DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-117-127
С.А. Дьяков - к.э.н., доцент кафедры управления и маркетинга, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, dcent.dyakov@mail.ru,
SA. Dyakov - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Management and Marketing, FSBEI HE Kuban SAU;
А.М. Шитухин - к.э.н., доцент кафедры организации производства и инновационной деятельности, ФГБОУ ВО Кубанский ГАУ, and.s4@mail.ru,
A.M. Shitukhin - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Organization of Production and Innovation Activity, FSBEI HE Kuban SAU;
А.С. Третьяков - обучающийся экономического факультета, ФГБОУ ВО Кубанский гаУ,
A.S. Tretyakov - student of the Faculty of Economics, FSBEI HE Kuban SAU.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕЖОРГАНИЗАЦИОННОЙ КООРДИНАЦИИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СЕТИ АПК КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ IMPROVING INTER-ORGANIZATIONAL COORDINATION IN THE SUPPLY CHAINS OF THE LOGISTICS NETWORK OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE KRASNODAR TERRITORY
Аннотация. При разработке имитационной модели логистической системы АПК края, основополагающую роль играет распределительная логистика. В результате проведённого исследования были определены возможности и угрозы на потребительском рынке Краснодарского края на основе анализа текущего состояния внешних и внутренних условий развития агропромышленного комплекса. Сформированы каналы распределения продукции в агропромышленном комплексе Краснодарского края. Авторами проведено исследование таких фу нкций звеньев логистической цепи АПК края, как хранение, транспортировка и сбыт, что позволило определить особенности логистической цепи АПК Краснодарского края с учетом региональной специфики и предложить меры по развитию межорганизационной координации в цепях поставок АПК. Предлагаемая модель функционирования транспортно-складских предприятий в цепях поставок логистической сети агропромышленного комплекса Краснодарского края обеспечит укрепление позиции местных производителей на рынке, а также увеличить стоимость организаций - участников цепи поставок.
Abstract. When developing a simulation model of the logistics system of the agro-industrial complex of the region, distribution logistics plays a fundamental role. As a result of the study, the opportunities and threats in the consumer market of the Krasnodar Territory were identified based on an analysis of the current state of external and internal conditions for the development of the agro-industrial complex. Channels for the distribution of products have been formed in the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory. We have analyzed such functions of the links of the logistics chain of the agro-industrial complex of the region, such as storage, transportation and distribution. The formulation of the logistics chain of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory is also given. Measures have been developed to develop inter-organizational coordination, and a model has been developed for the functioning of transport and warehouse enterprises in the supply chains of the logistics network of the agro-industrial complex of the Krasnodar Territory.
Ключевые слова: структура, канал распределения, цепь поставок, логистическая сеть, модель координации, оптимизация, кооперация, интеграция, стратегия логистического аутсорсинга, механизм реинжиниринга.
Keywords: structure, distribution channel, supply chain, logistics network, coordination model, optimization, cooperation, integration, logistics outsourcing strategy, reengineering mechanism.
Основным условием эффективного функционирования экономических систем любого уровня на инновационной основе является взаимодействие между их элементами и подсистемами.
На рубеже XX и XXI века, под воздействием интеграции, возникла уникальная идеология управления логистическими процессами и бизнеса в целом - supply chain
management (SCM) - управление цепями поставок.
Ужесточение правил конкуренции, а также повышение требований к качеству продукта со стороны потребителя, обслуживания и сервиса, побудили игроков рынка различных стран сосредоточить своё внимание и инвестировать всё большие средства в управление цепями поставок и интегрированную логистику. Развитие транспортных и коммуникационных технологий, совокупность внимания и инвестиций поспособствовало стремительному развитию SCM-идеологии во всех сферах бизнеса.
«Collaborate to compete» - «взаимодействовать, чтобы конкурировать» - фундаментальный принцип при организации операционной деятельности на динамично изменяющихся, современных рынках. Ведь конкуренция цепей поставок компаний сменила эпоху конкуренции обособленных компаний.
