Е.А. Воронова,
старший преподаватель ДВГТРХУ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ПЕРЕРАБОТКЕ ГИДРОБИОНТОВ*
Предложена уточнённая формула сравнительной эффективности для стоимостной оценки результатов деятельности предприятий по переработке гидробионтов, метод оценки ряда технико-экономических, экологических и других фактов и условий оказывающих существенное влияние на конечные результаты - размеры дохода и рентабельности. Уточнён ряд показателей, связанных с фискальной политикой государства: коэффициенты венчурности, инфляции, экологизации и фискальности..
До перехода на рыночные отношения методический подход к оценке экономической эффективности предприятий закономерно не включал в себя ряд основополагающих в новых условиях факторов и условий [6, 7]. Кроме того, рыбная промышленность, в частности предприятия по переработке гидробионтов, имеют свою специфику работы, обусловленную: производственным характером, сырьём высокой значимостью экологизации технологии и безотходности производства, особым влиянием темпов инфляции и фискальной политики государства.
В современных рыночных условиях определение экономической эффективности работы научно-внедренческих рисковых предприятий по переработке гидробионтов сопряжено с учётом ряда технико-экономических, экологических и других факторов и условий, оказывающих существенное влияние на конечные результаты. От правильности и точности их учёта зависят размеры дохода и рентабельности предприятия. К таким факторам и условиям можно отнести:
1) необходимость уточнить показатели: сколько отчислений в бюджет (в том числе и во внебюджетные фонды) приходится на один рубль товарной продукции, на единицу продукции и на весь объём реализации, а также реального дохода от реализации продукции, остающейся в распоряжении предприятия, на один рубль реализованной товарной продукции, на единицу продукции и весь объём реализации, расчёт которых является требованием времени перехода к рыночной экономике, кризисной ситуации по стране и как следствие тяжелой фискальной политики государства;
2) фискальную политику государства, значение формы собственности оцениваемого предприятия;
3) различные (включая частные и иностранные) источники инвестиций, влияющие на степень риска внедряемой технологии, виды венчурного капитала;
4) неконвертируемость рубля и высокие темпы инфляции;
* Гидро - вода, био - живые организмы, т.е. гидробионты - это все живые организмы, находящиеся в воде: рыба, крабы, креветки, ракушки и т.д. 26
5) организационно-правовые моменты (разрешительную систему по регистрации предприятия и (или) внедрению новой технологии, продукции);
6) экологичность коммерциализируемой технологии, влияющей на окружающую среду.
Учитывая специфику предприятий по переработке гидробионтов, стоимостную оценку результатов их деятельности, рекомендуется рассчитывать по уточненной нами формуле сравнительной эффективности (расшифровка условных обозначений представлена в табл. 1) [1, 6, 7].
Норма дисконта (НЭ). В современных рыночных условиях задача предпринимателя (или венчурной фирмы) - правильно выбрать величину НЭ, осуществляющую инвестиционный проект. В общем случае эта величина должна быть не меньше фактической ставки процента по долгосрочным ссудам на рынке капитала или ставки процента получателя ссуды. Норма дисконта, отражает возможную прибыль инвестора (финансиста), которую он мог бы получить, вкладывая капитал в другом месте при условии сохранения одинаковой степени риска [1].
Норма прибыли (НПмин). Эффективной является коммерциализация технологии по переработке гидробионтов, если минимальная норма прибыли будет не менее 1-3 УЕ на каждую инвестированную в продукцию условную единицу.
Коэффициент венчурности (Кв). В случае ожидаемых дополнительных рисков, превышающих рассчитанные инвестиционные риски, венчурные организации и частные инвесторы повышают базовый ссудный процент на величину "премии за риск" [1]. Для внутренних рисковых проектов крупных корпораций учитывается уровень достигнутой рентабельности других производственных подразделений. Для малых инновационных и спининговых предприятий коэффициент венчурности (Кв) имеет наименьшую величину (0,02), так как коммерциализация технологии производится в основном за счёт собственного, а не заёмного капитала.
