Научная статья на тему 'Совершенствование методики проведения лабораторных занятий по курсу общей физики в педагогическом вузе'

Совершенствование методики проведения лабораторных занятий по курсу общей физики в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1802
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВИЗАЦИЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ермакова Елена Владимировна

В статье даны направления совершенствования методики проведения лабораторных занятий, представлена характеристика лабораторных занятий по признакам форм организации обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ермакова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On improving methods of laboratory work on physics in pedagogical high school

The paper describes the improved guidance of laboratory work in physics. It consists in 'problem method', namely in solving problems from memory.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики проведения лабораторных занятий по курсу общей физики в педагогическом вузе»

ся на каждом из этапов (подготовительный этап, введение, усвоение и закрепление теоремы или свойства).

21. Откорректируйте объем и последовательность записей на доске и в тетрадях учащихся.

22. Продумайте серию вопросов учителя с возможными вариантами ответов учащихся, позволяющую связать отдельные этапы методики изучения теоремы (свойства) в единое целое.

Задание 19. Разработать методику изучения теоремы «Признак параллелограмма» [6, с. 83].

Литература

1. Демидов, В.Н. Методика преподавания математики / В.Н. Демидов и др. -М.: Просвещение, 1989.

2. Епишева, О.Б. Общая методика преподавания математики: курс лекций: учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / О.Б. Епишева. - Тобольск: ТГПИ, 1997.-191 с.

3. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М.: Просвещение, 1968.-288 с.

4. Оганесян, В.А. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика / В.А. Оганесян и др. - М.: Просвещение, 1980. - 368 с.

5. Погорелов, А.В. Геометрия: учеб. для 7-11-хкл. сред. шк. / А.В. Погорелов. -М.: Просвещение, 1991. - 384 с.

6. Фридман, Л.М. Теоретические основы методики обучения математике: пособие для учителей, методистов и пед. высш. учеб, заведений / Л.М. Фридман. -М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1998. - 224 с.

7. Черкасов, Р.С. Методика преподавания математики в средней школе: общая методика / Р.С.Черкасов, А.А.Столяр. - М.: Просвещение, 1985. - 336 с.

УДК372. 016:53

Е. В. Ермакова

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ ОБЩЕЙ ФИЗИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Учебный процесс в высшей школе - это сложная система организации, управления и развития познавательной деятельности студентов, это процесс многостороннего формирования специалиста высшей квалификации [1, с. 44]. Учебный процесс функционирует как единое целое в составе определяющих его сущность элементов и вследствие этого является результативным.

Процесс обучения реализуется через конкретные формы его организации. В высшей школе традиционно сложились следующие формы организации обучения: 1) лекция; 2) лабораторные, практические занятия и семинары; 3) учебная практика; 4) производственная практика; 5) курсовая работа; 6) выпускная квалификационная или дипломная работа; 7) консультации; 8) контрольные работы; 9) самостоятельные занятия студентов. Объектом данной работы будут являться лабораторные занятия по курсу общей физики в педагогическом вузе.

Лабораторные занятия можно охарактеризовать по основным признакам форм организации обучения (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика лабораторных занятий по основным признакам форм организации обучения

Признаки форм организации обучения Характеристика лабораторных занятий

1. Состав обучаемых Учебная группа студентов или ее часть в количестве до 15 человек

2. Место проведения Лаборатория физики

3. Время проведения Часы по стабильному расписанию

4. Материальная база Оборудование физической лаборатории, методические описания, учебная литература, таблицы

5. Основные дидактические функции Формирование понятия «физический эксперимент»; выработка обобщенных умений выполнять эксперимент, обращения с приборами и экспериментальными установками; формирование знаний и умений, конкретизирующих в практических ситуациях экспериментально-теоретическое мышление

о. Виды деятельности обучаемых Ознакомление с методическим руководством, теорией по данной работе, изучение приборов и экспериментальных установок, выполнение опытов с ними, осуществление процесса вычисления результатов, построение графиков зависимости, анализ результатов и т. д.

