Научная статья на тему 'Совершенствование механизма организации электронных торгов в экономике России'

Совершенствование механизма организации электронных торгов в экономике России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
280
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
совершенствование механизма / система / электронные торги / достоинства и недостатки системы электронных торгов / организа-ция государственных закупок / заказчик / поставщик / контрактная систе-ма / коррупция в сфере электронных торгов / применение новых техноло-гий / improvement of the mechanism / system / electronic bidding / ad-vantages and disadvantages of the electronic bidding system / organization of public procurement / customer / supplier / contract system / corruption in the field of electronic bidding / the use of new technologies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагидова Наида Гамидовна

Определены достоинства и недостатки в механизме организации элек-тронных торгов. Предложены пути развития и совершенствования меха-низма электронных торгов, как одного из приоритетных направлений развития экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE ELECTRONIC TRADING ORGANIZATION MECHANISM IN THE RUSSIAN ECONOMY

The advantages and disadvantages in the mechanism of electronic bidding are determined. The ways of development and improvement of the electronic bid-ding mechanism, as one of the priority areas for the development of the Rus-sian economy, are proposed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма организации электронных торгов в экономике России»

УДК 330.3 ББК 65.011

Сагидова Наида Гамидовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Sagidova Naida Gamidovna - Ph.D. in economics, Associate Professor, Department of Economics, Dagestan State University of National Economy

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОРГАНИЗАЦИИ

ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

IMPROVEMENT OF THE ELECTRONIC TRADING ORGANIZATION MECHANISM IN THE RUSSIAN ECONOMY

Определены достоинства и недостатки в механизме организации электронных торгов. Предложены пути развития и совершенствования механизма электронных торгов, как одного из приоритетных направлений развития экономики России.

Ключевые слова: совершенствование механизма, система, электронные торги, достоинства и недостатки системы электронных торгов, организация государственных закупок, заказчик, поставщик, контрактная система, коррупция в сфере электронных торгов, применение новых технологий.

The advantages and disadvantages in the mechanism of electronic bidding are determined. The ways of development and improvement of the electronic bidding mechanism, as one of the priority areas for the development of the Russian economy, are proposed.

Key words: improvement of the mechanism, system, electronic bidding, advantages and disadvantages of the electronic bidding system, organization of public procurement, customer, supplier, contract system, corruption in the field of electronic bidding, the use of new technologies.

Электронные торги, несомненно, являются важным средством обеспечения конкуренции и экономии бюджетных средств. Но у любого механизма, наряду с достоинствами, всегда имеются и недостатки. Самой важной проблемой аукционов на данный момент является слабая информационная поддержка торгов, которая включает: сложный процесс регистрации на торгах, большое количество необходимых документов, недостаточное количество квалифицированных специалистов в этой области. Поэтому совершенствование и автоматизация механизма электронных торгов в экономике России является приоритетным путем ее развития.

В соответствии со сводным отчетом, проведенным Минфином России в сфере электронных торгов в 2018 году, общее количество зарегистрированных в ЕИС заказчиков закупки осуществило не более 53 % (149 427 заказчиков).

Сокращение количества заказчиков, которые осуществляли закупки, по отношению к показателю 2017 года (151 443 заказчиков) может быть связано с расширением применения механизма осуществления централизованных закупок, где полномочия заказчиков на определение поставщиков и на осуществление «полного цикла» закупок были переданы уполномоченным органам, уполномоченным учреждениям [3].

Действующий порядок планирования закупок привел к созданию громоздкого механизма, который требует значительного количества не только трудовых затрат, но и временных. Все это приводит к снижению получения эффективности от электронных торгов для экономики страны. Одним из таких снижающих требований является, например, необходимость ведения двух обособленных плановых документов - плана закупок и плана-графика закупок. Данные документы, в принципе, обладают схожестью и отличаются лишь степенью детализации находящейся в них информации.

С целью совершенствования механизма планирования, снижения временных и трудовых затрат и с целью сокращения ошибок, допускаемых заказчиками при создании достаточно объемных документов, нужно объединить план закупок и план-график в единый электронный документ и сократить срок его детализации до периода, позволяющего наиболее объективно определить критерии каждой осуществляемой закупки для более эффективного обеспечения государственных и муниципальных нужд и расходования бюджетных средств.

