Научная статья на тему 'Совершенствование методов оценки экономической эффективности инновационных проектов сферы образования'

Совершенствование методов оценки экономической эффективности инновационных проектов сферы образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
193
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ / THE INNOVATIVE: ECONOMIC EFFICIENCY / INNOVATIVE PROJECTS / EDUCATION SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курамшина К. С., Останина С. Ш.

В статье раскрыты совершенствование методов оценки экономической эффективности, а именно совокупного и частного экономического эффекта от взаимосвязи вузов, промышленных предприятий и государства, позволяющая определить экономическую целесообразность взаимного участия в инновационном развитии сферы образования самого вуза, государства, и промышленного предприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Курамшина К. С., Останина С. Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the improvement of methods of economic evaluation namely, the total and private economic benefits from the relationship of universities, industry and government which allows to determine the economic feasibility of mutual participation in the innovative development of education of the university, government, and industry

Текст научной работы на тему «Совершенствование методов оценки экономической эффективности инновационных проектов сферы образования»

К. С. Курамшина, С. Ш. Останина СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: экономическая эффективность, инновационные проекты, сфера образования.

В статье раскрыты совершенствование методов оценки экономической эффективности, а именно совокупного и частного экономического эффекта от взаимосвязи вузов, промышленных предприятий и государства, позволяющая определить экономическую целесообразность взаимного участия в инновационном развитии сферы образования самого вуза, государства, и промышленного предприятия.

Keywords: the innovative: economic efficiency, innovative projects, education Sector.

The article reveals the improvement of methods of economic evaluation namely, the total and private economic benefits from the relationship of universities, industry and government which allows to determine the economic feasibility of mutual participation in the innovative development of education of the university, government, and industry.

В настоящее время перед Россией стоит острая задача модернизации промышленности, освоения новых технологий, повышения конкурентоспособности, перехода от сырьевой к инновационной экономике. Развитие малых предприятий, особенно в сфере инноваций - уникальный и эффективный инструмент для достижения этих целей. Однако, по данным Министерства экономического развития РФ, вклад малых предприятий в ВВП в 2010 г. составил 15-17%, что в 3-3,5 раза ниже, чем в развитых странах [1]. Тем не менее, по результатам исследований, проведенных GEM (global entrepreneurship monitor), в настоящий момент в России сложились предпосылки для превращения предпринимательского потенциала общества (включая занятость в неформальном секторе) в реальный фактор роста российской экономики. Для этого вновь создаваемым малым предприятиям необходима поддержка и благоприятные условия для их становления и успешного развития (необходима инновационная инфраструктура). Так же необходимо повышать предпринимательскую активность в молодежной среде, среди научных кадров; распространяя культуру предпринимательства в школах и университетах.

В рамках государственной поддержки развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, проведен конкурс на получение грантов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010г №219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [2]. При реализации программы создания инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования планируется достижение следующих результатов:

1) формирования инновационной среды в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

2) развития взаимодействия между образовательными учреждениями и промышленными предприятиями;

3) поддержки создания хозяйственных об-

ществ, учреждаемых в соответствии с пунктом 8 статьи 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

И повышения на этой основе:

1) качества подготовки специалистов в российских образовательных учреждениях;

2) уровня развития исследовательской и технологической базы российских образовательных учреждений;

3) инновационной активности российских образовательных учреждений.

До последнего времени, в России складывалось мнение, что предпринимательство и высшее образование - не совместимы. Вуз это место, где люди работают исключительно в сфере науки, и их деятельность сопряжена с обучением студентов, проведением научных исследований, написанием научных работ, публикациями в рецензируемых журналах и т. п. и, в редких случаях, эта деятельность связана с возможностью создать что-то коммерчески жизнеспособное. Об этом свидетельствует и малое количество в России образовательных программ по предпринимательству, в то время как в Европе данные программы широко внедрены в учебный процесс. Для изменения сложившейся ситуации НИУ должны будут отказаться от непрофильных специальностей и сконцентрироваться на создании вокруг себя полноценной инновационной среды: малых инновационных предприятий, внедренческих фирм, технопарков, предпринимательских центров и фондов поддержки предпринимательства студентов. Внедрение этой концепции требует от университетов изменений подходов к процессу обучения, пересмотра организационных и административных структур образовательных учреждений, вовлеченности в бизнес региона и т. д.