SCM-идеология обуславливает значимые перемены в подходах к организации операционной функции. В первую очередь, эти изменения связаны с возникновением абсолютно уникальных для нового времени форм конкурентной борьбы, базирующихся на стратегическом взаимодействии участников - звеньев цепей поставок. Одновременно, современная экономика характеризуется всё более значимым проникновением интегрированных информационных технологий в операционную деятельность. Корпоративные информационные системы (КИС), мобильные технологии, сеть Интернет - положили начало бурному развитию источникам повышения конкуренции и эффективности.
В результате анализа, проведённым крупнейшими аналитическими компаниями, такими как «AMR Research», «Forrester Research», было установлено, что те организации, которые применили методы SCM и интегрированной логистики, получают значительные конкурентные преимущества. Учитывая масштабное проникновение SCM-идеологии, в 1998 году понятие логистики было пересмотрено. Логистика, в том числе, представляет собой часть процесса управления цепями поставок [3].
Цепи поставок бывают трёх уровней сложности: прямая, расширенная и максимальная.
Прямая цепь поставок обладает следующими составляющими: предприятие, это центральная организация цепи поставок, поставщика продукции и потребителя продукции, принимающих своё участие во внешнем и/или внутреннем потоке продукции, услуг, финансов и информации. [7].
Пример расширенной цепи поставок приведён на рисунке 1 [7].
Г Ч Г 1 ■ Г ч Прсдприя ■ г ч
Поставш тие - Потребит
ик Поставщ щ централь Потребит щ ель
поставщи ик - I ная ель -1 потребит
ка - II и уровнь Ш органича н уровня и еля -11
уровень ■ ш ция цепи поставок ■ ■ уровень
Рисунок 1 - Пример расширенной цепи поставок
Пример максимальной цепи поставок приведён на рисунке 2 [7].
Известные американские учёные, такие как Джеймс Р. Сток и Дуглас М. Ламберт, в области SCM, определяют SCM, как процесс сближения, взаимоприспособления исращива-ния ключевых бизнес-процессов, протекающих по всей площади цепи поставок и добавляющих ценность для потребителя и других заинтересованных сторон.
Управление цепями поставок - эти синергия ключевых бизнес-процессов:
- рост лояльности потребителей;
- удовлетворение потребностей клиента предоставляя обслуживание на эффективном уровне;
- управление спросом;
- управление и отслеживание исполнения заказов;
- управление и снабжение операционной функции;
- обеспечение эффективного снабжения;
- управление новым товаром и доведение его до конечного потребления;
- управление материальными возвратными потоками.
Поставщик поставщика - II уровень
Начальный поставщик
Логистические посредники
Информационные и финансовые посредники
Г ч Потребитель 1 уровень 1__._- — _=___
1
■ Г ч Потребитель потребителя - II уровень — л
нц
■ Г " Конечный потребитель к- ^
Рисунок 2 - Максимальная цепь поставок
Теоретические и методологические основы исследования базируются на общенаучной методологии основные положения институциональной теории, достижения ведущих зарубежных и российских ученых в развитие инновационного менеджмента логистических инструментов в цепях поставок агропромышленного комплекса. Для достижения поставленной цели и проектирования цепей поставок разработано и проверено огромное количество методических принципов (системный подход; принцип глобальной оптимизации; принцип логистической интеграции и координации; принцип общих логистических издержек и многие другие).
Развитие логистики в мировом сообществе повлекло к появлению понятия «администрирование цепи поставок», или «логистическое администрирование». Задача обеспечения администрирования цепи поставок - это стандартные управленческие функции, такие как планирование, анализ, контроль, организация, учёт и т. д., обыденные должностные обязанности ответственного менеджера среднестатистической организации.
Следовательно, административное сопровождение операционной функции всей цепи поставок можно трактовать, как комплекс управленческий функций и систематических процедур, исполняемых логистом (с использованием средств компьютерной поддержки) для достижения оперативных, тактических и стратегических целей на всей цепи поставок.
В административное сопровождение операционной функции цепи поставок входят следующие действия:
- координация (межфункциональная и межорганизационная);
- аудит (внутренний и внешний);
- ценообразование (бюджетирование);
- планирование (оперативное, тактическое, стратегическое);
- организация операционной функции;
- контроль;
- анализ;
- регулирование (принятие решений).
