УДК 658.56
К). М. Голубинский, А. Г. Елистратова, В. А. Пискунова, Е. С Чернова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ВНЕДРЕНИЯ НОВОЙ ВЕРСИИ СТАНДАРТОВ
Yu. M. Golubinskiy, A. G. Elistratova, V. A. Piskunova, E. S Chernova
IMPROVEMENT OF REGULATORY BASE OF QUALITY MANAGEMENT ON THE BASIS OF INTRODUCTION OF THE NEW VERSION OF STANDARDS
Аннотация. Актуальность и цели. Постоянное обновление стандартов на системы менеджмента качества создает условия для необходимой адаптации организаций к изменяющимся условиям окружающей среды. Универсальность стандартов по отношению к их типу и размеру связана с ограниченными возможностями как по содержанию стандартов, так и по сути изменений. Принципиальные изменения связаны прежде всего с изменением подходов и принципов менеджмента качества, поэтому целью данной статьи является анализ изменений, влияющих на адаптивность системы менеджмента к окружающей среде. Результаты. Показаны новые подходы менеджмента качества, примененные в версии стандарта ISO 9001:2015 и национальном стандарте, построенном на его основе. Рассмотрена структура нового стандарта и ее влияние на все стандарты данной серии. Уделено внимание дальнейшему усилению принципа процессного подхода. Предупреждение возникновения несоответствий перенесено в сферу управления рисками, поставлено на более гибкую основу и тесно увязано с концепцией процессного подхода. Выводы. Показано некоторое смещение акцентов стандарта на снижение риска получения продукции ненадлежащего качества. При этом принципиальным является то, что стандарты серии 9000 не управляют качеством продукции. Управление рисками в данной версии стандарта является логически обоснованным с точки зрения складывающейся практики и нормативной поддержки стандартами ISO серии 31000.
Abstract. Background. Continuous updating of standards on quality management system creates conditions for necessary adaptation of the organizations to the changing environment conditions. Universality of standards in relation to their type and the size is connected with limited opportunities, as according to contents of standards, and in fact changes. Basic changes are connected, first of all, with change of campaigns and the principles of quality management therefore the purpose of this article is the analysis of the changes influencing adaptability of system of management to environment. Results. The new approaches of quality management applied in the version of the ISO 9001:2015 standard and the national standard constructed on its basis are shown. The structure of the new standard and its influence on all standards of this series is considered. The attention is paid to further strengthening of the principle of process approach. The prevention of emergence of discrepancies is transferred to the sphere of risk management, put on more flexible basis and closely coordinated to the concept of process
approach. Conclusions. Some shift of emphases of the standard on decrease in risk of receiving production of inadequate quality is shown. At the same time the fact that standards of a series 9000 don't operate quality of production is basic. Risk management in this version of the standard is logical from the point of view of the developing practice and standard support by the ISO standards of a series 31000.
Ключевые слова: система менеджмента качества, ИСО 9001:2015, система менеджмента бизнеса, новые подходы.
Key words: quality management system, ISO 9001:2015, system of management of business, new approaches.
Впервые стандарты менеджмента качества были опубликованы в 1987 г. С тех пор серия нормативных документов ISO 9000, к которой относится ISO 9001, стала самой популярной среди стандартов Международной организации по стандартизации и самой известной среди стандартов систем менеджмента качества. Согласно регулярному исследованию «The ISO Survey», которое проводят в самом же ISO, только в 2011 г. по всему миру было выдано 1 111 698 сертификатов соответствия стандарту ISO 9001 [1].
Стандарты ISO 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования» и ISO 9004:2009 «Менеджмент с целью достижения устойчивого успеха организации. Подход с позиции менеджмента качества» широко применяются в таких специализированных отраслях, как авиация, телекоммуникации, образование, местное управление и здравоохранение. Эти стандарты создали базу для разработки других стандартов на системы менеджмента: в сфере экологии, охраны здоровья и безопасности, информационной безопасности и энергетики.
Стандарты серии ИСО 9000 применяются для оптимизации бизнес-процессов, а значит, применимы для компаний, осуществляющих свою деятельность в любых отраслях экономики. Ими могут быть организации малого бизнеса численностью 10 человек или транснациональные корпорации, где численность сотрудников превышает 10000 человек. Разработать и внедрить систему менеджмента качества может как интернет-магазин, так и крупная производственная корпорация.
В рамках процесса постоянного пересмотра и совершенствования стандартов Международная организация по стандартизации (ISO) в лице рабочей группы ISO (TC176-SC2-WG24) подготовила и выпустила финальную редакцию стандарта ISO 9001 версии 2015 г.
С ноября 2015 г. вступил в действие национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 9001-2015 «Системы менеджмента качества. Требования», принятый на основе международного стандарта ISO 9001:2015.
