УДК 336.025
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ КАК МЕТОД ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
У.Г. Гусейнова, С.М. Муртазалиева
Аннотация. В статье рассматривается проблема повышения эффективности государственного контроля за счет совершенствования налогового администрирования. Кроме того, предложены наиболее эффективные способы совершенствования налогового контроля, создающие благоприятные условия для функционирования бюджетной системы РФ. Вопрос повышения эффективности налогового администрирования по праву получил статус одного из приоритетных направлений в реализации налоговой политики в среднесрочной перспективе, поскольку государство без соответствующей финансовой базы не может в полной мере выполнять возложенные на него функции. В процессе исследования использованы методы логического и статистического анализа. Учтено функционирование системы государственного налогового администрирования как метода государственного контроля. В результате исследования, принимая во внимание всю актуальность и универсальность проблем налогового администрирования, автором предложены меры по улучшению ситуации в этой области, которые носят комплексный характер и включают рекомендации по нескольким направлениям: устранение проблем налогового администрирования; модернизация организационной составляющей налоговых органов; совершенствование налогового контроля; повышение доверия между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Ключевые слова: налоговое администрирование, налог, задолженность, автоматизация, камеральный налог, налоговые поступления, государственный контроль.
IMPROVING TAX ADMINISTRATION AS A METHOD OF STATE CONTROL
U.G. Guseynova, S.M. Murtazaliyeva
Abstract. The article addresses the problem of increasing the effectiveness of state control by improving tax administration. In addition, the most effective ways to improve tax control have been proposed, creating favorable conditions for the functioning of the Russian Federation's budgetary system. The question of increasing the efficiency of the tax administration has rightly gained the status of one of the priority directions in the implementation of tax policy in the medium term, since the state without the appropriate financial base can't fully fulfill its assigned functions. The research process used methods of logical and statistical analysis. The functioning of the state tax administration system as a method of state control is taken into account. As a result of the study, taking into account all
cjb
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
the urgency and versatility of tax administration issues, the draftsman proposed measures to improve the situation in this area, which are comprehensive and include recommendations in several areas: elimination of tax administration issues; Modernization of the organizational component of the tax authorities; Improvement of tax control; increased trust between tax authorities and taxpayers.
Key words: tax administration, control, debt, automation, cameral control, tax revenues, state control.
Налоговая система всегда должна быть эффективной и способной выявлять полноту источников налогооблагаемого дохода и снижать затраты. Поэтому нам нужна налоговая администрация, чтобы получать налоги, бюджеты на любую сумму, используемую для выполнения обязательств по расходам, устанавливать резервы, принимать меры контроля и расширять взаимодействие с налогоплательщиками.
Налоговое администрирование является важной областью, которая сильно влияет на экономику страны. Если это неэффективно, экономическое развитие страны замедляется, и налоговая администрация может стать тяжелым бременем для налогоплательщика.
Налоговое администрирование следует понимать как систематическую деятельность органов государственной власти, направленную на обеспечение поступления налоговых платежей домашним хозяйствам и внебюджетным фондам, укрепление налоговой дисциплины и развитие налоговых отношений посредством планирования, организации, мониторинга и реализации мер ответственности на основе совершенной системы, упорядочить правовые нормы [1, с. 94-95].
Согласно традиционной интерпретации разделения властей, следует отметить, что контрольные мероприятия осуществляются в трех областях: исполнительная, законодательная, судебная практика. Кроме того, регионы контролируют друг друга. Из всех государственных органов, осуществляющих некоторую контрольную деятельность, только два не полностью определены в своем статусе - те, чьи контрольные функции наиболее выражены.
Полномочия судебной власти осуществлять судебный контроль над исполнительной властью являются универсальными, хотя они реализуются разными судами в отношении разных исполнительных органов. Важно подчеркнуть, что, несмотря на исключительную
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
важность включения правовых актов Президента РФ в область судебного контроля, центральную роль в таких правовых отношениях по-прежнему занимают отношения, возникающие в результате обжалования действий и действий других лиц. Эта тенденция уже проявлялась ранее и была достаточно подробно описана в юридической литературе.
