Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТОВ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТОВ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ДОРОГА / ГРУНТ / УПЛОТНЕНИЕ ГРУНТОВ / СОСТАВ ГРУНТА / ДОРОЖНОЕ ПОКРЫТИЕ / ДЕФЕКТЫ ДОРОГИ / КЕЛЕЙНОСТЬ / СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ / МЕТОД / ПИКНОМЕТР

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Уколов С. А., Трепалин В. А., Викулова Л. Н., Симонова А. С.

В статье в качестве максимальной плотности предложено принять плотность частиц грунта, определение которой не требует наличия сложного оборудования, определяется в лаборатории с помощью пикнометра, при этом плотность частиц грунта является достаточно стабильной величиной, зависящей только от состава грунта. В результате разработан более совершенный метод оценки степени уплотнения песчаных грунтов за счет использования в качестве максимальной плотности грунта плотности частиц грунта и статистических зависимостей без непосредственного определения в лаборатории максимальной плотности и оптимальной влажности грунта по ГОСТ 22733-2016. На основе исследований БелдорНИИ, в качестве максимальной плотности предложено принять плотность частиц грунта, определение которой не требует наличия сложного оборудования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING METHODS ASSESSMENT OF THE DEGREE OF SOIL COMPACTION

In the article, it is proposed to take the density of soil particles as the maximum density, the determination of which does not require sophisticated equipment, is determined in the laboratory using a pycnometer, while the density of soil particles is a fairly stable value, depending only on the composition of the soil. As a result, a more advanced method has been developed for assessing the degree of compaction of sandy soils by using the density of soil particles and statistical dependencies as the maximum soil density without directly determining the maximum density and optimal soil moisture in the laboratory according to GOST 22733-2016. Based on the research of BeldorNIA, it is proposed to take the density of soil particles as the maximum density, the determination of which does not require the presence of complex equipment.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТОВ»

Совершенствование методов оценки степени уплотнения грунтов

11 2 2 С.А. Уколов , В.А. Трепалин , А.С. Симонова , Л.Н. Викулова

2

i

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Петра Великого 2Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

Аннотация: В статье в качестве максимальной плотности предложено принять плотность частиц грунта, определение которой не требует наличия сложного оборудования, определяется в лаборатории с помощью пикнометра, при этом плотность частиц грунта является достаточно стабильной величиной, зависящей только от состава грунта. Приведена американская методика определения максимальной плотности и оптимальной влажности грунтов. В результате приведен более совершенный метод оценки степени уплотнения песчаных грунтов за счет использования в качестве максимальной плотности грунта плотности частиц грунта и статистических зависимостей без непосредственного определения в лаборатории максимальной плотности и оптимальной влажности грунта по ГОСТ 22733-2016. На основе исследований БелдорНИИ, в качестве максимальной плотности предложено принять плотность частиц грунта, определение которой не требует наличия сложного оборудования, определяется в лаборатории с помощью пикнометра, при этом плотность частиц грунта является достаточно стабильной величиной, зависящей только от состава грунта.

Ключевые слова: автомобильная дорога, грунт, уплотнение грунтов, состав грунта, дорожное покрытие, дефекты дороги, келейность, строительство дорог, метод, пикнометр.

Уплотнение почвы - это процесс, при котором частицы почвы механически обрабатываются с целью более плотного прилегания друг к другу за счет уменьшения воздушных пустот. Целью уплотнения земляных насыпей, таких, как земляные дамбы и насыпные насыпи (шоссе, железная дорога и канал), и дорожных участков является получение грунтовой массы, которая будет удовлетворять двум основным критериям: уменьшению осадки и увеличению прочности на сдвиг. Многие инженерные сооружения, построенные на грунтах, такие как автомобильные дороги, железнодорожное земляное полотно и покрытия аэродромов также требуют уплотнения [1]. Уплотнение повышает прочностные характеристики грунтов, что, в свою очередь, увеличивает несущую способность возводимых над ними фундаментов. Это также уменьшает количество нежелательных усадок сооружений и повышает устойчивость откосов насыпей. Уплотнение играет

Введение

жизненно важную роль в подготовке хорошего уплотненного грунтового покрытия на местах сбора отходов, чтобы сделать их относительно непроницаемыми для выщелачивания и тем самым снизить угрозу загрязнения грунтовых вод. Таким образом, уплотнение используется как практическое средство достижения желаемой прочности и сжимаемости, а также характеристик гидравлической проводимости используемых грунтов.

