Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 1 (1), с. 244-253
УДК 330.1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ БЮДЖЕТНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ И СУБЪЕКТОВ РФ
© 2012 г. Н.И. Яшина, А.В. Ясенев, В.Н. Ясенев
Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского
Поступтла в редакцтю 22.08.2011
Разработана методология оценки финансовой устойчивости бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований посредством определения сводного показателя, включающего: структуру доходов бюджета; платежеспособность территории; эффективность управления бюджетом. Методология позволяет повысить качественное управление бюджетами различного уровня.
Ключевые слова: система оценки бюджетной устойчивости, коэффициенты - относительные показатели состояния бюджета, сводный стандартизированный показатель.
В современных условиях рыночной экономики и развития бюджетной системы представляется актуальной разработка методологии расчета финансовой устойчивости бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований (далее МО). Методология расчета финансовой устойчивости бюджетов актуальна для использования органами государственной власти всех уровней, инвесторами, кредиторами, для повышения эффективности управления региональной бюджетной системой, а также поддержки комплексного социально-экономического развития территории. Разработка методологии расчета финансовой устойчивости бюджетов позволит реализовывать инновационную деятельность на региональном уровне, комплексно развивать региональную инфраструктуру и социальную сферу регионов в интересах населения.
Под бюджетной устойчивостью муниципальных образований и субъекта РФ следует понимать такое качественное состояние бюджета, при котором субъект публичной власти в существующих социально-экономических и нормативно-правовых условиях своевременно и в полном объеме мобилизуют доходы бюджета с целью обеспечения всех закрепленных за ним полномочий, при этом качественное состояние бюджетной устойчивости муниципалитетов и субъекта РФ может быть оценено количественно рядом бюджетных показателей, входящих в систему критериев оценки бюджетной устойчивости, к которым относятся коэффициенты структуры доходов бюджета, показатели платежеспособности, показатели эффективности управления бюджетом.
Расчет показателей бюджетной устойчивости МО предлагается производить исходя из группировки расходов и доходов бюджета, статей актива и пассива баланса бюджета, т.е. исходя из направлений использования средств и источников их финансирования.
Оценка устойчивости бюджетного потенциала МО и субъектов РФ методом изучения специальных коэффициентов основывается на анализе отчетности.
В целях упрощения сбора информации, что является условием доступности применения метода, расходы группируются в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), в связи с чем целесообразно рассмотреть четыре группы расходов:
— группа «Социально значимые расходы» включает в себя КОСГУ 211, 213, 223, 260;
— группа «Первоочередные расходы» включает КОСГУ 230, 212, 340, 221, 222, 224, 225, 226, 241, 290;
— группа «Расходы на капитальные вложения в основные фонды» (КОСГУ 310);
— группа «Прочие расходы», которая в том числе включает в себя расходы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Компонентой исследования расходов бюджета является рассмотрение объема кредиторской задолженности.
Классификация доходов и прочих поступлений в бюджет для оценки устойчивости бюджетного потенциала МО и субъектов РФ предлагается по четырем группам:
— налоговые доходы;
— неналоговые доходы;
— безвозмездные поступления, в том числе финансовая помощь;
— прочие поступления, в том числе кредиты и займы.
Помимо указанных групп, в процессе определения бюджетной устойчивости МО методом изучения коэффициентов рассматриваются следующие обобщающие поступления в бюджет группы:
— собственные доходы;
— финансовая помощь, в т.ч.
— субвенции.
При рассмотрении доходов бюджета необходимо учитывать размер недоимки.
Система коэффициентов [1] должна быть сформирована с учетом следующих требований.
1. Коэффициенты должны быть максимально информативными.
2. Коэффициенты должны рассчитываться только по данным существующей отчетности об исполнении бюджетов, утвержденной в РФ.
3. Коэффициенты должны давать возможность проводить рейтинговую оценку МО и субъектов РФ как в пространстве (в сравнении с другими территориями), так и во времени (ежемесячно, поквартально и за ряд лет).
4. Для всех коэффициентов могут быть указаны числовые нормативы минимально удовлетворительного уровня или диапазона изменений.
В целях объективной оценки бюджетной устойчивости МО и субъектов РФ предлагается использовать следующие [2, 3] три группы показателей:
— первая группа - коэффициенты структуры доходов бюджета;
— вторая группа - показатели платежеспособности;
— третья группа - коэффициенты эффективности управления бюджетом.
В анализе бюджетной устойчивости МО и субъектов РФ в качестве показателей предлагается использовать коэффициенты - относительные показатели состояния бюджета, рассчитываемые как отношения абсолютных бюджетных показателей друг к другу.