Перечисленные выше функции администрирования подразумевают множество операционных, тактических и стратегических решений, которые должны быть упорядочены в виде определённой системы - «пирамиды» построения цепи поставок.
Сложившийся уровень развития логистики внутри и вне организации должен влиять на логистическую стратегию и миссию.
Основополагающее мнение, как платформы поддержки, так и набора оптимизации ресурсов, при управлении материальными, финансовыми, информационными потоками и сервисом - понятие логистической концепции для организации операционной функции [5].
Концепция интегрированной логистики несёт особое значение согласованию различных областей логистики - снабжению, производству, распределению, в отношении гибкости, сервиса, общих издержек.
Значимость положительного влияния концепций логистики в АПК безусловна и не требует дополнительных комментариев. Совокупность звеньев в общей цепи поставок агропромышленного комплекса (ЦП АПК) образуют систему взаимосвязанных производств опираясь на системный подход, являющегося основополагающим логистическим принципом. Все это можно заключить в единую модель, представленную на рисунке 3 [11, 6].
Сельскохозяйственное производство
Производство
средств производства
Переработка с ельхоз продукции
Рисунок 3 - Трёхсекторная модель АПК
АПК, согласно модели, состоит из трёх крупнейших секторов и определяется, как народнохозяйственный комплекс, специализирующийся на производстве сельскохозяйственной продукции, её хранении и переработке, а также производство и потребление средств производства, обеспечивающих вышеперечисленные операции, определяющиеся тесными производственными и экономическими связующими.
Модель АПК включает в себя:
- производство средств производства - обеспечение деятельности сельскохозяйственных производителей;
- сельскохозяйственное производство;
- переработка сельскохозяйственной продукции;
- материальный поток в трёхсекторной модели обозначен стрелками и подразумевает товарный обмен между её составляющими, так же стрелки обозначают финансовый и информационный потоки:
- материальный поток от производителей средств производства к сельскохозяйственным производителям. Специфика отрасли обуславливает участие коммерческих посредников в материально-техническом обеспечении, например - закупка техники у дилера;
- материальный поток от сельскохозяйственных производителей к производителям средств производства заключает в себе элементы бартерного обмена;
- материальный поток от сельскохозяйственных производителей к организациям переработки подразумевает поставку продукции - сырья, с последующей переработкой в пищевые продукты и другие элементы законченного производства;
- материальный поток от предприятий перерабатывающей промышленности к сельскохозяйственным производителям заключает в себе элементы бартерного обмена;
- материальный поток от предприятий перерабатывающей промышленности к производителям средств производства включает поставки материально-трудовых ресурсов;
- материальный поток от производителей средств производства к предприятиям перерабатывающей промышленности заключает в себе элементы бартерного обмена.
Материальные потоки обеспечены финансовыми потоками, обладают информационной поддержкой со стороны информационных потоков. Их совокупность образует объект логистики: финансы, материалы и информация, что нагляднее продемонстрированно на изображении материального сквозного потока.
Сквозной материальный поток продемонстрирован в принципиальной модели экономических потоков АПК, рисунок 4
Материально -техническое обеспечение сельскохозяй
ственных производите лей
Заготовки сельскохозяй ственного
Хранение и переработка сельскохозяй ствснного
Поставки сельскохозяй ственной продукции
Рисунок 4 - Принципиальная модель экономических потоков АПК
Сквозной материальный поток обладает такими структурообразующими звеньями, как:
- обеспечение материально-технической составляющей сельскохозяйственных производителей осуществляется через предприятия поставщиков;
- удовлетворение различных нужд других, а также собственных осуществляется специализированными предприятиями по закупкам, отвечающих за заготовку;
- переработчики первичного сырья образуют сеть специализированных хранилищ, в которых происходят процессы хранения и переработки сельскохозяйственного сырья;
- поставки сельскохозяйственной продукции на открытый рынок и других целей, с возможным воспроизводством организационных рынков, осуществляющих функции продажи.
Совокупность потоков, степень собственного функционирования, характеризуется уровнем логистизации АПК. В настоящее время, к большому сожалению, практики управления цепями поставок складываются ненадлежащим образом, что касается всего процесса и элементов: неэффективная структура и нарушение принципов ценообразования в процессе перехода материального потока от звена к звену, так и неоптимальное исполнение собственной операционной функции каждого из звена (процесс производства) [1].
