Научная статья на тему 'Совершенствование механизма государственной дотационной поддержки в региональном АПК'

Совершенствование механизма государственной дотационной поддержки в региональном АПК Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
139
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОТАЦИЯ / ЦЕНА / РЕГИОН / МОЛОЧНОЕ СКОТОВОДСТВО / ГОСПОДДЕРЖКА / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / SUBSIDIES / PRICE / REGION / DAIRY CATTLE / STATE SUPPORT / PROFITABILITY

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Гусев А. Ю.

В целях сохранения объемов производства молока и молочных продуктов регионам необходима господдержка из бюджетов всех уровней. В Рязанской области размеры господдержки не позволяют осуществлять даже простое воспроизводство в отрасли молочного скотоводства, не стимулируют предприятия к росту объемов производства молока. В целях стабилизации производства молочной продукции рассчитаны размеры дотационной составляющей, с ориентацией на простое и расширенное воспроизводство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MECHANISM FOR STATE SUBSIDY SUPPORT REGIONAL AGRICULTURE

In order to maintain the production of milk and dairy products, regions need state support from the budgets of all levels. Ryazan region the size of state does not allow for even simple reproduction in the dairy industry does not provide incentives to enterprises to increase milk production. In order to stabilize the production of dairy products are designed dimensions subsidy component, with a focus on simple and expanded reproduction.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма государственной дотационной поддержки в региональном АПК»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОТАЦИОННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК

Гусев А.Ю. , к.э .н., доцент Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева

В целях сохранения объемов производства молока и молочных продуктов регионам необходима господдержка из бюджетов всех уровней. В Рязанской области размеры господдержки не позволяют осуществлять даже простое воспроизводство в отрасли молочного скотоводства, не стимулируют предприятия к росту объемов производства молока. В целях стабилизации производства молочной продукции рассчитаны размеры дотационной составляющей, с ориентацией на простое и расширенное воспроизводство.

Ключевые слова: дотация, цена, регион, молочное скотоводство, господдержка, рентабельность.

IMPROVING THE MECHANISM FOR STATE SUBSIDY SUPPORT REGIONAL AGRICULTURE

Gusev A., Ph.D., associate professor Kostychev Agrotechnological Ryazan State University

In order to maintain the production of milk and dairy products, regions need state support from the budgets of all levels. Ryazan region the size of state does not allow for even simple reproduction in the dairy industry does not provide incentives to enterprises to increase milk production. In order to stabilize the production of dairy products are designed dimensions subsidy component, with a focus on simple and expanded reproduction.

Keywords: subsidies, price, region, dairy cattle, state support, profitability.

В условиях низкой экономической эффективности производства молочной продукции в сельскохозяйственных предприятиях Рязанской области возникает острая необходимость ее дотирования с целью стабилизации объемов производства.

Несмотря на дотации, выделяемые из бюджетов разных уровней на развитие АПК России продолжает неуклонно снижаться поголовье молочного стада крупного рогатого скота, а продуктивность растет низкими темпами в результате чего сокращаются объемы производства молока, что является свидетельством того ,что такая финансовая поддержка малоэффективна и размеры ее должны быть существенно увеличены.

С нашей точки зрения, дотацию следует рассматривать как средство достижения необходимого уровня рентабельности с помощью государственного механизма финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Господдержка - это целевое финансирование из бюджетов разных уровней, направленное на поддержку приоритетных, существенно значимых для государства направлений экономической деятельности хозяйствующих субъектов, на целевые мероприятия в условиях низкой эффективности функционирования этих направлений либо полного отсутствия такой эффективности. Господдержка осуществляется через систему ценообразования на производимую молочную продукцию региона, и такая система должна стимулировать производство.

В Рязанской области из 251 хозяйства, производящего молоко, 72 организации или 28,3% имеют убытки от своей деятельности, поэтому для них в большей мере необходима господдержка.

