Ivan F. Trapeznikov graduate student of the chair «Electricity, power supply and power electronics»
Address: Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev (NNSTU),
603950, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Street, 24
E-mail: trapeznikov.iw@yandex.ru
Spin-code: 2679-3517
Mikhail V. Sharygin, Ph. D. (Engineering) , associate professor,
associate professor of the chair «Power Engineering, electricity supply and power electronics» Address: Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R.E. Alekseev (NNSTU), 603950, Russia, Nizhny Novgorod, Minin Street, 24 E-mail: sharygin.m.v@gmail.com Spin-code: 8315-3512
Contribution of the authors: Vladimir Y. Vukolov: managed the research project. Alexander L. Kulikov: research supervision. Ivan F. Trapeznikov: writing the final text.
Mikhail V. Sharygin: critical analysis of materials; formulated conclusions.
All authors have read and approved the final manuscript.
05.20.01 УДК 631.554
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА КОНТРОЛЯ ВЕСА ЗЕРНА ПРИ УБОРОЧНЫХ РАБОТАХ
© 2017
Евгений Васильевич Пухов, доктор технических наук, заведующий кафедрой «Эксплуатация транспортных и технологических машин» ФГБОУ ВО «Воронежский ГАУ», Воронеж (Россия) Михаил Григорьевич Тимошинов, аспирант кафедры «Эксплуатация транспортных
и технологических машин» ФГБОУ ВО «Воронежский ГАУ», Воронеж (Россия)
Аннотация
Введение: увеличение уровня производства зерна является одним из важнейших аспектов как продовольственной безопасности России, так и неотъемлемой составляющей коммерческого успеха агропромышленного комплекса. Поиск оптимального решения для достижения этих целей продолжает оставаться актуальной задачей современности. Среди прочего, такого эффекта можно достичь за счет сокращения потерь во время уборочных работ. Статья посвящена анализу основных методов количественного контроля и учета собранного урожая зерновых культур.
Материалы и методы: в статье применяются методы идентификации, системного и сравнительного анализа. Результаты. На основании анализа имеющихся количественных технологий контроля собранного урожая предлагается использование построения информационных систем на базе технологической машины (комбайна) с применением датчика контроля сыпучих материалов. Данный метод увеличивает точности контроля массы собираемого урожая непосредственно на уборочной технике.
Обсуждение: проведенное сравнение существующих методов контроля и учета дало возможность установить их главные преимущества и недостатки. Среди которых на первый план выходит вопрос: либо получить наиболее точные показатели при помощи электронных автовесов, или же добиться логистических выгод за счет уменьшения транспортных затрат. Немаловажным остается минимизация потерь зерна, достигаемая за счет четкого понимания объемов собранного урожая уже при работе зерноуборочного комбайна. Заключение: осуществлен сравнительный анализ наиболее распространенных способов взвешивания зерновых во время сезонных уборочных работ. Установлены преимущества и недостатки каждого из проанализированных методов. С точки зрения экономической эффективности для массового использования рекомендован метод измерения веса зерна при помощи датчика контроля сыпучих материалов, размещенного непосредственно в бункере технологической машины.
Ключевые слова: автомобильные грузовые весы, бункер-перегрузчик, бортовые весоизмерительные системы, взвешивание, датчик уровня сыпучих материалов, зерновые культуры, тензодатчик, программное обеспечение.
Для цитирования: Пухов Е. В., Тимошинова М. Г. Совершенствование метода контроля веса зерна при уборочных работах // Вестник НГИЭИ. 2017. № 12 (79). С. 77-86.
IMPROVEMENT OF GRAIN WEIGHT CONTROL METHODS DURING HARVERSTING
© 2017
Evgeny Vasilyevich Pukhov, doctor of technical sciences, professor of the chair «Operation of transport and technological machines» Voronezh state agrarian University named after Emperor Peter I Voronezh (Russia) Mikhail Grigoryevich Timoshinov, post-graduate student of the department «Operation of transport and technological machines» Voronezh state agrarian University named after Emperor Peter I Voronezh (Russia)
Abstract
Introduction: an increase in the level of grain production is one of the most important aspects of food security of Russia and an integral part of commercial success of agriculture. The search for optimal solutions to achieve these goals continues to be an urgent task of our time. Among other things, this effect can be achieved by reducing losses during harvesting. The article analyzes the main methods of quantitative monitoring and accounting of the harvest of grain crops.
