Научная статья на тему 'Совершенствование механизма защиты прав собственности от коррупционных посягательств в Республике Узбекистан'

Совершенствование механизма защиты прав собственности от коррупционных посягательств в Республике Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и инновации
ВАК
Область наук
Ключевые слова
механизм / защита прав собственности / коррупционные посягательства / совершенствование правовых основ / усиление мер ответственности / искоренение причин и условий / совершение противоправных деяний / коррупционное лоббирование интересов / трансформация / социально-экономические отношения / mechanism / protection of property rights / corruption encroachments / improvement of the legal framework / strengthening of measures of responsibility / eradication of causes and conditions / commission of illegal acts / corruption lobbying of interests / transformation / socioeconomic relations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баҳодир Исмаилов, Абдулазиз Расулев

В статье рассмотрены проблемы совершенствования механизма защиты прав собственности от коррупционных посягательств в Республике Узбекистан. Отмечается, что в условиях кардинальной трансформации социальноэкономических отношений, осуществляемых в Узбекистане с 2017 г. проблема обеспечения и защиты прав собственности от противоправного посягательства на нее обрела особую актуальность. При этом особое внимание уделяется вопросам защиты прав собственников от преступных посягательств коррупционной направленности, так как они приводят к утрате доверия к институтам власти, понижают инвестиционную привлекательность страны, дестабилизируют устойчивое развитие рыночных отношений и в целом дискредитируют осуществляемые реформы. Автор приходит к выводу, что эксцессы с неправомерным лишением права собственности с коррупционной составляющей проявляются в форме: вынесения административными органами и их должностными лицами противоправных решений об изъятии объектов собственности для государственных и общественных нужд, принятия органами местного управления и их должностными лицами (зачастую неправомерных) решений об изъятии объектов собственности, монополизации рынка на основе сговора должностных лиц и бизнес-структур, рейдерских захватов чужой собственности, коррупционного лоббирования интересов разного рода групп разного рода интересов, вынесение неправомерных судебных решений об изъятии объектов собственности и др. По мнению автора отсутствие в Узбекистане традиций неукоснительного обеспечения прав собственности и действенного общественного контроля, равно как: несовершенство законодательства, механизмов обеспечения и защиты прав собственников, бюрократизм в деятельности должностных лиц, недостаточный уровень правового сознания и культуры уполномоченных должностных лиц, отсутствие практики коммуникации с общественностью, превалирование административных методов воздействия на процессы обеспечение прав собственности, наличие фактов бюрократического, порой волюнтаристского поведения отдельных должностных лиц и др. способствовало значительному росту жалоб собственников о неправомерном ограничении их прав..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the mechanism for protecting property rights against corruption in the Republic of Uzbekistan

The article deals with the problems of improving the mechanism for protecting property rights from corruption encroachments in the Republic of Uzbekistan. It is noted that it is noted that in the conditions of a cardinal transformation of socioeconomic relations carried out in Uzbekistan since 2017. the problem of ensuring and protecting property rights from unlawful encroachment on it has acquired particular urgency. At the same time, special attention is paid to the issues of protecting the rights of owners from criminal encroachments of corruption, since they lead to a loss of trust in government institutions, reduce the investment attractiveness of the country, destabilize the sustainable development of market relations and, in general, discredit the ongoing reforms. The author comes to the conclusion that excesses with unlawful deprivation of property rights with a corruption component are manifested in the form: the adoption by administrative bodies and their officials of unlawful decisions on the seizure of property objects for state and public needs, the adoption by local government bodies and their officials (often illegal) decisions on the seizure of property, market monopolization through collusion of officials and business structures, raider seizures of someone else's property, corruption lobbying for the interests of various groups of various kinds of interests, making unlawful court decisions on the seizure of property, etc. According to the author, the absence in Uzbekistan of traditions of strict provision of property rights and effective public control, as well as: imperfection of legislation and mechanisms for ensuring and protecting the rights of owners, bureaucracy in the activities of officials, insufficient level of legal awareness and culture of authorized officials, lack of practice of communication with the public, the prevalence of administrative methods of influencing the processes of ensuring property rights, the presence of facts of bureaucratic, sometimes voluntarist behavior of individual officials, etc. contributed to a significant increase in complaints from owners about the unlawful restriction of their rights.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма защиты прав собственности от коррупционных посягательств в Республике Узбекистан»

Science

through time and space

Жамият ва инновациялар -

Общество и инновации -

Society and innovations

Journal home page:

https: //inscience.uz/index.php/socinov/index

Improving the mechanism for protecting property rights against

corruption in the Republic of Uzbekistan

Bakhodir ISMAILOV! Abdulaziz RASULEV 2

Academy of the General Prosecutor's Office of the Republic of Uzbekistan

Research Institute of Legal Policy under the Ministry of Justice of the Republic of Uzbekistan

ARTICLE INFO

ABSTRACT

Article history:

Received February 2021

Received in revised form

20 February 2021

Accepted 15 March 2021

Available online

5 April 2021

Keywords:

mechanism,

protection of property

rights,

corruption encroachments,

improvement of the legal

framework,

strengthening of measures

of responsibility,

eradication of causes and

conditions,

commission of illegal acts,

corruption lobbying of

interests,

transformation, socio-

economic relations

The article deals with the problems of improving the

mechanism for protecting property rights from corruption

encroachments in the Republic of Uzbekistan. It is noted that it is

noted that in the conditions of a cardinal transformation of socio-

economic relations carried out in Uzbekistan since 2017. the

problem of ensuring and protecting property rights from

unlawful encroachment on it has acquired particular urgency. At

the same time, special attention is paid to the issues of protecting

the rights of owners from criminal encroachments of corruption,

since they lead to a loss of trust in government institutions,

reduce the investment attractiveness of the country, destabilize

the sustainable development of market relations and, in general,

discredit the ongoing reforms.

