Научная статья на тему 'Совершенствование методологии повышения квалификации руководителей и специалистов особо опасных производств ТЭКа как способ решения проблем безопасности'

Совершенствование методологии повышения квалификации руководителей и специалистов особо опасных производств ТЭКа как способ решения проблем безопасности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Уголь
Scopus
ВАК
CAS
GeoRef
Область наук
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ОПАСНЫЕ ПРОИЗВОДСТВА / БЕЗОПАСНОСТЬ / TRAINING / METHODS OF TRAINING / HAZARDOUS PRODUCTION / SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Холодов П. П., Юнгблюдт С. В., Ботвенко Л. А.

В статье изложены основные направления совершенствования методологии повышения квалификации специалистов особо опасных производств, предложена система повышения квалификации как многоуровневое обучение специалистов опасных производств. Иллюстрации: Рис. 1. Система многоуровневого обучения руководителей и специалистов Рис. 2. Схема формирования групп специалистов для прохождения обучения на следующем уровне образовательной программы Рис. 3. Алгоритм формирования кадрового резерва специалистов для назначения на вышестоящие должности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Холодов П. П., Юнгблюдт С. В., Ботвенко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the methodology of training of managers and specialists particularly hazardous industries, enterprises of Fuel and energy complex as a way of solving security problems

In the paper the basic directions of perfection of methodology of training specialists of especially hazardous production of production, the proposed system of qualification as a multi-level training of specialists of hazardous production facilities. Figures: Fig. 1. Multi-level leadership and specialists training system Fig. 2. Scheme of formation of specialist groups to be trained at the next level of the educational programme Fig. 3. Algorithm for formation of high-potential employees to be appointed to higher positions

Текст научной работы на тему «Совершенствование методологии повышения квалификации руководителей и специалистов особо опасных производств ТЭКа как способ решения проблем безопасности»

УДК 658.386.37:622.8 © П.П. Холодов, С.В. Юнгблюдт, Л.А. Ботвенко, 2018

Совершенствование методологии повышения квалификации руководителей и специалистов особо опасных производств ТЭКа как способ решения проблем безопасности

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-4-38-41

ХОЛОДОВ Павел Павлович

Канд. экон. наук, доцент,

доцент кафедры «Менеджмент» ФГАОУ ДПО

«КемРИПК»,

650002, г. Кемерово, Россия,

тел.: + 7 (3842) 64-34-18, e-mail: [email protected]

ЮНГБЛЮДТ Сергей Викторович

Канд. экон. наук, доцент,

ректор ФГАОУ ДПО «КемРИПК»,

650002, г. Кемерово, Россия,

тел.: + 7 (3842) 64-14-20, e-mail: [email protected]

БОТВЕНКО Людмила Авельевна

Канд. техн. наук, доцент,

заведующая кафедрой

«Менеджмент» ФГАОУ ДПО «КемРИПК»,

650002, г. Кемерово, Россия,

тел.: + 7 (3842) 64-36-28, e-mail: [email protected]

В статье изложены основные направления совершенствования методологии повышения квалификации специалистов особо опасных производств, предложена система повышения квалификации как многоуровневое обучение специалистов опасных производств.

Ключевые слова: повышение квалификации, методы обучения, опасные производства, безопасность.

ВВЕДЕНИЕ

Одним из первостепенных факторов обеспечения надежного и безаварийного функционирования особо опасных производственных объектов становится сегодня уровень профессиональной компетенции эксплуатирующего их персонала. В свою очередь данный момент напрямую связан с постоянным и планомерным повышением квалификации данных работников, их непрерывным обучением и развитием. Уже ни для кого не секрет, что именно в уровне оптимального обеспечения предприятия компетентными и подготовленными кадрами кроется основной ключ не только к развитию любого производства, но и к простому вопросу его выживания в острой конкурентной среде.

