Научная статья на тему 'Совершенствование методики оценки интегрального показателя уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации'

Совершенствование методики оценки интегрального показателя уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
769
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / БАЗОВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ РФ / ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ / МЕТОДИКА ОЦЕНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Булгакова Л. Н., Зайцев Г. В.

В статье предложена методика оценки интегрального показателя отклонения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации от среднероссийского уровня, в плане решения задачи совершенствования существующих методов и показателей мониторинга, прогнозирования и планирования социально-экономического развития экономики регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики оценки интегрального показателя уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации»

Статья в журнал «Управление экономическими системами», сентябрь 2013 г..

Булгакова Л.Н., зав. кафедрой «Финансы, денежное обращение и кредит» НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права», д.э.н., профессор. Зайцев Г.В., директор Строительной компании ООО «АВАНГАРД», к.э.н.

Совершенствование методики оценки интегрального показателя уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации

Ключевые слова: регион, социально-экономическое развитие, базовые индикаторы, индикаторы оценки уровня социально-экономического развития субъектов РФ, интегральный показатель развития, методика оценки.

Краткая аннотация: В статье предложена методика оценки

интегрального показателя отклонения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации от среднероссийского уровня, в плане решения задачи совершенствования существующих методов и показателей мониторинга, прогнозирования и планирования социальноэкономического развития экономики регионов.

Bulgakova LN., head. the Department of «finances, money circulation and credit» LEU «Kislovodsk Institute of economy and law, doctor of Economics, Professor. Zaitsev V., Director of the Construction company LLC «AVANGARD», Ph.D.

Assessment of the level of socio-economic development of subjects of the Russian Federation

Key words: region, socio-economic development, basic indicators,

indicators, assessment of the level of socio-economic development of subjects of the Russian Federation, the integrated indicator of development, methods of assessment.

Annotation: In the article the technique of evaluation of the integral index of deviation of the level of socio-economic development of subjects of the Russian Federation from the average Russian level, in terms of addressing the problem of perfection of existing methods and indicators for monitoring, forecasting and planning social and economic development of economy of regions.

На сегодняшний день в научных трудах отечественных и зарубежных экономистов изложены различные методы проведения интегральной оценки уровня социально-экономического развития регионов, множество и различие которых вызывает необходимость совершенствования методических рекомендаций по оценке социально-экономического развития регионов в мониторинге. Они должны обеспечивать использование в оценке объективной и адекватной системы показателей, обеспечивать точность оценки развития региона, учитывать тенденцию изменений социальноэкономического уровня развития за исследуемый период с целью принятия эффективных управленческих решений.

В соответствии с Федеральной целевой программой "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов российской федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)", утв. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2001 г. N 717 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 03.12.2004 N 737, от 22.06.2006 N 388, с изм., внесенными распоряжениями Правительства РФ от 07.07.2005 N 938-р, от 20.10.2006 N 1454-р) (далее по тексту - Программа), установлены базовые индикаторы, определена методики оценки уровня социально-

экономического развития субъектов РФ.

Для учета территориальной дифференциации уровня цен в настоящей Методике использованы индикаторы, отражающие географические особенности региона:

• коэффициент уровня покупательной способности (КУ), определяемый как отношение среднедушевого прожиточного минимума (ПР МИН) в субъекте Российской Федерации к среднероссийскому показателю;

• районный коэффициент степени удорожания капитальных затрат по субъектам Российской Федерации (К_Уд), определяемый на основе соответствующих официальных данных о территориальной дифференциации затрат на строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры.

Интегральный показатель развития определяется по следующим показателям развития субъектов Российской Федерации:

1) валовой региональный продукт на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение валового регионального продукта (ВРП) к численности населения (К), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (КУ);

2) объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение объема инвестиций за счет средств всех источников финансирования (Ин) к численности населения (К), деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат (К Уд);

3) показатель финансовой обеспеченности на душу населения на основе показателей финансового баланса (тыс. рублей), определяемый как отношение показателя финансовой обеспеченности субъекта Российской Федерации (рассчитывается на основе показателей финансового баланса в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению финансовых балансов субъектов Российской Федерации, утвержденными Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 21 апреля 1999 г. N 199, как доходы субъекта Российской Федерации с учетом взаиморасчетов с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами региона) к численности населения (К);

4) соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума (в процентах);

5) доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения (в процентах), по данным Федеральной службы государственной статистики (для расчетов применяется обратный показатель);

6) площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя (кв. метров), по данным Федеральной службы государственной статистики;

7) обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (мест на 1 тыс. детей дошкольного возраста);

8) обеспеченность школами - доля учащихся, обучающихся во 2-ю и 3ю смену (в процентах), по данным Федеральной службы государственной статистики (для расчетов применяется обратный показатель);

9) выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (специалистов на 10 тыс. человек населения);

10) обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом (на 10 тыс. человек населения);

11) обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими

учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. человек населения), по данным Федеральной службы государственной статистики.

