DOI: 10.38197/2072-2060-2023-240-2-369-391
совершенствование
методических основ
оценки транспортного комплекса региона improving the methodological foundations for assessing the transport complex of the region
ПЬЯНКОВА СВЕТЛАНА ГРИГОРЬЕВНА
Профессор кафедры региональной, муниципальной экономики и управления ФГБУ ВО «Уральский государственный экономический университет», д.э.н., доцент
SVETLANA G. PYANKOVA
Professor of the Department of Regional, Municipal Economics and Management of the Ural State University of Economics, Doctor of Economics, Associate Professor
370
ЗАКОЛЮКИНА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА
Руководитель отдела по работе с клиентами, ЗАО «Лаки Моторс», аспирант кафедры региональной, муниципальной экономики и управления ФГБУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
EKATERINA S. ZAKOLYUKINA Head of the Customer Relations Department, Lucky Motors CJSC, Postgraduate student of the Department of Regional, Municipal Economics and Management of the Ural State University of Economics
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматриваются существующие научные исследования касательно методических рекомендаций оценки транспортного комплекса, а также принятые на законодательном уровне методики относительно транспорта. В ходе анализа акцентируется внимание на цифровой трансформации транспортной отрасли. Результатом исследования является вывод о необходимости совершенствования методических основ оценки транспортного комплекса региона посредством разработки интегрального цифрового индекса оценки транспортной инфраструктуры региона. ABSTRACT
This article discusses the existing scientific research on the methodological recommendations for assessing the transport complex, as well as the methods adopted at the legislative level regarding transport. The analysis focuses on the digital transformation of the transport industry. The result of the study is the conclusion about the need to improve the methodological foundations for assessing the transport complex of the
region through the development of an integral digital index for assessing the transport infrastructure of the region.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Транспортный комплекс, цифровизация, цифровая транспортная инфраструктура, интегральный цифровой индекс, методика. KEYWORDS
Transport complex, digitalization, digital transport infrastructure, integrated digital index, methodology.
Введение
В современных условиях развития социально-экономической системы в целом эффективное функционирование транспортного комплекса выступает одним из условий дальнейшего роста. От уровня развития транспортной системы напрямую зависит наличие конкурентных преимуществ того или иного региона, государства в целом. Также степень развития транспортного комплекса существенно влияет на качество жизни населения, обеспечивая доступность, мобильность, безопасность передвижения и т.д. Вопрос качественной оценки функционирования транспортного комплекса, в том числе методики проведения оценки, особенно актуален на сегодняшний день. Особая важность подобных исследований объясняется стремительным научно-техническим прогрессом, внедрением новых технологий в транспортную отрасль, в том числе цифровых. Большинство существующих методик оценки не учитывают данный процесс трансформации. Цифровизация представляет собой всеобщую тенденцию касательно модернизации практически всех отраслей экономики. Таким образом, необходимо усовершенствование методических основ оценки транс-
портного комплекса. Для достижения поставленной цели является целесообразным проанализировать научную литературу по данной тематике, а также законодательную базу РФ касательно вопроса оценки транспортной отрасли.
Материалы и методы
В ходе исследования были использованы такие научные методы, как анализ и синтез, также метод сравнения и логический подход.
Стоит отметить, что вопросы касательно оценки и эффективности транспортной отрасли и ее составляющих активно исследуются в научных кругах. Большое число работ посвящено разработкам методических рекомендаций, а также выявлению индикаторов оценки.