В 2018 году в ЕИС размещено 3,24 млн. извещений, при этом из тех закупок, которые осуществлялись открытыми конкурентными способами закупки [3]:

- состоявшимися было признано 1,17 млн. закупок, где определен победитель и заключен контракт;

- 969,8 тыс. закупок были признаны несостоявшимися;

- 51 025 извещений о закупке были отменены.

Довольно высоким сохраняется уровень закупок, признаваемых несостоявшимися, при этом преимущественным основанием является подача одной заявки на участие в закупке, где в случае, если на участие в закупке не поступило ни одной заявки или все поданные заявки участников закупки были отклонены заказчиком, положения Закона № 44-ФЗ не позволяют прервать цикличность закупок и заключить контракт с единственным поставщиком даже после неоднократного признания процедуры определения поставщика несостоявшейся.

В целях совершенствования и оптимизации порядка определения поставщика, а также повышения эффективности осуществления закупок необходимо рассмотреть вопрос об установлении возможности (в случае признания закупок несостоявшимися в связи с отсутствием заявок) заключать контракт с участником закупки, не подававшим заявку, но соответствующим требованиям документации о закупке и с разрешения контрольных органов в сфере закупок.

При этом с 01.07.2019 года вступают в силу положения Закона № 44-ФЗ, дающие возможность участникам закупок в электронной форме предоставлять в качестве обеспечения своих заявок на участие в закупке банковскую гарантию в электронной форме.

Данные меры должны и могут изменить в положительную сторону ситуацию с признанием закупок в электронной форме несостоявшимися.

Нуждается в пересмотре сложившаяся громоздкая система из более чем 11 открытых конкурентных способов определения поставщика. Например, можно исключить такие способы определения поставщика, как запрос предложений, запрос предложений в электронной форме (которые, по сути, не отличаются от конкурса). Кроме того, объединить конкурс с ограниченным участием с открытым конкурсом, объединить открытый конкурс и двухэтапный конкурс, при сохранении возможности обсуждения объекта закупки до размещения извещения о такой закупке. Это необходимо сделать, так как на данный момент многие отдельные способы потеряли существенные различительные признаки, стали дублироваться.

Не менее важным является решение вопроса, связанного с разработкой и совершенствованием нормативных документов отраслевой направленности, которые устанавливают современные требования к товарам, работам, услугам, а также определяют особенности их описания, приемки, и расчета НМЦК для осуществления закупки.

Решение данного вопроса даст возможность увеличить качество и прозрачность закупок на всех этапах: подготовки осуществления закупки, приемки ее результатов, а также в процессе их использования.

Организация закупок на основе каталога товаров, работ, услуг, предусматривающего унификацию наименований и требований к объектам закупок исходя из описания стандартизированных потребностей заказчиков, а не конкретных обращающихся на рынке товаров является оптимизирующей и облегчающей мерой работы в закупках. Данный каталог должен содержать типовые объекты и (или) группы закупок, что позволяет предложить к поставке взаимозаменяемые товары (услуги).

Систематизация и описание товаров, работ, услуг в указанном каталоге обеспечивает возможность автоматизированного контроля и анализа информации об осуществляемых закупках, включая оценку и сопоставление закупочной деятельности заказчиков и расчет референтных цен на сопоставимые товары, работы, услуги, при этом минимизирует риски описания объекта закупки с целью необоснованного ограничения допуска к закупке и, соответственно, коррупционных проявлений, а также способствует реализации механизма нормирования.

В реальности на практике каталог товаров, работ, услуг начал формироваться только с 2017 года и в на данный момент включает только отдельные группы товаров, что ограничивает использование его функционала и реализацию принципов контрактной системы в целом, так как в таком случае сохраняются условия для злоупотреблений, приводящих к подгонке предмета закупки под конкретных поставщиков и ограничению конкуренции.

Увеличение бюрократического аппарата, приводящего к затягиванию сроков осуществления закупок, является еще одной проблемой.

Для снижения уровня бюрократии требуется, чтобы стороны контрактов и договоров в обязательном порядке осуществляли документооборот в электронном виде по всем процедурам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, механизм осуществления которых позволяет сделать это [2].

На сегодняшний день еще одной проблемой является отсутствие конкретной помощи участникам процедур закупок для проведения взаимодействия с электронными торговыми площадками РФ. Конечно же, суще-

ствуют фирмы, которые могут оказать помощь и полностью подготовить для организаций и ИП все документы для подачи заявки на электронные торги, но при этом они не несут за них ответственности, а в случае если и несут, то такие услуги дорогостоящие.

