А.В. Симоненко,
доктор юридических наук, профессор
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Выход в свет очередного номера журнала совпадает с началом нового учебного года. Это подходящее время для того, чтобы подвести некоторые итоги и определить новые задачи.
Для института прошедший учебный год, как и многие предыдущие, выдался слож -ным, напряженным, насыщенным значимы -ми событиями и мероприятиями. С удовле -творением могу отметить, что с решением этих задач мы успешно справились. Однако не стоит надеяться, что будущий учебный год будет менее напряженным. Думаю, что, напротив, он потребует от нас еще большей самоотдачи, организованности, собранно -сти, высокого профессионализма и ответст -венности.
Центральной проблемой деятельности органов внутренних дел сегодня является проблема отношения граждан к полиции. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подчеркнул: «МВД находится под пристальным вниманием общества. От того, как вы работаете, зависит мнение людей о качестве нашего государства. И это касается каждого из сотрудников органов внутренних дел — от рядового до Министра».
В прошлом учебном году мы сделали значительный шаг вперед в плане совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения качества научных исследований, поддержания положительного моральнопсихологического климата в коллективе, укрепления служебной дисциплины, развития учебно-материальной базы. Все, что было сделано нами за последние пять лет, оценивалось весьма солидной и компетентной комиссией в период проведения инспектирования института в апреле 2012 года. В основном институт заслужил хорошие оценки, которые были утверждены руководством Департамента гос-службы и кадров МВД России.
Серьёзным испытанием для всего коллектива института, прежде всего — для профессорско-преподавательского состава, руководства юридического факультета, стал перевод
в институт 416 курсантов и слушателей Саратовского института, Пермского и Ижевского филиалов Нижегородской академии МВД России, Липецкого филиала нашего института. Это создало значительные трудности при организации и контроле преддипломной практики, руководстве дипломными работами и государственной аттестации. Большую организационную работу необходимо было провести по приему курсантов, их размещению, изучению, адаптации, нормальному вхождению в коллектив факультета и института. Следует отметить, что эта работа была проведена сотрудниками института с высочайшей ответственностью и профессионализмом. Все прошло на хорошем организационном уровне, о чем свидетельствуют отзывы курсантов, их родителей и бывших руководителей.
Итогом этой работы стал беспрецедентный по количеству выпуск специалистов очной формы обучения: 479 слушателей, в том числе 316 по юридическим специальностям. Выпускники И.Н. Соломатина, Т. А. Мартыненко, К. С. Панченко, Е.В. Саломатина, Н.Ю. Тепина, В.В. Горлов, А.А. Иванова, Н.В. Панцерева награждены Золотыми медалями МВД России «За отличное окончание вуза». 72 выпускника получили дипломы с отличием. Мы не только приобрели опыт работы с большим по количеству и обширным по географии выпускным курсом юристов, но и получили возможность сравнить уровень подготовки курсантов нашего института и других вузов МВД России. Надеюсь, это сравнение пошло нам всем на пользу.
Много положительных изменений произошло в организации преддипломной практики на юридическом факультете. Руководители практики выезжали в Саратов, Пермь и Ижевск, где встречались со слушателями и их наставниками, на месте участвовали в решении возникающих проблем, консультировали практикантов по вопросам написания дипломных работ. Был организован выездной контроль преддипломной практики и в Воронежской области и близлежащих областях: Липецкой и Белгородской: В течение первых 10 дней была отработа-
на база данных по закрепленным за практикантами наставникам, со слушателями и наставниками установлена телефонная связь, еженедельно с наставниками обсуждались результаты работы, которые затем докладывались руководству института. Все это дало положительный эффект. В будущем нам необходимо усиливать организацию и контроль практики, налаживать более тесное взаимодействие между руководством факультета, учебным отделом, руководителями практики от кафедр и наставниками
— сотрудниками и руководителями практических подразделений.
Приобретенный положительный опыт в вопросах выездного контроля практики был закреплен в период преддипломной практики слушателей радиотехнического факультета и летней учебной практики по получению первичных профессиональных умений курсантами 3 курса юридического факультета.
Большой выпуск слушателей стал непростым испытанием для государственных аттестационных комиссий, а также профилирующих кафедр, которым необходимо было обеспечить надлежащий уровень дипломных работ, задействовать все свои резервы, весь свой опыт индивидуальной подготовки специалистов. В основном эта комплексная задача была решена успешно, однако ряд проблем, регулярно проявляющихся в ходе государственной аттестации, требуют решения.