I. Коэффтцтенты структуры доходов бюджетов
К1.1 - коэффициент финансовой независимости, рассчитывается как отношение суммы налоговых и неналоговых доходов к общей сумме доходов бюджета. Коэффициент финансовой независимости определяется по формуле:
К1.1 = (НД + ННД) / Д, где НД - налоговые доходы; ННД - неналоговые доходы; Д - доходы бюджета всего.
К1.2 - коэффициент финансовой устойчивости. Рассматривается как соотношение налоговых (возобновляемых) доходов к общей сумме доходов. Коэффициент финансовой устойчивости рассчитывается по формуле:
К1.2 = НД / Д, где НД - налоговые доходы; Д - доходы бюджета всего.
К1.3 - коэффициент отношения налоговых и неналоговых доходов к финансовой помощи. Рассчитывается как отношение совокупности налоговых и неналоговых доходов к объему финансовой помощи бюджету (дотации, субсидии, субвенции). Коэффициент соотношения налоговых и неналоговых доходов к объему финансовой помощи определяется по формуле: К1.3 = (НД + ННД) / ФП, где НД - налоговые доходы; ННД - неналоговые доходы; ФП - финансовая помощь.
К1.4 - коэффициент собственности, определяется как соотношение собственных доходов и всех поступлений в бюджет (доходы и прочие поступления, в том числе кредиты и займы). Коэффициент собственности рассчитывается по формуле:
К1.4 = СД / П, где СД - собственные доходы (налоговые, неналоговые, дотации, субсидии); П - все поступления.
II. Показателт платежеспособностт
Показатели платежеспособности характеризуют возможность бюджетов рассчитываться по текущим обязательствам.
К2.1 - показатель общей платежеспособности рассчитывается как отношение доходов бюджета к сумме первоочередных и социально значимых расходов. Коэффициент общей платежеспособности определяется по формуле:
К2.1 = Д / (ПР + СЗР), где Д - доходы бюджета всего; ПР - первоочередные расходы; СЗР - социально значимые расходы.
К2.2 - показатель абсолютной платежеспособности рассчитывается как соотношение доходов и социально значимых расходов. Коэффициент абсолютной платежеспособности определяется по формуле:
К2.2 = Д / СЗР, где Д - доходы бюджета всего; СЗР - социально значимые расходы.
К2.3 - показатель собственной платежеспособности, рассчитывается как соотношение суммы налоговых и неналоговых доходов к общей сумме расходов. Коэффициент собственной платежеспособности определяется по формуле:
К2.3 = (НД + ННД) / Р, где НД - налоговые доходы; ННД - неналоговые доходы; Р - расходы бюджета всего.
III. Показателт эффекттвностт управлентя бюджетом
К3.1 - показатель эффективности использования ресурсов, рассчитывается как соотношение недоимки и кредиторской задолженности. Коэффициент эффективности использования ресурсов находится по формуле:
К3.1 = Н / КЗ, где Н - недоимка; КЗ - кредиторская задолженность.
К3.2 - показатель собираемости налоговых доходов, рассчитывается как отношение налоговых доходов к сумме налоговых доходов и недоимки. Коэффициент собираемости налоговых доходов определяется по формуле:
К3.2 = НД / (НД + Н), где НД - налоговые доходы; Н - недоимка.
К3.3 - показатель долгосрочных вложений бюджета, определяется как соотношение расходов на капитальные вложения в основные фонды к общей сумме расходов бюджета. Рассчитывается по формуле:
К3.3 = РКВ / Р, где РКВ - расходы на капитальные вложения в основные фонды; Р - расходы бюджета всего.
К3.4 - показатель непроизводственных расходов бюджета, определяется как отношение разницы общей суммы расходов и расходов на обслуживание государственного (муниципального) долга к общей сумме расходов. Показатель непроизводственных расходов бюджета рассчитывается по формуле:
К3.4 = (Р - ОГД) / Р, где Р - расходы бюджета всего; ОГД - расходы на обслуживание государственного (муниципального) долга.
К3.5 - показатель эффективности предоставления бюджетных услуг, рассчитывается как отношение суммы расходов на заработную плату, начислений на выплаты по оплате труда и расходов на увеличение стоимости материальных запасов к общей сумме расходов. Показатель эффективности предоставления бюджетных услуг определяется по формуле:
К3.5 = (ЗП + НВОТ + УМЗ) / Р,
где ЗП - расходы на выплату заработной платы; НВОТ - расходы по начислениям на выплаты по оплате труда; УМЗ - расходы на увеличение стоимости материальных запасов; Р - расходы бюджета всего.
Указанные коэффициенты могут применяться для сравнения бюджетного состояния МО и субъектов РФ за различные периоды времени и для сравнения конкретного бюджетного состояния МО или субъекта с аналогичными показателями других МО или субъектов. Данные коэффициенты могут использоваться в качестве нормативов (критериев) бюджетного потенциала МО или субъектов РФ. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку.