Характеристиками уплотнения грунта, полученными в результате лабораторных испытаний на уплотнение, являются максимальный удельный вес сухой массы и оптимальное содержание влаги. При строительстве многих земляных сооружений, таких как насыпи, важно оценить пригодность грунта с точки зрения характеристик уплотнения. Кроме того, для таких проектов требуется большое количество грунта, и может быть трудно получить одинаковый тип грунта на одном участке. Для получения характеристик уплотнения в лабораторных условиях требуется значительное время и усилие. Таким образом, для предварительной оценки пригодности грунтов, необходимых для проекта, предпочтительно использовать корреляцию инженерных свойств с простыми индексными тестами [2, 3].

В прошлом предпринимались попытки соотнести характеристики уплотнения с пределом текучести [4, 5]. Однако была получена неудовлетворительная корреляция.

Основная часть

При уплотнении грунта насыпная плотность увеличивается, а общая пористость уменьшается. Уплотнение на новых строительных площадках можно разделить на две категории - намеренное и непреднамеренное. Преднамеренное (или предполагаемое по назначению) уплотнение производится для того, чтобы обеспечить физическую устойчивость грунта для сооружений.

Уплотнение почвы традиционно описывается как сжатие

ненасыщенного почвенного массива, приводящее к уменьшению фракционного объема воздуха [6]. Эффект уплотнения заключается в уменьшении общей пористости, особенно объема крупных пор между заполнителями. Как только объем воздуха уменьшается или почва насыщается, можно использовать термин "уплотнение". Уплотнение - это сжатие насыщенного грунта, вызванное выдавливанием воды. Консолидация - это более постепенный процесс, чем уплотнение, так как вязкость воды намного больше, чем воздуха.

Консистенция почвы (например, твердая, рыхлая) и уплотнение сильно зависят от уровня влажности. Очень сухая почва твердая и сопротивляется деформации, в то время, как более влажная рыхлая почва легко разрушается. Предел пластичности почвы - это весовое содержание воды, при котором почва превращается из рыхлой в пластичную, и представляет собой минимальное количество воды, при котором может произойти закупорка и образование луж.

Когда грунт подвергается уплотнению, начиная с сухого состояния, его насыпная плотность будет увеличиваться с увеличением влажности благодаря смазывающему эффекту частиц, пока не достигнет максимальной достигается плотность почвы, которая будет наблюдаться при "оптимальной" влажности [7, 8]. Максимальная насыпная плотность (следовательно, максимальное уплотнение) соответствует ~80% степени насыщения. После насыщения частицы почвы раздвигаются еще больше, что снижает насыпную плотность. В стандартизированных условиях зависимость насыпной плотности от содержания воды в почве соотношение измеряется с помощью метода Проктора (А5ТМ Э 698-91) и варьируется в зависимости от текстуры и других свойств.

Для определения максимальной плотности грунта принят метод СоюздорНИИ (ГОСТ 22733-2016). Следует отметить, что данный метод

имеет ряд недостатков [9, 10]: -трудоемкость, -времязатратность,

- некоторые методические положения.

Теоретические предпосылки предлагаемого метода оценки степени

уплотнения грунтов

Для устранения указанных недостатков предлагается в качестве максимальной плотности принять плотность частиц грунта, а степень уплотнения Ко грунта определять по формуле [11]:

-5

где р& - плотность сухого грунта в слое насыпи, г/см ; р8 - плотность частиц грунта, г/см .

Определение р8 не требует сложного оборудования, определяется в лаборатории с помощью пикнометра или объемомера по ГОСТ 5180-2015.