Materials and methods: the authors employ the methods of identification, systematic and comparative analysis. Results: on the basis of quantitative analysis of available control technologies for the harvested crop, the use of building information systems based on the technological machine (harvester) applying the sensor control of bulk materials. This method increases the accuracy of control of weight of crop harvested directly on the harvesting equipment. Discussion: a comparison of existing methods of control and accounting gave me the opportunity to establish their key advantages and disadvantages. Among them, in the foreground the question: either to get the most accurate reading with the aid of electronic scales, or to achieve logistical benefits by reducing transport costs. Important is to minimize losses of grain, achieved by a clear understanding of the crops harvested even at the combine harvester. Conclusion: the comparative analysis of the most common ways of weighing of grain during seasonal harvesting is shown. The advantages and disadvantages of each of the analyzed methods are done. From the point of view of economic efficiency, for mass use the recommended method of measuring the weight of grain using a sensor, control granular materials placed directly in the hopper of the technological machine.
Keywords: weighing, crops, motor truck scales, reloader, onboard weighing system, load cell, software, level sensor bulk materials.
For citation: Pukhv E. V., Timoshinov M. G., Improvement of grain weigth control methods during harversting // Bulletin NGIEI. 2017. № 12 (79). P. 77-86.
Введение
Традиционной составляющей функционирования зерновой отрасли сельского хозяйства на протяжении длительного времени является учет полученного урожая. Для непосредственных производителей сельхозпродукции на первые места, вместе с получением прибыли и минимизацией убытков, выходит защита информации от внешних воздействий, а также полное исключение потенциальных возможностей потери урожая, включающее незаконное изъятие в процессе транспортировки.
Научная задача - поиск оптимальной модели учета и контроля урожая зерновых путем сравнения
применяемых методов в сельском хозяйстве Российской Федерации.
Степень разработанности темы. Различные аспекты этой проблемы некоторым образом рассматривались в работах целой группы отечественных ученых. Например, перспективы развития зерноуборочных машин анализируют В. И. Горшенин и Н. В. Михеев [1], расчет возможных потерь зерна осуществил Е. В. Труфляк [2], имитационное моделирование цепочки обработки зерновых грузов провели А. В. Синельщиков, А. М. Иванников и М. А. Гассельберг [3]. В своих трудах, правовые и экономические аспекты внедрения системы автоматиче-
ского весового контроля рассматривали Н. В. Лин-ник и В. Н. Алянчиков [4], измерительные устройства и вопрос точности работы приборов описал в своей диссертационной работе Д. А. Гудков [5], вопросы оптимизации комплекса уборочных и послеуборочных работ исследовал В. В. Абаев [6].
Цель работы - поиск наиболее эффективного способа точной оценки объемов собранного урожая с дальнейшей возможностью поиска решения по его совершенствованию.
Объектом исследования выступает система технологических процессов, связанных с уборкой и учетом урожая зерновых культур во время соответствующих сезонных работ.
Предметом исследования является сравнительный анализ современных методов подсчета собранного урожая.
Основная рабочая гипотеза исследования -максимальная экономия материальных и финансовых ресурсов агропроизводителей, поиск наиболее финансово доступной и ресурсосберегающей модели учета собранной сельхозпродукции.
Методы и материалы
Рассмотрим преимущества и недостатки различных технологий и устройств, служащих для взвешивания или оценки объема зерновых культур, а также вопросы их технологической модернизации и применения соответствующего программного обеспечения (рисунок 1).
Одними из распространенных весов остаются стационарные автомобильные грузовые весы. Они могут находиться в местах, связанных с регулярными или сезонными транспортными потоками [7, С. 11-12]. В таких автовесовых транспортное средство дважды подлежит взвешиванию - до загрузки и уже после ее осуществления. Таким образом, разница между двумя показателями засчитыва-ется как масса нетто [8]. Стационарные механические автомобильные весы в свое время устанавливались на подземный бетонный фундамент, размещенный под навесом или в помещении. Неотъемлемыми составляющими таких весов, кроме грузопри-емной платформы, были рычажная система, промежуточный механизм и циферблат для визуального отсчета. На первый взгляд, взвесить свой урожай «по-старому» может дешевле обойтись собственнику зерна. В то же время он рискует получить заметные потери, связанные с ведением неточного учета, случаями умышленного обмана, влиянием на приборы нестабильных метеорологических характеристик и условий. Среди плюсов этой конструкции следует отметить изготовление прибора из материалов, гарантирующих длительный срок эксплуатации. С другой стороны, следует вести речь об оче-
видной технической и моральной отсталости такого типа взвешивания, довольно-таки заметной погрешности измерения (особенно, в сравнении с электронным аналогом). Учитывая средневзвешенный возраст таких весов по Российской Федерации, их ремонт выглядит как проблемным (поиск деталей, отсутствие специалистов), так и недешевым.
