УДК 336.225.621
совершенствование налогообложения прибыли организаций с учетом рентабельности активов
в статье анализируются возможные подходы к применению налоговых стимулов в виде дифференциации ставок по налогу на прибыль организаций для активизации инвестирования в технологическую модернизацию экономики России. Предлагается методика формирования ставок налога на прибыль организаций в зависимости от сложившейся рентабельности по видам экономической деятельности в структуре экономики России.
Ключевые слова: налоговое стимулирование; инвестиции; мультипликатор; технологическая модернизация; инвестиционная активность; дифференциация ставок; рентабельность активов.
The paper analyzes various approaches to using tax incentives by way of differentiation of corporate profit tax rates to boost investment in the technological modernization of the Russian economy. A methodology of corporate profit tax rate formation is proposed based on the existing profitability of businesses in the economic structure of Russia.
Keywords: tax incentives; investment; multiplier; technological modernization; investment activity; rate differentiation; fixed asset profitability.
Журавлева Татьяна Александровна
д-р экон. наук, профессор кафедры «Налоговое консультирование» Финансового университета E-mail: [email protected]
Применение сложной мультипликации на производственную сферу и инвестиции
Ни у кого не вызывает сомнения, что российская экономика нуждается в инвестициях. Согласно уточненным данным Минэкономразвития России прогноз по экономическому росту ВВП в России на 2013 г. уменьшен с 2,4 до 1,8%, рост промышленного производства — с 2,0 до 0,7%. Существенно понижен прогноз по росту инвестиций в основной капитал — с 4,6 до 2,5%.
До настоящего времени применялись различные способы для активизации инвестиций, но достичь желаемого результата так и не удалось. По мнению автора данной статьи, в качестве системного инструмента, способного оказывать одновременно воздействие на состояние производственной сферы и увеличение объема инвестиций в экономику страны, могут выступать налоговые регуляторы [1]. Согласно Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. запланировано налоговое стимулирование инвестиций посредством применения амортизационной премии [2, п. 1.1.2]. Однако, по нашему мнению, этой меры недостаточно для оживления инвестиционного активности ввиду того, что она не учитывает отраслевую специализацию субъектов хозяйствования.
Инвестиции — это особая форма вложения ресурсов в производственную сферу, в том числе на технологическую модернизацию. Предложение инвестиций увеличивается с ростом доходов благодаря следующей закономерности: доля дохода, направляемая на потребление, уменьшается, так как потенциально возможное потребление индивидуума ограничивается его физическими возможностями.
ТА.Журавлева Совершенствование налогообложения прибыли организаций..
59
Следовательно, при сокращении доли потребления в возрастающем доходе растет доля сбережения, которую можно приравнять к инвестициям.
Изменение объема инвестиций ведет к изменению объемов производства через мультипликационный эффект. Мультипликатор инвестиций — это соотношение изменений в чистом национальном продукте к изменениям в сумме инвестиций. Следует отметить, что эффект мультипликации может проявляться в двух направлениях и не быть равнозначным: незначительное увеличение инвестиций дает существенный прирост чистого национального продукта1, и, наоборот, небольшое снижение инвестиций может привести к значительному сокращению произведенного продукта.
Эффект сложной многоступенчатой мультипликации представлен на рисунке, показывающий, что между такими факторами, как инвестиции и ВНП (ВРП), проявляется эффект мультипликации: снижение инвестиций — снижение ВНП (ВРП); рост инвестиций — увеличение объемов ВНП (ВРП).
Эффект мультипликации также характерен и для таких факторов, как налоги и ВНП (или ВРП — на уровне субъектов Российской Федерации): рост налогов — снижение ВНП (ВРП); снижение налогов — увеличение объемов ВНП (ВРП).
Таким образом, на объем ВНП (ВРП) за счет инвестиций и налогов оказывает влияние сложный мультипликатор, в котором проявляется влияние нескольких факторов.
Кроме того, следует обратить внимание на тот факт, что снижение налогов позволяет высвободить дополнительные средства у субъектов экономики, это формирует стимулы у хозяйствующих субъектов и становится, в свою очередь, причиной увеличивающегося объема инвестиций и возрастания инвестиционной активности в экономике [4, с. 99].
