Научная статья на тему 'Совершенствование механизма принятия решений в процедурах программно-целевого управления региональной инновационной системой'

Совершенствование механизма принятия решений в процедурах программно-целевого управления региональной инновационной системой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / SYSTEM / SYSTEM ANALYSIS / REGIONAL INNOVATION SYSTEM / PROGRAM-TARGET MANAGEMENT / INFORMATION SYSTEM / FUNCTIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хомякова Анна Александровна, Сизова Ольга Владимировна, Карасёва Светлана Николаевна

В статье представлены результаты исследования, направленного на разработку теоретических аспектов совершенствования программно-целевого управления региональной инновационной системой в условиях формирования цифровой среды. В качестве одной из острых проблем функционирования региональной инновационной системы выделен недостаточный уровень информационного обеспечения процессов принятия решений об инновационном развитии. В статье охарактеризован состав задач информационной системы управления региональной инновационной системы, направленных на обеспечение эффективного взаимодействия между научными организациями, инновационно-активными предприятиями и органами государственного управления региональной инновационной системой. Рассмотрены особенности программно-целевого управления региональной инновационной системой, выделены процедуры программно-целевого управления в условиях цифровой трансформации. Сформирована функциональная модель программно-целевого управления региональной инновационной системы, функциональное содержание которой составляют процедуры программно-целевого управления, а ресурсное обеспечение представлено элементами региональной инновационной системы. В качестве эффективного способа совершенствования механизма принятия решений в процедурах программно-целевого управления региональной инновационной системой предложено внедрение региональной информационной системы. Выделен ряд вариантов использования информационной системы региональной инновационной системы, охарактеризовано взаимодействие пользователей и информационной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хомякова Анна Александровна, Сизова Ольга Владимировна, Карасёва Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE DECISION-MAKING MECHANISM IN THE PROCEDURES OF PROGRAM-TARGET MANAGEMENT OF THE REGIONAL INNOVATION SYSTEM

The article presents the results of the development of theoretical aspects of improving the program-targeted management of the regional innovation system in the formation of a digital environment. An acute problem of the functioning of a regional innovation system is the insufficient level of information support for decision-making processes about innovation development. The article describes the composition of the tasks of the management information system of a regional innovation system in terms of its elements. The main task of management is effective interaction between scientific organizations, innovation-active enterprises and government bodies of the regional innovation system. The features of program-targeted management of the regional innovation system are considered, the procedures of program-targeted management in the conditions of digital transformation are highlighted. The functional model of the program-oriented management of the regional innovation system has been formed. The model includes procedures for program-targeted management, resource provision is represented by elements of a regional innovation system. As an effective way to improve the decision-making mechanism in the procedures of the program-targeted management of the regional innovation system, the introduction of a regional information system has been proposed. The interaction of users and the information system is described.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма принятия решений в процедурах программно-целевого управления региональной инновационной системой»

УДК 005.22

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В ПРОЦЕДУРАХ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМОЙ

А. А. ХОМЯКОВА1, О. В. СИЗОВА1, С. H. КАРАСЕВА2

1ФГБОУ ВО Ивановский государственный химико-технологический университет, Российская Федерация, г. Иваново 2ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново, E-mail: xomakova@mail.ru

В статье представлены результаты исследования, направленного на разработку теоретических аспектов совершенствования программно-целевого управления региональной инновационной системой в условиях формирования цифровой среды. В качестве одной из острых проблем функционирования региональной инновационной системы выделен недостаточный уровень информационного обеспечения процессов принятия решений об инновационном развитии. В статье охарактеризован состав задач информационной системы управления региональной инновационной системы, направленных на обеспечение эффективного взаимодействия между научными организациями, инновационно-активными предприятиями и органами государственного управления региональной инновационной системой.

Рассмотрены особенности программно-целевого управления региональной инновационной системой, выделены процедуры программно-целевого управления в условиях цифровой трансформации. Сформирована функциональная модель программно-целевого управления региональной инновационной системы, функциональное содержание которой составляют процедуры программно-целевого управления, а ресурсное обеспечение представлено элементами региональной инновационной системы.

