DOI: 10.12731/2218-7405-2013-9-101 УДК 338.48
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА
Чабанюк О.В.
В статье рассмотрены два подхода к совершенствованию механизмов развития индустрии туризма: традиционный - на основе эконометрических моделей с использованием простых регрессионных уравнений, параметры которых оцениваются при помощи метода наименьших квадратов, и эволюционно-ориентированный - на основе базовой биологической и физической аналогии с использованием математических моделей, при котором изучаемый процесс описывается разностными уравнениями, отражающими действие тех или иных механизмов управления. На конкретном примере рассчитана модифицированная модель реконструкции гостинично-туристского комплекса, которая может служить основой методики анализа механизмов совершенствования инновационного развития туризма. При этом уравнения динамических моделей выражают некоторые балансовые соотношения и гипотезы о действии механизмов развития. Сформулированы практические рекомендации, направленные на повышение эффективности управления инновационным развитием индустрии туризма на основе эволюционно-ориентированного подхода.
Ключевые слова: аналог; анализ; гостинично-туристский комплекс; механизм; модель; подход; реконструкция; система; туризм; турист; уравнение; услуга; эволюционно-ориентированный подход.
IMPROVING MECHANISMS FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF
THE TOURISM INDUSTRY
Chabanuk O.V.
The article gives two approaches to improving mechanisms for the development of the tourism industry: traditional - based on econometric models with simple regression equations, whose parameters are estimated using the least squares method, and evolutionarily-oriented - based on the basic biological and physical analogy with mathematical models at which studied process is described by difference equations, reflecting the action those or other control mechanisms. A specific example shows the customized model of hotel-tourist complex reconstruction, which can serve as the basis for the analysis methods of mechanisms to improving the innovative development in tourism. Thus, the equations of dynamic models express some balance relations and hypotheses about the development mechanisms .Practical recommendations are formulated, aimed at improving the effectiveness of management of innovating developing the tourism industry based on evolutionary-oriented approach.
Keywords: analog; analysis; hotel-tourist complex; mechanism; model; approach, reconstruction; system; tourism; tourist, reconstruction; equation; service; evolutionary-oriented approach.
Среди большого круга вопросов, связанных с изучением сценариев развития индустрии гостеприимства и туризма как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах, важное место занимает исследование механизмов изменения структуры потребления туристских услуг, направленное на совершенствование управления отраслью.
Сложность проблем развития туризма во всем мире требует разработку эффективных подходов к прогнозированию разнообразных процессов,
происходящих в этой отрасли. В настоящее время в экономике сложилось два основных подхода к построению прогнозных оценок. Первый (традиционный) связан с использование эконометрических моделей на основе неоклассического подхода [7], а второй - с применением эволюционно-ориентированного подхода [4, 6, 8, 10, 11, 12].
Эконометрические модели применяются для прогнозирования туристских потоков и показателей, связанных с сезонностью индустрии отдыха. Среди этих показателей наиболее важную роль играет количество туристов, прибывающих на отдых, т.к. этот показатель лежит в основе всех последующих оценок других показателей развития отрасли. При использовании в сфере туризма первого подхода наибольшее распространение получили простые регрессионные уравнения, параметры которых оцениваются при помощи метода наименьших квадратов [9, 16].
Опыт использования регрессионных уравнений для определения числа прибытий свидетельствует о том, что регрессионные уравнения удобны, если приходится иметь дело с данными, которые монотонно возрастают или убывают. Если же статистические данные характеризуются наличием пиковых значений, то применение регрессионных уравнений не столь эффективно и может приводить к ошибкам более 20% при краткосрочных прогнозах [3]. Это связано с общим недостатком эконометрических моделей, которые отражают лишь существующие тенденции и плохо приспособлены для оценки механизмов развития.
В работе [2] отмечено, тем не менее, что «несмотря на имеющиеся ограничения, полностью отказываться от регрессионных уравнений нецелесообразно, т.к. при определенных обстоятельствах они являются наиболее простыми, эффективными и удобными».
По-видимому, целесообразно регрессионные уравнения использовать для построения уравнений связи, определяющих зависимость одних переменных от других, и включать эти уравнения в модель динамики изучаемого процесса,
которая (модель) отражает механизмы развития на основе той или иной теории предприятия. Но какую теорию использовать?