The author comes to the conclusion that excesses with

unlawful deprivation of property rights with a corruption

component are manifested in the form:

the adoption by administrative bodies and their officials of

unlawful decisions on the seizure of property objects for state

and public needs,

the adoption by local government bodies and their officials

(often illegal) decisions on the seizure of property,

market monopolization through collusion of officials and

business structures,

raider seizures of someone else's property,

corruption lobbying for the interests of various groups of

various kinds of interests,

making unlawful court decisions on the seizure of property,

etc.

1D.Sc., prof. Academy of the General Prosecutor's Office of the Republic of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan

e-mail: ismoiliy1965@gmail.com

2 D.Sc. prof. Deputy Director of the Research Institute of Legal Policy under the Ministry of Justice of the Republic of

Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan

e-mail:rasuleff@mail.ru

Е

e

u a Scien ce Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50с1е{у ап4 шпоуаНоп$

i a Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415

According to the author, the absence in Uzbekistan of

traditions of strict provision of property rights and effective

public control, as well as:

imperfection of legislation and mechanisms for ensuring and

protecting the rights of owners, bureaucracy in the activities of

officials,

insufficient level of legal awareness and culture of authorized

officials, lack of practice of communication with the public,

the prevalence of administrative methods of influencing the

processes of ensuring property rights, the presence of facts of

bureaucratic, sometimes voluntarist behavior of individual

officials, etc. contributed to a significant increase in complaints

from owners about the unlawful restriction of their rights.

2181-1415/© 2021 in Science LLC.

This is an open access article under the Attribution 4.0 International

(CC BY 4.0) license (https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/deed.ru)

SUMMARY

The article states that the inviolability of property rights

as the basis of the economic system of Uzbekistan is

enshrined in Art. 53 of the Constitution of the Republic,

sectoral codes, and about 40 laws aimed at protecting the

rights and legitimate interests of owners.

It is noted that in the conditions of a cardinal

transformation of socio-economic relations carried out in

Uzbekistan since 2017. the problem of ensuring and

protecting property rights from unlawful encroachment on

it has acquired particular urgency. At the same time, special

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

attention is paid to the issues of protecting the rights of

owners from criminal encroachments of corruption, since

they lead to a loss of trust in government institutions,

reduce the investment attractiveness of the country,

destabilize the sustainable development of market relations

and, in general, discredit the ongoing reforms.

The author comes to the conclusion that excesses with

unlawful deprivation of property rights with a corruption

component are manifested in the form:

the adoption by administrative bodies and their officials

of unlawful decisions on the seizure of property objects for

state and public needs,

the adoption by local government bodies and their

officials (often illegal) decisions on the seizure of property,

market monopolization through collusion of officials and

business structures,

raider seizures of someone else's property,

corruption lobbying for the interests of various groups of

various kinds of interests,

181

Е

e

u a Scien ce Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50с1е{у ап4 шпоуаНоп$

i a Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415

making unlawful court decisions on the seizure of

property, etc.

According to the author, the absence in Uzbekistan of

traditions of strict provision of property rights and effective

public control, as well as:

imperfection of legislation and mechanisms for ensuring

and protecting the rights of owners, bureaucracy in the

activities of officials,

insufficient level of legal awareness and culture of

authorized officials, lack of practice of communication with

the public,

the prevalence of administrative methods of influencing

the processes of ensuring property rights, the presence of

facts of bureaucratic, sometimes voluntaristic behavior of

individual officials, etc. contributed to a significant increase

in complaints from owners about the unlawful restriction of

their rights.

It should be noted that in the field of ensuring and

protecting property rights, there are a number of problems

associated with the illegal behavior of the owners

themselves, namely the unauthorized seizure of land plots,

the erection of unauthorized buildings, improper

registration of property rights, an insufficient level of legal

culture, nihilism, the use of informal practices in the

implementation of competition, etc.

Based on the analysis of existing problems, the study of

advanced foreign experience, as well as_ the

recommendations of international organizations,

government bodies are taking measures to strengthen the

legislative framework for ensuring the strict observance of

property rights.

State bodies carry out painstaking work to increase the

confidence of citizens, investors, the business community in

the availability of reliable implementation and protection of

property rights in Uzbekistan. The legislator is forming a

system of legislation aimed at minimizing informal

relationships in the process of acquiring and alienating

property rights, excluding the possibility of abuse of office

and trading in influence.

Efforts are made by the authorized bodies to:

improving the legal framework in the field of real

provision and protection of property rights, filling gaps in

legislation, eliminating corruption factors in the course of

seizure of land plots for public needs,

increasing the effectiveness of measures of prosecutorial

supervision, parliamentary, public, financial, administrative

182

miScience

through time and space

in

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50с1е{у ап4 шпоуаНоп$

Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415

control, etc.), as well as internal control measures (anti-

corruption compliance, strengthening measures of

integrity, risk analysis) in the field of combating corruption,

strengthening the measures of responsibility in relation

to officials who have allowed an unjustified encroachment

on property, eradicate the reasons and _ conditions

conducive to the commission of unlawful acts,

strict provision of the rights and legitimate interests of

owners guaranteed by constitutional norms, maximum

compensation for damage caused in connection with the

seizure of property for public needs,

ensuring transparency in resolving issues related to the

seizure of property on a legal basis

minimizing state participation in the economy,

strengthening measures of judicial protection of the rights

of owners, etc.

Узбекистон Республикасида мулк хукукини коррупциядан

мухофаза килиш механизмини такомиллаштириш

АННОТАЦИЯ

Калит сузлар:

механизм,

мулк хукукларини химоя

килиш,

коррупциявий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тажовузлар,

конунчилик асосларини

такомиллаштириш,

жавобгарлик чораларини

кучайтириш,

сабаб ва шароитларни

бартараф килиш,

ноконуний хатти-

харакатларни содир этиш,

манфаатларни

коррупциявий

лоббилаштириш,

трансформация,

ижтимоий-ИКТиИсодДийЙ

муносабатлар.