В настоящее время господдержка сельскохозяйственных производителей осуществляется посредством дотирования фактически произведённого молока сельскохозяйственными организациями региона с учётом зональной дифференциации из расчёта за тонну произведенной продукции. По данной схеме получается, что чем больше произведено продукции, тем больше дотационная составляющая. Это своеобразный стимул к увеличению объёмов производства молока, и такой механизм, казалось бы, вполне оправдан. Но на практике выходит, что такие размеры дотационной поддержки для многих сельскохозяйственных организаций региона являются ничтожными и не обеспечивают даже простое воспроизводство, т.е. не покрывают текущие затраты производителей.

В таблице 1 представлены фактические размеры дотационной поддержки отрасли региона в разрезе районов с учётом объёмов производства молочной продукции.

Ставки субсидий в 2010 году, из средств областного бюджета, за тонну молока сформированы по группам районов в зависимости от расстояний к рынкам сбыта и специализации сельскохозяйственного производства.

В зависимости от группы ставки субсидий за реализованное молоко распределились для районов первой группы 500 рублей за тонну, второй группы 450 рублей за тонну, третьей группы 400 рублей за тонну.

Как свидетельствуют представленные расчёты, дотационная поддержка несколько выше в тех районах, где небольшие объёмы

производства молока, значительно хуже условия производства, транспортировки, хранения. Общий размер субсидий из регионального бюджета за 2010 год составил сумму в размере 124,974 тыс. рублей. Для такого региона, как Рязанская область, это является незначительной поддержкой, несмотря на то, что с 2011 года Правительством Рязанской области ставка субсидий была повышена в среднем на 21,2 %. Общий размер субсидий из федерального бюджета в 2010 году составил сумму 206, 9 тыс. рублей, которая распределилась с учетом объемов производства. Таким образом, согласно данным таблицы, средний размер субсидии на 1т молока в Рязанской области составляет 1167 рублей, в том числе средства регионального бюджета - 439 рублей.

Критерием дифференцированных дотаций в регионе является зональный признак, учитывающий, в первую очередь, природноклиматические условия хозяйствования, что вполне оправдано, к условиям производства растениеводческой продукции. Но для животноводческой отрасли, этот критерий является второстепенным, так как на эффективность производства более влияют уровень кормления, уровень содержания животных, генетический потенциал, использование современных способов доения коров и другие факторы не природно-климатического характера. Поэтому применение данного критерия нам представляется не совсем корректным.

Механизм распределения дотаций в молочном скотоводстве должен обеспечить сельскохозяйственным товаропроизводителям возмещение затрат, пошедших на производство молока, то есть, обеспечить простое воспроизводство и создавать дополнительный финансовый стимул для дальнейшего развития производства. Поэтому считаем, что дотации следует дифференцировать с учетом показателей рентабельности сельскохозяйственного производства, приняв за минимальную границу уровень в 30 % (простое воспроизводство) и максимальную - в 50 %, который будет способствовать стимулированию и развитию производства (расширенное производство).

Сегодня сложилась ситуация, при которой предприятия с низкой эффективностью производства вынуждены сокращать производство молока. Новый механизм господдержки необходим, так как он позволит приостановить сложившуюся тенденцию свертывания производства продукции в низкорентабельных и убыточных хозяйствах.

В целях более объективной и адресной помощи дотационную поддержку следует производить дифференцированно в разрезе районов, выделяя бюджетные средства, причитающиеся району, с последующим их распределением среди товаропроизводителей молочной продукции с учётом рентабельности производства.

