Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И
ЗАЩИТЫ ПРАВ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ В РЕСПУБЛИКЕ
УЗБЕКИСТАН
Омонкулова Нозимахон Эргаш кизи
Магистрант Ташкентского государственного юридического университета
ошопки1оуа.по71ша@шай. гц
АННОТАЦИЯ
В данной статье проводится анализ деятельности национальных механизмов обеспечения и защиты прав лиц с инвалидностью и даются предложения по усовершенствованию их деятельности. В частности, исследуется система социальной защиты населения на современном этапе развития Республике Узбекистан и обсуждается необходимость учреждения специально уполномоченного органа социальной защиты населения, который также будет ответственен за социальную защиту лиц с инвалидностью. Кроме того, в статье рассматривается роль организаций гражданского общества в содействии реализации на достойном уровне обязательств Республики Узбекистан по выполнению Конвенции ООН о правах инвалидов.
Ключевые слова: лица с инвалидностью, инвалидность, права лиц с инвалидностью, Конвенция ООН о правах инвалидов, социальная защита, судебные органы, доступ к правосудию, омбудсмен, организации гражданского общества.
This article analyzes the activities of national mechanisms for ensuring and protecting the rights of persons with disabilities and provides suggestions for improving their activities. In particular, the system of social protection of the population at the present stage of development of the Republic of Uzbekistan is being studied and the need to establish a specially authorized body for the social protection of the population, which will also be responsible for the social protection of persons with disabilities, is discussed. In addition, the article discusses the role of civil society organizations in promoting the implementation at a decent level of the obligations of the Republic of Uzbekistan to implement the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities.
Keywords: persons with disabilities, disability, rights of persons with disabilities, UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities, social protection, judiciary, access to justice, ombudsman, civil society organizations.
ABSTRACT
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в связи с ратификацией Республикой Узбекистан в 2021 году Конвенции ООН о правах инвалидов система защиты прав лиц с инвалидностью находится в процессе реформирования. По официальной статистике в Республике Узбекистан зарегистрировано более 790 000 лиц с инвалидностью. 28 января 2022 года был принят Указ Президента Республики Узбекистан «О стратегии развития нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы». Проведение справедливой социальной политики и развитие человеческого капитала является одним из приоритетных направлений. Формирование эффективной системы поддержки лиц с инвалидностью, повышение качества и уровня их жизни было обозначено в качестве цели 66 данной Стратегии [1]. Однако, несмотря на усилия, предпринимаемые нашим государством, лица с инвалидностью остаются одной из самых незащищённых групп населения.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Социальная защита инвалидов является предварительным условием достижения Целей в области устойчивого развития, так как они прямо упоминаются в ряде целевых и контрольных показателей. Без реализации действенных мер как защиты, так и помощи лицам с инвалидностью, ни одна страна мира не сможет достичь ЦУР [2].
Социальная политика в нашей стране охватывает большой спектр вопросов, среди которых развитие здравоохранения, образования и спорта, социальная защита определенных групп населения, выплата пенсий и пособий, обеспечение занятости и трудоустройства. За осуществлением этих задач следят государственные учреждения, в чьи полномочия входит оказание материальной и организационной помощи молодежи, пенсионерам, лицам с инвалидностью, многодетным и малоимущим семьям.
Несмотря на то, что Узбекистан направляет около 8-9 % ВВП на социальную защиту и привержен Целям устойчивого развития (ЦУР) в области социальной защиты, в последние годы дисбаланс в данной системе увеличился. Как отмечает заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан Азиз Абдухакимов, одной из самых больших проблем в сфере социальной защиты населения страны является фрагментарность социальных услуг [3]. На сегодняшний день в Узбекистане нет единого государственного органа, специально уполномоченного осуществлять социальную защиту лиц с инвалидностью. В общей сложности делами инвалидов занимается 12
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
различных министерств и ведомств, в числе которых Министерство здравоохранения, Министерство занятости и трудовых отношений, Министерство финансов, Министерство по поддержке махалли и старшего поколения, Министерство народного образования, Агентство по развитию медико-социальных услуг Республики Узбекистан и т.д. Помимо проблем лиц с инвалидностью эти органы решают множество других вопросов, отнесенных к их основной компетенции. При этом следует отметить, что социальная защита необходима не только лицам с инвалидностью, но и малообеспеченным семьям, а также пожилым гражданам. Вместе они составляют категорию социально-уязвимых слоев населения, вследствие чего нуждаются в социальной защите со стороны государства.
