Научная статья на тему 'Совершенствование механизма размещения государственного и муниципального заказа на выполнение строительно-монтажных работ'

Совершенствование механизма размещения государственного и муниципального заказа на выполнение строительно-монтажных работ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Силкина Т.Я.

В условиях нестабильной рыночной среды, финансового кризиса, ужесточенной конкуренции на рынке строительных работ, и услуг особое значение занимает проблема конкурентоспособности строительных организаций. Выиграв тендер на выполнение строительных работ для нужд государства, подрядчики не всегда способны выполнить эти работы. Почему складывается такая ситуация и как ее предотвратить об этом пойдет речь в статье

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Силкина Т.Я.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the mechanism of state and municipal orders for the construction works

In volatile market environment, financial crisis, the tightening competition in the market of construction works and services particular importance takes the problem of competitiveness of construction companies. After winning the tender for the construction works for the state, contractors are not always able to perform these works. Why is this situation and how to prevent this will be discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма размещения государственного и муниципального заказа на выполнение строительно-монтажных работ»

строительство:

новый механизм

выбора подрядчиков

совершенствование механизма

размещения государственного

и муниципального заказа на выполнение строительно-монтажных работ

_Аннотация

В условиях нестабильной рыночной среды, финансового кризиса, ужесточенной конкуренции на рынке строительных работ и услуг особое значение занимает проблема конкурентоспособности строительных организаций. Выиграв тендер на выполнение строительных работ для нужд государства, подрядчики не всегда способны выполнить эти работы. Почему складывается такая ситуация и как ее предотвратить — об этом пойдет речь в статье.

Государство и муниципальные образования являются непосредственными участниками на данном рынке. Выступая инвесторами и заказчиками, они напрямую заинтересованы в качественном выполнении строительно-монтажных работ в обозначенные сроки. Это связано с тем, что в процессе реализации современного механизма размещения государственного и муниципального заказа используются и реализуются бюджетные средства по принципу целевого финансирования.

Оптимизация расходов государственного и муниципального бюджета выступает важнейшим элементом системы государственного регулирования. Государственные закупки занимают существенное место в затратной части бюджета субъектов Российской Федерации. Общее количество проводимых конкурсов в Брянском регионе в период 2002-2006 гг. характеризуется постоянной тенденцией

Силкина Т.Я.

аспирантка

экономического

факультета

Брянской

государственной

инженерно-

технологической

академии,

оценщик

ООО «Ко-Инвест

Брянск»,

tatyana-russkaya@ yandex.ru

Ключевые слова

государственный и муниципальный заказ: торги конкуренция законодательная база: стоимостной подход;

стоимость строительной организации; риск неисполнения контракта

наращивания. Так, по итогам 2005 и 2006 гг. общее количество проведенных конкурсов составило 16 155 и 23 185 соответственно. Стоимость лотов (предложений заказчиков) в течение 2005-2006 гг. также возросла.

Изменения в законодательстве, регулирующем выполнение работ для государственных и муниципальных нужд

Период последних институциональных изменений, основанных на международной практике торгов, предусматривающих максимальное облегчение входа на рынок государственных и муниципальных закупок потенциальных поставщиков, предопределили изменения в отечественном законодательстве [1], согласно которому теперь размещение заказов может осуществляться:

путем проведения торгов в форме конкурса, она, в том числе аукциона в электронной рме;

проведения торгов (запрос котировок, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)), на товарных биржах. Анализ данных, представленных на официальных сайтах организаторов, проводящих размещение государственных и муниципальных заказов в Брянском регионе, показывает:

1) на практике наибольшее и преобладающее число заказов размещается без проведения торгов по методу запроса котировок, и это стимулирует конкурентную борьбу с постоянным увеличением количества претендентов из числа мелких и средних строительных организаций;

2) на уровне организаторов, наибольшая активность по проведению открытых конкурсов наблюдается у Департамента государственных закупок, и это приводит к выполнению работ на строительных объектах, расположенных в различных районах Брянской области;

3) усиление конкуренции, приводит к тому, что вероятность получения строительного заказа конкретной фирмой постоянно уменьшается;

ссийское предпринимательство, 2009, № 3 (1)

российское

4) условием получения контракта является достижение строительной организацией единственного явного конкурентного преимущества — ценового, так как победителем на торгах признается субъект, предложивший наименьшую цену контракта. В настоящее время цена государственного или муниципального контракта является твердой, не может изменяться в ходе его исполнения и определяется на весь срок выполнения работ. При этом участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель [2]. Это окончательно закрепляет превосходство конкурентной борьбы на основе ценовых параметров. Желая одержать победу на торгах, подрядные организации не стремятся производить тщательный расчет заявляемой цены и не прогнозируют объемов собственных средств в долгосрочном периоде или возможности привлечения финансовых средств для исполнения контракта. В результате возникает ситуация, когда подрядчик, выигравший торги, не имеет реальных возможностей исполнить взятые на себя ценовые обязательства контракта.