Так, О.Г. Карасев, А.А. Грунин, А.О. Кривцова в своей работе рассматривают вопрос количественной оценки степени развития транспорта в купных городах Российской Федерации [1]. В ходе исследования авторами был разработан инструмент оценки степени развития транспортных систем городов, так называемый Индекс развития транспортного комплекса. Данный показатель включает в себя четыре подиндекса: безопасность дорожного движения и влияние транспорта на окружающую среду, качество транспортных услуг и их доступность. Исследователи, опираясь на предлагаемый Индекс, разработали рейтинг развития транспортного комплекса крупнейших городов (за 2010, 2015, 2016, 2017 годы). Так, на первом месте рейтинга находится Москва, на втором Санкт-Петербург, далее в списке следуют такие города-миллионники, как Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Казань, Ростов-на-Дону, Красноярск, Челябинск, Воронеж, Уфа, Волгоград, Пермь,
Омск. Стоит отметить, общий показатель и субиндексы могут принимать значения от 0 до 10 баллов. Баллы для каждого города присваиваются исходя из расчета по методу минимума-максимума. С помощью предлагаемого авторами инструмента возможно оценить уровень развития транспортного комплекса, выявить сильные и слабые стороны транспортной системы в рамках городского пространства, разработать меры по усовершенствованию транспортной политики [1].
Сулиман Наурас в своей статье затрагивает вопрос разработки методики оценки транспортной системы применительно к городам [2]. В исследовании акцентируется внимание на необходимости всесторонней методики оценки городского пространства, включающей ряд показателей. По мнению исследователя, подобная методика должна опираться на экономические, социальные и экологические показатели.
Таблица
Показатели методики оценки транспортной системы городов
Аспект оценки Показатели
Экономический Количество транспортных средств; эффективность грузовой логистики; интеграция транспортной системы в экономике; объем бюджетного средств, отчисляемый на развитие транспортной инфраструктуры; продуктивность транспортной системы и доля транспортной системы в ВРП
Социальный Количество пассажиров; открытость транспортной системы для всех категорий граждан; безопасность; доступность транспортных услуг по цене; объем пешего и велосипедного пробега
Экологический Объем сокращения количества вредных выбросов; изменение шумового воздействия; количество потребления топлива на душу населения; измерение пространства, занятого под транспортную инфраструктуру
Источник: разработано авторами на основе [2]
374
Помимо указанных в таблице показателей, Сулиман Нау-рас также отмечает важность таких показателей для оценки транспортной системы, как степень комфорта транспортных средств, наличие системы лояльности, удобное расположение посадочных пунктов, цифровизация транспортного комплекса и др. [2].
А.С. Шпак в своей работе проводит оценку регионального транспортного комплекса на примере Приморского края [3]. Исследователь анализирует ключевые факторы, влияющие на функционирование регионального транспортного комплекса, и оценивает степень их влияния посредством БШОТ-анализа. Так, факторами внутренней и внешней среды, влияющими на транспортный комплекс региона и представляющими собой сильную сторону в рамках анализа, являются [3]:
• Изменение реальных доходов населения;
• Изменение уровня занятости, влияющее на мобильность граждан;
• Развитие миграции и повышение деловой активности;
• Современная транспортная, энергетическая и коммунальная инфраструктура;
• Создание агломераций муниципальных образований и территорий опережающего развития;
• Транзитный потенциал, позволяющий осуществлять интермодальные перевозки;
• Развитие, модернизация дорожной сети;
• Развитие туризма;
• Изменение спроса на новые виды транспортных услуг, развитие сервиса и повышение привлекательности общественного транспорта.
Н.А. Серова в своем исследовании, посвященном оценке развития региональной транспортной инфраструктуры, рассматривает методические подходы по данному вопросу [4]. Исследователь предлагает методику комплексной оценки, которая может применяться как для оценки общего уровня развития транспортной инфраструктуры региона, так и для оценки таких составляющих транспортной инфраструктуры, как социальный и производственный аспект. Таким образом, показатели рассчитываются по двум блокам соответственно названным выше составляющим, интегральный показатель развития транспортной инфраструктуры региона по каждому блоку выводится из относительных величин на основании многомерной средней. Касательно социальной составляющей предполагается учет следующих показателей: обеспеченность транспортной инфраструктурой населения, мобильность населения, индекс гуманитарности транспортной инфраструктуры. Оценка производственной составляющей включает в себя коэффициенты Ю.И. Успенского, Л.И. Василевского, показатели плотности транспортной сети в отношении хозяйствующих субъектов региона [4].
