Научная статья на тему 'Совершенствование налогового законодательства в современных условиях, пути стимулирования использования земель'

Совершенствование налогового законодательства в современных условиях, пути стимулирования использования земель Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ЗЕМЛЯ / ОБЪЕКТЫ НЕЗАВЕРШЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА / ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ / TAX / TAXATION / LAND / CONSTRUCTION IN PROGRESS / AGRICULTURAL LAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Наталья Юрьевна

Статья посвящена рассмотрению предложенных Министерством экономического развития Российской Федерации изменений в статьи 394 и 396 Налогового кодекса РФ, направленные на стимулирование государственной регистрации прав физических лиц на объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, ускорение процесса строительства, а также на использование сельскохозяйственных земель по их назначению. В статье поднимается проблема влияния налогообложения на эффективное землепользование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Орлова Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE TAX LAW IN MODERN CONDITIONS, WAYS OF ENCOURAGING THE USE OF LAND

The article is dedicated to the contemplation of the modifications to articles 394 and 396 of the Tax Code of the Russian Federation proposed by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and aimed at the stimulation of state registration of title of natural persons to real estate objects located on land plots, acceleration of construction process, as well as usage of agricultural lands for the purpose intended. The article raises the issue of impact of taxation on efficient land use.

Текст научной работы на тему «Совершенствование налогового законодательства в современных условиях, пути стимулирования использования земель»

в

ШШШ/Ж Орлова Н. Ю. УНИВЕРСИТЕТА Совершенств

имениО.Е.Кутафина(МПОА) УСЛОВИЯХ, ПуТИ СТИМуЛИрОВЭНИЯ ИСПОЛЬЗОВЭНИЯ ЗеМБЛЬ

УНИВЕРСИТЕТА СовершенствованИе налогового законодательства в современных

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ, ПУТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ

Статья посвящена рассмотрению предложенных Министерством экономического развития Российской Федерации изменений в статьи 394 и 396 Налогового кодекса РФ, направленные на стимулирование государственной регистрации прав физических лиц на объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, ускорение процесса строительства, а также на использование сельскохозяйственных земель по их назначению. В статье поднимается проблема влияния налогообложения на эффективное землепользование.

Ключевые слова: налог, налогообложение, земля, объекты незавершенного строительства, земли сельскохозяйственного назначения.

ORLOVА N. Yu,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Financial Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

E-mail: orlovany_diplom@mail.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9

IMPROVEMENT OF THE TAX LAW IN MODERN CONDITIONS, WAYS OF ENCOURAGING THE USE OF LAND

The article is dedicated to the contemplation of the modifications to articles 394 and 396 of the Tax Code of the Russian Federation proposed by the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and aimed at the stimulation of state registration of title of natural persons to real estate objects located on land plots, acceleration of construction process, as well as usage of agricultural lands for the purpose intended. The article raises the issue of impact of taxation on efficient land use. Keywords: tax, taxation, land, construction in progress, agricultural land.

Изменения, которые происходят в нашей стране в последнее время вследствие новых экономических и политических условий, безусловно, вызывают реформирование государственной налоговой политики. Причем реформирование направлено не на увеличение ставок налогов, а на эффективное использование тех ресурсов, которые есть у организаций и физических лиц, с одной стороны, вынуждая налогоплательщиков рационально использовать имеющиеся у них средства, а с другой стороны, увеличивать собираемость налогов для формирования бюджета.

Наталья Юрьевна ОРЛОВА,

кандидат

экономических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: orlovany_diplom@ mail.ru

125993, Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

Ш m

А

Ч □

б "О

X m п

* к

§ к

НАУКИ Ъ

© Н. Ю. Орлова, 2016

124 ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОМ НАУКИ

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

В связи с этим Министерство экономического развития России разработало изменения в статьи 394 и 396 Налогового кодекса РФ1. Один законопроект призван стимулировать граждан оформлять их дома на земельных участках и достраивать их быстрее, другой — использовать сельскохозяйственные земли по назначению. В противном случае налоговая ставка должна возрасти.

Рассмотрение данных поправок обсуждалось в Общественной палате Российской Федерации и вызвало разногласия среди собравшихся представителей государственной власти, общественных деятелей и предпринимателей. Так, по мнению Председателем Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидией Ми-хеевой, которая считает, что в первую очередь важно понять сам принцип формирования налогового режима. При ужесточении режима как повод используется нецелевое использование земельного участка, предназначенного для сельского хозяйства либо для жилищного строительства. В обоих случаях законодателю предлагается фактически увеличить налоговое бремя2.

