Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ МЕР ПО ОХРАНЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКОСАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ МЕР ПО ОХРАНЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКОСАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ) Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психическое здоровье детей и подростков / организация психиатрической помощи детям и подросткам / аддиктивное поведение детей и подростков / факторы риска для психического здоровья детей и подростков. / mental health of children and adolescents / organization of psychiatric care for children and adolescents / addictive behavior of children and adolescents / risk factors for mental health of children and adolescents.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Булычева Е. В.

Актуальность. Для разработки эффективного инструментария охраны психического здоровья подростков медицинским работникам требуется уточнение ведущих причин его формирования в современных условиях, предикторов и критериев риска его ухудшения. В настоящее время отсутствуют интегрированные медико-психолого-социальные мониторинговые исследования психического здоровья подростков, включающие динамический контроль психологических, педагогических, социальных и медицинских индикативных показателей. Цель исследования: выполнение обзора научных публикаций, посвященных анализу состояния психического здоровья детей и подростков Российской Федерации. Методы исследования. С использованием поискового образа «психическое здоровье детей и подростков», «организация психиатрической помощи детям и подростков», «аддиктивное поведение детей и подростков», «факторы риска для психического здоровья детей и подростков» сформирована коллекция из 63 релевантных статей, опубликованных отечественными и зарубежными авторами за последние 15 лет (2013–2023 гг.), проиндексированных в библиометрических базах WoS, Scopus, РИНЦ, и в поисковых систем PubMed, Google Scholar. Результаты исследования. Выполненный анализ позволяет отметить, что такие вопросы как проявление неклинических психических отклонений, их предикторов с возрастной детализацией, разработка интегральных показателей ухудшения психического здоровья изучены недостаточно. В исследованиях, указывающих на наличие проблем в системе охраны психического здоровья несовершеннолетних в период их обучения в общеобразовательных организациях, не приводятся конкретные рекомендации по их решению. Заключение. Для разработки эффективного инструментария охраны психического здоровья подростков медицинским работникам требуется уточнение ведущих причин его формирования в современных условиях, предикторов и критериев риска его ухудшения. Это позволит восполнить имеющийся дефицит в алгоритмах медицинского сопровождения подростков в период обучения в общеобразовательных организациях и медико-психолого-педагогической интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING MEDICAL AND SOCIAL MEASURES TO PROTECT THE MENTAL HEALTH OF ADOLESCENTS IN THE PRIMARY HEALTH CARE SYSTEM (LITERATURE REVIEW)

Actuality. To develop effective tools for protecting the mental health of adolescents, medical workers need to clarify the leading reasons for its formation in modern conditions, predictors and criteria for the risk of its deterioration. Currently, there are no integrated medicalpsychologicalsocial monitoring studies of adolescent mental health, including dynamic monitoring of psychological, pedagogical, social and medical indicative indicators. The purpose of the study is to review scientific publications devoted to the analysis of the state of mental health of children and adolescents in the Russian Federation. Research methods. Using the search image: («mental health of children and adolescents», «organization of psychiatric care for children and adolescents», «addictive behavior of children and adolescents», «risk factors for mental health of children and adolescents»), a collection of 63 relevant articles published by domestic and foreign authors over the past 15 years (2013–2023) have been formed, indexed in the bibliometric databases WoS, Scopus, RSCI, and in the search engines PubMed, Google Scholar. Research results. The performed analysis allows us to note that such issues as the manifestation of clinical mental disorders, their predictors with age-related detail, and the development of integral indicators of mental health deterioration have not been sufficiently studied. Studies indicating the presence of problems in the system of mental health protection of minors during their studies in general education organizations do not provide specific recommendations for their solution.. Conclusion. To develop effective tools for the protection of adolescent mental health, medical professionals need to clarify the leading causes of its formation in modern conditions, predictors and criteria for the risk of its deterioration. This will make it possible to fill the existing deficit in the algorithms of medical support for adolescents during their studies in general education organizations and medical, psychological and pedagogical integration.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ МЕР ПО ОХРАНЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКОСАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)»

ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2024-4-102-112 УДК: 613.96+616-08-039.57

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ МЕР ПО ОХРАНЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ В СИСТЕМЕ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Е.В. Булычева н

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Оренбург, Россия. https://orcid.org/0000-0002-8215-8674.

И Автор для корреспонденции: Булычева Е.В.

АННОТАЦИЯ

Актуальность. Для разработки эффективного инструментария охраны психического здоровья подростков медицинским работникам требуется уточнение ведущих причин его формирования в современных условиях, предикторов и критериев риска его ухудшения. В настоящее время отсутствуют интегрированные медико-психолого-социальные мониторинговые исследования психического здоровья подростков, включающие динамический контроль психологических, педагогических, социальных и медицинских индикативных показателей.

Цель исследования: выполнение обзора научных публикаций, посвященных анализу состояния психического здоровья детей и подростков Российской Федерации.

Методы исследования. С использованием поискового образа «психическое здоровье детей и подростков», «организация психиатрической помощи детям и подростков», «аддиктивное поведение детей и подростков», «факторы риска для психического здоровья детей и подростков» сформирована коллекция из 63 релевантных статей, опубликованных отечественными и зарубежными авторами за последние 15 лет (2013-2023 гг.), проиндексированных в библиометрических базах WoS, Scopus, РИНЦ, и в поисковых систем PubMed, Google Scholar.

Результаты исследования. Выполненный анализ позволяет отметить, что такие вопросы как проявление неклинических психических отклонений, их предикторов с возрастной детализацией, разработка интегральных показателей ухудшения психического здоровья изучены недостаточно. В исследованиях, указывающих на наличие проблем в системе охраны психического здоровья несовершеннолетних в период их обучения в общеобразовательных организациях, не приводятся конкретные рекомендации по их решению.

Заключение. Для разработки эффективного инструментария охраны психического здоровья подростков медицинским работникам требуется уточнение ведущих причин его формирования в современных условиях, предикторов и критериев риска его ухудшения. Это позволит восполнить имеющийся дефицит в алгоритмах медицинского сопровождения подростков в период обучения в общеобразовательных организациях и медико-психолого-педагогической интеграции.

Ключевые слова: психическое здоровье детей и подростков, организация психиатрической помощи детям и подросткам, аддиктивное поведение детей и подростков, факторы риска для психического здоровья детей и подростков.