Именно низкий уровень подготовки имеющегося персонала либо фактическое отсутствие должным образом подготовленных квалифицированных кадров, способных

осуществить не только технологическую модернизацию средств производства, но и просто грамотно эксплуатировать имеющееся оборудование, являются сегодня одной из фундаментальных проблем и вызовов, с которыми сталкиваются российские бизнес-структуры.

Решение данной проблемы маловероятно без переосмысления места и роли системы дополнительного профессионального образования (ДПО) и повышения квалификации персонала в общей структуре управления кадровым потенциалом каждого конкретного предприятия.

МЕСТО И РОЛЬ СИСТЕМЫ ДПО В ДЕЛЕ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ, ДОСТАТОЧНЫХ ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВ

Следует отметить, что современное как высшее, так и дополнительное профессиональное образование перешло на новую парадигму, в основу которой положен принцип формирования «человека мыслящего», способного к творчеству, самосовершенствованию, поэтому в системе повышения квалификации постепенно происходят соответствующие изменения, и мы должны менять как методы, так и способы обучения, то есть все составляющие данной системы требуют постоянного совершенствования. Также изменяется и методическая модель учебного процесса.

Методические схемы обучения выбираются в зависимости от конкретных условий организации учебного процесса и потребностей региона и осуществляются по наиболее важным характеристикам учебного процесса. Это дифференциация слушателей по интересам и уровню начальной подготовки; разнообразие форм и структуры; преобладание практических занятий и широкое использование интерактивных методов, обеспечивающих приобретение слушателями необходимых практических навыков; большой удельный вес самостоятельной работы; учет специфики практической деятельности слушателей; использование знаний и практического опыта слушателей. А характеристики учебного процесса зависят от интересов и возможностей слушателей в освоении образовательной программой (определяются по результатам входного тестирования); продолжительности обучения; вида и уровня базового образования слушателей; области практической деятельности слушателя и его намерений сохранить ее в будущем; обеспеченности методическими материалами; квалификации преподавателей.

Руководители предприятий

(высшее звено управления: первые заместители, технические директора, директора по производству, главные инженеры)

2УРОВЕНЬ

MBA <—► Президентская программа

(альтернатива)

Кадровый резерв руководителей

(среднее звено управления: начальник участка, заместитель главного инженера и т.д.)

Программы формирования устойчивых управленческих компетенций

Функциональное повышение квалификации

(специалисты: бухгалтерия, экономист/нормировщик, механик, электрик, геолого-маркшейдерская служба)

Программы формирования специальных профессиональных компетенций

Рис. 1. Система многоуровневого обучения руководителей и специалистов Fig. 1. Multi-level leadership and specialists training system

В настоящее время возникают новые требования общества к уровню образования, к профессиональной компетенции руководителей и специалистов особо опасных производств, а также к их личностным качествам, способности действовать в нестандартных ситуациях и быстро принимать правильные решения в аварийных ситуаци-

3 УРОВЕНЬ

Программы повышения квалификации (программы формирования специальных профессиональных компетенций)

Входной и итоговый контроль знаний специалистов Тестирование

Профессиональное Психологическое

Формирование групп (определение специалистов для обучения на 2 уровне)

2 УРОВЕНЬ

Рис. 2. Схема формирования групп специалистов для прохождения обучения на следующем уровне образовательной программы

Fig. 2. Scheme of formation of specialist groups to be trained at the next level of the educational programme

ях. Анализируя аварии и инциденты, видим, что причиной их часто является недостаточная профессиональная компетентность людей, которые входят в структуру управления компаний, поскольку во главу угла ставится не человек и его безопасность, а объем добычи, финансовые результаты. Конечно, в последние годы безопасности уделяется большое внимание. Но чаще при решении технических проблем обеспечения безопасности, к сожалению, уделяется мало внимания человеку, его профессиональной подготовке в сфере безопасности.

Однако данная проблема успешно решается при достаточно четком взаимодействии структур предприятий, ответственных за управление кадровым потенциалом, с организациями, занимающимися дополнительным профессиональным образованием и/или повышением квалификации сотрудников. К примеру, разработанная нашим институтом система подготовки - повышения квалификации ориентирована на приобретение профессиональных компетенций, необходимых для безопасного ведения работ на опасных производствах, так называемое опережающее, многоуровневое обучение руководителей и специалистов (рис.1).