В качестве эффективного способа совершенствования механизма принятия решений в процедурах программно-целевого управления региональной инновационной системой предложено внедрение региональной информационной системы. Выделен ряд вариантов использования информационной системы региональной инновационной системы, охарактеризовано взаимодействие пользователей и информационной системы.

Ключевые слова: система, системный анализ, региональная инновационная система, программно-целевое управление, информационная система, функциональная модель.

IMPROVEMENT OF THE DECISION-MAKING MECHANISM IN THE PROCEDURES OF PROGRAM-TARGET MANAGEMENT OF THE REGIONAL INNOVATION SYSTEM

A. A. HOMYAKOVA1, О. V. SIZOVA1, S. N. KARASYOVA2

'Ivanovo State University of Chemistry and Technology, Russian Federation, Ivanovo

о

Federal State Educational Institution of Higher Education «Ivanovo Fire and Rescue Academy of the State Fire Service of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters», Russian Federation, Ivanovo E-mail: xomakova@mail.ru

The article presents the results of the development of theoretical aspects of improving the program-targeted management of the regional innovation system in the formation of a digital environment. An acute problem of the functioning of a regional innovation system is the insufficient level of information support for decision-making processes about innovation development. The article describes the composition of the tasks of the management information system of a regional innovation system in terms of its elements. The main task of management is effective interaction between scientific organizations, innovation-active enterprises and government bodies of the regional innovation system.

©Хомякова А. А., Сизова О. В., Карасева С. H., 2019

14

The features of program-targeted management of the regional innovation system are considered, the procedures of program-targeted management in the conditions of digital transformation are highlighted. The functional model of the program-oriented management of the regional innovation system has been formed. The model includes procedures for program-targeted management, resource provision is represented by elements of a regional innovation system.

As an effective way to improve the decision-making mechanism in the procedures of the program-targeted management of the regional innovation system, the introduction of a regional information system has been proposed. The interaction of users and the information system is described.

Keywords: system, system analysis, regional innovation system, program-target management, information system, functional model.

Введение. Социально-экономическая система любого региона в современных условиях испытывает усиливающееся влияние роли инноваций составе факторов экономического роста: вектор развития Российской Федерации направлен на формирование новой технологической базы, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, на внедрение новых методов организации производства и труда, с роботизацией, цифровиза-цией и компьютеризацией управления бизнес-процессами. В целях анализа, локализация инновационных факторов развития на уровне региона происходит в рамках такого структурного элемента региональной социально-экономической системы, как региональная инновационная система (далее - РИС).

Степень эффективности управления конкретной инновационной системой напрямую зависит от механизма принятия решений, а именно от совокупности элементов системы управления РИС, обеспечивающих поиск, переработку, хранение и использование информации в целях разработки альтернативных вариантов управленческих решений, выбора наилучшей из альтернатив и дальнейшей реализации принятого управленческого решения. Одной из острых проблем создания и развития региональной инновационной системы, является недостаточный уровень информационного обеспечения процессов принятия решений об инновационном развитии [1]. В связи с этим актуальной задачей сегодня является совершенствование механизмов управления РИС посредством разработки информационной системы поддержки принятия решений об инновационном развитии региона, решающей задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности.

Целью проводимого исследования является разработка теоретических аспектов совершенствования программно-целевого управления региональной инновационной си-

стемой в условиях формирования цифровой среды.

Понятие и состав элементов региональной инновационной системы. В рамках проводимого нами исследования для формирования модели управления региональной инновационной системой за основу принято определение, предложенное А.Г. Кайгородо-вым [2]. Региональная инновационная система рассматривается как совокупность научно-образовательных, финансово-экономических, технико-технологических, информационных, социальных и других субъектов инновационной деятельности на территории конкретного региона и включает в себя следующие элементы:

- Блок НИОКР, сформированный региональным центром научных исследований и разработок, научно-исследовательскими организациями и подразделениями НИОКР в рамках предприятий и организаций реального сектора экономики;

- Блок трансфера инноваций, включающий в себя региональный центр трансфера инноваций и центры трансфера инноваций в рамках научных организаций;

- Блок финансово-экономического обеспечения, объединяющий региональный фонд финансирования инновационных проектов, региональный фонд финансирования научных исследований, региональные венчурные фонды и ПИФы, а также финансово-кредитные учреждения;

- Блок государственного управления;

- Блок инновационного производства, сформированный инновационно-активными предприятиями, а также, при наличии инновационного кластера его резидентами.