Для цитирования: Булычева Е.В. Совершенствование медико-социальных мер по охране психического здоровья подростков в системе первичной медико-санитарной помощи (обзор литературы). Менеджер здравоохранения. 2024; 4:102—112. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-4-102-112

Введение

, ффективность решения стратегических задач по охране здоровья детского и подросткового населения в условиях крупномасштабного реформирования социально-экономических отношений в российском обществе во многом будет определяться результативностью проводимой профилактики наиболее распространенных нарушений здоровья [1]. На фоне ухудшения состояния здоровья детей и подростков [2-4]

значительную обеспокоенность вызывает состояние психического здоровья подростков [5-6]. Подростковый возраст является критическим периодом развития и характеризуется диспропорциями в уровне и темпе нервно-психического развития, эмоциональной лабильностью, незавершенностью адаптационных процессов, которые могут усугубляться на фоне действия медико-социальных факторов [7-8]. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что в последние годы распространенность

© Булычева Е.В, 2024 г.

психических расстройств среди подростков в Российской Федерации увеличилась в 2 раза [9], а за последние 10 лет рост составил 10-15%. При этом за период обучения в общеобразовательных организациях этот показатель возрастает в среднем в 3-5 раз (5, 10-12]. В этой связи, охрана здоровья подростков приобретает особую значимость при их обучении в общеобразовательных организациях [4]. В период обучения в общеобразовательных организациях организация охраны здоровья подростков в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента России от 31.12.2015 № 683) возможна посредством оказания первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), которая является первым уровнем контакта населения с национальной системой здравоохранения, который максимально приближает медико-санитарную помощь к населению и представляет собой первый этап непрерывного процесса охраны его здоровья [13]. Однако в регламентирующих документах оказания ПМСП медицинскими работниками детям и подросткам в аспекте охраны психического здоровья есть ряд открытых вопросов, требующих научно обоснованного дополнения по совершенствованию этой системы.

Согласно приказу Минздрава России от 05.11.2013 г. № 822н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях» в задачи врачей-педиатров, врачей по гигиене детей и подростков, фельдшеров на базе образовательных организаций входит в том числе: подготовка предложений по медико-психологической адаптации несовершеннолетних, а также её коррекция; формирование и работа с группами несовершеннолетних повышенного медико-социального и биологического риска формирования расстройств здоровья; подготовка предложений и внедрение конкретных медико-социальных и психологических технологий сохранения, укрепления здоровья несовершеннолетних. Тем не менее, существуют очевидные проблемы в решении указанных задач. К ним относятся отсутствие системы и нормативно-правовых документов, регламентирующих межведомственное взаимодействие организаций здравоохранения и образования. У медицинских работников, обеспечивающих медицинское сопровождение несовершеннолетних на базе образовательных организаций, отмечается слабый уровень знаний и компетенций по вопросам возрастной психологии несовершеннолетних,

психолого-педагогических и социальных факторов, формирующих психическое здоровье подростков.

Значительную обеспокоенность вызывают пограничные психические отклонения подростков различной степени выраженности, которые диагностируются у 67,5% подростков и лишь 1,5% из них были ранее проконсультированы специалистами [1]. Это связано с тем, что медицинские работники как при работе в образовательных организациях, так и при проведении профилактических медицинских осмотров в большей степени ориентированы на нозологический подход в своей работе - выявление клинических признаков уже сформированного заболевания. Согласно приказу Минздрава России от 10.08.2017 г. № 514н «О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» одним из критериев комплексного анализа состояния здоровья является уровень достигнутого нервно-психического развития. Это означает, что психическое здоровье должно оцениваться педиатрами в процессе медицинских осмотров несовершеннолетних. Особенно это важно, учитывая тот факт, что в период с 7 до 14 лет в перечне осмотра врачами-специалистами не предусмотрен врач-психиатр. Но, как отмечает в своих исследованиях Л.А. Жданова [1, 6], на практике оценка нервно-психического развития реализуется неполно и часто весьма субъективно, поскольку в приказе не представлены методы, которые регламентированы для анализа функций нервно-психического развития.

В приказе Минздрава России от 13.06.2019 г. № 396н «О внесении изменений в Порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 августа 2017 г. № 514н» установлена необходимость выявления врачом-педиатром факторов риска развития психических расстройств и(или) нарушений поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ, для направления несовершеннолетнего в кабинет врача психиатра-нарколога. При этом, как и в приказе № 514н, не установлен для врача-педиатра «инструментарий» по проведению данной работы. В федеральных клинических рекомендациях по диагностике и лечению пагубного употребления психоактивных веществ также отсутствует регламентированное клинико-психологическое обследование для врача-педиатра и имеется только перечень факторов риска, оценка которых также не приведена, что

С

#хс

ограничивает врача-педиатра в выявлении этих факторов. В то же время известно, что на подростков в период обучения в общеобразовательных организациях действует ряд факторов биологического, генетического, личностного, семейного и средового характера.

В настоящее время школьная психологическая служба также не является совершенной динамической системой комплексной оценки психического здоровья и не предусматривает использование персонифицированных профилактических мероприятий [12]. В итоге, отсутствуют интегрированные медико-психолого-социальные мониторинговые исследования психического здоровья подростков, включающие динамический контроль психологических, педагогических, социальных и медицинских индикативных показателей [15].

Указанные факты диктуют необходимость совершенствования медико-социальных мер по охране психического здоровья подростков в период обучения в общеобразовательных организациях, что определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования: выполнение обзора научных публикаций, посвященных анализу состояния психического здоровья детей и подростков Российской Федерации.

Материалы и методы исследования

С использованием поискового образа «психическое здоровье детей и подростков», «организация психиатрической помощи детям и подростков», «аддиктивное поведение детей и подростков», «факторы риска для психического здоровья детей и подростков» сформирована коллекция из 63 релевантных статей, опубликованных отечественными и зарубежными авторами за последние 15 лет (2013-2023 гг.). Обобщение данных, а также стратегия электронного поиска проводилась согласно принципам PRISMA. В обзор отбирались статьи, опубликованные в рецензируемых научных журналах, индексируемых в библиометрических базах WoS, Scopus, РИНЦ, а также релевантные статьи из поисковых систем PubMed, Google Scholar. Критерии включения и исключения определены согласно рекомендациям Института Джоанны Бриггс «Критические инструменты оценки для использования в систематических обзорах». Были включены понятия, связанные с вопросами психического здоровья, психических расстройств,

организации первичной медико-санитарной помощи детям, подросткам. Были включены исследования, посвященные любому из этих понятий. Кроме того, проведен анализ данных, содержащихся в диссертациях и авторефератах по теме обзора, размещенных на сайте Российской государственной библиотеки.