В наше время, на рынке АПК существуют тенденции отказа от этого типа взвешивания и появления услуг по реконструкции механических автовесов. Так, компания «ВесЭксперт» среди ассортимента своих услуг предлагает переделать устаревшее оборудование с установлением электроники и дальнейшим продлением срока весовой эксплуатации [9]. Среди услуг фирмы есть опции предоставления «новой жизни» путем замены рычажной системы на тензометрию. В результате проделанных манипуляций, 15-тонные механические автомобильные весы смогут взвешивать грузы до 20-ти тонн, 25-30 тонные увеличат грузоподъемность до 40-60 т. Хотя следует понимать, что цена металла, потраченного на удлинение платформы, бетона для доливки опорных тумб и котлована, тариф, как на само новое электронное оборудование, так и стоимость монтажных работ, в некотором роде ставят под сомнение обоснованность такого шага. При этом даже сам производитель признает факт экономической нецелесообразности модернизации средних и больших автовесов. Поэтому как ее себестоимость будет выше цены установки нового оборудования.
Ярким примером того, как не нужно вести хозяйственную деятельность, являются отдельные примеры из недавнего советского прошлого, которые местами продолжают использоваться. Речь идет о попытках установления веса зерновых без непосредственного их взвешивания. Это так называемая «геометрическая инвентаризация зерна». Суть такого метода заключается в определении математической фигуры, которую наиболее точно напоминает гора зерна (конус, цилиндр, призма и конус одновременно, параллелепипед и конус одновременно и т. д.), снятие замеров, расчет объема и умножение полученной цифры на натуру пшеницы [10]. Очевидным является очень и очень приблизительный результат подобных подсчетов, для него характерна значительная погрешность. Слабыми местами такого способа учета зерна является тот факт, что зерно не имеет формы идеальной геометрической фигуры, реальное расположение зерна также «не вписывается» в перечисленные выше формы. Также чрезвычайно важным является показатель влажности, в зависимости от которого показатели веса зерновых заметно отличаются.
С помощью стационарных автомобильных грузовых весов
Преимущества: -длительный срок эксплуатации.
Недостатки: - неточный учет; - техническая и моральная отсталость.
методы весового контроля урожая в сельском хозяйстве
Метод "геометрической инвентаризации зерна"
С помощью бортовых систем взвешивания
С помощью платформенных (мобильных) электронных автомобильных весов
ч_/
С помощью бункера-перегрузчика
Преимущества: - дешевизна метода.
Недостатки: - большие погрешности в измерениях.
Преимущества: - высокая точность; - длительность использования.
Недостатки: - занимают большую площадь; - дороговизна; - недешевое обслуживание.
Преимущества: - мобильность;
- сокращение количества техники на полях;
- уменьшение времени простоев комбайнов;
- высокая точность.
Недостатки: ■ высокая стоимость.
Преимущества: - низкая цена.
Недостатки: - высокая стоимость обслуживания; - низкая точность.
С помощью приборов контролирующих объем и влажность в бункере комбайна
Преимущества: - низкая цена; - удобство монтажа; - скорость передачи данных.
Недостатки: - низкая точность.
Рис. 1. Схема преимуществ и недостатков различных технологий и устройств, служащих для взвешивания или оценки объема зерновых культур / Fig. 1. Scheme of the advantages and disadvantages of different technologies and devices used for weighing or estimating the volume of grain crops
Можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день едва ли не самым распространенным способом учета собранного урожая является использование платформенных электронных автомобильных весов [11, с. 17]. К их безусловным преимуществам следует отнести точность и минимальную погрешность в измерениях [12]. Более точный учет обеспечивают сокращение потерь, возможность взвешивания большого потока автомобилей с серьезными осевыми нагрузками, возможность длительного использования такой конструкции [13, с. 89].
С другой стороны, этот способ контроля над урожаем не лишен определенных недостатков. Во-первых, монтаж стационарной конструкции предусматривает как занятие сравнительно большей площади, так и существенные финансовые затраты, которые покроют материалоемкую и тяжелую доставку. Кроме того, к такому объекту выставляются повышенные требования относительно сооружения фундамента и установки датчиков. Кроме недешевой установки, дополнительные расходы связаны с его дороговизной, долговременной эксплуатацией и ежегодным сервисным обслуживанием. Таким образом, точность измерения и многолетняя надежность комплекса диссонирует с громоздкостью и слабой мобильностью конструкции, большой стоимостью установки и дальнейшей эксплуатации оборудования.
Кроме того, для стационарного платформенного взвешивания характерны различные ухищрения, применяемые работниками. Среди таковых, в первую очередь, нужно вспомнить манипуляции с весом тары автомобиля. В этом случае при первичном взвешивании грузовик искусственно утяжеляется за счет различного балласта - дополнительных шин (иногда их утяжеляют мешками с песком), баков с водой и так далее. На полученную разницу осуществляется хищение. Зачастую такие искривления происходят как со стороны представителей элеватора, так и со стороны клиентов, которые привозят зерновые [12]. Другим существенным недостатком такого типа весов является возможное искажение показаний, осуществляемое третьими лицами при помощи радиотехнических средств.