В работах [5, 6,] высказано мнение, согласно которому развитие теории предприятия (фирмы) будет идти в следующих наиболее актуальных направлениях:
1) расширение известных (классических) вариантов теории, прежде всего - эволюционной, институциональной и культурной теорий - в первую очередь за счет включения воспроизводственного контура;
2) поиск и исследование инвариантов предприятия, характеристик, сохраняющихся на период жизненного цикла предприятия; «расшифровка генома» предприятия;
3) структуризация поля внутрифирменных институтов как алгебраической системы, исследование их генезиса и эволюции, моделирование взаимодействия с внешнефирменными институтами,
4) изучение событийных структур и закономерностей их взаимодействия с процессными и организационными структурами развитие теории событий;
5) интеграция теорий и создание единой теории предприятия, синтезирующей известные подходы.
Основные принципы эволюционно-ориентированного подхода, который может быть использован и для прогнозных оценок изменения показателей сферы туризма, были заимствованы из биологии (прежде всего, из популяционной динамики) и физики. При таком подходе в фокусе анализа находятся механизмы развития неравновесных процессов, а экономика рассматривается как динамическая система, которая постоянно претерпевает изменения различного характера [4, 6, 8, 10, 11, 12].
Важное место при использовании эволюционного подхода занимает метод биологической аналогии. Применение этого метода оказывается эффективным, когда исследуемые социально-экономические процессы и те или иные биологические процессы развития формально описываются одинаковыми
(или близкими) математическими моделями. В этом случае если биологическая модель уже исследована, естественно использовать результаты этого исследования при анализе рассматриваемого социально-экономического процесса. То, что применение этого метода носит элемент наглядности, также имеет немаловажное значение.
Рассмотрим вопрос о немонотонности потребления туристских услуг. Известно, что потребление этих услуг происходит неравномерно, а рост многих видов услуг характеризуется сезонными колебаниями, вызванными колебаниями спроса. Однако неравномерность потребления может быть связана и с таким обстоятельством, как временное снижение предложения услуг, например, вызванное капитальным ремонтом гостиничных комплексов и (или) заменой устаревшего, в том числе и морально, оборудования. Для примера рассмотрим процессы постепенной реконструкции устаревших туристских комплексов и перевода их на новые современные технологии обслуживания туристов. Покажем, что для анализа такого рода процессов может быть использована модель типа модели эпидемии Бэйли [1].
Напомним, что в этой модели динамика различных групп популяции
d^i _ f-atfi, если iYL(f) > N„
задается системой уравнений: dt -t о,если Л^СН < лг,, •
d\'2 _ гaNt - bNj, если ;Vt(г) > Nw, dN3
dt 1 -Ь.¥а,если j\i(f) < ЛГ,, и at ~ Здесь мы будем использовать
разностный аналог этой системы:
N2(t+l) = N2(t) + fl-f2 (2)
Здесь переменные Д и/2 определяют число заболевших и число выздоровевших особей на полуинтервале времени [t,t+1).
Покажем, что разностный аналог этой непрерывной модели эпидемии
может быть использован для анализа процесса повышения звездности гостинично-туристского комплекса.
Итак, рассмотрим процесс реконструкции устаревших туристских комплексов и перевода их на новые современные технологии обслуживания туристов. Здесь что под понятиями «реконструкция устаревших туристских комплексов» и «перевод их на новые современные технологии обслуживания» можно принять, например, переоборудование гостиничных номеров с целью увеличения категории (из обычных номеров в номера повышенной комфортности или номера-люкс), реконструкцию гостиницы с целью повышения звездности и т.д. Оказывается, что уравнения вида (1) - (3) модели эпидемии при некоторых допущениях могут описывать процессы реконструкции гостинично-туристского комплекса, происходящие согласно блок-схеме, представленной на рис. 1.
Рис. 1. Концептуальная схема реконструкции гостинично-туристского
комплекса
Действительно, предположим, что общее число мест в рассматриваемом
гостинично-туристского комплексе не меняется и равно Примем следующие обозначения:
- мощности гостинично-туристского комплекса в интервале времени [^ + 1), работающие по старой технологии (гостиничные фонды категории 3*);
Л: (Г) - мощности комплекса в интервале времени [^ + 1), находящихся в стадии реконструкции (не используются для производства услуг);
ЛдГ.1 - мощности гостинично-туристского комплекса в интервале времени [^ +1), использующие современные технологии обслуживания
(гостиничные фонды категории 4*).
