Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мягкова Е.А.

В статье рассмотрена необходимость применения инновационных образовательных технологий в высшей школе. Дана характеристика основных видов таких технологий на основе взаимодействия преподавателя и обучающегося, что позволяет сформулировать преимущества каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION THROUGH THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES

The article considers the need for the use of innovative educational technologies in higher education. The characteristics of the main types of such technologies based on the interaction of the teacher and the student are given, which allows us to formulate the advantages of each of them.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

УДК 378.147

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Екатерина Анатольевна Мягкова

кандидат экономических наук, доцент

eam24@rambler.ru

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрена необходимость применения инновационных образовательных технологий в высшей школе. Дана характеристика основных видов таких технологий на основе взаимодействия преподавателя и обучающегося, что позволяет сформулировать преимущества каждого из них.

Ключевые слова: образование, высшая школа, образовательные технологии, инновационные технологии.

Совершенствование системы образования, обновление и изменение ее целей и содержания, внедрение в процесс обучения современных образовательных технологий являются основными требования современного информационного общества. Поэтому основным составляющим элементом всех разрабатываемых стратегий реформ выступает модернизация образования на основе внедрения новых образовательных технологий, которые позволяли бы обеспечивать возможность достижения эффективного результата в развитии личностных характеристик в процессе приобретения знаний, умений и навыков. Решение этих задач возможно только за счет вариативности образовательных процессов, то есть применение в обучении наряду с традиционными технологиями инновационных.

Основные отличия традиционных образовательных технологий от инновационных представлены на рисунке 1. [3]

Традиционные образовательные технологии

Ведущая роль у преподавателя

Процесс обучения - постоянный контакт обучающегося с преподавателем, что оказывает большое влияние на характеры протекания познавательной деятельности.

Процесс познания - это совместная деятельность с преподавателя и обучающегося под руководством преподавателя.

Современные образовательные технологии

Основа взаимодействия - активная

обратная связь между преподавателем и обучающимся и организация взаимодействия обучающихся между собой.

Рисунок 1 - Отличительные характеристики образовательных технологий

Следует отметить, что есть отличительные особенности и в организации учебного процесса. Так при традиционной форме организации преподаватель сам систематизирует информацию, дает ее логическое обоснование, изыскивает пути доведения знаний до обучающихся. А современные технологии направлены на построение диалога преподавателя и студента при активном участии последнего в процессе выполнения заданий.

При построении учебного процесса преподаватель вправе самостоятельно выбирать ту или иную форму проведения занятий. Однако, в современной практике наиболее целесообразным считается организация образовательного процесса на основе сочетания пассивных и активных форм проведения занятий. Это обусловлено тем, что пассивная форма при доминирующем воздействии преподавателя на обучающегося не позволяет будущему специалисту научиться самостоятельно принимать решения. В то время как активная форма направлена на активизацию деятельности обучающихся и создание условий для студентов, которые позволяли бы демонстрировать свой опыт и осваивать профессиональные знания и навыки. Таким образом, в современных условиях развития информационного общества образовательный процесс целесообразно строить не от освоения теоретических знаний и их дальнейшему практическому применению, а, наоборот, от практического опыта к его теоретическому осмыслению [1, 3].

При подготовке будущих специалистов, отвечающих требованиям современного уровня развития экономики, необходимо применять различные виды инновационных технологий обучения. Основные из них представлены на рисунке 2.

Интерактивная модель

Проектное обучение

Компьютерные технологии обучения

Цель - организация оптимальных условий обучения, при которых все обучающиеся активно взаимодействуют между собой. У обучащеюгося нет возможности остаться в стороне.

Активная деятельность преподавателя заменяется на активную деятельность обучаемого, а задача педагога - создать условия для инициативы.

Цель - создание условий, при которых обучающиеся самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться полученными знаниями для решения поставленных задач; развивают исследовательские умения.

Педагог - руководитель, консультант, а студент исполняет роль активного участника проекта.

Это процесс сбора, переработки, хранения и

передачи информации обучаемого посредством компьютера.

Занятия позволяют повысить мотивацию в изучении предмета, активизировать познавательную деятельность. Позволяет каждому работать самостоятельно.

Рисунок 2 - Виды инновационных технологий обучения

Основными преимуществами данных видов инновационных технологий обучения являются следующие [2, 4]:

1. Интерактивные формы обучения позволяют обучающимся самостоятельно осуществлять поиск путей и различных альтернатив решения практических задач, что стимулирует у студентов заинтересованность к изучению дисциплины, навыков организации предпринимательской деятельности и т.д.;

2. Проектная технология способствует развитию способностей к исследованию и аналитическому мышлению, построению эффективного диалога, разработке практических предложений и концентрации на конкретной проблеме, а также поиску различных вариантов ее решения;

3. Информационные технологии в образовательном процессе объединяют различные сферы знаний с информатикой, что позволяет информатизировать восприятие обучающимися процессов информатизации, протекающих в современном обществе.

Таким образом, применение инновационного подхода в образовании дает возможность найти такой способ организации образовательной деятельности, который позволил бы за счет развития личностных качеств обучающегося, его индивидуальных способностей и мотивации к самообразованию достичь необходимого качества и эффективности образования.

Список литературы:

1. Кирина И.Б., Кириллова С.С. Щербаков Н.В. Самостоятельная работа как одно из направлений совершенствования подготовки студентов в образовательном процессе // Современные методики учебной и научно-исследовательской работы: Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курган. 11 апреля 2019 года / Под общей редакцией Сухановой С.Ф. Курган: Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева. 2019. С. 47-52. - БЭК

2. Мягкова Е.А., Анциферова О. Ю. Реализация очно-заочной формы обучения в высшей школе // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1. EDN DIITPF.

3. Щербаков Н.В., Кириллова С.С., Кирина И.Б. Онлайн-курсы как важнейший элемент цифровизации образовательного процесса // Актуальные вопросы экономики и агробизнеса: Сборник статей. Брянск. 05-06 марта 2020 года. Том Часть 4. Брянский государственный аграрный университет. 2020. С. 174-178. - EDN NDIJZI.

4. Щербаков Н.В., Кирина И.Б., Кириллова С.С., Опыт формирования онлайн-курсов в аграрном образовании// Современные методики учебной и научно-исследовательской работы: Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Курган. 11 апреля 2019 года / Под общей редакцией Сухановой С.Ф. Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева. 2019. С. 130-133. - EDN HWVMUN.

UDC 378.147

IMPROVING THE EDUCATIONAL PROCESS IN HIGHER EDUCATION THROUGH THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE

TECHNOLOGIES

Ekaterina A. Myagkova

candidate of economic sciences, associate professor

eam24@rambler.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Abstract. The article considers the need for the use of innovative educational technologies in higher education. The characteristics of the main types of such

technologies based on the interaction of the teacher and the student are given, which allows us to formulate the advantages of each of them.

Key words: education, higher school, educational technologies, innovative technologies.

Статья поступила в редакцию 10.02.2023; одобрена после рецензирования 01.03.2023; принята к публикации 20.03.2023.

The article was submitted 10.02.2023; approved after reviewing 01.03.2023; accepted for publication 20.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.