Расчет интегрального показателя отклонения уровня социальноэкономического развития субъекта Российской Федерации от

среднероссийского уровня осуществляется поэтапно. На первом этапе рассчитываются относительные отклонения базовых индикаторов социально-экономического развития.

На втором этапе определяется интегральный показатель отклонения уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации от среднероссийского уровня.

На заключительном этапе формируется перечень субъектов Российской Федерации, нуждающихся в государственной поддержке.

В результате исследования и с целью совершенствования

существующих методов и показателей мониторинга, прогнозирования и

планирования социально-экономического развития регионов, мы предлагаем следующую методику оценки показателя среднероссийского уровня социально-экономического развития и его интегрального показателя, базирующуюся на принципах кластерного анализа.

Выше представлена система индикаторов оценки уровня социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации, состоящая из 11-ти показателей (1 = 11), используемых для интегральной оценки региона.

Образуем кластеры по принципу их формирования по группам каждого из указанных выше 11-ти показателей, отнесенных к их нормированным значениям, и рассчитанных для каждого региона страны (или субъекта Федерации макрорегиона). (рис. 1-4).

1-1 _/ 1-1норм.5 ^ 2/

1-1норм.5

11 / 11норм.5 • • ••

11- п/

11норм.5

Рис. 1. Кластер №1.

Г—1 • 1 -12/ 1

1-11 /1-11 норм.5 1-11 / 1-11

норм.;

111- 3/ 111

норм.;...............

.................111- п/ 111

норм.;

Рис. 3. Кластер №3

Рис. 4. Кластер № 11

Например, возьмем первый показатель - валовой региональный продукт на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение валового регионального продукта (ВРП) к численности населения (К), деленное на коэффициент уровня покупательной способности (КУ)); (1 = 1).

Обозначим:

j -номер региона страны (или субъекта макрорегиона);

11; ; 13 111 - частные социально-экономического развития региона;

1норм - (11норм.; 12норм....111норм.) - показатели, отражающие нормативные

значения каждого из 11-ти показателей (11.; 12...... 111), выбранных для

интегральной оценки развития региона в соответствии с минимальными государственными и региональными социальными стандартами.

п - количество регионов станы (или макрорегиона).

Тогда, первый кластер (^) схематично может быть представлен следующим образом (рис. 1). Соответственно, второй кластер обозначим -R2 (рис. 2), третий кластер - R3 (рис.3) и т.д., одиннадцатый кластер - R11 (рис. 4).

Второй показатель (1=2), соответственно, обозначим, как: 12. Из представленного выше перечня показателей, это будет, объем инвестиций в основной капитал на душу населения, и т.д. до кластера №11. При этом, одиннадцатый показатель (1=11), будет, соответственно, отражать обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями. Далее, для каждого кластера рассчитывается его среднее значение - R1 ср; R2 ср. .. R11 ср., как сумма отношений частных показателей внутри каждого кластера, отнесенных к их нормативным значениям, деленная на количество регионов страны (или субъектов РФ, если оценивается уровень социальноэкономического развития макрорегиона, например, Северо-Кавказского-Федерального округа, куда входят шесть республик и Ставропольский край), характеризующее фактически среднероссийский уровень по каждому частному показателю.

Так, по первому показателю (11) его среднероссийское значение определяется по первому кластеру следующим образом:

К-1 ср =^ ( 11 / 11норм.+ 11 / 11норм. + ....+ 11 / 11норм.)/П; (1)

И так далее - для второго и каждого последующего кластера, соответственно. Для одиннадцатого кластера:

К-11 ср ^ ( 111 / 111норм.+ 11 / 111норм. + ....+ 111 / 111норм.)/п. (2)

Интегральный показатель социально-экономического развития макрорегиона (ИНТ.ПОК.соц-экон.) мы предлагаем определять следующим образом.

Рассчитываем среднее арифметическое последовательно: между

средними значениями R1 и R2 классов (образуя тем самым новый R-класс, который обозначим, как R12-класс, далее между средними R12-класса и R3-класса и также с образованием нового класса ^23) и т.д. последовательно до самого последнего R11-класса.

4) В итоге мы получаем значение интегрального показателя социальноэкономического развития макрорегиона.

При этом, будем считать:

при: 0< ИНТ. ПОК.соц-экон.<0,5 - низкий

уровень социально-экономического развития макрорегиона; при: 0,5< ИНТ. ПОК.соц-экон<0,8 - средний уровень социально-экономического развития макрорегиона; при: ИНТ. ПОК.соц-экон. > 0,8 ^ 1,0 - достаточно высокий уровень социально-экономического развития макрорегиона. (3)

На рис. 5 представлена авторская схема алгоритма прогнозирования и планирования социально-экономического развития регионов (или субъектов РФ внутри макрорегиона), составленная в соответствии с изложенной выше методикой.

Применение предложенной методики на примере оценки интегрального показателя для Северо-Кавказского федерального округа показали, что исследуемый макрорегион относится к категории региона с

ИНДИКАТОРЫ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНО- АНАЛИЗ УРОВНЕЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ' РЕГИОНА (СЭРР) Ж РЕГИОНОВ (СЭРР)

Кластерный

анализ отклонения

уровней социальноэкономического развития регионов страны (или субъектов макрорегиона)

Оценка интегрального показателя социальноэкономического развития макрорегиона

Интегральная оценка социально-экономич. развития регионов страны или субъектов, входящих в макрорегион

Показатели системы Эко Науч Внеш Дина- Уро- Соци- Эко

национальных счетов номи но- не мика вень альная лог.