Самый начальный уровень -это третий. Это повышение квалификации руководителей и специалистов, то есть на данном этапе формируются специальные профессиональные компетенции. Улучшение качества обучения по программам повышения квалификации - это практикоори-ентированный подход к обучению. Одним из приоритетных направлений этого обучения является информатизация образования - электронное, дистанционное обучение.

На сегодняшний день проблема создания электронных изданий и ресурсов актуальна, мы предлагаем один из путей ее решения - создание электронных образовательных ресурсов для самостоятельной работы слушателей, создание электронного обучаю-

2 УРОВЕНЬ

щего мультимедийного ресурса, значительно индивидуализирующего учебный процесс, увеличивающего скорость и качество усвоения учебного материала, существенно усиливающего практическую направленность, в целом - повышающего качество образования. После повышения квалификации и при прохождении тестирования (профессионального и психологического) происходит формирование групп специалистов для прохождения обучения на втором уровне (рис. 2).

На втором уровне программы повышения квалификации направлены на формирование устойчивых управленческих компетенций (знаний, умений, навыков). В данные программы включены вопросы менеджмента, экономики, психологии, и формируются они с учетом требований заказчика и специфики особо опасного производства.

После прохождения обучения на втором уровне возможно уже после определенного тестирования отбирать специалистов для назначения их на вышестоящие должности, то есть это позволяет формировать кадровый резерв для особо опасных производств, что в определенных условиях является очень сложной задачей (рис. 3).

Следует отметить, что основная цель деятельности любой из составляющих системы ДПО состоит в повышении уровня профессиональной компетентности руководителей и специалистов при решении различных производственных организационных и технических задач, в том числе и в чрезвычайных ситуациях. А в качестве одной из основополагающих задач данной системы подготовки следует выделить приобретение умений быстро, четко и с минимальными рисками действовать в стандартных и нестандартных ситуациях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом необходимо отметить, что функционирующая на должном уровне система повышения квалификации должна позволить не только повысить качество профессиональной подготовки кадров, но и более успешно решать проблемы безопасности производства и формирования кадрового резерва компании и в целом оказывать определенное стабилизирующее воздействие на функционирование как отдельных опасных производственных объектов, так и всей угольной отрасли в целом.

Список литературы

1. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. 656 с.

2. Друкер П. Менеджмент. Вызовы XXI века. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2012. 256 с.

Программы повышения квалификации (Программы формирования устойчивых управленческих компетенций)

Входной и итоговый контроль знаний Тестирование

Управленческих навыков

Профессиональных навыков

Психологическое

Рекомендации для назначения на должность

Рис. 3. Алгоритм формирования кадрового резерва специалистов для назначения на вышестоящие должности

Fig. 3. Algorithm for formation of high-potential employees to be appointed to higher positions

3. Каганов В.Ш. Корпоративное обучение как фактор обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур. М.: МГОФ «Знание», 2012. 344 с.

4. Русак О.Н. Управление безопасностью труда: Монография. СПб.: Стратегия будущего, 2011. 180 с.

5. Методы эффективного обучения взрослых: учебно-методическое пособие. Институт повышения квалификации государственных служащих Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. М., 1999. 154 с.

6. Менеджмент в сфере охраны труда, промышленной, экологической безопасности на особо опасных производствах: учебно-методическое пособие / Л.А. Ботвенко, Е.В. Лякин, П.П. Холодов, Н.Л. Чурина. Кемерово: АИ «Куз-бассвузиздат», 2017. 168 с.

7. Федченко Ю.А., Лякин Е.В., Ботвенко Л.А. Охрана труда: учебное пособие. Кемерово: ФГАОУ ДПО «КемРИПК», 2014. 368 с.

8. Федченко Ю.А. Учитесь у тех, кто ценит качество // Аккредитация в образовании. 2010. № 2.

