Совершенствование нормативно-правовых основ стимулирования инвестиций в инновации в агропромышленном комплексе Кабардино-Балкарской республики Improvement of regulatory framework for stimulating investment in innovation in agro-industrial complex of Kabardino-Balkar republic
Ь й московский ар шпчкш
^¡ИУРШ
УДК 658.78: 332.1 DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10894
Статья подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 18-010-01036 Абанокова Эмма Барасбиевна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
Abanokova Emma Barasbievna, Senior Lecturer of the Department of Accounting, Analysis and Audit of «Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekova, Nalchik
Аннотация. Развитие научного потенциала и внедрение инновационных решений важное условие обеспечения конкурентоспособности и развития АПК России и ее регионов. Только такой путь позволит сократить отрыв от развитых странами и сохранить многие рынки для российской продукции АПК. Современные реалии таковы, что российские сельхозпроизводители в основном ориентированы на догоняющую модель внедрения инноваций, используя широко апробированные коммерческие технологии и стремятся сохранить уже достигнутые позиции. Во многом такая стратегия вынужденная и объясняется нестабильностью условий функционирования сельскохозяйственного бизнеса, сложнопрогнозируемой конъюнктурой, и, как следствие, короткими горизонтами планирования.
Одним из основных препятствий инновационной трансформации отрасли, которая выделяется многими экспертами, является несовершенная нормативно-правовая база, меняющееся, но недостаточно проработанное законодательство; отставание в принятии решений стратегических решений.
Summary. The development of scientific potential and the introduction of innovative solutions is an important condition for ensuring the competitiveness and development of the agro-
industrial complex of Russia and its regions. Only such a path will reduce the gap from developed countries and preserve many markets for Russian APK products. Modern realities are such that Russian agricultural producers are mainly focused on the catching-up model of innovation, using widely tested commercial technologies and strive to maintain the positions already achieved. In many ways, this strategy is forced and is explained by the instability of the operating conditions of the agricultural business, complex conditions, and, as a result, short planning horizons.
One of the main obstacles to the innovative transformation of the industry, which is highlighted by many experts, is the imperfect legal framework, changing but insufficiently developed legislation; backlog of strategic decision-making.
Ключевые слова: регион, инновации, инвестиции, законодательство, технологический уклад, цифровая трансформация, агропромышленный комплекс.
Keywords: region, innovations, investments, legislation, technological structure, digital transformation, agro-industrial complex.
Вектор развития агропромышленного комплекса в ближайшее десятилетие будут определять следующие тренды:
- переход на новый технологический уклад, сочетающий новейшие достижения в области био-, нано- технологий, что должно привести к кардинальным сдвигам в выборе приоритетных факторов производства и обеспечения конкурентоспособность, продуктивность и безопасность сельхозпроизводства, устраняя его зависимость от естественных биологических и агроклиматических факторов;
- смещение производства от традиционных продуктов к продуктам, соответствующим запросам и потребностям новых поколений, предпочитающих готовую к употреблению пищу, обращающих внимание на «фуд-дизайн», происхождение, технологию и этичность производства, а не только на пользу и безопасность. Пищевые предпочтения становятся значимой частью образа жизни;
- изменения в цепочках создания стоимости: устранение посредников, обеспечение тесного взаимодействия между потребителем и производителем, концентрация добавленной стоимости в наукоемких секторах (IT-сектор, генетика и селекция, промышленный дизайн и инжиниринг);
- цифровая трансформации и роботизация АПК, что изменит структуру рынка труда: снизится зависимость от низкоквалифицированной рабочей силы, отдельные профессии потеряют свою актуальность, возрастут требования к ключевым компетенциям, что
приведет к необходимости создания новой образовательной модели адаптированной к новым условиям.
Окна возможностей, которые создают принципиально новые перспективы для роста конкурентоспособности, открываются в основном в период технологических изменений. Это ключевой период для дальнейшего экономического роста. За последние годы Россия добилась результатов в укреплении национальной продовольственной безопасности и присоединилась к ряду крупных аграрных держав.
На региональном уровне сельское хозяйство также сталкивается с глобальными вызовами и должно перейти на новый технологический уровень, чтобы сохранить и укрепить свою роль на внутреннем и внешнем рынках.
Агропромышленный сектор Кабардино-Балкарской республики, несмотря на ограниченность сельхозугодий имеет значительный потенциал.