Анализ проблем проведения сравнительной оценки бюджетной устойчивости МО и субъекта РФ показал необходимость использования многокритериального подхода для принятия оптимальных управленческих решений в области бюджетной политики органов власти РФ и органов власти субъектов РФ. Представленная система показателей определения бюджетной устойчивости МО и субъектов РФ позволяет производить их сравнительную оценку по всем трем группам показателей.
В работе предлагается методика оценки финансовой устойчивости бюджетов на основе сводного стандартизированного показателя. Однако рассчитанные показатели хозяйствующих субъектов могут иметь разную размерность, различную важность или весомость [2, 4].
При комплексной оценке бюджетов территорий по совокупности показателей возникает необходимость привести все показатели к безразмерному виду, к общему началу отсчета, к единому интервалу изменения.
Исходя из вышеизложенной задачи, предлагается метод ее решения, базирующийся на преобразовании исходных показателей. Расчет преобразованных (стандартизированных) безразмерных показателей определяется на основе следующей формулы:
где Ксту - стандартизированный показатель
состояния j-го бюджета;
К - коэффициент бюджетной устойчивости; погК - нормативное значение рассматриваемого коэффициента бюджетной устойчивости;
г - порядковый номер рассматриваемого коэффициента,
j - порядковый номер бюджета МО или субъекта.
В случае применения в методике определения комплексного стандартизованного показателя трех вышеприведенных групп показателей, входящих в систему критериев оценки бюджетной устойчивости МО и субъектов РФ, имеет место их максимизация, так как наиболее эффективное управление бюджетом достигается при максимальных значениях указанных коэффициентов.
Рассмотрение устойчивости бюджетов по системе показателей не дает однозначного ответа на вопрос об эффективности управления ими, так как возникает проблема сопоставления, выделения наиболее и наименее устойчивых бюджетов.
С целью сопоставления устойчивости бюджетов используется сводный стандартизированный показатель (К св ст), рассчитываемый по следующей формуле:
Ксвст (./^
I--------2-----------2--------------2 , (2)
= V (1 - Кт / )2 + (1 - Кст2 / )2 +... + (1 - Кт/ )2
где Ксв ст (/) - сводный стандартизированный показатель для конкретного бюджета,
/ - порядковый номер бюджета МО или субъекта;
г - порядковый номер рассматриваемого коэффициента;
Кст/ - стандартизированный показатель состояния j-го бюджета.
Таким образом, каждый рассматриваемый бюджет характеризуется значением сводного стандартизированного показателя. При этом устойчивость бюджета оценивается тем выше, чем меньше значение данного показателя. Для сопоставления оцениваемых бюджетов их совокупность подлежит группировке по принципу устойчивости. Нами предложено деление МО и субъектов РФ на три группы:
- бюджеты, входящие в первую группу, характеризуются как лучшие с позиции бюджетной устойчивости. Соответственно, в первую группу входят бюджеты, обладающие наименьшими из выборки значениями сводного стандартизированного показателя, не превышающими значения порогового показателя для отнесения к этой группе;
- во вторую группу входят бюджеты, бюджетная устойчивость которых оценивается удовлетворительно;
- в третью группу включаются бюджеты с наибольшими значениями сводного стандартизированного показателя - худшие из выборки.
Каждая группа характеризуется нормативными, определяемыми экспертным путем значениями коэффициентов, входящих в систему оценки бюджетной устойчивости МО и субъектов РФ. По нормативным значениям, в свою очередь, согласно рассмотренной выше методике, рассчитываются стандартизированные значения коэффициентов и сводный стандартизированный показатель, являющийся пороговым показателем для отнесения к каждой группе устойчивости.
В настоящей работе оценка бюджетной устойчивости городских округов, муниципальных районов и областного бюджета Нижегородской области производится по информации министерства финансов Нижегородской области за 2009 год. Аналитическая обработка информации предусматривает группировку данных о расходах и поступлениях в бюджет за 2009 год в соответствии с классификацией, предложенной выше. Информация представляется в разрезе бюджетов субъекта и муниципальных образований Нижегородской области [5].
На основе группированных данных производится расчет коэффициентов трех групп, характеризующих устойчивость бюджета: коэффициенты структуры доходов; показатели платежеспособности; показатели эффективности управления бюджетом. Расчет коэффициентов производится по представленным выше формулам.
Расчетные значения коэффициентов системы оценки бюджетной устойчивости бюджетов субъекта и МО Нижегородской области приведены в табл. 1.
Пороговые нормативные значения коэффициентов, определяющие группы устойчивости бюджетов, устанавливаются экспертным путем на основе наиболее успешно развивающихся и эффективно работающих муниципалитетов, а также максимального и минимального разброса коэффициентов бюджетной системы рассматриваемого региона. Для оценки бюджетной устойчивости рассматриваемых бюджетов за 2009 год пороговые нормативные значения коэффициентов определены в табл. 2.