В семействе ISO 9000 два ключевых стандарта: ISO 9001 и ISO 9004. Модель ISO 9001 нацелена на создание уверенности в обеспечении именно качества продукции, она снижает риски получения не той продукции, которая была заявлена или которая была затребована потребителем. То есть в некотором смысле это модель снижения риска получения продукции ненадлежащего качества, хотя напрямую эти стандарты не управляют качеством продукции. К процессному подходу как к современной парадигме управления предприятием ближе оказывается модель ISO 9004. Это более полный с точки зрения управления предприятием стандарт, который предлагает нацеленность на обеспечение уверенности в отношении благополучия организации в целом. Следовательно, он несколько ближе и по духу к создаваемому стандарту. В основу модели ISO легли следующие ключевые темы:
- интеграция «мышления на основе рисков»;
- больший акцент на принципах менеджмента качества;
- лучшее выстраивание процессов управления предприятием;
- «конечные результаты» (соответствие продукции и результативность процессов);
- менеджмент знаний;
- менеджмент жизненного цикла (Life cycle management, ISO 14040:2006);
- улучшение и инновации;
- время/скорость/ловкость;
- технологии и изменения в информационных технологиях (ИТ);
- включение таких инструментов качества, как 6 сигм, QFD, benchmarking и т.д.
В связи с принятием в 2012 г. организацией ISO Приложения SL все технические комитеты, разрабатывающие стандарты в области систем менеджмента, должны использовать единые структуру, термины и определения. Разработчики ISO применили унифицированную структуру стандарта менеджмента. Отныне все новые стандарты будут разрабатываться по универсальной структуре, а действующие стандарты должны быть пересмотрены в ее рамках. При создании новой версии ISO 9001 применена «структура высокого уровня» - стандартизованное перечисление разделов, основанное на цикле непрерывного улучшения Шухарта - Де-минга (PDCA) [2]. Достигнута совместимость со стандартами PAS 99, ISO 27001 и с планируемыми изменениями в ISO 14001 и OHSAS 18001. Такая структура теперь будет применяться для всех стандартов ISO, описывающих требования к системам менеджмента. Данные изменения помогут двигаться в сторону интегрированных систем [3].
Следует при этом понимать, что новая структура стандарта никоим образом не связана со структурой документации СМК. Уже опубликованы стандарты, которые следуют этой гармонизированной структуре (например, стандарт ISO 20121:2012 для систем менеджмента устойчивости событий). В связи с этим пересмотренная редакция стандарта ISO 9001 [4] содержит введение, десять разделов и приложения:
0 Введение: обосновывает область применения системы менеджмента качества и разъясняет ключевые понятия, используемые в стандарте - процессный подход и риск-ориентированное мышление, а также связи и совместимости с ISO 9004 и другими системами менеджмента.
1 Область применения.
2 Нормативные ссылки: оба эти раздела касаются исключительно данного стандарта (а также ожидаемых от него результатов).
3 Термины и определения: здесь дается ссылка на термины и ключевые определения, приведенные в ISO 9000:2015. Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.
4 Среда организации: этот раздел включает в себя требования, касающиеся понимания организации, внедряющей стандарт, потребностей и ожиданий заинтересованных сторон, области применения СМК и непосредственно СМК.
5 Лидерство: лидирующая роль и обязательства высшего руководства, политика в области менеджмента качества, а также распределение ролей в организации, ответственность и полномочия.
6 Планирование: действия для управления рисками и возможностями, цели СМК и планирование по достижению изменений.
7 Средства обеспечения: ресурсы, необходимые для СМК, компетентность и осведомленность персонала, обмен информацией и документированная информация.
8 Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг: планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг, требования к продукции и услугам, проектирование и разработка, управление процессами, производство, выпуск продукции и услуг и управление несоответствующими результатами процессов.
9 Оценка результатов деятельности: мониторинг, измерение, анализ и оценка, внутренний аудит и анализ со стороны руководства.
10 Улучшение: несоответствия, корректирующие действия и постоянное улучшение.
Помимо замены некоторых общих терминов (например, термин «документированная
информация» заменил ссылки на «документацию» и «записи») особенностью является отсутствие требования использовать в текстах стандартов термин «превентивные действия». Предупреждение возникновения несоответствий перенесено в сферу управления рисками и поставлено на более гибкую основу. В новой версии требование о принятии решений, основанном на рисках, сформулировано явно и тесно увязано с концепцией процессного подхода. Это позволило отказаться от предупреждающих действий как отдельного требования, поскольку переместило их на уровень оперативного и ежедневного функционирования каждого процесса СМК. При этом риск следует понимать не только как негативное явление, но и как возможность нахождения областей для улучшения в процессах. ISO 9001:2015 не требует проведения полной, официальной оценки рисков с заполнением «реестров рисков» или каких-либо других документов. В качестве полезного, справочного (но совершенно не обязательного) документа по методам принятия решений на основании рисков можно назвать ISO 31000 «Менеджмент риска. Принципы и руководство» [5].