Маколада таъкидланишича, Узбекистон иктисодий

тизимининг асоси сифатида мулк хукукининг дахлсизлиги

мустахкамланган. Республика Конституциясининг 53-

моддаси, тармок кодекслари ва мулкдорларнинг хукуклари

ва конуний манфаатларини химоя килишга каратилган 40

га якин конунлар кабул килинган.

Кайд этилишича, 2017 йилдан буён Узбекистонда амалга

оширилаётган ижтимоий-иктисодий — муносабатларни

тубдан Узгартириш, мулк хукукларини унга нисбатан

ноконуний тажовузлардан химоя килиш муаммоси долзарб

булиб колди. Шу билан бирга, мулкдорларнинг

хукукларини коррупциявий жиноий тажовузларидан химоя

килиш масалаларига алохида эътибор каратилмокда, чунки

улар давлат муассасаларига булган ишончни йукотишига,

мамлакатнинг инвестиция жозибадорлигини пасайишига,

бозор иктисодининг баркарор ривожланишини

бекарорлаштиришга, муносабатлар ва умуман олиб

борилаётган ислохотларни обрусизлантиришга олиб

келади.

Муаллиф коррупция таркибий кисмига эга булган мулк

хукукидан ноконуний махрум килиш билан ортикча

тусиклар куйидаги шаклда намоён булади деган хулосага

келади:

маъмурий органлар ва уларнинг мансабдор шахслари

томонидан мулк объектларини давлат ва жамоат

183

through time and space

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50с1е{у ап4 шпоуаНоп$

Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415

эхтиёжлари учун олиб куйиш тугрисидаги ноконуний

карорларни кабул килиш,

махаллий давлат хокимияти органлари ва уларнинг

мансабдор шахслари томонидан мулкни олиб куйиш

тугрисида карорларни кабул килиш (купинча ноконуний),

мансабдор шахслар ва бизнес тузилмаларининг тил

бириктириши оркали бозорни монополлаштириш,

бировнинг мол-мулкига тажовуз килиш,

турли хил манфаатдор гурухларнинг манфаатлари учун

коррупцияни лобби килиш;

мулк объектларини хибсга олиш тугрисида ноконуний

суд карорларини кабул килиш ва бошкалар.

Муаллифнинг Ффикрига кура, Узбекистонда мулк

хукукини катъий таъминлаш ва самарали жамоатчилик

назорати анъаналарининг йуклиги, шунингдек:

Конунчиликнинг номукаммаллиги ва мулкдорларнинг

хукукларини таъминлаш ва химоя килиш механизмлари,

мансабдор шахслар фаолиятида бюрократия,

Ваколатли мансабдор шахсларнинг хукукий онги ва

маданиятининг етарли эмаслиги, жамоатчилик билан алока

килиш амалиётининг етишмаслиги,

Мулк хукукларини таъминлаш жараёнларига таъсир

курсатишнинг маъмурий усулларининг кенг

Таркалганлиги, айрим мансабдор шахсларнинг бюрократик,

баъзан ихтиёрий хатти-харакатлари фактлари мавжудлиги

ва бошкалар мулк эгаларининг Уз хукукларини конунга

хилоф равишда чеклашлари тугрисида шикоятларнинг

сезиларли даражада купайишига олиб келади.

Совершенствование механизма защиты прав собственности

от коррупционных посягательств в Республике Узбекистан

Ключевые слова;

механизм,

защита прав

собственности,

коррупционные

посягательства,

совершенствование

правовых основ,

усиление мер

ответственности,

искоренение причин и

условий,

совершение

противоправных деяний,

коррупционное

лоббирование интересов,

трансформация,

социально-экономические

отношения

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены проблемы совершенствования

механизма защиты прав собственности от коррупционных

посягательств в Республике Узбекистан. Отмечается, что в

условиях кардинальной трансформации социально-

экономических отношений, осуществляемых в Узбекистане

с 2017 г. проблема обеспечения и защиты прав

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

собственности от противоправного посягательства на нее

обрела особую актуальность. При этом особое внимание

уделяется вопросам защиты прав собственников от

преступных посягательств коррупционной

направленности, так как они приводят к утрате доверия к

институтам власти, понижают инвестиционную

привлекательность страны, дестабилизируют устойчивое

развитие рыночных отношений и в целом дискредитируют

осуществляемые реформы.

184

Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50с1е{у ап4 шпоуаНоп$

Creo) Canoe spose Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415

Автор приходит к выводу, что эксцессы с

неправомерным лишением права собственности с

коррупционной составляющей проявляются в форме:

вынесения административными органами и их

должностными лицами противоправных решений об

изъятии объектов собственности для государственных и

общественных нужд,

принятия органами местного управления и их

должностными лицами (зачастую — неправомерных)

решений об изъятии объектов собственности,

монополизации рынка на основе сговора должностных

лиц и бизнес-структур,

рейдерских захватов чужой собственности,

коррупционного лоббирования интересов разного рода

групп разного рода интересов,

вынесение неправомерных судебных решений об

изъятии объектов собственности и др.

По мнению автора отсутствие в Узбекистане традиций

неукоснительного обеспечения прав собственности и

действенного общественного контроля, равно как:

несовершенство законодательства, механизмов

обеспечения и защиты прав собственников, бюрократизм в

деятельности должностных лиц,

недостаточный уровень правового сознания и культуры

уполномоченных должностных лиц, отсутствие практики

коммуникации с общественностью,

превалирование административных методов

воздействия на процессы обеспечение прав собственности,

наличие фактов бюрократического, порой

волюнтаристского поведения отдельных должностных лиц

и др. способствовало значительному росту жалоб

собственников о неправомерном ограничении их прав..