Пути совершенствования механизма размещения государственного и муниципального заказа

Таким образом, по нашему мнению, основными недостатками действующей законодательной базы в области размещения заказов являются:

1) выбор победителя в торгах на основе только ценового критерия;

2) отсутствие объективного механизма оценки подрядчика по качественным показателям, способным сформировать у заказчика взвешенное решение при выборе подрядчика;

3) отсутствие прозрачной методики обеспечения минимальной цены контракта, способной

в настоящее время цена государственного или муниципального контракта является твердой, не может изменяться в ходе его исполнения и определяется на весь срок выполнения работ

строительство

в современных условиях возникает необходимость совершенствования механизма размещения государственного и муниципального заказа на выполнение строительно-монтажных

работ

отразить финансовые возможности подрядчика и снизить риск неисполнения обязательств подрядчика перед заказчиком. В связи с этим, в современных условиях возникает необходимость совершенствования механизма размещения государственного и муниципального заказа на выполнение строительно-монтажных работ.

С нашей точки зрения, инструментами, качественно характеризующими общий результат деятельности организации, в современных условиях являются стоимостные принципы управления, которые:

— способны удовлетворить экономические интересы многих контрагентов на рынке подрядных работ (заказчиков, потребителей, поставщиков, инвесторов, кредиторов и т. д.);

— учитывают динамичный характер стоимостной категории;

позволяют управлять стоимостью и посто-личивать.

редприятием с учетом данных оляет учесть большое коли-ов внешней и внутренней среды строительной организации, разработать стратегию ее дальнейшего развития, дать комплексную характеристику ее деятельности. Это связано с тем, что рыночная стоимость предприятия не только обосновывает его разумную цену при продаже бизнеса, но и используется для обоснования инвестиционных программ, при проведении залоговых операций и т.п. Определение рыночной стоимости строительной организации позволяет учесть различного рода риски, присущие конкретному объекту оценки. Это целесообразно при применении наиболее адекватных методов в рамках традиционных подходов к оценке стоимости предприятий.

Стоимостной подход

при оценке конкурентоспособности

строительной организации

С точки зрения рационализации современного механизма размещения государственного и муниципального заказа применение стоимос-

ссийское предпринимательство, 2009, № 3 (1)

тного подхода наилучшим образом способно отразить стратегии развития подрядной организации, обеспечивающие ей конкурентоспособность, что представлено на рис. 1. Базовый (тактический) уровень управления конкурентоспособностью основан на ценовой стратегии строительной организации. Он формируется, по сути, стоимостной характеристикой, которая является основополагающей при заключении контракта на выполнение строительно-монтажных работ и может быть сопоставима с таким показателем, как стоимость имущественного комплекса предприятия.

Стратегический уровень основан на стратегии повышения конкурентоспособности строительной организации и стратегии наращивания стоимости ее имущественного комплекса. Постоянное совершенствование такой экономической категории, как конкурентоспособность позволяет обеспечить фирме устойчивое превосходство над конкурентами. В современных условиях функционирования строительных организаций стратегия повышения конкурентоспособности неразрывно связана с ценовой стратегией строительной организации.

Стратегия наращивания стоимости, в свою очередь характеризуется существованием реальных возможностей к исполнению ценовых обязательств строительной организации по контракту. Это связано с тем, что стоимость имущественного комплекса строительного предприятия может использоваться для создания страхового фонда, а ее положительное изменение позволяет формировать деловую репутацию, как важное конкурентное преимущество.

Таким образом, предлагаемая система позволяет более комплексно отразить, что с позиции стоимостного подхода строительная организация является конкурентоспособной, если она более успешно, чем конкуренты реализует свое ценовое преимущество и выполняет государственный заказ за счет более эффективного управления ресурсами с целью

Литература

1. Федеральный закон от 08.07.2005 № 94-ФЗ

«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 № 207-ФЗ, от 27.07. 2006 № 142-ФЗ, от 20. 04. 2007 № 53-ФЗ (ред. 24.07.2007), от 24.07.2007 № 218-ФЗ).

2. Российская газета [Электронный ресурс].

— Электрон. дан. — Режим доступа: http:// www.rg.ru/2005/07/28/ goszakaz.html. — Загл с экрана.

3. Официальный сайт города Брянска [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: www.torgi.bryansk.ru.

— Загл с экрана.

4. Официальный сайт государственных закупок Брянской области [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — Режим доступа: www.tender. debryansk.ru. — Загл с экрана.

