Научная статья на тему 'Совершенствование невербальных средств общения дошкольников с нарушением зрения в условиях творческой игровой деятельности'

Совершенствование невербальных средств общения дошкольников с нарушением зрения в условиях творческой игровой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
782
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование невербальных средств общения дошкольников с нарушением зрения в условиях творческой игровой деятельности»

ступит рождественский сочельник, мы обязательно пойдем колядовать!»

Таким образом, как видно из результатов проведенного исследования, учащиеся массовой школы имеют достаточно обширные и глубокие знания о проведении традиционных русских праздников, тогда как учащиеся речевой школы либо не имеют представления о культуре России, о праздновании древних славянских и христианских праздников, либо с трудом запоминают рассказы о них.

Полученные нами данные позволяют предположить, что для расширения знаний о культуре и традициях России у учащихся речевой школы, необходимо подбирать большее количество художественных текстов, в которых дается подробное описание русских традиций, чаще проводить тематические уроки литературы о русской культуре. С помощью художественных текстов о русских традициях школьники смогут не только расширить свой кругозор, но получить обобщенный жизненный опыт, максимально позволяющий адаптироваться в окружающей среде (Воюшина М.П. Формирование культурного поля школьника в урочной и внеурочной образовательной деятельности // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения: сб. науч. ст. СПб.: Северная звезда, 2010. С. 24-29). Кроме того, художественная литература через типизированные, яркие, доступные для детского понимания образы позволяет передать все богатство и разнообразие русских культурных традиций, через наглядность способствует усвоению культуры общения, культуры общепринятого поведения.

А. В. Никитина

Совершенствование невербальных средств общения дошкольников с нарушением зрения в условиях творческой игровой деятельности

Одним из важнейших сензитивных периодов развития сложных коммуникативных связей детей является этап дошкольного детства. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей. Неоценимую помощь в этом оказывает включение детей в специально организованную игровую деятельность, разнообразие и полифункциональность которой обогащают процесс воспитания и обучения дошкольников, что не является исключением и выступает особенно важным моментом относительно детей с нарушением зрения.

325

Проблемой изучения особенностей коммуникативной деятельности дошкольников со зрительной патологией занимался ряд исследователей: Г.В. Григорьева, М. Заорска, А.Г. Литвак,

Г.В. Никулина, И.Г. Корнилова, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.А. Феоктистова и др. Они подчёркивали, что для ребёнка с нарушением зрения общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта. Одной из специфических закономерностей аномального развития является дефицит информации об окружающем мире, который проявляется у данной категории детей в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обусловливает нечёткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира. Это негативно влияет на развитие всех составляющих коммуникативной деятельности, в частности, средств невербальной выразительности. Так, трудности дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводят к неадекватному восприятию реальных характеристик и состояний субъекта, и как следствие, к несформированности коммуникативных действий в целом.

Учитывая значимость этой проблемы, вопрос изучения невербальных средств общения дошкольников с нарушением зрения особенно важен в условиях игровой деятельности, которая изначально выступает одним из источников преодоления трудностей общения детей со зрительной патологией. Творческая игра позволяет широко использовать реальный опыт взаимодействия дошкольников с нарушениями зрения для создания игровых ситуаций, адекватных их возможностям и соответствующих коррекционным целям. Данный вид игры многогранен, он предоставляет взрослому возможность определять трудности, возникающие у детей в коммуникативной деятельности как в целом, так и в частности, и выбирать пути решения этих проблем. Поэтому важно изначально знакомить ребенка в процессе игры со средствами общения, учить его правильно передавать эмоции не только с помощью слов, но и с помощью языка мимики, жестов и поз. Кроме того, необходимо не только учить понимать свои внутренние эмоции и правильно их выражать внешне, но и понимать эмоции собеседника, его эмоциональное состояние.

Невербальное общение включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова; оно не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения, но чтение и понимание невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного взаимодействия между людьми. Так, если мимика представляет собой комплекс координированных движений мышц лица человека, отражающих его

326

внутреннее состояние, чувства и эмоции, то пантомимика является один из видов выразительных движений человека, охватывающих те изменения в походке, осанке, жестах, позе, которые также передают его психическое состояние, переживание, отношение к тем или иным явлениям. При этом важным компонентом пантомимики является жест - выразительное движение рук, служащее одним из средств уточнения речевой коммуникации. Поэтому важно специально знакомить ребенка с нарушением зрения с данными средствами общения, развивать умения передавать чувства другим, сделать их понятными не только с помощью слов, но и особого языка эмоций, постоянно участвующего в процессе взаимодействия. Выразительными действиями не только определяется, но и формируется указанная сфера. Подтверждением служат слова С. Л. Рубинштейна: «Выразительное движение или действие не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его».

Нарушение зрения провоцирует неадекватное развитие неречевых средств общения, воздействуя на объем и качество взаимодействия, а также затрудняет ребенку вхождение в социальную среду, в которой он живет и формируется как личность. Дошкольник с нарушением зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками в меньшей степени владеет невербальными средствами общения. Дети практически не используют в полном объеме при общении со взрослым и сверстником выразительные движения, жесты, мимику, редко улавливают изменение настроения партнера. Сомнения в правильности принятого решения, как правило, разрешаются с помощью речевых форм - вопросов, утверждений, уточнений.