Здесь под мощностями гостинично-туристского комплекса понимается (для упрощения анализа) количество койко-мест. Поэтому общее количество
койко-мест, которые могут быть предложены туристам, равно (0 + N3 СО, а количество койко-мест, которые временно выпадают из использования, равно
Предположим также, что сокращение переменной Л^ (£} происходит с темпом - а, причем снижение этой переменной происходит до некоторого
заданного уровня ЛГ,. При этом скорость реконструкции пропорциональна параметру Ь. Тогда изменение структуры предложения туристских услуг во время реконструкции гостинично-туристского комплекса может быть описано системой разностных уравнений, являющихся аналогом системы
cl.Ni _ r-aNíl если > АГ„,
дифференциальных уравнений йг ~ { 0, если Л^М ;
йЛ"; _ (аЛ^ -&Л?а,если (г) > N.. дДгэ
аг ~ { -Шг,если Л'±Ш< ЛГ„. и ЧГ= . При этом количества номеров категории 3*, реконструируемых номеров и номеров категории 4* будет
соответствовать изменению переменных ЛГ±(£}, ЛГ2(0, (О, графики которых изображены на рис. 2 (слева). В этом случае рис. 2 (справа) соответствует зависимости совокупного предложения (гостиничный фонд категории 3* и 4*).
туристского комплекса
Здесь гостиничный комплекс в течение двух лет меняет структуру
предложения. При расчетах использовался дискретный аналог непрерывной ^ _ (-„¡V, ес„,и ЩЯ > №.. ЧИ, _ (».V, - Ы1„ ее.™ > .V.. Щ.
■Г
= ьлг,
модели с££" ( 0,если Л^М<Л^, ■ ( -ЬЛ*з,если Л^СЕ)* А',, и
При этом предполагалось, что первоначально весь комплекс соответствовал категории 3*. В первом и последующих четырех кварталах происходило сокращение фондов категории 3* с темпом 30% в квартал, и уже в пятом квартале туристам предлагается всего лишь 20% номеров категории 3*. В рассматриваемом варианте модели 60% гостиничного фонда, находящегося в стадии капитального ремонта, реконструируется и передается в эксплуатацию в соответствии с категорией 4*. Поэтому во втором, третьем и четвертом кварталах вводы гостиничного фонда составляют соответственно 18%, 20% и 17% от общего фонда гостиничного комплекса.
В результате этого, несмотря на резкое сокращение гостиничного фонда категории 3*, общее предложение туристских услуг (предложение стандартных номеров 3* и номеров повышенной комфортности 4*) будет сначала уменьшаться (в течение первых двух кварталов), достигнет минимума в 67%, а затем начнет увеличиваться и через 2 года 80% гостиничного фонда соответствует уже категории 4*, и только 20% соответствуют категории 3*. При этом по мере осуществления реконструкции удельный вес номеров категории 4* будет увеличиваться монотонно.
В рассмотренной модели использовано предположение о том, что постоянная часть фондов, находящихся в стадии реконструкции, переводится в
эксплуатацию. Такое допущение, взятое из модели эпидемии
_ (-аНц если Л^М > _ гпЛ^ - ЬЫх,если Л'Дг) > .V,, дЛгэ
О,если Л^м^ЛГ,, ; ЧГ ~ I -М?а если < Л*., и ИГ=Ь^2т, где
соответствующая переменная отражает численность больных, не вполне
соответствует существующей практике ремонтных работ.
На рис. 3 и в таблице 1 приведены результаты расчетов
модифицированной модели (1) - (3), в которой скорость реконструкции (вводы гостиничных фондов категории 4* после капитального ремонта, что соответствует численности выздоравливающих, если использовать аналогию с эпидемией) постоянна и равна 15%. В этом варианте модели предполагается,
что сокращение гостиничного фонда категории 3* происходит, как и в
рассмотренном выше примере, с темпом 30% до заданного уровня 20%. При этом количества номеров категории 3*, реконструируемых номеров и номеров
категории 4* будут равны соответственно значениям переменных
iV,
и
графики которых изображены на рис. 3 (слева).
Рис. 3. Динамика переменных в модели реконструкции гостиничного фонда
Таблица 1.