Второй год все дипломные работы подвергаются проверке на плагиат с использованием специального программного продукта, технология проверки отработана. Сама процедура занимает немного времени и не влияет на сроки представления работ к защите. Однако немалая часть работ, представленных на проверку кафедрами юридического профиля, не прошла с первого раза установленный порог оригинальности и была отправлена на доработку. Возникал вопрос о правильности определения планки оригинальности и целесообразности ее снижения, причем в качестве основного аргумента называлась необходимость приведения обширных цитат из первоисточников. Полагаю, здесь уместно провести параллель с проверкой программой «Антиплагиат» научных статей, материалов конференций и отправляемых на конкурсы научных работ курсантов и слушателей. Там проблемы аналогичные, и это сопоставление показывает, что истоки плагиата дипломных работ, умышленного или невольного, лежат в методически неправильной постановке задачи руководителями. Если обширное цитирование неизбежно, в работе
должен быть предусмотрен большой объем анализа, собственных рассуждений дипломника, важно широко представлять эмпирические материалы преддипломной практики. В противном случае мы получаем не дипломную работу, а реферат.
Не стоит забывать и о роли руководителя дипломной работы. Он фактически завершает формирование специалиста в стенах вуза. Зачастую в ходе написания дипломной работы вскрываются пробелы в общих и специальных знаниях слушателя, и тогда его руководитель выступает в качестве консультанта по широкому кругу профессиональных вопросов, привлекает все свои знания и опыт для того, чтобы помочь выпускнику довести работу до нужных кондиций. Это — индивидуальная форма обучения, самая эффективная и самая трудоемкая. А если руководитель пишет свои научные статьи и учебно-методические пособия методом цитирования, то дипломнику можно лишь посочувствовать.
Отмечу, что в этом году с учетом общего повышения требований к сотрудникам органов внутренних дел в институте ужесточены подходы к оценке в том числе и физической подготовленности выпускников. Мы добиваемся принципиальности и объективности вердиктов государственных экзаменационных комиссий. Но большинство неудовлетворительных оценок выпускников прогнозировалось заранее. Возникает вопрос: стоит ли тянуть «до последнего» хронических «двоечников», тратить на них немалые государственные средства, чтобы потом стыдиться за них на госаттеста-ции перед практическими специалистами?
В прошедшем учебном году была введена в эксплуатацию автоматизированная модул ь-но-рейтинговая система оценок с оригинальным программным интерфейсом и алгоритмом формирования рейтингов курсантов на всех этапах обучения, как по отдельным дисциплинам, так и за весь семестр, курс или текущий период обучения. Реализован программный продукт, обеспечено его техническое сопровождение, данные вносят преподаватели, ведущие учебные занятия. На базе электронных ведомостей организован ознакомительный доступ к результатам успеваемости курсантов и слушателей через официальный интернет-сайт института. Теперь необходимо правильно использовать аналитическую информацию, выявлять курсантов с минимальным рейтингом, за которым кроется низкая успеваемость и пропуски занятий, анализировать причины и проводить воспитательные мероприятия. С
другой стороны, мы можем объективно выявить лучших из лучших, так как рейтинги отличников учебы различаются на 15-20%.
Одним из значимых мероприятий, проведенных институтом в прошедшем учебном году, стал Всероссийский конкурс профессионального мастерства полицейских групп задержания вневедомственной охраны (28 мая
— 1 июня). В четвертый раз институт организовывал этот конкурс, и в очередной раз мы оправдали доверие Главного управления вневедомственной охраны МВД России.
Участники из 80 субъектов Российской Федерации отметили слаженную работу всех подразделений института, обеспечивающих прием, размещение и питание участников, проведение и судейство конкурсов, организацию досуга и освещение хода соревнований. Мы закрепили опыт проведения масштабных мероприятий столь высокого уровня. Благодаря четкому планированию, опыту, заблаговременному решению вопросов материально-технического снабжения и методического обеспечения, ответственности всех привлеченных к проведению соревнований сотрудников института мы не нарушили четкий ритм работы института в период подготовки и проведения Государственной аттестации выпускников.
