Экономические науки
УДК 332.14
Гонин Валерий Николаевич Valery Gonin
Бадмажапова Жаргалма Эрдынеевна Zhargalma Badmazhapova
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ В СИСТЕМЕ ЖКХ РЕГИОНА
IMPROVEMENT OF MECHANISMS OF ENERGY SAVING ACTIONS REALIZATION IN SYSTEM OF HOUSING AND COMMUNAL SERVICES OF THE REGION
Аналитические данные, современное состояние жилищно-коммунального хозяйства страны и регионов подтверждают необходимость внедрения энергосберегающих мероприятий. Несмотря на обозначенное руководством страны направление развития и наличие нормативно-правовой базы, возникает множество барьеров и проблем при реализации целей и задач в сфере энергосбережения. Выявлено, что одной из проблем является несоответствие уровня финансирования региональных бюджетов потребностям целенаправленной политики энергосбережения.
Рассмотрено жилищно-коммунальное хозяйство региона, выделены проблемы его функционирования и развития. Существующие проблемы могут быть решены путем поиска новых организационных и экономических механизмов. Предлагается построение системы энергетического мониторинга, основу которой могут составить положения стандарта ISO 50001. Система мониторинга позволит определить исходную точку для планирования развития, быстрого реагирования на случаи возникновения высокого энергопотребления
Ключевые слова: регион, жилищно-коммунальное хозяйство, энергосбережение, целевые показатели, энергетический мониторинг
Analytical data and current state of housing and communal services of the country and regions confirm the need of this branch of energy saving actions introduction. Despite the development direction and existence of standard and legal base, designated by the country leaders, there is a set of barriers and problems at realization of the purposes and tasks in the energy saving sphere. It is revealed that one of problems is discrepancy of regional budgets financing level to the requirements of energy saving purposeful policy.
Regional housing and communal services are considered, the problems of their functioning and development are allocated. The existing problems can be solved by a search of new organizational and economic mechanisms. The creation of a power monitoring system, which basis provisions of the ISO 50001 standard can make, is offered. The system of monitoring will allow to define a starting point for the planning development, quick response to the emergence cases of high power consumption
Key words: region, housing and communal services, energy saving, target indicators, power monitoring
Наиболее существенным фактором, оказывающим негативное влияние на показатели функционирования экономики страны, является высокая энергоемкость внутреннего регионального продукта (ВРП). Разработка мероприятий по снижению энергоемкости ВРП является одним из основных путей повышения эффективности использования бюджетных средств для развития экономического потенциала региона и повышения темпов роста ВРП.
Основным шагом, направленным на комплексное решение проблемы энергоэффективности, стало принятие Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесе-
Из данных таблицы видно, что наблюдается тенденция снижения энергоемкости ВРП, но в данном случае она не показывает применение энергосберегающих технологий, а является следствием снижения производства, сокращения численности населения и энергопотребления.
Также в крае наблюдаются высокие потери ТЭР (табл. 2) [9]. Существенные
нии изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1].
В соответствии с данным законом принята федеральная программа повышения энергоэффективности, во всех субъектах РФ разработаны региональные программы энергосбережения. Основная цель данных программ — к 2020 г. решить поставленную президентом задачу по снижению энергоемкости ВВП на 40 %.
В Забайкальском крае около 35...40 % всех топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) расходуется неэффективно. По уровню производства ВРП на душу населения Забайкальский край значительно отстает от среднего показателя по России, СФО, Красноярского края, Иркутской, Кемеровской, Томской областей и др. [9].
потери тепла и ресурсов происходят при эксплуатации инженерных систем и оборудования. Причинами этого являются неэффективная загрузка мощностей ( установленная мощность котельной существенно превышает ее фактическое использование) и повышенный износ энергетического оборудования, сложившийся в результате длительного неэффективного использования.
Фактические потери 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Электроэнергия 16,48 22,23 16,5
Тепловой энергия 18,9 19,8 19,6
Вода 22,85 25,8 25,9
Таблица 1
Показатели энергоемкости Забайкальского края
Наименование показателя 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Потребление электрической энергии, млн кВт-ч ВРП, млн руб. 140866,3 148381,8 166030,3
Потребление ТЭР, тыс. т.у.т. 6291,6 9273,1 6455,9
Энергоемкость ВРП, кг.у.т /тыс. руб. 44,66 42,28 38,88
Потребление электрической энергии, млн кВт-ч 7234,0 7418,0 7569,0
Электроемкость ВРП, кВт-ч/тыс. руб. 51,35 49,99 45,59
Потребление тепловой энергии, млн кВт-ч 7647,8 8081,9 7620,7
Теплоемкость ВРП, Гкал /млн руб. 54,3 54,5 45,9
Таблица 2
Динамика потерь энергетических ресурсов, %
Таким образом, с целью устранения низкой энергетической эффективности в отраслях экономики края разработана и утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае »(2011-2013 гг.) [3]. В рамках программы предполагается реализация различных энергосберегающих мероприятий.
