Научная статья на тему 'Совершенствование методологии организации внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта'

Совершенствование методологии организации внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
447
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗАКАЗЧИК / ФУНКЦИЯ / СИСТЕМА / INTERNAL CONTROLS / WATER TRANSPORT / ACTIVITIES / CUSTOMER / FUNCTION / SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бубнова Маргарита Евгеньевна

Статья посвящена актуальным аспектам совершенствования методологии организации внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта. Обобщены современные подходы к организации внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта, определен характер их воздействия на методологию организации внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта. Представлен критический анализ отдельных моментов методологии контроля в аспекте организации внешнего и внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the important aspects of improving the methodology of internal control in enterprises of water transport. The paper summarizes current approaches to internal control in enterprises of water transport, the nature of their impact on the methodology of internal control in enterprises of water transport is defined. A critical analysis of some aspects of methodology in the control aspect of the organization of the external and internal control in enterprises of water transport is presented.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методологии организации внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта»

Выпуск 3

Необходимость преодоления противоречия между пассивностью формы и активностью содержания геоинформации в АСУ требует в первую очередь разработки концепции обработки геоданных в АСУ для решения задач управления. Что, в свою очередь, позволит повысить уровень культуры управления, качество и оперативность принятия управленческих решений на предприятиях транспорта, субъекты (участники) транспортного процесса выйдут на инновационный уровень транспортно-коммуникационных, а следовательно, и экономических отношений.

Список литературы

1. Информационно-управляющие человеко-машинные системы: Исследование, проектирование, испытания: справ. / А. Н. Адаменко, А. Т. Амеров, И. Л. Бердников [и др.]; под общ. ред. А. И. Губинского, В. Г. Евграфова. — М.: Машиностроение, 1993.

2. Поспелов Д. А. Ситуационное управление. Теория и практика / Д. А. Поспелов. — М.: Наука, 1986.

3. Трофимов А. М. Геоинформационные системы и проблемы управления окружающей средой / А. М. Трофимов, М. В. Панасюк. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984.

4. Панамарева О. Н. Экономика транспортного предприятия (морской транспорт): учеб. пособие / О. Н. Панамарева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф. Ф. Ушакова, 2012.

5. Геоинформатика: толковый словарь основных терминов / под ред. А. М. Берлянта,

А. В. Кошкарева. — М.: ГИС-Ассоциация, 1999.

6. ГОСТ Р 50828-95. Геоинформационное картографирование. Пространственные данные, цифровые и электронные карты. Общие требования. — М.: Изд-во стандартов, 1996.

7. Де Мерс. Географические информационные системы. Основы / Де Мерс, Н. Майкл. — М.: Дата +, 1999.

8. Биденко С. И. Геоинформационные технологии в управлении территориальными системами / С. И. Биденко. — СПб., 2004.

9. Ларичев О. И. Проблемы взаимодействия человек-ЭВМ в системах поддержки принятия решений / О. И. Ларичев // Процедуры оценивания многокритериальных объектов. — М.: ВНИИСИ, 1984.

УДК 338.45:629.12 М. Е. Бубнова,

ст. преподаватель, СПГУВК

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

IMPROVING OF METHODOLOGY FOR INTERNAL CONTROL AT THE ENTERPRISES OF WATER TRANSPORT

Статья посвящена актуальным аспектам совершенствования методологии организации внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта. Обобщены современные подходы к организации

внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта, определен характер их воздействия на методологию организации внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта. Представлен критический анализ отдельных моментов методологии контроля в аспекте организации внешнего и внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта.

The article is devoted to the important aspects of improving the methodology of internal control in enterprises of water transport. The paper summarizes current approaches to internal control in enterprises of water transport, the nature of their impact on the methodology of internal control in enterprises of water transport is defined. A critical analysis of some aspects of methodology in the control aspect of the organization of the external and internal control in enterprises of water transport is presented.

Ключевые слова: внутренний контроль, водный транспорт, деятельность, заказчик, функция, система.

Key words: internal controls, water transport, activities, customer, function, system.

В МИРОВОЙ практике организации контроля как заключительного этапа управления возможен вариант, когда контрольные функции в системе управления реализуются на условиях аутсорсинга или аутстаффинга, то есть возлагаются на специалистов, не являющихся работниками данного экономического субъекта. В основном такие услуги оказывают консалтинговые или аудиторские организации по специальному договору об оказании консультационных услуг по вопросам управления [2].

