В.Ю. Мельников*
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ РОССИИ
Ключевые слова: механизм реализации прав личности, раскрытие преступления, обеспечение прав и свобод человека, уголовно-процессуальное законодательство.
Melnikov V.Yu. Improving the mechanism for the implementation of individual rights in criminal proceedings Russia
The rules of the Code, defining the status of their participants shall be provided for such procedural rights are fully protected limited help in criminal proceedings law. Legal regulation in this part must be different match precise nature, content, limit the rights and procedural rights provided for his protection. The author examines the mechanism of realization of the rights and freedoms of the individual in criminal proceedings, its constituent elements. In the mechanism of realization of the rights and freedoms must be meaningful to distinguish between specific guarantees of security and guarantees for their protection in cases of offenses.
The implementation of the rights and freedoms of the individual is a social and legal mechanism. In developing the mechanism of implementation and enforcement of individual rights in criminal proceedings is considered the author justice as a qualitative description of how the whole mechanism, and some of its elements. Process orientation is the validity of the criminal justice procedures, shows that the means of achieving the goals of procedural acquire independent value.
Отсутствие в уголовно-процессуальном законе должного механизма реализации прав участников уголовного судопроизводства часто приводит к нарушению прав и свобод человека и гражданина. Самоправовое обеспечение прав личности исследуется в основном в общеконцептуальном плане.
Реализация конституционных требований государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации предполагает необходимость законодательного установления системы материально-правовых, процес_____ 1
суальных, организационных и иных гарантий1.
В 2010 году число жалоб в ходе досудебного производства в порядке ст. 125 УПК РФ на действия должностных лиц по отношению к 2009 году выросло на 60 %. Всего в 2010 году суды РФ рассмотрели 120 тысяч таких жалоб. В 72 % случаев суды признали действия должностных лиц необоснованными. На территории Ростовской области в 2009 году рассмотрено судом первой инстанции жалоб на
© Мельников В.Ю., 2012.
* Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права Ростовского государственного университета путей сообщений. [juliameln@mail.ru]
1 Бондарь О.Н. Квалифицированная юридическая помощь - конституционная гарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: авто-реф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2008. С. 6.
действия и решения должностных лиц, осуществляющих предварительное расследование, - 2148, в 2010 году - 2594, динамика составила + 20, 8 %. При этом удовлетворено в 2009 году 210 жалоб, в 2010 году - 213, динамика составила + 1,4 %.
За I полугодие 2011 года в РФ, порядке ст. 125 УПК РФ судами было рассмотрено: 58 165 жалоб на действия должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, из них удовлетворено 6 702; о возмещении вреда в связи с реабилитацией 708, из них удовлетворено 543; об избрании меры пресечения - залог 187, из них удовлетворено 175. Жалобы на действия должностных лиц, осуществляющих уголовное производство (ст.125 УПК РФ) составили 54,5 тыс. или 6,5 % (в 2009 году 48,8 тыс. или 6,2 %).
т~ч и _ и
В юридической литературе термин «механизм гарантий прав» встречается достаточно часто. Однако до сих пор многие аспекты этой проблемы остаются неисследованными, отсутствует механизм должного комплексного научного рассмотрения указанного вопроса. Недостатки теоретического осмысления механизма юридических гарантий прав человека и гражданина отрицательно влияет прежде всего на качество принимаемых законов.
Теоретическая и практическая разработка механизма гарантии конституционных прав и свобод - необходимое условие деятельной работы правотворческих и правоприменительных органов. Механизм юридических гарантий может быть представлен как в статике, так и в динамике через действие институтов. Л.Н. Федорова определяет механизм юридических гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина РФ в статике как воплощаемую в правовом поведении субъектов указанных прав совокупность юридических условий реализации и средств защиты этих прав в целях претворения их в жизнь2. В.М. Малиновская рассматривала вопросы, посвященные комплексному анализу конституционно-правовых норм, регламентирующих механизм введения и реализации ограничений прав и свобод человека и гражданина, проблем реализации значимых целей, заложенных в основу данных ограничений, изучению механизмов и рычагов воздействия на общественные отношения путем применения конституционно-правовых ограни-чений3. Указанным вопросам были также посвящены научные работы А.В. Маль-ко4, И.Д. Ягофаровой5, Л.Ф. Скубченко6, О.В. Вашановой7 и др. авторов.
