных благ. SMART-компетенции (S -самоуправляемые, М - мотивирующие, А - гибкие, R - вариативные, Т -технологические) являются надежным инструментом формирования культуры информационного общества на ранних этапах развития личности и профессионала. Процесс развития SMART-компетенций у личности

39

синхронизирован с темпами развития информационного общества, для которого SMART-компетенция больше, чем просто знания, умения и навыки [2]. SMART-компетенции принципиально важны для работников нового типа, «работников знаний», умению их адаптироваться к быстро меняющимся информационным и коммуникационным технологиям и влияющими на все области личной и профессиональной жизни. Перспективы развития идеи формирования SMART-компетенций в информационно-технологической парадигме и парадигме общества знания связаны с проработкой концепции SMART-компетенций как основы для развития человеческого потенциала.

SMART-компетентность - это способность учителя осуществлять самоанализ и самооценку своей деятельности, на их основе выстраивать индивидуальную траекторию саморазвития и корректировать свое продвижения по этой траектории на основе промежуточной саморефлексии. Если учитель управляет будущим, то такие механизмы, как цифровая компетентность, методическую компетентность, коммуникативную компетентность, психолого-педагогическую компетентность, помогают ему управлять своим будущим профессиональным ростом?

S - цифровую компетентность может помочь развивать участие в онлайнсообществах педагогов, в которых всегда можно подсмотреть новые цифровые Scientific Cooperation Center "Interactive plus" 3 Content is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0) образовательные ресурсы. Например, чтобы детям с клиповым мышлением было легче запомнить правила русского языка или математические действия, можно рисовать для них комиксы. Сделать это можно, используя цифровой ресурс Pixton, где не только учитель, но и ученики могут создавать рисованные истории.

M - методическую компетентность помогает развивать наставник, присваиваемый каждому молодому педагогу в школе и, конечно, методическая литература.

A - коммуникативную компетентность можно развить только постоянно практикуясь, т. е. выступая перед большой аудиторией в рамках неформального образования.

R - психолого-педагогическую компетентность помогают развивать на курсах повышения квалификации, в рамках тренингов, стратсессий и мастер -классов есть возможность на основе анализа возрастных и индивидуальных особенностей учащихся осуществлять индивидуализацию обучения,

40

формировать экологичную образовательную среду и мотивировать учащихся учиться.

T - предметную компетенцию необходимо постоянно развивать, общаясь с коллегами в рамках Ассоциации по содействию развитию системы образования.

Именно поддержка коллег помогает не останавливаться на достигнутом и совершенствовать свою SMART-компетентность. Для того, чтобы все успевать, можно самостоятельно осваивать приемы и техники тайм-менеджмента, анализировать свою деятельность с помощью SWOT-анализа, выстраивать траекторию непрерывного профессионального роста с помощью GROW-метода, учиться адекватной самооценке и рефлексировать.

REFERENCES

1. Закон Республики Узбекистан «Об образовании»// Национальная база правовых документов, 24.09.2020, № 03/20/637/1313. https://lex.uz/ru/docs/5013009

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 29 января 2022 года УП-60 «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы» https ://lex.uz/ru/docs/5841077

3. Стратегия «Узбекистан-2030» https://www.gazeta.uz/ru/2023/09/12/stratery

4. Личность в информационно-инновационном обществе / Под ред. проф. В.Н. Стегния. - Пермь: ПНИПУ, 2015.

5. The OECD Program Definition and Selection of Competencies (2005). The definition and selection of key competencies. Executive summary. June 30, 2005. Available at: http://www.oecd.org/dataoecd/47/61/35070367.pdf

6. Бабич Л.В., Головчин М.А., Мироненко Е.С. Модель SMART-компетенций как основа формирования человеческого капитала // Экономика образования. -М., 2021. - № 1 (122). - С. 4-17.

7. У. Ж. Содиков (2021). ЯНГИ УЗБЕКИСТОН ШАРОИТИДА ПЕДАГОГИКА ФАНИНИНГ ТАРАККИЁТИ ВА ИННОВАЦИЯЛАР. Academic research in educational sciences, 2 (NUU Conference 1), 41-47.

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.