Некоторые специалисты полагают, что функции внутреннего контроля должны выполнять непосредственно работники организации, занимаясь этим не эпизодически, а ежедневно, поэтому предположение, что внутренним контролем могут заниматься «не только работники предприятия, но и приглашенные внутренние аудиторы», считают ошибочным [3].

В данном высказывании не учитывается двойственность, присущая внутреннему контролю. Как нам представляется, для осуществления конкретных контрольных действий в рамках управленческих функций можно привлекать специалистов со стороны. При этом, определяя внутренний контроль как функцию управления, не следует придавать слишком большое значение вопросу о том, кто контролирует — структурное подразделение самого предприятия водного транспорта или привлеченные со стороны организации или специалисты. Важно понять, какие именно функции и задачи выполняются на этапе контроля, в чьих интересах осуществляется этот контроль и кто его организует. Именно по указанным особенностям и различаются внутренний и внешний контроль.

Можно сделать вывод, что, поскольку основной функцией внутреннего контроля является обеспечение соблюдения всеми работниками своих должностных обязанностей, он действует в интересах руководства предприятия водного транспорта, организуется для более эффективной деятельности аппарата управления — системы менеджмента предприятия водного транспорта.

Дискуссионным вопросом является отнесение контроля со стороны собственников к внутреннему. Наша позиция сводится к тому, что собственники контролируют систему менеджмента собственного предприятия водного транспорта как внешние контролеры.

Логическая цепочка для понимания сущности контроля собственников повторяет предыдущую. Собственники контролируют деятельность своего предприятия водного транспорта лично, через участие в наблюдательных органах или через специальные средства контроля — ревизионные комиссии.

Ревизионные комиссии создаются в соответствии с требованиями законодательства на предприятиях водного транспорта любой организационно-правовой формы. Ревизионная комиссия является органом контроля собственников за деятельностью менеджмента предприятия водного транспорта, так как она:

— подотчетна собственникам и выполняет функции в соответствии с полномочиями, делегированными ей собственниками;

Выпуск 3

Выпуск 3

— не является структурным подразделением;

— не подчиняется системе менеджмента.

Внутренний контроль и все его органы являются частью системы менеджмента (управления), и исполнительный орган предприятия водного транспорта определяет функции и полномочия, в том числе и органов внутреннего контроля. Функции же ревизионной комиссии в минимальном наборе определены законодательно, в частности для акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и др. Основные функции, указанные в соответствующих законах, состоят в проверках финансово-хозяйственной деятельности организации и в заключении по результатам проверки годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов [1]. Исходя из смысла этих функций, ревизионные комиссии относятся к внешнему контролю, который осуществляется акционерами, участниками, пайщиками за деятельностью администрации соответствующих предприятий водного транспорта.

В табл. 1 обобщены признаки внутреннего и внешнего контроля для ревизионных комиссий обществ с ограниченной ответственностью как наиболее распространенной организационно-правовой формы предприятий водного транспорта. Имеющие место тенденции в преобладании признаков внешнего контроля наблюдаются и в отношении ревизионных комиссий, создаваемых для предприятий водного транспорта других организационно-правовых форм.

Таблица 1

Характеристика функций ревизионных комиссий по признакам внутреннего и внешнего контроля

Признаки внутреннего контроля Признаки внешнего контроля

Дополнительные функции — работа по специальным заданиям системы менеджмента хозяйственного общества Основная функция — проверка финансово-хозяйственной деятельности по годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности

Порядок работы определяется уставом и внутренними документами хозяйственного общества Работа по плану, утвержденному руководителем организации на собственных заседаниях

Может осуществляться на условиях аутсорсинга или аутстаффинга лицами, не связанными с исполнительным органом, и членами совета директоров хозяйственного общества

Подотчетность перед собранием собственников хозяйственного общества

Проверки по собственной инициативе

Утверждение собранием сметы по содержанию

Конечно, собственники заинтересованы в результативности функционирования системы менеджмента предприятия, так как от этого зависит эффективность деятельности предприятия водного транспорта в целом. В ст. 3 Лимской декларации руководящих принципов контроля можно найти подтверждение данной точки зрения. В частности, там сказано, что если внутренние контрольные службы создаются внутри отдельных ведомств и организаций и являются частью организационной структуры, то внешние ревизионные службы не являются частью организационной структуры проверяемых организаций. Высший контрольный орган является внешним ревизионным органом. В качестве внешней контрольной службы высший контрольный орган должен проверять эффективность внутренней контрольной службы [5].

