Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КРИМИНАЛЬНУЮ ВИКТИМИЗАЦИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КРИМИНАЛЬНУЮ ВИКТИМИЗАЦИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
47
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИКТИМОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / КРИМИНАЛЬНАЯ ВИКТИМИЗАЦИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александрина Наталья Михайловна

В статье рассматриваются некоторые вопросы совершенствования мер предупредительного воздействия на криминальную корпоративную виктимизацию. В том числе отмечена целесообразность взаимовыгодного сотрудничества органов внутренних дел с другими субъектами профилактики преступлений, совершаемых в отношении юридических лиц, предложен ряд совместных мероприятий, повышающих эффективность взаимодействия. Внесены предложения по совершенствованию отдельных положений базовых нормативных правовых актов в области обеспечения экономической безопасности и профилактики правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PREVENTIVE MEASURES AGAINST CRIMINAL VICTIMIZATION OF LEGAL ENTITIES

The article discusses some issues of improving preventive measures against criminal corporate victimization. In particular, the expediency of mutually beneficial cooperation of internal affairs bodies with other subjects of prevention of crimes committed against legal entities was noted, and a number of joint measures were proposed to increase the effectiveness of interaction. Proposals have been made to improve certain provisions of basic regulatory legal acts in the field of economic security and crime prevention.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕР ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА КРИМИНАЛЬНУЮ ВИКТИМИЗАЦИЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Научная статья

УДК 343.97

https://doi.org/10.36511/2078-5356-2023-1-130-134

Совершенствование мер предупредительного воздействия на криминальную виктимизацию юридических лиц

Александрина Наталья Михайловна

Нижегородская академия МВД России, Нижний Новгород, Россия, aleksanlrinan.m@gmail.com

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы совершенствования мер предупредительного воздействия на криминальную корпоративную виктимизацию. В том числе отмечена целесообразность взаимовыгодного сотрудничества органов внутренних дел с другими субъектами профилактики преступлений, совершаемых в отношении юридических лиц, предложен ряд совместных мероприятий, повышающих эффективность взаимодействия. Внесены предложения по совершенствованию отдельных положений базовых нормативных правовых актов в области обеспечения экономической безопасности и профилактики правонарушений.

Ключевые слова: виктимологическая профилактика, экономическая безопасность, предупреждение преступлений, криминальная виктимизация, профилактика, службы безопасности

Для цитирования: Александрина Н. М. Совершенствование мер предупредительного воздействия на криминальную виктимизацию юридических лиц // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2023. № 1 (61). С. 130—134 https://doi.org/10.36511/2078-5356-2023-1-130-134.

Original article

Improvement of preventive measures against criminal victimization

of legal entities

Natalia M. Alexandrina

Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nizhny Novgorod, Russian Federation, aleksanlrinan.m@gmail.com

Abstract. The article discusses some issues of improving preventive measures against criminal corporate victimization. In particular, the expediency of mutually beneficial cooperation of internal affairs bodies with other subjects of prevention of crimes committed against legal entities was noted, and a number of joint measures were proposed to increase the effectiveness of interaction. Proposals have been made to improve certain provisions of basic regulatory legal acts in the field of economic security and crime prevention.

Keywords: victimological prevention, economic security, crime prevention, criminal victimization, prevention, security services

For citation: Alexandrina N. M. Improvement of preventive measures on criminal victimization of legal persons. Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2023, no. 1 (61), pp. 130—134. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2023-1-130-134.

Высокий уровень криминальных угроз в совершенствования предупредительных мер,

отношении юридических лиц, значительный направленных на защиту и охрану хозяйствую-

ущерб, причиненный им преступлениями, вли- щих субъектов.