7. Вицы деятельности преподавателя по управлению познавательной и практической деятельностью обучаемых Инструктаж, наблюдение за самостоятельной работой студентов, контроль за деятельностью обучаемых

Изучение физики невозможно без лабораторных занятий. На занятии лучше всего решаются вопросы интеграции знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков, формируются такие важные профессиональные и личностные качества студентов, как самостоятельность, активность, умение аналитически мыслить, переносить усвоенные способы действий в новые ситуации и т. п.

В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий, разработанной П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной, лабораторные занятия призваны осуществлять усвоение нового знания через этап материализованного действия. Это означает, что новое знание проходит усвоение в полном смысле слова через действие руками, через учебный материализованный труд. Американский физик Э. Роджерс призывал: «Придя в лабораторию, станьте ученым на день, и вы проникнетесь в сущность науки, а это ценнее любой фактической информации» [11, с. 138].

Можно выделить ряд недостатков методики организации и проведения лабораторных занятий в педвузе:

- оборудование, применяемое в вузах, не всегда отвечает современным требованиям;

- последовательность выполнения лабораторных работ для каждого отдельного студента при проведении лабораторных занятий по разделам курса с соответствующей специализацией учебных лабораторий случайна;

- темы лабораторных работ часто не совпадают' с материалом, изучаемым на лекциях, семинарских занятиях;

- применение слишком подробных методических описаний для лабораторных работ, что придает им воспроизводящий характер;

- уровень самостоятельной подготовки студентов к выполнению лабораторной работы недостаточен;

- контроль готовности каждого студента при допуске к работе проводится недостаточно глубоко;

- у студентов не всегда хватает навыков в анализе наблюдаемых явлений и умений делать выводы из эксперимента;

- основное время студенты тратят не на достижение главной цели работы, а на выполнение промежуточных второстепенных действий, в результате эффективность эксперимента значительно снижается;

- недостаточное внимание обращается на формирование культуры педагогического труда студентов педвуза;

- не всегда учитывается индивидуальная подготовка студентов;

- часто оценивается предоставленный отчет о выполнении лабораторной работы, а практические умения и навыки учитываются недостаточно.

На кафедрах физики вузов проводится работа по совершенствованию постановки и организации лабораторных занятий в вузе. Можно выделить следующие направления совершенствования:

- включение в лабораторные занятия новых лабораторных работ;

- усовершенствование и даже усложнение работ, выполнявшихся раЕюе;

- модернизация структуры лабораторных занятий, методики измерений и расчетов;

- модернизация технического оснащения лабораторных работ и рабочих мест студентов;

- повышение активности, самостоятельности студентов на лабораторном занятии;

- использование компьютера и компьютерных технологий на занятии (например, табл. 2).

Таблица 2

Некоторые пути и способы модернизации лабораторных занятий |

в курсе общей физики

Автор Пути и способы модернизации

I. Г.Ф. Бушок [2] Организация индивидуального творческого труда студентов. Необходимость соблюдения на лабораторных занятиях определенной культуры труда студентов

2. А.Р. Березкина, Н.И. Журавлева, Л.В. Королева [11] 1. Проведение контроля на допуск к выполнению лабораторной работы. 2. Включение в методические руководства эвристических элементов

3. А.Б. Валл [3] 1. Усиление обучающей функции преподавателя на лабораторных занятиях. 2. Обоснованный выбор тематики работ по данному разделу физики. 3. Оценка качества выполнения лабораторных работ студентами

4. К.А. Барсуков, Ю.И. У ханов [8] Наличие элементов научного исследования при выполнении лабораторной работы

6. А.З. Загайнов [7] Проведение после окончания курса лабораторных занятий контрольной работы

