Научная статья на тему 'Совершенствование методов расчета устойчивости башенных кранов'

Совершенствование методов расчета устойчивости башенных кранов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
409
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TOWER CRANE / STABILITY / REACTION IN SUPPORTS / PERFECTION OF DESIGN METHODS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Синельщиков Алексей Владимирович, Булатов Булат Лукпанович

Приведенные статистические данные показывают, что потеря устойчивости башенного крана и его опрокидывание встречаются чаще других аварий. В связи с этим изложена постановка задачи по расчету устойчивости против опрокидывания башенных кранов в различных эксплуатационных состояниях. В основу расчетов положены вычисления реакции в опорах. Библиогр. 5. Ил. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The given statistical data show that stability loss of a tower crane and its overturning occur much more than other accidents. Thus, there is a problem definition in order to calculate stability without tower crane overturning in various working operations. The calculations are based on computing of reactions in supports.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов расчета устойчивости башенных кранов»

УДК 621.873.252:624.046

А. В. Синельщиков, Б. Л. Булатов

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ РАСЧЕТА УСТОЙЧИВОСТИ БАШЕННЫХ КРАНОВ

Аварии башенных кранов составляют 40 % общего количества аварий стреловых грузоподъемных кранов (рис. 1). Наиболее часто (30 % случаев) причиной аварий башенных кранов является нарушение условий безопасной эксплуатации, связанных с неисправностью ограничителей грузоподъемности (ОГП) и перегрузкой башенного крана, неудовлетворительным состоянием крановых путей и проведением работ при скорости ветра, превышающей предельные значения (рис. 2) [1, 2]. При этом под аварией понимается потеря устойчивости башенного крана и его опрокидывание, иногда с предшествующим разрушением элементов несущих металлоконструкций.

Рис. 1. Падение 15 августа 2010 г. башенного крана высотой 53 м на строительной площадке в г. Москве (пересечение Ленинского проспекта и улицы Доблести)

Отдельные проекты производства работ кранами не учитывают особенности грузовых характеристик строительных кранов с обратно пропорциональным снижением массы груза при увеличении вылета, что создает серьезные трудности при использовании строительных кранов для погрузочно-разгрузочных работ.

Многочисленные аварии башенных кранов обусловлены дефектами крановых путей из-за нарушения регламентированных РД 22-28-35-99 [3] и РД 50-48-0075-01-05 [4] требований к конструкции, устройству и безопасной эксплуатации рельсовых путей башенных кранов.

В последние годы участились аварии башенных кранов в нерабочем состоянии из-за высокой скорости ветра. Вероятность появления нагрузок на кран в нерабочем состоянии может возрасти из-за существенного изменения климата Земли. Особенно опасна ветровая нагрузка, вызванная локальными метеопроцессами, прогнозирование которых затруднено (рис. 2).

Рис. 2. Потеря устойчивости и падение башенного крана 2 октября 2009 г. в г. Минске вследствие внезапного порыва ветра скоростью более 12 м/с

Согласно ГОСТ 13994-75 «Краны башенные строительные. Нормы расчета» [5], башенные краны в рабочем и нерабочем состоянии должны иметь достаточную устойчивость против опрокидывания, расчет которой производится для следующих расчетных случаев: при работе крана с грузом (грузовая устойчивость), нерабочего состояния (собственная устойчивость), внезапного снятия нагрузки с крюка (обрыв груза) и монтажа (демонтажа) крана. Устойчивость крана определяют для одного, наиболее неблагоприятного из условий его работы положения, для каждого из расчетных случаев.

Вместе с тем ГОСТ 13994-75 не дает рекомендаций по расчету устойчивости в различных эксплуатационных состояниях: поворот башни крана, изменение вылета либо совмещение указанных рабочих операций. Указанные факторы могут приводить к резкому изменению нагрузок на металлоконструкцию крана, изменению нагрузок на опоры и рельсовые пути башенного крана. Влияние указанных факторов на устойчивость можно определить, вычислив изменение реакции в опорах башенного крана при различных эксплуатационных состояниях. Результаты расчетов будут сравниваться с результатами, полученными нормативными методами расчета, а также с результатами экспериментов.

Задача по совершенствованию методов расчета устойчивости башенных кранов от опрокидывания является частью магистерской диссертации, выполняемой на кафедре «Подъемнотранспортные машины, производственная логистика и механика машин» Астраханского государственного технического университета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. й//^://№ж^з1хоур1апегка.га/аг11с1езу1е’^азрх?1ё=258.

2. hííp://www.nakanune.ra/news/2008/4/28/2117170.

3. РД 22-28-35-99. Конструкция, устройство и безопасная эксплуатация рельсовых путей башенных кранов.

4. РД 50-48-0075-01-05. Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации наземных крановых путей.

5. ГОСТ 13994-75. Краны башенные строительные. Нормы расчета.

Статья поступила в редакцию 15.11.2010

PERFECTION OF DESIGN METHODS FOR TOWER CRANES STABILITY

A. V. Sinelshchikov, B. L. Bulatov

The given statistical data show that stability loss of a tower crane and its overturning occur much more than other accidents. Thus, there is a problem definition in order to calculate stability without tower crane overturning in various working operations. The calculations are based on computing of reactions in supports.

Key words: tower crane, stability, reaction in supports, perfection of design methods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.