яют не только на безопасность отдельной орга- Изучение, сравнение и анализ базовых до-

низации, но и на экономическую безопасность кументов, в которых заложены основы госу-

страны. Указанные факторы побуждают ученых, дарственной стратегической безопасности и

практических сотрудников и иных заинтересо- предупреждения правонарушений, позволил

ванных лиц к поиску все новых возможностей выявить в них отдельные пробелы и разработать

© Александрина Н. М., 2023

предложения по совершенствованию некоторых важных аспектов.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1], указано, что «обеспечение и защита национальных интересов России осуществляется за счет концентрации усилий и ресурсов органов публичной власти, организаций и институтов гражданского общества на реализации... стратегических национальных приоритетов» (курсив наш. — Н. М.).

В другом базовом документе, в котором заложены фундаментальные основы экономической безопасности страны, а именно: в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации [2] прописано, что в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации необходима консолидация усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности.

Считаем рациональным внесение дополнений в Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, в частности включить пункт 6 и подпункт 7 пункта 7 раздела I указанной Стратегии участие в обеспечении экономической безопасности самих организаций, осуществляющих защиту физических и юридических лиц, общества и государства от преступных посягательств.

Кроме того, в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года (пп. 31 п. 27) указано, что одним из показателей состояния экономической безопасности служит «индекс предпринимательской уверенности предприятий обрабатывающих производств. Полагаем, что целесообразнее не ограничиваться отдельной отраслью производства, тем самым учитывать уверенность и безопасность хозяйствующих субъектов, функционирующих и в других сферах. Тем более, что указанная Стратегия подлежит корректировке каждые шесть лет, поэтому существует реальная возможность внести в нее изменения.

Далее отметим, что виктимологическое направление органически входит в систему предупредительного воздействия на преступность, но имеет свою специфику, поэтому существует объективная необходимость акцентировать внимание на правовом регулировании данного аспекта деятельности. Безусловно, важным

законодательным актом в развитии и реализации единой государственной системы профилактики правонарушений служит Федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» [3].

Сравнение текста проекта федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (2011) [4] с действующей редакцией (2016) позволило выявить их существенные отличия касаемо терминологии. Так, в статье 2 проекта закона содержится определение виктимологической профилактики: «деятельность субъектов системы профилактики правонарушений, ориентированная на предупреждение преступлений и иных правонарушений путем снижения у лиц риска стать жертвами противоправных посягательств». К сожалению, эти предложения не нашли своего отражения в действующей редакции Федерального закона от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (2016), но сохранились на некоторое время в региональном криминологическом законодательстве [5].

По меткому замечанию Е. Ю. Титушкиной: «Сам термин — виктимологическая профилактика — стыдливо исчез из закона». Полностью разделяем мнение автора, что «это направление заслуживает большего внимания, поскольку виктимологическая профилактика социально необходима, экономически выгодна, поскольку почти не требует дополнительных материальных затрат, и в то же время, при условии качественного информационно-аналитического, организационно-методического, правового, научного обеспечения, вполне эффективна и рациональна» [6, с. 209].

В теоретической и практической деятельности важное значение имеет закрепление в нормативных правовых актах ключевых понятий, раскрывающих содержание предупреждения криминальной виктимизации физических и юридических лиц. В связи с этим принципиально важно внести изменение в статью 2 Федерального закона Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», в частности в основные термины, используемые в этом законе, и включить дефиницию «виктимологическая профилактика — это деятельность субъектов системы профилактики правонарушений и иных лиц, ориентированная на предупреждение

виктимизации, преступлений и иных правонарушений путем снижения у физических и юридических лиц риска стать жертвами противоправных посягательств».

Кроме того, деятельность в данном направлении уже осуществляется на различных уровнях, этапах и формах. Авторская трактовка вышеуказанного термина имеет существенные отличия от первоначального варианта, изложенного в проекте закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» (2011):

— во-первых, деятельность, имеющая отношение к виктимологической профилактике не может ограничиваться только субъектами системы профилактики из перечня статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». В связи с чем целесообразнее добавить к ним иных лиц, под которыми понимаются граждане, общественные объединения, государственные и негосударственные организации, которые в соответствии с возложенными на них полномочиями осуществляют виктимоло-гическое предупреждение, в том числе руководство организации, службы безопасности организации, частные охранные организации;

— во-вторых, уточнение и конкретизация лиц с разделением на физических и юридических позволяет акцентировать внимание на том, что не только граждане, но и организации подвергаются риску стать жертвами незаконных посягательств и претерпевают различного рода ущерб (материальный и / или деловой репутации).