Определение устойчивости бюджетов МО и бюджета Нижегородской области за 2009 г. осуществляется посредством сводного стандартизированного показателя. Сводный стандартизированный показатель согласно формуле (2) представляет собой суммарное значение стандартизированных коэффициентов системы оценки бюджетной устойчивости.
№
п/і
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
Расчетные значения коэффициентов системы оценки бюджетной устойчивости бюджетов субъекта и МО Нижегородской области за 2009 год
Таблтца 1
Наименование
жета
бюд-
К1.1
К1.2
К1.3
К1.4
К2.1
К2.2
К2.3
К3.1
К3.2
К3.3
К3.4
К3.5
Ардатовский
0.308
0.293
0.445
0.600
1.113
1.519
0.287
2.190
0.920
0.102
0.999
0.609
Арзамасский
0.306
0.269
0.445
0.617
1.380
1.676
0.309
0.683
0.908
0.119
1.000
0.519
Б.-Болдинский
0.270
0.255
0.371
0.556
1.434
1.792
0.275
0.974
0.059
1.000
0.529
Б. -Мурашкинский
0.211
0.194
0.268
0.594
1.318
1.683
0.220
0.939
0.081
1.000
0.591
Бутурлинский
0.260
0.244
0.357
0.477
1.371
1.764
0.243
0.986
0.956
0.114
1.000
0.512
Вадский
0.293
0.273
0.416
0.628
1.357
1.792
0.302
2.640
0.879
0.059
1.000
0.549
Варнавинский
0.265
0.254
0.393
0.670
1.230
1.708
0.275
0.295
0.962
0.136
1.000
0.610
Вачский
0.222
0.207
0.288
0.680
1.300
1.630
0.214
2.810
0.888
0.174
1.000
0.544
Ветлужский
0.202
0.191
0.256
0.718
1.246
1.763
0.197
0.882
0.124
1.000
0.591
Вознесенский
0.211
0.186
0.268
0.697
1.100
1.438
0.212
36.206
0.813
0.060
1.000
0.667
Воротынский
0.262
0.225
0.362
0.637
1.266
1.626
0.264
41.579
0.882
0.110
1.000
0.572
Воскресенский
0.227
0.206
0.299
0.702
1.147
1.495
0.223
1.715
0.940
0.096
1.000
0.610
Г агинский
0.184
0.166
0.226
0.512
1.592
2.076
0.178
10.969
0.949
0.133
1.000
0.468
Володарский
0.553
0.448
1.278
0.571
1.127
1.475
0.532
5.257
0.839
0.061
1.000
0.568
Д. -Константиновский
0.361
0.314
0.569
0.488
1.256
1.691
0.347
23.748
0.904
0.043
1.000
0.554
Дивеевский
0.418
0.297
0.721
0.609
1.175
1.712
0.392
4.002
0.860
0.135
1.000
0.517
Княгининский
0.306
0.281
0.441
0.670
1.294
1.684
0.314
3.081
0.952
0.098
1.000
0.569
Ковернинский
0.231
0.224
0.312
0.551
1.503
1.981
0.229
0.890
0.948
0.095
1.000
0.472
Кр.-Баковский
0.367
0.356
0.581
0.704
1.119
1.637
0.370
0.957
0.083
1.000
0.617
Кр. -Октябрьский
0.152
0.149
0.180
0.585
1.296
1.728
0.152
15.078
0.807
0.057
1.000
0.593
Лукояновский
0.364
0.303
0.574
0.643
1.206
1.532
0.370
8.330
0.956
0.067
1.000
0.655
Лысковский
0.467
0.421
0.880
0.527
1.219
1.567
0.457
87.164
0.926
0.090
0.999
0.599
Навашинский
0.429
0.394
0.754
0.719
1.076
1.380
0.422
0.934
0.062
1.000
0.672
Первомайский
0.350
0.306
0.539
0.589
1.393
1.896
0.322
6.263
0.943
0.173
1.000
0.458
Перевозский
0.295
0.281
0.423
0.544
1.316
1.758
0.291
0.463
0.957
0.060
1.000
0.532
Пильнинский
0.291
0.262
0.418
0.539
1.368
1.849
0.291
8.868
0.930
0.072
1.000
0.550
Починковский
0.351
0.326
0.543
0.561
1.329
1.732
0.358
28.493
0.934
0.078
1.000
0.568
Семеновский
0.448
0.417
0.832
0.608
1.357
2.028
0.364
3.985
0.904
0.380
1.000
0.371
Сергачский
0.342
0.332
0.529
0.608
1.217
1.860
0.336
0.928
0.081
1.000
0.534
Сеченовский
0.274
0.254
0.381
0.616
1.294
1.739
0.288
0.945
0.089
1.000
0.584
Сосновский
0.295
0.287
0.419
0.719
1.118
1.496
0.290
0.948
0.096
1.000
0.628
Спасский
0.182
0.164
0.224
0.654
1.256
1.776
0.177
0.930
0.126
