Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ КООРДИНАЦИИ И СИСТЕМНОГО РУКОВОДСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ОБУЧЕНИЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ КООРДИНАЦИИ И СИСТЕМНОГО РУКОВОДСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ОБУЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / ПРОДВИЖЕНИЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОССИЙСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННАЯ РАБОТА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорова М. А., Гриб В. В., Минбалеев А. В.

Авторами исследован ряд проектов и концепций, направленных на повышение интереса к системе российского образования среди иностранных студентов, рассмотрены функции государственных структур, задействованных в их реализации. Анализируя реализуемые программы, авторы уделяют особое внимание деятельности Россотрудничества. В заключение предлагается ряд мер, направленных на развитие координации работы государственных структур и образовательных учреждений по привлечению иностранных студентов. В условиях глобализации и активного внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества институт сотрудничества образовательных организаций высшего образования и органов государственной власти, специализированных государственных организаций в области привлечения иностранных граждан для обучения в российских вузах также зависит от особенностей дистанционной работы и процессов цифровизации. В статье анализируются основные направления использования отдельных цифровых технологий в данных отношениях, наращивания присутствия российских образовательных организаций в глобальном интернет-пространстве и повышения эффективности маркетинговых цифровых стратегий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорова М. А., Гриб В. В., Минбалеев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MECHANISMS FOR COORDINATION AND SYSTEM MANAGEMENT IN INTERACTION BETWEEN GOVERNMENT AGENCIES AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION IN RELATION TO ACTIVITIES AIMED AT ATTRACTING FOREIGN CITIZENS

The authors studied a number of projects and concepts aimed at increasing interest in the Russian education system among foreign students, as well as the functions of state structures involved in their implementation. Analyzing existing programs, the authors pay special attention to the activities of Rossotrudnichestvo. In conclusion, a number of measures are proposed aimed at developing the coordination of the work of state structures and educational institutions to attract foreign students. In the context of globalization and the active introduction of digital technologies in all spheres of society, the institution of cooperation between educational institutions of higher education and state authorities, specialized state organizations in the field of attracting foreign citizens to study at Russian universities also depends on the features of remote work and digitalization processes. The paper analyzes the main directions of the use of individual digital technologies in these respects. The main directions for increasing the presence of Russian educational organizations in the global Internet space and increasing the effectiveness of marketing digital strategies are considered.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ КООРДИНАЦИИ И СИСТЕМНОГО РУКОВОДСТВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СТРУКТУРАМИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕРОПРИЯТИЯХ ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН НА ОБУЧЕНИЕ»

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

001: 10.17803/1994-1471.2022.135.2.190-200

М. А. Егорова*, В. В. Гриб**, А. В. Минбалеев***

Совершенствование механизмов координации и системного руководства взаимодействием между государственными структурами и образовательными организациями высшего образования в мероприятиях по привлечению иностранных граждан на обучение

Аннотация. Авторами исследован ряд проектов и концепций, направленных на повышение интереса к системе российского образования среди иностранных студентов, рассмотрены функции государственных структур, задействованных в их реализации. Анализируя реализуемые программы, авторы уделяют особое внимание деятельности Россотрудничества. В заключение предлагается ряд мер, направленных на развитие координации работы государственных структур и образовательных учреждений по привлечению иностранных студентов. В условиях глобализации и активного внедрения цифровых технологий во все сферы жизни

© Егорова М. А., Гриб В. В., Минбалеев А. В., 2022

* Егорова Мария Александровна, доктор юридических наук, профессор кафедры конкурентного права, начальник Управления международного сотрудничества Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), эксперт Центра научной и экспертной аналитики Международного центра компетенций «АйПи» Российской государственной академии интеллектуальной собственности

Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 maegorova@msal.ru

** Гриб Владислав Валерьевич, доктор юридических наук, профессор, ректор Института международного права и экономики (ИМПЭ) имени А. С. Грибоедова, заведующий кафедрой правовых основ управления МГИМО МИД России, член-корреспондент РАО, заслуженный юрист Российской Федерации ш. Энтузиастов, д. 21, г. Москва, Россия, 111024 impe.griboedova@mail.ru