Плотность частиц грунта является достаточно стабильной величиной, зависящей от состава грунта, и при отсутствии данных испытаний ориентировочно может быть принята равной, г/см3:

- для песков - 2,65;

- для супесей легких и легких пылеватых - 2,67;

- для супесей тяжелых, суглинков легких - 2,70;

- для суглинков тяжелых, глин-2,72.

Поскольку данные значения больше величины рра макс р соответствует нулевой пористости), коэффициенты уплотнения Ку по стандартному методу будут больше коэффициентов Ко по формуле (1). Для того, чтобы не менять принятую в дорожной практике шкалу нормируемых значений Ку приведем Ко к действующей шкале.

Из отношения Ку/ Ко = р8 /ррЛ макс следует, что:

M

т. е., для получения коэффициента уплотнения Ку необходимо Ко умножить

на отношение

Píi макс

Отношение (1) установлено экспериментально в

зависимости от фактической плотности грунта и представлено на рис. 1.

Рис. 1 - Зависимость ——— pd

РА иаке

Зависимость ——— pd, аппроксимируется следующей формулой:

Pd иакс

PS

Píi ШПС

■Kl, = - 0,258pri + 1,96,

(3)

Коэффициент корреляции этой зависимости равен 0,43.

Проведена оценка пригодности данной зависимости для приведения результатов определения коэффициента Ко к результатам испытаний по Ку. Для этого построен график «коэффициент уплотнения по корреляционной зависимости - фактический коэффициент уплотнения» (рис. 2). Оценка пригодности зависимости (3) проводилась путем определения коэффициента корреляции г, относительной ошибки 5/S и коэффициента вариации Кв.

Относительные ошибки 5/S определены как отношение разности значений коэффициентов уплотнения 5=К^-Кж, (фактических К^ и по корреляционной зависимости К^), к остаточному среднему квадратическому

M

отклонению указанных разностей S.

1,06

1,04

¡5 О

в s

в s

4) и

В в

н я

2 я

ч «

и «

о

Е- В

Я и

Ш о

а в 0,96

В ся

■е- ч

1,02

1,00

0,98

0,94

0,92

0,90

♦ ♦

(

0,85

0,9

0,95

1,05

14

Фактический коэффициент уплотнения

Рис.2 - Зависимость между фактическими и рассчитанными коэффициентами

уплотнения

Коэффициент корреляции г между фактическими и рассчитанными по зависимости (2) коэффициентами уплотнения равен 0,756; остаточное среднеквадратическое отклонение разностей фактических и рассчитанных

коэффициентов уплотнения S=0,0268; среднее значение Ку по корреляционной зависимости Ку=0,982 коэффициент вариации Кв=0,02668/0,982=2,73%. Относительные ошибки S/S изменяются в интервале (-1,77 - +1,75) и не выходят за допустимый предел ± 2,0 (рис.3).

Рис.3 - Диаграмма относительных ошибок для приведенного коэффициента

уплотнения Ку

Таким образом, недостатками метода стандартного уплотнения грунтов является прежде всего высокая трудоемкость и продолжительность испытаний по определению максимальной (стандартной) плотности грунта, а также ряд методических положений метода.

Заключение

В статье, на основе исследований БелдорНИИ, в качестве максимальной плотности предложено принять плотность частиц грунта, определение которой не требует наличия сложного оборудования, определяется в лаборатории с помощью пикнометра, при этом плотность частиц грунта является достаточно стабильной величиной, зависящей только от состава грунта. Проведена оценка пригодности данной зависимости для приведения результатов определения предложенного коэффициента уплотнения К0 к результатам испытаний с определением коэффициента уплотнения Ку по традиционной методике.

Литература

1. Трепалин В.А., Уколов С.А., Викулова Л.Н., Симонова А.С. Метод обоснования состава комплекта сборно-разборных дорожных покрытий для обустройства временных автомобильных дорог // Инженерный вестник Дона, 2023, №5. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n5y2023/8435.