Изменение структуры гостиничных фондов
Гостиничные фонды Время (t, кварталы)
0 1 2 3 4 5 6 7 8
Гостиничные фонды категории 3* (Л^ (£},%) 100 70 49 34 24 20 20 20 20
Гостиничные фонды в стадии капитального ремонта 0 30 36 36 31 20 5 0 0
Гостиничные фонды категории 4* (N3(1;),%) 0 0 15 30 45 60 75 80 80
Используемые гостиничные фонды (Л^Сь) + (¿}%) 100 70 64 64 69 80 95 100 100
Выбытие гостиничных
фондов 3 * для последующего 0 30 21 15 10 4 0 0 0
капитального ремонта (%)
Вводы гостиничного фонда категории 4* (%) 0 0 15 15 15 15 15 5 0
При этом график на рис. 3 (справа) соответствует зависимости совокупного предложения (гостиничный фонд категории 3* и 4*).
Из расчетов следует, что здесь гостиничный комплекс уже к седьмому кварталу меняет структуру предложения, доведя количество номеров категории 4* до 80%. Здесь снова в первом и последующих четырех кварталах происходит сокращение фондов категории 3* до уровня 20%.
В силу сделанного допущения, вводы гостиничного фонда категории 4* в каждом квартале (кроме седьмого и последующих) составляют 15%. В результате, несмотря на резкое сокращение гостиничного фонда категории 3*, общее предложение туристских услуг (предложение номеров категории 3* и 4*) будет сначала уменьшаться (в течение первых двух кварталов), достигнет во втором и третьем кварталах уровня 64%, а затем начнет увеличиваться и к седьмому кварталу достигнет уровня 100%. При этом по мере осуществления реконструкции удельный вес номеров категории 4* будет увеличиваться линейно, достигнув к седьмому кварталу уровня 80%.
Мы рассмотрели модель, которая позволила продемонстрировать существо эволюционно-ориентированного подхода при анализе инновационных процессов. Предположим теперь, что, согласно статистическим данным, потребление туристских услуг в некотором регионе в течение
некоторого периода происходило немонотонно: сначала потребление снижалось, а потом - росло. Используя традиционные эконометрические методы можно было бы построить, например, уравнение регрессии в виде кубической параболы, которое отражало бы существующий спад и подъем потребления туристских услуг. Однако какова причина спада потребления? Регрессионное уравнение не дает ответа на этот вопрос.
Одной из причин спада может быть реконструкция морально устаревших гостиничных номеров. Если это основная причина отражаемого статистикой спада потребления туристских услуг в рассматриваемом регионе, то использование эволюционно-ориентированного подхода для оценки динамики развития туристского комплекса является эффективным инструментом анализа процесса реконструкции. При проведении реальных расчетов модель процесса реконструкции будет иной, более сложной, но рассмотренная базовая модель,
_ f-fliYu если iYL(f) > N„
близкая к модели эпидемии dt о,если Л^м;
dN2 _ faNt - bN2, если Л'± (г) > N„ аДгЭ:
dt I -ЬЛ'х.если Ari(i) < .v„, и dt ~ позволяет оценить время
реконструкции, объемы работ в каждом квартале и т.д., их зависимости от параметров модели.
Построенная модель позволяет получить условия, гарантирующие отсутствие простоев персонала строительных организаций, осуществляющих реконструкцию ГТК. Эта модель может служить также основой методики анализа механизма реконструкции ГТК, базирующейся на эволюционной модели эпидемиального типа.
При разработке этой методики следует учитывать не только физическое изменение структуры фондов и динамику суммарного предложения услуг (см. рис. 3, справа), но и изменение уровня прибыли, т.к. при увеличении комфортности цены на услуги увеличиваются. Поэтому временному снижению предложения, вызванному реконструкцией гостинично-туристского комплекса, будет соответствовать временное снижение прибыли, но это снижение будет
менее глубоким, чем снижение предложения услуг.
Используемая в методике концепция может быть использована для эффективной организации капитального ремонта и реконструкции ГТК, обеспечивающей минимум простоев рабочих.
Существенно, что при использовании эволюционно-ориентированного подхода здесь применяются относительно простые (базовые) модели, которые строятся на основе тех или иных гипотез, отражающих важнейшие свойства изучаемых процессов и механизмы их развития.