Кроме того, пакетов документов, необходимых организациям и индивидуальным предприятиям, в месяц необходимо делать достаточно много, а гарантий получения результатов нет, что означает потерю времени и денег.

Поэтому следующий предлагаемый способ оптимизации действий агентов - создание унифицированных форм для аукционной документации.

Для новичка подготовить такую аукционную документацию является сложным процессом, так как необходимо прочитать документацию к аукциону и требования, указанные там, и часто такая документация бывает очень объемной. В этой связи, было бы существенным облегчением утверждение унифицированных форм, например 1 и 2 частей заявки, декларации соответствия. Тогда фирме надо было бы просто заполнить существующие формы. Это могло бы оптимальным способом автоматизировать деятельность агентов ЭТП, но пока единых форм нет, полезным является создание онлайн-сервиса помощи в формировании документации для участия в электронных торгах. Пошаговый онлайн-сервис может помочь любому заинтересованному лицу, не имеющему специальных знаний, и сможет составить необходимую электронную документацию, причем совершенно бесплатно [2].

Еще одним способом совершенствования механизма работы на электронных торгах является решение системной задачи администрирования и контроля на основе технологии «сквозного применения» структурированных юридически значимых электронных документов.

Именно технология передачи структурированных юридически значимых электронных документов (а не образов с ЭЦП) открывает возможности для обработки больших массивов данных в целях контроля исполнения заказа:

- на первом этапе имеем исходные данные: планы закупок;

- на втором этапе имеем параметры государственных контрактов;

- на третьем этапе имеем параметры закрывающих первичных документов.

Фактически юридически значимый электронный документооборот открывает возможности оптимальным способом организовать многие процессы, основанные на необходимости сверки данных из планов-контрактов первичных документов.

Далее рассмотрим решение проблемы организационного инструктажа.

С этой целью обязательным является оказание консультативной помощи в любых формах в реализации закона контролирующими органами.

Автором также предлагается в дополнении разработать обучающее приложение для телефонов, в котором будет собран полезный, понятный и конкретный материал в виде видеоинструций с пошаговыми циклами, полностью обучающий как работать новичку на электронных торгах, видеоинструкции и разборы, связанные с нововведениями в законодательстве и т.д.

Для решения же проблемы высокого уровня коррупции, в сфере электронных торгов можно применить 2 известных направления: осуществ-

ление ужесточения мер по контролю за осуществлением государственных закупок, что влечет значительные финансовые издержки и раздутие бюрократического аппарата, увеличение ответственности за совершение нарушений, в том числе введение уголовной ответственности за особо серьезные или регулярные нарушения законодательства, модернизация контрактной системы в направлении её цифровизации с целью ликвидации возможностей по совершению махинаций и иных противоправных действий в сфере государственных закупок, направленных на извлечение личной выгоды.

Не в полной мере реализованы функции единой информационной системы в сфере закупок на электронных торгах, как единого центра размещения информации о закупках и инструмента управления закупками, что связано, в первую очередь, с техническими возможностями данного сервиса, которые сильно ограничены, вследствие чего необходимо для его нормального функционирования проведение регулярных регламентированных работ и осуществление периодического обновления инструментария сайта.

В результате таких процедур часто происходит временный вывод из строя тех или иных функций сайта, что, в свою очередь, препятствует своевременному занесению необходимой информации заказчиком, а несоблюдение установленных законом сроков приводит к возникновению административной ответственности у сотрудников контрактной службы или контрактного управляющего. Для решения данной проблемы наиболее эффективным и инновационным решением является предложение разработки полноценного off-line-клиента официального сайта государственных закупок, который позволит заказчику в off-line режиме заполнять необходимые экранные формы, а при возобновлении доступа к официальному сайту переносить их путем синхронизации данных off-line клиента и форм на официальном сайте. По завершении синхронизации заказчику останется лишь проверить перенесенные данные и подтвердить их публикацию [4].

Кроме того, рассматриваются предложения создания новой единой системы электронных государственных закупок на основе появившейся технологии блокчейн, которая будет охватывать все этапы осуществления закупок, начиная с планирования и заканчивая контролем за исполненными контрактами, а также решать большой комплекс проблем управления контрактной системой, существующих в настоящее время.

Данная технология позволяет децентрализовать функции государства и распределить их между всеми членами общества, повысив этим доверие граждан к государственному аппарату. Технология блокчейн (block-chain), представляет собой распределенную базу данных, устройства хранения информации которой не подключены к общему серверу, т.е. децентрализованы и распределены между всеми участниками сети [1]. Данное определение позволяет понять, что в первую очередь технология направлена на достижение максимальной достоверности информации, занесенной в систему.