Увеличение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов
Инвестиционная активность — это степень участия организаций в осуществлении инвестиционной деятельности по видам экономической деятельности, объектам вложений, источникам инвестирования и т.д. в течение определенного периода времени. Для инициирования инвестиционной активности в России и ее регионах нужны согласованные меры по обеспечению благоприятных макроэкономиче-
1 Чистый национальный продукт - это ВНП за вычетом амортизационных отчислений.
Воздействие налогов на инвестиции и ВНП (ВРП) в национальной (региональной) экономике
[3, с. 151]
ских условий, созданию каналов денежного предложения для инвестиций в производство, отладке механизмов трансформации сбережений в инвестиции, пресечению всех форм вывоза капитала.
Инвестиционная активность - это степень участия организаций в осуществлении инвестиционной деятельности по видам экономической деятельности, объектам вложений, источникам инвестирования и т.д. в течение определенного периода времени
Низкая инвестиционная активность хозяйствующих субъектов, осуществляемая за счет собственных средств, во многом обусловлена ограниченными возможностями внутренних накоплений (особенно частных инвесторов), а также обесцениванием основного капитала. Норма валового накопления основного капитала в России находится в диапазоне 17,9% (2002 г.) до 21,6% (2009 г.) с прослеживающимся положительным трендом [5, с. 320]. В то же время опыт экономически развитых стран показывает, что низкие масштабы накоплений не способны обеспечить приемлемую динамику экономического развития. В развитых странах во времена оживления и подъема экономики норма валового накопления
№ 3/2014
Таблица 1
Рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в Российской _Федерации в 2009-2011 гг. (%) [6, 7]_
Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. Среднеарифметическое значение
1 2 3 4 5
Всего
В том числе по видам экономической деятельности: 5,5 6,7 6,5 6,233
а) сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 2,9 2,9 3,9 3,233
б) добыча полезных ископаемых в том числе: 8,8 11,6 14,2 11,533
- добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 9,1 10,9 13,2 11,067
- добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических 6,9 16,1 20,2 14,4
в) обрабатывающие производства, из них: 6,1 8,2 8,4 7,567
• производство пищевых продуктов 7,5 7,2 4,4 6,367
• текстильное и швейное производство -0,4 1,0 4,2 1,6
• обработка древесины и производство изделий из дерева -5,4 0,8 -2,1 - 2,233
• целлюлозно-бумажная и полиграфическая деятельность 4,6 8,0 7,2 6,6
• производство кокса и нефтепродуктов 15,7 15,9 16,7 16,1
• химическое производство 4,5 12,2 16,0 10,9
• производство резиновых и пластмассовых изделий 2,1 5,5 6,3 4,633
• металлургическое производство 5,3 8,4 6,2 6,633
• производство машин и оборудования 3,0 3,7 2,8 3,167
г) производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,2 4,6 1,1 2,633
д)строительство 2,6 2,0 2,1 2,233
е) оптовая, розничная торговля 7,8 7,1 9,8 8,233
ж) гостиницы и рестораны 3,4 4,0 3,4 3,6
з)транспорт и связь 4,4 5,3 4,9 4,867
и) финансовая деятельность 0,7 9,4 1,9 4,000
к) операции с недвижимым имуществом 4,1 3,7 0,5 2,767
л) государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование 4,3 1,4 1,8 2,5
м)образование 6,3 2,3 3,2 3,933
н) здравоохранение и предоставление социальных услуг 5,3 2,1 1,7 3,033
о) предоставление прочих услуг 2,8 5,0 4,1 3,967
Таблица 2
Алгоритм определения рекомендуемых ставок налога на прибыль организаций (на основании среднеарифметических
данных по экономике России за 2009-2011 гг.) [3, с. 158]
10
LN
Ч
NJ
О
Показатели Всего В том числе: добыча топ. -энергет. полезных ископаемых Обрабатывающие производства В том числе: металлургическое производство Производство машин Производство и распределение электроэнергии Строительство Оптовая и розничная торговля Транспорт и связь Финансовая деятельность Операции с недвижимым имуществом Образование Здравоохранение и предоставление социальных услуг Сельское хозяйство
1. Рентабельность активов, % 6,233 11,067 7,567 6,633 3,167 2,633 2,233 8,233 4,867 4,000 2,767 3,933 3,033 3,233
2. Отклонение показателя «Рентабельность активов, %» от средней величины по экономике - +4,834 +1,334 +0,4 -3,066 -3,6 -4,0 +2,0 -1,366 -2,233 -3,466 -2,3 -3,2 -3,0