Как и при построении эконометрических моделей, при построении базовых моделей эволюционной теории используется статистическая информация. Однако при эволюционно-ориентированном подходе изучаемый процесс описывается разностными уравнениями, отражающими действие тех или иных механизмов управления. При этом уравнения динамических моделей выражают некоторые балансовые соотношения, например, связывают прирост гостиничных фондов категории 4* и уменьшение гостиничных фондов категории 3*, и другие гипотезы о действии механизмов развития.
Поэтому базовые модели эволюционной теории более приспособлены для того, чтобы подтвердить, что из "если" вытекает "то". Поэтому эволюционный подход, применяемый в настоящее время для исследования различных динамических процессов экономики, следует рассматривать как эффективный инструмент анализа разнообразных процессов развития в индустрии туризма и гостеприимства.
В ближайшие годы на туристском рынке России ожидается обострение конкурентной борьбы. В этой связи обостряется необходимость поиска и реализации конкурентных преимуществ отдельными экономическими ячейками - туристскими организациями (предприятиями) [13, 14, 15].
Важное место в повышении конкурентоспособности каждого отдельного предприятия сферы туризма занимает совершенствование управления его развития. Сказанное обусловлено следующими обстоятельствами.
Как отмечено в работах [13, 14, 15], действенность стратегического управления гостиничными организациями зависит от многих факторов, в частности, от избирательности управленческих воздействий, от их интеграции, направленности, множественности. При этом характер и интенсивность управленческих воздействий меняются во времени относительно отдельных элементов ресурсного потенциала. В работах [13, 14, 15] установлено, что процесс управления конкурентоспособностью гостиничной организации заключается в структурных, функциональных, качественных, иных изменениях, приводящих к повышению уровня конкурентоспособности организации относительно действующих и возможных участников рынка.
Существуют две основные концепции построения модели конкурентных преимуществ - отраслевой и ресурсный. При использовании первой концепции достижение устойчивого конкурентного преимущества связывается с наличием у фирмы соответствующей стратегии, которая помогает наилучшим образом использовать отраслевые факторы конкуренции.
При использовании второй концепции (ресурсной) устойчивое конкурентное преимущество организация приобретает благодаря своим подконтрольным ресурсам с установленными характеристиками. В этом случае лидерство в бизнесе достигается вследствие усилий организации по созданию собственных, трудно копируемых другими фирмами компетенций, но отнюдь не подавлением соперника любой ценой. Поиск конкурентных преимуществ организация должна вести в своей внутренней среде [13, 14, 15].
При использовании ресурсной концепции, предвидя свое будущее, организация должна решить три задачи [13, 14, 15]:
1) определить перечень благ, в которых будет нуждаться потребитель через 5, 10, 15 лет;
2) установить новые комплексы навыков и технологий, чтобы поставить потребителю эти блага;
3) разработать изменения в системе взаимодействия с потребителем.
Сказанное в полной мере относится к гостинично-туристским комплексам и другим организациям, образующим индустрию туризма.
Одним из направлений, обеспечивающих решение названных задач применительно к организациям и предприятиям индустрии туризма, является повышение эффективности управления инновационным развитием индустрию туризма на основе использования эволюционного подхода для анализа механизмов управления. Напомним, что эволюционный подход опирается на предположение, согласно которому предприятие (организация), осуществляя хозяйственную деятельность, реагирует на изменения внешней среды в соответствии с отбираемым и наследуемым комплексом правил (рутин), играющим роль генотипа. Одновременно предприятие рассматривается как член популяции агентов, занятых конкурентной борьбой за потребителя или иные источники доходов, что приводит к отбору и закреплению соответствующих рутин [5]. Поэтому при количественном анализе перспектив развития индустрии туризма целесообразно использование математических моделей, в которых отражены механизмы конкуренции, взаимовлияния, соперничества и др. Поскольку подобные механизмы действуют и в биологии, использование модификаций моделей математической биологии на стадии предварительного обоснования проектов может оказаться весьма эффективным.
В данной работе построены две модели, в которых изменение переменных, отражающих количественные характеристики соответствующих процессов, описывается разностными уравнениями, отражающими действие тех или иных механизмов развития. При этом одна часть уравнений динамических моделей выражает некоторые балансовые соотношения, например, связывают прирост экономического потенциала с инвестициями (плюс) и амортизацией (минус), а другая часть представляет собой уравнения связи (например, соотношение между ценой услуги, количеством услуг и выручкой от реализации услуг).