Однако существуют различные мнения относительно применения данной технологии в электронных торгах, среди которых есть как сторонники данной технологии, так и противники ее применения, объясняя свою позицию тем, что данная технология еще не проверена и не обладает пока достаточной степенью надежности для ее внедрения в сферу закупок.

Тем не менее, достижение максимальной отдачи от технологии блокчейн возможно лишь при условии одновременного наложения на си-

стему управления государственными закупками прочих методов и технологий, таких как большие данные, искусственный интеллект, интернет вещей.

Таким образом, совокупность применения современных методов и технологий может позволить значительно автоматизировать процесс осуществления государственных закупок и управления ими, снизить коррупционную и бюрократическую составляющие контрактной системы, оптимизировать время осуществляемых операций при соблюдении актуальных тенденций цифровизации всех сфер деятельности.

На основании всего вышеизложенного, вопросы по оптимизации и упрощению закупочных процедур на электронных торгах остаются наиболее актуальными.

Осуществленные в 2013 - 2018 годах меры не достаточно смогли реализовать возможности контрактной системы, что приводит к снижению эффективности и прозрачности закупок, ограничению конкуренции, завышению цен на закупаемые товары, работы, услуги, а также коррупционным проявлениям.

Предложенные выше мероприятия позволят оптимизировать процесс управления закупочной деятельностью в сфере электронных торгов по всей Российской Федерации.

Исходя из проведенной работы, выделим наиболее конкретные предложения, направленные на развитие и совершенствование методики и механизмов работы на электронных торгах:

- стандартизация закупочных процедур;

- систематизация нормативно-правовой базы;

- сокращение числа способов закупок;

- определение единых правил нормирования и единый обязательный перечень нормируемых товаров, работ, услуг, переход к нормированию характеристик на основе каталога товаров, работ, услуг;

- исключение цикличности закупок при отсутствии заявок, установив возможность заключить контракт с исполнителем, который соответствует требованиям документации о закупке по согласованию с контрольным органом в сфере закупок;

- ужесточение ответственности за особо крупные и регулярные нарушения законодательства в сфере закупок;

- объединение двух обособленных планов документов - плана закупок и плана-графика;

- создание унифицированных форм для аукционной документации (но пока единых форм как таковых нет), создание онлайн-сервиса помощи в формировании документации для участия в электронных торгах;

- проведение консультативной помощи на государственном уровне для участников закупок, разработка понятийного обучающего приложения для работы на электронных торгах;

- цифровизация контрактной системы и использование таких новых методов и технологий, как блокчейн, большие данные, искусственный интеллект и машинное обучение, в том числе разработка off-line клиента новой системы государственных закупок для регионов с низком уровнем технологического развития [4].

- исключение участия в закупках недобросовестных поставщиков путем допуска к контракту только квалифицированных участников закупок, обладающих опытом исполнения контрактов.

Исходя из вышесказанного, в целях оптимизации и упрощения закупочных процедур, хотелось бы предложить создание конкретной специализированной структуры, непосредственно связанной с работой закупочной системы электронных торгов, наделенной определенными функциями и полномочиями проведения организационных, информационно-консультативных, контролирующих мероприятий, а также поддержкой и развитием технической составляющей электронных торгов.

Подводя итоги, стоит отметить, что совершенствование механизма организации государственных закупок должно способствовать своевременной покупке необходимой продукции в требуемом государством количестве и качестве при минимальных затратах из бюджета.

Список литературы:

1. Как работает блокчейн схема [Электронный источник]. URL: https://maincoin.net/blockchain/kak-rabotaet-blokchejn-sxema.

2. Преимущества и недостатки системы электронного аукциона, как способа проведения госзакупок [Электронный ресурс] // Рекламные тендеры государственные закупки в России / Новости и прессрелизы фирм. URL: http://btlregion35.ru/.

3. Сводный аналитический отчет по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам 2018 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Минфин России. URL: https://www.minfin.ru

4. Цобелев, Л.А. Инновации в информационных технологиях: электронные формы торговли / Л.А Цобелев// Финансы и кредит. - 2011. - №3. - С.62-91.

5. Шикалова, Е.В. Оценка эффективности системы государственных закупок в форме контрактной системы как новой институциональной среды // Актуальные проблемы современности: наука и общество. - 2015. -№2 (7). - С. 30-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.