Коэффициент инфляции. Особое влияние при стоимостной оценке результатов деятельности предприятий оказывают темпы инфляции1. При расчёте реального годового экономического эффекта нами предлагается учитывать данный фактор двумя способами (в зависимости от баланса возрастающих затрат на производство и цен реализации): простым или дисконтирования затрат.
Простой способ учёта инфляции. Если темпы инфляции в будущем периоде существенно не изменят баланса возрастающих затрат на производство и цен реализации (при расчёте реального годового экономического эффекта), то их можно учесть путём простого увеличения минимальной нормы прибыли (НПмин), запланированной предприятием, на фиксированную ставку (в процентном либо долевом выражении), учитывающую темпы инфляции. Тогда норматив эффективности капитальных вложений рассчитаем по формуле:
1 Инфляция - это повышение общего (среднего) уровня цен в экономике или на данный вид ресурса (продукции, услуг, труда).
(1)
НЭ = НПмин + Кв + Ки, (2)
где НПмин - минимальная норма прибыли; Кв - коэффициент венчурности; Ки -коэффициент инфляции.
Таблица 1
Расшифровка условных обозначений по формуле сравнительной эффективности
Показатель Условные обозначения Формула Примечания
Реальный годовой экономический эффект, тыс. руб. РЭг См. формулу (1) См. ниже по № п/п
Годовая выручка от реализации предприятия, тыс. руб. £Вр п п 1=1 1=1 См. № п/п 4, 5
Количество видов продукции коммерциализируемой технологии, единица { Исходные данные 3 ед.
Цена вида готовой продукции, тыс. руб. Ц Рыночная цена одной тонны Без учёта налога на добавленную стоимость (НДС)*
Объём производства вида готовой продукции, тонн В, Исходные данные За год в натуральном выражении
Годовые приведённые текущие издержки на производство и реализацию вида готовой продукции, тыс. руб. ЕИ, пп £ И, = £ щв,кэ 1=1 1=1 См. № п/п 5, 7, 11
Приведённые затраты, тыс. руб. ПЗ ПЗ = С + НЭ ■ К На выпуск продукции
Окончание табл. 1
Показатель Условные обозначения Формула Примечание
Себестоимость производства и реализации одной тонны вида готовой продукции, тыс. руб. С, Калькуляция себестоимости, либо смета затрат на производство Автором предлагается не учитывать налоговые отчисления**, относимые на издержки производства и внепроизводственные расходы в целях исключения двойного учета фискальной политики государства при определении экономической эффективности
Капитальные вложения, тыс. руб. К1 Исходные данные На производство экспериментальной продукции из гидробионтов
Коэффициент экологизации, тыс. руб. Кэ По исследованию автора предприятия, коммерциализирующие экологизированные технологии по переработке гидробионтов, имеют самый высокий Кэ равный 0,04 1. Является показателем социальной эффективности производства. 2. Учитывает влияние фискальной политики государства
Минимальная норма прибыли, тыс. руб. НПмин Ниже по тексту -
Коэффициент венчурности, тыс. руб. Кв Ниже по тексту Степень риска
Коэффициент инфляции, тыс. руб. Ки Ниже по тексту -
Коэффициент фискальности, тыс. руб. Кф Ниже по тексту -
* НДС влияет на экономическую эффективность только в части, перечисляемой
в бюджет (сальдо 68 счёта), учитываемой при исчислении коэффициента фискальности.
** Они будут учтены при расчёте коэффициента фискальности.
Величина коэффициента инфляции для предприятий по переработке гидробионтов имеет невысокое значение, равное 0,01-0,05 (по сравнению с официальным статистическим индексом инфляции в случае высокой эколо-гичности технологии), например при условии, если сырьём для коммерциализируемой технологии являются отходы от другого производства, не требующие дополнительных (значительных) затрат на утилизацию.
Способ дисконтирования затрат. В случае, когда единовременные затраты на коммерциализацию технологии будут велики, это обстоятельство необходимо отразить методом дисконтирования затрат при рас-
чёте эффективности и технико-экономическом обосновании проекта. Необходимо учитывать индексацию денежных средств. Индексация - установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации - поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан. Индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения (пересмотр уровня оплаты труда, размеров пенсий, социальных пособий и т.д.) [2].