Сегодня понятие «налоговое администрирование» по-разному трактуется учеными и практиками.
Самой главной и основной целью администрации является увеличение налоговых поступлений домохозяйств на всех уровнях. Повышение эффективности администрации во многом зависит от трансформации чувства общественного правосудия в отношении обязательства по уплате «установленных законом налогов и сборов» [4]. Производительность возможна только при честной налоговой политике. Следует отметить, что административная администрация связана с налоговыми органами, но в основном с властями.
Основная функция администрации есть преобладающий центр для осуществления контроля. В странах с высокой фискальной культурой налогоплательщиков деятельность по разъяснению и распространению информации является основой административной работы налоговых органов по созданию более благоприятных условий для добровольного исполнения налоговых обязательств налогоплательщиков.
Налоговая администрация всегда назначается одному человеку, одному человеку. Впервые за долгое время в России «акцент сделан на необходимость учета чисто человеческого фактора при решении проблем налогообложения», а также влияния «на формирование налоговой базы» в работах авторов, исследовавших проблемы налогообложения. Анализируя мотивационные меры налогового поведения, можно использовать те меры, которые лучше всего подходят для максимизации налоговых поступлений в бюджет. Соответственно, необходимо выделить стимулирующую функцию в работе налоговых органов, а также административно-мотивирующую функцию, которая обеспечивает полезность и важность налогового контроля. По нашему мнению, это проявляется в причинах, которые налоговые чиновники призывают повысить производительность и профессионализм, а плательщики платят добровольно и вовремя.
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Важнейшим критерием эффективного и действенного механизма налогового администрирования, отражающего его содержание, является налоговый контроль.
Мониторинг налогового соответствия с налогоплательщиками является центральным для налогового администрирования. Это, прежде всего, цель налоговых органов, и подобный вывод вытекает из экономической природы налогов и их внутренних противоречий. Обязательство по уплате налогов объективно определяет неизбежность наказания за налоговые нарушения и вряд ли может быть выполнено без надлежащего контроля.
Осознание важности налогового контроля было выражено как в законодательном определении налогового контроля, так и в разработке многих процедурных аспектов его осуществления. Основными формами проверки правильности расчета и своевременной уплаты налогов и сборов являются выездные и выездные налоговые проверки.
С введением налогового контроля государство может учитывать и отслеживать своевременность и полноту налоговых платежей в бюджет, сравнивать их сумму с потребностью в финансировании и определять необходимость реформирования налоговой системы. Налоговый контроль, являясь неотъемлемой частью системы налогового администрирования, дает определение направлений совершенствования и пути реализации правового механизма наиболее эффективного формирования, распределения и использования государственных финансов, обеспечивающего решение задач государства во всех сферах общественной жизни; Реализация государственной налогово-бюджетной политики.
Финансовый кризис в РФ обострил ряд проблем, в том числе дефицит федерального бюджета. Экономисты предлагают различные решения, но правительство еще не решило эту проблему. На развитие системы домохозяйств существенное влияние оказывает механизм контроля, который недостаточно учитывается [3, с. 15-32].
Механизм контроля играет решающую роль, поскольку он является не только инструментом регулирования доходов бюджета, но и одним из основных элементов влияния государства на процессы и доли общественного воспроизводства. Одна из главных причин дефицита федерального бюджета заключается в несовершенстве налогового администрирования в результате неэффективного государственного контроля.
<jb
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Этот аргумент подтверждает официальную статистику налоговой задолженности. Несмотря на то, что этот показатель оставался стабильным с 2017 г. по 2018 г., в 2018 г. произошел резкий рост. В результате задолженность по налогам на 01.08.2018 г. составила 776,9 млрд руб., большая часть которых была связана с НДС и акцизами. Конечно, текущее налоговое обязательство не учитывает баланс в экономике [7, с. 105-118].
Исходя из этого, мы можем сделать вывод, что вместо увеличения налогового бремени для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в целях увеличения налоговых поступлений домохозяйств необходимо улучшить налоговое администрирование. Рассмотрим наиболее оптимальные и эффективные способы совершенствования налогового администрирования.