Первая модель отражает механизм смены предпочтений потребителей
туристских услуг. Выполненное на основе модели мобилизации исследование механизма смены предпочтений относительно выбора места отдыха позволило объяснить его влияние на характер динамики спроса на туристские услуги и на изменение его структуры. Значение этой модели в контексте данной работы обусловлено тем, что исследование изменения спроса на перспективу носит принципиальный характер при обосновании направлений развития индустрии туризма в регионах различного уровня (республиканский, областной, районный).
Во второй модели исследован механизм реконструкции гостинично-туристского комплекса. В основе использованной модели лежит модель распространения инноваций эпидемиапьного типа. Эта модель позволила обосновать базовые принципы, выполнение которых является необходимым условием для эффективного использования трудовых ресурсов при повышении качества предоставляемых туристских услуг (при повышении звездности гостинично-туристского комплекса.
Использование различных сценариев проведения реконструкции (капитального ремонта), учет в модели производственных возможностей строительных компаний, осуществляющих реконструкцию, позволяет в каждом конкретном варианте рассчитать период реконструкции, величину спада предложения услуг, динамику его структуры и других показателей, характеризующих процесс повышения звездности гостинично-туристского комплекса.
Обобщая сказанное, можно сформулировать кратко следующие практические рекомендации, направленные на повышение эффективности управления инновационным развитием индустрии туризма на основе эволюционно-ориентированного подхода.
1. Достижение предприятием индустрии туризма устойчивого конкурентного преимущества связывается с наличием у фирмы соответствующей стратегии, которая направлена
либо на использование наилучшим образом отраслевых факторов конкуренции (отраслевой подход);
либо на достижение собственных, трудно копируемых другими фирмами компетенций за счет развития инновационной деятельности (ресурсный подход).
2. При использовании ресурсной концепции, ориентированной на развитие инновационной деятельности, предприятие индустрии туризма должна решить три основные задачи:
1) определить перечень благ, в которых будет нуждаться потребитель через 5,10, 15 лет;
2) установить новые комплексы технологий обслуживания туристов, чтобы предоставить потребителю эти блага;
3) разработать изменения в системе взаимодействия с потребителем.
3. Решение названных задач должно опираться на совершенствование механизмов управления инновационным развитием индустрии туризма на основе применения современной системной парадигмы с использованием эволюционно-ориентированного подхода для анализа механизмов управления.
4. При обосновании перспектив инновационного развития индустрии туризма должны применяться динамические модели, содержащие 1) разностные уравнениями, отражающими действие тех или иных механизмов развития; и 2) уравнения связи, выражающие устойчивые соотношения между некоторыми переменными модели.
Список литературы
1. Амелькин В.В. Дифференциальные уравнения в приложениях / В.В. Амелькин. М.: Наука, 1987.
2. Демин А.А. Семенова Ю.А. Практическое использование адаптивных моделей в туризме // Культура народов Причерноморья. №16. 2001. http://tourlib. net/statti tourism/demin. htm.
3. Демин А.А., Семенова Ю.А. Экономико-статистическое моделирование и прогнозирование в туризме. Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского, №13(52), Том 1. 2001.
4. Дроздова Н.П. Актуальные проблемы экономической теории: эволюционный и неоинституциональный подходы. Санкт-Петербург: издательский Дом Санкт-Петербергского государственного университета, 2004.
5. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия. М.: «Дело», 2008.
6. Клейнер Г.Б. Эволюция и модернизация теории предприятия // В сб. "Экономическая трансформация и эволюционная теория Й. Шумпертера. 5-ый Международный симпозиум по эволюционной экономике, г. Пущино, 25-27 сентября 2003 г. М.: Институт экономики РАН, 2004".
7. Кондратьев, Н.Д. Проблемы экономической динамики / Н.Д. Кондратьев. М.: Экономика, 1989.
8. Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело, 2002.
9. Никифоров О., Силаева С. Туризм: проблемы статистического изучения. // Вопросы статистики. 1999. Т. 1, C. 32.
10. Маевский В.И. Введение в эволюционную макроэкономику. М.: Япония сегодня, 1997.
11. Макаров В.Л. О применении метода эволюционной экономики // Вопросы экономики, № 3, 1997.