Посевная площадь основных сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств Кабардино-Балкарии, составляет порядка 281,5 тыс. га. (таблица 1).[5]
Таблица 1 - Посевные площади основных сельскохозяйственных
культур во всех категориях хозяйств под урожай 2019 г
2019 год
тыс. га в %к 2018г. в%коЕсей посевной площади
Вся посевная площадь 281.5 99.4 100.0
в том числе:
зерновые н зернобобовые культуры 203.1 99.2. 74,3
из них:
пшеница - всаго 40.0 112.0 14,2
кукуруза на зерно 141,8 92,7 50.4
Технические культуры 30,8 109,7 11=0
из них:
подсолнечник 17,4 91,4 6,2
Картофель и овощебзхчевые культуры 24.6 86.4 8,7
из них:
картофель 8,4 93.1 3=0
овощи 15,8 83,4 5,6
Кормовые культуры 17,0 106.7 6,0
В хозяйствах всех категорий поголовье скота насчитывает 270 тыс. голов (таблица 2).
Таблица 2 - Численность основных ендов скота и птицы
2019 г. Справочно: на 01.07.2018 в У« к 01.072017г.
тыс.голов в %к 01.07.2018г.
Крупный рогатый скот 269,9 992 101.7
е том числе коровы 131,9 99,4 102,4
Сеиньи з=о 108.3 6,6
Овцы и козы 385,3 33,0 102,5
Птица 3647,0 33,6 102,3
В Кабардино-балкарской республике производство сельскохозяйственной продукции с 2000 года достаточно стабильно, показатели производства ежегодно показывают прирост (таблица 3) [5].
Во многом это связано с внедрением в республике технологий интенсивного садоводства и животноводства, основанных на новых для страны и республики технологиях.
Таблица 3 - Производство сельскохозяйственной продукции КБР (в хозяйствах всех категорий; в фактически действовавших ценах, млн рублей)
2000 2005 2010 2016 2017 2018 2019
Продукция с ельског о хо зяй сгв а 7749,6 13581,1 24136,0 37856,6 42347,7 45570,2 46890,5
- всего
в процентах к предыдущем}7 108,4 92,7 110,0 104,3 104,9 104,7 101,8
году (в сопоставимых ценах)
в том числе:
р астени ев одств а 4210.3 7459,5 13628,2 13476.0 22914.0 24745,7 2 5 342,>6
в процентах к предыдущему 103,7 90,8 112,7 105,1 108,6 107,9 102,5
году
животноводства 3538.7 6121,6 Ю507.8 18380.6 19433,7 20824.6 21547.9
в процентах к предыдущему 106,8 95,4 106,9 103,3 101,0 101,0 101,1
году
По итогам 2019 года объем сельхозпродукции всех сельхозпроизводителей в КБР составил 54,1 млрд рублей, зафиксирован рост на 5% по сравнению с 2018 годом. Производство в растениеводстве выросло на 5,8%, животноводство — на 4%.
В АПК республики действует более 50 крупных предприятий, в целом в структуре фермерских хозяйств значительного преобладания какой-либо формы нет: сельскохозяйственные организации составляют 32,2%, домохозяйства населения — 36,3%, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели — 31,5%.
Консервная промышленность представлена 31 предприятием, в том числе малыми. За последние годы производство консервов в республике составило до 15% от общего объема плодоовощной продукции, произведенной в России.
Республика в последние годы самообеспечивает себя продукцией садоводства, овощеводства, производства кукурузы и ее семенами, мясом, в том числе мясом птицы. Данные направления стали приоритетными. Закладывается большое количество саженцев по системе интенсивного садоводства, для которого сформирована своя база, это и питомники, и бетонные колонны опор, и пластиковая тара евростандарта для хранения продукции, и склады, оборудованные техникой для длительного хранения.
Зернопроизводители республики пользуются достижениями научно обоснованными инновационными методами, которые разрабатываются, в том числе, в ФГБНУ КБНИИШ, которое осуществляет селекционную работу в сфере выращивания семян сельскохозяйственных культур. К достижениям учреждения относится более 30 сортов и гибридов, из которых 20 относятся к пшенице и кукурузе, некоторые из них обладают урожайностью в среднем 50-55 ц/га озимой пшеницы, 100-110 ц/га кукурузы. Семена поставляются в субъекты Южного, Центрального и Приволжского федеральных округов Российской Федерации, в Азербайджан.
Сорта озимой пшеницы «Южанка» и «Чегет» обладают хорошими хлебопекарными качествами [7].
Крайне перспективной является биотехнологическая лаборатория в горных условиях на высоте 1200 метров над уровнем моря, которая позволяет внедрять системы безвирусного семеноводства картофеля.