В связи с ограниченной доступностью рандомизированных контролируемых исследований (РКИ) в этот обзор были включены как РКИ, так и не-РКИ отечественные и зарубежные исследования. Два эксперта независимо заполнили стандартизированные формы извлечения данных, включающие следующие сведения: 1) первого автора, год публикации; 2) медицинскую организацию (государственную или частную, сельскую или городскую;) 3) участников: размер выборки, возраст, пол (как для интервенционной, так и для контрольной группы, где это применимо); 4) план исследования (РКИ, не-РКИ); 5) характеристики вмешательства (направленность на здравоохранение, продолжительность, содержание и мероприятия, как интервенционные, так и контрольная популяция, если применимо); 6) темы, вызывающие озабоченность в области здравоохранения; 7) показатели результатов (субъективные или объективные показатели, краткосрочные или долгосрочные, размер эффекта, если применимо); 8) выводы исследований.

Оценка риска предвзятости во включенных исследованиях проводилась в рамках каждого исследования, используя инструмент, адаптированный из Кокрейновского руководства по систематическим обзорам мероприятий. Два эксперта независимо оценили вероятность предвзятости в следующих пяти областях: 1) предвзятость при отборе: систематические различия между исходными характеристиками сравниваемых групп; 2) предвзятость в результатах: систематические различия между группами в предоставляемом уходе или в воздействии факторов, отличных от интересующих вмешательств; 3) предвзятость при выявлении: систематические различия между группами в способах определения результатов; 4) предвзятость при выбытии: систематические различия между группами в отказе от участия в исследовании (отказ от участия в исследовании приводит к неполным данным о результатах, отсев относится к ситуациям, в которых отсутствуют данные о результатах); 5) предвзятость в отчетности: систематические различия между зарегистрированными и неучтенными результатами.

Результаты исследования

Современное общественное здравоохранение затрагивает весь спектр вопросов не только в части оказания медицинской помощи при конкретных заболеваниях, но и в части охраны здоровья всеми доступными средствами [16]. Среди самых актуальных его задач - охрана психического здоровья подростков [17-19]. Фундаментальные лонгитуди-нальные исследования по психическому здоровью В.В. Чубаровского с соавт. [5], Е.В. Макушкина [20], Скугаревский О.А. с соавт. [21], D. С1"^1"ю1т с соавт. [22] показали, что начальные признаки ухудшения психического здоровья, сформированные в детском и подростковом возрасте, вызывают долгосрочные и изнурительные последствия на индивидуальном и популяционном уровнях.

Ухудшение психического здоровья подростков сформировало проблему поиска эффективных решений медицинского сопровождения данного контингента населения в аспекте усиления первичной медицинской профилактики, раннего выявления признаков ухудшения психического здоровья и факторов его формирующих [23-27]. В научной литературе отмечается, что современные медико-социальные технологии охраны психического здоровья несовершеннолетних должны включать в себя медико-социальный патронаж, формирование стереотипов здорового образа жизни у подростка и его семьи, профилактику употребления психоактивных веществ, диагностику и коррекцию психического здоровья [1, 4, 28]. При этом, в период обучения подростка в образовательных организациях общего образования проведение этой работы отводится врачу-педиатру в связи с тем, что обеспеченность службы организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях врачами по гигиене детей и подростков остаётся неполной: 1% врачей от всей численности медицинских работников, осуществляющих медицинскую деятельность в структурных подразделениях с организованным медицинским обслуживанием образовательных организаций.

Публикации ряда авторов акцентируют внимание на существовании ряда проблем по оказанию полноценной и эффективной первичной медико-санитарной помощи врачами-педиатрами, направленной на охрану здоровья подростков [1, 29-30]. В связи с этим требуется систематизация, анализ и проведение научных исследований по выявлению индикативных показателей ухудшающих психическое здоровье подростков и факторов

риска; по разработке эффективных методов их диагностики.

В научной литературе ключевым фактором, ухудшающим психическое здоровье современных подростков, считается стресс [31-32]. Фундаментальные исследования К.В. Судакова (1981) определили, что при действии факторов среды обитания непривычной силы эмоциональный аппарат растущего организма включается в стресс-реакцию одним из первых. В более поздних трудах показано, что систематическое переживание стресса и его трансформация в хронический обуславливает значительное истощение функциональных резервов, появление быстрой утомляемости, снижение работоспособности, негативное изменение психоэмоционального фона [33-35]. В современной литературе в продолжение исследования данного вопроса В.Р. Кучмой с соавт. [34], Л.М. Сухаревой, М.А. Поленовой [36], В.В. Чубаровским [37] выявлены новые стрессоры школьного обучения. В.В. Бекезиным с соавт. [38], И.Н. Захарова с соавт. [39] определено негативное влияние стресса на соматическое здоровье. А.М. Простофил-линым [40] выявлены предпосылки формирования суицидального поведения при действии стресса. Р.Ш. Избасаровой с соавт. [41] показано влияние стресса на академическую успеваемость детей и подростков. В значительной части эти исследования охватывают только психологические и педагогические аспекты, не учитывая психофизиологические предпосылки формирования стресса. Отсутствие в исследованиях такого подхода, который включает учёт классического учения о стрессе в совокупности с фундаментальными представлениями о реактивности нервной системы [42] и исходными свойствами психической сферы определяет трудность прогнозов в поведенческих реакциях на действие различных стрессоров и разработки эффективных профилактических мероприятий первого уровня [43]. Исследования D.M. Dick, с соавт. [44], A. Padmanabhan с соавт. [45] установили, что рост и развитие основных структур головного мозга детей и подростков школьного возраста имеет динамичную природу генетических влияний. Гены кодируют функции белков, необходимых для реализации нервных процессов, и, в том числе, косвенно определяют различные траектории поведения [46]. Эти исследования в значительной мере определяют необходимость изучения генотипа с показателями функции мозга, поведенческой фентотипизацией развития, что может дать основу

С

#хс

для понимания психических процессов в критические моменты, когда возникает биологически опосредованные индивидуальные различия в сложном поведении подростков школьного возраста.

