Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Киреев А.С.

В статье рассматривается вопрос совершенствования механизмов управления социальным развитием региона на примере Республики Башкортостан. Обозначены основные направления совершенствования проектной деятельности в управлении социальным развитием территории региона. Автор заключает, что механизм управления социальным развитием в регионе будет способствовать повышению его эффективности лишь тогда, когда будут браться в учет проблемные вопросы при взаимодействии между населением и органами власти, поскольку данный фактор влияет на уровень распределения их полномочий и ответственности и, в результате, выявляет специфику функционирования всего механизма управления социальным развитием региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MECHANISMS OF MANAGING THE SOCIAL DEVELOPMENT OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

The article considers the issue of improving the mechanisms of managing the social development of the region on the example of the Republic of Bashkortostan. The main directions of improvement of project activity in the management of social development of the territory of the region are outlined. The author concludes that the mechanism of social development management in the region will contribute to its effectiveness only when problematic issues are taken into account in the interaction between the population and authorities, since this factor affects the level of distribution of their powers and responsibilities and, as a result, reveals the specifics of the functioning of the entire mechanism of social development management in the region.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А.С. Киреев, студент

Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-12-3-89-92

Аннотация. В статье рассматривается вопрос совершенствования механизмов управления социальным развитием региона на примере Республики Башкортостан. Обозначены основные направления совершенствования проектной деятельности в управлении социальным развитием территории региона. Автор заключает, что механизм управления социальным развитием в регионе будет способствовать повышению его эффективности лишь тогда, когда будут браться в учет проблемные вопросы при взаимодействии между населением и органами власти, поскольку данный фактор влияет на уровень распределения их полномочий и ответственности и, в результате, выявляет специфику функционирования всего механизма управления социальным развитием региона.

Ключевые слова: механизм; социальное развитие; управление; государственная программа; проектное управление.

Механизм управления социальным развитием региона представляет собой взаимодействие конкретных систем, имеющих собственную специфику и пределы воздействия.

Эффективность механизма управления социальным развитием в Республике Башкортостан (далее - РБ) складывается из направлений государственной деятельности, которые представляют собой социальный механизм управления социальной сферой, включающий в себя: механизм кадрового обеспечения; механизм информационного обеспечения; механизм социального партнерства; механизм межведомственного взаимодействия; механизм нормативного правового обеспечения; механизм материально-технического оснащения; механизм обратной связи между органами власти и населением. Последнему, прежде всего, следует уделить внимание, поскольку обратная связь помогает выявить реакцию населения на деятельность органов власти, то есть путем информирования органов власти о существующих социальных проблемах в регионе. В свою очередь, это способствует формированию эффективной системы управления социальным развитием в регионе за счет принятия своевременных управленческих решений по разрешению тех или иных про-

блем. Особенно это актуально в свете активного развития цифровизации в нашей стране.

Так, рассматривая развитие социальной среды в РБ, стоит отметить, что более 1,8 млн. граждан (или 44,8% от численности населения по РБ) нуждаются в мерах социальной поддержки. Предоставление мер социальной поддержки осуществляет ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения [3].

В целях реализации государственной политики в сфере социальной поддержки населения, направленной на улучшение благосостояния граждан на территории РБ, необходимо приобретение современного серверного оборудования для размещения программного комплекса ГИС РБ «АСП».

Так, на сегодняшний день мощности текущего сервера не хватает, что сказывается на скорости работы базы данных ГИС РБ «АСП». Для своевременного назначения и выплаты мер социальной поддержки специалисты учреждения вынуждены работать вечерами, ночами, в выходные и праздничные дни.

Ежегодно учреждением направляется порядка 9,5 млн. СМЭВ запросов для назначения предоставления мер социальной поддержки в следующие государственные учреждения: Управление Феде-

ральной налоговой службы по РБ; Государственное учреждение Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации; Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по РБ; Отделы ЗАГС Государственного комитета РБ по делам юстиции, в органы Федеральной службы судебных приставов и Управление Федеральной миграционной службы по РБ [2].

Приобретение нового сервера позволит произвести слияние баз данных в ГИС РБ «АСП». По итогам слияния баз данных совместно и в рамках заключенного государственного контракта буден внедрен робот-бот, который на 60 % заменит специалистов на телефонах «Горячая линия». Таже рекомендуется приобретение дополнительного модуля к программному комплексу ГИС РБ «АСП», который включает в себя: ведение электронного личного дела, личный кабинет гражданина, мобильное приложение.

Электронное личное дело позволит аккумулировать всю необходимую информацию о получателях МСП в программном комплексе ГИС РБ «АСП», что позволит гражданам обращаться в любой филиал ГКУ РЦСПН за предоставлением МСП. Реализация модуля «Личный кабинет гражданина» в программном комплексе ГИС РБ «АСП» позволит ускорить процесс принятия положительного решения по предоставлению МСП, а также позволит гражданам отслеживать все предоставляемые им МСП на любых стадиях: от подачи заявления до выплаты, что приведет к сокращению обращений граждан примерно на 60%.