Нам представляется, что размеры господдержки должны давать финансовую гарантию производителям молока, как минимум, на уровне минимальной границы обеспечения стабильности производства продукции, несмотря на низкую рентабельность или убыточность производства. Такой подход повышает заинтересованность предприятий, и на начальном этапе стабилизирует производство продукции, особенно в хронически убыточных и низкорентабель-

Таблица 1. Дотационная поддержка отрасли молочного животноводства региона

Районы Произведено молока в с/х предприятиях Номер района в группе по размерам субсидий па молоко Ставка, руб/т Всего дотационной поддержки, тыс. руб. в том числе из регионального бюджета

Ермишинский 3612 I 500 4431 1806

Захаровский 19921 III 400 22450 7968

Кадомский 946 I 500 1161 473

Касимовский 17300 I 500 21227 8650

Клспиковский 2086 I 500 2559 1043

Кораблинский 19460 II 450 22904 8757

Милославский 3786 I 500 4645 1893

Михайловский 19406 III 400 21870 7762

Новодеревенский 31446 II 450 37011 14150

Пителинский 2360 I 500 2895 1180

Пронский 7200 II 450 8474 3240

Путятинский 2406 I 500 2952 1203

Рыбновский 12100 III 400 13637 4840

Рижский 10920 III 400 12307 4368

Рязанский 38648 III 400 43556 15454

Сапожковский 1240 I 500 1521 620

Сараевский 8601 II 450 10123 3870

Сасовский 7410 II 450 8721 3334

Скопинский 7591 II 450 8935 3416

Спасский 12906 I 500 15836 6453

Старожиловский 25144 III 400 28287 10007

Ухоловский 3050 II 450 3589 1372

Чучковский 4086 I 500 5014 2043

Шацкий 8014 П 450 9432 3606

Шиловский 14921 I 500 18309 7461

Итого 284500 - - 331874 124974

ных предприятиях, также сможет затормозить процесс свертывания производства молока, а обеспечение максимального уровня рентабельности даст новый импульс к развитию производства, обновлению материально-технической базы, улучшению качества кормления и содержания животных.

Фактическая рентабельность большинства сельскохозяйственных предприятий отрасли молочного скотоводства региона остается на невысоком уровне, несмотря на сложившуюся позитивную тенденцию некоторого её роста за последние годы. Средний уровень рентабельности производства молока без учета господдержки за период 2005-2010 г. составил около 19%.

Предложенный механизм дотационной поддержки АПК апробирован на примере Рязанской области, расчёт дотации на молоко производился дифференцированно в разрезе 25 районов региона, результаты представлены в нижеприведенных таблицах.

Расчет дотации осуществляется с учетом сложившейся за последние годы по районам себестоимости единицы молочной продукции и цены реализации молока непосредственно производителями.

Размер дотационной поддержки рассчитывался с учетом позитивного и негативного прогнозов роста объемов производства молока. В первом случае следует учесть прирост молочной продукции за счет ввода в действие ряда строящихся молочных комплексов - в этом случае объемы производства возрастут до 368, 0 тыс. т, в случае нарушения сроков сдачи в эксплуатацию этих комплексов, что вполне возможно по состоянию на начало 2013г.,объемы производства молока будет несколько ниже, а именно на уровне 277,5 тыс. т , т. е . на 25 % ниже.

В таблице 2 представлены результаты расчета необходимого

размера господдержки производителей молочной продукции региона по двум возможным прогнозным сценариям развития с целью обеспечения экономической стабильности отрасли и ориентацией на рост производства продукции.

С целью выравнивания уровней эффективности производства молока в районах Рязанской области перегруппировка дотационной поддержки представлена в форме сравнительной таблицы 3. При расчетах рассмотрен размер дотаций, ориентированных на процессе расширенного воспроизводства в регионе.

Уровень дотаций для рентабельности в пределах 30 % для сельскохозяйственных товаропроизводителей региона достигнут, но значительные размеры дотационной поддержки по действующему механизму распределения оседает у тех хозяйств, которые производят больше продукции. С помощью предлагаемого механизма размеры субсидии могут быть перегруппированы с учетом требований равной рентабельности производства для всех сельскохозяйственных предприятий с целью выравнивания экономических условий хозяйствования и стабилизации объемов производства, а впоследствии - и к их росту Расчет дотаций производился на голову молочного стада крупного рогатого скота для условий простого и расширенного воспроизводства и с учетом двух возможных сценариев развития отрасли молочного скотоводства. Применение такого механизма дотационной поддержки вполне оправдано, с нашей точки зрения, такая помощь может быть оказана сельскохозяйственным организациям с целью сохранения , стабилизации и стимулирования роста поголовья молочного стада в условиях наметившейся тенденции устойчивого снижения поголовья в регионе. Данный механизм государственной поддержки позволяет ранжировать регион по уровню дотационной поддержки. Согласно рас-