Неразвитость инфраструктурного комплекса АПК, несогласованность составляющих организационной структуры звеньев системы товародвижения, в процессе материально-технического обеспечения, приводят к потерям. Все это на фоне низкой загруженности мощностей производств организаций, которые производят сельскохозяйственную технику.
Реализация интегрирующей функции звеньев цепи поставок и структурная оптимизация сети цепи поставок, как основополагания логистики, дана учёными Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.
Логистика АПК охватывает все сектора (сферы) комплекса, все экономические потоки, все логистические цепи и все стадии воспроизводственного процесса. Последовательная логистизация секторов агропромышленного комплекса, отраслей, подотраслей, регионов, предприятий и организаций предполагает отраслевой принцип.
Иерархия логистики: масштаб всего комплекса - макрологистика, на уровне отрасли и административного района - мезологистика, в рамках отдельной организации - микрологистика.
Применение логистики в организации потоков АПК должно привести к рационализации и оптимизации, а проблемы низкой инвестиционной активности и хронического дефицита государственного бюджета призвана решить задача распределения капитала между от-
раслями и организациями в АПК.
Реинжиниринг - реформирование АПК, а также государственное регулирование, являются главными аспектами агроэкономической политики.
Аргументируя вышесказанное, стратегия долгосрочных преобразований АПК должна включать:
- устранение конфликтов в неравенстве, создание благоприятных факторов, направленных на организационные взаимодействия между секторами АПК;
- актуализация технологических изменений в организациях АПК, внедрение достижений научно-технического прогресса;
- развитие логистической инфраструктуры АПК взяв в основу рыночные отношения;
- повышение платёжеспособности потребителей в сторону продукции краевого АПК;
- создание механизма, обеспечивающего переход от государственной поддержки обеспечения организационной функции на самообеспечение.
Среди множества путей и методов вывода АПК России из фазы стагнации, хотелось бы отметить рекомендации, высказанные В. Н. Рагриным. Которые заключались в необходимости осуществить коренные социально-экономические и институциональные преобразования в агропромышленном секторе, подразумевая под социально-экономическими и институциональными преобразованиями развитие всей инфраструктурной составляющей АПК, воспринимая логистику как инструмент рыночного регулирования [8].
Специфичность логистизации АПК обуславливается спецификой проводящих потоков, находящихся под влиянием нижеперечисленных факторов:
1. рынки сбыта сельскохозяйственной продукции, этап переработки, складские мощности для хранения сырья и конечного продукта, транспортная инфраструктура и другие её элементы задают рамки местоположения сельскохозяйственных предприятий. Тем временем крупные населённые пункты задают специфику продукта сельскохозяйственных предприятий;
2. договорённость звеньев в цепи поставок АПК обуславливает создаваемый производственный потенциал сельского хозяйства: объём мелиорированных земель, поголовье скота, производственные мощности, инфраструктуру и другое;
3. количество и составляющие, направление движение материального потока в АПК определяется площадью сельскохозяйственных угодий, специализацией операционной функции и другое;
4. внешняя и внутренняя среда, в которой протекают материальные потоки АПК, задают темп и результат производства. Так же необходимо анализировать эффективность материальных и трудовых затрат, прибыльность производства;
5. регулирование политики ценообразования для сельского хозяйства и сельскохозяйственной продукции для конечного потребителя и остальных участников комплекса. В очередной раз применяя к данному показателю системность, можно заметить взаимосвязь: чем глобальнее диспаритет цен, тем менее объёмен материально-трудовой ресурс, обеспечивающий сельскохозяйственных производителей, тем меньше и объёмы производства;
6. разрозненность сельхозпроизводителей, отсутствие кооперации, приводит к снижению результативности и эффективности операционных функций. Обусловлено влиянием технической и технологической среды производства, поставками и продажами продукции.
При разработке имитационной модели логистической системы АПК края, основополагающую роль играет распределительная логистика. Нами проанализированы такие функции звеньев логистической цепи АПК края, как хранение, транспортировка и сбыт. Так же дана формулировка логистической цепи АПК Краснодарского края.
