СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
А.А. ХАБИБУЛИНА,
кандидат экономических наук
Научная специальность: 12.00.08 — Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы совершенствования нормативного правового обеспечения противодействия организованной преступности экономической направленности.
Ключевые слова: организованная преступность, экономика, финансы, оборот денежных средств, незаконные действия в финансово-кредитной сфере.
PERFECTION OF THE NORMATIVE LEGAL MAINTENANCE OF COUNTERACTION OF THE ORGANIZED CRIME OF AN ECONOMIC ORIENTATION
A.A. HABIBULINA,
candidate of economic sciences
Annotation. In article questions of perfection of the normative legal maintenance of counteraction of the organized crime of an economic orientation are considered.
Key words: the organized crime, economy, the finance, a turn of money resources, illegal actions in financially-credit sphere.
В настоящее время в кредитно-финансовой сфере имеет место устойчивая тенденция проявления постоянного внимания преступности и, прежде всего, криминальных организованных структур к институтам финансового посредничества. Для криминальной деятельности в финансово-экономической сфере одной из наиболее востребованных оказалась услуга по обналичиванию денежных средств, источниками которых являются деньги, выводимые из-под налогообложения, а также получаемые от совершения иных преступлений экономической направленности.
В последнее десятилетие организованные преступные сообщества ставят перед собой все больше экономические цели. Некоторые из них фактически превратились в сетевые структуры, способные не только полностью финансировать свою преступную деятельность, но и накапливать финансовые ресурсы для ее расширения, а также для финансирования научных исследований, в области разработки схем
совершения преступлений. Таким образом, сфера финансовых угроз, исходящих от организованной преступности, сильно расширилась, охватывая угрозы экономической безопасности государства и национальной безопасности в целом.
В соответствие со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года основными направлениями обеспечения безопасности в области повышения уровня защищенности российских граждан, общества и государства, определяющими приоритеты в сфере обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации являются: снижение уровня организованной преступности, коррупции и наркомании; противодействие преступным формированиям в легализации собственной экономической основы; достижение социально-политической стабильности и положительной динамики развития Российской Федерации, устойчивость финансово-банковской системы.
Криминальная обстановка в сфере экономики и финансов является одним из основных факторов, негативно влияющих на реализацию защищаемых государством конституционных прав и свобод граждан. Выработка эффективных мер организации противодействия криминальным угрозам финансовой безопасности России, основу которых представляют криминальные финансы, как масштабный феномен, затрагивающий все стороны национальной экономики, и создание на этой базе необходимых предпосылок для устойчивого обеспечения финансовой безопасности страны может осуществляться, прежде всего, на основе установления взаимосвязи, роли и места криминальных денежных отношений в общей системе общественных экономических отношений, устанавливаемых в процессе производства, распределения и перераспределения материальных благ.
В современных условиях криминальные финансы обособляются от производства в собственном смысле слова, при этом они получают свое движение и следуют собственному развитию, над которым объективно главенствует движение производства. Криминальные финансы, имея свои собственные свойства, в свою очередь, оказывают обратное, преимущественно негативное воздействие на развитие производства. Когда же эти отношения поддерживаются отношениями коррупции, тогда они расширяются до уровня государственных финансов, к ним могут присоединяться финансы определенной части хозяйствующих субъектов, промышленных и транспортных предприятий, а также криминальной экономики в сфере торговли наркотиками, работорговли, торговли оружием, людьми и частями человеческого тела. В условиях масштабной коррупции криминальные финансы завоевывают прямое господство над частью экономики и производства, хотя, в общем и целом, экономика и производство остаются господствующими над ними. В таких условиях обратное действие криминальных финансов на экономику становится еще сильнее и сложнее.
Исходя из выявленных особенностей и специфики исследуемого феномена криминальных финансов, а также с учетом обратного действия государственной власти на экономическое развитие троякого рода (положительного, отрицательного и смешанного), можно заключить, что одним из основных направлений организации адекватного противодействия криминальным денежным отношениям по поводу распределения стоимости валового внутреннего продукта, доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатства, повышения эффективности борьбы с ними является, совершенствование взаимодействия федеральных органов исполнительной власти
при обеспечении финансовой безопасности Российской Федерации и, прежде всего, взаимодействия Генпрокуратуры России, МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, Следственного комитета Российской Федерации, Росфинмониторинга, ФНС России, ФАС России и Банка России.