Понятие внешнего и внутреннего контроля, которое дается в рамках классификации контроля, исходит только из определения классификационного признака «по отношению контролирующего субъекта к контролируемому объекту», то есть с точки зрения принадлежности к организационной, но неуправленческой системе. В связи с этим можно сделать следующие выводы:

— контроль всегда присутствует в любой системе управления (контроль как функция управления);

— вне системы управления контроля нет;

— контроль для данной управленческой системы является внутренним.

Таким образом, для обозначения основных направлений совершенствования внутреннего контроля на предприятиях водного транспорта необходимо учитывать, что совершенствование системы внутреннего контроля представляет собой непрерывный процесс обоснования и реализации наиболее рациональных форм, методов, способов и путей ее создания и/или реструктурирования, развития, а также рационализации ее отдельных сторон, контроль и выявление негативных моментов и тенденций на основе непрерывной оценки соответствия системы контроля внутренним и внешним условиям функционирования предприятия водного транспорта.

На каждом отдельно взятом предприятии водного транспорта можно по-своему рационализировать систему внутреннего контроля исходя из внутренних и внешних условий и степени ее развития и эффективности. Но существуют общие закономерности и методы повышения эффективности функционирования системы внутреннего контроля, подходящие для большинства предприятий водного транспорта. На небольших предприятиях водного транспорта, как правило, недостаточно ресурсов для построения эффективной системы внутреннего контроля, однако некоторые из перечисленных ниже рекомендаций полезны и для них.

Реализация предлагаемых направлений совершенствования внутреннего контроля должна обеспечить снижение возможности злоупотреблений должностных лиц и сохранность имущества предприятия водного транспорта, а также совершенствование, упрощение и снижение трудоемкости контрольной работы и, как следствие, повышение эффективности системы внутреннего контроля в целом.

Во-первых, контроль эффективности сегментов деятельности. Сегмент деятельности предприятия водного транспорта представляет собой любой элемент коммерческой деятельности, который может быть рассмотрен в аспекте расширения или сокращения этой деятельности. В частности, судно как объект оперативного внутреннего контроля представляет собой сегмент деятельности предприятия водного транспорта. С учетом современного развития информационных технологий, в том числе телекоммуникаций, представляется возможным создание системы оперативного контроля предприятия водного транспорта и судов в процессе оказания транспортных услуг. Дело в том, что особенностью оказания транспортных услуг предприятиями водного транспорта является длительность их осуществления во времени и, как правило, удаленность в пространстве. Таким образом, предложение по синхронизации современных тенденций в 1Т-технологиях с налаживанием системы оперативного внутреннего контроля представляется логически обоснованным. Для оптимизации контроля эффективности различных направлений деятельности предприятия водного транспорта целесообразно составить внутреннюю сегментарную отчетность по судам, географическим районам плавания, типам заказчиков и т. п. Оперативный контроль показателей деятельности предприятия водного транспорта в данных разрезах на основе детального анализа внутренней сегментарной отчетности предотвращает появление и рост негативных тенденций в отдельных сегментах деятельности и положительно влияет на результаты деятельности предприятия водного транспорта в целом. Например, работникам экономических служб следует регулярно осуществлять контрольно-аналитические расчеты, чтобы выявить наиболее рентабельные сегменты и направления деятельности, требующие более продуманной сбытовой политики.

Так, вычитая переменные издержки из выручки, распределенной по сегментам, можно вычислить суммы покрытия «1» (маржа покрытия) (выручка минус переменные издержки) по данным сегментам. Из сумм покрытия «1» вычитают издержки сбыта, которые можно распределить по соответствующим сегментам (например, расходы по транспортировке в конкретных географических регионах). Таким образом, получают сумму покрытия «2» (прибыль). Сумма покрытия «2» участвует в расчете рентабельности продаж в разрезе сегментов деятельности. Подобные контрольные расчеты необходимы для проведения целенаправленной селективной сбытовой полити-

Выпуск 3

Выпуск 3

ки. Но такие многомерные расчеты осуществимы только в том случае, когда можно точно отнести определенные издержки к отдельным сегментам.

Во-вторых, присвоение группы риска заказчику. В целях контроля различных аспектов взаимоотношений с контрагентами по коммерческим договорам и недопущения ухудшения результатов деятельности предприятия водного транспорта из-за неверного их выбора каждому заказчику присваивается категория риска. Ранжирование заказчиков по категориям риска (классы заказов по рискам: высокий, средний, низкий и др.) производится начальником соответствующего структурного подразделения по разработанному алгоритму на основе установленных внутрифирменных условий.