Нами предлагается при расчёте реального экономического эффекта увеличить себестоимость на индекс инфляции (Ии), равный индексу потребительских цен (ИПЦ). Он рассчитывается нарастающим итогом ежеквартально с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдений за изменением розничных цен в государственной, кооперативной и частной торговле, тогда
Си = С, ■ ИПЦ(Ии). (3)
В общем случае Ии может равняться порогу индексации (ПИ) -ИПЦ, с которого начинается индексация денежных доходов граждан. Порог индексации по закону "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" [2] устанавливается в размере 6%, тогда:
Си = С, ПИ; Си = С, ■ 106%. (4)
Величина индекса инфляции при коммерциализации экологизированной технологии, по наблюдению автора, имеет невысокое значение, равное 1% (по сравнению с официальным статистическим индексом потребительских цен и порогом индексации, которые учитывают инфляцию денежных средств по законодательству). Это обусловлено несущественным изменением баланса возрастающих затрат на производство и цены реализации, например, если сырьём коммерциализируемой технологии являются отходы от производства по переработке гидробионтов, следовательно Си = С, ■ 106%.
В зарубежной практике поправка на инфляцию представляется [5],
как
( п л \
Цнов = Цб
у + в
¿—> 1 л
а
V 1 1баз
(5)
где Цб - базовая цена товара; Цнов - прогнозная цена предложения товара; А1 -доля 1-го ресурса, подверженного влиянию инфляции; В - доля прочих, не вошедших в число А1 расходов в цене товара, инфляцию которых можно
А
не учитывать; 1нов - индексы роста цен ресурса А1.
Дбаз
При расчёте сметы затрат на производство коммерциализируемой технологии автором предлагается упростить вышеуказанную формулу с применением Ии следующим образом:
N N
Си = £ Си И И, +£ с2„ (6)
г г
где Си - индексированная (прогнозная) себестоимость; С11 - величина 1-го ресурса, подверженного влиянию инфляции; С21 - величина прочих, не вошедших в число С11 расходов в цене товара, инфляцию которых можно не учитывать; Ии - индексы роста цен ресурса С11.
Коэффициент экологизации (Кэ). Проблема охраны окружающей среды стала одной из важнейших общегосударственных задач. В последние годы страны Европейского Содружества переходят от жесткого контроля за работой предприятий к системе предупреждения загрязнения окружающей среды путем лицензирования работы рыбоперерабатывающих предприятий.
Кэ отражает затраты на мероприятия по охране окружающей среды, затраты на приобретение и установку очистных сооружений (Зос), на утилизацию отходов (Зуо), платежи сверх нормативов (Псн) и штрафные санкции экологических служб за отсутствие очистных сооружений и выбросы (сбросы) загрязняющих веществ сверх нормативов (Зшс). Их необходимо рассчитывать при планировании коммерциализации технологии, так как они обусловлены технологией производства продукции. Нами предлагается следующая формула для расчета Кэ:
Кэ = Зос + Зуо + Псн + Зшс. (7)
В платежи сверх нормативов (Псн) включается плата за природопользование сверх нормативов и плата за воду сверх лимитов. При этом необходимо учесть, что, во-первых, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, уровни вредного воздействия в пределах допустимых нормативов относятся на счёта издержек производства и учитываются при расчёте коэффициента фискальности, сверх нормативов - за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (плата за природопользование). Во-вторых, платежи в пределах лимитов относятся на счета издержек производства и учитываются при расчёте коэффициента фискальности, сверх лимитов - за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (плата за воду, забираемую предприятиями из водохозяйственных систем).