*** Минбалеев Алексей Владимирович, доктор юридических наук, доцент, заведующий кафедрой информационного права и цифровых технологий Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), эксперт РАН Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 alexmin@bk.ru

общества институт сотрудничества образовательных организаций высшего образования и органов государственной власти, специализированных государственных организаций в области привлечения иностранных граждан для обучения в российских вузах также зависит от особенностей дистанционной работы и процессов цифровизации. В статье анализируются основные направления использования отдельных цифровых технологий в данных отношениях, наращивания присутствия российских образовательных организаций в глобальном интернет-пространстве и повышения эффективности маркетинговых цифровых стратегий. Ключевые слова: иностранные студенты; продвижение российского образования; развитие международной деятельности; государственные структуры; цифровые технологии; российские образовательные программы; образовательные организации; образование; дистанционная работа; цифровизация. Для цитирования: Егорова М. А., Гриб В. В., Минбалеев А. В. Совершенствование механизмов координации и системного руководства взаимодействием между государственными структурами и образовательными организациями высшего образования в мероприятиях по привлечению иностранных граждан на обучение // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 2. — С. 190-200. — DOI: 10.17803/19941471.2022.135.2.190-200.

Improving the Mechanisms for Coordination and System Management in Interaction between Government Agencies and Educational Institutions of Higher Education in relation to Activities aimed at Attracting Foreign Citizens

Maria A. Egorova, Dr. Sci. (Law), Professor, Department of Competition Law, Head

of the Department of International Cooperation, Kutafin Moscow State Law University (MSAL),

Expert of the Center for Scientific and Expert Analytics, IP International Competence Center

of the Russian State Academy of Intellectual Property

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

maegorova@msal.ru

Vladislav V. Grib, Dr. Sci. (Law), Professor, Rector of Griboedov Institute of International

Law and Economics (IMPE), Head of the Department of Legal Foundations of Management,

MGIMO University, Corresponding Member of the Russian Academy of Education, Honored Lawyer

of the Russian Federation

sh. Entuziastov, d. 21, Moscow, Russia, 111024

impe.griboedova@mail.ru

Aleksey V. Minbaleev, Dr. Sci. (Law), Associate Professor, Head of the Department of Information Law and Digital Technologies, Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Russian Academy of Sciences Expert

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 alexmin@bk.ru

Abstract. The authors studied a number of projects and concepts aimed at increasing interest in the Russian education system among foreign students, as well as the functions of state structures involved in their implementation. Analyzing existing programs, the authors pay special attention to the activities of Rossotrudnichestvo. In conclusion, a number of measures are proposed aimed at developing the coordination of the work of state structures and educational institutions to attract foreign students. In the context of globalization and the active introduction of digital technologies in all spheres of society, the institution of cooperation between educational institutions of higher education and state authorities, specialized state organizations in the field of attracting foreign citizens to study at Russian universities also depends on the features of remote work and

digitalization processes. The paper analyzes the main directions of the use of individual digital technologies in these respects. The main directions for increasing the presence of Russian educational organizations in the global Internet space and increasing the effectiveness of marketing digital strategies are considered. Keywords: foreign students; promotion of Russian education; development of international activities; state structures; digital technologies; Russian educational programs; educational organizations; education; remote work; digitalization.

Cite as: Egorova MA, Grib VV, Minbaleev AV. Sovershenstvovanie mekhanizmov koordinatsii i sistemnogo rukovodstva vzaimodeystviem mezhdu gosudarstvennymi strukturami i obrazovatelnymi organizatsiyami vysshego obrazovaniya v meropriyatiyakh po privlecheniyu inostrannykh grazhdan na obuchenie [Improving the Mechanisms for Coordination and System Management in Interaction between Government Agencies and Educational Institutions of Higher Education in relation to Activities aimed at Attracting Foreign Citizens]. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2022;17(2):190-200. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.135.2.190-200. (In Russ., abstract in Eng.).