Процессный подход остается ключевой концепцией построения системы менеджмента (в новой версии этот тезис усилен). В практике внедрения стандарта ИСО 9001 процессный подход зачастую применяется в искаженном виде: процессами называют деятельность подразделений и, по сути, в СМК используется функциональный подход.
Стандарт усиливает акцент на роли руководителя - лидера. Такое усиление проведено по двум соображениям. Во-первых, практика применения стандарта ИСО 9001 имеет многочисленные примеры формального отношения руководства. Часто решение этого вопроса передается на нижние уровни управления без должных полномочий и должной поддержки. Вместе с тем очевидно, что крупные системные проекты без первых лиц не могут быть реализованы успешно, тем более с учетом природы системы менеджмента качества и ее взаимоотношения с системой менеджмента организации в целом.
Во-вторых, поскольку современный менеджмент в теории и на практике базируется на принципе «персонал компании является главным ресурсом, обеспечивающим ее успех и конкурентные преимущества», руководитель должен быть не просто топ-менеджером, но лидером (формальным и неформальным), который способствует раскрытию и эффективному использованию творческого потенциала персонала. Это полностью соответствует одному из принципов менеджмента качества - «вовлечение персонала», который не может быть реализован без лидирующей роли руководства.
Наиболее радикальной новацией ИСО 9001:2015 стал отказ от «обязательных документированных процедур» и «руководства по качеству». Теперь организация сама определяют то, как она будет управлять процессами, а не только через «документированные процедуры». Если же организация не пожелает расстаться с документированными процедурами, то это не будет противоречить требованиям ИСО 9001:2015. Формальных или бумажных доказательств соответствия теперь будет недостаточно, а необходимы реально функционирующие процессы в реально функционирующей организации [6, 7].
Требования стандарта ISO 9001 остаются отправной точкой для большинства организаций, желающих внедрить формализованную систему менеджмента. Хотя независимая сертификация третьей стороной не является обязательным требованием стандарта, она в силу сложившейся практики остается главным побудительным мотивом для внедрения [8].
В перспективе важно гарантировать, чтобы менеджмент качества рассматривался гораздо шире, чем сертификация на соответствие требованиям ISO 9001, в качестве реального инструмента обеспечения долгосрочного успеха организации. Это означает необходимость популяризации качества в самом широком смысле этого слова, а также поощрение организационного поведения, выходящего за рамки простого соответствия набору требований. Это может быть достигнуто с помощью стимулирования результатов от использования ISO 9004 и других стандартов ИСО на системы менеджмента.
Список литературы
1. URL: http://edinyiystandart.livejournal.com/78488.html
2. Чайка, И. П. Стандарты семейства ISO 9000:2015 / И. П. Чайка // Непрерывное совершенствование деятельности организации : семинар 28-30 октября 2014 г. - URL: http://www.mc.misis.ru/seminar/2014/reports/Chaika-2015.pdf
3. Stuart Willcock / Уэльский центр качества (Wales Quality Centre mailto). - URL: info@ walesquality centre.org.uk
4. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. - М. : Стандартинформ, 2015.
5. Езрахович, А. Я. Новая версия ISO 9001:20015 / А. Я. Езрахович, В. А. Дзедик, Ю. М. Банных // Методы менеджмента качества. - 2014. - № 7. - С. 32-36.
6. Корягина, К. А. Новая версия международного стандарта ISO 9001:2015 / К. А. Коряги-на // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб. : Заневская площадь, 2014.
7. ISO 9001:2015 и современный уровень развития менеджмента. - URL: https://1cert.ru/stati/iso-9001-2015-i-sovremennyy-uroven-razvitiya-menedzhmenta
8. Nigel H. Croft «ISO 9001:2015 - перспективы развития стандартов управления качеством на следующие 25 лет». - URL: http://www.iso.org/iso/ru/news.htm?refid=Ref1633
Голубинский Юрий Митрофанович
кандидат технических наук, доцент,
кафедра информационно-измерительной техники
и метрологии,
Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Елистратова Анна Григорьевна
студентка,
Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Пискунова Виктория Андреевна
студентка,
Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Чернова Екатерина Сергеевна
студентка,
Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40) E-mail: [email protected]
Golubinskiy Yuriy Mitrofanovich
candidate oftechnical sciences, associate professor, sub-department of information and measuring equipment and metrology, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Elistratova Anna Grigor'evna
student,
Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Piskunova Viktoriya Andreevna
student,
Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
Chernova Ekaterina Sergeevna
student,
Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 658.56 Голубинский, Ю. М.
Совершенствование нормативной базы менеджмента качества на основе внедрения новой версии стандартов / Ю. М. Голубинский, А. Г. Елистратова, В. А. Пискунова, Е. С Чернова // Измерение. Мониторинг. Управление. Контроль. - 2016. - № 1 (15). - С. 56-60.