Кроме того, в связи с исключением из Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (ст. 14) [7] таких важных субъектов профилактики хозяйствующих субъектов, как службы безопасности, утратило силу обязательство по согласованию Уставов этих служб с правоохранительными органами, что негативным образом отразилось на взаимодействии и контроле за их деятельностью. Несомненно, создание таких служб — важный элемент безопасности организации. Предложения ученых о введении строгого контроля за деятельностью служб безопасности [8, с. 129] и целесообразности расширения контрольных и надзорных органов и общественных организаций за их функционированием, предоставление отчетной документации по единой форме [9, с. 19] до настоящего времени не реализованы. Не исключаем того, что подобные суждения расцениваются как попытка оказать

давление на частный сектор экономики, помеха развитию бизнеса и рассадник коррупции в правоохранительных органах. Все же полагаем, что такое разделение и отчуждение правоохранительных органов и частных организаций увеличивает латентность правонарушений, повышает «цену» преступности, «оплачиваемую» самим юридическим лицом и конкретными сотрудниками организации, негативно влияя на экономику страны.

В связи с тем, что защита государственной, муниципальной и частной собственности относится к приоритетной задаче в обеспечении экономической безопасности государства, считаем целесообразным обеспечить взаимовыгодное сотрудничество и взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами профилактики преступлений, совершаемых в отношении юридических лиц, в частности с руководителями, службами безопасности и иными представителями юридических лиц, путем:

— оперативного и совместного обмена полученной из различных источников информации об угрозах и рисках, связанных с криминогенной виктимизацией юридических лиц;

— изучения состояния и тенденций преступлений, совершаемых в отношении юридических лиц на обслуживаемой ОВД территории, совместно с представителями хозяйствующих субъектов;

— мониторинга правоприменительной практики по правонарушениям и эффективности предлагаемых профилактических мероприятий в организации по снижению криминогенной вик-тимизации юридических лиц;

— анализа криминогенных и виктимогенных факторов, способствующих совершению преступлений в отношении организаций, и эффективности предпринимаемых мер по их устранению;

— разработки и осуществления комплекса профилактических мероприятий по обеспечению общественного порядка, экономической безопасности, защиты и охраны частной, государственной, муниципальной собственности на обслуживаемой территории совместно со всеми субъектами профилактики и заинтересованными лицами;

— планового и внепланового обсуждения на совместных межведомственных совещаниях, проводимых с участием представителей от юридических лиц, итогов деятельности и результатов выполнения согласованных комплексных мероприятий по снижению реальной и потенциальной криминальной виктимности;

— совершенствования организации правовой пропаганды, виктимологического просвещения и информирования в государственных и частных организациях;

— налаживания сотрудничества не только со службами безопасности в организации, но и со средствами массовой информации по освещению профилактики преступлений и вик-тимизации юридических лиц в целях создания института виктимологической профилактики — виктимологической пропаганды.

Для осуществления нормальной деятельности хозяйствующих субъектов на правовом уровне необходимо создать условия, одинаково приемлемые для обеспечения экономической безопасности как государства, так и всего бизнес-сообщества, каждой его легальной единицы [10, с. 24].

Таким образом, в целях повышения эффективности по снижению криминальной виктими-зации юридических лиц в первую очередь следует обеспечить взаимовыгодное сотрудничество правоохранительных органов и хозяйствующих субъектов. Для достижения поставленных задач по совершенствованию профилактических мер и минимизации негативных последствий от совершения преступлений в отношении организаций нужны дополнительные усилия на всех уровнях. Полагаем, что внесение предложенных нами дополнений в базовые документы, к которым относится Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года и Федеральный закон Российской Федерации от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», в дальнейшем отразится на содержании ведомственных приказов, регулирующих правоотношения в сфере предупреждения преступности и криминальной корпоративной виктимизации.