Введение

В условиях интернационализации и глобализации образовательных отношений весьма велико значение участия в этих процессах государства и его институтов, включения в стратегическую повестку и планирование государством вопросов продвижения российского образования на мировой рынок с активным использованием широкого спектра возможностей четвертой промышленной революции и информатизации1. Одним из важнейших направлений в этой сфере является привлечение иностранных студентов для обучения в российском образовательном пространстве. Предметом дискуссий сегодня является возможность применения различных средств, в том числе дистанционных, привлечения внимания иностранной аудитории к российским вузам, оказания образовательных услуг в условиях пандемии коронавирусной инфекции. Так, проблемы обсуждались в рамках мероприятия, организованного Российским советом по международным делам2. Необходимо отметить

и высокий уровень эффективности ряда цифровых платформ, например сайта Study in Russia (www.studyinrussia.ru), специально созданного для продвижения вузов в мировом онлайн-про-странстве.

В то же время в условиях повышенной конкуренции сегодня чрезвычайно значима организация координации и эффективного взаимодействия российских вузов с государством, специализированными государственными организациями в работе по привлечению иностранных студентов с использованием современных цифровых средств и технологий. Это стало основной целью настоящего исследования.

Материалы и методы

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе сотрудничества государства и российских вузов при привлечении иностранных студентов. Предметом исследования выступает

Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Развитие образования в эпоху четвертой промышленной революции // Информатика и образование. 2017. № 1. С. 42-45 ; Образовательные технологии в современном вузе: вопросы теории и практики : коллективная монография / отв. ред. Д. В. Шибаев. Вологда : Фонд развития филиала МГЮА имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2020. С. 2-3 ; Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Современная цифровая образовательная среда: ресурсы, средства, сервисы : монография. М. : Проспект, 2021. С. 3-5 ; Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дворецкая [и др.] ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; НИУ «Высшая школа экономики», Институт образования. М. : Издательский дом ВШЭ, 2019. С. 13-17.

Карпинская Е., Бочаров И. Онлайн-каналы продвижения российских университетов на мировом рынке образовательных услуг. Итоги круглого стола РСМД // URL: https://russiancouncil.ru/activity/conferencereports/

2

комплекс механизмов и средств, которые позволяют эффективно реализовать такое взаимодействие и повысить набор иностранных студентов в российские вузы.

Средствами измерения при этом являются данные, полученные представителями образовательных организаций и органами государственной власти в процессе привлечения иностранных студентов. В качестве методов измерения выступают количественные показатели в виде конкретного числа привлеченных студентов, а также качественные: количество привлеченных студентов, имеющих высокий уровень показателей научной и учебной активности.

В Российской Федерации сегодня уже сформированы концептуальные идеи и подходы к привлечению иностранных граждан. Так, в 2014 г. принята Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом3. Она во многом ориентирована на формирование системы эффективных мер по продвижению российского высшего образования за рубежом, определяет основные функции и задачи российских центров науки и культуры.

С момента начала реализации в 2013 г. специального проекта «5-100», посвященного развитию и повышению конкурентоспособности ведущих российских вузов, российские университеты существенно укрепили свои международные позиции. При этом одной из основных задач в рамках данного проекта являлось увеличение количества иностранных студентов, что также было успешно реализовано. С 2017 г. активно развивается проект по экспорту российской системы высшего образования, определивший ключевые модели такого экспорта и ставящий цель увеличить в три раза количество таких студентов к 2025 г. При этом определены государства, приоритетные с позиции привлечения их граждан в Россию, в том числе Китай,

Республика Корея, Индия, Вьетнам, Монголия и др.

Среди государственных структур, участвующих в процессе реализации экспорта образовательных услуг российской высшей школы, можно выделить следующие: Министерство иностранных дел Российской Федерации; Министерство образования и науки Российской Федерации, а также ряд его департаментов (Департамент государственной политики в сфере высшего образования, Международный департамент); Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и его представительства за рубежом — российские центры науки и культуры (РЦНК); Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Важную роль играют и дипломатические представительства Российской Федерации за рубежом (посольства РФ); Главный государственный экспертный центр оценки образования; Центр развития образования и международной деятельности.

Особое место в данном направлении отводится деятельности Россотрудничества. Большое значение для этой работы имеет Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом, сориентированная на формирование системы эффективных мер по продвижению российского высшего образования. «Реализация Концепции направлена на достижение следующих основных целей:

— определение системы эффективных мер по продвижению российского высшего образования с использованием потенциала представительств Россотрудничества за рубежом с учетом внешнеполитических интересов России и в целях обеспечения формирова-

onlayn-kanaly-prodvizheniya-rossiyskikh-universitetov-na-mirovom-rynke-obrazovatelnykh-uslug-itogi-k/ (дата обращения: 20.01.2021).

Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом (утв. МИД России 27.03.2014) // СПС «Гарант». URL: http://base.garant.ru/70892382/#ixzz6nZqKFAUa (дата обращения: 20.01.2021).

3

ния эффективных инструментов российской «мягкой силы» на этом направлении международного гуманитарного сотрудничества;

— содействие в создании условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации иностранных граждан, обучающихся в России, их приобщения к культуре народов России;

— укрепление связей с национальными и международными ассоциациями выпускников российских (советских) образовательных организаций;

— формирование опережающего предложения и своевременного учета спроса на информацию о состоянии и перспективах развития российского образования и возможностях получения образования в России;

— придание дополнительного импульса развитию всесторонних взаимовыгодных связей с иностранными образовательными организациями в различных странах мира в целях содействия дальнейшему укреплению престижа Российской Федерации на международной арене;

— увеличение удельного веса использования всеми заинтересованными организациями в работе по продвижению российских образования и науки за рубежом новейших информационно-коммуникационных технологий, в том числе возможностей дистанционного образования»4.

Результаты и обсуждение

К основным механизмам продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом можно отнести различные виды сопровождения, в том числе консультационное и информационное, экспертное и логистическое. Происходит реализация следующих ключевых проектов и программ для развития экспорта российских образовательных услуг высшей школы: проведение специализированных дней, например Единого дня выпуск-

ника, Дня российской науки; проведение специализированного отбора иностранных студентов в пределах устанавливаемой квоты; различные отборочные кампании, лагеря, школы и др.

Важной мерой стало открытие специальных пунктов для проведения единого государственного экзамена на базе российских образовательных организаций в государствах СНГ.

Ключевыми направлениями содействия российским образовательным организациям в сопровождении международных проектов со стороны РЦНК являются:

1) информационное сопровождение, включающее различные оповещения о проводимых за рубежом мероприятиях, информационное сопровождение российских мероприятий;

2) экспертное и консультационное сопровождение, в ходе которого РЦНК дает экспертную оценку и рекомендации в отношении тех или иных зарубежных партнеров;

3) логистическое сопровождение, под которым понимается нахождение специальных площадок для проведения мероприятий, помощь в установлении контактов для российских образовательных и научных организаций.

Россотрудничество активно заключает соглашения с российскими вузами и формирует специальные ежегодные планы по осуществлению совместно различных мероприятий. При этом постоянно поднимается вопрос о необходимости развития в вузах инфраструктуры для реализации специальных программ обучения иностранных граждан русскому языку, организации специальных подготовительных отделений, а также центров тестирования по русскому языку. Создание таких институциональных подразделений вузов, бесспорно, должно осуществляться при государственной поддержке.

Среди мер совершенствования координации работы государственных структур и образовательных учреждений по привлечению иностранных студентов стоит выделить следующие:

1. Вхождение в состав официальных делегаций российских органов государственной власти

Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом.

4

представителей вузов для презентации российских образовательных ресурсов за рубежом, а также для установления научно-образовательных контактов и реализации совместных проектов в этой области.

2. Совместная организация различных мероприятий культурной, спортивной, инновационной направленности, в которых российские вузы могли бы продемонстрировать свои возможности и потенциал.

3. Формирование совместных информационных ресурсов и продуктов, в том числе информационных систем, цифровых платформ, для возможности эффективного электронного взаимодействия, реализации совместных мероприятий на электронных площадках. Данные формы очень перспективны и с точки зрения интеграции в эти процессы возможностей единого портала «Госуслуги», разрабатываемого на платформе «Гостех» домена «Наука». Такие платформы могли бы быть использованы как для рекламы, так и для реализации электронного документооборота в процессе экспорта образовательных услуг высшей школы.

4. Развитие совместных интеграций в форме ассоциаций, консорциумов и иных форм объединений, в рамках которых могли бы реализо-вываться проекты по обмену и двустороннему экспорту образовательных услуг.

5. Активное привлечение выпускников вузов, являющихся международными специалистами и имеющих высокие рейтинги профессиональных активностей за рубежом. Такие выпускники могут входить в наблюдательные и попечительские советы вузов, чтобы осуществлять различные формы поддержки и продвижения вузов.