1.000
0.556
Тонкинский
0.170
0.161
0.215
0.730
1.357
2.006
0.176
0.929
0.068
1.000
0.544
Тоншаевский
0.215
0.204
0.297
0.698
1.433
1.967
0.211
22.139
0.926
0.204
1.000
0.510
Уренский
0.363
0.329
0.588
0.643
1.216
1.576
0.363
0.527
0.929
0.106
1.000
0.558
Чкаловский
0.327
0.283
0.488
0.723
1.331
1.710
0.356
0.926
0.108
1.000
0.628
Шарангский
0.171
0.163
0.214
0.679
1.357
1.971
0.169
0.430
0.961
0.131
1.000
0.473
Шатковский
0.306
0.281
0.497
0.565
1.409
1.817
0.316
1.889
0.954
0.163
1.000
0.528
Шахунский
0.383
0.362
0.681
0.578
1.186
1.490
0.358
2.193
0.911
0.126
1.000
0.537
Сокольский
0.228
0.202
0.298
0.730
1.234
1.840
0.226
0.914
0.947
0.151
1.000
0.519
г. Арзамас
0.528
0.406
1.148
0.696
1.113
1.523
0.507
0.509
0.896
0.089
0.991
0.501
г. Балахна
0.476
0.406
0.915
0.683
1.149
1.507
0.445
7.889
0.890
0.115
0.998
0.541
г. Богородск
0.499
0.401
1.009
0.568
1.264
1.659
0.436
21.900
0.901
0.177
0.999
0.485
г. Бор
0.417
0.347
0.737
0.651
1.402
1.877
0.352
0.590
0.939
0.329
1.000
0.381
г. Выкса
0.466
0.393
0.879
0.679
1.124
1.817
0.430
0.250
0.925
0.064
0.984
0.448
Окончание таблицы 1
№ п/п Наименование бюджета К1.1 К1.2 К1.3 К1.4 К2.1 К2.2 К2.3 К3.1 К3.2 К3.3 К3.4 К3.5
46 г. Городец 0.378 0.270 0.610 0.676 1.219 1.559 0.360 5.254 0.900 0.122 0.996 0.539
47 г. Дзержинск 0.670 0.429 2.067 0.734 1.106 1.603 0.625 723.399 0.802 0.075 0.986 0.504
48 г. Кстово 0.598 0.447 1.530 0.654 1.142 1.644 0.576 0.397 0.874 0.088 0.994 0.521
49 г. Кулебаки 0.461 0.428 0.885 0.640 1.029 1.299 0.452 0.930 0.044 1.000 0.686
50 г. Павлово 0.390 0.331 0.654 0.720 1.348 1.893 0.394 9.360 0.918 0.106 1.000 0.496
51 г. Нижний Новгород 0.548 0.406 1.217 0.787 1.449 2.368 0.522 1.220 0.882 0.296 0.999 0.344
52 г. Саров 0.321 0.251 0.650 0.616 1.102 2.032 0.293 0.961 0.151 1.000 0.407
54 Бюджет субъекта -Нижегородская область 0.700 0.682 2.787 0.746 1.868 2.623 0.601 1.000 0.102 0.989 0.178
Таблица 2
Пороговые нормативные значения коэффициентов, определяющие группы устойчивости бюджета
Группа Нормативные значения коэффициентов
К1.1 К1.2 К1.3 К1.4 К2.1 К2.2 К2.3 К3.1 К3.2 К3.3 К3.4 К3.5
1 0.430 0.352 1.018 0.614 1.200 2.157 0.522 1.000 0.900 0.112 0.999 0.507
2 0.310 0.300 0.471 0.582 1.175 1.903 0.395 0.950 0.881 0.103 0.998 0.461
3 0.170 0.279 0.180 0.539 1.158 1.623 0.233 0.852 0.815 0.097 0.992 0.457
подлежит делению на три группы по принципу устойчивости. Каждая группа характеризуется нормативными значениями коэффициентов системы оценки бюджетной устойчивости, которые приведены в табл. 2, соответствующими стандартизированными значениями (см. табл. 3) и сводным стандартизированным показателем.
Группировка бюджетов МО и субъекта Нижегородской области за 2009 год согласно принципу бюджетной устойчивости на основе сводного стандартизированного показателя представлена в таблице 5.
В первую группу входят бюджеты, обладающие наименьшими из выборки значениями сводного стандартизированного показателя, не превышающими значения порогового показателя для отнесения к этой группе, равного 1.500. Бюджеты, входящие в первую группу, характеризуются как лучшие с позиции бюджетной устойчивости. Во вторую группу входят проблемные бюджеты, бюджетная устойчивость которых оценивается удовлетворительно. В третью группу - худшие из выборки.
