Научная статья на тему 'Совершенствование миграционного законодательства как важнейший фактор развития Российской правовой системы'

Совершенствование миграционного законодательства как важнейший фактор развития Российской правовой системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН / A CITIZEN OF ANOTHER COUNTRY / МИГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / MIGRATION PROCESS / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / МИГРАЦИЯ / IMMIGRATION / ГРАЖДАНСТВО / CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савченко Марина Станиславовна, Дарда Алексей Владимирович

В статье проводится анализ изменений миграционного законодательства с точки зрения обеспечения стратегических задач государства в сфере миграционной политики. Авторами обосновывается целесообразность принятых государственных мер, направленных на повышение эффективности правового регулирования получения российского гражданства, и предлагается ряд мер по его совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF MIGRATION LEGISLATION AS AN IMPORTANT FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN LEGAL SYSTEM

The article analyzes the changes in migration legislation in terms of strategic objectives States in the field of migration policy. The author substantiates the appropriateness of government measures aimed at improving the effectiveness of legal regulation of obtaining Russian Citizenship and proposes a number of measures to improve it.

Текст научной работы на тему «Совершенствование миграционного законодательства как важнейший фактор развития Российской правовой системы»

ко не сокращается, но постоянно возрастает, что также является одним из факторов распространения экстремизма.

Отсюда следует сделать вывод о том, что замедлить или даже повернуть вспять миграционные потоки можно не посредством развертывания Западом очередных цветных революций на мусульманском Востоке в духе пресловутой «арабской весны», а путем предоставления реальной помощи в экономическом развитии мусульманским странам. Как представляется, эти процессы весьма поучительны и для России: лучше учиться на чужих ошибках, чем на собственных.

Литература

1. Дрожжин С. Исламизм в Германии // Аналитические записки. 2004. № 1.

2. Savage T. M. Europe and Islam: Crescent Wax-

ing. Cultures Clashing // The Washington Guarter-ly. 2004. Vol. 27. № 3.

3. House J. Muslim Communities in France, in Muslim Communities in the New Europe / eds. G. Nonneman, T. Niblock and B. Scajkowski. UK, 1996.

4. The Radicalisation of Muslim youth in Europe: The reality and the threat // Testimony of Claude Mo-niquet, Director General European Strategic Intelligence and Security Center. 2005. April 27.

5. Roy O. Globalised Islam: The Search for a New Ummah. L., 2004.

6. Winnet R. and Leffard D. Leaked № 10 dossier reveals Al-Qaeda's British recruits // The Sunday Times. 2005. July 10.

7. Caldwell Ch. The Cresent and the Tricolor // Atlantic Monthly. 2000. November.

8. Islamization of Europe Far Advanced, Battle Cry. L., 2005.

М. С. Савченко, А. В. Дарда

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МИГРАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

В статье проводится анализ изменений миграционного законодательства с точки зрения обеспечения стратегических задач государства в сфере миграционной политики. Авторами обосновывается целесообразность принятых государственных мер, направленных на повышение эффективности правового регулирования получения российского гражданства, и предлагается ряд мер по его совершенствованию.

Ключевые слова: иностранный гражданин, миграционный процесс, правовое регулирование, миграция, гражданство.

Во втором десятилетии XXI века внешняя миграция в России приобретает новые черты, переставая быть исключительно экономической. Необходимо констатировать изменение экономических и социальных параметров миграции, требующее новых методов правового регулирования. В связи с этим актуально совершенствование национального миграционного законодательства, направленное на адаптацию миграционных потоков к стратегическим интересам государства.

Предопределенность внешних миграционных потоков экономическими причинами доминировала в начале XXI века. Это было связано с относительно стабильной социально-политической ситуацией на территории России, в то время как вооруженные конфликты, произошедшие в неко-

торых бывших республиках СССР в 90-е годы XX века, стали причиной массовых переселении. Однако, например, непродолжительный период военных действий в Южной Осетии в 2008 году не привел к сколько-нибудь значительной миграции населения в силу ограниченности территории данного конфликта.

В начале XXI века в целом стабильная миграционная ситуация не требовала полного контроля со стороны государства за миграционными процессами. Предпринятые меры по совершенствованию миграционного законодательства, несомненно, дали положительные результаты, повысив регулируемость внешней миграции. Приоритетными направлениями миграционной политики были следующие: сокращение нелегальных миграционных потоков, создающих соци-

ально-экономические проблемы; привлечение в Россию дополнительных трудовых ресурсов по необходимым специальностям для трудоустройства в конкретных регионах; регулирование и обеспечение социальных условий жизнедеятельности мигрантов, прибывших в Россию; пресечение вовлечения мигрантов в криминальный бизнес и использования их в экстремистской и террористической деятельности. Необходимо отметить, что в задачи миграционной политики не входило снижение административных барьеров при получении российского гражданства мигрантами. Полагаем, что причиной этого был экономический характер внешней миграции. Иностранные граждане, как правило, не были ориентированы на постоянное проживание в России.

