Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ (НА ПРИМЕРЕ НОРД-ОСТА И «КРОКУС СИТИ ХОЛЛ»)'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ (НА ПРИМЕРЕ НОРД-ОСТА И «КРОКУС СИТИ ХОЛЛ») Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
теракт / социальное обеспечение / террористический акт / социально-негативное явление / социальная помощь / terrorist attack / social security / terrorist act / socially negative phenomenon / social assistance

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шищенко П. С., Свечникова В. В.

В научно-исследовательской работе проводится анализ эффективности системы социального обеспечения после терактов, на примере событий, произошедших в «Норд-Ост» и в «Крокус Сити Холл». Автором проанализирован зарубежный опыт и вносятся предложения по усовершенствованию механизма оказания помощи, пострадавшим от террористического акта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING MECHANISM OF SUPPORT FOR CITIZENS AFFECTED BY TERRORIST ACTS (USING EXAMPLE OF NORD-OST AND CROCUS CITY HALL)

The research paper analyzes the effectiveness of the social security system after the terrorist attacks, using the example of the events that occurred in Nord-Ost and Crocus City Hall. The author analyzes foreign experience and makes proposals to improve the mechanism for providing assistance to victims of a terrorist act.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ (НА ПРИМЕРЕ НОРД-ОСТА И «КРОКУС СИТИ ХОЛЛ»)»

УДК 349.3 ШищенкоП.С., СвечниковаВ.В.

Шищенко П.С.

студент 3 курса юридического факультета МИРЭА - Российский технологический университет (г. Москва, Россия)

Научный руководитель: Свечникова В.В.

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин института технологий управления МИРЭА - Российский технологический университет (г. Москва, Россия)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ПОДДЕРЖКИ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ (НА ПРИМЕРЕ НОРД-ОСТА И «КРОКУС СИТИ ХОЛЛ»)

Аннотация: в научно-исследовательской работе проводится анализ эффективности системы социального обеспечения после терактов, на примере событий, произошедших в «Норд-Ост» и в «Крокус Сити Холл». Автором проанализирован зарубежный опыт и вносятся предложения по усовершенствованию механизма оказания помощи, пострадавшим от террористического акта.

Ключевые слова: теракт, социальное обеспечение, террористический акт, социально-негативное явление, социальная помощь.

В последние годы мировая напряженность постоянно нарастает, а осуществляемые теракты становятся все более распространенным социально-негативным явлением в различных странах мира. Одним из ключевых вопросов,

которые возникают после таких ужасных событий является обеспечение социальной поддержки для пострадавших. Не обошла эта проблема и Россию.

Согласно ст. 52 Конституции Российской Федерации определено, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Это означает, что государство обязано организовать таковые механизмы, которые гарантировали бы потерпевшему доступ к правосудию и истинное возобновление прав, в том числе путем выплаты необходимой компенсации.

Подобные механизмы могут быть как минимум двух вариантов:

- обеспечивающие самостоятельную защиту потерпевшим своих прав, нарушенных преступлением,

- обеспечивающие такую защиту силами государства.

Исходя из этого, государство, гарантирует и допускает преимущество потерпевших на компенсацию причиненного вреда, и вдобавок возлагает на себя обязательство гарантировать реализацию указанного права в рамках установленных процедур, фактически сохраняя за собой монополию на уголовное преследование виновных в совершении террористического акта.

Особенно наглядно, по нашему мнению, сравнение событий двадцатилетней давности и современности, в нашем варианте это социальные меры и гарантии для пострадавших, и семей погибших граждан, при совершении террористических актов на постановке «Норд-Ост» в 2002 году, а также в «Крокус Сити Холл» 2024 г. Такое сравнение поможет выявить наиболее эффективные меры социальной поддержки, оказанной государством и обществом пострадавшим в результате этих трагических событий.

23 октября 2002 года террористы захватили и удерживали в течение трёх дней заложников из числа работников, зрителей и актёрского состава мюзикла «Норд-Ост» — 912 человек в здании Театрального центра на Дубровке. Ранним утром 26 октября начался штурм — именно в этот день было больше всего

погибших в теракте. Причинами смерти заложников стали осложнения хронических заболеваний и трехдневное пребывание без пищи и воды [1].