6. Активное участие в образовательном процессе известных мировых ученых, видных государственных деятелей, которые были бы интересны иностранным студентам.

7. Использование современных цифровых технологий, технологий виртуальной реально-

сти, искусственного интеллекта, демонстрирующих передовые возможности российских вузов.

В условиях глобализации и активного внедрения цифровых технологий во все сферы жизни общества институт взаимодействия государственных структур с образовательными организациями высшего образования, выраженного в мероприятиях по привлечению иностранных граждан на обучение, также подвержен влиянию процессов цифровизации.

Особенно актуальной данная проблема стала в условиях распространения коронавирусной инфекции и имеющей место пандемии, когда практически все взаимодействие образовательных организаций с потенциальными обучающимися происходит дистанционно5. Сегодня можно говорить о нескольких направлениях использования отдельных цифровых технологий в данных отношениях:

— использование цифровых технологий для привлечения внимания иностранных студентов к образовательной программе или образовательной организации, повышения их заинтересованности в обучении по определенной программе;

— применение интеллектуальных систем для обработки запросов иностранных студентов, в том числе запросов о тех или иных вузах или программах;

— обработка массивов данных посредством технологий больших данных в процессе осуществления анализа и сортировки данных по полученным запросам, ответам на анкеты, запросы. Ряд образовательных организаций, консульств, посольств, Россотрудничество могут организовать на своих или специально созданных сайтах специальные интеллектуальные системы сбора и оценки полученной информации от студентов посредством технологий искусственного интеллекта. При этом студентам может быть предложено не просто пройти анкетирование, предоставить

Роль и значение права в условиях пандемии : монография по итогам международного онлайн-сим-позиума / под общ. ред. В. В. Блажеева, М. А. Егоровой. М. : Проспект, 2020. С. 179 ; Правовое регулирование искусственного интеллекта в условиях пандемии и инфодемии : монография / под общ. ред. В. В. Блажеева, М. А. Егоровой. М. : Проспект, 2020. С. 13-22.

5

информацию для анализа, но и на основе запрограммированных алгоритмов по предоставленным данным о себе и имеющихся интересах получить рекомендации по поступлению на те или иные программы в те или иные образовательные организации с предоставлением информации для оперативной связи и ссылок для ознакомления с вузом, его историей, рейтингами, особенностями реализуемых образовательных программ, сведений о наличии различных инструментов интеграции в образовательный процесс иностранных студентов и других возможностях;

— использование новейших цифровых технологий для привлечения внимания иностранных студентов, в том числе виртуальных обзоров и фильмов, выполненных с применением технологий виртуальной и дополненной реальности; создание специализированных виртуальных игр, в том числе с использованием нейронных сетей, в рамках которых студенты погружаются в виртуальную образовательную среду, имеют возможность побывать на территории кампусов образовательной организации, в библиотеке, учебных корпусах, общежитиях, спорткомплексах и зонах отдыха образовательной организации;

— использование различных виртуальных роботов-помощников, которые бы через официальные сайты образовательных организаций, посольств, консульств, Россотрудничества оказывали содействие иностранным студентам в поиске необходимых образовательных программ и образовательных организаций, и др.

Современная молодежь, являющаяся самой многочисленной группой, заинтересованной в обучении за рубежом, рассматривает сегодня цифровые технологии как приоритетные для получения и обработки информации, готова предоставлять свои персональные данных в

рамках трансграничной обработки персональных данных6, не боится экспериментировать и не настолько критично относится к новейшим цифровым технологиям. Алармизм, характерный для иных возрастных социальных групп, не настолько присущ молодежи, поэтому любые проявления цифровой активности как со стороны органов власти, их подведомственных организаций, так и со стороны образовательных организаций положительно воспринимаются данной группой и имеют высокий уровень откликов. Молодые люди положительно воспринимают использование цифровых технологий в процессе поиска образовательных программ и вузов, а также в их формальном обучении в аффективной, когнитивной и конативной областях. При этом, как показывают исследования за рубежом, «восприятие студентами использования цифровых технологий в их формальном обучении существенно не различается в зависимости от пола, возраста, специальности или воспринимаемой цифровой зависимости»7. Однако, хотя поиск вузов на официальных сайтах органов власти, правительственных организаций и учреждений и привлекает внимание представителей всех социальных групп независимо от возраста, задействовать современные цифровые технологии решается в первую очередь молодежь.