В-третьих, формирование базы данных по заказчикам. Структура базы данных по заказчикам разрабатывается соответствующим структурным подразделением предприятия водного транспорта (АСУ). Форма базы данных утверждается коммерческим директором. Формирование базы данных по заказчикам целесообразно возложить на руководителя соответствующего структурного подразделения, которое будет аккумулировать информацию по аспектам взаимоотношений с заказчиками. База данных в этом случае представляет собой утвержденную форму внутреннего учета, то есть конкретным образом выраженную систему данных, включающую документы, материалы, файлы и системно построенные формуляры, определенным образом структурированная совокупность всех имеющихся данных о заказчике.

База данных должна регулярно обновляться в соответствии с новыми сведениями о заказчике. Такая база данных служит для контроля заказчика на предмет его надежности и финансовой устойчивости, соблюдения им договорной дисциплины, для контроля выполнения договорных обязательств самим предприятием водного транспорта. При этом руководитель соответствующего структурного подразделения контролирует соблюдение порядка ограниченного доступа к документам, материалам и файлам, образующим указанную базу данных, и обеспечивает их сохранность.

В-четвертых, совершенствование контроля за злоупотреблениями должностных лиц. Для снижения риска потерь в результате злоупотреблений (сговор с заказчиками) отдельных должностных лиц, санкционирующих заключение договоров оказания транспортных услуг на водном транспорте, при разработке сбытовой политики следует отдавать предпочтение заключению долговременных договоров при детальном обсуждении ключевых условий таких договоров на совете директоров (правлении) предприятия водного транспорта. Менеджеры, предлагающие конкретных заказчиков для заключения договоров, должны нести персональную материальную ответственность за исполнение этими заказчиками своих обязательств по договорам. Для стимулирования этих менеджеров целесообразно разработать систему поощрений за каждого заказчика.

В-пятых, совершенствование контроля при планировании продаж транспортных услуг на водном транспорте. В рыночных условиях хозяйствования, особенно в условиях перманентного экономического кризиса, необходимым условием выживания предприятий водного транспорта является завоевание и сохранение предпочтительной доли рынка услуг на водном транспорте, на что и направлена оптимизация планирования продаж транспортных услуг.

В данной статье не анализируется применение известных экономико-математических методов и моделей прогнозирования и планирования продаж. Каждая из этих моделей обладает определенными достоинствами и недостатками, происходит постоянное их совершенствование и обновление, в том числе на базе использования современных 1Т-технологий. Как правило, они ориентированы на круг организаций, обладающих соответствующей информационно-технологической базой.

В заключение следует отметить, что в целях совершенствования и повышения эффективности системы внутреннего контроля следует сочетать жесткие (привязанные к конкретным плановым периодам) и гибкие (не привязанные к определенным срокам действия и меняющиеся достаточно произвольно по мере изменений внутренних и внешних условий функционирования предприятия водного транспорта) системы планирования деятельности предприятия водного

транспорта. Сочетание двух систем планирования позволяет достичь прогресса в разработке краткосрочных и долгосрочных (стратегических) планов. При этом долгосрочные планы определяют базовые целевые установки по направлениям деятельности предприятия водного транспорта, а краткосрочные конкретизируют эти цели. Такое сочетание позволяет повысить эффективность направляющего контроля и снизить вероятность возникновения дорогостоящих последствий ошибок, вызванных неудовлетворительным прогнозированием объема транспортных услуг, неудачным планированием номенклатуры транспортных услуг, некачественной информацией при планировании и т. д.

Список литературы

1. Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон Рос. Федерации от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (в ред. от 6 декабря 2011 г. № 405-ФЗ).

2. Об акционерных обществах: федер. закон Рос. Федерации от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.

3. Бурцев В. В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации /

В. В. Бурцев. — М.: Экзамен, 2000.

4. Бурцев В. В. Эккаунтинг как концептуальная основа формирования информационных потоков / В. В. Бурцев // Управленческий учет и финансы. — 2006. — № 2.

5. Скобара В. В. Аудит: методология и организация / В. В. Скобара. — М.: Инфра-М, 2005.

6. Deyhle A. Controller und Controlling / A. Deyhle, B. Steigmeier und Autorenteam. — Bern; Stuttgart; Wien: Haupt, 1993.

7. Лимская декларация руководящих принципов контроля [Электронный ресурс] // Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. Электрон. дан. Режим доступа: http://www. ach.gov.ru/ru/international/limskay/ (дата обращения: 01.02.2012).

[2231

Выпуск 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.