Важными факторами обеспечения финансовой безопасности страны также являются организация и осуществление борьбы с организованной преступностью экономической направленности, противодействие процессам развития, укрупнения и объединения организованных преступных групп и превращения их в преступные сообщества (преступные организации) с использованием уголовно правовых и иных мер. Организация этой работы основана на отработке оперативной информации о подготовке и реализации различных финансовых, налоговых и экономических правонарушений, хищений, мошенничества, незаконного предпринимательства, незаконного возмещения налога на добавленную стоимость, преднамеренного банкротства финансово-кредитных организаций и иных предприятий, отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, хищения и нецелевого использованием бюджетных (государственных) средств, вывода средств из-под государственного контроля и налогообложения, других преступлений финансово-экономической и коррупционной направленности.
Важными факторами обеспечения финансовой безопасности страны являются организация и осуществление борьбы с организованной преступностью экономической направленности, противодействие процессам развития, укрупнения и объединения организованных преступных групп и превращения их в преступные сообщества (преступные организации) с использованием уголовно правовых и иных мер.
Организация этой работы основана на анализе информации о подготовке и реализации различных финансовых, налоговых и экономических правонарушений, хищений, мошенничества, незаконного предпринимательства, незаконного возмещения налога на добавленную стоимость (НДС), преднамеренного банкротства финансово-кредитных организаций и иных предприятий, отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, хищения и нецелевого использованием бюджетных (государственных) средств, вывода средств из-под государственного контроля и налогообложения, других преступлений экономической и коррупционной направленности.
На основе обобщения результатов выполненного анализа информации в сфере финансовой безопасности Российской Федерации можно заключить, что
основными областями экономической деятельности, имеющими стратегическое значение для национальной экономики и наиболее подверженными финансовым преступным посягательствам являются:
• национальные (государственные) проекты, федеральные целевые и государственные программы, система целевых бюджетных денежных средств, выделяемых на поддержку системообразующих отраслей и предприятий промышленности;
• проекты и направления деятельности государства, играющие значительную роль в обеспечении престижа Российской Федерации на международной арене подготовка и проведение зимних олимпийских и паралимпийских игр «Сочи-2014», саммита государств Азиатско-Тихоокеанского региона во Владивостоке «АТЭС-2012»; чемпионата мира по футболу 2018 г. и др.
• производство и оборот наркотических средств и психотропных веществ, производство и торговля военной техникой и вооружением;
• бюджето- и градообразующие сферы экономики, обеспечивающие продовольственную, энергетическую и сырьевую безопасность, в частности, сельское хозяйство, лесопромышленный, рыбно-хо-зяйственный комплекс, топливно-энергетический комплекс и т.д.;
• кредитно-банковский сектор экономики;
• внешне экономическая деятельность.
К настоящему времени масштабы организованной преступности в указанных областях достигли уровня, представляющего угрозу национальной безопасности. Наибольшее влияние организованные преступные группировки оказывают на отрасли экономики, характеризующиеся высокой доходностью, инвестиционной привлекательностью, гарантированным характером сбыта продукции, экспортной ориентированностью, присутствием в системе расчетов наличного денежного оборота, возможностью включения в легальный оборот незаконно полученных капиталов. Типичными направлениями криминальной деятельности преступных сообществ являются: криминально-предпринимательская (в том числе финансовое мошенничество) и противозаконная коммерческо-производственная деятельность; криминальная приватизация; фальшивомонетничество; торговля оружием, наркотиками, контрабанда и др.
Обеспечение финансовой безопасности отраслей экономики, характеризующихся высокой доходностью, инвестиционной привлекательностью, гарантированным характером сбыта продукции, экспортной ориентированностью, присутствием в системе расчетов больших объемов наличного денежного оборота и возможностей включения в легальный оборот незаконно полученных капиталов
непосредственно связано со взаимосогласованном развитием мер нормативно-правового и оперативно-тактического характера.