До 2016 года вопросами социальной защиты населения, в том числе инвалидов занималось Министерство труда и социальной защиты населения. В 2016 году данное Министерство было преобразовано в Министерство занятости и трудовых отношений. Основные обязанности по оказанию социальной помощи лиц с инвалидностью, включая детям с инвалидностью, были возложены на Министерство здравоохранения. Кроме того, с 2010 года задачи по определению инвалидности и выплате социальных пособий и материальной помощи лицам с инвалидностью, которые ранее входили в функции Минтруда, были переданы Пенсионному фонду при Министерстве финансов. В 2019 году был создан специализированный орган при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан, ответственный за социальную защиту престарелых, лиц с инвалидностью и других социально уязвимых категорий населения, в том числе координацию оказываемых им услуг с их полноценным и комплексным сопровождением - Агентство медико-социальных услуг. Из состава Министерства здравоохранения в ведение Агентства были переданы медико-социальные учреждения, Республиканская инспекция медико-социальной экспертизы и ее территориальные подразделения, Фонд поддержки домов-интернатов «Мурувват» и «Саховат», а также Фонд поддержки лиц с инвалидностью. 25 марта 2021 года вследствие наличия недостатков и проблем в деятельности учреждений по оказанию медико-социальных услуг, которые препятствовали эффективному решению задач, направленных на дальнейшее совершенствование системы государственной социальной помощи, оказываемой престарелым и лицам с инвалидностью Указом Президента на базе Агентства медико-социальных услуг при Министерстве здравоохранения Республики Узбекистан было
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
образовано Агентство по развитию медико-социальных услуг Республики Узбекистан.
Основными задачами деятельности Агентства были определены:
• реализация единой государственной политики в сфере оказания медико-социальных услуг престарелым, лицам с инвалидностью и другим слоям населения, нуждающимся в социальной защите;
• организация и управление деятельностью медико-социальных учреждений, в частности домов-интернатов «Саховат» и «Мурувват», по оказанию услуг престарелым и лицам с инвалидностью;
• осуществление координации деятельности и методического руководства государственными органами и организациями по оказанию медико-социальных услуг престарелым, лицам с инвалидностью и другим слоям населения, нуждающимся в социальной защите;
• организация проведения научных исследований и оказание содействия в подготовке специалистов в сфере медицинской, профессиональной и социальной реабилитации лиц с инвалидностью;
• организация деятельности по обеспечению протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации нуждающихся лиц;
• проведение анализа и осуществление мониторинга эффективности оказания медико-социальных услуг, основываясь на передовом зарубежном опыте и тенденциях современного развития;
• осуществление организационно-методического руководства деятельностью службы медико-социальной экспертизы и реабилитации лиц с инвалидностью;
• осуществление координации системы медико-социальной реабилитации и психологической поддержки жертв торговли людьми;
• организация исполнения актов законодательства о правах лиц с инвалидностью [4].
Стоит отметить, что в Узбекистане проживают люди, социальное неблагополучие которых никак не связано с состоянием их здоровья, например, матери-одиночки. В таком случае передача функции социальной защиты Агентству при Министерстве здравоохранения представляется не совсем рациональным решением.
Согласно Закону «О правах лиц с инвалидностью», социальная защита лиц с инвалидностью представляет собой систему гарантированных государством
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих лицам с инвалидностью условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и государства [5]. Из смысла данного определения можно прийти к выводу о том, что понятие социальная защита лиц с инвалидностью намного шире, чем просто оказание медико-социальных услуг. Агентство по развитию медико-социальных услуг не осуществляет никаких экономических и правовых мер в отношении лиц с инвалидностью. Кроме того, возникает вопрос: кто будет отвечать за осуществление контроля по исполнению требований законодательства о доступности физической среды для лиц с инвалидностью, обеспечение трудоустройства инвалидов и других социально уязвимых слоев населения, развитие системы инклюзивного образования? Осуществление функции медико-социальной защиты инвалидов Агентством при Министерстве здравоохранения свидетельствует о том, что в нашей стране до сих пор инвалидность приравнивается к болезни или недугу. На наш взгляд, такой подход к инвалидности приводит к институционализации, изоляции лиц с инвалидностью от общества, ущемляет их права, а также отрицательно сказывается на их социальном благополучии.