Более мобильным и современным способом контроля и учета собранного зерна обладают большегрузные механические бункеры-перегрузчики. Они оборудованы встроенной системой взвешивания [14]. Это, в свою очередь, дает возможность измерить загружаемые объемы зерновых там, где использование стационарных весов невозможно, то
есть во время уборки урожая непосредственно на поле. Точность взвешивания обеспечивают четыре встроенных тензодатчика. Использование такого метода позволяет осуществить быстрый переход на трехзвенную систему уборки зерновых (комбайн -буркер-перегрузчик - автомобиль-зерновоз) [15, с. 45].
Таким образом, эта модель имеет явное логистическое превосходство в сравнении с предыдущей. Она позволяет сэкономить время и снизить расход ГСМ, связанные с необходимостью посещения автовесовой. Кроме того, среди явных преимуществ данного метода следует отметить сокращение количества техники на полях, уменьшения срока простоя комбайнов во время ожидания грузовых автомобилей.
С другой стороны, на сегодняшний день можно констатировать очень слабое распространение на российских просторах использования этого подхода, что, скорее всего, связано с высокой стоимостью бункеров-перегрузчиков.
Не следует также забывать и об угрозах, которые таит в себе способ безостановочной уборки и выгрузки урожая. Речь идет об ощутимых технологических проблемах, которые возникают в связи с перегрузкой зерна в бункер во время продолжения хода комбайна [16]. Во-первых, даже сам процесс приближения и подстройки движения друг под друга двух вышеназванных машин является довольно непростым. Существуют опасения повреждения жатки или прицепа, опасения сохраняются даже в случае соблюдения правильного расстояния. Безостановочная механизированная уборка урожая применялась еще во времена Советского Союза, однако и тогда главные сложности связывались с подстройкой синхронного движения двух сельхозмашин. В связи с боязнью водителей приблизить один к другому свои агрегаты на экстремальное и недопустимое расстояние, на практике они существенно сбрасывали скорость, моментами переходя к фактической остановке. В таком случае полностью терялся смысл идеи безостановочной уборки. Избежать этого можно при очень высокой личной квалификации операторов обеих машин. Также следует отметить, что предложенный при условии использования такого способа выгрузки зерна «рваный темп» отнюдь не выглядит весьма полезным при уборке урожая. Так, это может привести как к появлению неравномерности срезания зерновых, увеличению дробления поля на неравномерные участки, так и непосредственно к потерям зерна.
В случае зернового и некоторых других видов производства (грузоперевозки, заготовление кормов, добыча сырья в карьерах и т. д.) часто случается изменение траектории транспортных потоков. Бывает, что места загрузки-выгрузки располагаются на большом удалении один от другого, регулярно переезжая с места на место. Такая ситуация в значительной мере затрудняет возможность регулярного и экономически обдуманного использования стационарных электронных автомобильных весов.
В этом случае альтернативой выступают автомобильные бортовые весоизмерительные системы. Среди прочего, они связаны с установлением тензорезирсторных датчиков, которые служат для измерения силы, действующей на ось автомобиля [17].
Существенным их недостатком являются как особенности, так и сам факт монтажа тензодатчиков на уже эксплуатируемые грузовики. Существующая схема установки датчиков типа «ось» обуславливает выбивание осей опрокидывания. Проблем удастся избежать только во время первичной заводской сборки автомобиля. В противном случае - монтаж не только может занять ощутимый временной интервал, но и возрастает риск перекоса гидроцилиндра, что вскоре может привести как к повышенному износу механизма, так и к непосредственному выходу его из строя. В принципе, этих последствий можно избежать, если вместо гидроцилиндра вдобавок к двум датчикам типа ось установить два дополнительных датчика сжатия. Такие меры действительно повышают как долговечность службы, так и точность измерений. С другой стороны, это также ведет к значительному усложнению монтажных работ и возрастанию финансовых затрат.
В последнее время все большую актуальность приобретает установка и дальнейшее использование систем взвешивания массы нетто непосредственно на борту зерноуборочных машин [18]. Для этого в серию некоторыми российскими производителями были запущены датчики контроля сыпучих материалов. Осуществление спутникового мониторинга сельскохозяйственного транспорта является одним из наиболее новаторских методов контроля и учета собранной аграрной продукции. Например, в основу работы датчика «Эскорт ДБ-2» положен принцип, с помощью которого осуществляется наблюдение над расходом топлива [19]. Кроме, собственно, емкостного измерителя наполненности бункера, есть дополнительный дискретный сигнализатор. С его помощью удается следить за показателями влажности зерна при очередной загрузке урожая. Названые устройства осуществляют бесконтактный контроль
уровня зерна в сборной емкости (в данном случае -бункер зерноуборочного комбайна). В случае превышения фиксированного объема подается сигнал.