Использование цифровых технологий во многом обусловлено тем, что набор иностранных студентов становится все более важным фактором, способствующим повышению конкурентоспособности образовательной организации, и в эпоху глобального информационного общества у будущих студентов есть целый ряд вариантов на выбор. Многие колледжи и университеты изо всех сил пытаются конкурировать, как это было раньше, в основном потому, что они не делают правильных шагов со своей цифровой маркетинговой стратегией. Стремительно развивающийся цифровой ландшафт

6 Рубцова О. В. Безопасная среда для детей в информационном обществе // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. 2016. № 1 (19). С. 39-43.

7 University Students' Perceptions of the Use of Digital Technologies in their Formal Learning: A Developing Country Perspective / Gasaymeh, Al-Mothana [et al.] // International Journal of Learning and Development. 2017. 7. 149. 10.5296/ijld.v7i3.11666. P. 150.

меняет правила игры для поставщиков образовательных услуг8. Необходимо использовать разнообразные средства, они должны отличаться друг от друга, чтобы более эффективно формировать глобальную студенческую аудиторию за счет привлечения внимания к вузу или образовательной программе и использованию новейших технологий9. Можно выделить ряд приоритетных технологий, используемых органами государственной власти и их подведомственными организациями, а также самими образовательными организациями и в их тесном взаимодействии:

— предоставление легкодоступной информации через социальные сети, постоянно обновляемые высокотехнологичные официальные веб-сайты образовательных организаций10. Актуальная информация для иностранных студентов должна быть четко видна, легкодоступна, размещена на специальной веб-странице для приема иностранных студентов;

— создание виртуальных туров образовательных программ и образовательных организаций. Они могут располагаться как на официальных страницах сайтов, социальных сетей вузов и органов власти, так и на специальных сайтах, создаваемых органами государственной власти, посольствами, консульствами. Важное направление в этом может быть реализовано в специально разрабатываемых мобильных приложениях образовательных программ или образовательных организаций11;

— активное использование примеров инфогра-фики. Исследования сервиса Google Trends

показывают массовый рост популярности инфографики в последние годы. Инфогра-фика является ценным инструментом для визуального обмена и представления информации и знаний как внутри организации, так и за ее пределами12;

— технологии обратной связи. В процессе привлечения иностранных студентов очень важным фактором является использование цифровых технологий для организации сбора и представления отзывов студентов, выпускников и лиц, участвующих в реализации образовательного процесса. С помощью современных технологий и средств массовых коммуникаций (социальные сети, блоги, цифровые платформы) создаются фокус-группы из иностранных студентов для продвижения образовательных программ и образовательных организаций;

— использование цифровых технологий в процессе выдачи виз иностранным студентам для обучения по российским программам в российских образовательных организациях. Сегодня важно создавать специальные цифровые платформы, на основе которых можно собирать информацию о претендентах на обучение в России, рассматривать заявки на выдачу образовательных виз, оказывать помощь и содействие в поиске и выборе образовательных программ и образовательных организаций;

— продвижение открытых образовательных ресурсов13, онлайн-курсов, МООСз, которые активно используются иностранными студентами, что привлекает внимание и нацеливает на обучение в образовательных организа-

8 Digital Strategies to Attract International Students // URL: https://digitalmarketinginstitute.com/blog/6-digital-strategies-to-attract-international-students (дата обращения: 20.01.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 Образовательные технологии в современном вузе: вопросы теории и практики. С. 2-3.

10 Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Развитие образования в эпоху четвертой промышленной революции // Информатика и образование. 2017. № 1. С. 42-45.

11 Adults & Learning: How to Provide for Working Professionals // URL: https://digitalmarketinginstitute.com/ blog/adults-learning-how-to-provide-for-working-professionals (дата обращения: 20.01.2021).

12 Colwyn S. How popular are Infographics? // URL: https://www.smartinsights.com/digital-marketing-platforms/ infographics-marketing/popular-infographics/ (дата обращения: 20.01.2021).