Таким образом, из рассмотренных бюджетов наибольшей бюджетной устойчивостью обладает бюджет города Нижнего Новгорода, и, напротив, наименьшая бюджетная устойчивость наблюдается в Кр.-Октябрьском районе, значение сводного стандартизированного показателя которого выходит за рамки третьей группы, что характеризует его с крайне негативной стороны.
Исходя из порогового нормативного значения коэффициентов (см. табл. 2.), согласно методике определения сводного стандартизованного показателя, рассмотренной в настоящей работе, рассчитываются значения стандартизированных коэффициентов согласно формуле (1). Расчетные значения стандартизированных коэффициентов, пороговые нормативные значения коэффициентов, определяющие группы устойчивости бюджетов, а также ранжирование в соответствии со сводными стандартизованными показателями приведены в табл. 3.
Значения сводных стандартизированных показателей, являющихся предельными нормативами для отнесения к группам бюджетной устойчивости, согласно методике, определяются как сумма предельных нормативных значений стандартизированных коэффициентов. Предельное значение сводного стандартизированного показателя для определения групп устойчивости бюджета приводится в табл. 4.
Бюджеты МО и бюджет Нижегородской области за 2009 год характеризуются соответствующими значениями сводного стандартизированного показателя. Как отмечалось выше, устойчивость бюджета оценивается тем выше, чем меньше значение данного показателя.
Согласно методике оценки бюджетной устойчивости, описанной выше, для сопоставления оцениваемых бюджетов их совокупность
Таблица 3
Расчетные значения стандартизированных коэффициентов системы оценки бюджетной устойчивости бюджетов субъекта
и муниципальных образований Нижегородской области за 2009 год
п/п Наименование бюджета Ксті.1 Кеті.2 КсгІ.З Кеті .4 Ксг2.1 Кст2.2 Ксг2.3 КстЗ.1 Кст3.2 КстЗ.З Кст3.4 Кст3.5 Ксв ст
4 пЗ С с е 51 г. Нижннй Новгород 1.286 0.977 0.821 1.245 1.001 1.207 1.344 0.003 0.979 1.401 1.007 0.797 0.068
48 г. Кетово 1.405 1.077 1.032 1.036 0.789 0 838 1.433 0.001 0.970 0.416 1.002 1 206 0.745
28 Семеновский 1.051 1.004 0.561 0.962 0.937 1.034 0.937 0.011 1.003 1.797 1.008 0.859 0.836
44 г. Бор 0.978 0.834 0.497 1.030 0.968 0.957 0.908 0.002 1.043 1.556 1.008 0.883 1.337
14 Володарский 1.299 1.079 0.862 0.904 0.778 0.752 1.371 0.015 0.931 0.287 1.008 1.316 1.399
43 г. Богородск 1.173 0.964 0.680 0.899 0.872 0.846 1.123 0.061 1.000 0.837 1.007 1.122 1.417
41 г. Арзамас 1.239 0.978 0.774 1.101 0.769 0.777 1.305 0.001 0.995 0.422 0.999 1.160 1.480
Норматив группы 1 1.010 0.847 0.686 0.972 0828 1.100 1.344 0.003 0.999 0.530 1.007 1.174 1.500
СЧ й с р є и 54 Областной бюджет 1.643 1.642 1.879 1.180 1.290 1.338 1.547 0.000 1.110 0.482 0.997 0.413 1.519
22 Лысковскнй 1.096 1.013 0.593 0.834 0.842 0.799 1.177 0.241 1.028 0.427 1.007 1.386 1.559
42 г. Балахна 1 119 0.976 0.617 1.081 0.793 0.769 1.147 0.022 0.988 0.544 1.006 1.253 1.687
47 г. Дзержинск 1.573 1.032 1.394 1.163 0.763 0.818 1.609 1.999 0.890 0.357 0.994 1.166 1.757
4 9 г. Кулебакн 1.083 1.030 0.597 1.013 0.710 0.662 1.164 0.000 1.032 0.209 1.008 1.587 1.905
23 Навашннский 1.007 0.949 0.508 1.138 0.743 0.704 1.087 0.000 1.036 0.293 1.008 1.556 1.970
50 г. Павлово 0.916 0.796 0.441 1.140 0.931 0.965 1.013 0.026 1.019 0.501 1.008 1.149 2.095
45 г. Выкса 1.095 0.946 0.593 1.075 0.776 0.927 1.108 0.001 1.027 0.303 0.992 1.038 2.120