На сегодняшний день сельхозтоваропроизводители сталкиваются со сложностями сбыта своей продукции. АПК Краснодарского края экстренно нуждается в логистической интеграции и координации. Ещё в 1980-х годах, при административнокомандной системе, были предприняты первые логистические приёмы в координации АПК. Но в условиях государственной собственности, когда собственник ресурсов остаётся лишь в лице государства, оптимизация систем осуществляется в основном административными способами [12]. При
переходе на рыночные отношения выстраивание цепи «поле - прилавок» пришлось с самого сначала.
Даже во времена командной экономики звенья, исполняющие заготовку, складирование и переработку, были очень слабы, а затем и вовсе выбыли. Продовольственная программа, существовавшая ещё в СССР от 1982 года, имела ориентацию переоснастить технологическую составляющую и развить организации хранения и переработки сельскохозяйственного сырья. Но к переходу на рыночные отношения организации хранения и переработки были не готовы. Но закон «спрос порождает предложение» спровоцировал создание организаций с участием отечественного и иностранного частного капитала во многих регионах, ориентированных на переработку сырья, а также и логистические центры. Достижение эффективного протекания операционной функции невозможно без поддержки государства [9].
Проанализируем способы доведения конечного продукта до потребителя. Первый, доставка сельскохозяйственным производителем конечной продукции на местный рынок, ярмарку. Цена такой продукции ниже средней, обусловлена из -за быстрой продажи и скорейшему возвращению к производству фермера - выигрывает как продавец, так и покупатель, но реализация всей продукции таким образом невозможна. Причиной этого является невозможность одновременно и производить, и продавать, ведь третье общественное разделение труда отнесло торговцев в обособленную группу. Все остальные способы доведения конечного продукта до потребителя принадлежат второму способу и характеризуются наличием звенности товародвижения (организации, выполняющие функцию складирования, через которые проходит товар при движении от фермера к конечному потребителю) [13].
Каналы распределения продукции АПК Краснодарского края в своей вариативности, представлены на рисунке 5.
Производитель
Потребитель
Производитель
Розничный посредник
Потребитель
Производитель
Оптовый Розничный 1
посредник щ посредник 1
Потребитель
Производитель
Оптовый п Мелкооптовый ^ Розничный
посредник ы посредник посредник
Потребитель
Рисунок 5 - Каналы распределения продукции АПК Краснодарского края
Сельскохозяйственные производители являются поставщиками сырья для пищевой и перерабатывающей промышленности, однако, используя преимущества разделения труда, достаточно эффективно способны к развитию и по отдельности, пока не возникнет необходимость в логистической интеграции - рыночные институты и экономические выгоды в принудительном порядке объединят все организации, причастные к АПК в единую логистическую цепь. Главным фактором слияния выступает государственная политика: на макроуровне - регулирование баланса в использовании природных ресурсов и социально-экономического развития; на региональном - использование логистических концепций, способных эффективно реализовать поставленные планы, решить поставленные задачи и достичь запланированные цели [4].
Причины не полного использования потенциала АПК Краснодарского края:
- недостаточный уровень развития логистической инфраструктуры;
- недостаточный уровень интегрированного взаимодействия в цепях поставок АПК Краснодарского края;
- устарелые системы предпродажной подготовки, упаковки и фасовки.
Факторы, перечисленные выше не дают возможность принимать к хранению экологически чистую продукцию.
Эффективной программой реализации необходимых условий, Министерством сельского хозяйства должна быть реализована программа по развитию оптово-распределительных центров, включающих в себя такую функцию, как переработку продукции АПК Краснодарского края.
Из вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:
- первыми к развитию необходимы такие функции, как хранение и переработка продукции;
- проблемы операций хранения и переработки необходимо решать одновременно с вопросами развития сельских территорий, к примеру, развитие транспортных коммуникаций, ремонт и улучшение дорожного покрытия и т. д.
- при выстраивании очереди, в первую очередь необходимо возводить распределительные центры в местах концентрации сельскохозяйственного производства;
- субсидирование вертикальной интеграции в АПК Краснодарского края;
- повышение количественных показателей программ развития переработки сельскохозяйственного сырья и оптово-распределительных центров;
- субсидирование переоснащения перерабатывающей промышленности.