В 2011-2012 гг. в рамках федеральной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» выделено более 10 млрд руб. из федерального бюджета на софи-нансирование мероприятий, включенных
в программы энергосбережения субъектов РФ [11]. Из 73 субъектов, подавших заявки, приняты только 55, Забайкальский край не попал в данный список. Основной причиной отклонения заявки стало низкое финансирование (ниже 45 млн руб.) региональной программы энергосбережения из средств бюджета края.
Реализация мероприятий в области энергосбережения в крае за 2012-2013 гг. осуществлялась, в основном, за счет собственных средств учреждений, муниципальных образований и из внебюджетных источников (табл. 3).
Таблица 3
Объемы финансирования программы энергосбережения
Показатели 2012 г. 201с г.
план факт план факт
Объем финансирования, млн руб., в том числе за счет средств: 106,1 65,2 689,4 487,5
- бюджеты муниципальных образований 63,6 65,2 210,5 35,4
- внебюджетные источники 42,5 9,3 478,9 452,1
В связи с недостаточным финансированием требования, указанные в законе № 261 и краевой программе, не выполняются. Например, в крае проведению энергетического обследования подлежат 592 здания (685,4 тыс. м2), а проведено
обследование на 2012 г. — только 160 зданий, или 27 % [4].
По состоянию на 31 декабря 2013 г. в жилищном фонде Забайкальского края установлены общедомовые приборы учета в соответствии с диаграммой (рис.1) [4].
I
Холодное водоснабжение
Горячее водоснабжение
Тепловая энергия
Электрическая энергия
54,70
36,60
50,70
99
Рис. 1. Оснащенность приборами учета жилищного фонда, %
В 2012 г. закончились сроки по установке приборов учёта для потребителей энергетических ресурсов всех форм собственности и срок проведения энергетического обследования организаций бюджетной сферы, что является подтверждением того, что поставленные цели и задачи не выполняются на уровне регионов, поэтому и возникает необходимость совершенствования механизмов поддержки со стороны государства с помощью определенных мер стимулирования [5].
С позиции энергоэффективности наиболее проблемной и энергорасточительной является жилищно-коммунальное хозяйство. Именно здесь потенциал оценивается до 70 % потенциала энергосбережения страны. Эта отрасль является основой для обеспечения социального комфорта и обеспечения наиболее базовых потребностей населения.
Жилищно-коммунальные услуги, оплата которых является составной частью обязательных платежей и взносов населения, занимают особое место на потреби-
тельском рынке. В Забайкальском крае доля жилищно-коммунальных услуг в структуре расходов населения на оплату услуг в 2012 г. составила 34,4 % [9]. Из них доминируют затраты на тепловую энергию и составляют около 30 %. Износ систем теплоснабжения составляет 70 %.
Соответственно, в краевой программе энергосбережения основу составляют мероприятия по различным направлениям коммунальной инфраструктуры, размер планируемых затрат на 2011-2013 гг. составляет 1035,53 млн руб.
Одним из важнейших целевых индикаторов программы является снижение доли потерь тепловой энергии при передаче с 17 % в 2011 г. до 12 % в 2013 г. [3]. В программу в соответствии с постановлением от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» включен обязательный перечень целевых показателей (табл. 4) [2].
Таблица 4
Группы Наименование показателей Количество показателей
региональных программ муниципальных программ
А Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности 8 (А.1 - А.8) 8 (А.1 - А.8)
В Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий) 8 (В.1 - В.8) 8 (В.1 - В.8)
С Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе 15 (С.1 - С.15) 28 (С.1 - С.28)
D Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде 12 ф.1 - D.12) 32 ф.1 - D.32)
Е Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры (составляется при возможности сбора исходных данных) 6 (Е.1 - Е.6 ) 6 (Е.1 - Е.6 )
F Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе 2 (М - F.2) 2 (М - F.2)
G Иные целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, определенные органом местного самоуправления при разработке муниципальной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности - N (Ц -Ц,)
Всего показателей 51 84
Перечень целевых показателей программ
Однако неизвестно, насколько выполнены данные показатели, поскольку отсутствует информация о реализации программы, она отображается только в виде аналитических записок, в которых отсутствуют целевые показатели.