Таким образом, сложившаяся практика в отношении лиц с инвалидностью и других уязвимых категорий населения доказывает, что Республика Узбекистан остро нуждается в системе профессиональной социальной работы. Для решения данной проблемы предлагается образование специально уполномоченного органа в области социальной защиты населения - Министерства социальной защиты населения и принятие соответствующего нормативно-правового акта, определяющего его статус, задачи, функции, организационные основы деятельности и т.д. По мнению Азизы Умаровой, уполномоченный орган занимался бы выработкой взвешенной социальной политики в отношении уязвимых групп: семей в тяжёлых ситуациях, сиротах, одиноких престарелых, лиц с инвалидностью. Он также отвечал бы за развитие социальных услуг, например, вместо передачи детей в интернаты на попечение государству — создание условий для пребывания ребенка в собственной семье [6].
7 июня 2021 года был принят Закон Республики Узбекистан «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». В связи с данным событием в настоящее время перед Республикой Узбекистан остро встал вопрос имплементации норм Конвенции в национальное законодательство и
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
выполнения обязанностей, возложенных данным международным актом. В статье 33 Конвенции о правах инвалидов говорится о назначении в правительстве одной или нескольких инстанций, курирующих вопросы, связанные с осуществлением Конвенции, и изучении возможности учреждения или назначения в правительстве координационного механизма для содействия соответствующей работе в различных секторах и на различных уровнях [7].
29 апреля 2021 года постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан «Об организации деятельности Межведомственного совета по делам лиц с инвалидностью» был создан Межведомственный совет по делам лиц с инвалидностью. Совет возглавил заместитель премьер-министра по вопросам социального развития Бехзод Мусаев. Необходимо отметить, что создание данного Совета было предусмотрено Законом «О правах лиц с инвалидностью». В соответствии с ч.2 ст. 15 данного Закона, в состав Межведомственного совета по делам лиц с инвалидностью включаются представители министерств, ведомств и организаций, в компетенцию которых входит реализация государственной политики в области обеспечения прав лиц с инвалидностью, а также представители негосударственных некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений лиц с инвалидностью.
Основными задачами Межведомственного совета являются:
• координация деятельности органов, реализующих государственную политику в области обеспечения прав инвалидов, а также органов местного самоуправления;
• участие в реализации госпрограмм реабилитации, социальной защиты и защиты прав инвалидов;
• содействие в образовании, профессиональной подготовке, переподготовке, повышении квалификации, трудоустройстве инвалидов;
• участие в создании благоприятных условий для полноценного участия инвалидов в жизни общества и государств [8].
Лица с инвалидностью в Республике Узбекистан в случае нарушения их прав и законных интересов вправе обращаться в соответствующие органы за восстановлением своих прав. В Законе «О правах лиц с инвалидностью» отсутствует отдельная статья касательно доступа к правосудию лиц с инвалидностью. Согласно ст. 28 Закона «О правах лиц с инвалидностью», лица с инвалидностью имеют право на обращения в государственные органы, организации и их должностным лицам индивидуально или коллективно.
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
Государственные органы, организации и их должностные лица обязаны соблюдать требования Конституции и законов Республики Узбекистан при рассмотрении обращений, принимать меры для их полного, объективного и своевременного рассмотрения, а также в пределах своих полномочий принимать меры по обеспечению восстановления нарушенных прав, свобод и защиты законных интересов лиц с инвалидностью.
Государственные органы, организации и их должностные лица обязаны создать необходимые условия для доступа лиц с инвалидностью с обращениями (заявлениями, жалобами, предложениями) посредством:
признания и поддержки языка жестов в качестве средства межличностного общения, а также принятия мер по его развитию и применению в различных сферах жизнедеятельности общества и государства;
оказания услуг по сурдопереводу в случаях, необходимых для защиты и реализации прав лиц с инвалидностью;
использования лицами с инвалидностью факсимильной подписи для подписания своего обращения.
Лицам с инвалидностью по слуху и речи предоставляются услуги сурдопереводчика при проведении следственных действий или при участии в судебных процессах по уголовным, гражданским, административным и экономическим делам [9]. Однако на практике лица с инвалидностью ввиду наличия языковых и средовых барьеров не могут реализовать данное право на должном уровне.