26 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

Таблица 2. Прогнозы показателей дотационной политики региона

Районы Производство молока в среднем за период 2008-2010 гг., тыс. т. Средняя цена реализации 1 ц молока за период 2008-2010 гг., руб/ц Средняя себестоим ость 1 ц молока за период 2008-2010 гг., руб/ц Уровень рентабельности, (убыточное ти Производства молока (+,-), % Размеры дотационной поддержки районов, руб/ц Размер дотаций с учетом фактически достигнутого уровня производства,, тыс.руб • Объемы производства молока в условиях негативного прогноза, тыс.т Прогнозный размер необходимой, дотационной поддержки (негативный) на период до 2015 г., тыс. руб. Объемы производства молока в условиях, позитивного прогноза, тыс. т Прогнозный размер дотационной поддержки (позитивный) па период до 2015 г., тыс. руб.

в целях простого, воспроизводства в целях расширенного, воспроизводства для целей прост. воспроиз в-ва для целей расш. воспр-ва ддя целей простого воспроизводств а. для целей расширенного воспроизводства

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Ермишинский 3600 1010,0 983,6 2,7 268,4 465,2 9662 3384 9082 15742 3750 10065 17445

Захаровский 22000 1032,0 802,6 28,5 12,0 172,6 2640 20680 2482 3569 25900 3108 4470

Кадомский 1050 685,6 834,3 -17,8 398,9 565,6 4188 987 3937 5582 1430 5704 8088

Касимовский 17200 1089,0 941,3 15,7 134,6 322,8 23151 16168 21762 52190 21380 28777 69014

Клепиковский 2090 982,0 1149 -14,5 511,3 741,1 10686 1965 10047 14565 2700 13805 20009

Кораблинский 19350 927,0 791 16,2 110,1 269,2 21304 18189 20026 48964 20700 22790 55724

Милославский 3653 936,0 823,6 13,6 135,0 299,8 4931 3434 4635 10295 3600 4860 10792

Михайловский 19350 924,0 786,3 17,1 101,4 258,7 19620 18189 18443 47054 20700 20989 53550

11оводеревенский 30800 981,0 783,0 25,3 36,8 103,4 11334 28952 10654 29936 38700 14241 40016

Пителинский 2340 906,3 1243,0 -27,1 709,7 958,3 16606 2199 15606 21073 2670 18948 25586

Пронский 7200 1092,3 963,0 13,4 159,8 352,4 11505 6768 10815 23850 2100 33558 74004

Путятинский 2500 855,3 696,3 22,8 50,1 189,4 1252 2350 1177 4450 2900 1452 5492

Рыбновский 13500 1190,0 951,6 25,0 47,6 237,8 6426 12690 6040 30177 15700 7473 37334

Ряжский 11500 799,0 666,0 19,9 67,2 200,5 7728 10810 7264 21674 12580 8453 25223

Рязанский 44300 1225,3 992,6 23,4 65,5 264,0 29016 41642 27276 109934 58000 37990 153120

Сапожковский 1280 936,7 841,6 11,6 154,8 323,2 1981 1203 1862 3888 6380 9860 205877

С араевский 8850 925,5 915,0 1,1 264,4 447,4 23399 8319 21995 37219 9800 25911 43845

Сасовский 7810 975,7 1068,0 -8,6 412,2 625,8 32192 7341 30259 45939 8600 35449 53818

С копинский 7714 958,0 946,5 1,8 266,9 453,8 20588 7251 19353 32905 10680 28504 48465

