Научная статья на тему 'Совершенствование метрологического обеспечения лаборатории авиационной метрологии ООО «Аэропорт Емельяново»'

Совершенствование метрологического обеспечения лаборатории авиационной метрологии ООО «Аэропорт Емельяново» Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
141
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧИ МОМЕНТНЫЕ / КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ / КАЛИБРОВКА / ИЗМЕРЕНИЯ / TORQUE / CALIBRATION / MEASUREMENT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Лутрохманова К.Ю., Жирнова Е.А.

Проанализирован процесс калибровки моментных ключей и предложена рекомендация по совершенствованию метрологического обеспечения лаборатории авиационной метрологии на примере приобретения механического нагружающего устройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Лутрохманова К.Ю., Жирнова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY ASSURANCE OF LAB AVIATION METROLOGY AT LLC "AEROPORT EMELYANOVO"

The paper analyzes the calibration process torque wrenches and recommendations on improving the metrological provision of aviation metrology lab as an example the acquisition of a mechanical loading device is presented.

Текст научной работы на тему «Совершенствование метрологического обеспечения лаборатории авиационной метрологии ООО «Аэропорт Емельяново»»

navigational System of airports]. Moscow : Mashinostroenie, 1988. 343 p.

4. Mosolov V. S. Ocenka tochnosti i razreshayushcej sposobnosti nelinejnyh radiolokatorov s LChM signalom [Evaluation of the accuracy and resolving power of nonlinear radar chirp signal] // Nauchiy vestnik MGTU GA. 2006. № 107. P. 87-90 (In Russ.).

5. Sosnovsij A. A., Hajmovich I. A. Aviacionnaya radiolokaciya [Aviation radio navigation]. Moscow, Transport, 1990. 264 p.

6. Sosulin Yu. G. Teoreticheskie osnovi radiolokacii i radionavigacii: Uchebnoe posobie dlya vuzov [Theoretical basis of radar and navigation: Textbook for high schools]. Moscow : Radio i svyaz, 1992. 304 p.

7. Finkelshtein M. I. Osnovi radiolokacii: Uchebnik dlya vuzov [Radar Basics: A Textbook for high schools]. Moscow : Radio i svyaz, 1983. 536 p.

© Лосев E. A., 2016

УДК 006.027

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛАБОРАТОРИИ АВИАЦИОННОЙ МЕТРОЛОГИИ ООО «АЭРОПОРТ ЕМЕЛЬЯНОВО»

К. Ю. Лутрохманова, E. A. Жирнова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Ksuscha.lu@yandex.ru

Проанализирован процесс калибровки моментных ключей и предложена рекомендация по совершенствованию метрологического обеспечения лаборатории авиационной метрологии на примере приобретения механического нагружающего устройства.

Ключевые слова: ключи моментные, крутящий момент, калибровка, измерения.

QUALITY ASSURANCE OF LAB AVIATION METROLOGY AT LLC "AEROPORT EMELYANOVO"

K. Yu. Lutrohmanova, E. A. Zhirnova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Ksuscha.lu@yandex.ru

The paper analyzes the calibration process torque wrenches and recommendations on improving the metrological provision of aviation metrology lab as an example the acquisition of a mechanical loading device is presented.

Keywords: torque, torque, calibration, measurement.

Аэропорт Емельяново является одним из самых важных авиатранспортных узлов Красноярского края. Через него осуществляют регулярные пассажирские и грузовые перевозки, большинство которых производится на иностранных воздушных судах [1].

Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию метрологического обеспечения производства лаборатории авиационной метрологии.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) изучить средства измерений, применяемые для нормированной затяжки болтовых соединений на воздушных судах;

2) провести выбор ССИ для калибровки в лаборатории авиационной метрологии.

В область компетентности лаборатории авиационной метрологии ИАС ООО «Аэропорт Емельяново» входит контроль инструментов для обслуживания всех воздушных судов [2].