В научной литературе имеются исследования применительно к оценке отдельных видов транспорта. Так, К.И. Пан-ченко, А.Р. Семенова предлагают методику оценки степени развития автотранспорта посредством унифицированного показателя [5]. Вычисление так называемого индекса развития автомобильного транспорта в регионах Российской Федерации может способствовать оценке уровня различных субъектов, проведения сравнительного анализа, выявления слабых зон, корректировки стратегий развития. Согласно разработкам исследователей, расчет Индекса развития
37
автомобильного транспорта включает в себя четыре группы показателей: социально-экономические, показатели транспортной инфраструктуры, показатели перевозки автотранспортом и показатели безопасности. В свою очередь, к инфраструктурной группе относятся такие параметры, как общая протяженность автодорог общего пользования, доля автодорог общего пользования, соответствующих необходимым нормативным требованиям, и плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием [5].
Рассмотрим имеющиеся методические документы в Российской Федерации, затрагивающие транспортный комплекс, в том числе транспортную инфраструктуру. В рамках существующей в РФ законодательной базы применительно к оценке и развитию транспортного комплекса разработано множество методик, таких как методика по проведению мониторинга дорожного движения, рекомендации по определению количества парковочных мест в субъектах РФ, сформирована методика по стимулированию использования гибридных автомобилей и электромобилей в субъектах РФ и др. [6]. В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» распоряжением Министерства транспорта РФ от 29 декабря 2022 г. № АК-343-р была утверждена методика расчета показателей федерального проекта «Развитие общественного транспорта» [7]. В соответствии с госпрограммой РФ «Развитие транспортной системы» приказом Министерства транспорта Российской Федерации была утверждена методика расчета показателей федерального проекта «Беспилотная аэродоставка грузов» [8].
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2019 г. № 2019 была утверждена методика оценки терри-
торий опережающего социально-экономического развития [9]. Для расчета показателей используются данные о совокупных расходах бюджетов бюджетной системы РФ, включающих в себя предусмотренные и фактические бюджетные средства на инфраструктуру, а также данные о расходах федерального бюджета, в том числе предусмотренные и фактические средства на инфраструктуру в рамках средств федерального бюджета [9].
Приказом Министерства регионального развития РФ от 9 сентября 2013 г. № 371 была утверждена методика оценки качества городской среды проживания [10]. С помощью разработанной методики выводится генеральный индекс привлекательности городов. Вычисляется итоговый показатель исходя из 13 индексов, один из которых «транспортная инфраструктура». Данный индекс, в свою очередь, рассчитывается исходя из следующих параметров: плотность городской дорожной сети; расстояние до центра федерального округа, самого ближнего; внешняя транспортная доступность города; отношение к агломерации; наличие аэропорта, транзитной автомагистрали федерального значения, ж/д сообщения, речного или морского транспорта [10].
Распоряжением Правительства РФ от 23 марта 2019 г. № 510-р была утверждена методика формирования индекса качества городской среды [11]. Данный индекс формируется исходя из 36 индикаторов и рассчитывается посредством матрицы показателей. Учитывается улично-дорожная сеть, состояние общегородского пространства в целом. Критериями оценки выступают безопасность, комфортность, экологичность и здоровье, идентичность и разнообразие, современность и актуальность среды, а также эффективность управления [12].