Упомянутые выше критерии необходимо решать комплексного, для постижения поставленных целей.
Развитие интеграции коммуникаций целесообразно начинать поэтапно:
Этап 1: Формирование координации процессов в поставках товаров;
Этап 2: Формирование ключевых показателей.
Для решения задач, предложено использовать в качестве инструментария стратегию логистического аутсорсинга.
Использование концепции стратегию логистического аутсорсинга придаст АПК Краснодарского края четыре ключевые ценности:
- повышение доходности;
- снижение расходов на эксплуатацию;
- сокращение оборотного и уставного капитала;
- профессиональные обязанности 4PL-провайдера:
- планирование цепи поставок АПК Краснодарского края на всех уровнях (тактического, оперативного и стратегического);
- описание и конфигурация цепи поставок АПК Краснодарского края;
- интеграцию 1Т-систем;
- мониторинг заказов клиентов и звеньев цепи поставок АПК Краснодарского края;
- планирование, мониторинг грузов, транспорта и его маршрутов, складов и запасов;
- управление финансами;
- ведение электронного документооборота;
- управление сервисом и обратными потоками;
- консалтинг.
Внедрение системы управления цепями поставок как на микро, так и макроэкономическом уровне позволяет достичь наилучших результатов [2].
Функция контроллинга призвана обеспечить оценку эффективности и является обязательным механизмом инновационного менеджмента.
Процессная модель логистического контроллинга АПК Краснодарского края представлена на рисунке 6.
Рисунок 6 - Схема процесса контроллинга логистики в АПК Краснодарского
В настоящее время лишь единицы российских компаний, уделяют достаточно внимания вопросам логистического контроллинга, анализу отклонений и принятию мер по их устранению в долгосрочной перспективе.
В ходе проведенного исследования были определены возможности и угрозы на потребительском рынке Краснодарского края на основе текущего состояния внешних и внутренних условий развития АПК, а также сформирована структура каналов распределения продукции. Также била разработана модель функционирования транспортно-складских предприятий в цепях поставок логистической сети АПК и предложена централизованная схема координации в цепях поставок АПК. Использование представленного механизма даёт участникам цепи поставок АПК Краснодарского края значительное конкурентное преимущество, которое призвано укрепить позиции местных производителей на рынке, а также увеличить стоимость организаций - участников цепи поставок.
Источники:
1. Алферьев, В.П Рекомендации по формированию и функционированию рыночной системы ресурсного обеспечения и производственно-технического обслуживания сельского хозяйства / В.П Алферьев, АВ. Федотов, С.Е. Жуковина, О.А Колчевская. - М.: ВНИИИЭСХ, 2014. - 50 с.
2. Беляев, В.М. Основные принципы создания региональных распределительных центров / В.М. Беляев // Бизнес и логистика 2014. - М.: Брандес, 2014. - 130 с.
3. Гец, АЮ. Формирование регионального рынка сельскохозяйственных технологий: автореф. дис. канд. экон. наук / АЮ. Гец. - Самара: СГЭА, 2009. - 21 с.
4. Глушецкий, АА Хотят ли русские земли? / АА Глушецкий // Экономика и жизнь. - 2009. -,№ 31.- 1 с.
5. Голиков, Е.А Маркетинг и логистика / Е.А Голиков. -М., 2009. - 319 с.
6. Козлов, В.К. Логистика фирмы / В.К. Козлов, С.А Уваров. - СПб.: СПбГУЭФ, 2009. - 264 с.
7. Козлов, МП Финансовый кризис и положение сельскохозяйственных товаропроизводителей / М.П Козлов // Вопросы экономики №№10. - М., 2009. - 105-112 с.
8. Ларина, Н.И. Распределительная политика в странах рыночной экономики: учебное пособие / Н.И. Ларина, А.А. Кисельников. - М.: Экономика, 2012. -172 с.
9. Леднева, О.В. Первоклассный логистический сервис / О.В. Леднева. - М., 2011. - 123 с.
10.Львов, Д.С. Развитие экономики России и задачи экономической науки / Д.С. Львов. - М: Экономика, 2009. - 79 с.