Такая система обладает важным преимуществом для аграриев, которые оперативно хотят продать произведенную ими сельхозпродукцию. Учитывая реальный риск «подкручивания» весов на зерновых элеваторах и токах. Для недопущения подобных ситуаций фермерам нужно иметь для сравнения другой показатель, а именно тот, который может быть известен благодаря использованию специальных датчиков в комбайне. Еще одним заметным преимуществом этой системы выступает материальный фактор, поскольку она значительно дешевле в эксплуатации по сравнению с вышеприведёнными способами.
Более того, например, существующую систему «Эскорт ДБ-2» можно усовершенствовать, обеспечив при этом большую надежность получаемых результатов. На данный момент точность измерений обеспечивает работа 10-14 оптических датчиков, равномерно расположенных на столбе. С другой стороны, применение в изолированном бункере микроволнового датчика расстояния, размещенного по принципу сверху-вниз, дает возможность более точно определять его заполняемость.
Не менее важным процессом на сегодня является компьютеризация процесса уборки и взвешивания урожая, осуществляемая с целью минимизировать влияние субъективного фактора [20, с. 4]. Сегодня на рынке присутствует немало специально созданного для нужд аграрного сектора программного обеспечения, например система автоматизированного учета зерна и хлебопродуктов, интегрированная в платформу «1С» [21]. Так, упомянутая выше система датчиков контроля сыпучих материалов фирмы «Эскорт», при помощи ПО «Аргонавт», имеет возможность вести подробный учет и картографировать сбор зерновых. Аналоговый, частотный и цифровой интерфейс позволяют системе взаимодействовать с различными типами мониторингового оборудования.
Результаты
Рассмотренные методы весового контроля при уборочных работах в сельском хозяйстве, а также их преимущества и недостатки показывают направление по совершенствование метода бортовых технологий и средств контроля веса собранного урожая с помощью различных приборов, контролирующих вес собранного урожая. Повышение точности получаемых данных с использованием таких приборов является приоритетной задачей. При этом потребуется анализ и разработка требо-
ваний к данным приборам, предложение принципа работы и разработка соответствующего программного обеспечения. Так корпус датчика должен иметь высокую степень защиты от влияния природных явлений, возможность выполнения измерений в условиях повышенной влажности и во
время летней жары. Более того, система управления должна обеспечить невозможность несанкционированной выгрузки зерна уже на ранней стадии путем обеспечения полнейшего учета. Основные показатели, которые должны быть отображены в программе, представлены на рисунке 2.
№ комбайна
Время выгрузки
№ машины
№ поля
Показатели программы № выгрузки
Количество выгрузок
Масса (каждой выгрузки)
Урожайность
Производительность машин
Рис. 2. Основные показатели программы для автоматизированного учета сбора урожая / Fig. 2. Main indicators of the program for automated accounting of harvest
Обсуждение
Проведенное сравнение существующих методов контроля сбора урожая дало возможность установить их главные преимущества и недостатки. Проведенный анализ ставит вопрос: либо получить наиболее точные показатели при помощи электронных автовесов, или же добиться логистических выгод за счет уменьшения транспортных затрат, контроля процессов погрузки и выгрузки в транспортные средства. Немаловажным остается минимизация потерь зерна, достигаемая за счет четкого понимания объемов собранного урожая уже при работе зерноуборочного комбайна, построения планов производства сельскохозяйственных культур на перспективу. Область применения технологии контроля за сбором урожая непосредственно на технологической машине не ограничивается представленным материалом в данной статье.
Заключение Таким образом, сравнив и проанализировав методы учета и контроля объемов собранного урожая зерновых культур во время уборочной кампании,
можно сделать вывод, что среди различных способов самую высокую точность измерения обеспечивают автомобильные электронные весы. Одна-ко,существенными недостатками такого метода выступают возможные логистические потери и стоимость эксплуатации системы. Сравнив несколько методов, можно сказать, что на современном этапе развития земледелия наиболее выигрышным в соотношении «цена - качество» есть установление и дальнейшее использование непосредственно в бункерах зерноуборочных комбайнов датчиков учета сыпучих материалов. Предложена возможность увеличения точности подсчетов датчиков типа «Эскорт ДБ-2» путем разработки датчиков, повышающих точность данных, а также обеспечивающих передачу данных для управления и контроля процессов уборки урожая. Результаты, полученные в ходе проведенных исследований, следует считать предварительными. На данном этапе проведения исследований осуществлен сравнительный анализ существующих методов, предложенная гипотеза нуждается в экспериментальной проверке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горшенин В. И., Михеев Н. В. и др. Машины для уборки зерновых культур: Учебное пособие. Мичуринск - наукоград РФ: Изд-во Мичурин. гос.агр. ун-та, 2006. 214 с.