7. Н.И. Темиркулова [14] Использование ЭВТ на лабораторных занятиях по физике (использование обучающих программ, математическая обработка результатов)

8. Г .А. Г’ачко, Н.М. Попко 14] Построение лабораторных занятий по модульному принципу, когда выполнению конкретного модуля лабораторных работ предшествует изучение теории на лекциях, решение задач но рассматриваемой теме на практических занятиях, а также проверка знаний в виде коллоквиума или теста

9. Н.М. Саяпина [12] Использование дидактического комплекса, объединяющего лабораторные и практические занятия, цель которого -обучить студентов решению экспериментальных задач

10. В .В. Майер, Е.С. Мамаева [9] Замена части лабораторных работ самостоятельным экспериментом

11. Е.Б. Стариченко [13] Использование электронных лабораторных работ, что позволяет включать большое число заданий в лабораторную работу

12. Г.И. Грейсух, С.А. Степанов, С.В. Голобоков и др. [5] Сочетание лабораторных работ, выполняемых ка реальных установках, и работ на компьютерных моделях

Следует отметить, что содержание и методика проведения лабораторных занятий в вузах совершенствуются более медленными темпами по сравнению с другими видами учебных занятий.

Совершенствование методики проведения и организации лабораторных занятий мы видим в использовании заданного метода при подготовке и проведении лабораторных занятий по физике в педагогическом вузе. Это нашло отражение в изменении методических описаний к лабораторным работам, во включении в их содержание задач различных видов [7].

Под заданным методом мы понимаем такой способ организации и управления учебно-познавательной деятельностью с использованием задач, который включает в себя предъявление информации, создание поисковой

ситуации, возбуждение познавательной активности и интересов» развитие самостоятельности обучаемых, контроль знаний.

Структура измененного методического описания лабораторной работы приведена в табл. 3.

Предлагаемая структура методического описания, используемого на лабораторных занятиях, не является жесткой и однозначной. При использовании заданного метода возможно и иное ее содержание. Было выделено пять моделей структуры методического описания к лабораторным занятиям с использованием задачного метода (рисунок). Данные модели структуры демонстрируют возможности различных подходов к использованию задачного метода на лабораторных занятиях.

Таблица 3

Сравнение структуры методических описаний но традиционной и новой методике

Традиционная методика Предложенная методика

1. Тема работы 2. Цель ее выполнения 3. Приборы и оборудование 4. Описание установки 5. Метод измерения 6. Порядок выполнения работы: а) инструкции по проведению измерений и вычислений; б) таблица для записи результатов измерений (не всегда!) 7. Контрольные вопросы 8. Литература 1. Тема работы 2. Цель ее выполнения 3. Приборы и оборудование 4. Описание установки (не всегда!) 5. Литература для подготовки с указанием параграфов и страниц 6. Вопросы для самоконтроля 7. Задачи по предварительной подготовке к работе 8. Порядок выполнения работы: а) инструкции по проведению измерений и вычислений; б) таблица для записи результатов измерений (не всегда!); в) указания по оформлению результатов измерений и вычислению погрешностей 9. Задачи по проведению эксперимента 10. Задачи по обработке результатов эксперимента 11. Задачи по контролю и самоконтролю

Специфика включения групп задач в содержание лабораторных работ заключается в том, что при их отборе учитываются знания, умения и навыки, получаемые на лабораторном занятии.

Первая и вторая модели структуры методического описания к лабораторным занятиям (см. рисунок) являются наиболее полными. Они предполагают решение задач на всех этапах проведения лабораторного занятия. Такой структуре соответствуют, например, работы «Изучение законов равноускоренного движения тел с помощью машины Атвуда», «Изучение движения маятника Максвелла», «Определение абсолютной и относительной влажности воздуха различными способами» [7]. Данная структура может успешно реализоваться в случае, когда студентам еще не знаком теоретический материал (не прочитан на лекции). Краткая теория в начале методического описания и задачи помогут студенту самостоятельно усвоить знания.