378
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 февраля 2020 года № 66 были утверждены методические рекомендации по проведению статистической оценки уровня технологического развития экономики РФ в целом и ее отдельных отраслей [13]. Целью данных рекомендаций является разработка единого подхода к оценке уровня технологического развития РФ и отдельных отраслей, в том числе транспорта. Стоит обратить внимание, что в документе отдельно выделяется понятие «технологии индустрии 4.0». Согласно методическим рекомендациям технологии индустрии 4.0 — это технологии, имеющие высокий потенциал применения в различны видах экономической деятельности, которые приводят к структурным сдвигам в отраслях экономики. К подобным технологиям относят: технологии беспроводной связи, искусственный интеллект, виртуальную реальность, беспилотный транспорт, «интернет вещей», робототехнику, аддитивные технологии, квантовые технологии и др. В документе предлагается формирование пяти групп показателей оценки, а именно [13]:
• Показатели интенсивности модернизации экономических активов (состояние основных фондов и их обновление; инвестиции);
• Показатели уровня ресурсоемкости;
• Показатели уровня инновационности;
• Показатели уровня цифровизации.
К показателям, характеризующим уровень цифровиза-ции, относятся следующие:
• Удельный вес организаций, использующих облачные сервисы, в общем числе организаций (%);
• Удельный вес организаций, имеющих доступ в интернет со скоростью не менее 2 Мбит/сек., в общем числе организаций (%);
• Удельный вес организаций, использующих СRM-системы, ERP-системы, SCM-системы, в общем числе организаций (%);
• Доля организаций, размещавших заказы на товары (работы, услуги) в интернете, в общем числе обследованных организаций (%).
Государственная программа «Развитие транспортной системы», утвержденная постановлением Правительства от 20 декабря 2017 года № 1596, включает в себя оценку текущего состояния транспортного комплекса Российской Федерации [14]. В документе обозначены количественные показатели по итогам 2020 года, процентное отношение к предыдущему году. Оценка текущего состояния включает в себя такие параметры: объем перевозок грузов ТК, грузооборот, обозначается структура перевозок грузов ТК, транспортоемкость ВВП, объем перевалки грузов, пассажирооборот транспорта общего пользования, подвижность населения на транспорте общего пользования, объем экспорта транспортных услуг, объем инвестиций в основной капитал ТК.
Стоит отметить, что в вышеуказанной программе касательно оценки транспортной системы отмечается несоответствие состояния транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли в силу низкого уровня технических характеристик транспортных коридоров на территории Российской Федерации.
Необходимо подчеркнуть, оценка текущего состояния указывает также на имеющиеся в транспортном комплек-
380
се проблемные зоны [14]. Так, требуют решения вопросы касательно безопасности населения на транспорте. Существенной остается проблема негативного воздействия транспортного комплекса на окружающую среду и здоровье граждан, автотранспорт остается лидером по негативному воздействию на экологию. Присутствует отставание в рамках развития технологий на транспорте, также степень цифровизации транспорта не соответствует в полной мере необходимому уровню на сегодняшний день.
Одним из приоритетных векторов государственной политики в области транспорта является цифровая трансформация транспортной отрасли [14]. Основные направления касательно цифровизации отрасли в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы» продемонстрированы на рис. 1. Стоит отметить, что одним из приоритетов в области государственной политики касательно транспортного комплекса выступает цифровая трансформация посредством достижения «цифровой зрелости» отрасли.
Максимально полная оценка состояния транспортного комплекса в Российской Федерации за предыдущий год отражается в годовом отчете о ходе реализации вышеуказанной выше госпрограммы «Развитие транспортной системы» [15]. В документе содержится информация о достижении поставленных целей, значении показателей, использовании финансовых средств и др. Стоит подчеркнуть, в докладе фигурирует индекс качества транспортной инфраструктуры, а также указана методика его расчета [15].