2. Технологии и средства механизации сельского хозяйства: курс лекций / сост. Труфляк Е. В. Краснодар: Кубанский ГАУ, 2015. 121 с.
3. Синельщиков А. В., Иванников А. М., Гассельберг М. А. Разработка предложений по повышению эффективности работы терминалов по перевалке зерновых грузов // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2010. № 2 (50). С. 39-41.
4. Линник Н. В., Алянчиков В. Н. Аспекты внедрения системы автоматического весового контроля в Российской Федерации // Автомобильный транспорт Дальнего Востока. 2016. № 1. С. 183-193.
5. Гудков Д. А. Повышение эффективности уборки зерновых культур путем обоснования сроков начала уборки и режимов работы зерноуборочных комбайнов в условиях Северо-Запада РФ: дисс. канд. тех. наук. СПб. 2003. 150 с.
6. Абаев В. В. Повышение эффективности функционирования оптимальной системы технологий уборки зерновых культур // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 70 (06). С. 1-14.
7. Маслов Г. Г., Малышев С. А. Многоуровневый системный подход к комплексной оптимизации процессов уборки, транспортировки и очистки зерна [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ ». 2016. № 124 (10). Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2016/10/pdf/72.pdf
8. Весы автомобильные. Какие бывают? Как устанавливаются? Технологии производства [Электронный ресурс] // СХТ. Завод весоизмерительной техники. Режим доступа: http://voronezh.cxt.su/info/vesy-а^ошоЬйпуе -каИе -byvaj ut-kak-ustanavlivaj a-tekhnologii-proizvodstva/
9. Реконструкция механических автомобильных весов [Электронный ресурс] // Компания «ВесЭкперт». Режим доступа: http://vesexpert.com.ua/ru/avtomobilnye-vesy/rekonstruktsiya-mekhanicheskikh-vesov.html
10. Геометрическая инвентаризация зерна [Электронный ресурс] // Главный элеваторный сайт страны. Режим доступа: http://elevatorist.com/blog/read/ 19-geometricheskaya-inventarizatsiya-zerna-
11. Петровец В. Р., Барыгин Н. А. Современные направления совершенствования технологии и технических средств уборки зерновых культур // Конструирование, использование и надежность машин сельскохозяйственного назначения. 2015. № 1 (14). С. 16-22.
12. О системах контроля на элеваторе [Электронный ресурс] // Журнал «Зерно». Режим доступа: http://www.zerno-ua.com/journals/2010/iyul-2010-god/o-sistemah-kontrolya-na-elevatore
13. Гаврюшин С. С., Непочатов А. В., Годзиковский В. А. Расчет и оптимизация весоизмерительного датчика автомобильных весов // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2014. № 4 (22). С. 88-92.
14. Бункеры-перегружатели для логистических «изысков» [Электронный ресурс] // Журнал «Зерно». Режим доступа: http://www.zerno-ua.com/journals/2012/noyabr-2012-god/bunkery-peregruzhateli-dlya-logisticheskih-izyskov
15. Бурьянов А. И., Бурьянов М. А. Разработка ресурсосберегающей технологии уборки зерновых культур и типоразмерного ряда навесных на комбайны классов 6-10 кг/с трансформируемых очесывающих жаток // Вестник аграрной науки Дона. 2011. № 1 (13). С. 39-48.
16. Харитонова Дария Уборка без простоев. Приживется ли в России технология выгрузки зерна на ходу [Электронный ресурс] // Агротехника и технологии. Режим доступа: http://www.agroinvestor.ru/technologies/article/24757-uborka-bez-prostoev/
17. Клокова Н. П. Тензорезисторы: Теория, методики расчета, разработки. М.: Машиностроение, 1990. 224 с.
18. Пухов Е. В. Исследование процесса контроля загрузки транспортных машин с использованием ультразвуковых волн // Сборник: инновационные технологии и технические средства для АПК. 2016. С. 105-109.
19. Контроль и учет сыпучих материалов [Электронный ресурс] // Эскорт. Спутниковый мониторинг транспорта. Режим доступа: http://www.e-rt.ru/kontrol-i-uchet-materialov/
20. Катаев В. С. Некоторые аспекты совершенствования процесса корректировки технологических регулировок зерноуборочного комбайна // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 83 (09). С. 3-15.
21. Система автоматизированного учета зерна и хлебопродуктов «1С: Сакура 8» [Электронный ресурс] // ИВП «ИнноВинпром». Режим доступа: https://innovinnprom.com/sistema-avtomatizirovannogo-ucheta-zerna-i-hleboproduktov- 1s-sakura-8.htm
Дата поступления статьи в редакцию 29.09.2017, принята к публикации 24.11.2017.