Неприкосновенность права собственности как основа экономической системы

каждого государства [1]. В Узбекистане указанный принцип закреплен в ст.53

Конституции Республики [2]. В соответствии с ней «Государство гарантирует свободу

экономической деятельности, предпринимательства и труда с учетом

приоритетности прав потребителя, равноправие и правовую защиту всех форм

собственности. При этом частная собственность, наряду с другими формами

собственности, неприкосновенна и защищается государством. Собственник может

быть лишен ее только в случаях и в порядке, предусмотренных законом».

Помимо норм Конституции правовую основу обеспечения и защиты прав

собственности в Узбекистане образуют отраслевые кодексы, порядка 40 законов в

числе которых «О собственности», «О дехканском хозяйстве», «О защите частной

собственности и гарантиях прав собственников», «О гарантиях свободы

предпринимательской деятельности», «О приватизации земельных участков

несельскохозяйственного назначения», «Об уполномоченном при Президенте

185

J Scien ce Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50с1е{у ап4 шпоуаНоп$

Creo) Canoe spose Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415

Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов

предпринимательства» и др.

В условиях кардинальной трансформации социально-экономических

отношений, осуществляемых в Узбекистане с 2017 г. проблема обеспечения и защиты

прав собственности от противоправного посягательства на нее обрела особую

актуальность. В этот период на основе вышеуказанных актов законодательства

принято свыше 300 актов Президента и правительства направленных на обеспечение

прав собственников [3].

При этом особое внимание уделяется вопросам защиты прав собственников от

преступных посягательств коррупционной направленности, так как они приводят к

утрате доверия к институтам власти, понижают инвестиционную привлекательность

страны, дестабилизируют устойчивое развитие рыночных отношений и в целом

дискредитируют осуществляемые реформы.

Эксцессы с неправомерным лишением права собственности с коррупционной

составляющей проявляются в форме:

вынесения административными органами и их должностными лицами

противоправных решений об изъятии объектов собственности для государственных

и общественных нужд,

принятия органами местного управления и их должностными лицами

(зачастую неправомерных) решений об изъятии объектов собственности,

монополизации рынка на основе сговора должностных лиц и бизнес-структур,

рейдерских захватов чужой собственности,

коррупционного лоббирования интересов разного рода групп разного рода

интересов,

вынесение неправомерных судебных решений об изъятии объектов

собственности и др.

Отсутствие в Узбекистане традиций неукоснительного обеспечения прав

собственности и действенного общественного контроля, равно как:

несовершенство законодательства, и механизмов обеспечения и защиты прав

собственников, бюрократизм в деятельности должностных лиц,

недостаточный уровень правового сознания и культуры уполномоченных

должностных лиц, отсутствие практики коммуникации с общественностью,

превалирование административных методов воздействия на процессы

обеспечение прав собственности, наличие фактов бюрократического, порой

волюнтаристского поведения отдельных должностных лиц и др. способствовало

значительному росту жалоб собственников о неправомерном ограничении их прав.

При этом следует отметить, что в сфере обеспечения и защиты права

собственности имеется ряд проблем, связанных и с противоправным поведением

самих собственников, а именно самовольный захват земельных участков, возведение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

самовольных построек, ненадлежащее оформление прав собственности,

недостаточный уровень правовой культуры, нигилизм, использование неформальных

практик при осуществлении конкуренции и др.

Как видно в указанной сфере скопились проблемы как организационно-

правового и субъективного характера.

186

J Scien ce Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50с1е{у ап4 шпоуаНоп$

Creo) Canoe spose Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415

Исходя из сложившейся ситуации в Республике предпринимаются необходимые

меры по обеспечению прав собственности и гарантированной защите прав

собственников.

Так базовые гарантии обеспечения неприкосновенности права собственности

сформулированы в ст. 197 Гражданского кодекса Узбекистана «право собственности

прекращается путем добровольного исполнения собственником обязательства,

принятия собственником одностороннего решения, определяющего судьбу

имущества, изъятия (выкупа) имущества на основании судебного решения, а также

акта законодательства, прекращающего право собственности» [4].

Аналогичные требования содержатся в ст.11 Жилищного кодекса[5]

определяющей, что «Жилые дома, квартиры, находящиеся в частной собственности,

не могут быть изъяты, собственник не может быть лишен права собственности на

жилой дом, квартиру, кроме случаев, установленных законом.

Принудительное изъятие жилого помещения допускается только на основании

решения суда в случаях и порядке, предусмотренных законом».

Принятый 24 сентября 2012 года Закон Республики Узбекистан «О защите

частной собственности и гарантиях прав собственников» [6] конкретизировал

механизм защиты частной собственности от противоправных посягательств

определив, что ущерб, причиненный собственнику, подлежит возмещению в полном

объеме.

Решение об изъятии земельного участка и сносе дома, иных строений,

сооружений или насаждений принимается в соответствии с генеральными планами, а

также проектами детальной планировки и застройки жилых районов и микрорайонов

населенных пунктов.

Снос дома, иных строений, сооружений или насаждений на изымаемом

земельном участке до предварительного и полного возмещения убытков по рыночной

стоимости не допускается.

При несогласии собственника с решением, влекущим прекращение права

частной собственности, оно не может быть осуществлено до разрешения спора судом.

При рассмотрении спора решаются также вопросы возмещения собственнику

причиненных убытков.

В целях усиления права собственности в предпринимательской сфере 2 мая

2012 г., был принят Закон «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»

статья 23 которого определила, что в случае принятия акта законодательства,

прекращающего право собственности, убытки, причиненные субъекту

предпринимательства - собственнику имущества в результате принятия этого акта, в

том числе стоимость имущества, возмещаются государством [7].

Законом определено, что имущество субъектов предпринимательской

деятельности не подлежит национализации и конфискации, за исключением случаев,

предусмотренных законом, а изъятие имущества, находящегося в частной

собственности, в случаях национализации и реквизиции осуществляется только при

условии полного возмещения собственнику его рыночной стоимости, а также

убытков, причиненных собственнику в связи с таким изъятием, если иное не

предусмотрено законом.