Изменения, которые предлагается внести, могут больно ударить по малообеспеченным слоям населения, ввиду сложной экономической ситуации в стране. Особенно это затрагивает индивидуальное строительство, которое больше всего подвержено изменениям, в сторону увеличения на стоимость строительных услуг и строительных материалов. Гражданам, начавшим строительство, будет сложно его закончить в кризис, а также продать, поскольку стоимость земли падает. В связи с этим возникает вопрос, что заставляет Министерство финансов прибегать к такой непопулярной мере. В прежнем варианте закона предлагалось построить любое строение и зарегистрировать права на объект, например объект незавершенного строительства. В новой редакции человеку придется построить жилой дом, зарегистрировать его и только после этого налоговые санкции распространяться на него не будут.

При этом не стоит забывать, что налоговая ставка для участков под жилищное строительство в пять раз меньше, чем для прочих земельных участков, и составляет не 1,5%, а всего-навсего 0,3%. «Правительство Российской Федерации понимает, что это социальная сфера, и эти земельные участки должны включаться в экономический оборот прежде всего для выполнения социальной задачи — жилья для граждан. Однако очень многие земельные участки не используются. Их собственников необходимо стимулировать к тому, чтобы они их использовали, застраивали либо продавали», — отметил заместитель директора Департамента недвижимости Министерства экономического развития России Вячеслав Пиренков3.

Такое же мнение высказал и Геннадий Александрович Горбунов, член Совета Федерации, который отметил, что в действующем законодательстве уже заложен механизм изъятия неиспользуемых земель, но эти нормы реализуются неэффективно. Рассматриваемый законопроект направлен на вовлечение в обо-

1 Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая и вторая. М. : Проспект, КноРус. 2014.

2 Комиссия по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий — URL: www.oprf.ru

3 Там же.

в

ииивсвлитстд Совершенствование налогового законодательства в современных

именио.Е.кутафина(мпоА) условиях, пути стимулирования использования земель

рот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, что особенно актуально в современных условиях. Провозглашая новую процедуру, изъятие земель не следует рассматривать как умаление права собственности, такое изъятие — санкция за виновное поведение; конечно же, в рамках Конституции.

Законопроектом предусматривается сокращение с пяти до двух лет срока, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника в случае его неиспользования для сельскохозяйственного производства. Срок сокращается за счёт включения срока, необходимого на освоение земельного участка, в общий срок неиспользования участка.

Новеллой законопроекта является прежде всего то, что орган исполнительной власти субъекта в течение месяца после проведения контрольно-надзорных мероприятий, выявивших факты неиспользования земель, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов. Публичные торги по продаже изъятого земельного участка проводятся в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда о его изъятии. Начальной ценой земельного участка на торгах выступает его кадастровая стоимость, по решению органа исполнительной власти субъекта может применяться и рыночная стоимость. Юридические лица, учредителями которых является собственник земельного участка, не могут участвовать в торгах.

Важным является и положение о том, что собственник земельного участка, по которому в Едином государственном реестре недвижимости содержатся данные о его ненадлежащем использовании, обязан начать его использование в течение года с момента возникновения права собственности на такой участок. Эта обязанность сопровождается требованием о проведении контрольно-надзорных мероприятий4.

Без всяких сомнений, использование земель в Российской Федерации должно быть эффективным. Ни в коем случаи земля не должна быть активом, в покупку которой вкладываются деньги, чтобы сохранить деньги. Мы должны думать о том, чтобы сохранить землю. Особенно это касается земель сельскохозяйственного назначения, поскольку без должной обработки земли зарастают и становятся не пригодны к их дальнейшему использованию. Но ужесточение налоговой политики необходимо проводить щадящим образом, чтобы не отпугнуть граждан заниматься сельским хозяйством. Подводя итог вышеизложенному, хотелось, чтобы при внесении изменений в статьи Налогового кодекса Российской Федерации был построен взвешенный механизм стимулирования граждан, который бы объективно оценивал использование земель по назначению, поскольку мы понимаем, что нужно заботиться о нашем общем достоянии — землях — и предусмотреть механизмы недопущения их изъятия.

О проекте федерального закона № 1007443-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и иные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их ненадлежащем использовании)» // URL: http://api.duma.gov.ru

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.