Для удобства граждан РБ необходима реализация «Личного кабинета» в мобильном приложении.

Ожидаемый эффект от приобретения нового модуля - это повышение уровня информированности граждан, снижение количества обращений граждан как через письменные обращения, так и через телефоны «горячей линии», что положительно скажется на рейтинге РБ по информированности граждан.

Кроме того, в регионе необходимо развивать механизм государственно-частного

партнерства. С целью совершенствования механизма управления социальным развитием в РБ необходимо на уровне нормативных положений закрепить полномочия и социальные обязательства некоммерческих организаций в области социальной защиты, а также государственно-частного партнерства.

Сегодня осуществляется активное внедрение проектного подхода в систему управления социальным развитием, что связано с трансформацией существующей системы управления и с созданием автономной структуры. Это обосновывается тем, что в настоящее время региональная система управления социальным развитием РБ имеет функционально-отраслевую структуру. Деятельность отраслевых подразделений направлена на выполнение Стратегии социально-экономического развития РБ на период до 2030 года [1]. На уровне региона разрабатываются программы развития на среднесрочную перспективу. Однако эти программы разрабатываются структурными отделами исполнительного органа государственной власти РБ, то есть мы имеем в виду, что определение целей и задач социального развития региона и их исполнение возложено на одни и те же структурные подразделения. Внедрение проектного управления в функциональную систему государственного управления приведет к расширению полномочий и к увеличению ответственности должностных лиц, что усилит нагрузку и создаст конфликт двойного подчинения. Немалое значение в аспекте отношения к изменениям имеет человеческий фактор. Инерция мышления должностных лиц может привести к сопротивлению и препятствованию изменениям.

Для внедрения системы проектного управления в РБ необходима разработка и реализация комплекса организационно-управленческих мер. Результаты исследования зарубежного опыта показывают: чтобы достичь эффективной системы проектного управления, необходимо четко разграничить функциональные полномочия в сфере управления проектами и утвердить методику оценки эффективности реализации проектной деятельности,

на основании которой можно будет вносить изменения в процесс проектного управления. Это позволит оценить, насколько ощутим практический эффект от проектного подхода и как данный механизм интегрирован в реальную деятельность и влияет на компоненты социального развития.

Таким образом, внедрение проектной деятельности в управление социальным развитием территории региона является сложной и длительной задачей, для успешного решения которой необходимо:

- активное участие в процессе внедрения проектного управления социальным развитием региона органов государственной власти центрального и регионального уровней;

- развитие нормативно-правовой базы в области проектного управления, в том числе и социальными проектами;

- совершенствование межбюджетных отношений центра и региона в области использования проектного управления, в частности, разработка бюджетных правил исполнения проекта;

- институциональное и инфраструктурное обеспечение проектной деятельности;

- развитие и применение механизмов государственно-частного партнерства в проектном управлении развитием социальной инфраструктуры региона.

Таким образом, реализация перечисленных мер позволит внедрить проектный подход в управление социальным развитием региона, а органам государственной власти - решить приоритетную задачу по повышению эффективности социальной политики за счет локализации социальных проектов, их поэтапной реализации с конкретно установленными промежуточными целями, сроками и ответственными за исполнение мероприятий проекта. Помимо этого, внедрение проектного управления в социальные проекты создает благоприятную основу для привлечения внебюджетных инвестиционных средств, в том числе и зарубежных инвестиций, в развитие социальной инфраструктуры, что повысит результативность исполнения принимаемых программ социально-экономического развития РБ на перспективу.

В заключение следует отметить, что механизм управления социальным развитием в регионе будет способствовать повышению его эффективности лишь тогда, когда будут браться в учет проблемные вопросы при взаимодействии между населением и органами власти, поскольку данный фактор влияет на уровень распределения их полномочий и ответственности и, в результате, выявляет специфику функционирования всего механизма управления социальным развитием региона.

Библиографический список

1. Постановление Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2018 г. № 624 «О Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2030 года» (с посл. изм. и доп. от 1 августа 2022 г. № 434) // Официальный интернет-портал Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://economy.bashkortostan.ru/documents/active/298367/.

2. Официальный интернет-портал Министерства семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrud.bashkortostan.ru/.

3. Сыртланова Ю.Р. Цифровизация по направлению «социальная поддержка населения» // Вестник науки. - 2022. - №11 (56). - С. 63-67.

IMPROVING THE MECHANISMS OF MANAGING THE SOCIAL DEVELOPMENT OF THE REGION ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN

A.S. Kireev, Student

Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. The article considers the issue of improving the mechanisms of managing the social development of the region on the example of the Republic of Bashkortostan. The main directions of improvement of project activity in the management of social development of the territory of the region are outlined. The author concludes that the mechanism of social development management in the region will contribute to its effectiveness only when problematic issues are taken into account in the interaction between the population and authorities, since this factor affects the level of distribution of their powers and responsibilities and, as a result, reveals the specifics of the functioning of the entire mechanism of social development management in the region.

Keywords: mechanism; social development; management; state program; project management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.