Ни одна из существующих систем сбора информации о деятельности в регионе (например: госстатистика, бюро техни-
Комплексный непрерывный мониторинг показателей энергопотребления должен являться необходимой составляющей в рамках региональной программы энергосбережения для быстрого реагирования на случаи возникновения высокого энергопотребления соответствующим образом.
Для решения этой управленческой проблемы разработан международный стандарт ISO 50001:2011«Energy management systems — Requirements with guidance for use» (Системы энергоменеджмента — Требования с руководством по применению ), в котором построению системы мониторинга уделяется значительное внимание [12]. Положения стандарта могут быть приняты за основу для построения системы энергетического мониторинга региона.
ческой инвентаризации, энергосервисные компании и организации, проводящие энергоаудит) не обеспечивает в полной мере нужды мониторинга энергетической эффективности.
Такую систему необходимо создавать как часть организационного механизма управления энергоэффективностью региона (рис. 2).
Стандарт ISO 50001 предназначен для создания системы энергоменеджмента, а также для сертификации таких систем. На его основе появляются инструменты для оценки, анализа и верификации результатов управленческой деятельности в области энергопотребления. Практика показывает, что положения стандарта успешно внедряются компаниями в США, Дании, Ирландии, Швеции [12].
Стандарт основан на методологии PDCA (Plan-Do-Check-Act «Планируй — Действуй — Проверяй — Совершенствуй»). На этапе планированиия стандарт предполагает идентификацию основных характеристик энергопотребления предприятия; базовой линии (энергопотребление в случае отсутствия системных воздействий,
Институциональная средарегиона
Промышленные предприятия
Бюджетные организации
N-
4
Энергоснабжающие организации
Энергетическая политика
Данные из систем учета предприятий, региональных и муниципальных органов вл асти
Проверка и корректировка целей и задач
Мониторинг
Рис. 2. Место мониторинга при реализации энергосберегающих мероприятий
направленных на энергоэффективность и энергосбережение); основных показателей, характеризующих энергоэффективность, законодательных и иных требований; целевых показателей.
Основная идея внедрения ISO 50001:2011 состоит в том, что внедряется не программа мероприятий, а система менеджмента с механизмами проведения мониторинга, анализа, корректирующих действий.
Таким образом, системный и действенный энергоменеджмент является необходимым условием долгосрочного функционирования разработанной региональной комплексной программы энергосбережения.
Создание региональных программ энергосбережения в современных услови-
Литература_
1. Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс ] // Рос. газета. Официальный выпуск № 5050. URL: http://www.rg.ru/2009/11/27/energo-dok.html (дата обращения: 12.03.2011).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» [Электронный ресурс] // Интернет-портал Рос.газеты. URL: http:// www .rg.ru/2010/04/16/energ-site -dok .html (дата обращения: 05.08.2013).
3. Краевая долгосрочная целевая программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Забайкальском крае (2011-2013 годы)» [Электронный ресурс] // Экспертный портал по вопросам энергосбережения. URL: http:// gisee.ru/building/ (дата обращения: 22.11.2012)
4. Аналитическая записка реализации мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Забайкальском крае в 2013 году [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Министерства территориального развития Забайкальского края. URL: http://xn--e1aflfqk.xn--
ях является процессом, направленным на понимание важнейших энергетических проблем региона, выявление ключевых потенциалов повышения эффективности и усиления экономически устойчивого развития региона в целом.
Не все примеры успешного опыта одних стран можно в полной мере использовать в других странах, которые находятся на другой стадии повышения энергоэффективности. Тем не менее, большинство примеров убедительно доказывают работоспособность стимулирующих мер и механизмов при поэтапном и последовательном осуществлении политики энергосбережения как на региональном, так и общегосударственном уровне в различных секторах экономики.
_References
1. Federalny zakon Rossiyskoy Federatsii ot 23 noyabrya 2009 g. N 261-FZ «Ob energosberezhenii i o povyshenii energeticheskoy effektivnosti i o vnesenii izmeneniy v otdelnye zakonodatelnye akty Rossiyskoy Federatsii» (The federal law of the Russian Federation dated by November 23, 2009. № 261-FZ «About energy saving and about increase of power efficiency and about modification of separate acts of the Russian Federation») Available at: http://www.rg.ru/2009/11/27/ energo-dok.html (accessed 12 March 2011).
2. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 31 dekabrya 2009 g. N 1225 «O trebovani-yah k regionalnym i munitsipalnym programmam v oblasti energosberezheniya i povysheniya energet-icheskoy effektivnosti» (The resolution of the government of the Russian Federation of December 31, 2009. № 1225 «About requirements to regional and municipal programs in the field of energy saving and increase of power efficiency») Available at: http://www. rg.ru/2010/04/16/energ-site-dok.html (accessed 5 August 2013)
3. Kraevaya dolgosrochnaya tselevaya programma «Energosberezhenie i povyshenie energeticheskoy effektivnosti v Zabaikalskom krae (2011-2013 gody)» (Regional long-term target program «Energy Saving and Increase of Power Efficiency in Zabaikalsky Krai (2011-2013)») Available at: http://gisee.ru/build-ing/ (accessed 22 November 2012)
4. Analiticheskaya zapiska realizatsii meropri-yatiy v oblasti energosberezheniya i povysheniya en-ergeticheskoy effektivnosti v Zabaikalskom krae v 2013 godu (Analytical note of actions realization in the field of energy saving and increase of power efficiency in Zabaikalsky Krai in 2013). Available at: http://
80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/energoeffektivnost. html (дата обращения: 16.03.2014).
5. Байдаков С.Л., Гашо Е.Г. Экономико-правовые предпосылки реализации комплексных территориальных программ энергосбережения // Вести в электроэнергетике. 2007, № 6.
6. Гонин В.Н., Бадмажапова Ж.Э. Повышение энергоэффективности предприятий ЖКХ на основе формирования их инновационной деятельности // Вестник ЗабГУ. 2013. № 2 (93). С. 125-131.
7. Санеев Б.Г., Соколов А.Д. и др. Методы и модели разработки региональных энергетических программ. Новосибирск: Наука, 2003 г.
8. Виниченко В., Гашо Е., Гусева Т., Дмитриев Е., Панкина Г. Справочный документ по наилучшим доступным технологиям обеспечения энергоэффективности. [Электронный ресурс]. М.: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии [и др.], 2012. 458 с. URL: http: / /14000.ru/projects/energy-efficiency/ EnergyEfficiency2012RUS.pdf (дата обращения: 12.02.2014)
9. Статистические данные [Электронный ресурс] // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю. URL: http://chita. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/chita (дата обращения: 20.04.2014)
10. Шамшева Н.В. Практические механизмы энергосбережения на примере закона «Об энергосбережении в г. Москве» / / Новости теплоснабжения. 2007, № 3.
11. Энергосбережение и энергоэффективность [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации. URL: http://minenergo.gov.ru/activity/ energoeffektivnost/ (дата обращения: 26.05.2014).
12. Энергоменеджмент. Практика внедрения и подготовка к применению ISO 50001 [Электронный ресурс] // Портал-Энерго. URL: http://portal-ener-go.ru/articles/detaiIs/id/534
xn--e1aflfqk.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/ energoeffektivnost.html (accessed 16 March 2014).
5. Baydakov S.L., Gasho E.G. Vesti v elektro-en-ergetike. (Messages in power industry), 2007, no. 6.
6. Gonin V.N., Badmazhapova Zh.E. Vestn. Zab. Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal), 2013. no.2 (93). P. 125-131.
7. Saneev B.G., Sokolov A.D. i dr. Metody i modeli razrabotki regionalnyh energeticheskih program (Methods and models of regional power programs development). Novosibirsk: Nauka, 2003.
8. Vinichenko V., Gasho E., Guseva T., Dmitriev E., Pankina G. Spravochny dokument po nailuchshim dostupnym tehnologiyam obespecheniya energo-ef-fektivnosti (The reference document on the best available technologies of providing energy efficiency). Available at: http://14000.ru/projects/energy-efficiency/ EnergyEfficiency2012RUS.pdf (accessed 12 February 2014)
9. Statisticheskie dannye (Statistical data) Available at: http://chita.gks.ru/wps/wcm/connect/ros-stat_ts/chita (accessed 20 April 2014)
10. Shamsheva N.V. Novosti teplosnabzheniya (Heat supply news), 2007. no.3
11. Energosberezhenie i energo-effektivnost (Energy saving and energy efficiency) Available at: http://minenergo.gov.ru/activity/energoeffektivnost/ (accessed 26 May 2014).
12. Energomenedzhment. Praktika vnedreniya i podgotovka k primeneniyu ISO 50001 (Power management. Practice of introduction and preparation for application ISO 50001) Available at: http://portal-energo.ru/articles/details/id/534