Ситуация осложнилась, когда выяснилось, что причиной гибели заложников стал также неизвестный газ, использованный в ходе штурма. Эта позиция была поддержана в 2011 году Европейским судом по правам человека, присудивший 64 жертвам теракта значительные компенсации [2]. В решении суда указывалось на необоснованное применение силы, недостаточное оказание заложникам своевременной медпомощи и др. Указанные меры поддержки были осуществлены, но без учета последствий использования газа.

В материалах основного дела о расследовании теракта содержатся первичные заключения врачей — карточки вызовов бригад неотложной помощи, забиравших заложников из театра, и итоги судебно-гистологических исследований погибших, проведенных в первые дни после штурма. В них в качестве факторов гибели (за исключением пяти человек, застреленных террористами) отмечено «отравление неизвестным веществом» [3].

По официальным данным, жертвами теракта на Дубровке стали 130 человек. Первую материальную помощь оказало правительство Москвы, выплатившее родственникам погибших по 100 тысяч рублей, а пострадавшим — по 50 тысяч рублей [4]. При этом, были случаи, когда семье, погибшей в «Норд-Осте» оказали социальную поддержку через три года террористического акта [5].

Страсбургский суд решил, что российские власти недолжным образом спланировали и провели спасательную операцию и присудил компенсации 64-м заявителям в размере от €9 тыс. до 66 тыс. [6].

Именно эта трагедия показала необходимость комплексного подхода к оценке вреда, причиненного совершением террористического акта с учетом отдаленных негативных последствий для потерпевших. Учет всего комплекса конституционных и международно-правовых обязательств страны в части предоставления и выполнения прав потерпевших, а также методик оценки нарушенных прав всех пострадавших.

По прошествии четверти века, проблема осталась не разрешена в полном объеме. Террористические акты, к сожалению, стали совершаться все чаще. Очевидно, что людям нужна уверенность в том, что государство в критической ситуации не оставит их одних лицом к лицу, с угрозой к личной жизнедеятельности, и в связи с этим, решение проблемы социального обеспечения пострадавших и погибших граждан в террористических актах - это многозначительный фактор помощи для социального содействия в аналогичных казусах, где государство обязано в приоритете вклиниваться в решение социального обеспечения пострадавших и погибших граждан в ходе терактов.

За прошедшие годы значительно усовершенствовалась система оказания социальной помощи, данной категории граждан. Российские системы социального обеспечения прошли этап внедрения цифровых технологий, перевода ряда институтов социальной гарантий в цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств. Усовершенствовалась нормативно-правовая база с учетом зарубежного опыта.

Например, во Франции с 1986 г. имеется поручительско-гарантийный фонд, фундаментальный задачей которого является защита потерпевших от терактов. Целью которого представляется выплата компенсаций потерпевшим от террористического акта. Согласно ст. 9-1 Закона № 86-1020, потерпевшим от террористических актов, совершенных на территории страны, а также французским гражданам, живущим как во Франции, так и за ее пределами, но зарегистрированным во французском консульстве, возмещается ущерб за счет Гарантийного фонда[7].

Среди государств СНГ показательна социальная модель обеспечения пострадавших в Казахстане, где в 2018 г. был создан специализированный фонд компенсации вреда потерпевшим. В тех случаях, когда виновное лицо не установлено или не в состоянии полностью возместить причиненный ущерб, потерпевший может получить полную или частичную компенсацию причиненного правонарушением ущерба. Устройство и размер выплат, источники пополнения фонда, полномочия и обязанности государственных

органов и должностных лиц в предоставленной сфере основательно регламентированы федеральным законом Республики Казахстан [8].