Не могут не радовать и результаты плодотворного сотрудничества с Департаментом информационных технологий, связи и защиты информации. Департамент активно предлагает нам расширять перечень должностных категорий и направлений повышения квалификации специалистов технических служб ОВД. Эти предложения иногда несколько превосходят наши возможности, но мы видим перспективы развития. Заявки на повышение квалификации подкрепляются стремлением создать современную материально-техническую базу учебного процесса. За прошедший год при содействии ДИТСиЗИ МВД России получено средств связи и технической защиты информации на сумму свыше 7 млн. руб. Институт посетили заместитель начальника департамента, начальники управлений, ведущие специалисты принимали участие в работе государственных экзаменационных комиссий, научнопрактических конференций. Такое сотрудничество крайне важно в условиях существенного повышения технической оснащенности органов внутренних дел.
При поддержке департамента на базе института планируется создание специализированного Центра инфокоммуникационных тех-
нологий и связи, оснащенного образцами современной техники. Есть основания надеяться, что уже в ближайшем будущем институт станет учебно^-научным испытательным полигоном Министерства по отработке современных технических и технологических решений в сфере инфокоммуникационных технологий.
Разумеется, успешное применение передовых информационных технологий и систем в органах внутренних дел зависит не только от уровня внедряемых технических средств и программных продуктов, но и от квалификации сотрудников правоохранительных органов в области использования сетевого и коммутационного оборудования, программно-аппаратных комплексов связи и защиты информации. Здесь уместно привести мнение Министра внутренних дел РФ генерал-лейтенанта полиции В.А. Колокольцева: «Современное высокотехнологичное оснащение полиции — это залог успешности выполнения поставленных перед нами задач. Мы должны идти в ногу с современными технологиями и брать на вооружение самое лучшее из них».
Институт очень ответственно относится к совершенствованию подготовки специалистов технического профиля для подразделений полиции. Сегодня мы — единственный вуз, способный решить задачи по подготовке и повышению квалификации кадров, выполнению фундаментальных и прикладных НИР, научнометодическому обеспечению деятельности подразделений связи, защиты информации, информационных технологий. То, что наш институт в сегменте образовательных учреждений силовых ведомств занимает в этих вопросах передовые позиции, продемонстрировала выставка технических средств «Безопасность», проведенная в Воронеже в июне 2012 г. Институт выступил соучредителем выставки, взял на себя организацию ее научно-представительской части. Кафедрами инфо-коммуникационных систем и технологий, вневедомственной охраны, технических систем безопасности, информационной безопасности были проведены научно-практические семинары с обширным представительством участников. В мероприятиях по проведению выставки приняли активное участие слушатели выпускного курса радиотехнического факультета, молодые преподаватели, которые приобрели ценный организаторский опыт, наладили полезные творческие отношения с производителями и разработчиками техники, учеными вузов и научных учреждений.
В институте созданы благоприятные условия для роста научных кадров. В прошлом учебном году сотрудниками и адъюнктами защищены 4 диссертации на соискание ученой степени доктора наук и 8 кандидатских диссертаций. Доля докторов наук без учета совместителей возросла до 9,6%, общий процент преподавателей с учеными степенями — до 69,4%. Основой повышения качества образовательного процесса является активное участие профессорско-преподавательского состава в научной деятельности в интересах правоохранительных органов.
В текущем году мы выполняем 74 научноисследовательские работы. Положительно то, что доля работ, проводимых по заказам и заявкам практических подразделений правоохранительных органов, составляет 62,0%. Среди наиболее масштабных работ следует отметить три научно-исследовательские работы, проведенные в соответствии с Планом по выполнению в МВД России федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013)» в 2012 г. В рамках указанных исследований подготовлены и направлены в ДГСК МВД России 5 промежуточных отчетов. Работы выполнялись творческими коллективами кафедр административного права и административной деятельности ОВД; гражданского, трудового и финансового права, социально-гуманитарных и экономических дисциплин с привлечением практических работников ГУ МВД России по Воронежской области и специалистов других кафедр и подразделений института.
Весьма значимой является разработка по заданию ГУВО МВД России практических рекомендаций для подразделений вневедомственной охраны по эксплуатации Комплекса инженерно- технических средств систем физической защиты морских портов с местами стоянок судов с ядерными энергетическими установками (на примере морских портов Диксона и Дудинки). Работа выполняется кафедрами технических систем безопасности и связи и вневедомственной охраны.