11.Моисеева, Н.К. Экономические основы логистики: учебное пособие / Н. К. Моисеева. -Москва: Инфра-М, 2017. - 527 с.
12.Молокович, АД. Транспортная логистика: учебное пособие / А Д. Молокович. - Минск: Из-
дательство Гревцова, 2014. - 430 с.
13.Просветов, Г.И. Математические методы в логистике. Задачи и решения /Г.И. Просветов. -М.: Альфа-пресс, 2017. - 304 с.
14.Родкиной, Т.А Логистика / Под редакцией Б.А Аникина, Т.А Родкиной. - М: ТК Велби, Проспект, 2017. - 408 с.
15.Рысьмятов А.З. Место и роль цифровых инновационных экосистем в управлении региональных АПК / Рысьмятов АЗ., Дьяков С. А // В сборнике: Внешние связи регионов Юга России: опыт, проблемы, перспективы развития. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Адыгейского государственного университета. Майкоп, 2020. С. 164-170.
16.Рысьмятов А.З. Институциональные проблемы развития АПК / Рысьмятов АЗ., Дьяков С. А, Моисеев В.В., Погибелев А.В. // Международный сельскохозяйственный журнал. 2005. № 3.
17.Рысьмятов А.З. Методологические проблемы выхода из системного кризиса воспроизводства в региональном АПК / Рысьмятов АЗ., Дьяков С.А, Наш АР. // Труды Кубанского государственного аграрного университета. 2006. N° 4. С. 31-40.
18.Шитухин, АМ. Антикризисные методы управления запасами в логистических организациях / АМ. Шитухин, АС. Хмьвова // В сборнике: Антикризисное управление: современные реалии, тенденции и прогноз. Сборник статей по материалам Национальной научно-практической конференции . 2020. С. 255-259.
19.Шитухин, А.М. Инновационные подходы управления концепцией зеленой логистики в России и способы ее реализации с помощью современных информационных технологий / АМ. Шитухин, Д.М. Иванова // В сборнике: Антикризисное управление: современные реалии, тенденции и прогноз. Сборник статей по материалам Национальной научно-практической конференции. 2020. С. 250-255.
References:
1. Alferyev, V.P. Recommendations for the formation and functioning of a market system of resource provision and production and technical services for agriculture / V.P. Alferyev, AV. Fedotov, S.E. Zhukovina, O A. Kolchevskaya. - M .: VNIIESH, 2014 . - 50 p.
2. Belyaev, V.M. Basic principles of creating regional distribution centers / V.M. Belyaev // Business and Logistics 2014 .- M .: Brandes, 2014 . - 130 p.
3. Getz, AYu. Formation of the regional market of agricultural technologies: author. dis. Cand. econom. sciences / AYu. Getz. - Samara: SGEA, 2009 . - 21 p.
4. Glushetsky, A A Do the Russian lands want? / A A Glushetsky // Economy and Life. - 2009. -No. 31.- 1 p.
5. Golikov, E.A Marketing and logistics / E.A Golikov. - M., 2009 . - 319 p.
6. Kozlov, V.K Logistics of the company / V.K Kozlov, S.A Uvarov. - SPb .: SPbGUEF, 2009 . - 264 p.
7. Kozlov, M.P. Financial crisis and the position of agricultural commodity producers / M.P. Kozlov // Economic Issues No. 10. - M., 2009 . - 105-112 p.
8. Larina N.I. Distribution policy in the countries of market economy: textbook / N.I. Larina AA Kiselnikov. - M .: Economics, 2012.-172 p.
9. Ledneva O. V. First-class logistics service / O.V. Ledneva. - M., 2011. - 123 p.
10.Lvov, D.S. Development of the Russian economy and the tasks of economic science / D.S. Lviv. - M .: Economics, 2009. - 79 p.
11.Moiseeva, N.K. Economic foundations of logistics: textbook / N.K. Moiseeva. - Moscow: Infra-M, 2017. - 527 p.
12.Molokovich, AD. Transport logistics: textbook / AD. Molokovich. - Minsk: Grevtsov Publishing House, 2014 . - 430 p.
13.Skylights, G.I. Mathematical methods in logistics. Tasks and solutions / G.I. Clearances. - M .: Afa-press, 2017 . - 304 p.