Проблемам снижения уровня действия стрессоров посвящены труды Т.Д. Молодцовой [47], Е.В. Неудахина [48], Э.А. Юрьева [31]. Эти работы в значительной мере способствовали поиску маркёров оптимальной адаптации психики и психического благополучия в работах Е.В. Куфтяк [46]. Благодаря заложенным направлениям научного поиска вышеуказанными авторами позже были сформированы современные представления о рисках развития клинически очерченных проявлений нарушений психики и роста психической заболеваемости в будущем у детей и подростков, испытывающих стрессовые нагрузки, неадекватные филогенетическим возможностям [49]. Особое значение приобретает этот вопрос при исследовании психического здоровья подростков, когда факторы риска и степень незащищенности превалируют над защитными факторами, что «ломает» механизмы сопротивления неблагоприятному воздействию [50-52]. Исследования С.В. Гарганеева [53], Н.Д. Узлова с соавт. [54], О.М. Филькина с соавт. [55], H.H.A. Thorpe [56] показали высокий риск дебюта аддиктивных форм поведения в подростковом возрасте. В целом, опубликованные данные существенно расширяют представление о формировании психического здоровья подростков школьного возраста, но не дают комплексного представления об особенностях и механизмах формирования психофизиологического дисбаланса подростков при действии стрессогенных факторов.

Среди ведущих факторов риска, формирующих стрессовое напряжение у подростков, в научной литературе указывается образ и условия жизни, которые определяются непосредственно социальным окружением и особенностями организации и проведения обучения в школе. Так, социальные факторы имеют потенциальный риск для здоровья [57]. В этих трудах характеристика социальных факторов определяется составом семьи, образованием и сферой деятельности родителей, уровнем жилищно-бытовых условий, семейной обстановкой. Исследования Р.В. Овчаровой (2018) показывают, что при оценке благополучия семьи объективнее и достовернее изучать родительскую толерантность, как интегральное трехуровневое образование личности родителя, проявляющееся когнитивным, эмоциональным, поведенческим

компонентами и обусловливает субъектное развитие личности подростка и его психологическое благополучие [58-59]. Однако, в научных исследованиях такой подход не используется, что определяет очевидную формальность изучения социальных факторов в аспекте их роли в формировании психического здоровья подростков. Еще одним важным компонентом, определяющим чувствительность подростков к действию социальных факторов, является непосредственно личностный профиль межличностных отношений и исходная биологическая потребность в социуме у подростков. Работы вышеуказанных авторов могут быть применены для модернизации имеющихся методик по оценке социальных факторов, формирующих здоровье подростков школьного возраста.

На образ жизни подростков существенно влияет его обучение в образовательных организациях. В научной литературе имеется ряд данных о том, что современный учебный процесс является стрессором для обучающихся подростков. В научной литературе широко и достаточно подробно освещен вопрос неблагоприятного влияния высоких учебных нагрузок и интенсификации учебного процесса на соматическое здоровье детей и подростков школьного возраста [60-61]. В результате демографических изменений численности населения произошла реструктуризация школ: на фоне увеличения численности учащихся уменьшилось до 2,4 раз количество школ, что сформировало ряд проблем: переуплотненность школ, несоответствие гигиеническим нормативам объема учебной нагрузки [62], чрезмерное вовлечение в систему дополнительного образования, активное и неконтролируемое использование информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности учащихся [63].

Выполненный анализ позволяет отметить, что несмотря на большое количество исследований, посвященных психическому здоровью подростков школьного возраста, такие вопросы как проявление неклинических психических отклонений, их предикторов с возрастной детализацией, разработка интегральных показателей ухудшения психического здоровья изучены недостаточно. Многие работы касаются лишь определенных характеристик психических состояний, которые развиваются у подростков школьного возраста или данных, характеризующих уже клинически очерченные симптомы и синдромы. Не теряют своей актуальности исследования по поиску предикторов развития

стресса и психофизиологических показателей здоровья, определяющих высокий уровень стрес-соустойчивости. В исследованиях, указывающих на комплекс нерешенных проблем организационного характера по несовершенству первичной медико-санитарной помощи системы охраны психического здоровья несовершеннолетних в период их обучения в общеобразовательных организациях не приводятся конкретные результаты их решения.

Заключение

Для разработки эффективного инструментария охраны психического здоровья подростков медицинским работникам требуется уточнение ведущих причин его формирования в современных условиях, предикторов и критериев риска его ухудшения. Это позволит восполнить имеющийся дефицит в алгоритмах медицинского сопровождения подростков в период обучения в общеобразовательных организациях и медико-психолого-педагогической интеграции.

1. Жданова Л.А., Бобошко И.Е, Молькова Л.К. Медико-социальные аспекты психического здоровья детей и подростков, возможности его охраны и укрепления. Вестник ИвГМА. 2020; 2:11-17.

2. Иванова И.Е, Родионов В.А. Повышение эффективности практической реализации проекта «Школьная медицина» в современных условиях. Практическая медицина. 2019; 5(17): 107-109. doi: 10.32000/2072-1757-2019-5-107-109

3. Журавлева И.В, Лакомова Н.В. Роль школы в формировании здоровья подростков: социокультурный и нормативно-правовой аспект. Социология медицины. 2022; 2(21): 159-170. doi: 10.17816/socm252066

4. Онищенко Г.Г., Войнов В.Б. Школьная медицина: актуальность, проблемы и перспективы развития (обзор литературы). Гигиена и санитария. 2023;102(5):474-481. doi: 10.47470/0016-9900-2023-102-5-474-481

5. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С. Клинико-эпидемиологическая характеристика пограничных психических расстройств у подростков школ и коллеждей. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2019; 3:11-18.

6. Жданова Л.А, Шишова А.В., Бобошко И.Е. Школьная медицина: возможности реализации первичной профилактики. Вестник ИвГМА. 2021; 3: 5-10.

7. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность (1904-19592004) / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева; Союз педиатров России, Науч. центр здоровья детей Рос. акад. мед. наук. - Москва: Династия, 2006. - 308 с.

8. Мехралиева Н.Г. Основные факторы стресса у подростков и пути их преодоления. Вектор науки ТГУ. 2011; 3(6): 196-198.

9. Шульдайс В.А., Сагитова Г.Р., Торопыгина Е.А, Столыпина М.В., Клюева Н.В., Шафоростова Е.М, Темерев И.А. Многоликость проблем школьной медицины: состояние здоровья и организация питания школьников. Медицинский Совет. 2022; (19):167-173. doi: 10.21518/2079-701X-2022-16-19-167-173

10. Серёгина Е.А. Здоровьесберегающая подготовка старшеклассников к единому государственному экзамену. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011; 10:170-174

11. Сухарев А.Г., Маркелова С.В. Диагностика и профилактика нарушений психического здоровья учащихся в условиях общеобразовательного учреждения. Российский педиатрический журнал. 2011; 6: 33-37.

12. Левина И.Л. Мониторинг психического здоровья обучающихся: задачи, структура, возможности. Journal of Siberian Medical Sciences. 2012; 2: С. 15-28.