Вместе с тем следует отметить, что принятие указанных актов не явилось

гарантией неукоснительного соблюдения прав собственников, оставался ряд

187

J Scien ce Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50с1е{у ап4 шпоуаНоп$

Creo) Canoe spose Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415

нерешенных проблем организационно-правового плана, должностными лицами при

выделении земельных участков волюнтаристски создавались бюрократические

барьеры и волокита. Должностные лица не обеспечивали неприкосновенность

частной собственности, безосновательно проводили изъятие частной собственности

под предлогом сноса, нецелевого использования, допускались самовольные действия

при выделении земельных участков тем самым нарушая конституционные права

собственников.

Врезультате резко усилилось недовольство населения, увеличилось количество

обращений в правоохранительные и судебные органы.

При этом следует учесть, что факты нарушения прав собственности имеют

место как из-за неправомерных действий должностных лиц территориальной

администрации, так и за безосновательного обращения граждан в суд. Тот факт, что 40

процентов обращений по поводу защиты права собственности были отклонены,

зачастую объясняется несвоевременным обращением за защитой своего нарушенного

права в суд, незнанием либо неправильным пониманием законов, а также отсутствием

квалифицированной юридической помощи.

Зачастую именно незнание или неправильное понимание законов ведет к тому,

что люди перестают верить судам, проводимым реформам и в конечном итоге —

государству.

К сожалению, значительная часть проблем в сфере соблюдения прав

собственности вызвана игнорированием норм законодательства как самими

гражданами, так и предпринимателями.

Tak по данным Хокимията г. Ташкента в 2019 году вТашкенте предприниматели

самовольно построили 2730 зданий, а за 9 месяцев 2020 года — 1774. На свыше 100

земельных участках, выделенных под индивидуальное строительство, построены

многоквартирные дома этажностью три и более этажей. Что вызвало недовольство

населения и приводит к росту проблем в коммунальной сфере [8].

В 2019 году столичная администрация подала в экономические суды 661 иск о

сносе самовольных постросвк, а за 9 месяцев 2020 года — 1463 иска.

Аналогичная ситуация отмечается и в других областях. Так в Ташкентской

области в первом квартале 2021 года органами прокуратуры выявлено более 416

случаев незаконного освоения 159 га орошаемых земель. На 88 га этой территории

зафиксированы 789 случаев нелегального строительства объектов. К настоящему

моменту уже снесены 517 построек на площади 63 га [9].

Судебная практика по защите прав собственности показывает, что

значительная часть дел, рассматриваемых в административных судах, составляют

заявления (жалобы) на решения хокимов, связанные с правом собственности на

недвижимость, правом владения и пользования земельными участками, а также

жалобы на неправомерные действия (бездействия) должностных административных

органов. В частности, из 16 256 дел, рассмотренных административными судами

республики в 2019 году, 2 992 приходятся на долю заявлений (жалоб) о признании

недействительными решений хокимов, а 1 381 — рассмотрено по жалобам на

неправомерные действия (бездействия) должностных лиц территориальной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

администрации [10]

Судебная статистика дел, рассмотренных административными судами в 2020

году, показала, что число обращений по поводу признания недействительными

188

J Scien ce Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50с1е{у ап4 шпоуаНоп$

Creo) Canoe spose Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415

решений хокимов возросло и составило 3 045 дел (22,7 процента от числа всех

рассмотренных), а число дел по обжалованию действий (бездействия) должностных

лиц - 1 114, что составляет 8,3 процента всех рассмотренных дел.

В 2020 году 46 процентов обращений граждан о защите прав собственности

удовлетворены, 40,2 процента — отклонены, а остальная часть обращений оставлена

без рассмотрения или прекращена производством.

Рост числа обращений данной категории свидетельствует о растущем доверии

народа к судебной системе, вере в закон и справедливость, что в свою очередь

возлагает на суды еще большую ответственность по отправлению правосудия.

Исходя из анализа имеющихся проблем, изучения передового зарубежного

опыта, а Также рекомендаций международных организаций государственными

органами предпринимаются меры по усилению законодательных основ обеспечения

неукоснительного соблюдения прав собственности.

Так в целях модернизации гражданского законодательства в соответствии с

принципами рыночной экономики и международными стандартами, формирования

современной ’гражданско-правовой основы для дальнейшего углубления

экономических реформ и развития рыночной экономики 5 апреля 2019 г. принято

Распоряжение Президента Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию

гражданского законодательства Республики Узбекистан» от № Р-5464 определившее

основными приоритетными направлениями дальнейшего совершенствования

Гражданского законодательства Республики Узбекистан систематизацию и

унификацию норм гражданского законодательства, обеспечение их гармонизации с

лучшими зарубежными практиками, имплементацию передовых международных

стандартов в данной сфере, а также установление эффективных гражданско-правовых

механизмов обеспечения гарантий неприкосновенности частной собственности,

защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, особенно

предпринимателей Повышение эффективности защиты частной собственности, в том

числе путем пересмотра порядка определения форм собственности, внедрения

механизмов защиты права частной собственности на землю, а также

совершенствования порядка защиты добросовестного приобретателя.

Парламентом страны в целях обеспечения права собственности на земельные

участки несельскохозяйственного назначения 13 августа 2019 г. принят Закон «0

приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения»[11] в

соответствии со ст. 35 которого изъятие приватизированного земельного участка у

собственника допускается только при обращении взыскания на этот земельный

участок по обязательствам собственника в случаях и порядке, предусмотренных

законодательными актами, а также в порядке национализации, реквизиции и

конфискации.