13 Маркеева А. В. Открытые образовательные ресурсы как инновационная образовательная политика в России // Креативная экономика. 2014. № 93. С. 139-150.

циях, создавших современные высокотехнологичные курсы14.

Принимая новые технологии и стратегии, ориентированные преимущественно на молодую, подкованную в цифровых технологиях аудиторию, образовательные организации могут выделяться с помощью инновационного социального маркетинга15.

Заключение

Таким образом, работа по привлечению иностранных студентов должна носить системный характер, основываться на вышеуказанных мерах совершенствования координации работы государственных структур и образовательных

учреждений. В условиях цифровой трансформации общества важно использовать технологии и платформы, которые наиболее эффективны для связи с определенной целевой аудиторией и содержат контент16 в различных форматах, находящий активный отклик аудитории. Благодаря стратегическому цифровому маркетингу образовательные организации должны выстраивать соответствующие информационные каналы связи и взаимодействия с Россотрудни-чеством, иными органами государственной власти, их подведомственными организациями и учреждениями, что помогает более эффективно устанавливать контакт с будущими студентами и влиять на их решения, в результате чего может увеличиться количество поступающих иностранных студентов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Развитие образования в эпоху четвертой промышленной революции // Информатика и образование. — 2017. — № 1. — С. 42-45.

2. Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Современная цифровая образовательная среда: ресурсы, средства, сервисы : монография. — М. : Проспект, 2021. — 216 с.

3. Гриншкун В. В., Краснова Г. А., Нухулы А. Особенности использования открытых электронных ресурсов и массовых учебных курсов в высшем образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». — 2017. — № 2. — С. 8-17.

4. Карпинская Е., Бочаров И. Онлайн-каналы продвижения российских университетов на мировом рынке образовательных услуг. Итоги круглого стола РСМД // URL: https://russiancouncil.ru/ activity/conferencereports/onlayn-kanaly-pradvizheniya-rassiyskikh-universitetov-na-mirovom-rynke-obrazovatelnykh-uslug-itogi-k/ (дата обращения: 20.01.2021).

5. Маркеева А. В. Открытые образовательные ресурсы как инновационная образовательная политика в России // Креативная экономика. — 2014. — № 93. — С. 139-150.

14 Гриншкун В. В., Краснова Г. А. Современная цифровая образовательная среда ... С. 3-5 ; Роль информационных технологий в процессе обучения и воспитания детей и молодежи / С. А. Баженова [и др.] // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». 2017. № 1. С. 32-40 ; Гриншкун В. В., Краснова Г. А., Нухулы А. Особенности использования открытых электронных ресурсов и массовых учебных курсов в высшем образовании // Там же. № 2. С. 8-17 ; Daniel J. Making sense of MOOC's: Musings in a maze of mutch, paradox and possibility // Journal of Interactive Media in Education. 2012. № 3. P. 1-20.

15 What's changing in international student recruitment // URL: https://studyportals.com/blog/whats-changing-international-student-recruitment-studyportals-academy-2018/ (дата обращения: 20.01.2021).

16 Content & Higher Education: 5 Successful Campaigns to Learn From // URL: https://digitalmarketinginstitute. com/blog/content-higher-education-5-successful-campaigns-to-learn-from (дата обращения: 20.01.2021).

6. Образовательные технологии в современном вузе: вопросы теории и практики : коллективная монография / отв. ред. Д. В. Шибаев. — Вологда : Фонд развития филиала МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2020. — 274 с.

7. Правовое регулирование искусственного интеллекта в условиях пандемии и инфодемии : монография // под общ. ред. В. В. Блажеева, М. А. Егоровой. — М. : Проспект, 2020. — 240 с.

8. Роль и значение права в условиях пандемии : монография по итогам Международного онлайн-сим-позиума / под общ. ред. В. В. Блажеева, М. А. Егоровой. — М. : Проспект, 2020. — 288 с.

9. Роль информационных технологий в процессе обучения и воспитания детей и молодежи / С. А. Баженова [и др.] // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». — 2017. — № 1. — С. 32-40.

10. Рубцова О. В. Безопасная среда для детей в информационном обществе // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. — 2016. — № 1 (19). — С. 39-43.

11. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А. Ю. Уваров, Э. Гейбл, И. В. Дво-рецкая [и др.] ; под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина ; НИУ «Высшая школа экономики», Институт образования. — М. : Издательский дом ВШЭ, 2019. — 343 с.

12. Daniel J. Making sense of MOOC's: Musings in a maze of mutch, paradox and possibility // Journal of Interactive Media in Education. — 2012. — № 3. — P. 1-20.

13. University Students' Perceptions of the Use of Digital Technologies in their Formal Learning: A Developing Country Perspective / Gasaymeh, Al-Mothana [et al.] // International Journal of Learning and Development. 2017. 7. 149. 10.5296/ijld.v7i3.11666. — P. 149-164.

Материал поступил в редакцию 13 марта 2021 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Grinshkun V. V., Krasnova G. A. Razvitie obrazovaniya v epohu chetvertoj promyshlennoj revolyucii // Informatika i obrazovanie. — 2017. — № 1. — S. 42-45.

2. Grinshkun V. V., Krasnova G. A. Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda: resursy, sredstva, servisy : monografiya. — M. : Prospekt, 2021. — 216 s.

3. Grinshkun V. V., Krasnova G. A., Nuhuly A. Osobennosti ispol'zovaniya otkrytyh elektronnyh resursov i massovyh uchebnyh kursov v vysshem obrazovanii // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Informatika i informatizaciya obrazovaniya». — 2017. — № 2. — S. 8-17.

4. Karpinskaya E., Bocharov I. Onlajn-kanaly prodvizheniya rossijskih universitetov na mirovom rynke obrazovatel'nyh uslug. Itogi kruglogo stola RSMD // URL: https://russiancouncil.ru/activity/conferencereports/ onlayn-kanaly-prodvizheniya-rossiyskikh-universitetov-na-mirovom-rynke-obrazovatelnykh-uslug-itogi-k/ (data obrashcheniya: 20.01.2021).

5. Markeeva A. V. Otkrytye obrazovatel'nye resursy kak innovacionnaya obrazovatel'naya politika v Rossii // Kreativnaya ekonomika. — 2014. — № 93. — S. 139-150.

6. Obrazovatel'nye tekhnologii v sovremennom vuze: voprosy teorii i praktiki : kollektivnaya monografiya / otv. red. D. V. Shibaev. — Vologda : Fond razvitiya filiala MGYuA imeni O.E. Кутафafina, 2020. — 274 s.

7. Pravovoe regulirovanie iskusstvennogo intellekta v usloviyah pandemii i infodemii : monografiya // pod obshch. red. V. V. Blazheeva, M. A. Egorovoj. — M. : Prospekt, 2020. — 240 s.

8. Rol' i znachenie prava v usloviyah pandemii : monografiya po itogam Mezhdunarodnogo onlajn-simpoziuma / pod obshch. red. V. V. Blazheeva, M. A. Egorovoj. — M. : Prospekt, 2020. — 288 s.

9. Rol' informacionnyh tekhnologij v processe obucheniya i vospitaniya detej i molodezhi / S. A. Bazhenova [i dr.] // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «Informatika i informatizaciya obrazovaniya». — 2017. — № 1. — S. 32-40.

10. Rubcova O. V. Bezopasnaya sreda dlya detej v informacionnom obshchestve // Vestnik UrFO. Bezopasnost' v informacionnoj sfere. — 2016. — № 1 (19). — S. 39-43.

11. Trudnosti i perspektivy cifrovoj transformacii obrazovaniya / A. Yu. Uvarov, E. Gejbl, I. V. Dvoreckaya [i dr.] ; pod red. A. Yu. Uvarova, I. D. Frumina ; NIU «Vysshaya shkola ekonomiki», Institut obrazovaniya. — M. : Izdatel'skij dom VShE, 2019. — 343 s.

12. Daniel J. Making sense of MOOC's: Musings in a maze of mutch, paradox and possibility // Journal of Interactive Media in Education. — 2012. — № 3. — P. 1-20.

13. University Students' Perceptions of the Use of Digital Technologies in their Formal Learning: A Developing Country Perspective / Gasaymeh, Al-Mothana [et al.] // International Journal of Learning and Development. 2017. 7. 149. 10.5296/ijld.v7i3.11666. — P. 149-164.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.