В целях предупреждения незаконных действий по выводу из легального оборота денежных средств, устранения причин и условий, способствующих проведению сомнительных операций, целесообразно внести изменения и дополнения в ряд законодательных актов, обеспечивающих:
• наделение коммерческих банков правами отказа в открытии клиенту счета; приостановления операций клиента по счету и расторжения договора банковского счета при проведении клиентом сомнительных операций (изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма»);
• введение обязательного ежедневного норматива банковской деятельности, связывающего возможность проведения операций с наличными средствами с размером уставного капитала банка (дополнения в федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации»);
• наделение Банка России правом обязательного отказа в согласовании кандидатур при назначении на руководящие должности в коммерческих банках лиц, ранее занимавших руководящие должности в коммерческих банках, лишенных лицензии на осуществление банковской деятельности в связи с нарушениями требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов (дополнение в федеральный закон «О банках и банковской деятельности»);
• наделение Банка России правами проведения повторных в течение года проверок кредитных организаций по вопросам соблюдения кредитными организациями законодательства по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (дополнения в федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации»);
• установление зависимости размера государственной пошлины, взимаемой при регистрации юридических лиц от рода уставной деятельности, увеличение его минимального значения (изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации);
• наделение органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, правами отказывать в регистрации вновь создаваемых организаций, учредителями которых ранее учреждались юридические лица, не сдающие налоговую отчетность, либо имеющие задолженность по налогам (изменения в федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц»);
• введение сбора в размере, зависящем от величины сделки купли-продажи товаров на территории Российской Федерации между юридическими лицами резидентами Российской Федерации и нерезидентами в случае, если отсутствуют сведения о пересечении товаров таможенной границы Российской Федерации (дополнение в Таможенный кодекс Российской Федерации);
• введение административной и уголовной ответственности руководителей юридических лиц, занимающихся финансово-хозяйственной деятельностью, за умышленное не обеспечение сохранности бухгалтерских документов и не передачу их на архивное хранение (дополнения в Административный кодекс Российской Федерации, уголовный кодекс Российской Федерации).
В качестве основных мер оперативно-тактического характера, требующих формирования соответствующего нормативно-правового и методического обеспечения целесообразно рассматривать:
организацию противодействия на каналах поступления наличных средств для дальнейшего использования в схемах по трансформации безналичных денег в наличность (правоохранительные органы совместно с Банком России);
осуществление контрольно-проверочных мероприятия в отношении заказчиков схем вывода денежных средств из легального оборота, выявление источников этих средств (правоохранительные органы совместно с Федеральной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, Федеральной таможенной службой, Счетной палатой Российской Федерации);
установление должностных лиц, обеспечивающих с использованием служебного положения не-
принятие мер реагирования на осуществление незаконной деятельности (МВД России, ФСБ России).
• формирование структур на уровне субъектов Российской Федерации аналогичных создаваемым на федеральном уровне межведомственных рабочих группы по противодействию нарастающей угрозе финансовой безопасности Российской Федерации от деятельности коммерческих банков по выводу из легального оборота значительных объемов денежных средств. При этом целесообразно концентрировать внимание Росфинмониторинга на выявлении коммерческих банков и их клиентов, участвующих в незаконных действиях, на ранних этапах их включения в схемные действия и создании необходимых условий для обеспечения оперативного информирования правоохранительных органов о выявленных объектах в режиме «он-лайн»;
• осуществление мер по совершенствованию аналитической и контрольно-надзорной деятельности, направленной на выявление заказчиков операций обналичивания и вывода денег за рубеж (Рос-финмониторинг, Банк России);
• организацию установления заказчиков операций на предмет соблюдения ими налогового, бюджетного, таможенного законодательств.
Взаимоувязанная реализация сформулированных нормативных правовых мер позволит создать необходимые условия и предпосылки для эффективного осуществления деятельности органов государственной власти по предупреждению незаконных действий в финансово-кредитной сфере, по выводу из легального оборота денежных средств, а также для устранения причин и условий, способствующих проведению сомнительных финансово-хозяйственных операций.