Законом определено, что национализация приватизированного земельного

участка осуществляется исключительно для государственных и общественных нужд и

при получении согласия собственника земельного участка, она оформляется

договором купли-продажи земельного участка, заключаемым на равных условиях

между собственником земельного участка и государственным органом,

уполномоченным Кабинетом Министров Республики Узбекистан. Особо следует

отметить, что национализация приватизированного земельного участка

189

жа

©

Scien ce Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50с1е{у ап4 шпоуаНоп$

Creo) Canoe spose Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415

in

осуществляется при условии предварительного возмещения государством

договорной стоимости приватизированного земельного участка и других убытков.

Следует отметить, что весомый вклад в обеспечение неприкосновенности прав

собственности помимо законодательного органа вносят специализированные

институты по обеспечению прав граждан. Так в соответствии с Указом Президента

Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы

поддержки и защиты предпринимательской деятельности» от 14 мая 2019 г. созданы

Приемные Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений

предпринимателей наделенные полномочием принимать жалобы предпринимателей

на действия должностных лиц и контролирующих органов. По состоянию на апрель

2021 гвединую интерактивную систему обращений предпринимателей размещенной

на портале Би$те$$.20%.07 поступило свыше 15000 обращений предпринимателей.

Порядка 40 % обращений касающихся защиты прав собственности было рассмотрено

положительно [12].

Важную роль в защите прав собственности осуществляют Уполномоченный при

Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов

предпринимательства, а также Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан.

В соответствии с Законом «Об Уполномоченном при Президенте Республики

Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов

предпринимательства»[13] от 29.08.2017 г. он является должностным лицом,

обеспечивающим гарантии защиты прав и законных интересов субъектов

предпринимательства, соблюдение указанных прав и законных интересов

государственными органами, в том числе правоохранительными и контролирующими

органами.

С момента учреждения к Уполномоченному поступило 5211 заявок (в том числе

порядка 20% о нарушении права собственности, из которых 4590 рассмотрено

положительно [14]. По выявленным правонарушениям в 2020 гг. в государственные

учреждения внесено 193 представлений, 105 предупреждений, 37 заключений, 120

исков на сумму 47,2 млрд сумов в пользу предпринимателей и 16 жалоб на вступившие

в законную силу решения судов, а также в отношении 498 должностных лиц составлены

протоколы об административном правонарушении и переданы в суд.

Врезультате к дисциплинарной ответственности привлечено 336 должностных

лиц, судами удовлетворены иски на общую сумму в 37,8 млрд. сумов, к

административной ответственности привлечен 381 человек, предпринимателям

возвращено 14.8 млрд. сумов. Остальные обращения находятся на рассмотрении. 148

должностных лиц контролирующих органов привлечены к административной

ответственности за нарушение установленного порядка проверки деятельности

предпринимателей.

Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан ведет активную

деятельность по обеспечению благоприятных правовых, экономических и

социальных условий для реализации предпринимательской инициативы, поддержке

субъектов как малого, так и крупного бизнеса.

За последние годы в Торгово-промышленную палату поступило 18689

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

обращений в том числе, связанных с обеспечением права собственности, из которых

положительно рассмотрено 13759 [15].

190

J Scien ce Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50с1е{у ап4 шпоуаНоп$

Creo) Canoe spose Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415

Естественно, что решающую роль в обеспечении прав собственности,

гарантировании её неприкосновенности играют судебные органы. [16].

В целях внедрения современных механизмов по выявлению коррупционных

факторов, минимизации рисков коррупции в процессе приобретения и отчуждения

прав собственности актами Судебной власти установлены требования по

неукоснительному обеспечению права собственности. Так, Постановлением Пленума

Верховного суда Республики Узбекистан от 03.07.2020 г. № 11 «О судебной защите прав

и законных интересов физических и юридических лиц» определено, что судебная

защита является не только средством восстановления нарушенных или оспариваемых

прав либо охраняемых законом интересов физических и юридических лиц, но и

средством выявления и устранения недостатков в деятельности судов.

Генеральной прокуратурой республики в рамках мероприятий на

систематической основе проводится надзор за соблюдением законодательства в

сфере обеспечения права собственности.

Всвязи с масштабными работами по реконструкции городской инфраструктуры

в 2019-2020 г. в г.Ташкенте, Кашкадарьинской, Ферганской, Ташкентской областях

произошли эксцессы, связанные со сносом домов и невыплатой компенсаций.

Хокимияты неоднократно подвергались критике за сносы жилья и других объектов

без определения источника финансирования компенсационных выплат.

Анализ незаконных решений о сносах недвижимости проведенной органами

прокуратуры показал, что в 2020 году принято 80 подобных решений (в Андижане -

48, в Ташкенте -11, в Намангане -7, в Джизаке - 6, в Каракалпакстане - 4, в Бухаре- 3 и

Кашкадарье - 1. Были выявлены факты сноса зданий без одобрения их владельцев,

согласования с арендаторами, без положительного заключения органов юстиции,

постановления правительства или кенгашей народных депутатов, а в ряде случаев —

без нотариального утверждения договоров.

В целом были нарушили права и интересы 1338 владельцев имущества, перед

которыми образовалась задолженность по компенсации на 221,5 млрд сумов ($21

млн).

«Несмотря на то, что в фондах на счете местных хокимиятов имелись

остаточные средства, в Ташкенте не покрыто 76,4 млрд сумов задолженности (более

$7 млн), в Ташкентской области — 49 млрд сумов ($4,6 млн), в Сырдарье — 51 млрд

сумов ($4,8 млн), в Кашкадарье — 17 млрд сумов ($1,6 млн), в Сурхандарье — 9,7 млрд

сумов ($920 тыс.), в Джизаке — 7 млрд сумов ($664 тыс.), в Самарканде 5 млрд сумов

($475 тыс.), 2,4 млрд сумов ($228 тыс.) в Фергане и 2 млрд сумов ($190 тыс.) в

Андижане».

Реакцией на указанную ситуацию явилось принятие 23 декабря 2020 г. пакета

поправок к действующему законодательству в части усиления гарантий прав и

законных интересов собственников недвижимости.