При этом существуют трудности опознавания сходных по качеству и интенсивности эмоций. Это осложняет процесс восприятия и опознавания эмоционального состояния партнера по общению ребенком с нарушением зрения. Зрительный дефект затрудняет дистантное восприятие, а небольшой опыт общения не позволяет адекватно интерпретировать имеющиеся данные.

Ребенок с нарушениями зрения слабо знаком с собственными выразительными возможностями и механизмом деятельности анализаторных систем, а потому не владеет мимикой, практически не использует в общении выразительные движения. Для того чтобы привлечь к себе внимание партнера, ребенок вынужден приближаться к партнеру, обращаться к нему с речевыми высказываниями. Стадия проявления встречной заинтересованности предполагает использование шаблонов поведения и опирается на интуицию. Но для того чтобы овладеть этими навыками, ребенок должен иметь

327

опыт подобных отношений и систему сформированных стереотипов поведения. А это означает, что у ребенка с нарушениями зрения эта схема нуждается в дополнительном обучающем этапе, поскольку нельзя рассчитывать на то, что он сможет сам адекватно усвоить стереотипы, шаблоны поведения в самостоятельной деятельности. Одним из решений данной проблемы является включение дошкольников с нарушением зрения в специально созданную игровую деятельность, которая имеет поэтапную структуру:

• Этюды, где происходит более подробное ознакомление с основными эмоциональными состояниями и мимическими способами их выражения. Для этого сначала детям предлагаются для изучения карточки - пиктограммы, что сопровождается обязательным рассказом педагога о характерных особенностях выражения лица человека, находящегося в том или ином эмоциональном состоянии.

Затем используется приём изображения эмоции ребёнком перед зеркалом, с целью развития мимических мышц лица, и закрепление этих характерных мимических особенностей. Всё это предполагает зрительный самоконтроль за правильностью изображённого состояния. Также активно используется рассматривание и обсуждение детских фотографий, изображающих различные эмоциональные проявления детей в реальной жизненной обстановке.

После применяется рассматривание картинок с изображённой на них определённой ситуацией, и последующее соотнесение с карточкой - пиктограммой.

Таким образом, ребёнок постепенно подводится к тому, что эмоциональное состояние человека узнаётся не только по выражению лица, но и по его движениям, жестам, позе.

Необходимо отметить, что при ознакомлении детей с жестами и позами используется приём сопряжённых действий, который помогает принять ребёнку необходимую заданную позу. Без должного закрепления полученные навыки быстро утрачиваются. Кроме того, активно используется метод «принятия роли», что составляет основу этюдов - упражнений. Ребёнок берёт на себя роль какого-либо персонажа и демонстрирует соответствующее эмоциональное состояние, включая позу, жесты, мимику.

• Короткие пробные игры, представляющие собой также этюды - упражнения, но более широкого плана, в которых могут использоваться разнообразные игровые атрибуты, позволяющие ребенку наиболее точно передать игровой образ в разыгрываемой ситуации. Такие игры будут направлены на «оживление», «очеловечивание» различных ситуаций, не требуют много времени (5-10 мин), как правило, проводятся в парах. Они позволяют моделировать различные выражения лица, воспроизводить соответствующие жесты, экспе-

328

риментировать с голосом, учат адекватно воспринимать чувства партнёров и выражать собственное отношение к происходящему, в рамках игрового взаимодействия.

• Игра - драматизация с сюжетным дополнением, которая в отличие от других игр требует от ребёнка лучшего знания игрового материала, более свободного владения игровыми навыками, умения осмысливать и трансформировать во внутреннем плане события сюжета, практического взаимодействия с партнёром. Работа осуществляется в подгруппах, и игровое занятие имеет определённую структуру (введение в игровую обстановку, знакомство с игровой историей и её героями, моделирование дальнейшего развития игровой ситуации, проигрывание игровой истории с придуманным продолжением).

Таким образом, включение дошкольников с нарушением зрения творческую игровую деятельность будет способствовать совершенствованию навыков невербального общения и положительно влиять на их гармоничное личностное развитие в целом.

А. В. Потемкина

Проблемы восприятия архитектурных форм при глубоких нарушениях зрения

В последнее время многие культурно-исторические музеи обращают свое внимание на людей с ограниченными возможностями здоровья и, в частности, на людей с нарушениями зрения. Широко известен проект Эрмитажа «Прошлое на кончиках пальцев», выставка «Руками трогать обязательно!» в Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина, проект «Мир прикосновений» в Липецке на базе областного краеведческого музея и ряд других. Главная задача подобных проектов - дать прикоснуться - и в прямом, и в переносном смысле - человеку с нарушенным зрением к наследию, красоте, истории. Произведения скульптуры, мелкая пластика, предметы быта - наиболее актуальная часть художественных коллекций для людей со зрительной депривацией. И хотя экспонаты уже можно взять в руки, но все же проблем остается достаточно, и они возрастают многократно, когда речь заходит о восприятии архитектуры незрячими. Музейный комплекс «Исаакиевский собор» (в состав музея-памятника входят Исаакиевский собор, Храм Воскресения Христова «Спас на Крови», Воскресенский Смольный собор и Сампсониевский собор) взял на себя актуальную, но крайне сложную задачу - повысить возможности восприятия крупных архитектурных форм людьми со зрительной депривацией. Проект «Увидеть храм руками» ставит задачу разра-

329

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.