2 Федорова Л.Н. Механизм юридических гарантий конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2007. С. 6.
3 Малиновская В.М. Правомерное ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 24.
4 Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2003. С. 91.
5 Ягофарова И.Д. Основные характеристики ограничения прав и свобод человека теоретико-правовой аспект // Академич. юрид. ж-л, 2002. № 4 (10). С. 8.
6 Скубченко Л.Ф. Институционально-правовой и аксиологический аспекты: дис ... канд. юрид. наук // Ростов. юрид. ин-т МВД России. Ростов-н/Д., 1999. С. 156.
7 Вашанова О.В. Принцип недискриминации личности в международном праве: автореф. дис ... канд. юрид. наук. М.: МГЮА, 2004. С.15.
Механизм юридических гарантий и механизм реализации прав человека соотносятся как гарантия и объект гарантирования. Выделяются также функции и формы юридических гарантий конституционных прав и свобод. Механизм юридических гарантий в действии представляется как совокупность институциональных гарантий, где структуры государственной власти исследованы как институты судебной и внесудебной защиты прав, при этом роль их в механизме гарантий неравнозначна.
В настоящее время отсутствуют также четкие разграничения понятий «осуществление», «обеспечение», «реализация», что приводит в теории и на практике к возможности их отождествления. Это затрудняет обособление юридических гарантий в виде самостоятельного механизма, способного оказывать регулятивное воздействие на процесс реализации конституционных прав.
Главной и основной целью гарантий прав человека является обеспечение бесперебойного действия прав человека, осуществление их защиты и восстановления. В этом случае цели гарантий подчинены целям реализации прав человека.
Механизм обеспечения и механизм гарантий преследуют в процессе реализации прав человека относительно обособленные цели. Само понятие прав человека рассматривается в неразрывной связи с возможностями их защиты. При этом центральное место занимает право на правовую защиту. Реализация этого права влечет за собой возникновение особых правозащитных отношений. Указанная позиция имеет существенное значение для понимания механизма юридических гарантий прав человека и гражданина в РФ. Элементы указанного права зафиксированы в Конституции РФ, а также в важнейших международно-правовых актах, в текущем отраслевом законодательстве.
Категория «механизм юридических гарантий» основное внимание сосредоточивает на материально-процессуальном содержании реализации конституционных прав и свобод человека и на специфике их организационно-правового обеспечения. В теоретическом плане необходимо обособить реализацию прав человека как объект гарантирования от средств и условий ее обеспечения. Сложность заключается в том, что и те и другие включают в себя явления правового характера. Представляется важным расставить акценты таким образом, чтобы повысить в процессе реализации прав человека правовую активность и ответственность, как самого субъекта прав человека, так и субъектов гарантирования этих прав.
Исследование юридических гарантий как самостоятельной категории в виде обособленного правового механизма будет способствовать преодолению существующего отрыва прав человека от тех реальных юридических механизмов, которыми располагает субъективное и объективное право.
Содержание «механизма юридических гарантий» может быть раскрыто через правомочия, содержащиеся в правах человека, юридические факты их реализации, юридическую деятельность субъектов прав человека, правовые отношения как универсальный способ реализации прав человека. Наиболее характерными и действенными элементами являются процедурно-процессуальная форма реализации, защиты и восстановления ущемленных и нарушенных конституционных
прав и свобод личности, правовой режим законности. Выявление принципов гарантий не только позволяет отметить сложный, комплексный характер механизма юридических гарантий, но и заставляет учитывать те внешние факторы, которые не могут не оказывать влияния на его качественный уровень.