Коневодство является для Кабардино-Балкарии традиционным видом животноводства, именно в данной области проводится эффективная научно-исследовательская работа. Численность племенного поголовья кабардинской породы лошадей в настоящее время является наибольшей среди конезаводов Российской Федерации.
В рамках Инвестиционной стратегии Кабардино-Балкарской Республики до 2040 года, утвержденной постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 24.08.2018 № 500-рп, планируется реализация ряда инвестиционных проектов в АПК Республики (таблица 4) [2].
В 2020 году республике предоставлено в виде субсидий из федерального бюджета на развитие АПК и обеспечение комплексного развития сельских территорий республики более 2,18 млрд рублей.
Между тем на рост инвестиций в инновации в АПК влияет ряд особенностей, определяющих инновационную активность бизнеса в сельскохозяйственном производстве, как в республике, так и в России в целом.
Таблица 4 - Инвестиционные проекты, планируемые в рамках
инвестиционной стратегии до 2040 года в агропромышленном комплексе КБР
№ п п Наименование проекта Стоим., млн. руб.
1 Строительство роботизированной животноводческой фермы молочного направления на 1000 голов 800
2 Строительство консервного завода по производству томатной пасты мощностью 33,5 тыс. тонн в год 2000
3 Строительство селекционно-семеноводческого центра по производству семян кукурузы, озимой пшеницы, озимого рапса, гороха и подсолнечника мощностью 10 тыс. т. и элеватора на 14 тыс. т. в год 669,9
4 Строительство первой очереди тепличного комплекса на площади Юга 1595
5 Строительство производственного комплекса в составе комбикормового завода мощностью 120000 тонн в год и элеватора на 60 ООО тонн хранения 1573
6 Строительство современного фруктохранилищамощностью 5 тыс. тонн 270
7 Строительство современного фруктохранилища мощностью 5 тыс. тонн 300
8 Строительство современного модернизированного фруктохранилища с встроенным холодильным оборудованием мощностью 9 тыс. тонн 300
9 Модернизация производственных мощностей по переработке молочной сыворотки и производства творога 1250
10 Закладка суперинтенсивного сада на площади 50 га и строительство плодохранилища на 8,5 тыс. тонн 400
11 3 акл вдка ин тш сивногосаданаплощади02гаистроитепьство плодохранилища на 5 тыс. тонн 300
12 Строительство плодохранилища 5,1 тыс. тонн 132
13 Строительство плодохранилища 2,56 тыс. тонн закладка интенсивного сада площади 30,5 га 199,-1
В феврале и марте 2020 года Институт сельскохозяйственных исследований провел экспертное обследование по изучению различных аспектов инновационной деятельности в АПК. Результаты экспертного опроса показали большой интерес бизнеса к новым направлениям и высокий уровень осведомленности об основных глобальных технологических тенденциях и тенденциях. Основной упор делается на решение уже широко апробированных в мировой практике готовых коммерческих технологий, что связано с достаточно коротким горизонтом стратегического планирования — подавляющее большинство участников оценивают его в срок не более 3 -5 лет. В более дальних горизонтах работают только компании, аффилированные с иностранными игроками, а также представители молочного скотоводства (рисунок 1) [4].
Информационные технологии
[в т.ч. компонентная база) ,
гэ
Новые технологии продуктов питания
Новые системы земледелия
Роботы и новая техника
Агробиотехнологии
45
] 55
] 64
64
%
О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100
■ Горизонт 3-5 лет □ Горизонт свыше 5 лет
Рисунок 1 - Рейтинг влияния ключевых технологий и трендов
Мотивами инновационного развития для аграриев являются при этом:
- стремление к сокращению издержек и минимизации рисков — наиболее популярная мотивация внедрения инноваций (91%);
- создание новой или уникальной для рынка продукции (9%).
- Выделенные мотивации полностью определяют структуру распределения приоритетных направлений для инвестиций в инновации:
- внедрение новых производственных технологий и моделей, нацеленных на сокращение издержек, рост продуктивности и увеличение рентабельности производства - 82% опрошенных;
- новые информационные технологии управления процессами - 73%;
- создание технологий производства новых продуктов и обеспечения улучшенных свойств - 36%;
- инвестиции в развитие новых маркетинговых технологий относят к приоритетам 27% опрошенных экспертов;
- инвестиции в развитие совместных обучающих программ, подготовку молодых специалистов - 18%.