14.Rodkina, T.A Logistics / Edited by B. A Anikina, T.A Rodkina - M .: TK Welby, Prospect, 2017 . - 408 p.
15.Rysmyatov AZ. The place and role of digital innovation ecosystems in the management of regional agro-industrial complex / Rysmyatov A.Z., Dyakov S.A. // In the collection: External relations of the regions of the South of Russia: experience, problems, development prospects. collection of scientific papers based on the materials of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 80th anniversary of the Adyghe State University. Maykop, 2020. S. 164-170.
16.Rysmyatov AZ. Institutional problems of agro-industrial complex development / Rysmyatov A.Z., Dyakov S.A, Moiseev V.V., Pogibelev AV. // International Agricultural Journal. 2005. No. 3.
17.Rysmyatov AZ. Methodological problems of overcoming the systemic crisis of reproduction in the
regional agro-industrial complex / Rysmyatov AZ., Dyakov S.A., Nash AR. // Proceedings of the Kuban State Agrarian University. 2006. No. 4. S. 31-40.
18.Shitukhin, AM. Anti-crisis methods of inventory management in logistics organizations / AM. Shituhin, AS. Khmyzova // In the collection: Anti-crisis management: modern realities, trends and forecast. Collection of articles based on the materials of the National Scientific and Practical Conference. 2020.S. 255-259.
19.Shitukhin, AM. Innovative approaches to managing the concept of green logistics in Russia and ways of its implementation using modern information technologies. Shituhin, D.M Ivanova // In the collection: Anti-crisis management: modern realities, trends and forecast. Collection of articles based on the materials of the National Scientific and Practical Conference. 2020.S. 250-255.
DOI: 10.24412/2304-6139-2021-5-127-132
О.М. Дьячкова - ст. преподаватель кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, olga_d1979@mail.ru
O.M. Diachkova - Senior lecturer of the Department "Operation of Road Transport", Pacific State University;
А.С. Рыжова - к.э.н., доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, chefra@mail.ru,
A.S. Ryzhova - Ph. D., associate Professor of the Department "Operation of Road Transport", Pacific State University;
A.A. Дьячкова - студент, ФГАОУ ВО Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, angelochek06022004@mail.ru,
A.A. Diachkova - student, Peter the Great SlPetersburg Polytechnic University;
К.Л. Безматерных - студент магистратуры, ФГБОУ ВО Тихоокеанский государственный университет, kse.kuz.leo1@gmail.com,
K.L. Bezmaternyh - student, Pacific State University.
ФАКТОРЫ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО
ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА FACTORS OF ATTRACTION OF URBAN PUBLIC PASSENGER TRANSPORT
Аннотация. Передвижение населения в черте города осуществляется по разным целям. Было проведено анкетирование населения города в 2020-2021 гг. для установления критериев, влияющих на выбор вариантов перемещения. Население было разделено на пять основных групп по роду деятельности и возрасту. Большую долю респондентов составило работающее население. Было установлено влияние совокупного семейного дохода на выбор транспортной подвижности. Рост дохода на 10 тысяч рублей, приводит к снижению транспортной подвижности всех групп на городском общественном пассажирском транспорте от 13 до 40 процентов. В варианте выбора автобусов первое место занял критерий комфортности поездки, на втором - автобус, прибывший на остановочный пункт первым, и третье поделили транспортный тариф и безопасность перевозки.
Abstract. The movement of the population within the city is carried out for different purposes. A survey of the city's population was carried out in 2020-2021 to determine the criteria that influence the selection of movement options. The population was divided into five main groups by occupation and age. The majority of the respondents were the working population. The influence of gross household income on the choice of transport mobility was found. An increase in income by 10 thousand rubles leads to a decrease in passenger mobility of all groups on urban public transport from 13 to 40 percent. In the option of choosing buses, the first place was taken by the criterion of the comfort of the trip, on the second bus, which arrived at the stopping point first, and the third one divided the transport tariff and the safety of transportation.
Ключевые слова: транспортная подвижность, городской общественный пассажирский транспорт, автобусные перевозки, транспортная доступность.
Keywords: transport mobility, urban public passenger transport, bus transportation, transport accessibility.