Третья, четвертая и пятая модели предполагают, что студенты самостоятельно составят план выполнения лабораторной работы или какой-то ее части, разработают метод, способ определения физической величины, изучения физической зависимости, явления. Модель можно применять после изучения соответствующего теоретического материала на лекциях или после предварительных консультаций к лабораторным занятиям. Используя данные модели методических описаний, можно проводить следующие работы: «Определение вязкости жидкости методом Стокса», «Определение среднего коэффициента линейного расширения твердых тел», «Определение скорости звука в воздухе», «Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости различными методами» [7] и др.

Таким образом, задачи пронизывают каждую лабораторную работу. Умение работать с задачами на лабораторных занятиях также развивается в каждой работе.

Для создания условий качественного выполнения лабораторной работы студентам необходимо пользоваться справочниками, основной и дополнительной литературой, паспортами приборов. Кроме того, мы указываем литералу в начале методического описания, исходя из того, что подготовку к лабораторному занятию студенты должны начинать с накопления необходимых знаний.

Формулировки задач-сопровождений даны к каждой лабораторной работе. Выбор задач для студента проводит преподаватель по своему усмотрению. Варьируя методику применения задач, их можно использовать на разных этапах лабораторного занятия.

Решение задач позволяет студентам закрепить теорию лабораторной работы, проверить правильность решения задачи путем сравнения с формулой, чертежом (схемой) эксперимента и наоборот, выделить вопросы, которые служат основой системы знаний темы и др. Задачи предназначены также и для того, чтобы помочь студентам в осуществлении самоконтроля и самооценки своих знаний.

При такой постановке лабораторного занятия с использованием задачно-го метода подгруппа студентов отчитывается за совместную работу в целом, и еще ее каждый член - за свою индивидуальную работу по решению задач.

Процесс выполнения лабораторной работы состоит из нескольких основных действий: 1) предварительной подготовки; 2) выполнения эксперимента; 3) обработки результатов эксперимента; оценки погрешностей, обобщения результатов с целью получения выводов по работе; 4) защиты лабораторной работы.

Тщательная подготовка к лабораторному занятию является условием успешного его проведения. В процессе подготовки студент находит теоретическое обоснование тех явлений, процессов, взаимосвязей, которые лежат в основе эксперимента.

Успешности проведения данного этапа способствуют задачи, позволяющие подойти к изучаемому явлению, процессу, задаче, предусматривающие нахождение математических закономерностей физических явлений.

Модели структуры методического описания к лабораторным занятиям с использованием заданного метода

Совершенствование методики проведения лабораторных занятий по курсу общей...

Деятельность студента при подготовке следующая:

1. Знакомство с целью, описанием лабораторной работы.

2. Изучение теоретического материала.

3. Подготовка ответов на вопросы.

4. Решение задач.

5. Изучение устройства и принципа действия экспериментальной установки.

6. Изучение метода измерений.

7. Получение расчетной формулы и теоретической зависимости.

8. Определение условий проведения измерений.

9. Определение последовательности действий при проведении измерений.

10. Составление таблицы для записи результатов измерений.

11. Определение способа графического представления результатов измерений.

12. Подготовка бланка отчета по лабораторной работе.

При подготовке к лабораторному занятию последовательность предлагаемых задач предусматривает переход от простых к сложным. При решении задач и обобщении их результатов студенты учатся определять существенность тех или иных условий, распространять полученные знания на более широкий круг объектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На занятии студент:

1. Получает допуск к лабораторной работе в индивидуальной беседе с преподавателем.

2. Подбирает приборы и оборудование, необходимые для работы, но не включенные в экспериментальную установку. Записывает технические характеристики приборов в бланк отчета.

3. Готовит экспериментальную установку к работе.

4. Проводит необходимые измерения, записывая результаты в заранее составленные таблицы.

5. Делает необходимые вычисления.