З.Темп роста показателя рентабельности к среднему значению по экономике, % - 177,6 121,4 106,4 51,0 42,0 36,0 132,1 78,0 64,0 44,0 63,0 49,0 51,9
4. Сальдированный финансовый результат, млн руб. 5 967244 1 110931 1 598 820 282 453 31 571 190 917 195 218 1498 605 632590 177721 291 231 2621 24206 70 711
5. Ставка налога на прибыль организаций в соответствии с НК РФ, % 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20 20
6. Сумма налога на прибыль от действующей ставки налога на прибыль, млн руб. 1193 449 222 186 319 764 56491 6314 38 183 39 044 299 721 126518 35 544 58 246 524 4041 14142
7. Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, млн руб. 4773 795 888 745 1279 056 225 962 25 257 152 734 156174 1 198 884 506 072 142177 232 985 2097 20165 56 569
8. Расчетная ставка налога на прибыль с учетом рентабельности активов (п. 5 х п. 3/100), % 20 35,5 24 21 10 8,5 8,5 26 16 13 8,9 12,6 9,7 10,4
9.Рекомендуемые ставки налога на прибыль организаций 20 35 20 20 10 10 10 25 20 20 20 10 10 10
10. Сумма налога на прибыль организаций с учетом рекомендуемой ставки налога на прибыль (п. 4 х п. 8/100), млн руб. 1193 449 388 826 319 764 56491 3157 19 092 19 522 374651 126 518 177721 291 231 262 2421 7071
И. Сумма прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия при применении расчетной ставки, (п. 4 - п. 10), млн руб. 4773 795 722 105 1 279 056 225 962 28 414 171825 175 696 1 123 954 506 072 142 177 232 985 2359 21785 63 640
12.Экономия средств, (+, -) (п. 7 - п. 11), млн руб. 0 -166 640 0 0 +3157 +19 091 +19 522 -74930 0 0 0 +262 +2420 +7071
I
а
8 n о со
fD
■о E
fD
00 о 00 ш
Ш
ь о
п
о о о\ ь о
П «
Cl о-S s о ■о
W
ш
J=
ON
составляла не менее 15% ВВП. В Японии этот показатель превышал 30% ВВП [5, с. 320].
В немалой степени низкая инвестиционная активность связана с тем, что в системе рыночных отношений доход (прибыль) является основным стимулом предпринимательской и инвестиционной деятельности. Категория «прибыль» играет важную роль как для субъектов хозяйствования [с позиций наличия собственных финансовых ресурсов, а значит, развертывания (или сокращения) собственного бизнеса], так и в качестве источника социально-экономической динамики государства.
Рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности
Экономические интересы хозяйствующих субъектов должны обеспечиваться соответствующей системой налогообложения, построеной с учетом рентабельности осуществляемой организациями деятельности и себестоимости производимых товаров, работ, услуг.
Рассмотрим рентабельность активов организаций по видам экономической деятельности в общероссийском масштабе в 2009-2011 гг. (табл. 1).
Анализ табл. 1 свидетельствует о том, что средняя рентабельность активов организаций в экономике России в 2009-2011 гг. составила 6,233%. Следует заметить, что на значение данного показателя отрицательное влияние оказала низкая рентабельность активов организаций, зафиксированная в 2009 г. (5,5%), что вызвано негативным влиянием мирового финансового кризиса на российскую экономику.
По мнению автора, на значение такого показателя, как рентабельность активов, могут оказывать положительное влияние снижение налогообложения прибыли организации, рост суммы прибыли в распоряжении предприятий, применение ускоренной амортизации и другие меры, что позволяет получить собственные средства субъектам хозяйствования с целью приобретения и замены изношенной техники и оборудования, автоматизации или механизации производственного процесса, внедрения новых производственных технологий.
По данным Росстата, основным источником финансирования технологической модернизации для большинства организаций являются именно собственные средства [6]. Так, в 2012 г. собственные средства использовали около 85% респондентов, поэтому снижение налогообложения прибыли
и высвобождение чистой прибыли для структурообразующих видов экономической деятельности в экономике России имеет огромное значение для реализации курса на модернизацию экономики.
Алгоритм определения ставок налога на прибыль организаций
Приведем возможный алгоритм определения ставок налога на прибыль организаций с учетом отраслевой специфики их деятельности (табл. 2).
В табл. 2 определяется расчетная ставка налога на прибыль организаций, которая учитывает отношение среднего значения показателя рентабельности активов по видам экономической деятельности к среднему значению по экономике России.
