Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
342
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДНАЯ И РАСХОДНАЯ ЧАСТЬ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ БЮДЖЕТОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Радченко Антон Эдуардович

Данная статья рассматривает актуальную тему муниципальных финансов, касающуюся формирования местных бюджетов и их эффективности. В данной работе проведен анализ и выявлены основные проблемы в формировании доходов и расходов местного бюджета. Предложены мероприятия по совершенствованию механизма формирования и исполнения местного бюджета.This article examines the current topic of municipal finance related to the formation of local budgets and their effectiveness. This work analyzes and identifies the main problems in the formation of revenues and expenditures of the local budget. Measures are proposed to improve the mechanism for the formation and execution of the local budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА»

УДК 336.1

Экономические науки

Радченко Антон Эдуардович, магистрант Самарский университет государственного управления «Международный

институт рынка», г. Самара

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Аннотация: Данная статья рассматривает актуальную тему муниципальных финансов, касающуюся формирования местных бюджетов и их эффективности. В данной работе проведен анализ и выявлены основные проблемы в формировании доходов и расходов местного бюджета. Предложены мероприятия по совершенствованию механизма формирования и исполнения местного бюджета.

Ключевые слова: местный бюджет, доходная и расходная часть местного бюджета, дефицит бюджета, муниципальное образование, самостоятельность бюджетов.

Annotation: This article examines the current topic of municipal finance related to the formation of local budgets and their effectiveness. This work analyzes and identifies the main problems in the formation of revenues and expenditures of the local budget. Measures are proposed to improve the mechanism for the formation and execution of the local budget.

Key words: local budget, revenues and expenditures of the local budget, budget deficit, municipality, independence of budgets.

Сегодня экономическая ситуация в мире крайне нестабильна, что напрямую влияет на экономику Российской Федерации. Чтобы построить грамотную организацию финансового и бюджетного процесса, нужны большие

инвестиции на всех уровнях власти. Все это приводит к дефициту финансовых ресурсов. Для правильной работы муниципалитета необходимо с особой тщательностью выстраивать бюджетные процессы.

Основной финансовой основой деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в бюджетной системе страны являются местные бюджеты с экономическим и социальным развитием соответствующих территорий.

В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса к местным бюджетам относятся [1]:

1. Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских районов, бюджеты внутригородских муниципалитетов федеральных городов Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

2. Бюджеты городских и сельских населенных пунктов, внутригородские бюджеты;

3. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет

Относительная экономическая независимость местного самоуправления

требует независимого бюджетного регулирования, что невозможно без формирования источников доходов местных бюджетов, составляющих финансовую базу, необходимую органам местного самоуправления для эффективного выполнения определенных функций. За счет бюджетов органов местного самоуправления финансируются расходы на среднее образование, здравоохранение, культуру, коммунальные услуги, содержание жилья, сельское хозяйство, охрану окружающей среды.

Местные бюджеты имеют определенную специфику, во многом связанную с позицией муниципалитетов. В конечном счете, муниципалитеты служат определенным звеном власти и при этом не входят в систему государственного управления, но самостоятельны. Таким образом, местные бюджеты, с одной стороны, самостоятельны, с другой стороны, они подчиняются не только федеральному, но и региональному бюджету [2].

Основой местного бюджета является его доходная и расходная стороны. Правильно функционирующий бюджет сочетает в себе грамотную систему, где доходная сторона покрывает все. В случае превышения доходов над расходами бюджет называется дефицитным. Если доходы оказались выше расходов, местный бюджет имеет профицит.

Низкий сбор доходов не способствует укреплению финансовой независимости муниципалитетов. К проблемам формирования и использования местных бюджетов относятся неэффективность бюджетных расходов, наличие фактов ненадлежащего использования денежных средств, недостаточное развитие статистики муниципальных финансов, отсутствие системы мониторинга состояния и качества управления государственными и муниципальными финансами, нечеткость методик регулирования межбюджетных финансовых потоков.

Важное место в структуре доходов региональных и местных бюджетов занимает финансовая помощь, осуществляемая в различных формах: гранты, субвенции, фонды финансовой помощи, взаиморасчеты. Эти формы, наряду с дифференциацией доходов от федеральных и региональных регулирующих налогов, являются неотъемлемыми элементами механизма бюджетного выравнивания. Если у регионов и муниципалитетов не будет надежных источников дохода, решение проблем в их компетенции останется проблематичным.