Коэффициент фискальности (Кф). На этапе перехода к рыночной экономике возросло влияние фискальной политики государства на деятельность предприятий всех видов, поэтому при расчёте предполагаемого эффекта от внедрения новых видов продукции необходимо это отразить. Коэффициент фискальности учитывает:
1) взаимодействие различных факторов, отражающих разностороннее влияние налоговой системы РФ на деятельность предприятия по переработке гидробионтов;
2) с помощью коэффициента фискальности нами предлагается рассчитывать новые показатели: сколько отчислений в бюджет (в том числе и во внебюджетные фонды) приходится на один рубль товарной продукции, налоговых отчислений на единицу продукции, налоговых отчислений на весь объём реализации, которые являются основополагающими при оценке и анализе целесообразности ведения коммерческой деятель-
ности в данном направлении, либо существующим образом, а также при проведении внутреннего аудита фирмы. Можно с уверенностью сказать, что это те показатели, которые каждый руководитель (директор, президент компании, т.е. - административный орган, определяющий коммерческую политику фирмы) "мечтает" узнать от бухгалтера и экономиста, но получает ответ, что такой методики нет.
Необходимо отметить, что при расчёте коэффициента фискальности мы руководствовались прежде всего Налоговым кодексом РФ (1 и 2 части) и законом "Об основах налоговой системы в РФ" [3, 4, 8], не вступающими в противоречие со статьями и нормами Конституции РФ, а также другими законодательными документами, регламентирующими фискальную политику государства. Факторы, отражающие разностороннее влияние налоговой системы РФ и их взаимодействие, учитываемые коэффициентом фискальности, представлены на рис. 1.
Рис. 1. Взаимодействие факторов влияния налоговой системы РФ
Исходя из анализа условий взаимодействия факторов влияния налоговой системы, нами предлагается формула (расшифровка условных обозначений представлена в табл. 2)
£ РД ■ Kx + £ ДСФД + £ ФОТ + £ МРОТ + £ ВД + OP + НИ + ННП
1
BP '
(8)
K ф =
=1
=1
Пояснение условных обозначений, предоставленных в таблице.
N
1. У рД. При организации предприятия в зависимости от формы
1=1
собственности, организационно-правовой формы вносится единовременная пошлина за регистрацию в государственных службах. Коммерциализация технологии также предполагает расходы на приобретение пакета нормативных документов, предоставляемых в различные службы и органы в целях легализации деятельности, часть которых носит разовый, а часть периодичный характер, отражаемый коэффициентом Кх (табл. 2).
Автором систематизированы службы и органы, взаимодействие с которыми необходимо для получения разрешительных документов фирмы, коммерциализирующей технологию (рис. 2).
Таблица 2
Расшифровка обозначений в формуле коэффициента фискальности
Показатель Условные обозначения Формула Примечания
Коэффициент фис-кальности Кф См. формулу 8 Отражает долю отчислений в госбюджет и внебюджетные органы в общем объёме реализованной продукции -валовом доходе организации
Количество видов налогов на данную базу обложения 1 Исходные данные По законодательным актам
Суммарные численные значения пошлин и сборов (РД) , составляющих пакет нормативных документов, необходимых для легализации деятельности предприятия за определенный отрезок времени (Кх) N У рД ■ К 1=1 Если Кх = 1 год, тогда: 1 месяц = — кх 12 х 1 квартал = = 1 Кх 4 х 1 К полгода = —кх 2 х 1. При регистрации предприятия: устав, учредительный договор и др. 2. Внедрению новых видов продукции: лицензия, сертификат соответствия, ассортиментный перечень, ТУ, ТИ, патенты, авторские свидетельства и др. 3. Кх - коэффициент хронометражный
Дифференцированные ставки с учётом, тыс. руб.: 1) фактических данных; 2) повышающих коэффициентов N у ДСФД 1=1 Исходные данные В федеральный бюджет (ФБ). 1. По путевым листам, по авансовым отчётам, величины лошадиных сил двигателя и др. 2. В зависимости от бассейнов рек и других источников и инфляционных процессов
Окончание табл. 2
Показатель Условные обозначения Формула Примечание
Суммарное численное значение местных налогов, исчисляемых в зависимости от МРОТ и СР, тыс. руб. 2 У мрот 1=1 МН1 = МРОТ3 x x СР x СТ1 МРОТ3 - минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый законодательными и нормативными документами (на 1 января 2000 г. равен 200 руб.); СР - среднесписочная численность работников предприятия, причём за 1 чел. принимается только штатный работник; СТ1 - ставка 1-го местного налога
Налоги, начисляемые на валовой доход предприятия, тыс. руб. У ВД 1=1 См. ниже п. 5 ПАД - ФБ и ЖКХ - МБ
Налог на оборот по реализации продукции - НДС ( налог на добавленную стоимость), тыс. руб. ОР См. ниже п. 6 Суммарные численные значения разниц между НДС2, полученным от потребителя товаров и НДС1, уплаченным за поставленные материальные и другие ценности, включающие налог на добавленную стоимость
Налог на имущество, тыс. руб. НИ См. ниже п. 7 РБ на ФР
Налог на прибыль, тыс. руб. ННП См. ниже п. 8 ФБ
Выручка от реализации, тыс. руб. ВР Исходные данные Не включая НДС на реализацию
Имеются не всегда , например, в случае субаренды муниципального имущества и др.