Информация об авторах: Пухов Евгений Васильевич, доктор технических наук,
заведующий кафедрой «Эксплуатация транспортных и технологических машин» Адрес: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 394087, Россия, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1 E-mail: puma231@yandex.ru Spin-код: 8629-8359
Тимошинов Михаил Григорьевич, аспирант кафедры «Эксплуатация транспортных и технологических машин»
Адрес: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ, 394087, Россия, г. Воронеж, ул. Мичурина, 1 E-mail: mihail.timoshinov@mail.ru Spin-код: 8585-8551
Заявленный вклад авторов: Пухов Евгений Васильевич: общее руководство проектом, анализ и дополнение текста статьи. Тимошинов Михаил Григорьевич: сбор и обработка материалов, подготовка первоначального варианта текста.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Gorshenin V. I., Miheev N. V. Mashiny dlja uborki zernovyh kul'tur [Machines for harvesting grain crops]. Michurinsk: naukograd RF publ. Michurin. gos. agr., 2006, 214 p.
2. Trufljak E. V. Tehnologii i sredstva mehanizacii sel'skogo hozjajstva [Technologies and means of agricultural mechanization]. Krasnodar: Kubanskij GAU, 2015, 121 p.
3. Sinel'shhikov A. V., Ivannikov A. M., Gassel'berg M. A. Razrabotka predlozhenij po povysheniju jeffektivnosti raboty terminalov po perevalke zernovyh gruzov [Development of proposals for increasing the efficiency of terminals for grain transshipment], Vestnik Astrahanskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta [Bulletin of the Astrakhan State Technical University], 2010, No. 2 (50), pp. 39-41.
4. Linnik N. V., Aljanchikov V. N. Aspekty vnedrenija sistemy avtomaticheskogo vesovogo kontrolja v Rossijskoj Federacii [Aspects of the introduction of the automatic weight control system in the Russian Federation], Avtomobil'nyj transport Dal'nego Vostoka [Automobile transport of the Far East], 2016, No. 1, pp. 183-193.
5. Gudkov D. A. Povyshenie jeffektivnosti uborki zernovyh kul'tur putem obosnovanija srokov nachala uborki i rezhimov raboty zernouborochnyh kombajnov v uslovijah Severo-Zapada RF [Increasing the efficiency of harvesting grain crops by justifying the start of harvesting and operating modes of combine harvesters in the North-West of Russia, diss. kand. teh. nauk]. Saint-Petersburg, 2003, 150 p.
6. Abaev V. V. Povyshenie jeffektivnosti funkcionirovanija optimal'noj sistemy tehnologij uborki zernovyh kul'tur [Increasing the efficiency of the functioning of the optimal system of harvesting technologies for cereals]. Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Polytematic network electronic scientific journal of the Kuban State Agrarian University], 2011, No. 70 (06), pp. 1-14.
7. Maslov G. G., Malyshev S. A. Mnogourovnevyi sistemnyi podkhod k kompleksnoi optimizatsii protsessov uborki, transportirovki i ochistki zerna [Elektronnyi resurs] [A multilevel system approach to complex optimization of harvesting, transportation and grain cleaning]. Nauchnyi zhurnal KubGAU [Scientific Journal of KubSAU], 2016, No. 124 (10). Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2016/10/pdf/72.pdf
8. Vesy avtomobil'nye. Kakie byvayut? Kak ustanavlivayutsya? Tekhnologii proizvodstva [Elektronnyi resurs] [Automobile balance. What are? How to install? Production technologies ]. SKhT. Zavod vesoizmeritel'noi tekhniki [SCHT. Plant weighing equipment]. Rezhim dostupa: http://voronezh.cxt.su/info/vesy-avtomobilnye-kakie-byvajut-kak-ustanavlivajutsja-tekhnologii-proizvodstva/
9. Rekonstruktsiya mekhanicheskikh avtomobil'nykh vesov [Elektronnyi resurs] [Reconstruction of mechanical automobile scales]. Kompaniya «VesEkpert» [Company "VesEkpert"]. Rezhim dostupa: http://vesexpert.com.ua/ru/av tomobilnye-vesy/rekonstruktsiya-mekhanicheskikh-vesov.html
10. Geometricheskaya inventarizatsiya zerna [Elektronnyi resurs] [Geometrical grain inventory]. Glavnyi elevatornyi sait strany [Main elevator site of the country]. Re-zhim dostupa: http://elevatorist.com/blog/read/19-geometricheskaya-inventarizatsiya-zerna
11. Petrovec V. R., Barygin N. A. Sovremennye napravlenija sovershenstvovanija tehnologii i tehnicheskih sredstv uborki zernovyh kul'tur [Modern directions of perfection of technology and technical means of harvesting of grain crops]. Konstruirovanie, ispol'zovanie i nadezhnost' mashin sel'skohozjajstvennogo naznachenija [Designing, using and reliability of agricultural machines], 2015, No. 1 (14), pp. 16-22.