13. Чичерин Л.П., Щепин В.О., Никитин М.В. К вопросу усиления медико-социального раздела первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам в России. Общественное здоровье и здравоохранение. 2020; 2 (66): 18-24.

14. Психическое здоровье современного школьника [Электронный ресурс]: монография: текстовое электронное издание / И.Л. Левина; Министерство образования и науки Российской Федерации, Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет». - Новокузнецк: НФИ КемГУ, 2016. -1 электрон. опт. диск (CD-ROM): ил.; 12 см.; ISBN 978-5-8353-1954-1

15. Клочкова А.В., Захаренко Н.А. Социально-психологическое самочувствие студентов: результаты социологического исследования. Педагогика и психология образования. 2023; 1:176-189.

№ 4 Manager

2024 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

16. Стародубов В.И., Перхов В.И., Сон И.М. Планирование тематики диссертаций по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение»: проблемы и решения. Менеджер здравоохранения. 2020;1:56-61

17. Миронов Я.Е. Современные особенности охраны психического здоровья детей и подростков в системе первичной медико-санитарной помощи. Гигиена и санитария. 2000; 4:30-35.

18. Резун Е.В., Слободская Е.Р, Семенова Н.Б., Риппинен Т.О. Проблемы психического здоровья и обращение за помощью среди подростков. Сибирский психологический журнал. 2021; 79:189-202.

19. Стригин В.М., Вдовин В.М. Пограничные состояния как индикатор в мониторинге психического здоровья детей и подростков (обзор литературы). Бюллетень медицинской науки. 2022; 3(27): 138-144.

20. Макушкин Е.В., Мохонько А.Р., Муганцева Л.А. Современные проблемы организации судеб-но-психиатрической экспертной службы в РФ. Российский психиатрический журнал. 2016; 1: 23-34.

21. Скугаревский О.А., Скугаревская М.М. Возможности ранней диагностики и профилактики психозов. Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015; 2(11): 10-25.

22. Chisholm D. Scaling-up treatment of depression and anxiety: a global return on investment analysis. The lancet. Psychiatry. 2016; 3: 415-24. doi:10.1016/S2215-0366 (16) 30024-4

23. Гурович И.Я. Направления совершенствования психиатрической помощи. Социальная и клиническая психиатрия. 2014; 1: 5-9.

24. Сухотина Н.К. Психическое здоровье детей и определяющие его факторы. Журнал неврологии и психиатрии. 2013; 5: 16-22.

25. Менделевич В.Д., Граница А.С. Роль прогностической компетентности и интуитивности в механизмах неврозогенеза. Экология человека. 2019; 12: 40-45.

26. Yoder H.N.C., Tol W.A., Reis R, Jong J.T. V.M. Child mental health in Sierra Leone: A survey and exploratory qualitative study. International Journal of Mental Health Systems. 2016; 10(1) doi:10.1186/ s13033-016-0080-8

27. Akseer N, Wright J., Tasic H. Women, children and adolescents in conflict countries: an assessment of inequalities in intervention coverage and survival. BMJ Global Health. 2020;5: e002214. doi:10.1136/ bmjgh-2019-002214

28. Орел В.И., Ким А.В., Середа В.М. Организация медико-социальной работы среди детского населения. Педиатр. 2018; 1(9): 54-60. doi: 10.17816/PED9154-60

29. Молдованов В.В., Кучма В.Р., Шубочкина Е.И. Методические подходы к преобразованию организации первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в образовательных организациях: алгоритмы деятельности врача по гигиене детей и подростков. Здоровье населения и среда обитания. 2019; 5 (314):10-13.

30. Рзянкина М.Ф., Костромина С.А., Васильева Ж.Б. Школьная медицина: итоги и перспективы развития научного направления. Дальневосточный медицинский журнал. 2020; 3: 124-130.

31. Юрьева Э.А., Новикова Н.Н, Длин В.В., Воздвиженская Е.С. Молекулярный стресс и хронические нарушения обмена веществ. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2020; 5: 12-22.

32. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Чубаровский В.В. Влияние поведенческих факторов риска на формирование отклонений в состоянии здоровья обучающихся. Гигиена и санитария. 2022;101(10):1206-1213. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-10-1206-1213

33. Сиденко Е.А. Профилактика экзаменационного стресса у старших подростков. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013; 1: 29-31.

34. Кучма В.Р., Ефимова Н.В., Ткачук Е.А. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся 5-10 классов общеобразовательных школ. Гигиена и санитария. 2016; 6(95): 552-558. doi: 10.18821/0016-99002016-95-6-552-558

35. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Здоровье подростков в формировании их гармоничного развития. Гигиена и санитария. 2015; 6(94): 62-65.

36. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Поленова М.А. Достижения и перспективы научных исследований по гигиене и охране здоровья детей и подростков. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2017; 1: 4-11.

37. Чубаровский В.В., Лабутьева И.С., Кучма В.Р. Пограничные психические расстройства у обучающихся подростков: распространенность, факторы риска, основы психогигиены. Российский педиатрический журнал. 2018; 3:161-167.

38. Бекезин В.В., Пересецкая О.В., Козлова Л.В. Взаимосвязь между нарушением качества сна и стрессом у детей школьного возраста в зависимости от уровня артериального давления и индекса массы тела. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2021; 4: 337-338.

39. Захарова И.Н., Ершова И.Б., Творогова Т.М., Глушко Ю.Г. Стресс у детей и подростков -проблема сегодняшнего дня. Медицинский совет. 2021;1: 218-227.

40. Простофилин А.М. Влияние экзаменационного стресса на формирование предпосылок суицидального поведения старших школьников. Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016; 26-1:120-125.

41. Избасарова, Р.Ш., Крутикова Е.Н. Влияние стрессовой ситуации на успеваемость учащихся в общеобразовательной школе. Инновационная наука. 2018; 6:138-141.

42. Акимова М.К., Козлова B.T. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений. - M.: Издательский центр «Aкадемия», 2002; 160 с. ISBN 5-7695-0887-6

43. Берг Т.Н. Mетоды выявления нервно-психической неустойчивости в процедурах профессионального психологического отбора. Проблемы, исследования и перспективы развития психологической работы Владивосток: ТОВMИ, 2001. - 0,3 п.л.