Рис. 2. Схема получения разрешительных документов фирмы, коммерциализирующей технологию
N
2. ^ ДСФД. Дифференцированные ставки по фактическим дан-
1=1
ным для исследуемых предприятий по переработке гидробионтов - это налоги, представленные в табл. 3.
Таблица 3
Налоги, исчисляемые по дифференцированным ставкам
Вид налога Объект налогообложения Ставка
Плата за воду, забираемую предприятиями из водохозяйственных систем Фактический объём воды, забранной предприятием из водохозяйственных систем ДС с учётом повышающих коэффициентов (в зависимости от бассейнов рек и других источников, инфляционных процессов)
Налог с владельцев транспортных средств Транспортные средства По установленной ставке в зависимости от вида и мощности транспортных средств
Плата за природопользование Количество в натуральном измерении. Базовые нормативы в рублях за единицу в пределах установленных лимитов и допустимых нормативов: 1) базовые нормативы платы в руб. за размещение 1 т или 1 м3 отходов в зависимости от класса токсичности; 2) удельная плата в руб. за допустимые выбросы от передвижных источников за 1 т или 1 м3 израсходованного топлива или за каждое транспортное средство по их типам, если нет данных о количестве израсходованного топлива
5
3. ^ Фот - налоги, начисляемые на фонд оплаты труда по всем
,=1
основаниям:
- налоги во внебюджетные фонды, относимые на себестоимость, -единый социальный налог с 1 января 2001 г. согласно 2 части Налогового кодекса [8]. С 01.01.2001 согласно налоговому кодексу ст. 234 внебюджетные онды объединены в единый социальный налог (взнос):
Фонды Ставка, %
1. Пенсионный фонд 28
2. Фонд социального страхования РФ 4
3. Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования 3,6
Всего 35,6
- региональный налог - статья 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 - сбор на нужды образовательных учреждений 1%, относится на финансовый результат.
4. Iмрот - среднесписочная численность и минимальный раз-
1=1
мер оплаты труда.
Для исследуемых предприятий по переработке гидробионтов это налоги, исчисляемые от среднесписочной численности и минимального размера оплаты труда. При налоге целевой сбор с предприятий на содержание милиции объектом налогообложения при расчёте следует исходить из размера минимально месячной оплаты труда и среднесписочной численности работников предприятия, при этом ставка будет составлять 3%.
5. ВР - выручка от реализации продукции из гидробионтов без НДС (табл. 4).
Таблица 4
Налоги, исчисляемые от реализации продукции
Вид налога Объект налогообложения Ставка, %
Налог на пользователей автомобильных дорог Выручка от реализации продукции без НДС 1
ЖКХ - налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы Объём реализации продукции - выручка (нетто) от реализации, показатель которой приводится по строке 010 формы № 2 "Отчёт о прибылях и убытках" 1,5
6. ОР - обороты по реализации продукции облагаются НДС (налогом на добавленную стоимость). Расчётная ставка - 20%.
7. НИ - налог на имущество предприятия - 2% (ставки уточняются законодательными органами субъектов РФ).
8. ННП - налог на прибыль. Объектом налогообложения является балансовая (валовая) прибыль. Расчётная ставка - 35%.