12. Чернавский Д.С., Старков Н.И., Щербаков А.В. О проблемах физической экономики // Успехи физических наук, том 172. №9. 2002. С. 10451066.
13. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005.
14. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Кормишова А.В. Теоретико-методологические основы конкурентоспособности гостиничных организаций // «Вестник университета». - М.: Изд. дом ГОУВПО «ГУУ». 2009. №33.
15. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007. 416 с.
16. Lim С/ Review of International Tourism Demand Models. Annals of Tourism, Research 24 (1997), РР. 835-849.
References
1. Amel'kin V. V. Differencial'nye uravnenija v prilozhenijah [Differential equations in applications]. Moscow: Science, 1987.
2. Demin A. A., Semenova JU. A. Prakticheskoe ispol'zovanie adaptivnyh modelej v turizme // Kul'tura narodov Prichernomor'ja. №16 (2001). http://tourlib.net/statti tourism/demin.htm.
3. Demin A. A., Semenova JU. A. Jekonomiko-statisticheskoe modelirovanie i prognozirovanie v turizme. Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo, no. 13(52), Kn. 1. 2001.
4. Drozdova N. P. Aktual'nyeproblemy jekonomicheskoj teorii: jevoljucionnyj i neoinstitucional'nyj podhody [Actual problems of economic theory: an evolutionary and neoinstitutional approaches]. Sankt-Peterburg: Publishing house of St. Petersburg state university, 2004.
5. Klejner G. B. Strategija predprijatija [Enterprise strategy]. Moscow: «Deal», 2008.
6. Klejner G. B. Jеvoljucija i modernizacija teorii predprijatija // V sb. «Jеkonomicheskaja transformacija i jevoljucionnaja teorija J. SHumpertera. 5-yj Mezhdunarodnyj simpozium po jevoljucionnoj jekonomike, g. Pushhino, 25-27 sentjabrja 2003 g. M.: Institut jekonomiki RAN, 2004».
7. Kondrat'ev, N. D. Problemy jekonomicheskoj dinamiki [Problems of economic dynamics]. Moscow: Economy, 1989.
8. Nel'son R., Uinter S. Jevoljucionnaja teorija jekonomicheskih izmenenij [An evolutionary theory of economic change]. Moscow: Deal, 2002.
9. Nikiforov O., Silaeva S. Turizm: problemy statisticheskogo izuchenija // Voprosy statistiki. 1999. Kn. 1, Р. 32.
10. Maevskij V. I. Vvedenie v jevoljucionnuju makrojekonomiku. Moscow: Japonija segodnja, 1997.
11. Makarov V. L. O primenenii metoda jevoljucionnoj jekonomiki // Voprosy jekonomiki. no. 3 (1997).
12. Chrnaevskiy D. S., Starkov N. I., Shherbakov A. V. O problemah fizicheskoj jekonomiki // Uspehi fizicheskih nauk, tom 172, no. 9 (2002), рр. 10451066.
13. Chudnovskiy A.D., Zhukova M.A. Menedzhment v turizme i gostinichnom khozyaystve: uchebnoe posobie [Management in the tourism and hotel industry: a training manual]. Moscow: KNORUS, 2005.
14. Chudnovskiy A. D., Zhukova M. A., Kormishova A. V. Teoritiko-metodologicheskie osnovy konkurentosposobnosti gostinichnyh organizacij // «Vestnik universiteta». Moscow: Izd. Dom GOUVPO «GUU», no 33 (2009).
15. Chudnovskiy A.D., Zhukova M.A. Upravlenie industriey turizma Rossii v sovremennykh usloviyakh: uchebnoe posobie [Management of the tourism industry in Russia today's conditions: a training manual]. Moscow: KNORUS, 2007. 416 р.
16. Lim C / Review of international Tourism Demand Models. Annals of Tourism, Research 24 (1997), pp. 835-849.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Чабанюк Олег Васильевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления
Воскресенский институт туризма - филиал НОУ ВПО Российской международной академии туризма
ул. Советская, д. 9, г. Воскресенск, Московская область, 140200, Россия Chabanuk_oleg@mail. ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Chabanuk Oleg Vasilevich, PhD, Assistant professor, Department of Economics and Management
Voskresensk Institute for Tourism - of the Russian International Academy for Tourism ul. Sovetskaya, 9, Voskresensk, 140200, Russia Chabanuk_oleg@mail. ru