9. Федченко Ю.А. Ключ к безопасности труда // Уголь Кузбасса. 2010. № 5.

10. Федченко Ю.А. Программно-целевой подход к обучению отдельных категорий застрахованных / ФГУ ВЦОТ Россздрава. Сборник трудов. М., 2007.

11. PwC Saratoga 2012: Results of the study of the effectiveness of the personnel management system. PwC, 2012.

12. Bellé N. Performance-related pay and the crowding-out of motivation in the public sector: A randomized field experiment // Public Administration Review. 2015. N 75,

13. Heslin P.A., Vande Walle D. Performance appraisal procedural justice: The role of a manager's implicit person theory // Journal of Management. 2011. N 37.

14. Meng F., Wu J. Merit pay fairness, leader-member exchange, and job engagement: Evidence from mainland China // Review of Public Personnel Administration. 2015. N 35.

CURRENT ISSUES

UDC 658.386.37:622.8 © P.P. Kholodov, S.V. Jungbludt, L.A. Butvenko, 2018

ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, № 4, pp. 38-41 Title

IMPROVING THE METHODOLOGY OF TRAINING OF MANAGERS AND SPECIALISTS PARTICULARLY HAZARDOUS INDUSTRIES, ENTERPRISES OF FUEL AND ENERGY COMPLEX AS A wAY OF SOLVING SECURITY PROBLEMS

DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-4-38-41

Authors

Kholodov P.P.', Jungbludt S.V.', Butvenko L.A.1

1 Regional institute of professional development, Kemerovo, 650002, Russian Federation

Authors' Information

Kholodov P.P., PhD (Economic), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management, tel.: + 7 (3842) 64-34-18, e-mail: [email protected] Jungbludt S.V., PhD (Economic), Associate Professor, Rector, tel.: + 7 (3842) 64-14-20, e-mail: [email protected]

Butvenko L.A., PhD (Engineering), Associate Professor, Head of the Department of Management, tel.: +7 (3842) 64-36-28, e-mail: [email protected]

Abstract

In the paper the basic directions of perfection of methodology of training specialists of especially hazardous production of production, the proposed system of qualification as a multi-level training of specialists of hazardous production facilities. Figures:

Fig. 1. Multi-level leadership and specialists training system

Fig. 2. Scheme of formation of specialist groups to be trained at the next level of

the educational programme

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Fig. 3. Algorithm for formation of high-potential employees to be appointed to higher positions

Keywords

Training, Methods of training, Hazardous production, Safety. References

1. Alaverdov A.P. Upravlenie chelovecheskimi resursami organizatsii [Company human resource management]. Moscow, Moscow Financial and Industrial University "Synergy" Publ., 2012, 656 p.

2. Druker P. Menedzhment. VyzovyXXI veka [Management. Challenges of the 21th century]. Moscow, Mann, Ivanov and Farber Publ., 2012, 256 p.

3. Kaganov V.Sh. Korporativnoe obuchenie kak faktor obespecheniya konkurentosposobnosti predprinimatel'skikh struktur [Corporate training as a factor of ensuring business structure competitiveness]. Moscow, MGOF "Znanie" Publ., 2012, 344 p.

4. Rusak O.N. Upravlenie bezopasnost'yu truda: Monografiya [Labour safety management: Monograph]. Saint-Petersburg, Strategy of future Publ., 2011, 180 p.

5. Metodyeffektivnogoobucheniya vzroslykh [Methods of efficient adult learning]. Uchebno-metodicheskoe posobie Institut povysheniya kvalifikatsii gosudarstvennykh sluzhashchikh Rossiyskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii [Guidance manual Institute for Advanced Training of Public Officials of the Russian Academy of Public Service under the President of the Russian Federation], Moscow, 1999, 154 p.