Инвестиции в НИР/НИОКР для российских компаний АПК не превышают 5% в структуре расходов. Сложившаяся система организации НИР/НИОКР в отрасли является вынужденной мерой, при этом аграрии не могут покупать отечественные технологии по причине отсутствия приемлемых предложений от российских научных организаций (низкий уровень компетенций при высокой стоимости услуг).
Административный барьер в настоящее время рассматривается экспертами как ключевой и связан главным образом с регулирующими факторами. Последние сформулированы в виде набора различного рода задач:
- несовершенное законодательство: во многом устаревшее и противоречивое, хоть и быстро меняющееся, но недостаточно развитое;
- отсутствие нормативной базы для развития некоторых новых направлений.
Ожидания фермеров в преодолении барьеров на пути роста инвестиций в инновации в сельском хозяйстве связаны в основном с институциональным характером барьеров на пути роста инноваций, что в полной мере определяет соответствующие ожидания бизнеса: 91% экспертных ответов посвящены мерам по оптимизации нормативно-правовой среды, в частности гармонизации российских нормативных документов с существующими международными стандартами, системами контроля, методами испытаний и регистрации, а также с изменением критериев государственной поддержки: приведение сроков, требований и условий его предоставления в соответствие с реальной практикой реализации инновационных проектов в конкретной отрасли, а также с созданием новых стимулов для развития инноваций в агропромышленном комплексе.
Ключевые барьеры на пути инновационной трансформации аграрного сектора соотносятся с системной проблемой неэффективности системы связи между ключевыми субъектами — бизнесом, наукой и органами власти, в частности, с несовершенством нормативной базы с упором на бюрократический характер проблем (в значительной степени устаревшее и противоречивое, в то же время быстро меняющееся, но недостаточно развитое законодательство; бездействие, нежелание заниматься новыми вопросами, отставание в принятии решений). Сказывается и отсутствие нормативной базы для поддержки передачи технологий, разработанных в научных и образовательных учреждениях.
Кабардино-Балкария характеризуется значительным научным потенциалом: 12 научных учреждений, 9 вузов и филиалов вузов, 3 ГУВПО, 2 филиала государственных вузов, 12 колледжей, количество научных работников в которых составляет 2500 человек, а также 1 академик, 2 члена-корреспондента РАН и РАО, 350 докторов наук, более 1000 кандидатов наук, 4400 человек профессорско-преподавательского состава. Надо отметить, что при этом использование научного потенциала и осуществление научной инновационной деятельности происходит в недостаточной степени эффективно.
Инновационная инфраструктура представлена также бизнес-инкубатором, центром трансфера технологий, центром коллективного использования технологического оборудования [6].
Следует выделять пять основных проблем инновационной среды, которые мешают развитию и использованию инновационного потенциала (рисунок 2).
В республике существует множество факторов, препятствующих негосударственным инвестиционным вливаниям в инновационное развитие аграрного сектора. Основным фактором является нехватка квалифицированных кадров, недостаточный уровень подготовки с учетом последних мировых достижений в области инноваций в АПК, отсутствие научных исследований, связанных с созданием перспективных технологий и низкий уровень реализации собственных разработок.
Проблемы инновационной среды
неадекватная нормативно-правовая база для всех этапов инновационной деятельности, регулирующая условия создания предприятий и нормы взаимоотношений между субъектами инновационной инфраструктуры
отсутствие эффективных механизмов реализации установленных государством приоритетов в области развития науки и техники
слабые кооперационные связи между научными организациями, учебными заведениями и производственными предприятиями
низкая инновационная активность агропромышленных предприятий республики
низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, отсутствие информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта, а также информации для частных инвесторов и кредитных организаций о капитальных втожениях с потенциально высокой доходностью
Рисунок 2 - Проблемы инновационной среды
Серьезным препятствием для инноваций, технологической трансформации отраслей АПК республики является тот факт, что значительная часть молодежи, свободно владеющей новыми технологиями, выезжает за пределы республики в поисках достойной работы. Сохраняется возрастное население, которое в силу своей консервативности в недостаточной степени использует новые технологии.
Между тем для внедрения новых технологий в эту отрасль необходимо творчество молодежи, которое должно встраиваться в эту цепочку, изучая лучшие зарубежные практики, разрабатывать и внедрять собственные инновационные технологии.
Стимулирование инновационной деятельности в агропромышленном секторе должно подпитываться инвестициями, причем не только государственными, но и крупными
агрохолдингами, что позволяет финансировать научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую деятельность (рисунок 3).