В соответствии с Конституцией нашей страны (ст. 44), каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений. Лица с инвалидностью в случае нарушения их прав имеют право обратиться в суд. Защита прав лиц с инвалидностью через судебные органы Республики Узбекистан является неотъемлемой частью механизма защиты прав и свобод человека. Именно суд является наиболее важным инструментом в системе восстановления нарушенных прав и свобод человека. Гарантируется судебная защита прав и свобод каждого человека и право на обжалование неправомерных действий государственных органов, должностных лиц и общественных объединений.
На сегодняшний день доступ к правосудию является особой проблемой для лиц с инвалидностью не только в Республике Узбекистан, но и в большинстве других стран мира. В 2020 году экспертами Организации объединенных наций
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
были разработаны Международные принципы и руководящие указания о доступе людей с инвалидностью к правосудию, которые являются практическим инструментом, предоставляющим государствам помощь в создании и приведении в действие систем правосудия, обеспечивающих равный доступ людей с инвалидностью к правосудию, в соответствии с международными стандартами прав человека [10].
В свою очередь, ст. 13 Конвенции ООН о правах инвалидов гласит, что государства-участники обеспечивают инвалидам наравне с другими эффективный доступ к правосудию, в том числе предусматривая процессуальные и соответствующие возрасту коррективы, облегчающие выполнение теми своей эффективной роли прямых и косвенных участников, в том числе свидетелей, во всех стадиях юридического процесса, включая стадию расследования и другие стадии предварительного производства. Чтобы содействовать обеспечению инвалидам эффективного доступа к правосудию, государства-участники способствуют надлежащему обучению лиц, работающих в сфере отправления правосудия, в том числе в полиции и пенитенциарной системе [11].
Специальный докладчик по вопросу о независимости судей и адвокатов по итогам своего рабочего визита в Узбекистан в 2020 году отметил, что эффективный доступ лиц с инвалидностью к правосудию наравне с другими может быть затруднён, если архитектурные барьеры или языковые трудности препятствуют или ограничивают доступ людей с инвалидностью к зданиям судов и судопроизводству. В частности, многие здания судов остаются недоступными для людей с инвалидностью, особенно за пределами крупных городов. Он выразил свою обеспокоенность следующим: «недостаточная численность сурдопереводчиков, отсутствие документов, в том числе судебных решений, в доступных форматах для лиц с сенсорными, интеллектуальными или психосоциальными расстройствами, а также отсутствие политических стратегий, позволяющих лицам с инвалидностью участвовать в судебной системе в качестве прямых или косвенных её участников, таких как адвокаты, работники суда или сотрудники правоохранительных органов» [12].
Для эффективной реализации принципа доступа к правосудию в Республике Узбекистан на достойном уровне считаем целесообразным:
приспособить и переоборудовать здания судов и правоохранительных органов с учетом потребностей всех групп и категорий лиц с инвалидностью;
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
установить порядок, согласно которому лица с инвалидностью могут подавать заявления в суды, находящиеся по их месту жительства;
излагать приговоры, решения и определения судов в понятном и доступном для лиц с инвалидностью формате с учетом потребностей всех категорий лиц с инвалидностью;
ежегодно организовывать обучение для судей, сотрудников системы правосудия и правоохранительных органов по доступу к правосудию лиц с инвалидностью;
разработать учебное руководство для судей и сотрудников правоохранительных органов по доступу лиц с инвалидностью правосудию.
Лица с инвалидностью могут также обратиться к Уполномоченному Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсману), который рассматривает жалобы граждан на действия или бездействие государственных органов, органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, нарушающих их права, свободы и законные интересы, а также имеет право проводить свое расследование. Уполномоченные по правам человека применяют международные и внутренние нормы о правах человека на основе национальных конституционных правовых рамок и международных правозащитных обязательств их государств [13].
