УДК 65
Л.Я. Игнатская
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Семинар № 8
В условиях рыночных отношений, приоритетность вопроса конкурентоспособности угольных предприятий изменила требования к административно-управленческим работникам, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Эти факторы формируют выбор концепции менеджмента, адаптацию принципов и методов управления, поиск новых подходов к выполнению управленческих функций, а значит, и изменению логики структурирования управляющих систем горных предприятий. Подчеркивая возрастающую роль менеджмента, его процессов в повышении эффективности промышленного производства, необходимо определить направленность изменений менеджмента, оказывающих влияние на эффективность.
Само понятие «эффективность управления» имеет разное толкование. При этом для характеристики эффективности управленческой деятельности используются различные термины: эффективность управляющей системы, эффективность управления, эффективность управленческого труда, эффективность системы управления, эффективность структуры управления и др. Эффективность управления - сложная и многообразная категория, отражающая характерные особенности экономических, социальных, технологических и иных
явлений. Это обусловливает наличие совокупности понятий для ее выражения, к главным из которых следует отнести: эффективность труда работника управления; эффективность управленческой деятельности аппарата управления или отдельных его органов и подразделений; эффективность процесса управления (при выработке и реализации конкретных управленческих решений; эффективность системы управления (с учетом иерархии управления). При таком подходе при переходе от одного понятия к другому увеличивается емкость каждого последующего понятия.
Определяя различные составляющие эффективности менеджмента, необходимо отметить, что в современной мировой и отечественной теории нет однозначного подхода и к оценке эффективности управляющей системы, а четкое определение критериев эффективности способствует более ясному представлению направленности и путей совершенствования управляющего воздействия. Обобщая различные подходы к данной проблеме, можно выделить два основных аспекта оценки эффективности системы управления:
I аспект - опосредованная оценка -конечные результаты производства, отражающие отрицательную динамику всех производственных показателей.
Структурная модель управленческой технологии
II аспект - рациональность и экономичность управления, то есть экономическая целесообразность затрат на управление, простота и четкая определенность в разграничении функций и полномочий.
Рассматривая различные аспекты эффективности, очевидно, что менеджмент в современном производстве является не только фактором организационным и административным, но и существенным ресурсом повышения устойчивости и конкурентоспособности предприятия, следовательно необходимо определить задачи преобразований: 1) уточнение концепции управления; 2)реорганизация управленческих бизнес-процессов; 3) перестройка организационных структур; 4) интеграция стратегического планирования и оперативного управления; 5) развитие организационной компетенции на основе усиления индивидуальной ответственности, сознательности, мотивации работников, повышения социальной компетенции, которая включает в себя такие компоненты как: индивидуализированное управление; индиви-
дуальное стимулирование; развитие структур наставничества, консультационной работы; повышение социальной квалификации; формирование рабочей обстановки; организационное развитие.
Систематизация и обобщение различных подходов к установлению факторов менеджмента, влияющих на эффективность организации, и методик оценки этого влияния позволило установить, что в перечень факторов менеджмента, обеспечивающих повышение эффективности необходимо включать:
1. Факторы управленческого потенциала, включающие процесс постановки целей, разработки стратегии и др.;
2. Факторы технического потенциала управления (компьютеры, средства связи и т.д.);
3. Факторы финансового и материального обеспечения (условия труда, зарплата и др.);
4. Факторы организационной культуры (мотивированность, самостоятельность, инновационность и т.д.);
5. Факторы информационной обеспеченности.
«Качественное выравнивание» всех этих факторов является обязательным условием формирования «нового качества организации», выражающегося в осознании её как новой сущности, природа которой кроется в понимании синергии элементов построенной структуры управляющего воздействия.