2. Уплотнение грунта при строительстве автодорог // URL: dom-srub-banya.ru/uplotnenie-grunta-pri-stroitelstve-avtodorog/ (дата обращения: 17.05.2023).

3. Хмелевцов А.А. Формирование структурных связей в аргиллитоподобных глинах сочинской свиты в г. Сочи // Инженерный вестник Дона, 2013, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2037.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Abid M., Lal R. Tillage and drainage impact on soil quality: II. Tensile strength of aggregates, moisture retention and water infiltration // Soil and Tillage research. 2009. V. 103. № 2. P. 364-372.

5. Allahyari N., Maleki M. Investigation into small-strain shear modulus of sand-gravel mixtures in different moisture conditions and its correlation with static stiffness modulus // International Journal of Geotechnical Engineering. 2022. V. 16. № 8. P. 962-973.

6. Hakansson I., Voorhees W. B. Soil compaction // Methods for assessment of soil degradation. CRC Press, 2020. P. 167-179.

7. Spoor G., Godwin R.J. Soil deformation and shear strength characteristics of some clay soils at different moisture contents // Journal of Soil Science. 1979. V. 30. № 3. P. 483-498.

8. Hu W., Jia X., Zhu X., Su A., Du Y., Huang B. Influence of moisture content on intelligent soil compaction //Automation in Construction. 2020. V. 113 URL: doi. org/10.1016/j. autcon.2020.103141.

9. Горячев М.Г. Оценка ожидаемых значений модулей упругости глинистых грунтов при строительстве земляного полотна автомобильных дорог //Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. 2020. № 2(24). С. 6.

10. Казаринов А.Е., Косицына К.Н. Сравнительный анализ методов определения максимальной плотности и оптимальной влажности грунтов // Дальний Восток. Автомобильные дороги и безопасность движения. 2019. Т. 19. С. 266-274.

11. Казарновский В.Д., Лейтланд И.В., Мирошкин А.К. Основы нормирования и обеспечения требуемой степени уплотнения земляного полотна автомобильных дорог. М.: Союздорнии, 2002. 55 c.

References

1. Trepalin V.A., Ukolov S.A., Vikulova L.N., Simonova A.S. Inzhenernyj vestnik Dona, 2023, №5. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n5y2023/843.

М Инженерный вестник Дона, №5 (2023) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n5y2023/8500

2. Uplotnenie grunta pri stroitel'stve avtodorog [Soil compaction during road construction]. URL: dom-srub-banya.ru/uplotnenie-grunta-pri-stroitelstve-avtodorog/ (accessed: 17.05.2023).

3. Khmelevtsov A.A. Inzhenernyj vestnik Dona, 2013, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2037.

4. Abid M., Lal R. Soil and Tillage research. 2009. V. 103. № 2. pp. 364-372.

5. Allahyari N., Maleki M. International Journal of Geotechnical Engineering. 2022. V. 16. № 8. С. 962-973.

6. Hakansson I., Voorhees W. B. Soil compaction. Methods for assessment of soil degradation. CRC Press, 2020. pp. 167-179.

7. Spoor G., Godwin R.J. Journal of Soil Science. 1979. V. 30. № 3. pp. 483498.

8. Hu W., Jia X., Zhu X., Su A., Du Y., Automation in Construction. 2020. V. 113. URL: doi.org/10.1016/j.autcon.2020.103141.

9. Goryachev M.G. Avtomobil'. Doroga. Infrastruktura. 2020. № 2(24). p. 6.

10. Kazarinov A.E., Kositsyna K.N. Dal'niy Vostok. Avtomobil'nye dorogi i bezopasnost' dvizheniya. 2019. V. 19. pp. 266-274.

11. Kazarnovskiy V.D., Leytland I.V., Miroshkin A.K. Osnovy normirovaniya i obespecheniya trebuemoy stepeni uplotneniya zemlyanogo polotna avtomobil'nykh dorog [Fundamentals of rationing and ensuring the required degree of compaction of the roadbed]. M.: Coyuzdornii, 2002. 55 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.