Цели функционирования региональной инновационной системы касаются создания необходимых условий для масштабного технологического обновления производства на основе передовых научно-технических разработок и включают формирование конкурентоспособного национального сектора исследований и разработок, обеспечивающего переход экономики на инновационный путь развития;

формирование у хозяйствующих субъектов модели инновационного поведения; поддержка процессов создания и распространения инноваций во всех отраслях экономики.

Как объект управления РИС характеризуется следующими признаками:

1. Наличие большого количества взаимосвязанных элементов, взаимодействующих между собой.

2. Сложность выполняемой функции для достижения цели функционирования, основанной на достижении группы промежуточных целей.

3. Наличие множества целевых задач, построенных на единой модели предметной области.

4. Наличие гибкой структуры управления, качество которой во многом зависит от степени централизации, изменяемой в зависимости от сложности, вида, объема решаемых задач.

5. Наличие большого числа информационных потоков, обрабатываемых гетерогенными информационными системами, в большинстве своем не взаимодействующими между собой, позволяющими получать и обрабатывать информацию как от внешней среды, так и от элементов региональной инновационной системы, на основании которой можно выработать управленческое решение.

6. Функционирование под воздействием большого числа случайных факторов, взаимодействие с внешней средой, в процессе которого могут происходить отклонения от нормального режима работы вследствие возмущающих факторов, возникающих как внутри системы, так и за ее пределами.

Учитывая указанные характеристики объекта, в качестве одного из эффективных подходов к управлению можно рассматривать программно-целевое управление. В качестве предпосылок и условий выбора и использования программно-целевого управления обычно называют [3]:

- наличие в системе сложных, значимых и приоритетных по срокам задач и проблем, требующих безотлагательного решения, комплексного подхода и согласованной деятельности разных субъектов и уровней управления внутри системы;

- объективно межфункциональный характер этих проблем, требующий координации усилий и ресурсов с выходом за рамки существующих ведомственных структур, и требующий участия субъектов власти и управления более высоких уровней;

- необходимость концентрации всех ресурсов, требующихся для решения проблемы, их разумного распределения и использования в условиях финансовой нестабильности.

Как справедливо отмечает А. И. Закинчак [4], в современных условиях органы управления регионального уровня не имеют возможности напрямую регулировать деятельность большей части хозяйствующих субъектов на территории региона. Эту проблему позволяет разрешить программный подход, осуществляемый этапами, с параллельным, «сквозным» анализом сложившихся условий и возможностей, с развертыванием их по многим направлениям.

Процедуры программно-целевого управления в процессах принятия решений в управлении региональной инновационной системой. В основе реализации программно-целевого подхода к управлению лежит разработка целевой программы. Целевая программа - стратегический документ, который содержит комплекс различных мероприятий, взаимосвязанных по содержанию и используемым ресурсам и направленный на достижение целей в решение задач социального, экономического, культурного, инновационного характера, а также безопасности страны в целом. Состав этапов процесса программно-целевого управления РИС проиллюстрирован на рис. 1.

Важно подчеркнуть, что в реализации мероприятий целевых программ развития региональной инновационной системы участвуют представители различных блоков РИС. Так, научно-исследовательские организации и подразделения НИОКР хозяйствующих субъектов, осуществляя научные исследования, формируют предложение новаций, представляющее практический интерес для инновационно активных предприятий. В свою очередь предприятия, заинтересованные в проведении научных исследований могут инициировать заявки на их проведение в рамках коммерческого трансфера инноваций. Связующим звеном между этими блоками РИС является Блок трансфера инноваций, формирующий базу данных о спросе и предложении в сфере НИОКР. Однако в ходе проведённого исследования выявлено, что, несмотря на всё «богатство» сформированных в ряде исследованных регионов инновационных инфраструктур, пока не удаётся обеспечить кардинального технологического прорыва. Одной из причин данного положения является отсутствие налаженной системы взаимосвязи научной, инновационной и производственной деятельности.