6. Производит оценку точности результатов измерений.

7. Представляет результаты в удобной для восприятия форме, т. е. изображает их на числовой оси или графиком.

8. Анализирует выполненную работу. Делает выводы.

9. Оформляет отчет.

10. Защищает работу перед преподавателем.

Допуск студентов к лабораторной работе проходит в начале занятия.

Экспериментальная часть включает: установку приборов; наблюдение; отсчет измеряемых величин. В процессе подготовки к экспериментам студенты могут пользоваться индивидуальными консультациями и помощью преподавателя, стремясь в наибольшей степени осознать все стороны предстоящей экспериментальной работы.

Задачи, предложенные на этом этапе, помогают студенту уточнить план эксперимента, осознанно выполнить эксперимент, определить и учесть особенности прибора (элемента схемы), установить наилучшие условия работы, познакомиться с различными методами (способами) определения одной и той же физической величины, установления функциональной зависимости между величинами.

Обработка результатов измерений не менее важна, чем проведение эксперимента. В процессе выполнения необходимо уметь критически оцени-

вать получаемые результаты, т. е. сопоставлять их с реальными явлениями. Такая оценка позволяет сравнительно быстро обнаруживать и своевременно исправлять допущенные в вычислениях ошибки. Задачи помогают в обработке результатов, в уточнении измеряемых величин, в исправлении ошибок при снятии показаний. Применяются графические задачи; задачи на усвоение способов измерений; задачи, подтверждающие или опровергающие точность измерений.

Последний этап - защита лабораторной работы. Применение задач на этом, заключительном, этапе помогает дифференцировать знания каждого студента, углублять их. Студент обнаруживает связи между элементами задачи и лабораторной работы, чему способствует активизация необходимых знаний. Решение задач направлено на формирование у студентов важных мыслительных функций (анализ, синтез, обобщение и т. д.)

Важным моментом является использование задач, которые описывают новый метод (способ) получения физической зависимости или величины, отличный от того, который рассматривается в лабораторной работе. Недостаток времени не дает возможности познакомить студентов с несколькими методами получения физической зависимости или величины, и у студентов иногда складывается представление о единственности метода (способа). Таким образом, задачи помогут изменить эти мнения.

Например, в лабораторной работе «Определение коэффициента трения» предлагается для решения одна из следующих задач: «Определить коэффициент трения покоя дерева по дереву, имея деревянный шарик, две скрепленные деревянные линейки, штангенциркуль, измерительную линейку, карандаш».

Или, в лабораторной работе «Определение удельной теплоты парообразования воды» предлагается задача: «Стоящую на горячей плитке колбу с небольшим количеством кипящей воды закрывают резиновой пробкой с трубкой, опущенной в стакан с холодной водой. Затем горячую плитку заменяют холодной. Примерно через полминуты холодная вода из стакана с шумом устремляется в колбу и заполняет ее. Объясните, почему».

Использование на лабораторных занятиях по общей физике новых методических описаний к лабораторным работам потребовало совершенствования методики его проведения. Наша методика включает в себя:

- вводное занятие;

- фронтальное выполнение первой лабораторной работы;

- проведение консультаций;

- создание блока задач-сопровождений;

- проверку на допуске у студентов решенных задач;

- проверку решения задач, предложенных при проведении эксперимента, при обработке результатов эксперимента;

- проверку отчетов к лабораторным работам;

- проверку решения задач на заключительном этапе лабораторной работы.

Вводное занятие знакомит студентов с целями и функциями лабораторных занятий по физике; структурой методических описаний; методикой проведения лабораторных работ; основными положениями теории измерений и математической обработки результатов измерений.

Фронтальное выполнение первой лабораторной работы необходимо для более детального ознакомления с методикой проведения лабораторных за-

нятий с использованием заданного метода. Для фронтального проведения мы рекомендуем следующие лабораторные работы: «Проверка законов колебания математического маятника и определение ускорения силы тяжести с помощью математического маятника»; «Определение коэффициента вязкости жидкости методом Стокса»; «Определение относительной и абсолютной влажности воздуха различными способами».