По мнению Генри Ицковица (профессор Стэндфордского университета и Центра исследований в области предпринимательства Бизнес-школы Эдинбургского университета): «В

обществе, основанном на знаниях, университеты становятся центрами, генерирующими технологии и новые формы предпринимательства, оставляя за собой естественно, и научные исследования» [3]. Г. Ицковиц автор и активный пропагандист новой модели организации инновационного процесса, названной им «тройной спиралью». Модель основана на утверждении, что в современном обществе ядром инновационной деятельности оказывается университет. Он вступает в тесное сотрудничество с бизнесом, во многом беря на себя функции его отделения НИОКР, и становится главным центром приложения государственных усилий по развитию инноваций. Классический университет превращается в предпринимательский. Модель «тройной спирали» объединяет инновационные усилия вузов, бизнеса и государства при центральной роли университетов, является самой гармонизированной формой инновационной системы [4].

В данной статье представлена методика расчета совокупного и частного экономического эффекта от развития инновационной деятельности национальноисследовательского университета на основе его взаимодействия с промышленным предприятием и государством. Методика позволяет определить экономическую целесообразность взаимного участия в инновационном развитии сферы образования - самого вуза, сотрудников и студентов этого вуза, государства и промышленного предприятия. Возьмем общий показатель, характеризующий экономический эффект, определяемый в виде суммы частных эффектов всех участников тройного взаимодйствия:

Эк.эф. совокупный-^(Эк-эф-НИУ+Эк-эф-преп.состава+ +Эк.эф.студентов+Эк-эф-предпр.+Эк-эф-гос.) (1)

где Эк.эф.НИУ - экономический эффект от инновационного развития национально-исследовательского университета для самого университета; Эк.эф.препсос1ава - экономический эффект от инновационного развития национально-исследовательского университета для преподавательского состава, непосредственно участвующих в разработках инновационного развития; Эк.эф.студентов -экономический эффект от инновационного развития национально-исследовательского университета для студентов НИУ, занятых в разработках инновационного развития; Эк.эф.предпр. - экономический эффект от инновационного развития национально-исследовательского университета для предприятия, участвующие в данной тройной спирали; Эк.эф.гос. - экономический эффект от инновационного развития национально-

исследовательского университета для государства, при его участие в данной тройной спирали.

Далее рассчитывается экономический эффект каждого из вышеуказанных слагаемых. Экономический эффект для самого национально-исследовательского университета от инновационного развития может получиться путем суммирования: экономического эффекта от развития учебного подразделения национальноисследовательского университета, т.е разница между выручкой от реализации основных и дополнительных образовательных услуг после и до внедрения инноваций (Эк.эф.уч.под); экономического эффекта от развития научного подразделения научно-исследовательского уни-

верситета, который может быть определен, как разница между средствами, поступающими из государственного бюджета и предназначенными для оплаты труда ученых после и до внедрения инноваций (Эк.эф.науч.под.); экономический эффект от развития кадрового подразделения национально-исследовательского университета,

который может быть определен, как разница между стоимостью научно-исследовательских и хоздоговорных работ, выполненных преподавательским составом национально-

исследовательского университета после и до внедрения инноваций (Эк.эф.кад.под); экономический эффект от развития финансового подразделения национально-исследовательского университета , определенный как разница между стоимостью пассивов национально-

исследовательского университета после и до внедрения инноваций (Эк.эф.фин.под.); экономический эффект от развития хозяйственного подразделения вуза, можно определить как разницу между стоимостью активов вуза после и до внедрения инноваций (Эк.эф.хоз.под).

Эк.эф.НИУ-

Эк.эф.уч.псд .+Эк.эф.науч.псд+Эк.эф.кад. под. ++Эк.эф.фин.под+ Эк.эф.хоз.под. (2)

Экономический эффект от инновационного развития национально-исследовательского университета для преподавательского состава, непосредственно участвующих в разработках инновационного развития по формуле 3 как разницу между зарплатой преподавательскому составу национально-исследовательского университета после внедрения (Эк.эф.з/п после внед) и до внедрения (Эк.эф.з/п до внед) инноваций.

Эк.эф.преп.состава— Экэф-з/п после внед -Экэф-з/п до внед (3)

Экономический эффект от инновационного развития национально-исследовательского университета для студентов, занятых в разработках инновационного развития НИУ заключается в получении высокооплачиваемой работы:

ЭК.эфстурентов—Эк■эф■дсхсд после Eнец—Эк■эф■дсхсддсвнец (4)

где Эк.эф.доход после внед - доход студента, окончивший национально-исследовательский университет после внедрения инноваций; Эк.эф.доход до внед - доход студента, окончивший национально-исследовательский университет до внедрения инноваций.

