Научная статья на тему 'Совершенствование методики учета временной набрызгбетонной крепи в расчетах напряженного состояния конструкций тоннельных обделок'

Совершенствование методики учета временной набрызгбетонной крепи в расчетах напряженного состояния конструкций тоннельных обделок Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАБРЫЗГБЕТОН / SHOTCRETE / ТОННЕЛЕСТРОЕНИЕ / ВРЕМЕННАЯ КРЕПЬ / TEMPORARY SUPPORT / ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / NUMERICAL MODELING / ПОСТОЯННАЯ ОБДЕЛКА / PERMANENT LINING / СКАЛЬНЫЕ ГРУНТЫ / НАТУРНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ / FIELD OBSERVATIONS / НАПРЯЖЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / TUNNEL CONSTRUCTION / ROCK / TENSITY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ланис Алексей Леонидович, Цибариус Юрий Александрович

Одним из наиболее распространенных видов временной крепи при строительстве транспортных тоннелей является набрызгбетонная крепь. В настоящее время учет набрызгбетонной крепи в расчетах конструкций постоянных обделок затруднителен в связи с отсутствием универсальной методики проектирования, что влечет за собой увеличение материалоемкости конструкций и трудоемкости производимых работ. Данные о степени и характере влияния основных механических характеристик скальных грунтов и геометрических размеров сооружения на значение коэффициента учета податливой временной набрызгбетонной крепи, полученные в результате проведенных исследований, послужили основой для дальнейшей разработки универсальной методики проектирования. В ходе теоретических исследований установлены эмпирические зависимости распределения напряжений между временной набрызгбетонной крепью и постоянной монолитной железобетонной обделкой. Результаты экспериментальных исследований напряженного состояния временной набрызгбетонной крепи и постоянной обделки, проведенных в натурных условиях, подтвердили возможность применения полученных в ходе теоретических исследований эмпирических зависимостей при расчете конструкций постоянных обделок тоннелей с учетом временной набрызгбетонной крепи. Использование предложенных зависимостей при проектировании конструкций обделок позволит значительно снизить материалои трудоемкость строительства транспортных тоннелей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ланис Алексей Леонидович, Цибариус Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVED METHOD OF CALCULATION TENSITY OF PERMANENT TUNNEL LINING WITH TEMPORARY SHOTCRETE LINING FACTOR

Shotcrete lining is one of the most common types of temporary supports in tunnel construction. The influence of shotcrete lining on design calculations of permanent lining is difficult, because there is no method of designing at the present time. This leads to increasing in consumption of materials and labour of construction. The information about the influence of the basic mechanical properties of soils, geometrical size of construction per value of temporary shotcrete lining factor was obtained during research. These data formed the basis for futher development method of designing. Empirical correlations of stress distribution between temporary shotcrete lining and permanent monolithic reinforced concrete lining were obtained during theoretical research. Results of experimental research tensity of temporary shotcrete and permanent lining confirmed the possibility of using in the designing this empirical correlations. Using in the designing proposed empirical correlations will leads to reduction in consumption of materials and labour of construction.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики учета временной набрызгбетонной крепи в расчетах напряженного состояния конструкций тоннельных обделок»

Графики на рисунках 4, б, г, е позволяют увидеть, насколько ослабляется электрическое поле за экраном. На основе амплитудных значений ослабленного и исходного полей можно рассчитать максимальные значения экранного затухания для приведенных примеров, дБ: 69,9, 80,9 и 94,8 соответственно.

В представленной методике экраны аппаратуры исследуются во временной области, что позволяет оценивать воздействие как гармонических, так и импульсных электромагнитных полей. Расчет экранирующих оболочек посредством аналитических выражений дает частотные зависимости, которые требуют дополнительной интерпретации.

Наиболее трудоемкими процессами в данной методике являются описание геометрической формы экрана и задание окружающего пространства, но благодаря этому процесс моделирования максимально приближен к реальности. Визуальное наблюдение распределения электрических и магнитных полей вокруг и внутри экрана позволяет наглядно определять, где не следует размещать наиболее чувствительные элементы устройств.