Фронтальная лабораторная работа осуществляется под руководством преподавателя с помощью разработанных методических описаний, которые выдаются студентам на дом. При выполнении этой работы студенты обучаются основным этапам работы (подготовка, планирование и проведение эксперимента, обработка его результатов, оформление отчета, защита лабораторной работы).

Усиление содержания методических описаний задачами, специальная разработка и применение новых методических описаний требуют проведения консультаций, более действенного и оперативного контроля и самоконтроля, увеличения доли индивидуальной работы преподавателя со студентами, подготовки соответствующей информационной базы.

Деятельность преподавателя на лабораторном занятии состоит в том, что он:

1. Проверяет наличие у студентов бланка отчета по предстоящей работе, решенные задачи.

2. Выясняет знания студентов по теоретическому материалу.

3. Выясняет понимание студентами методики проведения эксперимента.

4. Проводит наблюдения за правильным выполнением студентами измерений, вычислений, оформлением ими отчетов по работе. Оказывает при этом необходимую помощь.

5. Проверяет правильность отчетов студентов по работе.

6. Проверяет решение задач, предложенных на заключительном этапе лабораторной работы.

Функции и деятельность преподавателя на различных этапах лабораторного занятия различны:

- при предварительной подготовке (в лаборатории) - на допуске - формулирует вопросы, касающиеся целей лабораторной работы, устройства и принципа действия экспериментальной установки, методов измерения, особенностей измерений, проверяет задачи, решенные студентами дома;

- при проведении эксперимента дает некоторые ориентиры в деятельности студентов, уточняет знания обучаемых, давая качественные задачи на обоснование применения соответствующих приборов и устройств; на уточнение плана эксперимента;

- при обработке результатов эксперимента осуществляет контроль за деятельностью студентов;

- при защите лабораторной работы обобщает результаты деятельности каждого студента.

Такая организация лабораторных занятий предполагает оперативную обратную связь, быстрое получение информации и быстрое реагирование.

На лабораторных занятиях используются следующие методы контроля и оценки знаний: выступление студента (на допуске и защите); решение за-

дач студентами; анализ письменного отчета по лабораторной работе; собеседование.

Задачиый метод при организации и проведении лабораторных занятий устраняет часть принципиальных недостатков методики их организации и проведения, сокращает разрыв между лабораторными занятиями, практическими занятиями и лекциями, усиливает связь между теорией и практикой, способствует повышению активности и самостоятельности обучаемых.

Литература

1. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: учеб.-метод. пособие / С.И. Архангельский. - М.: Высш. шк., 1980.-368 с.

2. Бушок, Г.Ф. Научно-методические основы преподавания общей физики в педагогических вузах: автореф. дис.... д-ра пед. наук / Г.Ф. Бушок. - М., 1983. - 39 с.

3. Валл, А.Б. Повышение эффективности лабораторного практикума по общей физике / А.Б. Валл // Использование физического эксперимента и ЭВМ в учебном процессе: сб. научн. тр. - Свердловск, 1987. - С. 52-57.

4. Гачко, Г.А. Модульный принцип построения физического практикума / Г.А. Гачко, Н.М. Поико // Актуальные вопросы преподавания физики: материалы VI междунар. науч.-практ. конф., 30 окт. - 1 нояб. 2002 г. -Пенза, 2002. - С. 15-17.

5. Компьютерные лабораторные работы в курсе общей физики / Г.И. Грейсух и др. // там же. - С. 65-67.

6. Ермакова, Е.В. Методические рекомендации к лабораторным занятиям по курсу общей физики (молекулярная физика и термодинамика) / Е.В. Ермакова. -Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2003. - 60 с.