В целях использования рассчитанного коэффициента фискальности в формуле для оценки эффективности производства кормовых добавок от внедрения экспериментального производства, необходимо провести следующие преобразования. Если годовой эффект (без учёта фискальной политики) по валовой продукции приравнять условно к единице
п п
I а1 -1 и1 = 1, то доля налоговых отчислений в этой единице будет
1=1 1 =1
составлять Кф тыс. руб. Чтобы установить величину реального экономического эффекта от внедрения экспериментального производства, необходимо вычесть из условной единицы величину Кф, т.е. 1 - Кф. Корректировка экономического эффекта на величину налоговых отчислений
Iа-IИ
(1 - к ф ).
осуществляется произведением разностей:
1,1=1 1=1
Предлагаемые автором и рассчитываемые с помощью коэффициента фискальности показатели представлены в табл. 5.
Таблица 5
Уточненные показатели экономической оценки
Показатель Условные обозначения Формула Примечания
Налоговые отчисления на один рубль товарной продукции, % Оор Оор = Кф • 100 Кф рассчитывается по формуле 4
Налоговые отчисления на единицу продукции, руб. Оеп ОЕП = ЦЕП • Кф Цеп - цена единицы продукции
Налоговые отчисления на весь объём реализации, руб. Ово Ово = ВО • Кф ВО - весь объём реализации (включая НДС)
Доля реального дохода от реализации продукции на один рубль товарной продукции, % РДор РДор = (1 - Кф) • 100 Остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, пошлин и сборов
Доля реального дохода от реализации продукции, на единицу продукции, руб. РДеп РДеп = Цеп(1 - Кф) Остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, пошлин и сборов
Доля реального дохода от реализации продукции на весь объём реализации, руб. РДво РДво = ВО(1 - Кф) Остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, пошлин и сборов
Таким образом, для предприятий по переработке гидробионтов предлагается усовершенствованная методика расчёта экономического эффекта с помощью введения коэффициентов: экологизации, фискально-сти, инфляции и венчурности. При этом практическое использование полученных результатов выражается:
1) в возможности учесть при планировании и анализе факторы, порождённые рыночной экономикой (различные источники инвестиций, виды венчурного капитала, неконвертируемость рубля и высокие темпы
инфляции, фискальную политику государства, значение вида собственности оцениваемого предприятия, организационно-правовые моменты и ведомственную принадлежность - разрешительную систему по регистрации предприятия и (или) внедрению новой технологии, продукции) и факторы, ранее учитываемые, но в новом осмыслении (экологичность коммерциализируемой технологии, влияющей на окружающую среду), оценивающие экономическую эффективность хозяйственной деятельности предприятий по переработке гидробионтов;
2) оценке инвестиционной привлекательности предлагаемых проектов путём использования данного подхода к определению экономической эффективности при технико-экономическом обосновании проектов, либо при комплексном бизнес-планировании нового производства (вновь образованного) или при реконструкции уже действующего;
3) введение с помощью коэффициента фискальности новых показателей, необходимых при оценке и анализе целесообразности осуществления коммерческой деятельности и установлении политики финансового менеджмента на предприятии: долю отчислений в бюджет и реального дохода от реализации продукции, остающейся в распоряжении предприятия, на один рубль реализованной товарной продукции, на единицу продукции и весь объём реализации .
Литература
1. Беренс В., Хавранек П.Н. Руководство по оценке эффективности инвестиций. - М., 1995.
2. Закон РСФСР от 24.10.1991 № 1799-1 (ред. 24.12.1993) "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РСФСР" (в ред. указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288).
3. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" (в редакции последующих изменений и дополнений).
4. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. А.В. Брызгалина. - М., 1998.
5. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования // Авт. колл. под руковод. А.Г. Шахназарова. - М.: НПКВЦ "Теринвест", 1994.
6. Методические указания по комплексной оценке эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса. - М., 1988.
7. Методические указания по определению экономической эффективности использования в рыбном хозяйстве техники, изобретений и рационализаторских предложений. - Л.: Гипрорыбфлот, 1978.
8. Налоговый кодекс РФ (часть вторая). - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандем"; изд-во "Эскимос", 2001.