I

я

о

к ж

§

№ о

ее р

Ьо

о

§

Стратегичес кий уровень управления конкурентоспо собностью строительной организации

Базовый (тактический) уровень управления конкурентоспо собностью строительной опгяничяпии

Стратегичес

кий уровень

управления

конкурентоспо

собностью

строительной

организации

Стратегия повышения конкурентоспособности

Финансовый потенциал

(способность

привлечения

заемных

средств и

выполнения

обязательств

по ним)

Экономический потенциал

(структура формирования сметной стоимости строительства, выбор методов определения сметной стоимости строительства, взаимодействие с поставщиками по приемлемым ценам на строительные материалы)

Управленческий потенциал

(структура управления, инновационная деятельность, маркетинговая деятельность)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ценовая стратегия

Стоимость строительно-монтажных работ

Риски

Производственный и трудовой потенциал

(производственные мощности, техника и строительные машины, технологии производственного процесса, квалификация рабочих, профессионализм, опыт работы и реализации строительно-монтажных работ)

Спрос

Стратегия наращивания стоимости имущественного комплекса строительной организации

Управление стоимостью предприятия

Определение страхового фонда и наиболее эффективное использование составляющих имущественного комплекса организации

Формирование деловой репутации организации

Рис. 1. Система стратегий обеспечения конкурентоспособности строительной организации.

Существующий механизм размещения государственного и муниципального заказа

Предлагаемый объективный механизм размещения государственного и муниципального заказа

К

Процедура подготовительного этапа

(охватывает весь перечень работ от принятия решения на размещение заказа, разработки тендерной документации до определения претендентов и рассылки им тендерной документации)

Недостаток: не позволяет заказчику сформировать объективное мнение о подрядчике, что приводит к невыполнению контракта

Принятие решения о проведении определенной формы размещения заказа

Разработка оферт претендентами и предоставление их в тендерный комитет

Установление соответствия всем требованиям тендерной документации, внесение задатка претендентом

Рассмотрение оферт и рассылка уведомлений претендентам об отказе приема их к регистрации

Вскрытие оферт и их экспертиза, претендент принимает статус оферента

Оценка тендерных предложений, выбор победителя по критериям, отражающимся в тендерной документации Недостаток: выбор подрядчика по одному критерию -минимальной цене контракта

Принятие решения тендерным комитетом, утверждение результатов торгов, заключение контракта Недостаток: возникновение риска неисполнения контпакта

Процедура подготовительного этапа

(охватывает весь перечень работ от принятия решения на размещение заказа, разработки тендерной документации до определения претендентов и рассылки им тендерной документации)

Предлагается учитывать критерий: стоимость имущественного комплекса строительной организации, что позволит заказчику более комплексно оценить возможности подрядчика по выполнению условий контракта

Принятие решения о проведении определенной формы размещения заказа

Разработка оферт претендентами и предоставление их в тендерный комитет

Рассмотрение оферт и рассылка уведомлений претендентам об отказе приема их к регистрации

Рассмотрение стоимостных характеристик позволит сократить количество отказов уже на этапе регистрации подрядчиков

Установление соответствия всем требованиям тендерной документации, внесение задатка претендентом

Вскрытие оферт и их экспертиза, претендент принимает статус оферента

Оценка тендерных предложений, выбор победителя по критериям, отражающимся в тендерной документации

Преимущество: выбор подрядчика по многокритериальному параметру

Принятие решения тендерным комитетом, утверждение результатов торгов, заключение контракта

Предлагается ввести страхование ответственности подрядчика в зависимости от критерия — стоимость имущественного комплекса строительной организации

Преимущество: снижение риска неисполнения контракта и возврата финансируемых средств

Рис. 2. Предлагаемая модель эффективного механизма размещения государственного и муниципального заказа на выполнение строительно-монтажных работ.

удовлетворения потребностей (нужд) заинтересованных в деятельности организации сторон и прироста стоимости предприятия.

Механизм размещения государственного и муниципального заказа

На рис. 2 представлена предлагаемая модель эффективного механизма размещения государственного и муниципального заказа на выполнение строительно-монтажных работ. Таким образом, предлагается совершенствование механизма размещения государственного и муниципального заказа на выполнение строительно-монтажных работ на основе критериального показателя, которым является стоимость имущественного комплекса строительной организации. Это позволит заказчику более объективно оценить возможности подрядчика по выполнению условий контракта, а через страхование его ответственности снизить риск неисполнения контракта.

Silkina T.Ya.

doctoral student of economic faculty, Bryansk State Engineering-Technological Academy, appraiser of «Co-Invest Briansk» LLC

Construction: a new mechanism for choosing the contractors

Improving the mechanism of state and municipal orders for the construction works

_Аnnotation

In volatile market environment, financial crisis, the tightening competition in the market of construction works and services particular importance takes the problem of competitiveness of construction companies. After winning the tender for the construction works for the state, contractors are not always able to perform these works. Why is this situation and how to prevent - this will be discussed in the article.

fccuucKoe предпринимательство, 2009, № 3 (1)

B30S

строительная организация является конкурентоспособной, если она более успешно, чем конкуренты реализует свое ценовое преимущество и выполняет государственный заказ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.