6. Botvenko L.A., Lyakin E.V., Kholodov P.P. & Churina N.P. Menedzhment v sfere okhrany truda, promyshlennoy, ekologicheskoy bezopasnosti na osobo opasnykh proizvodstvakh: Uchebno-metodicheskoe posobie [Management in the field of labour protection, industrial, environmental safety in specially hazardous production facilities: Guidance manual]. Kemerovo, AI"Kuzbassvuzizdat" Publ., 2017, 168 p.

7. Fedchenko Yu.A., Lyakin E.V. & Botvenko L.A. Okhrana truda: Uchebnoe posobie [Labour Protection: Educational aid]. Kemerovo, FGAOU DPO (Federal state autonomous educational institution of supplementary vocational education) «KemRIPK» Publ., 2014. 368 p.

8. Fedchenko Yu.A. Uchites' u tekh, kto tsenit kachestvo [Learn from those who appreciate the quality]. Akkreditatsiya v obrazovanii - Accreditation in education, 2010, No. 2.

9. Fedchenko Yu.A. Klyuch k bezopasnosti truda [Key to labour safety]. Ugol' Kuzbassa - Kuzbass Coal, 2010, No. 5

10. Fedchenko Yu.A. Programmno-tselevoy podkhod k obucheniyu otdel'nykh kategoriyzastrakhovannykh [Programme-target approach to training of some categories of insured]. Collection papers. Moscow, FGU VCOT Rosszdrav Publ., 2007.

11. PwC Saratoga 2012: Results of the study of the effectiveness of the personnel management system. PwC, 2012.

12. Bellè N. Performance-related pay and the crowding-out of motivation in the public sector: A randomized field experiment. Public Administration Review, 2015, No. 75.

13. Heslin P.A. & Vande Walle D. Performance appraisal procedural justice: The role of a manager's implicit person theory. Journal of Management, 2011, No. 37.

14. Meng F. & Wu J. Merit pay fairness, leader-member exchange, and job engagement: Evidence from mainland China. Review of Public Personnel Administration, 2015, No. 35.

Минприроды России наградило руководство СУЭК за вклад в охрану природы

СУЭК

СИБИРСКАЯ УГОЛЬНАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ

30 марта 2018 г. прошло заседании Коллегии Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, на котором, в частности, был отмечен вклад руководителей крупнейших российских промышленных компаний в охрану природы. Так, генеральный директор АО «СУЭК» Владимир Рашев-ский награжден знаком «Почетный работник охраны природы». Заместитель генерального директора АО «СУЭК», президент Фонда «СУЭК - РЕГИОНАМ», заместитель председателя Общественного совета при Минприроды РФ Сергей Григорьев был награжден знаком «Отличник охраны природы».

«Почетный работник охраны природы» и «Отличник охраны природы» - это ведомственные знаки отличия Минприроды России, которые вручаются за большой вклад в дело сохранения природы, биологического разнообразия, экологической безопасности, просвещения и пропаганды экологических знаний.

Обеспечение экологической безопасности, минимизация экологических рисков производства и охрана природы являются неотъемлемой частью стратегии устойчивого развития

^ЭК. Компания реализует комплекс мероприятий по охране воздушных ресурсов (дегазация шахт и утилизация метана), охране водных ресурсов (очистка сточных вод), энергоэффективности, рекультивации земель и сохранению биоразнообразия. Деятельность CУЭК в сфере экологии неоднократно отмечена профессиональным сообществом - компания является, в частности, победителем премий EraEco (при поддержке UNIDO и Минприроды России), Evolution Awards, Eco Best Award, является лидером рейтинга экологической ответственности горнодобывающих компаний WWF. В 2017-2018 гг. СУЭК направляет около 3,5 млрд руб. на реализацию экологических мероприятий. В 2017 г. СУЭК подписала с Минприроды России, Росприроднадзором и администрациями регионов, в которых работают предприятия компании, 10 соглашений о взаимодействии в области реализации природоохранных мероприятий на сумму более 6 млрд руб. По итогам 2017 года СУЭК вошла в число компаний, показавших наилучшие результаты по реализации совместных мероприятий с Минприроды России в Год экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.