Необходимо обратить внимание, что Транспортная стратегия РФ до 2030 года с прогнозом до 2035 года, ут-
Рисунок 1. Направления цифровой трансформации транспортной отрасли
Источник: составлено авторами на основе [14]
вержденная распоряжением Правительством РФ от 27 ноября 2021 года № 3363-р, включает в себя показатели достижения обозначенных документом целей, одной из которых является «цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий» [16]. Так, вышеназванная цель в консервативном
382
и базовом сценарии предполагает достижение определенного уровня по следующим показателям [16]:
• Производительность труда в ТК к 2019 г.;
• Количество пассажиров международного следования в пересчете на одного сотрудника пассажирского транспорта;
• Количество пассажиров дальнего следования в пересчете на одного сотрудника пассажирского транспорта;
• Общий объем грузовых перевозок в пересчете на одного сотрудника грузового транспорта;
• Доля пассажиров, использующих безналичную оплату проезда на общественном транспорте в крупнейших агломерациях;
• Доля пассажиров пригородных, междугородних и международных автомобильных, железнодорожных и воздушных перевозок, идентифицируемых посредством применения биометрических технологий;
• Доля перевозочных документов, оформляемых в электронном виде.
Описанные выше индикаторы являются целевыми, также в документе обозначены обеспечивающие индикаторы, а именно [16]:
• Протяженность инфраструктуры всех видов транспорта, приспособленной для движения автономного транспорта;
• Протяженность выделенной инфраструктуры автономного автомобильного транспорта;
• Численность населения городов, в которых внедрена интеллектуальная транспортная система на общественном транспорте и в управлении дорожным движением.
Результаты и обсуждение
В ходе обзора научной литературы было выявлено, что имеющиеся методики оценки транспортного комплекса достаточно разносторонние, предлагаемые исследователями показатели (индексы) также различны. Анализ научных работ показал, что не изучен вопрос оценки транспортного комплекса касательно его цифровой трансформации.
Имеющиеся в Российской Федерации государственная программа по «Развитию транспортной системы» и Транспортная стратегия демонстрируют одно из приоритетных направлений развитий — цифровизацию отрасли. При этом на сегодняшний день не разработаны методические рекомендации оценки цифровой трансформации транспортного комплекса. Необходимо усовершенствование методических основ посредством разработки интегрального цифрового индекса.
По мнению авторов данной статьи, в рамках регионального развития особую важность представляет собой оценка функционирования транспортной инфраструктуры. Цифровая транспортная инфраструктура (ЦТИ) проявляется при определенном уровне социально-экономического развития, затрагивает также инновационную инфраструктуру, коммуникационную и информационную [17]. Эффективное функционирование ЦТИ региона находится в зависимости от уровня качества жизни населения, социально-экономического развития региона в целом. Качественная оценка ЦТИ позволить выявить слабые и перспективные зоны, скорректировать стратегию регионального развития, что повысит конкурентоспособность региона в масштабах государства. На рис. 2 показаны этапы проведения оценки транспортного комплекса региона.
384
Рисунок 2. Интегральный цифровой индекс в рамках оценки транспортного комплекса региона
Источник: Составлено авторами
Качественная оценка всего транспортного комплекса как на региональном,такина федеральномуровнедолжна включать в себя оценку степени развития цифровой транспортной инфраструктуры. Так как необходима целостная картина, а также понимание различий в уровне развития субъектов РФ. Для проведения комплексной оценки ЦТИ региона необходима разработка интегрального цифрового индекса, что было указано выше, а также методики оценки цифровизации транспортной инфраструктуры и методического инструментария.
Стоит отметить, что разработка подобной методики и инструментария осложняется спецификой понятия цифровой
транспортной инфраструктуры, его многогранностью. При этом ключевыми особенностями формирования методических основ оценки ЦТИ должны стать, во-первых: отбор индикаторов для расчета индекса на основе критериев в соответствии с признаками ЦТИ, а именно повышение мобильности, безопасности, обеспечение максимального контроля за счет внедрения технологий; во-вторых: необходима всесторонняя оценка, затрагивающая все объекты транспортной инфраструктуры; в-третьих: необходим периодический плановый пересмотр показателей. Корректировка показателей связана со стремительными изменениями в технологиях. Так, при оценке ЦТИ следует учитывать показатель «убери-зации», процесс, напрямую демонстрирующий уровень развития цифровой транспортной инфраструктуры, при этом не фигурирующий на сегодняшний день в рамках оценки транспортного комплекса [18].