Сферы осуществления НИОКР
повышение уровня «человеческого капитала» в управлении агропромышленной интеграцией, что является одним из основных конкурентных преимуществ
сохранение (развитие) окружающей среды, обеспечивающей расширенное воспроизводство фундаментальных знаний о крупных системах интеграционных формирований в системе АПК Российской Федерации
создание инновационных методов управления и инфраструктуры в агропромышленных интеграция^ для реализации национальных приоритетов технологического развития и управления, что обеспечивает превращение знаний е рыночный продукт
Рисунок 3 - Сферы осуществления НПОКР
Тем не менее, агропромышленный комплекс республики обладает значительным потенциалом инновационного роста, он достаточно привлекателен для инвесторов, готовых вкладываться в новые технологические разработки.
Но при этом необходимы соответствующие изменения не только в институциональном и инфраструктурном аспектах, но и в нормативно-правовой сфере.
Резюмируя, можно сказать, что основными проблемами повышения инвестиционной привлекательности инноваций в сельском хозяйстве в республике являются:
- принудительное использование зарубежных (в то же время дорогостоящих) технологий, обусловленное отсутствием или слабым развитием отечественных, научно обоснованных системных решений, базовых платформ, учитывающих региональные особенности;
- разделение научных учреждений, учебных заведений, проектных организаций, специализирующихся на развитии цифровых технологий, между собой и с сельхозпроизводителями;
- отсутствие адекватной кадровой поддержки для внедрения новых технологий в агропромышленном комплексе региона;
- неадекватные методики и учебные планы, направленные на аграрный сектор экономики, а также слабое развитие специализированных республиканских образовательных центров.
В настоящее время развитие сельскохозяйственной отрасли и стабилизация агропромышленного производства достигается только через воспроизводство новых знаний и их тиражирование, внедрение новых достижений сельскохозяйственной науки, участие научного сообщества в процессе выработки нормативно-правовых документов.
Существует потребность в нормативном регулировании формирования и функционирования систем, включающих образовательные, научно-производственные организации и предприятия, технические, биологические и инновационные структуры формирования научных образовательных и производственных центров, а также холдингов и технопарков. Именно от этого зависит более эффективное использование интеллектуального потенциала науки и высшего образования, материально-технических и финансовых ресурсов.
Сегодня цели всех заинтересованных субъектов инновационной деятельности необходимо учитывать при осуществлении законотворчества, именно от этого зависит эффективность нормативно-правового регулирования инновационной деятельности. Это свидетельствует о необходимости учета ключевых особенностей при разработке консолидирующей нормативной базы для инновационной деятельности. Автор предлагает разработать правовые нормы в области инноваций на основе подхода, основанного на целях заинтересованных сторон (стейкхолдеров).
Важным направлением нормативного регулирования в инновационной сфере является региональное законодательство.
Реализация регионального инновационного законодательства в практике органов власти субъектов страны сопровождается следующими проблемными вопросами:
- непоследовательность и несогласованность федеральных и региональных законов, регулирующих инновации;
- ограниченность региональных бюджетных ресурсов в финансировании инноваций, ограниченность региональных налоговых льгот в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации;
- наличие барьеров в виде обязательных условий при обращении за грантами и кредитами на реализацию НИОКТР в региональном законодательстве и др.
В республике действует Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика», одной из задач которой является совершенствование законодательного, организационного, инфраструктурного и информационного обеспечения инвестиционной деятельности [1].
Однако реализация регионального инновационного нормативно-правового обеспечения в практике органов власти республики сопровождается следующими проблемными вопросами:
- несоответствия и отсутствие согласованности между федеральными и региональными нормативными актами, регулирующими инновации;
- ограниченность региональных бюджетных ресурсов в финансировании инноваций, ограниченность региональных налоговых льгот в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации;
- наличие барьеров в виде обязательных условий при обращении за грантами и кредитами на реализацию НИОКТР в региональном законодательстве и др.
На основе нормативного анализа можно определить следующие необходимые нормативные инициативы:
- оптимизация механизмов и регламентов финансирования республиканских целевых программ и проектов в области инноваций;
- разработка норм права, направленных на повышение эффективности деятельности предприятия, научные, научно-технические фонды, получающие поддержку из областного бюджета;
- совершенствование методов региональной поддержки малого и среднего предпринимательства в агропромышленном секторе республики, определенных региональными нормативно-правовыми актами.