Рис. 1. Состав этапов процесса программно-целевого управления региональной инновационной системой

По нашему мнению, функцию координации взаимодействия различных элементов РИС наиболее эффективно и целенаправленно могут выполнять региональные органы власти в формате программно-целевого управления. Однако, многие управленческие процедуры, связанные с формированием концепции и системы целей инновационного развития региона, инициацией научных исследований и активизацией внедрения их результатов в деятельности хозяйствующих субъектов, а также с оценкой достижения целевых показателей программ, не автоматизированы. В то же время происходящая сегодня цифровая трансформация государственного управления актуализирует задачу формирования цифровой среды управления РИС, в рамках которой процесс программно-целевого управления должен включать ряд этапов, связанных с формированием и использованием базы данных о спросе и предложении НИОКР, а также о реализуемых инновационных мероприятиях (рис. 2).

Цифровая трансформация процедур программно-целевого управления региональной инновационной системой. Информационная система, предназначенная для

управления региональной инновационной системой, должна строиться как иерархическая, территориально-распределенная система, содержащая информацию, интегрированную по предметным областям, по функциональным направлениям использования и по уровням административно-территориального деления региона на основе общеметодологических подходов и организационных принципов инновационной системы, согласованной на уровне программно-технических средств и информационно-лингвистической совместимости и взаимодействия [5].

Цифровая среда управления РИС должна автоматизировать осуществление следующих взаимосвязанных процедур:

1. Формулирование целей функционирования региональной инновационной системы.

2. Формирование мероприятий целевых программ.

3. Распределение ресурсов между программами.

4. Контроль результативности реализации целевых программ функционирования региональной инновационной системы.

Рис. 2. Состав этапов процесса программно-целевого управления региональной инновационной системой в условиях цифровой среды

Указанные процедуры формируют содержание модели программно-целевого управления региональной инновационной системой (рис. 3), функциональное содержание которой составляют процедуры программно-целевого управления, а ресурсное обеспечение представлено элементами региональной инновационной системы.

Для построения функциональной модели процесса программно-целевого управления региональной инновационной системой использована нотация моделирования ЮЕРО -методология функционального моделирования, позволяющая описать процесс программ-

но-целевого управления в виде иерархической системы взаимосвязанных функций [6].

В рамках настоящего исследования нами проведена разработка спецификации информационной системы управления РИС, способной автоматизировать управленческие процедуры, реализуемые органами государственной власти в целях координации взаимодействия научно-исследовательских организаций, инновационно активных предприятий и регионального центра управления РИС.

Рис. 3. Функциональная модель процесса управления региональной инновационной системой1

Научно-исследовательские организации и инновационно активные предприятия РИС использует информационную систему для поиска контрагентов (рис. 4). При этом в информационной системе управления РИС формируется база данных о предложениях о заключении договоров на проведение НИОКР, база данных о заключённых договорах и реализуемых мероприятиях, база данных о фактических результатах реализуемых мероприятий, а также автоматизировано осуществляется информированием зарегистрированных пользователей о наличии потенциальных контрагентов.

Хозяйствующие субъекты и научные организации размещают в информационной системе информацию (коммерческие предложения) в форме публичной оферты на заключение договоров о проведении НИОКР, лицензионных договоров, договоров о покупке/продаже технологий. Кроме того, хозяйствующие субъекты и научные организации, заключившие договора и реализующие мероприятия, с установленной периодичностью заполняют в информационной системе сведения о фактических показателях реализации мероприятий.

Региональные органы государственной власти (Региональный центр управления РИС) используют информационную систему управления РИС для формирования системы целей функционирования РИС, формирования региональной информационной базы о реализуемых мероприятиях и оценки их результативности (рис. 5).