12. O sistemakh kontrolya na elevatore [Elektronnyi resurs] [About control systems at the elevator]. Zhurnal «Zerno» [Journal «Grain»]. Rezhim dostupa: http://www.zerno-ua.com/journals/2010/iyul-2010-god/o-sistemah-kontrolya-na-elevatore
13. Gavrjushin S. S., Nepochatov A. V., Godzikovskij V. A. Raschet i optimizacija vesoizmeritel'nogo datchika avtomobil'nyh vesov [Calculation and optimization of the load cell weighing sensor], Izvestija Moskovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta MAMI [Izvestiya of the Moscow State Technical University MAMI], 2014, No 4 (22), pp. 88-92.
14. Bunkery-peregruzhateli dlya logisticheskikh «izyskov» [Elektronnyi resurs] [Bunkers-reloaders for logistic «delights»]. Zhurnal «Zerno» [Journal «Grain»]. Rezhim dostupa: http://www.zerno-ua.com/journals/2012/noyabr-2012-god/bunkery-peregruzhateli-dlya-logisticheskih-izyskov
15. Bur'janov A. I., Bur'janov M. A. Razrabotka resursosberegajushhej tehnologii uborki zernovyh kul'tur i tiporazmernogo rjada navesnyh na kombajny klassov 6-10 kg/s transformiruemyh ochesyvajushhih zhatok [Development of resource-saving technology for harvesting grain crops and a standard number of hinged classes for combine harvesters of classes 6-10 kg / s of transformable combing headers]. Vestnik agrarnoj nauki Dona [Bulletin of Agrarian Science of the Don], 2011, No. 1 (13), pp. 39-48.
16. Kharitonova Dariya Uborka bez prostoev. Prizhivetsya li v Rossii tekhnologiya vygruzki zerna na khodu [Elektronnyi resurs] [Cleaning without downtime. Will the technology of grain unloading take root on the move]. Agrotekhnika i tekhnologii [Agrotechnics and technology]. Rezhim dostupa: http://www.agroinvestor.ru/technologies /article/24757-uborka-bez-prostoev/
17. Klokova N. P. Tenzorezistory: Teorija, metodiki rascheta, razrabotki [Strain gages: Theory, methods of calculation, development]. Moscow: Mashinostroenie, 1990, 224 p.
18. Pukhov E. V. Issledovanie processa kontrolya zagruzki transportnyh mashin s ispol'zovaniem ul'trazvukovyh voln [Investigation of the process of controlling the loading of transport vehicles using ultrasonic waves], Sbornik: innovacionnye tekhnologii i tekhnicheskie sredstva dlya APK [Collection: innovative technologies and technical means for the agroindustrial complex], 2016, pp. 105-109.
19. Kontrol' i uchet sypuchikh materialov [Elektronnyi resurs] [Control and accounting of bulk materials]. Eskort. Sputnikovyi monitoring transporta [Escort. Satellite monitoring of the trans port]. Rezhim dostupa: http: //www .e-rt.ru/kontrol -i -uchet-materialov/
20. Kataev V. S. Nekotorye aspekty sovershenstvovanija processa korrektirovki tehnologicheskih regulirovok zernouborochnogo kombajna [Some aspects of improving the process of adjusting the technological adjustments of a combine harvester]. Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [In Political Science Networked Electronic Journal of the Kuban State Agrarian University], 2012, No. 83 (09), pp. 3-15.
21. Sistema avtomatizirovannogo ucheta zerna i khleboproduktov «1S: Sakura 8» [Elektronnyi resurs] [System of automated accounting of grain and bread products «1C: Sakura 8» ]. IVP «InnoVinprom». Rezhim dostupa: https://innovinnprom.com/sistema-avtomatizirovannogo-ucheta-zerna-i-hleboproduktov-1s-sakura-8.htm
Submitted 29.09.2017; revised 24.11.2017.
About the authors: Evgeniy V. Pukhov, Dr. Sci. (Engineering),
head of «The department of operation of transport and technological machines» Address: Voronezh state agrarian University named after Emperor Peter I, 394087, Russia, Voronezh, Street Michurina, 1 E-mail: puma231@yandex.ru Spin-code: 8629-8359
Mikhail G. Timoshinov, graduate student, «Department of operation of transport and technological machines»
Address: Voronezh state agrarian University named after Emperor Peter I,
394087, Russia, Voronezh, Street Michurina, 1
E-mail: mihail.timoshinov@mail.ru
Spin-code: 8585-8551
Contribution of the authors: Evgeniy V. Pukhov: managed the research project, analysing and supplementing the text. Mikhail G. Timoshinov: collection and processing of materials, preparation of the initial version of the text.
All authors have read and approved the final manuscript.