Не менее важным вопросом является разработка локальных актов в сфере инноваций на уровне научно-промышленных предприятий, конструкторских бюро и других участников инновационного процесса. Для решения возникающих проблем и задач определены пути совершенствования нормативно-правовой базы инновационной деятельности в Российской Федерации:
1. Принятие базового закона об инновациях, регламентирующего цели и задачи государства в сфере инноваций, дающего основные понятия и определения, закрепляющего полномочия органов государственной власти на различных уровнях, определяющего механизм взаимодействия органов государственной власти с субъектами инновационного процесса и т. д.
2. Гармонизация ключевых нормативно-правовых актов, регулирующих инновационную сферу.
3. Налоговые льготы для развития инноваций на основе законодательного введения «налоговых зонтов» для субъектов различных форм собственности, участвующих в
разработке и реализации принципиально новых продуктов (товаров, работ, услуг) по налогу на прибыль, добавленную стоимость, а также на имущество юридических лиц.
4. Совершенствование договорных форм инноваций в рамках гражданского права с акцентом на необходимость разграничения прав на интеллектуальную собственность и особенностей коммерциализации.
5. Развитие нормативно-правового обеспечения в области технических регламентов, сертификации, стандартизации, оценки соответствия в области инноваций.
Стоит отметить, что основная цель совершенствования законодательства в сфере инноваций не только ориентирована на принятие специального нормативного акта, а также о внесении изменений в отраслевые законы, что обусловлено сложным характером самих нововведений, которые обусловливают совокупность правоотношений, в которых участвуют различные субъекты инновационного процесса.
Таким образом, модернизация российской экономики в современных условиях будет тем эффективнее и результативнее. Чем более совершенным будет нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности при учете российской и региональной специфики.
Четкое регулирование нормативно-правовой базы в сфере инноваций в АПК позволит:
- улучшить инновационный климат развития агропромышленного комплекса республики за счет роста объемов инноваций во всех отраслях науки и промышленности;
- разработать эффективные методы оценки и отбора инновационных проектов, закрепив их в нормативно-правовых документах;
- предотвратить коллизию субъектов в разработке инновационных продуктов;
- обеспечить внешнюю конкурентоспособность республики;
- поощрять инновационную деятельность на региональном и местном уровнях;
- обеспечить соответствие и гармонизацию нормативно-правовых актов в области инноваций международно-правовым стандартам;
- увеличить инновационную активность в сфере агропромышленного производства;
- осуществить нормативно-правовое обеспечение методов анализа оценки и отбора инновационных проектов;
- исключить конфликт интересов участников разработки инновационных продуктов;
- повысить конкурентные преимущества АПК республики на внешних рынках;
- повысить мотивацию субъектов и возможности стимулирования инновационной деятельности на региональном и местном уровне;
- гармонизировать нормативно-правовое обеспечение инновационной деятельности на региональном, федеральном и международном уровнях.
Список литературы
1. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17.01.2012 г. «Об утверждении Государственной программы Кабардино-Балкарской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014 — 2020 годы». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW304&n=23016 &dst=100009#026237578631905034 (дата обращения: 17.12.20)
2. Распоряжение Правительства КБР от 24.08.2018 №500-рп «Об утверждении Инвестиционной стратегии Кабардино-Балкарской Республики до 2034 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/550166087 (дата обращения: 17.12.20)
3. Далёкин П.И. Совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=36355845 (дата обращения: 17.12.20)
4. Инновационное развитие агропромышленного комплекса в России. Agriculture 4.0 [Текст] : докл. к XXI Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2020 г. / Н. В. Орлова, Е. В. Серова, Д. В. Николаев и др. ; под ред. Н. В. Орловой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М. : Изд. Дом Высшей школы экономики, 2020. — 128 с.
5. Кабардино-Балкарская Республика в цифрах, 2019: Краткий статистический сборник/ ОП Cеверо-Кавказстата по КБР-Н.,2020 г. — 175 с.
6. Модебадзе Н. П., Уянаев Б. Б., Асланова Ф. А. Состояние и перспективы инновационного развития АПК Кабардино-Балкарии // УЭкС. 2011. №36. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/sostoyanie-i-perspektivy-innovatsionnogo-razvitiya-apk-kabardino-balkarii (дата обращения: 03.12.2021).
7. Шидова Л.Х. Перспективы инновационного развития АПК Кабардино-Балкарской республики // Никоновские чтения. 2016. №21. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-innovatsionnogo-razvitiya-apk-kabardino-balkarskoy-respubliki (дата обращения: 02.11.2020).