чес ехн. эко- пр-ва икач. струк- об-

Количественные и качест кая разви ном. и пот- жиз- тура и ста-

венные показатели струк тие дея- ребле- ни соц. нов-

оценки развития тура тель- ния обес- ка

экономики региона ность печен.

валовой региональный продукт на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение валового регионального продукта (ВРП) к численности населения (К), деленное на коэффициент уровня покупательной способности

(КУ)

объем инвестиций в основной капитал на душу населения (тыс. рублей), определяемый как отношение объема инвестиций за счет средств всех источников финансирования (Ин) к численности населения (К), деленное на коэффициент удорожания капитальных затрат (К Уд)

показатель финансовой обеспеченности на душу населения на основе показателей финансового баланса

соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума (в процентах)

доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения

площадь жилищ, приходящаяся в среднем на одного жителя (кв. метров), по данным Федеральной службы государственной статистики

обеспеченность местами детей, находящихся в дошкольных учреждениях (мест на 1 тыс. детей дошкольного возраста)

обеспеченность школами - доля учащихся, обучающихся во 2-ю и 3-ю смену (в процентах),

обеспеченность населения врачами и средним медицинским персоналом (на 10 тыс. человек населения)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обеспеченность населения амбулаторнополиклиническими учреждениями

выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (специалистов на 10 тыс. человек населения)

Прогноз Частные Стратеги- Концеп- Регион. Индика- Бюд-

СЭРР прогнозы ческое ция прог- тивныи жет

планиро- развития раммы план реги-

вание региона развития развития она

региона

Рис. 5. Схема алгоритма прогнозирования и планирования социально-экономического развития регионов (макрорегионов) страны (авт.)

низким уровнем социально-экономического развития, что в полной мере соответствует результатам анализа социально-экономического развития данного округа за 2005-2010 гг., представленным в работе [1].

В таблице 1 представлены результаты кластерного анализа и оценки динамики интегрального показателя социально-экономического развития СКФО за 2005-2011 г.г., а также прогнозные показатели до 2020 года, рассчитанные в соответствии с предложенной методикой по материалам Стратегий социально-экономического развития субъектов СКФО.

Таблица 1 - Оценка, динамика и прогноз интегрального показателя социальноэкономического развития Северо-Кавказского федерального округа за период 2005-2020 г.г. ____________________________________________________________________млн. руб.

Показа- тели 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012 год (пр°- гноз) 2015 год (пр°- гноз) 2020 год (пр°-гноз)

Интеграл ь-ный показател ь социальн о- экономич еского развития Северо- Кавказско го федераль ного округа (ИНТ. ПОК.соц- экон 0,3 0,34 0,36 0,4 0,44 0,48 0,485 0,5 0,65 0,9

*111,3 *105,8 *111,1 *110,0 *109 *101 103,0 130,0 138,4

* - цепные темпы роста, в %.

Ист.: авт. расчеты по материалам Федеральной службы государственной статистики

По результатам оценки можно еще раз сказать, что макрорегион характеризуется низким уровнем социально-экономического развития, но при этом наблюдается тенденция к некоторому повышению данного показателя.

Аналогично такую оценку предлагаем проводить по всем регионам и макрорегионам на уровне страны в целом, что позволит более достоверно оценивать отклонения в уровне социально-экономического развития между регионами РФ.

Все механизмы реализации Стратегии Северо-Кавказского федерального округа должны быть направлены на смену модели экономического роста, основанного на принципиально иных экономических и технологических приоритетах.

Важнейшим элементом механизма реализации Стратегии является экономическая политика органов государственной власти, базирующаяся на системном стратегическом планировании развития экономики, отдельных отраслей, сфер деятельности и территорий и принятии оперативных управленческих решений.

Совершенствование региональной системы управления будет осуществляться на следующих принципах:

• государственно-частное партнерство;

• прозрачность и эффективность взаимодействия власти, бизнеса и общества;

• сокращение административных процедур и барьеров;

• внедрение механизмов эффективного взаимодействия регионального уровня власти и органов местного самоуправления;

• профессионализма и ответственности;

• повышение качества бюджетного управления;

• создание финансовых стимулов для развития муниципальных образований;

• программно-целевого метода формирования и реализации социальной политики;

• системы показателей оценки деятельности органов государственной власти по реализации Стратегии;

• мониторинг реализации Стратегии;

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 737 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 -

2010 годы и до 2015 года)", утвержденную Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. N 717» (по состоянию на июль

2011 года).

2. Стратегии социально-экономического развития субъектов СевероКавказского федерального округа на период до 2015-2020 г.г.

3. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа на период до 2020 г.

4. Зайцев В.Г. Прогнозирование и планирование социально-экономического развития региона: дисс. к.э.н. - Кисловодск: КИЭП, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.