В России аналогичный механизм отсутствует, однако предпосылки его создания появились уже 25 лет назад, в Федеральном законе от 25 июля 1998 г. № 130-Ф3 «О борьбе с терроризмом». В соответствии со ст. 17 этого ФЗ возмещение вреда, причиненного в результате террористического акта, производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого был совершен теракт, с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Порядок и размеры выплат единовременных пособий жертвам террористических актов в данном законе не установлены. Террористический акт, совершенный в Крокус-Сити, заставит рассмотреть и еще один аспект - количество жертв могло быть значительно ниже, если бы владельцы обеспечили надлежащим образом охрану здания и пожарную безопасность. Конечно, степень вины установит только суд, но уже сейчас очевидно, что успокаиваться рано, нужен действенный механизм, который потребует существенных финансовых затрат со стороны государства.

Исходя из изложенного очевидно, что социальные выплаты для пострадавших во время террористических актов имеют большое значение для оказания поддержки людям, как и другая государственная поддержка попавшим в тяжелую ситуацию граждан, и исходя из этого, ниже приведем несколько рекомендаций для улучшения института помощи граждан, пострадавших от террористических актов:

Предлагаем создать государственный фонд для всех пострадавших и семей погибших в ходе террористических актов. Этот фонд должен оказывать содействие в получении всех полагающихся мер поддержки, включающих медицинскую и социальную реабилитацию, лекарственное обеспечение, психологическую помощь, предоставление технических средств реабилитации и санаторно-курортного лечения на постоянной основе.

Для эффективной работы в сфере поддержки пострадавших необходим регулярный мониторинг состояния пострадавших и их потребностей на протяжении длительного времени. Это позволит адаптировать программы поддержки в соответствии с изменяющейся ситуацией здоровья. Такой подход позволит лучше ориентироваться в текущей ситуации и предоставлять необходимую помощь вовремя и четко.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. «Норд-Ост»: Прокуратура решила найти 4 сбежавших террористов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://svpressa.ru/politic/article/38968/ (02.04.2024);

2. ГазетаРу: «Россия нарушила право на жизнь» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.gazeta.ru/social/2011/12/20/3935306.shtml (02.04.2024);

3. Норд-Ост [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://feedbackgroup.info/proetcon/sudnordost.htm;

4. HUDOC European Court of Human Rights [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://hudoc.echr.coe.int/#%7B%22documentcollectionid2%22:[%22GRANDCHAMBER%22,%2 2CHAMBER%22]%7D ( 02.04.2024);

5. ЛентаРу: «Москва заплатит за Норд-Ост» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://lenta.ru/articles/2003/09/26/nordost/ (02.04.2024);

6. ЛентаРу: «Семье погибшей в «Норд-Осте» женщины помогли через три года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://lenta.ru/news/2005/09/30/help/ (02.04.2024);

7. МосРу: «№ 221-РП от 23.03.2024 «Об оказании помощи семьям погибших (умерших) и пострадавшим в результате террористического акта, совершенного в здании концертного зала «Крокус Сити Холл» 22 марта 2024 г.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.mos.ru/authority/documents/doc/53458220/ (02.04.2024);

8. ФС РФ Государственная Дума «Законодательство Франции по борьбе с терроризмом» [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://iam.duma.gov.ru/node/8/4397/14158 (03.04.2024);

9. Закон Республики Казахстан от 10 января 2018 г. № 131 -VI «О фонде компенсации потерпевшим» (с изм. от 9 июня 2021 г.) [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=32981304&pos=51,-44#pos=51,-44. (03.04.2024)

Shishchenko P.S., Svechnikova V. V.

Shishchenko P.S.

MIREA - Russian University of Technology (Moscow, Russia)

Scientific advisor: Svechnikova V.V.

MIREA - Russian University of Technology (Moscow, Russia)

IMPROVING MECHANISM OF SUPPORT FOR CITIZENS AFFECTED BY TERRORIST ACTS (USING EXAMPLE OF NORD-OST AND CROCUS CITY HALL)

Abstract: the research paper analyzes the effectiveness of the social security system after the terrorist attacks, using the example of the events that occurred in Nord-Ost and Crocus City Hall. The author analyzes foreign experience and makes proposals to improve the mechanism for providing assistance to victims of a terrorist act.

Keywords: terrorist attack, social security, terrorist act, socially negative phenomenon, social assistance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.