Миграционная ситуация изменилась в результате политического кризиса на Украине 20132014 годов. Существенно возросло количество переселенцев, главным образом из зоны боевых действий в Донецкой и Луганской областях. Данный кризис наглядно продемонстрировал, что появление зон насилия в соседних странах со значительным процентом русского населения может потребовать изменения российского законодательства. Так, одним из последствий кризиса на Украине стала корректировка федерального миграционного законодательства: 23.06.2014 был подписан Федеральный закон, вносящий изменения в закон «О гражданстве Российской Федерации», направленные на упрощение получения российского гражданства некоторым категориям лиц, проживающих на территории России. В преамбуле данного законодательного акта отмечается: «Федеральный закон направлен на упрощение порядка приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, являющихся предпринимателями, инвесторами, квалифицированными специалистами, выпускниками российских образовательных организаций профессионального образования, или иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации и признанных носителями русского языка в соответствии с Федеральным законом "О гражданстве Российской Федерации"» [2].

Названные выше поправки ввели языковый критерий для применения упрощенного порядка принятия в российское гражданство лиц, постоянно проживающих в России. Очевидно, что такой подход существенно расширяет категорию

лиц, имеющих право на упрощенное приобретение гражданства. Очевидно, что переселенцы из восточных областей Украины отвечают критериям, установленным новым законом, - для них русский язык является родным. При этом изменения законодательства о гражданстве установили дополнительные требования для приема в российское гражданство, направленные на повышение лояльности потенциальных граждан России, которые должны взять на себя обязательства соблюдать Конституцию РФ и российские законы, иметь законный источник доходов и отказаться от иностранного гражданства.

Одновременно с поправками, ориентированными на скорейшую социализацию русскоязычных выходцев из Украины, приняты изменения законодательства, касающиеся представителей бизнес-сообщества. Упрощенный порядок принятия гражданства станет доступным для бизнесменов, которые занимаются предпринимательской деятельностью в России не менее трех лет и ежегодный доход которых составляет не менее 10 млн рублей. Предусмотрено упрощенное получение гражданства для инвесторов, чья доля вклада в уставном капитале российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории РФ в установленных Правительством РФ видах экономической деятельности, составляет не менее 10 %. Необходимо подчеркнуть, что принятые поправки создают новые возможности только для крупных инвесторов: размер уставного капитала, а также размер активов хозяйствующего субъекта должны составлять не менее 100 млн рублей каждый, или же сумма уплаченных таким юридическим лицом налогов и обязательных страховых платежей - не менее 6 млн рублей в год на протяжении трех лет или более со дня начала инвестирования.

Новые правила получения гражданства распространяются также на представителей таких групп, как квалифицированные специалисты, работающие не менее трех лет в России, а также выпускники российских образовательных организаций профессионального образования, закончившие обучение после 2002 года, которые работают в РФ в совокупности не менее трех лет. Отметим, что представители обеих названных групп, с одной стороны, уже связаны с Россией, а с другой - экономически активны.

Таким образом, внесенные в 2014 году изменения в законодательство о гражданстве впервые за длительное время существенно расширили

категорию лиц, имеющих право претендовать на получение российского гражданства РФ в упрощенном порядке. Важнейшим фактором этого актуального изменения стал политический кризис на Украине и вызванное им усиление миграционного притока русскоязычных граждан этой страны. По нашему мнению, в настоящее время ресурс поправок в отдельные федеральные законы с целью улучшить условия интеграции русскоязычных переселенцев исчерпан. Актуальной задачей является разработка и принятие федерального закона о репатриации, призванного комплексно урегулировать правовые аспекты возвращения соотечественников на историческую родину с учетом практики применения таких законов как в ряде зарубежных стран, так и в субъектах РФ. Подготовка законопроекта требует комплексного экспертного сопровождения. Этот вывод является результатом анализа нескольких представленных в Государственную Думу РФ авторских законопроектов регулирования репатриации, содержащих многочисленные противоречия Конституции России и действующим законам.

Одним из важнейших в ходе подготовки и принятия изменений законодательства о гражданстве стал экономический фактор. Потребности развития экономики, в том числе привлечения инвестиций и трудовых ресурсов в условиях структурных изменений внешнеэкономических связей, требуют дальнейшего снижения административных барьеров в сфере регулирования миграции, в том числе методами законодательного регулирования.