44. Dick D.M., Aliev F., Krueger R.F., Edwards A., Agrawal A., Lynskey M. Genome-wide association study of conduct disorder symptomotology. Mol. Psychiotry. 2011; 16: 800-8. doi:10.1038/mp.2010.73

45. Padmanabhan A., Luna B. Developmentol imoging genetics: linking dopomine function to odolescent behovior. Broin Cogn. 2014; 89: 27-38. doi: 10.1016/j.bondc.2013.09.011

46. Куфтяк E.B., Тихонова И.B. Социокультурные факторы психического здоровья детей младшего школьного возраста. Вестник Кемеровского государственного университета. 2019; 3 (79): 716-725.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

47. Молодцова Т.Д.. Психологические механизмы подростковой дезадаптации. Вестник Таганрогского института имени A.^ Чехова. 2009; 2: 331-336.

48. Неудахин E.B., Морено И.Г., Гурьева Е.Н., Иванова C.B. Характер нарушений энергообмена клетки при хроническом стрессе у детей. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2012; 4-2(57): 112-118.

49. Карауш И.С., Куприянова И.Е. Ранние дезадаптивные схемы как модераторы стресса и формирующейся психической патологии. Сибирский психологический журнал. 2022; 83:122-140.

50. Макарова B.И., Павлова А.Н., Макарова А.И. Факторы риска, влияющие на здоровье подростков России и СШA. Экология человека. 2020; 7: 40-46.

51. Dumontheil I. Adolescent broin development. Current Opinion in Behoviorol Sciences. 2016; 10: 39-44.

52. Hamidullah S., Thorpe H.H. A, Fríe J.A., Mccurdy R.D., Khokhar J.Y. Adolescent Substance Use ond the Broin: Behoviorol, Cognitive ond Neuroimoging Correlotes. Frontiers in Humon Neuroscience. 2020; 14: Article 298. doi:10.3389/fnhum.2020.00298

53. Гарганеев C.B. Современный подросток с зависимым поведением: проблематика, вопросы превенции и психотерапии. Сибирское медицинское обозрение. 2011; 4(70): 82-85.

54. Узлов Н.Д., Сайдали Е.А. От подавленной к аккумулированной агрессии: как осужденные к пожизненному лишению свободы оценивают свою агрессивность. Тюменский медицинский журнал. 2014; 1(16): 47-49.

55. Филькина О.М., Bоробьева Е.А., Малышкина А.И. Региональная организационнофункци-ональная модель оптимизации здоровья школьников. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2021; 4(66): 178-179.

56. Thorpe A. Supplementory schools with connections to religious orgonisotions: o heuristic device for school leoders ond reseorchers. Monogement in Educotion. 2020; 34(4): 1158-1159.

57. Зулькарнаев Т.Р., Зигитбаев Р.Н., Поварго Е.А., Казак А.А., Хисамиев И.И., Габбасов А.З. Роль медико-социальных факторов в формировании здоровья младших школьников. Здоровье населения и среда обитания. ЗНиСО. 2020;(4):13-17. doi:10.35627/2219-5238/2020-325-4-13-17

58. Овчарова P.B. Корреляционное исследование родительской толерантности. Общество: социология, психология, педагогика. 2018; 7: 46-50.

59. Шишкина К.И., Кудинов B.B. Зависимость от компьютерных видеоигр у младших школьников. Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019; 10 (176): 433-436.

60. Ганузин B.М., Борохов Б.Д. Психотравмирующие факторы в школьном возрасте и их влияние на здоровье: постдидактическое стрессовое расстройство (обзор). Mедицинская психология в России. 2022; 1(14): 8-18.

61. Устинова О.Ю., Зайцева H.B., Эйсфельд Д.А. К задаче обоснования оптимальных параметров факторов риска образовательной среды детей школьного возраста по критериям антропометрических, психологических характеристик и соматического здоровья. Aнализ риска здоровью. 2022; 2: 48-63.

62. Александрова И.Э. Гигиеническая оптимизация учебного процесса в школе в условиях использования электронных средств обучения. Aнализ риска здоровью. 2020; 2: 47-54.

63. Севастьянова Т.П., Косцова С.А. Проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в начальной школе. Вестник науки. 2018; 9(3): 36-38.

ORIGINAL PAPER

IMPROVING MEDICAL AND SOCIAL MEASURES TO PROTECT THE MENTAL HEALTH OF ADOLESCENTS IN THE PRIMARY HEALTH CARE SYSTEM (LITERATURE REVIEW) E.V. Bulycheva H

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Orenburg State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Orenburg, Russia.

https://orcid.org/0000-0002-8215-8674.

H Corresponding author: Bulycheva E.V.

ABSTRACT

Actuality. To develop effective tools for protecting the mental health of adolescents, medical workers need to clarify the leading reasons for its formation in modern conditions, predictors and criteria for the risk of its deterioration. Currently, there are no integrated medical-psychological-social monitoring studies of adolescent mental health, including dynamic monitoring of psychological, pedagogical, social and medical indicative indicators.

The purpose of the study is to review scientific publications devoted to the analysis of the state of mental health of children and adolescents in the Russian Federation.

Research methods. Using the search image: («mental health of children and adolescents», «organization of psychiatric care for children and adolescents», «addictive behavior of children and adolescents», «risk factors for mental health of children and adolescents»), a collection of 63 relevant articles published by domestic and foreign authors over the past 15 years (2013-2023) have been formed, indexed in the bibliometric databases WoS, Scopus, RSCI, and in the search engines PubMed, Google Scholar.

Research results. The performed analysis allows us to note that such issues as the manifestation of clinical mental disorders, their predictors with age-related detail, and the development of integral indicators of mental health deterioration have not been sufficiently studied. Studies indicating the presence of problems in the system of mental health protection of minors during their studies in general education organizations do not provide specific recommendations for their solution..

Conclusion. To develop effective tools for the protection of adolescent mental health, medical professionals need to clarify the leading causes of its formation in modern conditions, predictors and criteria for the risk of its deterioration. This will make it possible to fill the existing deficit in the algorithms of medical support for adolescents during their studies in general education organizations and medical, psychological and pedagogical integration.

Keywords: mental health of children and adolescents, organization of psychiatric care for children and adolescents, addictive behavior of children and adolescents, risk factors for mental health of children and adolescents.

For citation: Bulycheva E. V. Improving medical and social measures to protect the mental health of adolescents in the primary health care system (literature review). Manager Zdravookhranenia. 2024; 4:102-112. DOI: 10.21045/1811-0185-2024-4-102-112

REFERENCES

1. Zhdanova L.A., Boboshko I.E., Molkova L..K. Medical and social aspects of mental health of children and adolescents, the possibilities of its protection and strengthening. Bulletin of the IwGMA. 2020; 2:11-17.