Предлагаемый авторами механизм усовершенствования методической базы оценки транспортного комплекса региона позволит провести сравнительный анализ уровня развития субъектов Российской Федерации, скорректировать политику развития как отдельного региона, так и государства в целом, что даст дополнительные конкурентные преимущества. Исследование в данной области продолжается авторами работы.
Библиографический список
1. Карасев О.И., Кривцова А.О. Оценка уровня развития транспортного комплекса мегаполисов // Статистика и Экономика. — 2019. — Т. 16. — № 1 [Электронный ресурс]. — URL: https://doi. org/10.21686/2500-3925-2019-1-22-31.
2. Сулиман Н. Разработка методики оценки развития городской транспортной системы / Н. Сулиман // Всероссийский форум мо-
386
лодых исследователей: Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, Петрозаводск, 25 марта 2021 года. — Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука» (ИП Ивановская Ирина Игоревна), 2021. — С. 37-40. — EDN GAMYXN.
3. Шпак А.С. Количественная оценка проблем регионального транспортного комплекса Приморского края // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. — 2015. — № 1 [Электронный ресурс]. — URL: https://jem.dvfu. ru/index.php/jem/article/view/75/72.
4. Серова Н.А. Методический подход к оценке развития региональной транспортной инфраструктуры / Н.А. Серова // Фундаментальные исследования. — 2022. — № 10-2. — С. 229-232. — DOI 10.17513/ fr.43371. — EDN YAFIHN.
5. Панченко К.И. Оценка развития автомобильного транспорта в регионах России / К.И. Панченко, А.Р. Семенова // Научный альманах Центрального Черноземья. — 2022. — № 1-9 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50323200.
6. Методические рекомендации по стимулированию использования электромобилей и гибридных автомобилей в субъектах Российской Федерации, утвержденные распоряжением Минтранса России от 25.05.2022 № АК-131-р // Официальный сайт Министерства Транспорта РФ [Электронный ресурс]. — URL: https://mintrans.gov. ru/documents/10/11866?type=10.
7. Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 29 декабря 2022 года № АК-343-р «Об утверждении методик расчета показателей федерального проекта „Развитие общественного транспорта" национального проекта „Безопасные качественные дороги"»// Официальный сайт Министерства Транспорта РФ [Электронный ресурс]. — URL: https://mintrans.gov.
ru/.do.cume.nt.s/2./1.22.1.0?.type=.2.. ...
8. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28 декабря 2022 года № 513 «Об утверждении Методик расчета показателей федерального проекта «Беспилотная аэродоставка грузов», входящего в состав государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» // Официальный сайт Министерства Транспорта РФ [Электронный ресурс]. — URL: https://mintrans.gov.ru/documents/2/12200?type=2.
9. Методика оценки эффективности и мониторинга показателей эффективности территорий опережающего социально-экономического развития, за исключением территорий опережающего социально-экономического развития, созданных на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2019 г. № 1240 [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/docs/38001/.
10. Методика оценки качества городской среды проживания, утвержденная приказом Министерства регионального развития РФ от 9 сентября 2013 г. № 371 [Электронный ресурс]. — https:// meganorm.ru/Data2/1/4293776/4293776520.htm.
11. Методика формирования индекса качества городской среды, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2019 г. № 510-р [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/wbRiqrDYKeKbPh9FzC HUwWoturf2Ud0G.pdf.
12. Индекс качества городской среды // Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: https://xn—dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai/#/.
13. Методические рекомендаций по проведению статистической оценки уровня технологического развития экономики Российской Федерации в целом и ее отдельных отраслей, утвержденные приказом Минэкономразвития РФ от 12 февраля 2020 г. № 66 [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/564344038.
388
14. Государственная программа «Развитие транспортной системы», Утвержденная постановлением Правительства от 20 декабря 2017 года № 1596 // Официальный сайт Правительства РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://government.ru/rugovclassifier/841/events/.