Важно отметить, что Омбудсман рассматривает жалобы, поданные в течение одного года с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов, или принятия последнего решения по жалобе, если заявитель использовал иные средства защиты своих прав и свобод и неудовлетворен принятыми решениями [14]. По результатам проверки жалобы Омбудсман обязан известить заявителя о результатах рассмотрения и направить организации или должностному лицу, в действиях или бездействии которых установлено нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, свое заключение, содержащее рекомендации по восстановлению нарушенных прав. Уполномоченный не рассматривает вопросы, отнесенные к компетенции суда [15]. В частности, за 2019-2020 годы Уполномоченный поспособствовал реализации прав лиц с инвалидностью в сфере охраны здоровья, а также права на доступ к транспортным услугам. В частности, за вышеуказанный период в институт Омбудсмана поступило 14 обращений касательно переквалификации степени инвалидности по медицинским критериям. В 10 случаях вопросы переквалификации степени инвалидности были рассмотрены непосредственно, в 2 случаях вопросы переквалификации группы инвалидности решены
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
О
R
VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
положительно, в остальных 8 даны правовые консультации с тем, чтобы лица с инвалидностью в будущем смогли претендовать на те или иные группы инвалидности. В сфере доступа на транспортные услуги институт Омбудсмана получил 29 обращений, 21 обращение было непосредственно рассмотрено Омбудсманом. 38% обращений заявителей (8 из 21) положительно решены Уполномоченным [16].
Еще одним ключевым механизмом защиты прав лиц с инвалидностью выступает Национальный центр по правам человека, который был создан 1 октября 1996 года. Он является государственным, консультативным, межведомственным, координационным органом, основными задачами которого являются: разработка национального плана действий в области прав и свобод человека; подготовка национальных докладов по соблюдению и защите прав человека и их представление в международных организациях; координация деятельности государственных органов по обучению, пропаганде изданию учебно-методической литературы в области поощрения и защиты прав человека; подготовка рекомендаций государственным органам по совершенствованию их деятельности в области соблюдения и защиты прав человека; разработка национальных программ по защите прав человека; осуществление международного сотрудничества в области прав человека [17].
Одним из требований Конвенции ООН о правах инвалидов является создание государствами независимых механизмов для поощрения, защиты и мониторинга осуществления данной Конвенции, привлечение институтов гражданского общества к данному процессу [18]. На наш взгляд, задача реализации на достойном уровне прав лиц с инвалидностью представляется невыполнимой без обеспечения непосредственного участия и вовлечения организаций гражданского общества в данный процесс.
В соответствии со ст. 3 Закона «О правах лиц с инвалидностью общественные объединения лиц с инвалидностью представляют собой негосударственные некоммерческие организации, созданные лицами с инвалидностью в целях защиты прав, свобод и законных интересов лиц с инвалидностью, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества и государства [19]. На сегодняшний день в нашей стране осуществляют свою деятельность множество таких общественных организаций: Узбекское общество инвалидов, Национальная паралимпийская ассоциация Узбекистана, Ассоциация предпринимателей инвалидов «НУР», Национальная ассоциация деловых женщин с инвалидностью Узбекистана,
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
Противораковое сообщество Узбекистана, Общество незрячих Узбекистана, Общество глухих Узбекистана, Общественная организация стомированных инвалидов «УСТОМ», Центр социально-правовой поддержки инвалидов «STATUS» и другие. Деятельность этих общественных организаций направлена на обеспечение всесторонней поддержки людей с инвалидностью, создание широких возможностей для их обучения, занятий спортом, овладения профессией [20].
21 февраля 2018 года в целях объединения усилий и координации действий в продвижении процессов ратификации и имплементации Конвенции о правах инвалидов по инициативе общественных организации инвалидов была создана Ассоциация инвалидов Узбекистана. В настоящее время Ассоциация инвалидов объединяет более 30 общественных организаций лиц с инвалидностью, представляющих интересы инвалидов различных категорий и групп, а также имеет 11 региональных отделений. Членами Ассоциации являются такие организации как Узбекское общество инвалидов, Узбекское общество слепых, Узбекское общества глухих, Центр детей и молодёжи с ограниченными возможностями, Общества женщин с инвалидностью «Опа-Сингилар» и др.
Основная цель ассоциации заключается в объединении усилий и координации действий общественных организации инвалидов в вопросах обеспечения прав инвалидов и создания инклюзивного общества посредством реализации Конвенции ООН о правах инвалидов [21].