Правительственная комиссия по миграционной политике, прошедшая в марте 2014 года под руководством первого вице-премьера И. Шувалова, поддержала отмену системы квотирования рабочих мест для мигрантов. Квоты для гастар-байтеров из безвизовых стран были введены в 2007 году. Комиссия по миграционной политике утвердила поправки в законопроект, по которому предприниматели, в том числе юридические лица, смогут привлекать к труду мигрантов на основании патента. Законопроект, разработанный Федеральной миграционной службой (далее -ФМС), предусматривает внесение поправок в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». В соответствии с этими поправками организации и индивидуальные предприниматели смогут принимать на работу мигрантов на основании патентов. Ранее патенты выдавались только для трудоустройства у физических лиц.

Предлагаемая норма распространится на иностранцев, въезжающих в Россию в безвизовом порядке; для этой же категории и было введено квотирование в 2007 году. По данным ФМС, доля иностранцев из безвизовых стран среди зарубежных работников в России довольно высока и составляет около 80 %. В их число входят граждане Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана и других [3]. Всего же безвизовый режим предусмотрен договорами России с сорока государствами.

Правительственная инициатива об отмене квот на иностранных работников была поддержана Государственной Думой. 2 июля 2014 года Госдума в первом чтении приняла законопроект «О замене механизма квотирования при привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения виз, на разрешительный порядок осуществления ими трудовой деятельности по патенту» [1].

По нашему мнению, отмена миграционных квот является актуальным законодательным решением. Уже в первые годы действия квот они обнаружили свою неэффективность в регулировании миграционных процессов. Анализ практики применения квотирования показывает, что получение необходимой квоты создавало проблемы юридическим лицам, привлекающим иностранцев на работу. Однако квоты обычно корректировались в субъектах РФ несколько раз в год, как правило, в сторону увеличения. Уменьшение квот в период экономического кризиса 2008-2010 годов ситуацию в целом не изменило, а лишь констатировало снижение в результате действия рыночных механизмов количества работников-иностранцев. Сохранение квот в течение длительного времени определяется высокой коррупционностью этого механизма, на что обратили внимание депутаты Госдумы в ходе обсуждения законопроекта об отмене квотирования. Высокая коррупционная емкость квот определялась тем, что большое количество не попавших в группу квотированных рабочих мест иностранцев вытеснялось в теневую экономику. Эти люди, работавшие на юридических лиц, являлись объектом вымогательств. Большинство иностранных рабочих с 2010 года покупало патент, демонстрируя свою законопослушность. Однако рынок труда у физических лиц ограничен, поэтому иностранцы с патентами нанимались на работу к юридическим лицам и попадали в категорию нарушителей закона. В силу этого введе-

ние единого патента создаст условия для снижения коррупционной емкости рынка труда в России. При наличии законно выданного патента получить коррупционный доход с работающего иностранца будет намного сложнее таким участникам коррупционного оборота, как бригадир (непосредственный начальник работающего мигранта), работодатель и различные государственные контролеры. Таким образом, введение единых патентов не затронет лишь один из четырех основных элементов системы коррупционной эксплуатации мигрантов - посредника-перевозчика. В силу этого отмена квотирования и введение единого патента актуальны для всех, кроме выгодополучателей нелегального рынка труда.

Отмена квотирования является важным, но недостаточным шагом в сторону изменения миграционного законодательства. По нашему мнению, за отменой квот должны последовать законодательные инициативы, направленные на усиление миграционной привлекательности России для экономически самодостаточных представителей «среднего класса», занятых в производстве интеллектуальной продукции, а также инициативы по созданию условий для социализации мигрантов-рабочих.

К сожалению, преждевременно утверждать, что миграционные процессы находятся под

полным контролем государства, однако предпринятые шаги по совершенствованию миграционного законодательства, несомненно, уже дали положительные результаты. Регулирование миграционных процессов должно быть направлено на достижение целей государственной миграционной политики. При этом в качестве приоритетных направлений необходимо выделить следующие: улучшение условий для привлечения в Россию для постоянного проживания соотечественников и экономически активных иностранцев; снижение административных и коррупционных барьеров на рынке труда с участием иностранцев; развитие механизмов социализации мигрантов.

Литература

1. Барабанов В. Дума одобрила отмену квот на мигрантов в первом чтении. URL // http:// www.solidarnost.org/news/news_3954.html

2. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О гражданстве РФ» // Российская газета. 2002. 5 июня.

3. Ширманова Т., Чернышев П. Правительство отменит квоты на гастарбайтеров. URL // http://izvestia.ru/news/5682834

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.