Научная статья на тему 'Совершенствование методов расчета отверстия автодорожного моста'

Совершенствование методов расчета отверстия автодорожного моста Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
74
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Тыщук Г. Ф., Люпаев Б. М.

На расчеты отверстия моста большое влияние оказывают реальные условия эксплуатации и требуемая долговечность конструкций. Даются рекомендации по учету особенностей конструктивных решений на расчет отверстий в мостах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов расчета отверстия автодорожного моста»

совершенствование методов расчета отверстия Автодорожного моста

г. Ф. тыщук, Б. М. Люпаев

На расчеты отверстия моста большое влияние оказывают реальные условия эксплуатации и требуемая долговечность конструкций. Даются рекомендации по учету особенностей конструктивных решений на расчет отверстий в мостах.

Проектирование мостов и мостовых переходов включает комплекс расчетов, важнейшей частью которых являются гидрологические, гидравлические и русловые, во многом определяющие генеральные размеры мостов. Вопросы совершенствования методов расчета рассматриваются в этой статье.

С целью уменьшения отверстия моста рекомендуется искусственное уширение русла под ним (срезка берегов поймы в подмостовом отверстии), увеличивающее площадь живого сечения под мостом (рис. 1). Возможность уширения русла определяется в зависимости от степени стеснения потока подходами Р и вероятности затопления поймы Р .

Рисунок

Схема срезки: а) в поперечном сечении; б) в плане; 1 — очертание поймы (наилок);

2 — контур срезки

Степень стеснения потока подходами вычисляют по формуле

в = РАО,, (1)

где Q и Qp6 — соответственно полный и бытовой русловой расчетные расходы.

Вероятность затопления поймы находят по кривой распределения ежегодных максимальных уровней для высоты средней отметки поймы над нулем графика водомерного поста. Устройство срезки оправдано в том случае, если выполняется условие

0,4 в (Pn/100+0,5) > 1,0. (2)

Целесообразность срезки можно рассчитать по табл. Если при найденном Р значение Рп% больше указанных в табл., то уширение возможно. При степени стеснения потока в < 1,7 устройство срезки необязательно. При возможности уширения определяют расчетную ширину русла под мостом по формуле В = Вл • [(0,93 - 1)- к • к„, +1],

рм рб п p/о

где кп — коэффициент, учитывающий влияние полноты расчетного паводка;

к% — коэффициент, учитывающий влияние частоты затопления поймы в месте перехода.

Коэффициент, учитывающий влияние полноты расчетного паводка, находят по одной из формул:

кп = (7,7/р-1) • (П/2)(3’8 - 0‘85) п при в < 4,5 и Рп%< 95 %, (4)

кп = 0,7п % при в > 4,5 и Рп% < 95 %, (5)

к = 0,79 • %П

п

при Рп% > 95 %, (6)

где П — полнота расчетного паводка.

П = h /h , (7)

пб max

где h^ — средняя глубина воды на пойме (1); hmax — максимальная глубина воды в русле в бытовом состоянии (1).

Коэффициент частоты затопления поймы вычисляется по одной из формул:

к% = (Рп% • 100)<05+25/Р )

при Р % < 95 %;

(В)

Серия «Архитектурно-строительные науки»

177

Таблица

Показатель Значение

Степень стеснения потока подходами при РУВВ, в 1,7 2,0 2,5 3,0 3,5 4,0 4,5

Вероятность затопления поймы, Рп% 95 75 50 33 21 13 6

кр% = 1 10—20 м); т — коэффициент заложения от-

при Рп% > 95 %. (9) коса конуса, равный 2; ^ — глубина воды на

Отверстие моста назначается не менее ве- пойме у конусов при РУВВ (определяют по

личины, определяемой по формуле морфоствору).

L = 5 • В + Ув + У1 + 2mh , (10) На морфостворе намечают такое положе-

т рм ^ оп ^ укр п 11 1

где 5 — гарантийный запас на возможную ние моста, чтобы он перекрывал левую пойму

погрешность расчета; 5 = 1 при гидрометри- на величину

ческих расчетах; 5 = 1,1 при морфометри- (Ьп - Врб) • Олп/( Олп + Опп), (11)

ческих расчетах; Увоп — суммарная шири- правую — на

на опор (для расчета отверстия моста в свету (Ьп - Врб) • Опп/( Олп + Опп), (12)

Увоп = 0); У1укр — ширина укреплений подошв где Олп и Опп — соответственно расход воды,

конусов (для расчета ее можно принять равной проходящий по левой и правой пойме.

Поступила 16.09.08.

178

вЕСтниК Мордовского университета | 2008 | № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.