2. Ivanova I.E., Rodionov V.A. Improving the effectiveness of the practical implementation of the project «School medicine» in modern conditions. Practical medicine. 2019; 5(17): 107-109. doi: 10.32000/2072-1757-2019-5-107-109.

3. Zhuravleva I.V., Lakomova N.V. The role of school in the formation of adolescent health: socio-cultural and regulatory aspect. Sociology of medicine. 2022; 2(21): 159-170. doi: 10.17816/socm252066

4. Onishchenko G.G., Voynov V.B. School medicine: relevance, problems and prospects of development (literature review). Hygiene and sanitation. 2023;102(5):474-481. doi: 10.47470/0016-9900-2023-102-5-474-481

5. Chubarovsky V.V, Labutyeva I.S. Clinical and epidemiological characteristics of borderline mental disorders in adolescents of schools and colleges. Issues of school and university medicine and health. 2019; 3:11-18.

6. Zhdanova L.A., Shishova A.V., Boboshko I.E. School medicine: the possibilities of implementing primary prevention. Bulletin of the IwGMA. 2021; 3: 5-10.

7. Health, education and upbringing of children: history and modernity (1904-1959-2004) / A.A. Baranov, V.R. Kuchma, L.M. Sukhareva; Union of Pediatricians of Russia, Scientific Center for Children's Health of the Russian Academy of Medical Sciences. - Moscow: Dynasty, 2006. - 308 p.

8. Mehralieva N.G. The main stress factors in adolescents and ways to overcome them. Vector of Science TSU. 2011; 3(6): 196-198.

9. Shuldais V.A,, Sagitova G.R., Toropygina E.A., Stolypina M. V., Klyueva N. V, Shaforostova E.M., Temerev ¡.A. The diversity of problems of school medicine: the state of health and nutrition of schoolchildren. Medical advice. 2022;(19):167-173. doi: 10.21518/2079-701X-2022-16-19-167-173

10. Seregina E.A. Health-saving preparation of high school students for the unified state exam. Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University. 2011; 10:170-174.

11. Sukharev A.G., Markelova S.V. Diagnosis and prevention of mental health disorders of students in a general education institution. Russian Pediatric Journal. 2011; 6: 33-37.

12. Levina I.L.. Monitoring of mental health of students: tasks, structure, opportunities. Journal of Siberian Medical Sciences. 2012; 2: P. 15-28.

13. Chicherin L.P., Shchepin V.O., Nikitin M.V. On the issue of strengthening the medical and social section of primary health care for children and adolescents in Russia. Public health and healthcare. 2020; 2 (66): 18-24.

14. Mental health of a modern student [Electronic resource]: monograph: text electronic edition / I.L. Levina; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Novokuznetsk Institute (branch) Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kemerovo State University». Novokuznetsk: NFI KemGU, 2016. - 1 electron. optical disc (CD-ROM): ill.; 12 cm.; ISBN 978-5-8353-1954-1

15. Klochkova A.V., Zakharenko N.A. Socio-psychological well-being of students: results of a sociological study. Pedagogy and psychology of education. 2023; 1:176-189.

16. Starodubov V.I, Perkhov V.I, Son I.M. Planning the topics of dissertations in the specialty «Public health and healthcare»: problems and solutions. Health care manager. 2020;1:56-61.

17. Mironov Ya.E. Modern features of mental health protection of children and adolescents in the primary health care system. Hygiene and sanitation. 2000; 4:30-35

18. Rezun E.V, Slobodskaya E.R, Semenova N.B., Rippinen T.O. Mental health problems and seeking help among adolescents. Siberian Psychological Journal. 2021; 79:189-202.

19. Strigin V.M, Vdovin V.M. Borderline states as an indicator in monitoring the mental health of children and adolescents (literature review). Bulletin of Medical Science. 2022; 3(27): 138-144.

20. Makushkin E.V, Mokhonko A.R., Mugantseva L.A. Modern problems of the organization of the forensic psychiatric expert service in the Russian Federation. Russian Psychiatric Journal. 2016; 1: 23-34

21. Skugarevsky O.A., Skugarevskaya M.M. Possibilities of early diagnosis and prevention of psychoses. Bulletin of Psychiatry and Psychology of Chuvashia. 2015; 2(11): 10-25.

22. Chisholm D. Scaling-up treatment of depression and anxiety: a global return on investment analysis. The lancet. Psychiatry. 2016; 3: 415-24. doi: 10.1016/S2215-0366 (16) 30024-4

23. Gurovich I.Ya. Directions for improving psychiatric care. Social and clinical psychiatry. 2014; 1: 5-9

24. Sukhotina N.K. Children's mental health and its determining factors. Journal of Neurology and Psychiatry. 2013; 5: 16-22.

25. Mendelevich V.D., Border A.S. The role of prognostic competence and intuitiveness in the mechanisms of neurosogenesis. Human ecology. 2019; 12: 40-45.

26. Yoder H.N.C., Tol W.A., Reis R, Jong J.T. V.M. Child mental health in Sierra Leone: A survey and exploratory qualitative study. International Journal of Mental Health Systems. 2016; 10(1) doi:10.1186/s13033-016-0080-8

27. Akseer N, Wright J., Tasic H. Women, children and adolescents in conflict countries: an assessment of inequalities in intervention coverage and survival. BMJ Global Health. 2020;5: e002214. doi:10.1136/ bmjgh-2019-002214

28. Orel V.I., Kim A.V., Sereda V.M. Organization of medical and social work among the child population. Pediatrician. 2018; 1(9): 54-60. doi: 10.17816/PED9154-60

29. Moldovanov V.V, Kuchma V.R., Shubochkina E.I. Methodological approaches to the transformation of the organization of primary health care for minors in educational organizations: algorithms for the activity of a doctor in the hygiene of children and adolescents. Public health and habitat. 2019; 5 (314):10—13.

30. Rzyankina M.F, Kostromina S.A., Vasilyeva Zh.B. School medicine: results and prospects for the development of the scientific direction. Far Eastern Medical Journal. 2020; 3: 124-130.

31. Yuryeva E.A., Novikova N.N., Dlin V.V, Vozdvizhenskaya E.S. Molecular stress and chronic metabolic disorders. Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics. 2020; 5: 12-22.

32. Kuchma V.R., Sokolova S.B., Rapoport I.K., Chubarovsky V. V. Influence of behavioral risk factors on the formation of deviations in the state of health of students. Hygiene and sanitation. 2022;101(10):1206-1213. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2022-101-10-1206-1213

33. Sidenko E.A. Prevention of exam stress in older adolescents. Municipal education: innovations and experiment. 2013; 1: 29-31.