Спасский 13713 983,6 812,6 21,0 73,1 235,6 10024 12890 9422 30368 15900 11622 37460

Старожиловский 26821 966,3 836,6 15,5 121,3 288,6 32533 25211 30580 72758 29600 35904 85425

Ухоловский 3430 715,6 742,6 -3,6 249,5 398,0 82557 3224 8043 12831 3600 8982 14328

Чучковский 4160 891,3 721,0 23,6 46,1 190,3 1917 3910 1802 7440 8300 3826 15794

Шацкий 7565 969,0 847,3 14,3 133,0 300,0 10061 7111 9457 21333 8340 11092 25020

Шиловский 13685 1029,0 949,0 8,4 204,9 394,8 28040 12633 25885 49875 15100 30939 59614

Итого (млн. руб) 2955 1016,3 866,6 17,2 110,9 294,2 3493 277,5 327,9 783,6 368,0 434,3 1004,2

ЭКОНОМИКА

Таблица 3. Сравнительный анализ показателей дотационной политики региона

Районы Распределение дотаций с учетом фактически достигнутого уровня производства, тыс. руб Распределение дотаций в целях выравнивания экономических условий хозяйствования по районам региона, ориентированных на процесс расширенного воспроизводства, тыс. руб

Негативный прогноз Позитивный прогноз

Ермишинский 9662 15742 17445

Захаровский 2640 3569 4470

Кадомский 4188 5582 8088

Касимовский 23151 52190 69014

Клепиковский 10686 14565 20009

Кораблинский 21304 48964 55724

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Милославский 4931 10295 10792

Михайловский 19620 47054 53550

Новодеревенский 11334 29936 40016

Пителинский 16606 21073 25586

Пронский 11505 23850 74004

Путятинский 1252 4450 5492

Рыбновский 6426 30177 37334

Ряжский 7728 21674 25223

Рязанский 29016 109934 153120

Сапожковский 1981 3888 205877

Сараевский 23399 37219 43845

Сасовский 32192 45939 53818

Скопинский 20588 32905 48465

Спасский 10024 30368 37460

С тарожиловский 32533 72758 85425

Ухоловский 8557 12831 14328

Чучковский 1917 7440 15794

Шацкий 10061 21333 25020

Шиловский 28040 49875 59614

Итого (млн. руб) 349,3 783,6 1004,2

Таблица 4. Рекомендуемые размеры дотационной поддержки отрасли молочного скотоводства в региональном АПК.

№ Район Поголовье молочного стада КРС в среднем за 2008-2010 Приходится дотаций на среднегодовую голову молочного стада КРС при простом воспроизводстве, тыс. руб. Приходится дотаций на среднегодовую голову молочного стада КРС при расширенном воспроизводстве, тыс. руб.