Список литературы

1. Проводящие оболочки в импульсном электромагнитном поле [Текст] / В. В. Васильев, Л. Л. Коленский и др. - М.: Энергоатомиздат, 1982. - 200 с.

2. Гроднев, И. И. Электромагнитное экранирование в широком диапазоне частот [Текст] / И. И. Гроднев. - М.: Связь, 1972. - 112 с.

3. Каден, Г. Электромагнитные экраны в высокочастотной технике и технике электросвязи [Текст] / Г. Каден; Пер. с нем. В. М. Лаврова. - М.-Л.: Госэнергоиздат, 1975. - 327 с.

4. Каллер, М. Я. Теория линейных электрических цепей железнодорожной автоматики, телемеханики и связи: Учебник [Текст] / М. Я. Каллер, Ю. В. Соболев, А. Г. Богданов. - М.: Транспорт, 1987. - 335 с.

5. Лавров, В. И. Теория электромагнитного поля и основы распространения радиоволн [Текст] / В. И. Лавров. - М.: Связь, 1964. - 368 с.

6. Митра, Р. Вычислительные методы в электродинамике [Текст] / Р. Митра; Пер. с англ. под ред. Э. Л. Бурштейна. - М.: Мир, 1977. - 485 с.

7. Finite-difference time-domain implementation of surface impedance boundary conditions [Текст] / J. H. Beggs, R. J. Luebbers and others // IEEE Transactions on Antennas and propagation. - 1992. - Vol. 40. - № 1. - P. 49.

8. Bondeson, A. Computational Electromagnetics [Текст] / A. Bondeson, T. Rylander, P. In-gelstrom. - New York: Springer, 2005. - 244 p.

9. Feliziani, M. A Hybrid Numerical Technique to Predict the Electromagnetic Field in Penetrable Conductive Boxes [Текст] / M. Feliziani, F. Maradei // Electromagnetics. - 2002. - Vol. 22. - Р. 405.

10. Taflove, A. Computational Electrodynamics: The Finite-Difference Time-Domain Method. Second Edition [Текст] / A. Taflove, S. C. Hagness. - Boston: Artech House, 2000. - 866 p.

УДК 624.19.035.2

А. Л. Ланис, Ю. А. Цибариус

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ УЧЕТА ВРЕМЕННОЙ НАБРЫЗГБЕТОННОЙ КРЕПИ В РАСЧЕТАХ НАПРЯЖЕННОГО СОСТОЯНИЯ КОНСТРУКЦИЙ ТОННЕЛЬНЫХ ОБДЕЛОК

Одним из наиболее распространенных видов временной крепи при строительстве транспортных тоннелей является набрызгбетонная крепь. В настоящее время учет набрызгбетонной крепи в расчетах конструкций постоянных обделок затруднителен в связи с отсутствием универсальной методики проектирования, что

78 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 1(17) 2014

= _

влечет за собой увеличение материалоемкости конструкций и трудоемкости производимых работ. Данные о степени и характере влияния основных механических характеристик скальных грунтов и геометрических размеров сооружения на значение коэффициента учета податливой временной набрызгбетонной крепи, полученные в результате проведенных исследований, послужили основой для дальнейшей разработки универсальной методики проектирования.

В ходе теоретических исследований установлены эмпирические зависимости распределения напряжений между временной набрызгбетонной крепью и постоянной монолитной железобетонной обделкой. Результаты экспериментальных исследований напряженного состояния временной набрызгбетонной крепи и постоянной обделки, проведенных в натурных условиях, подтвердили возможность применения полученных в ходе теоретических исследований эмпирических зависимостей при расчете конструкций постоянных обделок тоннелей с учетом временной набрызгбетонной крепи. Использование предложенных зависимостей при проектировании конструкций обделок позволит значительно снизить материало- и трудоемкость строительства транспортных тоннелей.

Совершенствование транспортной системы и повышение эффективности ее функционирования являются необходимыми условиями развития экономики России. Для решения транспортных проблем в Российской Федерации необходимо дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры, предусматривающее увеличение объема строительства таких важных объектов, как транспортные тоннели. Одними из основных целей Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 г. № 848 (редакция от 02.11.2013 г.) «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)» являются эффективное использование финансовых средств и широкое внедрение в производственную практику новейших достижений научно-технического прогресса во всех сферах транспортного строительства, в том числе и в тоннелестроении. Эффективность процесса строительства транспортных тоннелей достигается путем повышения качества работ, увеличения скоростей проходки при оптимизации материало- и трудоемкости как основных, так и вспомогательных операций на всех этапах производственного цикла.