Иностранные самолеты обслуживаются импортными инструментами, одним из которых является ключ моментный. Эти ключи обладают высокой точностью, надежностью, гарантируют высокое качество затяжки. В лаборатории авиационной метрологии на сегодняшний день нет установки для калибровки данных средств измерений. Лаборатория вынуждена отправлять ключи моментные в ФБУ «Красноярский ЦСМ» [3].

Калибровка данных ключей должна проводиться на импортном оборудовании. Примером такого оборудования служит механическое нагружающее устройство фирмы Stahlwlle.

В качестве проявления высокой компетентности в области контрольного затягивания компания Stahlwlle зарегистрирована в Германской ассоциации калибровки (DKD) по норме DIN EN ISO/IES 17025. Официальным дистрибьютором Stahlwille в Российской Федерации является московская компания «Эк-винет».

<Тешетневс^ие чтения. 2016

Конфигурация калибровочной установки

Данная компания является эксклюзивным партнером компании Stahlwille, уполномоченным представлять, продавать, обслуживать оборудование и инструменты для различных отраслей промышленности, в том числе автомобильного сектора и станций технического обслуживания [4].

Стоит подчеркнуть, что никакая иная компания, кроме вышеуказанной, не уполномочена осуществлять вышеуказанную деятельность в Российской Федерации от имени Stahlwille. Механическое нагружающее устройство данной фирмы, предназначенное для калибровки моментных ключей, способно выдавать точные и надежные результаты измерений на протяжении длительного периода времени.

Минимальное рациональное оснащение калибровочной установки состоит из нескольких видов оборудования:

1. Механическое нагружающее устройство. Механическое нагружающее устройство требуется для быстрой и точной фиксации и приведения в действие динамометрического ключа.

С помощью этого устройства гарантируется, в том числе, медленное и непрерывное приложения усилия к приводимым в действие динамометрическим ключам, начиная с 80 % с целевого значения крутящего момента в течение от 0,5 до 4 секунд.

2. Датчик. Момент, выводимый через динамометрический ключ, преобразуется в датчике в цифровую форму и бесперебойно передается на компьютер через ТОВ-адаптер. Датчик обладает высокой точностью, нечувствителен к поперечным усилиям благодаря исключительно плоской конструкции.

К механическому нагружающему устройству можно выбрать один или несколько необходимых датчиков в зависимости от диапазона калибруемых ключей. Случается так, что диапазон ключа невозможно откалибровать на одном датчике. К примеру, диапазон ключа 20-120 Нм, диапазон 20-100 Нм можно откалибровать на датчике с диапазоном 10-100 Нм, а затем в диапазоне 20-200 Нм. Таким образом, калибровка проводится с помощью двух датчиков.

3. иБВ-адаптер с иБВ-кабелем. ТОВ-адаптер передает полученные датчиком данные измерений на компьютер. К ТОВ-адаптеру могут подключаться до 5 датчиков одновременно. На каждый постоянно подключенный датчик требуется один штекерный ^В-кабель.

4. Четырехгранный адаптер. Для полного использования измерительного диапазона датчиков прилагаются необходимые четырехгранные адаптеры в количестве 3 штук. Адаптеры устанавливаются в верхней части датчика для калибровки динамометрического ключа. При необходимости адаптеры могут закупаться лабораторией дополнительно, в зависимости от калибруемых ее ключей. В фирме Stahlwlle возможна данная закупка.

5. Программное обеспечение. Принятые данные измерений могут сохраняться, обрабатываться и обслуживаться для получения свидетельства о калибровке. Носителем программного обеспечения Torkmaster является диск.

Таким образом, к механическому нагружающему устройству подключается датчик в зависимости от калибруемого моментного ключа. Датчик соединяют с ТОВ-адаптером при помощи ТОВ-кабеля. ТОВ-адаптер в свою очередь подсоединяют к компьютеру, на котором с помощью диска с программным обеспечением была установлена программа Torkmaster для калибровки. К компьютеру при необходимости подключают принтер для вывода результатов калибровки [5]. Данная конфигурация представлена на рисунке.