Список источников

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400 // Собрание законодательства РФ. 2021. № 27. Ч. II, ст. 5351.

2. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 года № 208. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 24.12.2022).

3. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федеральный закон от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2016. № 26. Ч. I, ст. 3851.

4. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: проект федерального закона // Российская газета. 2011. 16 августа.

5. О профилактике правонарушений в Псковской области: закон Псковской области от 11 декабря 2012 года № 1233-03: утратил силу в связи с принятием Закона Псковской области от 5 апреля 2019 года № 1942-03 // Псковская правда. 2012. 18 декабря.

6. Титушкина Е. Ю. Проект закона «Об основах государственной системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2013. № 3 (2). С. 207—210.

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности: федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 272-ФЗ // Российская газета. 2008. 26 декабря.

8. Лелетова М. В. Предупреждение криминальной виктимизации субъектов малого предпринимательства: монография. Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия. 2007. 162 с.

9. Мак-Мак В. П. Служба безопасности предприятия как субъект частной правоохранительной деятельности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2003. 22 с.

10. Авдийский В. И. Организация предупреждения правонарушений в сфере экономики: учебник для бакалавров / под общ. ред. Ю. В. Трунцевского. Москва: Изд-во Юрайт, 2022. 272 с.

References

1. On the National Security Strategy of the Russian Federation: decree of the President of the Russian Federation no. 400 of July 2, 2021. Collection of legislative acts of the RF, 2021, no. 27, part II, art. 5351. (In Russ.)

2. On the Strategy of Economic Security of the Russian Federation for the period up to 2030: decree of the President of the Russian Federation no. 208 of May 13, 2017. Access from the reference legal system "Consul-tantPlus" (accessed 24.12.2022). (In Russ.)

3. On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation: federal law no. 182-FZ of June 23, 2016. Collection of legislative acts of the RF, 2016, no. 26, part I, art. 3851. (In Russ.)

4. On the basics of the system of crime prevention in the Russian Federation: draft federal law. Rossiyskaya Gazeta, 2011, August 16. (In Russ.)

5. On the prevention of offenses in the Pskov region: the law of the Pskov region no. 1233-OZ of December 11, 2012. Pskovskaya Pravda, 2012, December 18. (It became invalid due to the adoption of the Pskov Region Law no. 1942-OZ of April 5, 2019). (In Russ.)

6. Titushkina E. Y Draft law "On the basics of the state system of crime prevention in the Russian Federation". Bulletin of the Nizhny Novgorod University named

after N. I. Lobachevsky, 2013, no. 3 (2), pp. 207— 210. (In Russ.)

7. On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in Connection with the Improvement of state control in the Field of private security and detective activities: federal law no. 272-FZ of December 22, 2008. Rossiyskaya Gazeta, 2008, December 26. (In Russ.)

8. Leletova M. V. Prevention of criminal victimization of small business entities: monograph. Nizhny

Novgorod: Nizhny Novgorod Law Academy Publ., 2007. 162 p. (In Russ.)

9. Mac-Mac V. P. The security service of the enterprise as a subject of private law enforcement activity. Author's abstract... candidate of legal sciences. Moscow, 2003. 22 p. (In Russ.)

10. Avdiyskiy V. I. Organization of crime prevention in the field of economics: textbook for bachelors / gen. ed. by Yu. V. Truntsevsky. Moscow: Yurayt Publ., 2022. 272 p. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 24.01.2023; одобрена после рецензирования 26.02.2023; принята к публикации 05.03.2023.

The article was submitted 24.01.2023; approved after reviewing 26.02.2023; accepted for publication 05.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.