Одним из наиболее важных и технически сложных процессов при строительстве транспортных тоннелей, сооружаемых горным способом, является возведение временной крепи и постоянной обделки, требующее значительных материальных и трудовых затрат.

В последнее время в практике отечественного тоннелестроения отмечается существенный рост объемов применения набрызгбетона в качестве временной крепи, что позволяет получить значительный экономический эффект и обеспечить полную механизацию строительно-монтажных работ [1, 2]. Однако эффективность применения конструкций обделок тоннелей, сооружаемых горным способом, в значительной мере снижается из-за отсутствия универсальной методики учета при проектировании предварительно сооруженной временной набрызгбетонной крепи, воспринимающей значительную часть основных видов статических нагрузок, воздействующих на тоннель, что не позволяет оптимизировать материальные и трудовые затраты производимых строительно-монтажных работ.

Таким образом, разработка и внедрение в производственный процесс методики учета временной набрызгбетонной крепи в расчетах напряженного состояния конструкций тоннельных обделок позволит оптимизировать материальные и трудовые затраты при строительстве тоннелей, сооружаемых горным способом.

При проведении теоретических исследований необходимо было установить степень и характер влияния на напряженное состояние постоянной обделки тоннеля с учетом наличия временной набрызгбетонной крепи

- основных физико-механических характеристик грунта;

- жесткости временной набрызгбетонной крепи;

- размеров поперечного сечения тоннельной выработки.

Состав теоретических исследований представлен на рисунке 1.

Исследование напряженного состояния постоянной обделки тоннеля выполнено в программном геотехническом комплексе «PLAXIS 3D Tunnel» (Нидерланды). В ходе теоретических исследований оценивалось напряженное состояние обделки в трех контрольных сече-

ниях (рисунок 2). Выбор контрольных сечений обусловлен закономерностями распределения изгибающих моментов в конструкциях постоянных обделок подковообразного очертания. Подробное описание методики и промежуточных результатов выполненных теоретических исследований представлено в работах [3 - 5].

По результатам серии расчетов с использованием методов математической статистики установлены следующие соотношения, отражающие закономерности распределения напряжений в конструкциях тоннельных обделок с учетом временной набрызгбетон-ной крепи:

= 0,2544Ь0'9064

^нб(свод)

X 1п Е + 0,3695Ь

■0,301.

7нб(полУсвод) = 0,0"Ь

0,5588

;1п Е + 0,6183Ь

-0,148 .

^нб(стена)

= 0,2229Ь

0,7827

:1п Е + 0,4988Ь

0,22

(1)

(2)

(3)

где Е0 - модуль деформации грунтового массива, ГПа;

И - толщина временной набрызгбе-тонной крепи, м.

Формулы (1) - (3) могут применяться для определения коэффициента унб с целью учета влияния временной крепи на напряжения, возникающие в постоянной обделке тоннеля, вызванные объемными силами тяжести, действующими в окружающем грунтовом массиве.

В процессе проведения экспериментальных исследований на опытных участках необходимо было провести натурные наблюдения за изменением напряженного состояния временной набрызгбетонной крепи и постоянной железобетонной обделки; определить фактические физико-механические и деформационно-прочностные свойства горных пород; выполнить расчет напряженного состояния постоянных обделок; с использованием методов математической статистики выполнить анализ значений нормальных тангенциальных напряжений, фактически действующих в сечениях постоянной обделки, в сравнении с расчетными значениями, определенными по существующей методике проектирования, и значе-

Рисунок 1 - Состав теоретических исследований

80 ИЗВЕСТИЯ Транссиба № 1(17) 2014

= _

ниями, полученными по предложенным зависимостям учета временной набрызгбетонной крепи, с оценкой правомерности применения последних. Экспериментальные исследования выполнены на трех транспортных тоннелях. Напряженное состояние определялось методами тензометрии: при сооружение временной крепи и монолитной железобетонной обделки тоннеля в них устанавливались струнные деформометры (рисунок 3). Сечения, оснащенные деформометрами, располагались в различных инженерно-геологических условиях на 19 контрольных участках. По результатам исследований получены данные о развитии во времени нормальных тангенциальных напряжений в конструкции [6]. Для определения фактических физико-механических и деформационно-прочностных свойств горных пород проводились сейсморазведочные работы.