15. Годовой отчет о ходе реализации пилотной государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» и об оценке ее эффективности в 2021 году // Официальный сайт Министерства транспорта РФ [Электронный ресурс]. — URL: https:// mintrans.gov.m/documents/11/11833?type=11.
16. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. № 3363-р [Электронный ресурс]. — URL: https://rosavtodor.gov.ru/docs/ transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda-s-prognozom-na-period-do-2035-goda.
17. Пьянкова С.Г., Заколюкина Е.С. Цифровая транспортная инфраструктура региона: понятийный аппарат и оценка эффективности // Экономика и предпринимательство. — 2022. — № 6 (143). — С. 644-651. DOI 10.34925/EIP.2022.143.6.116.
18. Пьянкова С.Г. «уберизация» в рамках цифровой транспортной инфраструктуры региона / С.Г. Пьянкова, Е.С. Заколюкина // Научно-исследовательские публикации. 2022. № 6 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50032066.
References
1. Karasev O.I., Krivcova A.O. Ocenka urovnja razvitija trans-portnogo kompleksa megapolisov // Statistika i Jekonomi-ka. — 2019. — T.16. — № 1 [Jelektronnyj resurs]. — URL: https://doi. org/10.21686/2500-3925-2019-1-22-31.
2. Suliman N. Razrabotka metodiki ocenki razvitija gorodskoj transport-noj sistemy / N. Suliman // Vserossijskij forum molodyh issledovatelej:
Sbornik statej III Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Petrozavodsk, 25 marta 2021 goda. — Petrozavodsk: Mezhdunarodnyj centr nauchnogo partnerstva «Novaja Nauka» (IP Ivanovskaja Irina Ig-orevna), 2021. — S. 37-40. — EDN GAMYXN.
3. Shpak A.S. Kolichestvennaja ocenka problem regional'nogo transport-nogo kompleksa Primorskogo kraja // Izvestija Dal'nevostochnogo fed-eral'nogo universiteta. Jekonomika i upravlenie. 2015. № 1 [Jelektronnyj resurs]. — URL: https://jem.dvfu.ru/index.php/jem/article/view/75/72.
4. Serova N.A. Metodicheskij podhod k ocenke razvitija regional'noj transportnoj infrastruktury / N.A. Serova // Fundamental'nye issledo-vanija. — 2022. — № 10-2. — S. 229-232. — DOI 10.17513/fr.43371. — EDN YAFIHN.
5. Panchenko K.I. Ocenka razvitija avtomobil'nogo transporta v regio-nah Rossii / K.I. Panchenko, A.R. Semenova // Nauchnyj al'manah Central'nogo Chernozem'ja. — 2022. — № 1-9 [Jelektronnyj resurs]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50323200.
6. Metodicheskie rekomendacii po stimulirovaniju ispol'zovanija jelek-tromobilej i gibridnyh avtomobilej v sub#ektah Rossijskoj Federacii, utverzhdennye rasporjazheniem Mintransa Rossii ot 25.05.2022 № AK-131-r // Oficial'nyj sajt Ministerstva Transporta RF [Jelektronnyj resurs]. — URL: https://mintrans.gov.ru/documents/10/11866?type=10.
7. Rasporjazhenie Ministerstva transporta Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrja 2022 goda № AK-343-r «Ob utverzhdenii metodik rascheta pokazatelej federal'nogo proekta «Razvitie obshhestvennogo transporta» nacional'nogo proekta «Bezopasnye kachestvennye dorogi» // Oficial'nyj sajt Ministerstva Transporta RF [Jelektronnyj resurs]. — URL: https://mintrans.gov.ru/ documents/2/12210?type=2.
8. Prikaz Ministerstva transporta Rossijskoj Federacii ot 28 dekabrja 2022 goda № 513 «Ob utverzhdenii Metodik rascheta pokazatelej federal'nogo proekta «Bespilotnaja ajerodostavka gruzov», vhodjashhego v sostav
gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie transportnoj sistemy» // Oficial'nyj sajt Ministerstva Transporta RF [Jelektronnyj resurs]. — URL: https://mintrans.gov.ru/documents/2/12200?type=2.