Процессуальная форма реализации и защиты конституционных прав человека является специфическим видом юридических гарантий. Именно она придает юридическим гарантиям то сущностное качество, которое делает их в системе гарантий специальными, т.е. отличными от других гарантий. Несовершенство процессуальных форм является серьезным тормозом, препятствием эффективной реализации конституционных прав человека.
Нормативную основу юридических гарантий составляют нормы отраслей материального и процессуального права. Основным критерием такой классификации является сфера их закрепления. В процессе реализации прав человека все более реальные черты приобретает механизм юридических гарантий как межотраслевой институт системы российского права, представленный совокупностью юридических норм и институтов, содержащихся в различных отраслях прав.
Повышение качества юридической помощи и совершенствование механизмов ее обеспечения является одним из важных направлений развития судебноправовой реформы. Среди первоочередных задач в этом плане являются обеспечение оптимального сочетания негосударственных и государственных институтов юридической помощи, наличие системы государственных юридических бюро для оказания юридической помощи малоимущим гражданам, существенное повышение качества профессиональной подготовки юридических кадров, совершенствование квалификационной аттестации и расширение конкурентных начал отбора субъектов оказания юридической помощи, совершенствование юридических (гражданско-правовых) договорных форм оказания юридической помощи, необходимость урегулирования возможности использования, так называемого «гонорара успеха».
При этом гарантирующее значение квалифицированной юридической помощи в состязательном уголовном процессе проявляется как на субъективно-личностном уровне, так и на уровне фундаментального предназначения самой по себе состязательной модели построения судебного процесса.
С.А. Арбузовой в общем механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина в качестве управляющей подсистемы выделяется государственно-исполнительный механизм8. Дается определение государственно-исполнительного механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина как базирующейся на определенных принципах целостной системы, включающей в себя статические и динамические элементы. К статической части относятся объект, субъекты, их задачи и функции, а также принципы и правовые основы деятельности механизма.
8 Арбузова С.А. Государственно-исполнительный механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина: на материалах РФ: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 6.
Динамическими компонентами являются деятельность публичных служащих, ее формы и коммуникативные связи между субъектами. Категория «обеспечение прав и свобод человека и гражданина», с точки зрения методологии научного исследования, определяется неоднозначно: как цель механизма государственной власти, цель или задача самого государства. Целесообразно рассматривать сущность обеспечения прав и свобод человека и гражданина как объективно необходимое направление деятельности государства, отражающее его социальное назначение и имеющее законодательную регламентацию. Таким образом, обеспечение прав и свобод человека и гражданина является функцией государства.
Категория «обеспечение прав и свобод человека» выражена такими направлениями деятельности, как гарантирование, организация самого процесса осуществления прав, их охрана и защита. В качестве объекта механизма выступает поведение субъектов управления. Государственный механизм обеспечения прав и свобод человека и гражданина как составная часть (подсистема) механизма обеспечения прав и свобод человека - неотъемлемое и важнейшее качество правового государства, являющегося, в свою очередь, механизмом регулирования деятельности гражданского общества.
Принцип функционирования государственного механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина - это основные начала организации и деятельности названного механизма, выраженные в правовых нормах и определяющие его сущность, назначение и порядок деятельности. Система принципов функционирования этого механизма должна отражать, с одной стороны, особенности управления как государственной деятельности, с другой - особенности сферы управления - права и свободы человека и гражданина.
Поскольку Конституция РФ должна обеспечивать закрепляемые ею основы конституционного строя, она устанавливает границы признаваемых прав9. Конституция РФ устанавливает, что никакие положения не могут противоречить основам конституционного строя РФ, а также указывает на признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией в целом. Основные права, предоставляемые и реализуемые в рамках данного правового порядка, не должны подрывать основы этого порядка.
Права человека представляют собой закрепляемую конституцией юридическую возможность свободно избирать вариант поведения, его вид и меру. Некоторые варианты поведения, не гарантируемые или даже напрямую запрещаемые конституцией, не приобретают характер юридических возможностей. Тем самым конституция определяет границы прав. В литературе такие границы «признаваемой и защищаемой конституцией свободы индивидов» получили название пределов основных прав10.