К наиболее важным и ответственным работам следует отнести и НИР по заявке ДГСК МВД России «Методика среднесрочного прогнозирования потребности в специалистах органов внутренних дел Российской Федерации», выполняемую кафедрой высшей математики, подготовку серии методических рекомендаций для ГУВО МВД России и ДИТСиЗИ МВД России, разрабатываемых кафедрами технических систем безо-
пасности, вневедомственной охраны, инфокоммуникационных систем и технологий.
Новые масштабные задачи поставлены перед институтом в приказе Министра внут -ренних дел России от 29 августа 2012 года №820 «О профилизации образовательных учреждений МВД России». С учетом накопленного опыта подготовки кадров восемь вузов наделены функциями учебно-научных центров, за ними закреплены приоритетные профили подготовки. Нам оказано особое доверие : институт реализует четыре профиля подготовки: «Деятельность подразделений вневедомственной охраны» (профильное подразделение — ГУВО МВД России), «Деятельность подразделений информационных технологий, связи и защиты информации, информационных центров, центров специальной связи» (ДИТСиЗИ, Бюро специальных технических мероприятий МВД России), «Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних» (Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и «Предварительное следствие в ОВД по делам в отношении несовершеннолетних» (Следственный департамент МВД России).
В ближайшей перспективе необходимо разработать проекты квалификационных требований к специальной профессиональной подготовке выпускников, примерные программы учебных дисциплин, средства контроля качества освоения учебных программ по закрепленным профилям. Новые задачи возникают в области организации первоначальной подготовки и повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел. Необходимо стремиться к расширению перечня должностных категорий факультета повышения квалификации, развитию дистанционных образовательных технологий. Важно изменить подходы к научно-методическому обеспечению оперативно-служебной деятельности подразделений полиции. Одновременно от нас потребуется укрепление сотрудничества с профильными подразделениями, дополни-
тельное смещение акцентов в сторону практической составляющей обучения.
Министр внутренних дел России генерал-лейтенант полиции В. А. Колокольцев подчеркивает, что «сильная и эффективная полиция немыслима без дисциплины и ответственности». Действительно, успехи, достигнутые нами в учебно-воспитательном процессе,
научной и других направлениях деятельности, были бы невозможны без должного уровня служебной и учебной дисциплины, организованности, соблюдения законности, выполнения правил внутреннего порядка, сохранения должного морально-психологического климата в коллективе. В этом направлении сделано и делается много. Время подтвердило правильность принятия нами принципиальных, жестких и справедливых мер по отношению к тем, кто еще не понял требований Президента, Министра и общества к сотруднику полиции. Приведу слова заместителя Министра внутренних дел РФ С.А. Герасимова из интервью одной из центральных газет: «Ни одно правонарушение, совершенное сотрудником полиции, не должно быть скрытым, остаться без наказания. Это должно быть принципиальной позицией, несмотря на любые заслуги. Нам сейчас лучше допустить некомплект, чем взять на службу неподходящего нам человека, чтобы потом получить отрицательный результат от этого неправильного кадрового решения. В то же время, если на сотрудника полиции необоснованно начинаются гонения, клевета, руководство обязано отстаивать его честь и достоинство».
В прошлом учебном году у нас фиксировались отдельные нарушения служебной дисциплины среди постоянного и переменного состава и по каждому из них принимались
своевременные и принципиальные решения. Мы прекрасно понимаем, что огромный труд коллектива, положительные результаты нашей работы, успехи и достижения может перечеркнуть проступок одного нерадивого сотрудника или курсанта. Поэтому в последнее время мы уделяем повышенное внимание индивидуальной воспитательной работе с каждым членом нашего большого коллектива.
В институте проведен комплекс мероприятий, направленный на повышение ответственности курсантов и слушателей за выполнение учебных программ. Нам удалось укрепить дисциплину, внедрить максимально справедливые и принципиальные подходы к оценкам учебной и служебной деятельности курсантов и слушателей, создать условия, в которых слабоуспевающие и нерадивые курсанты почувствовали себя очень некомфортно. Необходимо и в дальнейшем улучшать отношение курсантов и слушателей к освоению учебных программ, повышать результаты их учебной и служебной деятельности. Мы должны постоянно работать над повышением уровня культурных, интеллектуальных и моральных ценностей сотрудников и курсантов, развивать в коллективе систему ценностей, фундаментом которой являются нравственность и патриотизм. Нам необходимо создавать обстановку еще большей открытости, справедливости, высокой ответственности, организованности и дисциплины.