1. Аппаратное обеспечение - средства, необходимые для выполнения преобразований. К ним относится физическая структура компонентов: конфигурации коммуникаций, сети компьютерного обеспечения, обеспечивающие принятие управленческих решений и контроль за их реализацией, связь между участниками процессов в рамках компании;
2. Программное обеспечение (ПО) - это набор принципов, правил и алгоритмов, необходимых для использования аппаратного обеспечения (программы, стандарты, правила пользования). ПО позволяет выполнять поставленные задачи, достигая необходимого результата. В управлении к ПО относятся программы, поддерживающие принятие управленческих решений, стандарты и правила, регламентирующие осуществление управленческого процесса (от идентификации возникающей проблемы до контроля за исполнением управленческих решений);
3. Интеллектуальное обеспечение определяет, что необходимо использовать, когда, где и почему. В управлении может складываться ситуация, при минимуме аппаратного и программного обеспечения, но при сильном интеллектуальном обеспечении технология будет работать эффективно. Носителями интеллектуального обеспечения являются те менеджеры,
которые непосредственно отвечают за принятие и реализацию управленческих решений.
Вышеперечисленные компоненты тесно связаны между собой и одинаково важны. Они формируют так называемое ядро технологии, то есть содержание, логику и структуру бизнес-процессов организации.
4. Существует четвёртый, самый важный, аспект технологии - сеть поддержки технологии. Это необходимые физические, организационные, административные и культурные структуры: правила работы и постановки задач, содержание работ, стандарты, критерии, стили, модели поведения.
Для того чтобы аппаратное, программное и интеллектуальное обеспечение функционировали, они должны быть надлежащим образом встроены в сеть физических, информационных и социально-экономических связей. Подобная структура называется сетью поддержки технологий.
Она состоит из чётко отлаженных и организованных потоков материалов, информации, правил поведения. Эти компоненты поступают в сеть и циркулируют в ней, обеспечивая функционирование технологического ядра и способствуя достижению поставленных целей.
Каждое технологическое ядро отражает существующий уровень способностей организации.
Сети поддержки данной технологии, в свою очередь, создаёт особые взаимоотношения между уровнями и сотрудниками фирмы. Любую сеть поддержки технологий можно рассматривать и как совокупность взаимоотношений между участниками технологического процесса, причину их возникновения.
То есть технология - это взаимодействующие аппаратное, программ-
ное и интеллектуальное обеспечение (бизнес-процессы), встроенные в сеть отношений, которая требуется для их поддержки - сеть переходных процессов, обеспечивающих рост способностей организации.
Рассматривая внутреннюю структуру и взаимосвязь всех элементов управляющего воздействия, следует отметить, что зримых результатов в повышении эффективности предприятия нельзя добиться, осуществляя
1. Веселевич В. И., Плакитин Ю.А. Оценка эффективности управления. - М, МГГИ, 1990.
2. Воронов А.А., Катичев В.Ф. Показатели и методы оценки эффективности организационно-экономического механизма управления промышленным предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. 2004, № 4.
3. Ефремов В.С., Ханыков И.А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом. 2002, № 2.
4. Крейчман Ф. С. Эффективная организация управления акционерным предпри-
фрагментарные изменения, даже на основе ранжирования приоритетов. Необходимы направленные комплексные действия, синхронизирующие изменения всех факторов менеджмента, поднимая на новый качественный уровень управленческую технологию в целом, включая совершенствование инструментария на основе целостной, стратегически ориентированной концепции организационных изменений.
-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ятием в условиях рынка. - М.: Россиана. 2000.
5. Лехто Ю., Матвиенко А. Эффективность управления и возможности российских предприятий // Проблемы теории и практики управления. 2003, №5.
6. Свишев А. В. Гиперсети поддержки управленческих технологий // Менеджмент в России и за рубежом. 2004, № 4.
7. Сухов С. В. Пространство субъектов управления организации // Менеджмент в России и за рубежом. 2004, № 4.
8. Уйдет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. - М.: HIPPO, 2003. ШИН
— Коротко об авторах--------------------------------------------------------
Игнатская Л.Я. - Филиал Санкт-Петербургского государственного горного института (технического университета) «Воркутинский горный институт».