В соответствии с ними принятие решений об изъятии земельных участков для

государственных и общественных нужд допускается исключительно после

проведения открытого обсуждения с собственниками недвижимого имущества,

расположенного на земельных участках, которые планируется изъять, оценки выгод

и издержек, а также обязательного согласования с соответствующим

Централизованным фондом по возмещению убытков, говорится в законе.

191

J Scien ce Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50с1е{у ап4 шпоуаНоп$

Creo) Canoe spose Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415

Снос объектов при изъятии земельных участков разрешается после полного

фактического освобождения жилых и нежилых строений, полного возмещения

рыночной стоимости объектов, расположенных на изымаемом земельном участке,

расходов, связанных с переездом юридических, физических лиц на новое место

размещения либо жительства, в том числе с переездом во временно полученные ими

объекты недвижимого имущества, а также убытков, в том числе упущенной выгоды и

других расходов, предусмотренных законодательством, подчеркивается в документе.

Убытки, причиненные из-за незаконного административного акта

государственного органа (должностного лица), связанного с изъятием земельного

участка, подлежат возмещению государством в порядке, установленном

законодательством.

Земля может изыматься исключительно для строительства дороги исполнения

Генерального плана, лишь при согласии землевладельца по решению соответственно

Кенгашей народных депутатов областей, города Ташкента либо по решению

правительства.

При несогласии землевладельца, землепользователя и арендатора с таким

решением, оно может быть обжаловано в установленном порядке.

Предприятия, учреждения и организации, заинтересованные в изъятии

земельных участков для строительства предприятий, зданий и сооружений, обязаны

до начала проектирования предварительно согласовать с землевладельцами,

землепользователями и арендаторами, а также соответственно с хокимом района,

города, области либо правительством место размещения объекта, примерный размер

участка и условия его отвода с учетом обеспечения комплексного развития

территории. Финансирование проектных работ до указанного предварительного

согласования не допускается.

На основе постановления Президента Республики Узбекистан № ПП-4300 «0

мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов привлечения прямых

иностранных инвестиций в экономику Республики» осуществляется системный

анализ имеющихся практических проблем, препятствующих повышению позиции

Республики Узбекистан в приоритетных международных рейтингах, разработка

предложений по их разрешению.

По результату анализа таких авторитетных индексов как Роше Визте$$ таех,

Global Competitiveness Index, Economic Freedom Index, OECD Country Risk Classification,

Worldwide Governance Indicators, Corruption Perception Index, Rule of Law Index, World

Justice Project uw др. Республиканским советом по работе с международными

рейтингами и индексами 22.02.2021 г. утверждены планы действий по повышению

позиций Узбекистана в социально-экономических и —’политико-правовых

международных рейтингах и индексах на 2021 г. Ими предусматривается принятие

ряда мер по улучшению бизнес-среды, усилению защиты частной собственности и

гарантий прав собственников, внедрение в министерствах и ведомствах систем

комплаенс контроля и что особенно важно создание электронной платформы

обращения собственников кУполномоченному при Президенте Республики Узбекистан

по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства (BOSIM.UZ)o

коррупционных проявлениях в деятельности субъектов предпринимательства.

В целях минимизации рисков коррупции в процессе приобретения и

отчуждения прав собственности приняты Постановление Президента «О порядке

198

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е

e

u a Scien ce Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50с1е{у ап4 шпоуаНоп$

i a Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415

организации и проведения электронных онлайн-аукционов (Е-]то Auksion) mo

реализации имущества при исполнении судебных актов и актов иных органов» от 27

июля 2017 года № ПП-3149, Указы Президента «О мерах по ускоренному

реформированию предприятий с участием государства и приватизации

государственных активов» от 27 октября 2020 года № УП-6096, «О мерах по

дальнейшему ускорению процессов приватизации государственных активов» № У]]-

6167 11.02.2021г. предусматривающие ускорение привлечения частных инвестиций в

экономику, внедрение современных методов приватизации государственных активов

с привлечением международных консалтинговых, аудиторских и инвестиционных

консультантов, инвестиционных банков и других специализированных компаний.

В целях повышения качества оказываемых государственных услуг, сокращения

излишних процедур при реализации недвижимого имущества, привлечения

субъектов предпринимательства в сферу геодезии и земельного кадастра, развития

цифровой экономики принято постановление Президента «О мерах по дальнейшему

совершенствованию системы государственной регистрации прав на недвижимое

имущество» от 5 апреля 2019 года № ПП-4270.

В результате предпринятых мероприятий с 2017 по 2020 годы через

электронную площадку «Е-]ВО АЧК$ОМ» было проведено 32,9 тысяч открытых

торгов. Только в 42 (0,1%) случаях итоги торгов были отменены.

В целях дальнейшего усиления защиты частной собственности и гарантий прав

собственников, создания дополнительного импульса для развития

предпринимательства, поддержки предпринимательских инициатив и проектов,

расширения доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам,

повышения уровня социальной инклюзивности на местах 13 августа 2019 г. принят

Указ Президента «О дополнительных мерах по усилению защиты частной

собственности и гарантий прав собственников, коренному совершенствованию

системы организации работ по поддержке предпринимательских инициатив, а также

расширении доступа субъектов предпринимательства к финансовым ресурсам и

производственной инфраструктуре» № УП-5780.[18]. — В соответствии с ним

председатель Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимы областей, г.

Ташкента, районов и городов, руководители Министерства строительства,

Госкомземгеодезкадастра, а также их территориальных подразделений и других

уполномоченных государственных органов предупреждены о персональной

ответственности за безусловное исполнение и строгое соблюдение норм Конституции

Республики Узбекистан о неприкосновенности частной собственности, обеспечении

свободы экономической деятельности и предпринимательства, защите от

посягательств, создании всех необходимых условий для сохранности и приумножения

частной собственности.