9 Самозащита конституционного государства «подразумевает поддержание общественного порядка». См.: Шайо А. Самозащита конституционного государства // Конституционное право: восточноевропейское обозрение, 2004. № 2. С.3.
10 Конституционные права и свободы человека и гражданина / под ред. О.И. Тиунова. М., 2005. С.309-310.
Правомерное ограничение личности в системе механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина - это такое ограничение, которое устанавливается законом, имеет как постоянный, так и временный характер, отвечает назначению уголовного судопроизводства, принципам справедливости, соразмерности, законности, обусловлено объективными причинами, целью его является установление баланса интересов личности и государства, общества в целом. Правомерное ограничение направлено на ограничение позитивной, а не негативной деятельности. Главенствующим становится принцип, согласно которому «свобода каждого простирается лишь до той границы, от которой начинается свобода других людей»11. На следующем этапе ограничение приобретает значение в интересах обретения личностью гарантированной свободы12.
Можно выделить основные принципы правового регулирования в сфере ограничения прав и свобод, к которым относятся: законность; соразмерность; юридическое равенство; справедливость; целесообразность; адекватность; своевременность; необходимость в демократическом обществе.
В рамках уголовного процесса все процессуальные гарантии в совокупности обеспечивают достижение целей, указанных в ст. 6 УПК РФ. Поскольку современный уголовный процесс России имеет смешанную форму, постольку процессуальные гарантии при всем своеобразии объединены общим назначением; механизмы их действий также взаимосвязаны. Механизм действий правовых гарантий прав и законных интересов лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, является системой процессуальных норм и государственных органов, реализующих эти нормы в определенном порядке. Существование такого механизма побуждает участников уголовного судопроизводства ставить вопрос о необходимости реализации своих прав. Конкретизация каждого ограничения должна иметь место в специальных законодательных актах, регламентирующих сроки правоограничений и их сущность.
Ограничение прав и свобод человека согласно международному и национальному законодательству возможно в соответствии с целями и основаниями, закрепленными в законе. «Первым условием законности является сам закон»13, поэтому он составляет основу законности. Следует согласиться с мнением, согласно которому «всякое нарушение уголовно-процессуального закона - это правонарушение, т.е. виновное и противоправное деяние, которое отрицательно сказывается на осуществлении назначения уголовного судопроизводства и реализации прав участников процесса»14.
11 Ильин И.Л. Общее учение о праве и государстве (фрагменты) // Правоведение, 1992. № 3. С. 96.
12 Гасанов К.К., Стремухов А.В. Абсолютные права человека и ограничения прав // Правоведение, 2004. № 1. С. 164.
13 СтучкаП.И. Избранные статьи и речи. М., 1939. С. 38.
14 Васяев А.А. Ошибки или нарушения уголовно-процессуального закона // Адвокат, 2010. № 4. С. 10.
В нормах УПК РФ, определяющих статус их участников, должны быть предусмотрены такие процессуальные права, которые в полном объеме позволят защищать ограничиваемые в ходе уголовного судопроизводства права. Нормативное регулирование в данной части должно отличаться четким соответствием сущности, содержания ограничиваемого права и процессуального права, предусмотренного для его защиты.
Автором рассматривается механизм реализации прав и свобод личности в ходе уголовного судопроизводства, его составные элементы. В механизме реализации прав и свобод личности необходимо содержательно различать специальные гарантии, их обеспечение и гарантии их защиты в случаях правонарушений.
Реализация прав и свобод личности представляет собой социально-юридический механизм. При разработке механизма реализации и обеспечения прав личности в ходе уголовного судопроизводства справедливость рассматривается автором как качественная характеристика, как всего механизма, так и отдельных составляющих его элементов. Процессуальная ориентация уголовного судопроизводства на справедливость процедур показывает, что средства достижения процессуальных целей приобретают самостоятельную ценность.