9. Metodika ocenki jeffektivnosti i monitoringa pokazatelej jeffektivnosti territorij operezhajushhego social'no-jekonomicheskogo razvitija, za iskljucheniem territorij operezhajushhego social'no-jekonomicheskogo razvitija, sozdannyh na territorijah monoprofil'nyh municipal'nyh obrazovanij Rossijskoj Federacii (monogorodov), utverzhdennaja Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 23 sentjabrja 2019 g. № 1240 [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://government.ru/docs/38001/.
10. Metodika ocenki kachestva gorodskoj sredy prozhivanija, utverzhdennaja prikazom Ministerstva regional'nogo razvitija RF ot 9 sentjabrja 2013 g. № 371 [Jelektronnyj resurs]. — https://meganorm.ru/ Data2/1/4293776/4293776520.htm.
11. Metodika formirovanija indeksa kachestva gorodskoj sredy, utverzhdennaja rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 23 marta 2019 g. № 510-r [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://static.government.ru/media/ files/WbRiqrDYKeKbPh9FzCHUwWoturf2Ud0G.pdf.
12. Indeks kachestva gorodskoj sredy // Oficial'nyj sajt [Jelektronnyj resurs]. — URL: https://xn----dtbcccdtsypabxk.xn--p1ai/#/ .
13. Metodicheskie rekomendacij po provedeniju statisticheskoj ocenki urovnja tehnologicheskogo razvitija jekonomiki Rossijskoj Federacii v celom i ee otdel'nyh otraslej, utverzhdennye prikazom Minjekonomrazvitija RF ot 12 fevralja 2020 g. № 66 [Jelektronnyj resurs]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/564344038.
14. Gosudarstvennaja programma «Razvitie transportnoj sistemy», Utverzhdennaja postanovleniem Pravitel'stva ot 20 dekabrja 2017 goda №1596 // Oficial'nyj sajt Pravitel'stva RF [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://government.ru/rugovclassifier/841/events/.
15. Godovoj otchet o hode realizacii pilotnoj gosudarstvennoj pro-grammy Rossijskoj Federacii «Razvitie transportnoj sistemy»
i ob ocenke ee jeffektivnosti v 2021 godu // Oficial'nyj sajt Ministerst-va Transporta RF [Jelektronnyj resurs]. — URL: https://mintrans.gov.ru/ documents/11/11833?type=11.
16. Transportnaja strategija RF na period do 2030 goda s prognozom na period do 2035 goda, utverzhdennaja rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 27 nojabrja 2021 g. № 3363-r [Jelektronnyj resurs]. — URL: https://rosavtodor.gov.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda-s-prognozom-na-period-do-2035-goda.
17. P'jankova S.G., Zakoljukina E.S. Cifrovaja transportnaja infrastruktura regiona: ponjatijnyj apparat i ocenka jeffektivnosti» // Jekonomika i predprinimatel'stvo.— 2022. — № 6 (143). — S. 644-651. DOI 10.34925/ EIP.2022.143.6.116.
18. P'jankova S.G. «uberizacija» v ramkah cifrovoj transportnoj infrastruktury regiona / S.G. P'jankova, E.S. Zakoljukina // Nauchno-issledovatel'skie publikacii. 2022. № 6 [Jelektronnyj resurs]. — URL: https://shhshhshh. elibrary.ru/item.asp?id=50032066.
Контактная информация / Contact information
ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет»
620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли 62/45.
Ural State University of Economics, st. March 8/Narodnaya Volya 62/45,
Yekaterinburg, 620144, Russia.
Пьянкова Светлана Григорьевна / Svetlana G. Pyankova
Заколюкина Екатерина Сергеевна / Ekaterina S. Zakolyukina