Рисунок 3 - Схема расположения датчиков в сечениях: постоянной обделки опытных участков № 7 - 13 (а); временной крепи опытного участка № 2 (б)

Л

Определение расчетных напряжений в сечениях постоянных обделок опытных участков № 1, 7 - 13, 19 осуществлялось путем выполнения серий численных экспериментов на пространственных конечно-элементных моделях по методике, использованной при проведении теоретических исследований, описанных в работах [3 - 5]. В результате расчетов получены значения нормальных тангенциальных напряжений в сечениях постоянной обделки без учета влияния временной набрызгбетонной крепи. По данным исследования построены диаграммы, на которых показаны значения напряжений, фактически действующих в точках сечений постоянной обделки, в сравнении с расчетными данными и значениями, полученными по предложенным зависимостям учета временной набрызгбетонной крепи (рисунок 4).

На рисунке 5 представлены фактические значения коэффициента учета временной набрызг-бетонной крепи в зависимости от модуля деформации грунтового массива в сравнении со значениями, полученными по предложенным эмпирическим зависимостям.

Статистический анализ данных по критерию Фишера (F = 2,32 < F^ = 2,69) позволяет сделать вывод об адекватности полученной модели регрессии, что свидетельствует о принципиальной

6000 кПа 4000 3000

2000 ■ 1000 -

о

.L LL . iL

шл 1 пп m

min IM

- напряжение безучета крепи;

— напряжение

го предложенным зависимостям;

— фактическое напряжение

vv V 7

i r

Л-ЛГ M ■

s.' 4,"

Рисунок 4 - Сравнение нормальных тангенциальных напряжений, действующих в сечениях постоянной обделки тоннеля на опытных участках

№ 1, 7 - 13, 19

возможности применения эмпирических зависимостей, полученных в ходе теоретических исследований, при расчете конструкций постоянных обделок тоннелей с учетом временной набрызгбетонной крепи.

Проведенные теоретические и экспериментальные исследования напряженного состояния системы «крепь -массив» позволили усовершенствовать существующую методику проектирования конструкций тоннельных обделок с учетом временной набрызгбетонной крепи.

Область применения методики - тоннели глубокого заложения с монолитной железобетонной обделкой, сооружение которых осуществляется горным способом в скальных грунтах, для которых справедлива гипотеза профессора М. М. Прото-дьяконова.

Рисунок 5 - Фактические значения коэффициента учета временной набрызгбетонной крепи в зависимости от модуля деформации грунтового массива в сравнении со значениями, полученными по эмпирическим зависимостям

В процессе исследования разработана программа КОЕЕЫБ, позволяющая получать значения коэффициентов учета временной набрызгбетонной крепи для конкретных грунтовых условий и конструкций временной крепи. Изменение ожидаемого экономического эффекта от применения усовершенствованной методики проектирования в зависимости от модуля деформации грунтового массива для различных значений толщин временной набрызгбетон-ной крепи представлено на рисунке 6. Стоит отметить, что экономический эффект снижается в связи с тем, что при учете в составе постоянной конструкции временной набрызгбетонной крепи необходимо обеспечить однородность бетона последней, что может быть достигнуто добавлением фиброволокон и, следовательно, влечет за собой повышение стоимости строительства (участок № 2 на рисунке 6). Для каждого из графиков выделено три участка в зависимости от ожидаемого экономического эффекта:

- участок № 1 - положительный, изменяемый в пределах от 4 до 8 млн р. на 1 км;

- участок № 2 - требуется детальное рассмотрение;

- участок № 3 - отрицательный.

о .................................