Во-первых, необходимо ускорить внедрение автоматизированной информационной системы AIS-Tax 3, которая значительно улучшит деятельность налоговых органов, в частности, в проведении и проведении проверок, и повысит вероятность выявления нарушений налогового законодательства и сборов. Создав новую автоматизированную информационную систему (AIS «Налог-3»), налоговые органы имеют ряд вариантов, и вы, как правило, можете достичь более высокого уровня налогового администрирования.
Одним из основных принципов этой системы является использование единой базы данных по всей России - Федерального хранилища данных, которое, с одной стороны, исключает обмен значительными объемами информации на местном, региональном и государственном уровне, с другой - единую точку контакта для получения информации из внешних источников. Источники [3, с. 14-15].
Эти особенности системы вместе образуют основу для создания соответствующей целостной информации, используемой в деятельности налоговых органов. Для обеспечения хранения и обработки информации со всей страны была создана система федеральных центров обработки данных (ЦОД).
Система центров обработки данных позволит создать географически распределенном, стабильную информационную и коммуникационную систему для поддержки деятельности Министерства финансов РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Государственное казначейство [8, с. 46-58].
<4Ь
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
Эта система в настоящее время используется в межрегиональном надзорном органе Федерального налогового управления по контролю камер видеонаблюдения. Межрегиональная инспекция является органом Федеральной налоговой службы, которая берет на себя функции надзора и контроля за соблюдением налогового законодательства на основе автоматизированной обработки информации о том, что включено в налоговых декларациях операции НДС [9, с. 112-113].
Налоговый механизм играет важную роль в решении проблемы дефицита федерального бюджета, что обосновывает необходимость совершенствования налогового администрирования в контексте государственного контроля в условиях финансового кризиса.
Самыми и наиболее эффективными способами совершенствования налогового администрирования являются повсеместное внедрение автоматизированной информационной системы «А^-Налог 3» и государственное регулирование параметров налоговой модели. Применение этих методов позволит повысить эффективность государственного контроля, что, в свою очередь, создаст условия для преодоления последствий финансового кризиса.
Таким образом, современная система налогового администрирования связана с разработкой налоговой политики и ее эффективной реализацией. На сегодняшний день у налоговых органов есть четкий курс на повышение эффективности налогового контроля. Важную роль играют оценка рисков и интеграция информации, а также взаимодействие с другими агентствами. Сокращение количества проверок на месте расширит возможности для проведения проверок на месте (в частности, введение НДС, онлайн-кассовые аппараты, EGAIS и другие инструменты) и обмена работой и информацией с физическими и юридическими лицами автоматизирован. Все это повышает эффективность налогового администрирования (повышает собираемость налогов, повышает эффективность контроля, обеспечивает интеграцию в законную экономическую среду теневого и «серого» сектора).
Налоговая администрация является самым важным и основным элементом, характеризующим высокую эффективность налоговой системы РФ в целом. Уровень и качество налогового администрирования оказывают огромное и существенное влияние
<4Ь
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
на исполнение бюджета и, следовательно, на социально-экономическое развитие общества.
Приведенный выше анализ теоретического аспекта и характера налогового администрирования позволяет выделить три основных элемента, которые являются частью налогового администрирования:
- налоговое планирование;
- налоговый потенциал;
- налоговая политика.
Налоговое планирование есть неотъемлемая часть налогового процесса и, по определению, представляет деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, а также налогоплательщиков за определенный промежуток либо определенный период времени с коммерчески разумной суммой налоговых поступлений до соответствующего уровня бюджетной системы и налогов, подлежащих уплате конкретной компанией. Налоговое планирование в общем виде представляет собой нелегкий и многофакторный процесс определения вероятностной суммы и сложной структуры налоговых поступлений в бюджет на будущий период.