19 Кр.-Ваковский 0.862 0.857 0.392 1.115 0.772 0 835 0.952 0.000 1.062 0.393 1.008 1.427 2.325
16 Днвеевскнй 0.981 0.714 0.486 0.964 0.811 0.873 1.009 0.011 0.955 0.639 1.008 1.196 2.353
36 Чкалов осей 0.769 0.682 0.329 1.145 0.919 0.872 0.916 0.000 1.028 0.509 1.008 1454 2.369
24 Первомайский 0.822 0.735 0.363 0.932 0.962 0.967 0.830 0.017 1.047 0.818 1.008 1.059 2.439
19 Шахунскш 0.900 0.871 0.459 0.915 0.819 0.760 0.922 0.006 1.011 0.594 1.008 1.244 2.491
21 Лукояновскнв 0.854 0.730 0.387 1.018 0.832 0.781 0.953 0.023 1.062 0.315 1.008 1.517 2.521
35 Уренскнй 0.852 0 792 0.396 1.018 0839 0.804 0.934 0.001 1.031 0.501 1.008 1.291 2.533
46 г. Городец 0.888 0.650 0.411 1.070 0.841 0.795 0.926 0.015 0.999 0.575 1.004 1.248 2.578
38 Шатковскнй 0.718 0.677 0.335 0.894 0.972 0.926 0.815 0.005 1.059 0.773 1.008 1.223 2.594
29 Сергачский 0.803 0.798 0.357 0.963 0.840 0.949 0.864 0.000 1.030 0.385 1.008 1.237 2.767
17 Княгинннскнй 0.718 0.676 0.298 1.061 0.893 0.859 0.808 0.009 1.057 0.466 1.008 1 318 2.830
7 Варнавинашй 0.622 0.612 0.265 1.060 0.849 0.871 0.708 0.001 1.068 0.643 1.008 1412 2.883
34 Т оншаевскнй 0.504 0.490 0.200 1.105 0.989 1.003 0.543 0.061 1.028 0.964 1.008 1.180 2.925
31 Сосновскнй 0.693 0.691 0.283 1.138 0.772 0.763 0.747 0.000 1.052 0.455 1.008 1.453 2.946
52 г. Сэров 0.754 0.603 0.438 0.976 0.761 1.036 0.755 0.000 1.067 0.713 1.008 0.941 2.948
2 Арзамасский 0.719 0.647 0.300 0.976 0.953 0.855 0.795 0.002 1.008 0.565 1.008 1.201 2.970
250 Н.И. Яшина, А.В. Ясенев, В.Н. Ясенев
№ п/п Наименование бюджета KcTl.l Кст1.2 Кст1.3 Kerl. 4 Ксг2.1 Ксг2.2 Кст2.3 Ксг3.1 Кст3.2 КстЗ.З Kct3.4 Кст3.5 Ксв СГ
гО % _ Е 1 Норматив группы 2 0.728 0.722 0.318 0.921 0.811 0.970 1.017 0.003 0.978 0.487 1.006 1.067 2.972
15 Д. -Константинов снш 0.847 0.756 0.383 0.772 0.867 0.862 0.894 0.066 1.003 0.203 1.008 1 283 3.055
1 Ардатов осей 0.723 0.706 0.300 0.950 0.768 0.774 0.740 0.006 1.021 0.482 1.007 1.409 3.112
30 Сеченовский 0.542 0.612 0.257 0.975 0.893 0.887 0.741 0.000 1.048 0.419 1.008 1.353 3.165
6 В адский 0.688 0.656 0.281 0.994 0.937 0.914 0.778 0.007 0.975 0.280 1.008 1.271 3.212
26 Пипьнинский 0. (583 0.630 0.282 0.854 0.944 0.943 0.748 0.025 1.032 0.343 1.008 1.272 3.236
11 Воротынский 0.616 0.542 0.244 1.00? 0.874 0.829 0.681 0.115 0.979 0.522 1.008 1.325 3.257
40 Сокольский 0.536 0.486 0.201 1.156 0.852 0938 0.583 0.003 1.051 0.714 1.008 1.202 3.271
25 Перевозскнй 0.693 0.677 0.285 0.861 0.908 0896 0.750 0.001 1.062 0.284 1.008 1 231 3.343
8 Вачскнн 0.521 0.498 0.194 1.077 0.897 0.831 0.550 0.008 0 985 0.825 1.008 1.260 3.344
3 Б.-Бсшдиискнн 0.635 0.614 0.250 0.881 0.990 0.914 0.709 0.000 1.081 0.280 1.008 1.225 3.413
5 Бутурлинский 0.610 0.586 0.241 0.755 0.946 0.899 0.627 0.003 1.061 0.539 1.008 1.184 3.541
9 Ветлужский 0.475 0.459 0.L72 1.137 0.860 0.899 0.507 0.000 0.979 0.585 1.008 1.369 3.550
18 Ковершшсшй 0.543 0.539 0.210 0.872 1.038 1.010 0.590 0.002 1.053 0.449 1.008 1.093 3.592
12 Воскресенский 0.533 0.496 0.202 1.111 0.792 0762 0.575 0.005 1.043 0.454 1.008 1412 3.608
4 Б.-Мурашкннский 0.496 0.468 0.181 0.940 0.910 0858 0.567 0.000 1.042 0.384 1.008 1.367 3.780
13 Г агннсыш 0.431 0.400 0.152 0.810 1.099 1.059 0.458 0.030 1.054 0.631 1.008 1.084 3.785
37 Шарангский 0.401 0.393 0.144 1.076 0.937 1.005 0.435 0.001 1.066 0.618 1.008 1.095 3.821
32 Спасский 0.428 0.394 0.151 1.036 0.867 0.905 0.456 0.000 1.033 0.596 1.008 1.287 3.839
33 I онкннский 0.400 0.388 0.145 1.156 0.937 1.023 0.452 0.000 1.031 0.321 1.008 1.259 3.881