7. Загайнов, А.З. Проведение контрольных лабораторных работ. / А.З. За-гайнов // Проблемы учебного физического эксперимента. - Глазов; СПб., 1998. -Вып. 6.-С. 10-11.

8. Лабораторный практикум по физике: учеб. пособие для студентов втузов / Б.Ф. Алексеев, К.А. Барсуков, И.А. Войцеховская и др.; под ред. К.А. Барсукова, Ю.А. Уханова.-М.: Высш. шк., 1988.-351 с.

9. Майер, В.В. Самостоятельный эксперимент в физическом практикуме. Проблемы учебного физического эксперимента / В.В. Майер, Е.С. Мамаева: сб. науч. тр. - Глазов; СПб., 2000. - Вып. 10. - С. 25-27.

10. Роджерс, Э. Физика для любознательных. / Э. Роджерс.-М.: Мир, 1969. Т. 1. - 478 с.

11. Некоторые вопросы организации и постановки лабораторного практикума по курсу общей физики / А.Р. Березкина и др.// Профессионально-педагогическая подготовка учителя физики: межвуз.сб. науч.тр.- Росгов-н/Д: Гос. пед. ин-т, 1981.-С.109- 117.

12. Саяпина, Н.М. Особенности совершенствования экспериментальной подготовки студентов // Актуальные вопросы преподавания физики: материалы VI междунар. науч.-практ. конф., 30 окт. - 1 нояб. 2002 г. - Пенза, 2002. - С. 60-61.

13. Стариченко, Е.Б. Использование электронных лабораторных работ при обучении информационным технологиям // Повышение эффективности подготов-

ки учителей физики и информатики в современных условиях: материалы между-нар. науч.-практ. конф., 13-14 апр. 2002 г. - Екатеринбург, 2002. - Ч. 2. - С. 88-89.

14. Темиркулова, Н.И. Методические основы применения ЭВТ на лабораторных и практических занятиях курса общей физики (на примере технического вуза): Дис.... канд. пед. наук / Н.И. Темиркулова. - Челябинск, ЧГГШ, 1992. - 227 с.

УДК 372.016:51

В. Г. Гилев

АНАЛИЗ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ

Современный учитель должен ориентироваться в постоянно меняющемся объеме информации, нетрадиционно подходить к решению различных педагогических задач, проектировать и планировать процесс обучения в целом, конструировать его на разных уровнях и этапах, прогнозировать и анализировать результаты работы с последующей рефлексией и коррекцией своей педагогической деятельности,

Основы этой деятельности будущий учитель формирует, обучаясь в институте, в процессе изучения методики преподавания математики, прохождения педагогических практик, выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы.

Методическая подготовка будущего учителя неразрывно связана с анализом трех основных взаимодействующих компонентов процесса обучения: содержания обучения, процесса преподавания - обучающей деятельности учителя и процесса учения - познавательной деятельности учащихся [1]. Совместная деятельность учителя и учащихся в обучении определяется содержанием образования, ибо содержание образования как педагогическая модель социального заказа является заданной нормой, т. е. тем, что необходимо реализовать в процессе обучения школьников. Отсюда следует, что содержание образования является одним из основных компонентов процесса обучения.

В дидактических исследованиях (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.) содержание образования рассматривается на трех уровнях: общего теоретического представления, учебного предмета и учебного материала [2]. Настоящая статья посвящена анализу содержания математического образования на уровне учебного материала, на котором даны конкретные, подлежащие усвоению учащимися знания, умения, навыки, опьгг творческой деятельности. Они зафиксированы в учебниках, учебных пособиях, сборниках задач, дидактических материалах и других средствах обучения и представляют собой систему, имеющую свой состав, структуру и функции.

Вся методическая подготовка студентов осуществляется через учебный материал. Разнообразие школьных учебников, ориентированных на профильную дифференциацию обучения, требует от учителя умения выполнять анализ учебного материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.