Стремительное повышение эффективности налогового планирования в настоящее время является одним из важнейших направлений налоговой политики. В то же время разработка новых подходов для количественной и качественной оценки системы налогового планирования на основе реальной налоговой базы и налогового потенциала административных единиц (местных, региональных и федеральных) является существенной.
Налоговый потенциал - это вероятная сумма налоговых поступлений за определенный период для бюджета субъекта РФ с учетом социально-экономического развития региона. Существует два аспекта потенциального налогового потенциала: во-первых, конкретная ресурсная база подлежит налогообложению и, во-вторых, потенциальный доход, который эта база приносит в процессе сбора налогов.
Налоговый потенциал позволяет не только определить объем налоговых поступлений в регионе, но и учесть его потенциальный рост с учетом валового регионального продукта, количества компаний и организаций в регионе, объема инвестиций в региональную экономику и т.д. Налогообложение и налоговое администрирование неразрывно связаны. С качеством налогового администрирования
cjb
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
высока вероятность реализации налогового потенциала конкретной области, что также положительно влияет на объем доходов регионального бюджета.
Следующим элементом, влияющим на эффективность налогового администрирования, является текущая налоговая политика. Налоговая политика должна основываться на компромиссе между интересами государства и налогоплательщиков. Задачами фискальной политики являются: совершенствование налогового законодательства, оптимизация налоговых льгот, рационализация и повышение качества налогового администрирования. Наличие в основных направлениях налоговой политики такой задачи, совершенствование налогового администрирования как в целом по стране, так и на уровне субъектов РФ, определит вектор развития соответствующей категории.
Учитывая характер налогового администрирования, удалось определить его значительную роль в мобилизации налоговых поступлений в бюджеты государств-участников РФ и реализации налогового потенциала. Следует отметить, что сегодня серьезной проблемой является то, что в Налоговом кодексе РФ отсутствует концепция налогового администрирования, что затрудняет его реализацию. Нет четко определенных и юридически определенных механизмов реализации. Решение этих проблем поможет выйти на качественно новый уровень администрирования и мобилизовать налоговые поступления в бюджетную систему РФ.
Библиографический список
1. Басова Н.В., Татаренко А.М. Взаимосвязь налоговых и неналоговых поступлений в Российской Федерации в условиях дефицита федерального бюджета // Молодой ученый. 2016. № 27 (131).
2. Данелян Т.Я. Концептуальная модель налоговой системы и налоговая информационная система // Экономика. 2016. № 135.
3. Евстафьева А.Х. Соотношение налоговых определений: налоговая система, налоговая система, налоговое администрирование // Вопросы региональной экономики. 2016. Т. 26. № 1.
4. Килясханов И.Ш., Бочаров С.Н. Закон о налоговой. 2-е издание: учебное пособие. М., 2013.
5. МалкинаМ.Ю., Балакин Р.Р. Оценка риска и эффективности налоговых систем российских регионов на разных уровнях бюджетной системы.
<j!b
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
// финансы и кредит. 2016. № 36 (708).
6. Мелкова И.И., Юсупова В.А., Малахова А.А. Юридический капитал. Динамика и весы, методы борьбы // Научный молодежный форум: социально-экономические науки. 2016. № 11 (40).
7. Путренкова Т.А., Романова И.Б. Налоговая система как составная часть государственного устройства // Молодые ученые: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам XIII международной научно-практической конференции. М., 2016.
8. Татаренко А.М., Басова Н.В. Совершенствование налогового администрирования как метод государственного контроля // Молодой ученый. 2017. № 7.
9. Толкачева О.П. Рациональное управление налоговой системой - залог экономической безопасности страны // Экономическая безопасность личности, общества, государства: проблемы и пути обеспечения: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции: в 2 т. СПб.,. 2016.
10. Эриашвили Н.Д., Староверова О.В., ОсокинаИ.В., КосовМ.Е. Процесс управления. М., 2013.
У.М. Гусейнова
старший преподаватель
Дагестанский государственный технический университет,
г. Махачкала
E-mail: [email protected]
С.М. Муртазалиева
старший преподаватель
Дагестанский государственный технический университет,
г. Махачкала
E-mail: [email protected]