10 Вознесенский 0.495 0.449 0.181 1.103 0.760 0.733 0.546 0.100 0.902 0.284 1.008 1.544 3.894
20 Ер. -Октябрьский 0.357 0.358 0.121 0.926 0.895 0 881 0.391 0.042 0 896 0.269 1.008 1 372 4.485
Таблица 4
Предельные значения сводного стандартизированного показателя, определяющие группы устойчивости рассматриваемых бюджетов
Предельное значение Норматив Ксв ст
Норматив группы 1 1.500
Норматив группы 2 2.972
Норматив группы 3 4.304 и оолее
Совершенствование методов оценки бюджетной устойчивости муниципальных образований 251
Таблица 5
Расчетные значения сводных стандартизированных показателей бюджетной устойчивости бюджетов МО и субъекта Нижегородской области за 2009 год в разрезе групп бюджетной устойчивости
№ Группы № Бюджета Наименование источника Ксв ст
Группа № 1 51 г. Нижний Новгород 0.068
48 г. Кстово 0.745
28 Семеновский 0.836
44 г. Бор 1.337
14 Володарский 1.399
43 г. Богородск 1.417
41 г. Арзамас 1.480
Группа № 2 54 Областной бюджет 1.519
22 Лысковский 1.559
42 г. Балахна 1.687
47 г. Дзержинск 1.757
49 г. Кулебаки 1.905
23 Навашинский 1.970
50 г. Павлово 2.095
45 г. Выкса 2.120
19 Кр.-Баковский 2.325
16 Дивеевский 2.353
36 Чкаловский 2.369
24 Первомайский 2.439
39 Шахунский 2.491
21 Лукояновский 2.521
35 Уренский 2.533
46 г. Городец 2.578
38 Шатковский 2.594
29 Сергачский 2.767
17 Княгининский 2.830
7 Варнавинский 2.883
34 Тоншаевский 2.925
31 Сосновский 2.946
52 г. Саров 2.948
2 Арзамасский 2.970
Группа № 3 15 Д. -Константиновский 3.055
1 Ардатовский 3.112
30 Сеченовский 3.165
6 Вадский 3.212
26 Пильнинский 3.236
11 Воротынский 3.257
40 Сокольский 3.271
25 Перевозский 3.343
8 Вачский 3.344
3 Б.-Болдинский 3.413
5 Бутурлинский 3.541
9 Ветлужский 3.550
18 Ковернинский 3.592
12 Воскресенский 3.608
4 Б. -Мурашкинский 3.780
13 Г агинский 3.785
37 Шарангский 3.821
32 Спасский 3.839
33 Тонкинский 3.881
10 Вознесенский 3.894
20 Кр. -Октябрьский 4.485
Список литературы
1. Яшина Н.И. Определение бюджетного потенциала территориально-административных образований в целях развития промышленности региона / Н.И. Яшина, С.Н. Яшин. Н. Новгород: Нижегородский государственный технический университет, 2002. 190 с.
2. Анализ территориальных бюджетов: совершенствование методологических и финансовых ас-
пектов / А.А. Табаков, Н.И. Яшина, С.Ю. Роганова / Монография. Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2004. 180 с.
3. Анимица Е.Г., Тертышный А.Г. Местное самоуправление: история и современность. Екатеринбург: Изд-во Уральск. гос. ун-та, 1998. 406 с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
5. Материалы министерства финансов Нижегородской области.
6. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ в ред. от 5 марта 2010 г.
IMPROVEMENT OF METHODS FOR ASSESSING FISCAL SUSTAINABILITY OF MUNICIPALITIES AND ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
N.I. Yashina, An. V. Yasenev, V.N. Yasenev
We have developed a methodology for assessing the financial sustainability of the budgets of the Russian Federation subjects and municipalities through the identification of the composite indicator, which includes: the structure of budget revenues, solvency of the territories, and budget management efficiency. The methodology allows the quality of budget management at different levels to be improved.
Keywords: assessment of fiscal sustainability, coefficients - relative indicators of the budget state, combined standardized index.