Генеральной прокуратуре и Уполномоченному по защите прав

предпринимателей поручено установить системный надзор (контроль) за

недопустимостью нанесения ущерба частным собственникам путем нарушения их

прав, в том числе незаконного ограничения и (или) лишения права собственности,

посягательства на частную собственность, включая ранее приватизированную,

навязывания собственнику заведомо неприемлемых условий, в том числе

необоснованные требования по передаче имущества или имущественных прав, а

198

J Scien ce Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - 50с1е{у ап4 шпоуаНоп$

Creo) Canoe spose Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415

также изъятия собственности либо понуждения его на отказ от права на собственное

имущество.

Как видно из вышеизложенного коррупционного правонарушения создают

реальную угрозу гарантиям прав собственности, подрывают доверие населения и

представителей частного сектора в идеи верховенства права, нивелируют

кропотливую работу государственных органов по обеспечению доверия к

государственным органам, дискредитируют масштабные социально-экономические

реформ осуществляемые в стране.

Государственными органами осуществляется кропотливая работа по

повышению уверенности граждан, инвесторов, бизнес-сообщества в наличие

надежной реализации и защиты прав собственности в Узбекистане. Законодателем

формируется система законодательства направленная на минимизацию

неформальных взаимоотношений в процессе приобретения и отчуждения прав

собственности, исключение возможности злоупотребления служебным положением и

торговли влиянием.

Судебными и правоохранительными органами осуществляется системное

противодействие не только коррупционной преступности, но и искоренению

коррупционных факторов, причин и условий, способствующих их проявлению.

В последние пять лет в республике интенсивно формируются современные

механизмы по выявлению коррупционных факторов и привлечению к

ответственности лиц, совершивших противоправные деяния. К такого рода

механизмам можно отнести: усиление мер по осуществлению как внешнего

(прокурорский надзор, парламентский, общественный, финансовый,

административный контроль и др.), так и внутреннего контроля

(антикоррупционный комплаенс, усиление мер добропорядочности, риска анализа) в

сфере противодействия коррупции.

По инициативе Президента страны в 2020 г. разработан и вмарте 2021г. вынесен

на публичное обсуждение проект Закона «О процедурах изъятия на основе

компенсации земельных участков для общественных нужд» предусматривающий

исключительный перечень оснований для изъятия земельных участков у

собственников, основаниях деятельности республиканского и территориальных

фондов по компенсации ущерба в связи изъятием земельных участков у

собственников, наблюдательных советов и комиссий по компенсации земельных

участков и др.

Уполномоченными органами предпринимаются усилия по:

совершенствованию правовых основ в сфере реального обеспечения и

защиты прав собственности, восполнению пробелов в законодательстве,

исключению коррупционных факторов в ходе изъятия земельных участков для

общественных нужд,

повышению действенности мер прокурорского надзора, парламентского,

общественного, финансового, административного контроля и др.), а также мер

внутреннего контроля (антикоррупционный —комплаенс, усиление мер

добропорядочности, риска анализа) в сфере противодействия коррупции,

усилению мер ответственности в отношении должностных лиц, допустивших

безосновательное посягательство на объекты собственности, искоренению причин и

условий способствующих совершению противоправных деяний,

194

©

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№] 5аеп се Жамият ва инновациялар - Общество и инновации - бос1еёу and innovations

Bree Reon Issue - 2 N° 2 (2021) / ISSN 2181-1415

неукоснительному обеспечению Гарантированных КОНСТИТУЦИОННЫМИ

нормами прав и законных интересов собственников, максимальной компенсации

ущерба, нанесенного в связи с изъятием собственности AVIA общественных нужд,

обеспечению транспарентности при решении вопросов, связанных с изъятием

собственности на законных основаниях

минимизации государственного участия в экономику, усилению мер судебной

защиты прав собственников и др.

Список использованной литературы

1. Berle A.A. and MeansG.C. The Modern Corporation and Private Property (New

York, Macmillan 1932) oclc 1411248

2. Конституция Республики Узбекистан. Газета «Народное слово» от

15.12.1992 г., № 247 (438)

3. См.: Указы «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного

развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной

собственности и качественному улучшению делового климата» № УП-4848 от

05.10.2016г., «О мерах по коренному совершенствованию системы поддержки и

защиты предпринимательской деятельности” № УП-5718 от 14.05.2019г., «О мерах

по дальнейшему улучшению бизнес-среды и совершенствованию системы

поддержки предпринимательства в стране» № ПП-4525 от 20 ноября 2019 г., «Об

утверждении стратегии модернизации, ускоренного и инновационного развития

строительной отрасли Республики Узбекистан на 2021-2025 годы» № УП-6119 от 27

ноября 2020 г. и др.

4. Гражданский Кодекс Республики Узбекистан часть вторая.

5. Закон Республики Узбекистан «О защите частной собственности и

гарантиях прав собственников» от 24 сентября 2012 г.

6. http://lex.uz/docs/2006777

7. https://www.gazeta.uz/ru/2021/01/3/lands/

8. https://www.gazeta.uz/ru/2021/03/31/lands/

9. Право собственности HeMmpHuKocHoBeHHO/ /https://sud.uz/ru/0102-3/

10. Закон Республики Узбекистан «О приватизации земельных участков

несельскохозяйственного назначения» 13 августа 2019 г.

11. https://pm.gov.uz/ru#/

12. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 35, ст. 915;

Национальная база данных законодательства, 13.11.2019 г., № 03/19/583/4016

13. https://biznesvakil.uz/ru/news/76

14. https://www.chamber.uz/ru/goalsCCl

15. Robinson, Eric W. (2004). Ancient Greek democracy: readings and sources.

Wiley-Blackwell. p. 302.

16. Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в

некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим

усилением гарантий прав и законных интересов собственников»

http://lex.uz/docs/5181118?query

195

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.