Экономический эффект от инновационного развития национально-исследовательского университета для предприятия, участвующие в данной тройной спирали определяется как сумма: прибыли от совместной деятельности с национально-исследовательским университетом (Првзаим. с НИУ); экономии затрат на подготовку и переподготовку кадров (Эк.затраткад.) представлена в формуле 5.

Эк.эф.предпр. — Првзаим. с НИУ + Эк-затраткад (5)

Экономический эффект от инновационного развития национально-исследовательского

университета для государства, при его участие в данной тройной спирали, можно предположить в экономии на выплатах пособий по безработице и увеличении налоговых платежей (формула 6).

Эк.эф.гос — (Пособ.б/рпосле внед - Пос°б.б/рдо внед) +

+ (НалоГ.плат.после внед -НалоГ.плат.до внед) (6)

где Пособ.б/рпосле внед, Пособ.б/рдо внед - пособия по безработице после и до внедрения инноваций - соответственно; Налог.плат.после внед , Налог.плат.до внед - налоговые платежи национально-исследовательского университета после и до внедрения инноваций - соответственно.

Объединение инновационных усилий вузов, промышленных предприятий / технопарков и государства при центральной роли университетов и, является самой рациональной формой инновационной системы, которая подходит и для рыночного, и для нерыночного общества. в обществе, основанном на знаниях, университет играет все более важную роль. В индустриальном обществе университет готовит обученных работников и занимается научными исследованиями, как фундаментальными, так и прикладными, но очень редко участвует в трансфере технологий в промышленность. А в обществе, основанном на знаниях, университет начинает играть расширенную роль, ставя «капитализацию знаний» в качестве академической цели. Модель «тройной спирали» предполагает, что именно университеты становятся центрами, генерирующими технологии и новые формы предпринимательства, оставляя за собой, естественно, и научные исследования. Главный аргумент в пользу такого развития университетов заключается в том, что они являются местом, через которое течет человеческий капитал, тысячи студентов с новыми идеями, которые можно апробировать и довести до коммерциализации [5].

Говоря о данной модели, нельзя забывать о двух других ее элементах. О промышленных предприятиях и государственных структурах и их взаимодействии с университетами. Потому что, продолжая выполнять свои традиционные функции, эти структуры приобретают новые роли в таком сотрудничестве. Правительство

помимо того, что оно, как всегда, устанавливает правила игры и занимается управлением общества, теперь выполняет еще одну функцию - оно обеспечивает необходимые ресурсы для стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности в университетах.

А промышленные предприятия помимо своего традиционного направления - производства продукции - теперь размещают свои структурные единицы на территориях научных парков. Это позволяет предприятиям находиться в более тесном контакте с академическими исследовательскими группами, дает больше возможностей для разработки новых товаров, найма нужных сотрудников и отслеживания научных открытий, имеющих коммерческое применение, т.е. инноваций.

Литература

1. Российский статистический ежегодник / Стат. сборник. ГМЦ Росстат - 2011. -// www.gks.ru.

2. «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» : Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2010г №219 // Российская газета. -23 июня 2010. - №5214

3. Г. Ицковиц Тройная спираль. Университеты -предприятия - государство. Инновации в действии / Пер. с англ. под ред. А. Ф. Уварова. Томск: Изд-во ТУСУР. 2010.

4. Фияксель Э.А. Пути развития национального исследовательского университета. // Инновации в образовании №4, 2011

5. Останина С.Ш., Основные направления совершенствования управления коммерциализацией интеллектуальной собственности / Останина С.Ш. Рыболовлева А.А., Водолажская Е.Л., Авилова В.В. - Казань: Вестник КНИТУ №4, 2011.

6. Авилова В.В. Регинальный кластер как действенный механизм реализации кластерной политики Республики Татарстан / Авилова В.В., Тимофеева О.С. - Казань: Вестник КНИТУ №12, 2012.

© К. С. Курамшина - соиск. каф. экономики и управления на предприятиях пищевой промышленности ИДПО КНИТУ, [email protected]; С. Ш. Останина - д-р экон. наук, проф. каф. экономики ФППиБА КНИТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.