Негативный прогноз Позитивный прогноз lei ативный прогноз Позитивный прогноз

1 Ермишинский 916 9,91 10,98 17,18 19,04

2 Захаровский 4318 0,57 0,72 0,82 1,03

3 Кадомский 660 5,97 8,64 8,46 12,25

4 Касимовский 4492 4,84 6,40 11,62 15,36

5 Клепиковский 911 11,03 15,16 13,27 21,96

6 Кораблинский 4448 4,50 5,13 11,00 12,52

7 Милославский 1156 4,02 4,20 8,90 9,33

8 Михайловский 4663 3,96 4,50 10,09 11,48

9 1оводеревенский 6277 1,70 2,27 4,68 6,38

10 Пителинский 722 21,61 26,2 29,18 35,43

11 Пронский 2020 5,35 16,61 11,81 36,64

12 Путятинский 835 1,41 1,74 5,33 6,57

13 Рыбновский 3632 1,66 2,05 8,31 10,28

14 Ряжский 2802 2,59 3,02 7,71 9,00

15 Рязанский 8600 3,17 4,42 12,78 17,80

16 Сапожковский 300 6,20 32,85 12,96 68,62

17 Сараевский 2407 9,14 10,76 15,46 18,22

18 Сасовский 2177 13,90 16,28 21,10 24,72

19 Скопинский 1560 12,41 18,27 21,09 31,06

20 Спасский 3982 2,37 2,92 7,62 9,40

21 Старожиловский 6465 4,73 5,55 12,25 13,21

22 Ухоловский 801 10,04 11,21 16,01 17,89

23 Чучковский 1210 1,49 3,16 6,15 13,05

24 Шацкий 2135 4,43 5,19 9,99 11,72

25 Шиловский 3784 6,84 8,18 13,18 15,75

Итого 71500 4,58 6,07 10,96 14,04

Таблица 5. Группировка районов регионального АПК с позиции уровня интенсивности дотационной поддержки при различных сценариях производственной деятельности.

Уровень дотационной поддержки Градация районов по интенсивности дотаций на среднегодовую голову молочного стада КРС при максимальной поддержки(5 0%) Градация районов по интенсивности дотаций на среднегодовую голову молочного стада КРС при минимальной поддержки(3 0%)

При негативном прогнозе При позитивном прогнозе При негативном прогнозе При позитивном прогнозе

Умеренно низкая Захаровский, Новодеревенский, ГТутятинский, Спасский, Ряжский, Чучковский Захаровский, Новодеревенский, Путятинский, Ряжский, Спасский, Милославский Захаровский, Путятинский, Рыбновский, Новодеревенский, Спасский Захаровский, Новодеревенский, Путятинский, Спасский, Ряжский, Рыбновский.

Средняя Кадомский, Рыбновский, Милославский, Шацкий,Михайловский, Кораблинский, Касимовский. Рыбновский, Михайловский, Шацкий, Кадомский, кораблинский, Чучковский, Старожиловский. Ряжский, Михайловский, Рязанский, Милославский, Старожиловский, Касимовский. Чучковский, Милославский, Рязанский, Михайловский, Кораблинский, Шацкий, Старожиловский

Выше среднего Пронский, Рязанский, Сапожко вский, Старожиловский, Шиловский, Клепиковский. Касимовский, Шилвский, Ухоловский, Рязанский, Сараевский, Ермишинский Кораблинский, Пронский, Кадомский, Сапожковский, Шиловский,Сараевский Касимовский, Шиловский, Кадомский, Сараевский,Ермишинский, Ухоловский.

Высокая Сараевский, Ухоловский, Ермишинский, Скопинский, Сасовский, Пителенский Клепиковский, Сасовский, Скопинский, Пителенский, Пронский, Сапожковский. Ермишинский, Ухоловский, Клепиковский, Скопинский, Сасовский, Пителенский. Клепиковский, Сасовский, Пронский, Скопинский, Пителинский, Путятинский.

Таблица 6. Таблица 6 Размер и структура дотаций по группам районов с учетом типов дотационной поддержки.

Типы дотационной поддержки >азмер дотаций для ориентированных на процессе расширенного іроизводства, млн. руб Структура дотационной юддержки, %.

Негативный прогноз Позитивный прогноз

/ мерено-низкий 97,437 123,453 12,3

средний 215,595 280,935 27,6

Зыше среднего 274,810 353,442 35,1

высокий 195,709 242,469 24,9

ІТОГО 783,66 1004,2 100

четов классификация районов по уровню дотаций представлены таблицей 4.