3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29ГПаЗЗ Ео- -

в

Рисунок 6 - Экономический эффект от применения предложенной методики (на 1 км тоннеля) при толщине временной набрызгбетонной крепи 0,1 (а), 0,2 (б), и 0,3 (в) м

Основные научные и практические результаты проведенных теоретических и экспериментальных исследований заключаются в следующем.

1 . Впервые получены эмпирические зависимости, которые могут быть использованы для определения коэффициента унб, с целью учета влияния временной набрызгбетонной крепи на напряжения, возникающие в постоянной обделке тоннеля, вызванные объемными силами тяжести, действующими в окружающем грунтовом массиве.

2. Статистический анализ экспериментальных данных по критерию Фишера позволяет сделать вывод об адекватности полученной модели регрессии, что свидетельствует о принципиальной возможности применения эмпирических зависимостей, полученных в ходе исследований, при расчете конструкций постоянных обделок тоннелей с учетом временной набрызгбетонной крепи.

Управление перевозочными процессами и безопасность движения поездов

3. Разработана программа KOEF NB, позволяющая получать значения коэффициентов учета временной набрызгбетонной крепи для конкретных грунтовых условий и конструкций временной крепи.

4. Усовершенствована методика проектирования, повышающая качество проектных решений для строительства транспортных тоннелей, учитывающая в составе постоянной конструкции временную набрызгбетонную крепь. Внедрение усовершенствованной методики в практику проектирования позволит значительно снизить материало- и трудоемкость строительства. Экономический эффект от применения предложенной методики должен составить до 8 млн р. на 1 км тоннеля.

Список литературы

1. Набрызгбетон для тоннелей [Текст] / В. С. Арутюнов, И. В. Гиренко и др. // Транспортное строительство / Всероссийский науч.-исследоват. ин-т. - М., 1986. - № 4. - С. 24 - 26.

2. Жуков, В. Н. Современные технологии набрызгбетонных работ в подземном строительстве [Текст] / В. Н. Жуков, Ш. Р. Магдиев // Метро и тоннели. - 2003. - № 4. - С. 20 - 23.

3. Цибариус, Ю. А. Учет временной набрызгбетонной крепи при определении напряженного состояния постоянной обделки тоннеля [Текст] / Ю. А. Цибариус // Вестник СибАДИ / Сибирская гос. автомобильно-дорожная акад. - Омск, 2013. - №4 (32). - С. 76 - 81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Цибариус, Ю. А. Исследование влияния податливой временной набрызгбетонной крепи на напряженное состояния постоянной обделки тоннеля [Текст] / Ю. А. Цибариус // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2013. - № 3. - С. 125 - 133.

5. Цибариус, Ю. А. Напряженное состояние постоянной обделки тоннеля с учетом податливой временной набрызгбетонной крепи [Текст] / Ю. А. Цибариус // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе: Материалы междунар. науч.-практ. конф. / Пермский национальный исследоват. политехн. ун-т. - Пермь, 2013. - Т. 3. - С. 440 - 448.

6. Цибариус, Ю. А. Теоретические и экспериментальные исследования закономерностей распределения напряжений в конструкциях тоннельных обделок с учетом временной набрызгбетонной крепи [Текст] / Ю. А. Цибариус // Интернет-журнал «Науковедение» / Ин-т гос. управления, права и инновационных технологий. - М. - 2014. - № 1 (20). - С. 1 - 12.

УДК 656.073.7

Р. Р. Ахмедов

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОПТИМИЗАЦИИ ГРУЗООБОРОТА ПОРТОВ БАЛТИЙСКОГО МОРЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА

В статье рассматриваются особенности транспортной сети портов Балтийского моря, проблемы ее оптимизации с целью увеличения грузооборота и отражения вызовов, связанных с модернизацией транспортного комплекса России.

Порты Балтийского бассейна являются не только важнейшими экономическими объектами национальной экономики, они лидируют в суммарном грузообороте среди российских портов. По прогнозам они сохранят лидерство по этому показателю и в перспективе, вплоть до 2030 г. Кроме того, отличительной особенностью портов Балтийского моря является их близость к наиболее развитым промышленным районам России, а также к странам Европы. Данные преференции позволяют им обрабатывать постоянно растущие потоки грузов различного наименования, превращая порты в уникальные транспортные узлы. В условиях мо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.