34. Kuchma V.R., Efimova N.V., Tkachuk E.A. Hygienic assessment of the intensity of educational activity of students in grades 5-10 of secondary schools. Hygiene and sanitation. 2016; 6(95): 552-558. doi: 10.18821/00 16-99002016-95-6-552-558

35. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Adolescent health in the formation of their harmonious development. Hygiene and sanitation. 2015; 6(94): 62-65.

36. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Polenova M.A. Achievements and prospects of scientific research on hygiene and health protection of children and adolescents. Issues of school and university medicine and health. 2017; 1: 4-11.

37. Chubarovsky V. V, Labutyeva I.S., Kuchma V.R. Borderline mental disorders in adolescent students: prevalence, risk factors, fundamentals of psychohygeny. Russian Pediatric Journal. 2018; 3:161-167.

38. Bekezin V.V, Peresetskaya O.V., Kozlova L.V. The relationship between sleep quality disorders and stress in school-age children depending on blood pressure and body mass index. Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics. 2021; 4: 337-338.

39. Zakharova I.N., Ershova I.B., Tvorogova T.M, Glushko Yu.G. Stress in children and adolescents is a problem of today. Medical advice. 2021;1: 218-227.

40. Prostofilin A.M. The influence of exam stress on the formation of prerequisites for suicidal behavior of senior schoolchildren. Priority scientific directions: from theory to practice. 2016; 26-1:120-125.

№ 4 Manager

2024 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

41. Izbasarova, R.S., Krutikova E.N. The impact of a stressful situation on the academic performance of students in secondary schools. Innovative science. 2018; 6:138-141.

42. Akimova M.K., Kozlova V.T. Psychophysiological features of the individuality of schoolchildren: Accounting and correction: Study guide for students. higher. educational institutions. - M.: Publishing center «Academy», 2002; 160 p. ISBN 5-7695-0887-6

43. Berg T.N. Methods of detecting neuropsychiatry instability in professional psychological selection procedures. Problems, research and prospects for the development of psychological work Vladivostok: TOVMI, 2001. - 0.3 pp.

44. Dick D.M., Aliev F, Krueger R.F., Edwards A., Agrawal A, Lynskey M. Genome-wide association study of conduct disorder symptomatology. Mol. Psychiatry. 2011; 16: 800-8. doi:10.1038/mp.2010.73

45. Padmanabhan A, Luna B. Developmental imaging genetics: linking dopamine function to adolescent behavior. Brain Cogn. 2014; 89: 27-38. doi:10.1016/j.bandc.2013.09.011

46. Kuftyak E.V, Tikhonova I.V. Sociocultural factors of mental health of primary school children. Bulletin of Kemerovo State University. 2019; 3 (79): 716-725.

47. Molodtsova T.D. Psychological mechanisms of adolescent maladjustment. Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov. 2009; 2: 331-336.

48. Neudakhin E.V, Moreno I.G., Guryeva E.N., Ivanova S. V. The nature of violations of cell energy exchange in chronic stress in children. Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics. 2012; 4-2(57): 112-118.

49. Karaush I.S., Kupriyanova I.E. Early maladaptive schemes as moderators of stress and emerging mental pathology. Siberian Psychological Journal. 2022; 83:122-140.

50. Makarova V.I., Pavlova A.N., Makarova A.I. Risk factors affecting the health of adolescents in Russia and the USA. Human ecology. 2020; 7: 40-46.

51. Dumontheil I. Adolescent brain development. Current Opinion in Behavioral Sciences. 2016; 10: 39-44.

52. Hamidullah S, Thorpe H.H.A., Frie J.A., Mccurdy R.D., Khokhar J Y. Adolescent Substance Use and the Brain: Behavioral, Cognitive and Neuroimaging Correlates. Frontiers in Human Neuroscience. 2020; 14: Article 298. doi:10.3389/fnhum.2020.00298

53. Garganeev S. V. Modern teenager with dependent behavior: problems, issues of prevention and psychotherapy. Siberian Medical Review. 2011; 4(70): 82-85.

54. Knots N.D., Saidali E.A. From suppressed to accumulated aggression: how do those sentenced to life imprisonment assess their aggressiveness. Tyumen Medical Journal. 2014; 1(16): 47-49.

55. Filkina O.M, Vorobyova E.A., Malyshkina A.I. Regional organizational and functional model for optimizing the health of schoolchildren. Russian Bulletin of Perinatology and Pediatrics. 2021; 4(66): 178-179.

56. Thorpe A. Supplementary schools with connections to religious organisations: a heuristic device for school leaders and researchers. Management in Education. 2020; 34(4): 1158-1159.

57. Zulkarnaev T.R., Zigitbaev R.N., Povargo E.A., Kazak A.A., Khisamiev I.I., Gabbasov A.Z. The role of medical and social factors in the formation of the health of younger schoolchildren. Public health and habitat. ZNiSO. 2020; (4):13-17. doi:10.35627/2219-5238/2020-325-4-13-17

58. Ovcharova R.V. Correlation study of parental tolerance. Society: sociology, psychology, pedagogy. 2018; 7: 46-50.

59. Shishkina K.I., Kudinov V.V. Dependence on computer video games in primary school children. Scientific notes of the P.F. Lesgaft University. 2019; 10 (176): 433-436.

60. Ganuzin V.M., Borokhov B.D. Psychotraumatic factors at school age and their impact on health: post-didactic stress disorder (review). Medical psychology in Russia. 2022; 1(14): 8-18.

61. Ustinova O.Yu, Zaitseva N.V., Eisfeld D.A. On the problem of substantiating the optimal parameters of risk factors for the educational environment of school-age children according to the criteria of anthropometric, psychological characteristics and somatic health. Health risk analysis. 2022; 2: 48-63.

62. Alexandrova I.E. Hygienic optimization of the educational process at school in the context of using electronic learning tools. Health risk analysis. 2020; 2: 47-54.

63. Sevastyanova T.P, Kostsova S.A. Problems of using information and communication technologies in primary school. Bulletin of Science. 2018; 9(3): 36-38.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Булычева Екатерина Владимировна - канд. мед. наук, доцент кафедры сестринского дела факультета высшего сестринского образования и организации здравоохранения ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Оренбург, Россия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ekaterina V. Bulycheva - Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Nursing of the Faculty of Higher Nursing Education and Health Organization of the Orenburg State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Orenburg, Russia. E-mail: e-sosnina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.