Оценка результативности региональной целевой программы функционирования РИС имеет целью обеспечить пользователей контрольной информацией, необходимой для принятия решений о необходимости корректировки параметров целевых программ. Отчёт о составе и результатах реализации мероприятий региональной целевой программы позволяет лицу, принимающему решения, сделать обоснованный выбор в пользу наиболее перспективных мер. Алгоритм сравнения целевых и фактических показателей результативности мероприятий, положенный в основу обработки имеющихся данных, основан на методе поиска альтернативы с заданными свойствами.

Модель построена в среде ERwin

Рис. 4. Взаимодействие научно-исследовательских организаций и инновационно активных предприятий с информационной системой управления РИС

Рис. 5. Взаимодействия органов государственного управления с информационной системой управления РИС

Данный метод многокритериального выбора относится к случаю, когда заранее могут быть указаны значения частных критериев (целевых показателей). Задача состоит в том, чтобы найти альтернативу, удовлетворяющую этим показателям, либо, установив, что такая альтернатива во множестве отсутствует, найти в альтернативу, которая подходит к поставленным целям ближе всего.

Пусть х- некоторая альтернатива из множества X. Считается, что для всех х может быть задана функция q(x), которая называется критерием (критерием качества, целевой функцией, функцией предпочтения, функцией полезности) и обладает тем свойством, что если альтернатива х1 предпочтительнее х2(будем обозначать это х1> х2), то д(х?)>д(х2) и обратно.

Если теперь сделать еще одно важное предположение, что выбор любой альтернативы приводит к однозначно известным последствиям (т.е. считать, что выбор осуществляет-

ся в условиях определенности) и заданный критерий д(х) численно выражает оценку этих последствий, то наилучшей альтернативой х* является, естественно, та, которая обладает наибольшим значением крите-

р и я х *=агдтах{ц{х)}.

Задав целевые значения (опорные точки) д,*, мы начинаем приближаться к цели по некоторой траектории в пространстве. Это достигается введением числовой меры близости между очередной альтернативой х и целью х* т.е. между векторами д(х)=[ф(х)<... <др(х)] и

*(*)<■■■ «7Р'Отданную близость определяем, рассчитывая расстояние:

1 /к

dk (Я, q*) = { k М " £

где иг, - коэффициенты, приводящие слагаемые к одинаковой размерности и одновременно учитывающие разноважность критериев.

к

Чем меньше расстояние, тем более оптимальным является мероприятие.

Таким образом, информационная система управления РИС должна включать в себя набор модулей разграниченного доступа для пользователей блоков НИОКР, инноваци-

онного производства и государственного регулирования.

Архитектура информационной системы, включающая подсистемы основных участников взаимодействия, представлена на рис. 6.

н

Internet

Региональный центр управления РИС

БД

регионального

центра управления РИС

Программное обеспечение информационной подсистемы регионального центра управления РИС

Научно-исследовательские организации

Внутренние пользователи

П

Удаленные пользователи

Удаленные пользователи

Программное обеспечение информационной подсистемы научно-исследовательских организаций

/—\ W

БД научно-исследовательс ких организации

О Q Внутренние

пользователи

Инновационно-активные предприятия РИС

Программное обеспечение информационной подсистемы инновационно-активных предприятий РИС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Z1—N W

инновационно-

активных предприятий

РИС

О Q Внутренние QrtVj пользователи

Электронная почта

Рис. 6. Архитектура информационной системы управления РИС

Выводы. Таким образом, эффективное программно-целевое управление региональной инновационной системой должно основываться на привлечении большого количества различных элементов региональной инновационной инфраструктуры. При этом решающую роль играет создание условий для формирования и поддержания продуктивных взаимосвязей между этими элементами, что может быть практически реализовано с помощью внедрения региональной информацион-

Список литературы

1. Абрамова Е. А. Цифровая экономика как ключевой фактор эффективного управления современными бизнес-процессами // Известия высших учебных заведений. Серия:

ной системы, обеспечивающей взаимодействие между научными организациями, инновационно активными предприятиями и органами государственного регулирования. Степень эффективности такого взаимодействия будет напрямую зависеть от способности информационной системы обеспечить все взаимодействующие в РИС элементы достаточной и актуальной информацией.