Изучив комплектующие и процесс работы механического нагружающего устройства, можно сделать вывод: фирма Stahlwille изготавливает качественное калибровочное оборудование - простое в обслуживании, процессе эксплуатации и хранении. Данная установка утвержденного типа. Зарегистрирована в Государственном реестре средств измерений под номером № 24434-03 и допущена к применению в Российской Федерации.

В случае приобретения лабораторией полного комплекта механического нагружающего устройства, стоимость которого на сегодняшний день составляет

600 604,80 руб., лаборатория сможет уменьшить время ожидания ключей, сократить риск встряски возможных при перевозки ненадлежащим образом, что гарантирует его надежность. Данное оборудование окупится в течение 3,5 лет.

Закупив данную установку, лаборатория авиационной метрологии ИАС сможет проводить калибровку моментных ключей, применяемых для затяжки болтовых соединений на воздушном транспорте, не затрачивая на это много времени, средств и сил метролога.

ООО «Аэропорт Емельяново» в свою очередь сможет значительно сократить большие затраты, связанные с отправкой и калибровкой ключей в ФБУ «Красноярский ЦСМ». Также уменьшится время ожидания откалиброванного ключа, что позволит в скором времени пользоваться им при ремонте самолета.

Таким образом, приобретение рекомендуемого механического нагружающего устройства благоприятно отразится на качестве продукции и, как следствие, на общей конкурентоспособности предприятия.

Библиографические ссылки

1. Официальный сайт ООО «Аэропорт Емельяно-во» [сайт]. URL: http://www.airport-emelyanovo.ru/.

2. ГОСТ Р 51254-99. Инструмент монтажный для нормированной затяжки резьбовых соединений. Ключи моментные.

3. Руководство по качеству организации и выполнению калибровочных работ лаборатории авиационной метрологии ИАС ООО «Аэропорт Емельяново», 2010.

4. Официальный сайт «Эквинет». URL: http://www.equinet.ru/.

5. Руководство пользователя «Torkmaster».

References

1. Official website LLC «Airport Emelyanovo» URL: http://www.airport-emelyanovo.ru/.

2. GOST R 51254-99 «Assembly tools for tightening threaded joints normalized. Totque wrenches».

3. Quality Manual of the organization and implementation of the calibration of the laboratory of aviation metrology IAS LLC «Airport Emelyanovo», 2010.

4. Official website «Equinet» URL: http://www.equinet.ru/.

5. User guide «Torkmaster».

© Лутрохманова К. Ю., Жирнова Е. А., 2016

УДК 621.396.931; 621 396 932.1; 629.783

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СПУТНИКОВЫХ СИСТЕМ IRIDIUM И «ГОНЕЦ» ПРИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В МОНИТОРИНГЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

С. О. Майнашева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: maynasheva95@yandex.ru

Приведены результаты энергетического расчета радиолиний спутниковых систем Iridium и «Гонец». На основе результатов проведен сравнительный анализ систем.

Ключевые слова: Iridium, «Гонец», энергетический расчет, потери радиолинии.

COMPARATIVE STUDY OF SATELLITE SYSTEMS «IRIDIUM» AND «GONETS» AT THEIR USE FOR AIRCRAFT MONITORING

S. O. Mainasheva

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: maynasheva95@yandex.ru

The article presents calculation of power balance of wireless link. The comparative analysis based on result of calculations is submitted.

Keywords: Iridium, Gonets, calculation of energy power, loss of the wireless link.

На данный момент в мир существует множество различных систем, а их развитие и усовершенствование - одна из основных задач современной техники. Данные системы используются для решения большого спектра задач, одной из них является авиационный мониторинг подвижных объектов. В большинстве систем мониторинга используется по несколько спут-

никовых систем разных классов, таких как Globalstar, Iridium, Inmarsat [1]. На базе технических решений данных систем создаются различные средства мониторинга [2]. Необходимость создания подобных средств обусловлена повышением эффективности и решения различных задач по управлению и поиску летательных аппаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.