При сложившимся поголовье молочного стада крупно рогатого скота в регионе в среднем за 2008-2010 года на уровне 71,05 тыс. голов минимально необходимый размер дотационной поддержки(-простое воспроизводство на уровне 30%) на физическую голову при тенденции снижения поголовья составляет -4,58 тыс. рублей на одну голову, а при росте поголовья - 6,07 тыс. рублей на 1 голову. Размер дотации при уровне рентабельности 50% (расширенное воспроизводство)должен составлять соответственно - 10,96тыс.руб-лей и 14,04 тыс. рублей на 1 голову молочного стада крупного рогатого скота. На основании проведенных расчетов можно сгруппировать районы региона по признаку уровня интенсивности дотационной поддержки на 1 голову молочного стада крупного рогатого скота на группы с умеренно-низкой дотационной поддержкой, средней, выше среднего и высокой на базе признаков минимального необходимого(простое воспроизводство) и максимального(расши-ренное воспроизводство) уровня государственной поддержки. С учетом сложившихся экономических показателей деятельности отрасли молочного скотоводства и с прогнозом на перспективу в таблице 5 нами рекомендованы четыре группы районов региона по уровню интенсивности дотационной поддержки при различных возможных сценариях экономического развития региона. В первую группу вышли районы с относительно низкой государственной поддержкой , а в четвертую наоборот.

С учетом сложившейся градации представляется возможность рассчитать размеры дотационной поддержки в денежном исчислении и определить их структуру в разрезе классификационных признаков.

Как свидетельствуют расчеты значительный удельный вес в структуре дотации, а следовательно наибольшая финансовая поддержка должна быть распределена по 3 и 4 типу дотационной поддержки. Опираясь на представленные расчеты можно рассчитать размеры дотационной поддержки в расчете на единицу животноводческой продукции(молоко) для двух возможных вариантов раз-

вития, а именно для целей простого и расширенного воспроизводства.

Как свидетельствуют расчетные данные, дотационная поддержка в разрезе районов отличается значительной дифференциацией. В районах , где производство молока наиболее эффективно она меньше, а там ,где убыточно размеры дотаций существенно возрастают. В среднем по региону размер дотаций на 1 т. молока для условий простого воспроизводства должен составлять сумму в размере 1180 руб./т, а для расширенного воспроизводства господдержка необходима в размере 2820 руб./т. Т. о предлагаемый механизм господдержки должен носить гарантированный характер всем производителям молочной продукции и оказать позитивное влияние на объемы производства молока, вначале стабилизируя , а в дальнейшем стимулируя производство молочной продукции на более высоком уровне. А для этих целей вполне возможно и целесообразна дополнительная субсидированная финансовая поддержка из бюджетов всех уровней тем производителям , которые сохраняют поголовье молочного стада крупного рогатого скота и увеличивают производство молока.

Литература:

1. Касторнов Н.П. Организационно-экономический механизм развития молочного подкомплекса : научн. издание. -Мичуринск -Наукоград РФ: Изд-во Мичуринского гос.аграр.ун-та,2007.-257 с.

2. Нечаев Н.Г., Терновых К.С. Системное развитие предприятий АПК в условиях переходной экономики. Под ред. проф. Терновых К.С. - Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 2006. - 253 с.

3. Пизенгольц В.М. Экономическая эффективность интенсификации регионального молочного скотоводства / В.М. Пизенгольц, Ю.Г. Шапорова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2011. - №9. - С.23-26.

Таблица 7. Рекомендуемые размеры дотационной поддержки производителям молочной продукции по районам региона

’айоп Размер субсидии па 1 т молока руб./т

В условиях простого воспроизводства В условиях расширенного воспроизводства

ермишинский 2680 4650

!ахаровский 120 170

Садомский 3990 5660

Сасимовский 1440 3230

Слепиковский 5110 7410

Сораблинский 1100 2690

Милославский 1350 2990

Михайловский 1010 2590

1оводеревенский 370 1030

Тителинский 7090 9580

1роиский 1590 3520

Тутятинский 500 1840

’ыбновский 480 2370

’яжский 670 2000

’язанский 660 2640

Сапожковский 1550 3230

Сараевский 2640 4470

Сасовский 4120 6260

Скопинский 2670 4540

Спасский 730 2360

Старожиловский 1210 2890

Ухоловский 2490 3980

[учковский 460 1900

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Панкин 1330 3000

Пиловский 2040 3950

3 среднем по региону 1180 2820

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.