На сегодняшний день Ассоциация инвалидов принимает активное участие в общественно-политической жизни страны. В частности, в 2018 году Ассоциацией были разработаны проект Закона «О правах лиц с инвалидностью» и иных нормативно-правовых актов в сфере защиты прав инвалидов, подано более 40 предложений в различные государственные программы и дорожные карты по развитию гражданского общества и т.д. В 2019 году Ассоциацией инвалидов в рамках общественного контроля было проведено три мониторинга: по доступности зданий служб медико-социальной экспертизы города Ташкента, по доступности социального жилья для лиц с инвалидностью, по доступности городского транспорта для лиц с инвалидностью. Совместно с ОБСЕ и агентствами ООН в Узбекистане проведены общественные слушания на темы «Обеспечение избирательных прав лиц с инвалидностью», «Процесс подготовке к ратификации конвенции о правах инвалидов», «Доступная физическая среда для лиц с инвалидностью проблемы и их решение» и т.д. Ассоциацией совместно с хокимиятом города
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
Ташкента был также разработан проект по обеспечению доступной физической среды «Город для всех».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Резюмируя вышеизложенное, хотелось бы отметить, что инвалидность является социальной проблемой и должна решаться в тесном сотрудничестве органов государственной власти с организациями гражданского общества. Необходимо вовлекать самих лиц с инвалидностью и их организации во все сферы жизнедеятельности общества и государства. Кроме того, система социальной защиты прав лиц с инвалидностью и других уязвимых слоев населения в Республики Узбекистан нуждается в кардинальном реформировании. Необходимо создать единый специализированный орган социальной защиты населения, который также будет ответственным за социальную защиту лиц с инвалидностью, что позволит использованию комплексного подхода при решении проблем лиц с инвалидностью.
REFERENCES
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 28 января 2022 года № УП-60 «О стратегии развития нового Узбекистана на 2022 — 2026 годы».
2. Доклад о социальной защите в мире в 2017-2019 годах. Обеспечение всеобщей социальной защиты для достижения Целей в области устойчивого развития / Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии. - Москва: МОТ, 2018. ISBN: 978-92-2-031323-7 (print), 978-92-2-031324-4 (web pdf)
3. https: //www.gazeta.uz/ru/2019/09/17/ministry/
4. Указ Президента Республики Узбекистан 25 марта 2021 г., № УП-6195 «О социальной поддержке престарелых и лиц с инвалидностью, а также дальнейшем развитии системы домов-интернатов «Саховат» и «Мурувват»».
5. Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью» от 15 октября 2020 г., № ЗРУ-641.
6. https://www.gazeta.uz/ru/2022/02/07/op-ed/
7. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года // https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/disability.shtml
8. Постановление Кабинета Министров №769 от 23.12.2021 г. «О мерах по совершенствованию деятельности Межведомственного совета по делам лиц с инвалидностью».
Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor
о
R
VOLUME 2 | ISSUE 5/2 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7
9. Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью» от 15 октября 2020 г., № ЗРУ-641.
10. https://www.ohchr.org/ru/special-procedures/sr-disability/international-principles-and-guidelines-access-justice-persons-disabilities
11. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года // https: //www.un. org/ru/documents/decl conv/conventions/disability.shtml
12. Доклад Специального докладчика по вопросу о независимости судей и адвокатов. Сорок четвертая сессия. 15 июня - 3 июля 2020 года Пункт 3 повестки дня // https://documents-dds ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/G20/096/55/PDF/G2009655.pdf?OpenElement
13. Гюлджян, А. Г. Институт омбудсмена по защите прав инвалидов / А. Г. Гюлджян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 225-228. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65701/
14. Информация Национального Центра Республики Узбекистан по правам человека об осуществляемых в Узбекистане мерах по выполнению международных обязательств в сфере защиты прав инвалидов согласно Вопроснику Специального докладчика Совета ООН по правам человека по вопросу о правах лиц с ограниченными возможностями. 2016 г.
15. Закон Республики Узбекистан об Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсмане) от 27 августа 2004 г. № 669-II // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2004 г., № 38-39, ст. 420.
16. http://www.ombudsman.uz/ru/docs/obespechenie-realizatsii-prav-mvalidov-ombudsmanom-uzbekistana
17. Положение о Национальном центре Республики Узбекистан по правам человека, утв. постановлением Президента Республики Узбекистан от 10.12.2018 №1111-4056 // Национальная база данных законодательства, 11.12.2018 г., № 07/18/4056/2294.
18. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года // https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/disability.shtml
19. Закон Республики Узбекистан «О правах лиц с инвалидностью» от 15 октября 2020 г., № ЗРУ-641.
20. Косимова Н., Исаков О.Ю. Освещение вопросов инвалидности в СМИ Узбекистана. Учебно-практическое пособие. - Т.: Extremum-press, 2017. - С. 33.
21. https: //www.gazeta.uz/ru/2021/05/27/council/