Затем приводятся рекомендуемые ставки налога на прибыль организаций, ориентированные на расчетную ставку с целью дифференциации ставок налога (табл. 3).
Далее производятся расчеты налога на прибыль организаций по рекомендуемым ставкам налога по видам экономической деятельности, а также сумм прибыли предприятий, остающихся в их распоряжении после уплаты данного налога. Для подтверждения полученного результата в табл. 2 приведена строка 12, где отражен экономический эффект от рекомендуемой дифференциации налога на прибыль организаций.
Подводя итог произведенным расчетам, следует отметить, что снижение ставки в два раза (до 10%) рекомендуется для таких сфер, как производство машин, производство и распределение электроэнергии, строительство, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство, что позволит обеспечить для этих видов деятельности приток дополнительного объема чистой прибыли организаций.
Оставить ставку на уровне 20% рекомендуется для таких видов деятельности, как обрабатывающие производства (в том числе металлургическое производство), транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом.
Повышение ставки до 25% рекомендуется для такого вида деятельности, как оптовая и розничная торговля. Рентабельность активов для сферы обращения равна 8,233%, что всего на 2,0% выше общероссийского показателя по экономике в целом. Повышение суммы налога на прибыль организаций, рассчитываемой в соответствии с рекомендуемой ставкой налога, ведет к снижению прибыли в распоряжении хозяйствующих
ТА.Журавлева Совершенствование налогообложения прибыли организаций..
63
Таблица 3
Рекомендуемые дифференцированные ставки налога на прибыль организаций в зависимости от рентабельности активов по видам экономической деятельности
Рекомендуемые ставки налога на прибыль организаций,% Отличие показателя рентабельности активов от среднего значения данного показателя по экономике Виды экономической деятельности
10 Меньше в 2 раза - Производство машин; - производство и распределение электроэнергии; - строительство; - образование; - здравоохранение и предоставление социальных услуг; - сельское хозяйство
20 Равен среднему значению в экономике - Обрабатывающие производства (в том числе металлургическое производство); - транспорт и связь; - финансовая деятельность; - операции с недвижимым имуществом
25 Больше в 1,2-1,3 раза - Оптовая и розничная торговля
35 Больше в 1,8-2,0 раза - Добыча топливно-энергетических ресурсов
субъектов в сфере торговли и общественного питания на 74 930 млн руб.
Более высокая ставка (35%) может быть установлена в сфере добычи топливно-энергетических ресурсов, что ведет к сокращению прибыли в распоряжении соответствующих организаций соответственно на 166 640 млн рублей.
Выводы
Результатом применения предлагаемой нами методики по дифференциации ставок налога на прибыль организаций станет получение дополнительной суммы чистой прибыли в распоряжении предприятий для таких видов деятельности, как производство машин, производство и распределение электроэнергии, строительство, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство, что будет способствовать росту инвестиционных вложений по данным видам экономической деятельности в структуре экономики России. А для экспортоориентированных отраслей (добыча топливно-энергетических ресурсов) и сферы обращения (розничной торговли и общественного питания) чистая прибыль хозяйствующих субъектов в их распоряжении согласно официальным данным должна сократиться.
Придание необходимого импульса российской экономике невозможно без серьезной трансформации структурообразующих элементов экономической системы, включая создание регулирующего механизма налогообложения прибыли, поэтому
данные меры экономической политики должны рассматриваться в единстве с изменениями в структуре и характере других институтов регулирования экономики.
Литература
1. Налоговая реформа. Теория и практика / Майбуров И. А., Иванов Ю. Б., Гончаренко Л. И. и др.: монография / под ред. Майбурова И. А. М.: Юнити, 2010.
2. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. URL: http://www. minfin.ru.
3. Журавлева Т.А. Перспективы налогового стимулирования инвестиций с учетом совершенствования подходов в налогообложении прибыли организаций // Бизнес в законе. 2013. № 4. С.151-160.
4. Смирнов В.М. Проблема стимулов в современной экономической науке // Экономика. Налоги. Право. 2011. № 4. С. 98-101.
5. Журавлева Т.А. Методология функционирования механизма налогового регулирования на федеральном и региональном уровнях: дис. ...д-ра экон. наук. М., 2008.
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http:// www.gks.ru.
7. Российский статистический ежегодник. 2011. URL: http://www.gks.ru/
№ 3/2014