Экономика, финансы и управление производством. 2018. №4 (38). С.56-60.

2. Кайгородов А. Г., Грачёва М. Л. Организационно-экономическое обеспечение трансфера в инновационной деятельности // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2016. № 3 (47). С. 92-99.

3. Галиахметов Р. А., Путина H. Н. Совершенствование системы исполнительной власти региона по управлению реальным сектором экономики на основе программно-целевого управления // Вестник ИжГТУ им. М.Т.Калашникова. 2018. Т. 21. №4. С. 120123.

4. Горинова С. В., ЗакинчакА. И. Комплексный подход к формированию инвестиционной и социальной политики региона // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2017. № 1 (49). С. 19-26.

5. Иода Е. В. Роль информационного обеспечения в управлении региональной инновационной системой // Социально-экономические явления и процессы. 2012 № 12. С.92-99.

6. Методология функционального моделирования IDEF0. М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. 69 с.

References

1. Abramova Е. A. Cifrovaya ekonomika как klyuchevoj faktor effektivnogo upravleniya so-vremennymi biznes-processami [Digital economy as a key factor in effective management of modern business processes], Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Seriya: Ekonomika, finansy i upravlenie proizvodstvom, 2018, vol. 4(38), pp. 56-60.

2. Kajgorodov A. G., Grachyova M. L. Organizacionno-ekonomicheskoe obespechenie

transfera v innovacionnoj deyatel'nosti [Organizational and economic support of transfer in innovation activity], Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie, 2016, vol. 3(47), pp. 92-99.

3. Galiahmetov R. A., Pushina N. N. Sovershenstvovanie sistemy ispolnitel'noj vlasti regiona po upravleniyu real'nym sektorom ekonomiki na osnove programmno-celevogo upravleniya [Improving the system of executive power in the region for managing the real sector of the economy on the basis of program-targeted management], Vestnik IzhGTU im. M.T. Kalashni-kova, 2018, vol. 21, issue 4, pp. 120-123.

4. Gorinova S. V., Zakinchak A. I. Kom-pleksnyj podhod k formirovaniyu investicionnoj i social'noj politiki regiona [An integrated approach to the formation of investment and social policy of the region], Sovremennye naukoemkie tekhnologii. Regional'noe prilozhenie, 2017, vol. 1(49), pp. 19-26.

5. loda E. V. Rol' informacionnogo obespecheniya v upravlenii regional'noj innovacionnoj sistemoj [The role of information support in the management of regional innovation system], Social'no-ekonomicheskie yavleniya i process, 2012, issue 12, pp. 92-99.

6. Metodologiya funkclonal'nogo mod-elirovaniya IDEF0 [Methodology of functional modeling IDEF0], M.: IPK Izdatel'stvo standartov, 2000, 69 p.

Карасёва Светлана Николаевна

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Российская Федерация, г. Иваново

кандидат технических наук, старший преподаватель-методист адъюнктуры

E-mail:svetlana_karaseva_77@mail.ru

Karasjova Svetlana Nikolaevna

Ivanovo fire and rescue academy of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia, Russian Federation, Ivanovo

PhD in of Technical Sciences, senior teacher-methodologist of Adjunct E-mail:svetlana_karaseva_77@mail.ru

Сизова Ольга Владимировна

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет», Российская Федерация, г. Иваново кандидат технических наук, доцент Sizova Olga Vladimirovna

PhD in of Technical Sciences, associate Professor of Department of Information Technology and the Digital Economy

Ivanovo State University of Chemical and Technology Russian Federation, Ivanovo

Хомякова Анна Александровна

ФГБОУ ВО «Ивановский государственный химико-технологический университет»,

Российская Федерация, г. Иваново

кандидат экономических наук, доцент

E-mail: xomakova@mail.ru

Homyakova Anna Aleksandrovna

PhD in Economics, associate Professor of Department of Information Technology and the Digital Economy Ivanovo State University of Chemical and Technology Russian Federation, Ivanovo E-mail: xomakova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.