При формировании местного бюджета превышение налоговых доходов над неналоговыми делает их во многом зависимыми от межбюджетной политики, проводимой регионами.

Таким образом, основные проблемы местного бюджета в настоящее время:

1. Обеспечение бюджетной сбалансированности.

2. Совершенствование бюджетного федерализма, системы корректировки бюджетных ресурсов и бюджетного процесса.

3. Усиление системы финансового контроля для эффективного, результативного и рационального использования бюджетных средств.

4. Разработка методических подходов, методов и приемов распределения бюджетных средств.

Сбалансированность бюджета может быть достигнута всеми налогоплательщиками за счет эффективности сбора налогов, снижения затрат, расширения источников эмиссионного и неэмиссионного финансирования дефицита бюджета, увеличения доли неналоговых доходов, сокращения внешнего и внутреннего долга.

Для решения вопроса бюджетного контроля и эффективного расходования можно включить персональную ответственность должностных лиц на всех уровнях бюджетной системы за формирование бюджета, целевое расходование бюджета, а также за внедрение системы заработной платы по результатам работы [3].

Для решения этих проблем потребуется следующее:

1. Ожидаемые результаты целевых программ должны содержать четкие критерии оценки и ключевые показатели эффективности для их достижения;

2. Целевые программы должны быть нацелены на достижение определенных целей через систему индикаторов, которая облегчает процесс мониторинга их выполнения;

3. Действия целевых программ должны быть связаны с работой утвержденных регистров и работой муниципального бюджета, автономных и закрытых учреждений.

4. Целевая программа должна включать только мероприятия муниципальных образований, направленные на ее реализацию.

5. В целевой программе должны быть определены количественные и качественные показатели по всем видам деятельности муниципальных образований, отраженным в целевых программах.

Следует отметить, что основной проблемой при формировании местного бюджета в 2021 году стала отмена ЕНВД. Под отмену ЕНВД попали микро и

малые предприятия и ИП, реализующие социально значимые товары и услуги: небольшие розничные магазины, ветеринарные клиники, кафе и рестораны, гостиницы, бытовые услуги и пр. [4].

Большинство малых предприятий не смогли перейти на другую налоговую систему, особенно в условиях пандемии. Это привело к резкому сокращению числа участников рынка малого бизнеса и, как следствие, снижению поступлений в местные бюджеты.

В связи с этим были предложены следующие меры по совершенствованию механизма формирования и исполнения местного бюджета:

- повысить дисциплину работодателей за счет привлечения дополнительных доходов от НДФЛ, личной работы с работодателями и привлечения их к ответственности за выявленные нарушения;

- повышение эффективности использования муниципальной собственности за счет создания единой базы данных объектов муниципальной собственности в муниципальном образовании, за счет повышения эффективности использования муниципальной собственности, за счет автоматизации инвентаризации арендных ставок с использованием коэффициента умножения с учетом территориальности, а также за счет эффективной корректировки арендных ставок;

- реализовать комплекс мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности, разработать и реализовать программу повышения энергоэффективности городского хозяйства, снижения затрат на электроэнергию и удешевления жилищно-коммунальных услуг.

Выводы.

Таким образом, существуют проблемы в формировании и исполнении местных бюджетов, требующие местного законодательного регулирования. В настоящее время бюджеты большинства регионов и муниципалитетов имеют увеличенные расходы, не окупаемые доходами, то есть расходы, превышающие доходы. Это связано с неравномерной консолидацией налогов между

различными уровнями бюджетной системы. Важно отметить, что в сегодняшних условиях потенциал муниципалитетов все больше зависит от квалификации, уровня организации и интереса к увеличению и укреплению базы доходов местных бюджетов, а также наличия стимулов для повышения уровня эффективности управления финансами муниципалитетов.

Библиографический список:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации ФЗ от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. -№ 31. - Ст. 3823.

2. Агузарова Ф.С., Токаева С.К. Экономические преобразования в области местных налогов // Этап: экономическая теория, анализ, практика. -2015. - № 5. - С.58-65.

3. Атаева А. Г. Бюджеты муниципальных образований: проблемы и источники формирования // Молодой ученый. - 2019. - № 3. - С. 53-62.

4. Потапова Е.А. Совершенствование эффективности организации бюджетного процесса в муниципальном образовании // В сборнике: Проблемы антикризисного управления и экономического развития (ПАУЭР - 2018) // Материалы IV Национальной научно-практической конференции. - 2018. - С. 122-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.